Вы здесь

Общие положения

 

Министерство юстиции Российской Федерации

(Минюст России)

 

 

 

 

Д О К Л А Д

 

«ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ

В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКОГО КОНТРОЛЯ»

 

 

 

Москва

2012


Содержание:

Введение 3

 

I. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности 4

 

II. Организация государственного контроля 6

 

III. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля 15

 

IV. Проведение государственного контроля 17

 

V. Действия Минюста России и его территориальных органов по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких

нарушений 17

 

VI. Анализ и оценка эффективности государственного контроля 18

 

VII. Выводы и предложения по результатам государственного контроля 20

 


Введение

 

В соответствии с компетенцией, определенной Указом Президента Российской Федерации от  13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.

По состоянию на 1 января 2012 г в Российской Федерации зарегистрировано 219 152 некоммерческие организации, из которых:

- 108 736 (49,6 %) общественных объединений;

- 24 624 (11 %) религиозных организаций и 5 представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации;

- 85 185 (38,9%) - некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм;

- 7 политических партий, 565 их региональных и 20 иных (местных, первичных) отделений.

В реестре филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций содержатся сведения о 240 структурных подразделениях, в том числе о 188 представительствах и 52 филиалах.

Требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) применяются к осуществлению государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц Минюстом России или его территориальными органами, в соответствии с Федеральным законом

от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации, установленного Федеральным законом

от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными специальными законами (далее – Закон № 7-ФЗ).

В целях реализации Закона № 294-ФЗ Минюстом России проведен комплекс мероприятий, позволивших оптимизировать организацию государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций, в части подготовки и согласования с органами прокуратуры годовых планов проведения плановых проверок деятельности некоммерческих организаций, согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры, изменения кратности проведения проверок и сроков проведения проверок.

Результаты этой работы отражены в настоящем докладе.

 

 

Раздел 1.

Состояние нормативно-правового регулирования в

соответствующей сфере деятельности

 

 

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, а также устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности некоммерческих организаций, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

от 11 февраля 1993 г. № 4462-1;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ);

Федеральный закон от 1 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Закон № 7-ФЗ;

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ);

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон от 29 июля 1998 г.  № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон № 95-ФЗ);

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ);

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее – Закон № 114-ФЗ);

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон № 54-ФЗ);

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании»;

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

Закон № 294-ФЗ;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 28 июня 2002 г. № 182 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

приказ Минюста России от 21 мая 2009 г. № 146 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»;

приказ Минюста России от 21 мая 2009 г. № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»;

приказ Минюста России от 31 марта 2009 г. № 90 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»[1];

приказ Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 7 октября 2010 г. № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 17 марта 2011 г. № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»[2].

 

 

Раздел 2.

Организация государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

 

 

а) сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля

 

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

В соответствии с приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 146 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» и № 147

«Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» в структуре Минюста России созданы и осуществляют деятельность 80 территориальных органов, из которых 8 – главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации (по одному в каждом федеральном округе) и 72 - управления Минюста России по субъектам Российской Федерации.

Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с реализацией ими контрольных функций, установленных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Главные управления осуществляют координацию деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России (далее - учреждения), действующих в пределах федерального округа.

 

б) перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций

 

Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль:

- за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам;

- за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;

- за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности.

Минюст России (его территориальные органы) вправе запрашивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов (в том числе территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и учреждений), органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностных лиц, а также от политических партий, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций информационные, справочные и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

По результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций Минюст России (его территориальные органы) вправе:

- выносить письменные предупреждения (представления) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

- принимать решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений;

- обращаться в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий;

- составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

- обращаться в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России   осуществляет контроль (надзор) в отношении: общероссийских и международных общественных объединений; политических партий; отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы осуществляют контроль (надзор) в отношении: межрегиональных, региональных и местных общественных объединений; региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий; местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями; иных некоммерческих организаций.

Организация и проведение контроля осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, презумпции их добросовестности.  Правовые акты Российской Федерации и Минюста России, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также информация об организации и осуществлении контроля о правах и об обязанностях, ответственности  должностных лиц Минюста России за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля являются открытыми и доступными для некоммерческих организаций на официальном сайте Минюста России, в том числе на специально созданном портале для некоммерческих организаций, а также на официальных сайтах территориальных органов Минюста России. Указанные сведения размещены также на Портале государственных услуг.

Предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого Минюстом России (территориальными органами), является:

1) соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

2) соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

3) соответствие деятельности религиозных организаций заявленным в их уставах целям и задачам;

4) соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

5) соответствие деятельности филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам.

Контроль деятельности некоммерческих организаций включает:

- проведение проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами;

- анализ отчетов (сообщений), представляемых некоммерческими организациями;

-применение мер правового реагирования в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческих организаций.

Основанием для проведения плановой проверки является утверждение ежегодного плана проверок.

На 2011 год было запланировано проведение 7 311 проверок некоммерческих организаций, проведено 7 250 плановых проверок, исполнение плана составило 85%.

На 2012 год запланировано 7 577 проверок некоммерческих организаций (-20%). В установленном постановлением Правительством Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 порядке план проверок согласован с органами прокуратуры Российской Федерации. Сводный план проверок некоммерческих организаций на 2012 год размещен на официальном сайте Минюста России, а также (в части, касающейся) на официальных сайтах территориальных органов Минюста России.

Основанием для включения некоммерческой организации в ежегодный план проверок в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ является истечение трех лет со дня:

- государственной регистрации некоммерческой организации;

- окончания проведения последней плановой проверки некоммерческой организации.

Во внеплановом порядке в 2011 году проведена 591 проверка, или 9 %

от общего количества плановых проверок.

В течение 2011 года в Закон № 7-ФЗ дважды вносились изменения, касающиеся оснований для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций.

До 1 августа 2011 г. основаниями для проведения внеплановых проверок Минюстом России (территориальными органами) некоммерческих организаций являлись:

1) истечение срока исполнения некоммерческой организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в Минюст России (территориальные органы) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства;

3) приказ (распоряжение) органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 242-ФЗ) перечень оснований для проведения органами юстиции внеплановых проверок некоммерческих организаций был уточнен и расширен.

Так, с 1 августа 2011 г. основаниями для проведения внеплановых проверок Минюстом России (территориальными органами) некоммерческих организаций являлись:

1) истечение срока исполнения некоммерческой организацией выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации и несоответствия деятельности целям, предусмотренным учредительными документами;

2) поступление в уполномоченный орган:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц уполномоченного органа), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о признаках экстремизма в деятельности некоммерческих организаций;

представления избирательной комиссии о проведении проверки некоммерческой организации в соответствии с пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

3) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

28 ноября 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 16.11.2011

№ 317-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона

«О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 317-ФЗ), которым из статьи 32 Закона № 7-ФЗ исключены такие основания проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций, как:

- истечение срока исполнения некоммерческой организацией выданного уполномоченным органом предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации и несоответствия деятельности целям, предусмотренным учредительными документами;

- поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц уполномоченного органа), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о признаках экстремизма в деятельности некоммерческих организаций;

- наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Таким образом, с 28 ноября 2011 г. единственным основанием проведения внеплановой проверки некоммерческой организации является поступление представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Закона № 95-ФЗ и пунктом 13 статьи 59 Закона  № 67-ФЗ.

Плановые и внеплановые проверки проводятся:

в месте нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее - выездные проверки) - 934 проверки (14 % от общего числа проведенных проверок);

без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее - документарные проверки) – 5 872 проверки (88 % от общего числа проведенных проверок).

Выездные проверки проводятся в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в Минюст России (территориальный орган) документах.

В иных случаях проводятся документарные проверки.

Проверка завершается составлением акта.

Конечным результатом исполнения государственной функции является выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов) путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

 - вынесение предупреждения (внесение представления) – всего 45 472 предупреждение, в том числе по результатам проверок – 3 860;

- приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации - 34;

- возбуждение дела об административном правонарушении – 5 353;

- направление в суд заявления о ликвидации или прекращении деятельности некоммерческой организации – 11 541;

- направление мотивированного решения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации - 0;

- принятие решения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций – 4.

В случае выявления при осуществлении контроля нарушений некоммерческими организациями, филиалами и представительствами международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (далее - некоммерческие организации) нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов), в том числе в сфере предпринимательской деятельности, о выявленных нарушениях сообщается в соответствующий контрольно-надзорный орган (направляются документы, свидетельствующие о нарушениях).

В 2010 году совместно с другими уполномоченными государственными органами проведено 43 плановые проверки (совместные внеплановые проверки не проводились).

По результатам проверок деятельности некоммерческих организаций в адрес правоохранительных органов направлено 18 сообщений о фактах выявленных нарушений для возбуждения уголовных дел.

В соответствии с подпунктами 3.1 и 3.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны ежегодно в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Минюст России (территориальный орган) отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Формы документов, содержащие отчет о деятельности некоммерческих организаций, утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Некоммерческие организации освобождаются от предоставления отчета по установленной форме, в том случае, если они отвечают одновременно трем критериям:

- если поступления имущества и денежных средств некоммерческих организаций  в течение года составили менее трех миллионов рублей;

- если они в течение года не имели  поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций;

- если в их деятельности не принимают участия иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства. 

Такие некоммерческие организации вправе направить в адрес Минюста России (его территориальных органов) уведомление либо заявление о своем соответствии названным требованиям и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

В целях обеспечения публичной открытости сведений о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций с 2010 года некоммерческие организации обязаны размещать отчеты или информацию о продолжении своей деятельности на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет.

В указанной части государственная функция по контролю за деятельностью некоммерческих организаций переведена в электронный вид, поскольку последующее представление отчета на бумажном носителе не требуется.

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

в) наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций

Указаны в разделе I.

 

г) информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора) при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия

 

Положениями о Министерстве юстиции Российской Федерации, о Главном управлении и Управлении Минюста России по субъектам Российской Федерации закреплена возможность организации взаимодействия органов юстиции с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, органами прокуратуры, правоохранительными и судебными органами при решении возложенных на них задач, в том числе по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Правовую основу взаимодействия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные акты.

Взаимодействие осуществляется в следующих формах:

- информационный обмен между Минюстом России и (или) его территориальными органами и иными государственными органами, уполномоченными в сфере контроля за деятельностью некоммерческих организаций, на основании заключенных соглашений;

 - организация и проведение совместных мероприятий (коллегий, совещаний, семинаров, «круглых столов»);

-   создание межведомственных рабочих групп, комиссий.

 

Названия и реквизиты заключенных соглашений о порядке и формах взаимодействия Минюста России и его территориальных органов с другими органами государственного контроля (надзора)

 

1. Соглашение между Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому мониторингу и протокол об информационном взаимодействии  от 18 июня 2009 г.;

2. Соглашение о порядке информационного взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 16 октября 2009 г.; 

3. Соглашение о порядке информационного взаимодействия Минюста России, его территориальных органов и Федеральной миграционной службы Российской Федерации, ее территориальных органов при регистрации некоммерческих организаций, включая общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также при осуществлении контроля за соблюдением ими законодательства Российской Федерации

от 26 февраля 2009 г.;

4. Соглашение о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов от 22 декабря 2008 г. 

 

д) сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля подведомственными органам государственной власти организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют контроль

 

Подведомственных организаций (в части контроля за деятельностью некоммерческих организаций) не имеется

 

е) сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

 

Эксперты и экспертные организации к контролю за деятельностью некоммерческих организаций не привлекаются   

 

 

Раздел 3.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора), муниципального контроля

 

 

а) сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций

Расходы федерального бюджета в 2011 году (НКО)

млн руб.

Наименование расходов

Центральный аппарат

56 ед.

Территориальные органы

807 ед.

Итого

863 ед.

Оплата труда

28,8

231,7

260,5

в том числе

начисления на выплаты по оплате труда

7,3

79,2

86,5

Оплата работ, услуг

25,1

139,9

165,0

в том числе

услуги связи

2,6

12,0

14,6

транспортные услуги

1,7

4,6

6,3

коммунальные услуги

2,6

8,5

11,1

арендная плата за пользование имуществом

0,0

32,8

32,8

работы, услуги по содержанию имуществом

5,9

51,0

56,9

прочие работы, услуги

12,3

31,0

43,3

Прочие расходы

10,1

41,1

51,2

увеличение стоимости основных средств (закупка оборудования)

5,6

23,2

28,8

увеличение стоимости материальных запасов (приобретение расходных материалов)

4,5

17,9

22,4

 

Итого:

64,0

412,7

476,7

 

б) данные о штатной численности работников органов государственного контроля, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

 

Штатная численность гражданских служащих подразделений по делам некоммерческих организаций Минюста России по состоянию

на 1 января 2012 г. составляет:

в Департаменте по делам некоммерческих организаций Минюста России - 56 государственных гражданских служащих, в том числе осуществляющих функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций – 22 (вакантных нет);

в территориальных органах Минюста России - 807 государственных гражданских служащих, в том числе осуществляющих функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций - 605 штатных единиц

(548 занятых, 57 вакантных).

 

в) сведения о квалификации государственных служащих, о мероприятиях по повышению их квалификации

 

Квалификация гражданских служащих, осуществляющих контрольные и надзорные функции в сфере деятельности некоммерческих организаций,  достаточно высокая. Все специалисты имеют высшее юридическое образование.

По стажу государственной службы: до 1 года  - 10,2%, от 1 года до 5 лет – 36,6%, от 5 до 10 лет – 25,3%, от 10 до 15 лет – 10,6%, свыше 15 лет – 17,3%.

В 2011 году Минюстом России на базе Российской правовой академии Минюста России организовано повышение квалификации гражданских служащих Минюста России по теме: «Правовые основы регистрации и контроля деятельности политических партий, общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций, формирования их реестров», ежегодное обучение прошли 53 государственных гражданских служащих.

 

г) данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

 

В 2010 году Минюстом России и его территориальными органами было проведено всего 81 164 мероприятия по контролю (проведение проверок деятельности некоммерческих организаций, вынесение предупреждений (представлений) по результатам проверок и по результатам систематического наблюдения и анализа состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности некоммерческих организаций, составление протоколов об административных правонарушениях, предъявление в суд исков о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций). Контрольные полномочия реализуют 684 государственных гражданских служащих (660 – в территориальных органах, 24 – в Департаменте по делам некоммерческих организаций Минюста России).

Таким образом, средняя нагрузка на 1 работника по фактически выполненному в 2010 году объему функций по контролю составляет 118,7 мероприятий.

 

 

Раздел 4.

Проведение государственного контроля (надзора),

муниципального контроля

 

 

а) сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций.

 

В 2011 году Минюстом России и его территориальными органами проведено:

- 6 801 проверка некоммерческих организаций, что на 19 % меньше, чем в 2010 г.;

- 6 210 плановых проверок, что на 20 % меньше, чем в 2010 г.;

- 591 внеплановая проверка, что на 1 % больше, чем в 2010 г.;

- 934 проверки по месту нахождения и (или) деятельности некоммерческих организаций, что составило 14 % от общего числа проведенных проверок;

- 5 872 проверки без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческих организаций, что составило 86 % от общего числа проведенных проверок.

В 2011 году план проверок выполнен Минюстом России и его территориальными органами на 85 %, в 2010 – на 83 %.

Снижение количества проверок связано с изменениями порядка проведения проверок некоммерческих организаций, обусловленными изменениями законодательства Российской Федерации, в частности Закона № 294-ФЗ.

 

б) сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

Не привлекались.

 

 

Раздел 5.

Действия органов государственного контроля (надзора),

муниципального контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

 

 

По результатам проведенных проверок деятельности некоммерческих организаций, а также по результатам систематического наблюдения за соблюдением некоммерческими организациями установленных законами обязанностей, иных обязательных требований в 2011 году Минюстом России и его территориальными органами:

- в адрес руководящих органов общественных объединений вынесено 23 181 письменное предупреждение и представлений (-16,6 %), в том числе 3 предупреждения в связи с осуществлением экстремисткой деятельности:

- в адрес руководящих органов религиозных организаций вынесено 3 266 письменных предупреждений (-18,6%), в том числе 1 предупреждение в связи с осуществлением экстремисткой деятельности. В отношении религиозных организаций и их должностных лиц в 2011 году составлено 316 протоколов об административных правонарушениях (в 2010 – 380), в суды направлено 56 исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства и 95 – в связи с прекращением уставной деятельности.

- в адрес руководящих органов некоммерческих организаций вынесено  18 985 письменных предупреждений (-16,6 %), в суды направлено 4 576 (+5 %) исковых заявления о ликвидации в связи с выявленными нарушениями законодательства. В отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлено 2 457 протоколов об административных правонарушениях.

- в адрес руководящих органов региональных отделений политических партий вынесено 39 предупреждений об устранении и недопущении впредь нарушений законодательства, в отношении 2 отделений составлены протоколы об административных правонарушениях.   

- в связи с выявленными нарушениями законодательства в адрес руководителей филиалов (представительств) иностранных некоммерческих неправительственных организаций вынесено 16 письменных предупреждений; сведения о 19 филиалах (представительствах) исключены из реестра. 

 

 

Раздел 6.

Анализ и оценка эффективности государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

 

 

№ п/п

Наименование показателя

2011 год

2010 год

1

выполнение утвержденного плана проведения плановых проверок (в процентах от общего количества запланированных проверок)

85

83

2

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля были проведены проверки (в процентах от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, конкретного субъекта Российской Федерации и муниципального образования)[3]

4,1

4,2

3

доля проведенных внеплановых проверок (в процентах от общего количества проведенных проверок)

9

7

4

доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок)

0,16

0,8

5

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц)

0,05

0,04

6

доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок)

0

0,5

7

доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц)

0,05

0

8

доля выявленных при проведении внеплановых проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний (в процентах от общего числа выявленных правонарушений)

1,42

2,87

9

доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения)

4,5

5,4

10

доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания, в том числе по видам наказаний (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения)

15,8

20,5

11

доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения)

0,38

0,2

12

доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых проверок, в согласовании которых было отказано в связи с нарушением порядка и отсутствием оснований для проведения таких проверок (в процентах от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений)[4]

36

25

13

доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания (в процентах от общего числа проведенных проверок)

0,04

0

 

 

Раздел 7.

Выводы и предложения по результатам государственного

контроля (надзора), муниципального контроля

 

 

а) выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора)

 

Данные статистической отчетности Минюста России за 2011 год свидетельствуют о сокращении числа проверок деятельности некоммерческих организаций, проведенных органами Минюста России, по сравнению с 2009 и 2010 годами. Это, в первую очередь, обусловлено применением территориальными органами Минюста России требований Закона № 294-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении поименованных указанной нормой видов государственного контроля (надзора).

К их числу подпунктом 24 пункта 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ отнесен федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций.

Пунктом 4.1 статьи 32 Закона № 7-ФЗ установлено, что к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона № 294-ФЗ с учетом указанных в пунктах 4.2 -4.4

статьи 32 Закона № 7-ФЗ особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

С момента вступления в силу Федерального закона от 27.12.2009

№ 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», а именно с 1 января 2010 г., на организацию и осуществление государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций полностью распространяются требования Закона 294-ФЗ.

Внесенные Законом № 242-ФЗ изменения в статью 32 Закона № 7-ФЗ уточнили и расширили перечень оснований для проведения внеплановых проверок с учетом специфики осуществляемого органами юстиции контроля в сфере некоммерческих организаций. Так, к числу оснований для проведения органами юстиции внеплановых проверок некоммерческих организаций были отнесены:

- поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц уполномоченного органа), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о признаках экстремизма в деятельности некоммерческих организаций;

- поступление в уполномоченный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки некоммерческой организации в соответствии с пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

Вместе с тем Законом № 317-ФЗ с 28 ноября 2011 г. перечень оснований проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций сокращен до единственного основания: поступление представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Закона № 95-ФЗ и пунктом 13 статьи 59 Закона  № 67-ФЗ.

Указанное исключает возможность проведения Минюстом России и его территориальными органами проверок:

- по фактам, свидетельствующим о признаках экстремизма в деятельности некоммерческих организаций;

- в целях установления исполнения некоммерческой организацией выданного предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации и несоответствия деятельности целям, предусмотренным учредительными документами;

- во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;

- на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

 

б) предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля в соответствующей сфере деятельности

 

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования государственного контроля в сфере некоммерческих организаций представляется необходимым проведение мониторинга законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, связанные с осуществлением Минюстом России и его территориальными органами государственного контроля, выработка по его итогам комплексных предложений по корректировке действующего законодательства с учетом целей и задач такого контроля.

 

в) иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности

Не имеется.

 

Приложения

 

Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроль за 4 квартала 2011 года по форме № 1 контроль размещены на официальном сайте Минюста России в подразделе статистика (http://www.minjust.ru/node/2112).



[1] Утрачивает силу с 27 марта 2012 г.

[2] Необходимость принятия нового административного регламента обусловлена внесением изменений в законодательство Российской Федерации в сфере контроля за деятельностью некоммерческих организаций Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Административный регламент соответствует требованиям, установленным Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 456(вступает в силу с 27 марта 2012 г.)

[3] По состоянию на 1 января 2012 г в Российской Федерации зарегистрировано 219 152 некоммерческие организации, 193 544 из которых подлежит контролю со стороны органов юстиции.

В соответствии с положениями статьи 5 Закона № 10-ФЗ профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Контрольные полномочия Минюста России в сфере некоммерческих организаций не распространяются также на государственные корпорации.

Таким образом, деятельность 88,3 % некоммерческих организаций, на которых распространяется специальный порядок государственной регистрации, подлежит контролю со стороны органов юстиции.

В 2011 году проводились проверки в отношении 8 012 некоммерческих организаций (4,1 % от некоммерческих организаций, деятельность которых подлежит контролю).

[4] Показатели раздела 3 формы № 1-контроль, утвержденной приказом Росстата от 21.12.2011 № 503, не позволяют разграничить случаи отказа органов прокуратуры в согласовании по основаниям, предусмотренным пунктом 11 статьи 10 Закона № 294-ФЗ. В этой связи в графе 5 строки 62 раздела 3 названной формы указано общее число принятых органами прокуратуры решений об отказе в согласовании проведения внеплановых проверок органами юстиции в 2011 году.

Кроме того, в связи с подготовкой и проведением избирательных кампаний 2011 - 2012 годов территориальными органами Минюста России на основании представлений избирательных комиссий проведено 226 внеплановых проверок некоммерческих организаций по основанию, предусмотренному пунктом 4.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ. При согласовании внеплановых проверок некоммерческих организаций территориальными органами Минюста России из органов прокуратуры получен 41 отказ в согласовании проведения внеплановых проверок.

Значительная часть отказов, по мнению Минюста России, необоснованна.

 

Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).
Введите символы, изображенные на картинке
Счетчик посещаемости и статистика сайта