Что может нарушать нравственноме развитие

Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях.

Александра Николаевна Шопф
Проблемы нравственного и духовного воспитания в современных условиях.

Шопф А. Н., воспитатель

МБДОУ ПГО «Детский сад №34» Полевской

Существуют ли проблемы в нравственном и духовном воспитании ребенка в современных условиях? Нельзя ответить однозначно на этот вопрос. В чем же причина, что в настоящее время Россия переживает один из непростых периодов духовно-нравственного воспитания.

На современном этапе развития образования сложилась ситуация, которая характеризуется, с одной стороны, тем, что на первый план выходит активизация человеческого фактора как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, с другой стороны – существует ряд проблем, связанных с резким падением духовно-нравственного здоровья российского общества.

Ухудшение духовно-нравственной обстановки в российском обществе связано, в том числе, с отсутствием у подрастающего поколения четких положительных жизненных ориентиров. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости,

Бездуховность, низкая нравственность, грубость, эгоизм и обман и многие другие пороки нашего времени – все они разрушают и человека, и общество, и государство. Поэтому сегодня первоочередной задачей воспитания является – не позволить разрушить личность ребенка.

В самом слове «воспитание» заложен высокий и сокровенный смысл. Воспитывать означает «питать духовно». Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно,развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активного отношения к действительности, глубокого уважения к людям.

Духовно-нравственное воспитание – это двусторонний процесс. Он заключается в воздействии педагога на воспитанников и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости.

Безусловно, ценности личности формируются, в первую очередь, в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования, где оно обеспечивается всем укладом жизни.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. На одном из примеров мультфильмов в наше непростое время можно сказать, что не все мультфильмы полезны и содержат важные для ребенка переживания и образы. Многие современные мультики, транслируемые по телевизору, могут плохо повлиять на развитие ребенка, сформировать у него склонность к агрессии, к зависимостям и даже есть случаи, когда мультики приводят к психическим расстройствам. Поэтому очень важно не допускать бесконтрольного просмотра детьми анимационной продукции.

В раннем возрасте до трех лет нельзя усаживать ребенка перед телевизором, в этом возрасте у детей еще не сформированы основные функции движения. Он не умеет одновременно держать предметы, двигаться, смотреть и слышать. Поэтому при включении телевизора они загружаются в просмотр мультиков и не отвлекаются на посторонние шумы, не двигаются. В последующем у таких детей появляются проблемы с движением, с речью, со зрением и с лишним весом. Развитие детей может сильно затормозиться. Детям старше трех лет лучше разрешать смотреть мультфильмы выборочно и строго определив время. В советское время все мультфильмы транслировались только после прохождения жесткого контроля, каждый кадр проверялся с точки зрения его воздействия на ребенка. Никто не будет отрицать, что такие советские мультфильмы про Карлсона, про крокодила Гену и Чебурашку, про дядю Стёпу великана, про дядю Фёдора, про героев из Простоквашино и другие были и остаются комфортными для детской психики, учат их прекрасному и доброму.

Однако многие родители сегодня считают эти мультфильмы слишком примитивными и устаревшими. Сегодня дети в основном любят смотреть современные мультфильмы, которые зачастую сделаны быстро и дешево, без учета возможности вредного воздействия на ребенка. Поэтому многие дети смотрят анимационную продукцию, в которой жестокость уживается с дурным вкусом, а герои многих мультфильмов являются безликими существами, которые лишены всякой индивидуальности. Специалисты уверены, что некоторые мультфильмы влияют на речь ребенка и его пластику, под воздействием их у ребенка создаются неправильные представления о системе ценностей и о мире, им придумываются соответствующие игры.

Рассмотрим яркий пример влияния мультфильма на психику ребенка. Возьмем один из популярных современных мультсериалов – «Свинка Пеппа». Проанализировав всего несколько серий, можно сказать, что он нацелен на формирование отрицательных моделей поведения (прыжки по лужам, разбрасывание игрушек, глупый смех, дискредитацию образа отца (главная героиня, свинка Пеппа, часто называет отца глупым и смеется над его неуклюжестью, привитие дурного вкуса детям (откровенная неэстетичность персонажей).

Поэтому очень важно не допускать бесконтрольного просмотра детьми анимационной продукции, которая приносит вред ребенку. Любить – значит понимать, уметь их слушать, быть отзывчивым к их нуждам. Если говорить о каких-то методах, то детей воспитывают не словами, а личным примером. Если родители добры к детям, друг к другу и окружающим (не в ущерб детям, конечно, то и дети вырастают добрыми, тогда наши дети будут в будущем заботливы и внимательны, благородны и отзывчивы, сочувствовать трудностям и стараться помочь в нужную минуту.

В федеральных государственных стандартах общего образования, а именно,в Концепции сказано: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

«Если гражданин лишен духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то законы исполняться не будут».

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания в условиях обновления образовательного процесса с учётом ФГОС ФГОС определяет цели и задачи дошкольного образования, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают всестороннее личностное.

Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания в условиях обновления образовательного процесса с учётом ФГОС Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения — одна из самых актуальных задач нашего времени. У детей искажены.

Игра как один из методов нравственного воспитания Игра это один из самых эффективных методов нравственного воспитания ребенка в семье. Игры для ребенка имеют свои особенности. Отношение.

Современные аспекты духовно-нравственного воспитания детей В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий Проблемы детского чтения в условиях применения инновационных технологий. В наше время перед нами стоит одна из острых проблем – дети не.

Работа с родителями в современных условиях На сегодняшний день взаимодействие педагогов и родителей, по-прежнему, является одной из сложных и актуальных проблем образования. Дошкольное.

Сохранение народных традиций как фактор нравственно-патриотического воспитания детей в современных условиях. Наши предки, переселяясь из Крыма на берег Дона, привезли с собой богатый народный фольклор: песни, танцы, сказки, басни, сказания и загадки.

Театральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детейТеатральная деятельность как средство эмоционально-эстетического и духовного воспитания детей “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Традиции духовно-нравственного воспитания в ДОУ ТРАДИЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ Н. Н. Мирошник «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» К. Д. Ушинский.

Эссе «Современный ребёнок» (взгляд на современных детей, проблемы, современные задачи воспитания, обучения и развития детей) Получив педагогическое образование в 90-х годах, я длительное время не работала по специальности. Спустя много лет, вернувшись в систему.

Нравственные проблемы

Нравственность — комплекс ценностей определенного человека. Речь идет о представлении о добре и зле, о том, что такое хорошо, а что плохо.

Каждый индивид обладает своим представлением о нравственности. Если для одних, например, гражданский брак — это норма, то другие назовут его безнравственным сожительством. У каждой стороны на этот счет будут свои аргументы.

Несмотря на существенные различия, представления о том, что правильно, а что нет, у большинства людей едины. Это обусловлено основными нормами морали, которые закладываются изначально в семье, затем корректируются в таких социальных институтах как детские сады, школы, вузы.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Благодаря единому подходу к формированию нравственно-моральных качеств в ребенке, сегодня закрепилось мнение, что нравственный поступок — это действие, которое не идет в разрез с интересами кого-либо.

История

Каждая эпоха накладывает свой отпечаток на представление общества о нравственности. Первым источником учений о нравственности принято считать Библию.

Позже на первый план вышли учения более светского характера. Это связано с необходимостью формирования государства, с потребностью завоевания территории и укрепления границ. В это время в центре учения оказывается фигура идеального монарха. «Идеальный» означает отважный, воинствующий, честный, заботящийся о жизни своего народа.

Если взять эпоху средневековья, то идеальные, казалось бы, на первый взгляд правители совершали такие поступки, что мягко говоря, противоречили все нормам морали. Речь идет об убийстве младенцев из-за боязни потерять престол, о произволе по отношению к женщинам и этот перечень можно продолжать до бесконечности.

С развитием цивилизации и формированием правового государства внимание стали привлекать купцы и люди высших сословий. В эти времена в подсознании людей прочно закрепились понятия «честь» и «бесчестный поступок». Неслучайно А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» дает совет молодому поколению «Береги честь смолоду». В XIX веке нарушить данное слово означало совершить безнравственный поступок. Люди дорожили своей репутацией, поэтому старались не совершать подобных поступков.

В наше время термин «репутация» в частной жизни человека имеет второстепенное значение. На первый план выносятся собственные интересы. Люди осознают, что живут они один раз, поэтому руководствуются сугубо собственными предпочтениями.

Понятия «свобода», «равноправие» кардинально изменило роль женщины в современном мире: от хранительницы семейного очага до президента. И женщина сама сегодня решает на какой ступени социальной лестнице ей оставаться. А в древние времена, к примеру, показаться на людях с распущенными волосами для девушек означало прослыть распущенной. Сегодня это понятие никак не связано с волосами.

Какие бывают нравственные проблемы

Забота человека о формировании собственной личности и об обустройстве собственной жизни — это хорошо. Но отсутствие границ допустимого и дозволенного повлекло за собой появление некоторых проблем.

В первую очередь это связано с относительно низким пониманием людей о роли семьи в жизни ребенка. Современные дети часто живут в условиях, когда оба родителя заняты построением карьеры. Это во многих случаях становится причиной того, что ребенок предоставлен сам себе. Живое общение с семьей заменено на переписку в соцсетях и на онлайн игры с незнакомцами. Такое общение чревато отчужденностью подрастающего поколения от реального мира и высокой вероятностью оказаться в руках аморальных людей.

Желание обогатиться и прославиться зачастую никак не связано с культом труда или с этическими понятиями. В поисках легкой наживы находятся, как взрослые, так и дети. А это опасно вовлечением в дурные компании, где деятельность связана с мошенничеством и грабежом.

Активное внедрение через СМИ в жизнь человека выдуманных шаблонов, будь то компьютерные игры, кино, истории обогащения стали причиной полного стирания с подсознания чувства меры. В погоне за навязанным идеалом человек не знает границ в похудении, в проявлении силы, в обогащении. А это, так или иначе, пагубно сказывается на здоровье как физическом, так и психологическом.

Все вышеперечисленное становится причиной того, что мы живем не своей жизнью, а жизнью навязанной СМИ. И теряем при этом самое дорогое — семейные ценности.

Почему проблема нравственности актуальна во все времена

Нравственные проблемы актуальны всегда, потому что на нравственности держится общество. Если каждый представитель социума будет совершать поступки без учета интересов остальных, то это станет причиной появления хаоса.

В социальной среде он проявляется в появлении беспредела и безнаказанности. Еще в древние времена было определено, что для процветания государства нужен правитель, который мог бы урегулировать возникающие споры. Для этих целей выбирались старейшины рода, князья, а в дальнейшем правители. К тому же наши предки активно распространяли учение о том, что сила заключается в единстве.

Получается, что для процветания государства нужен был всеми уважаемый правитель и единство в обществе.

Попытки решения проблемы

Для урегулирования конфликтов в древние времена прибегали к применению силы. Сжигали, казнили тех, кто распространял лжеучения или каким-либо образом мешал правлению. Для самих правителей устраивали перевороты.

Но сегодня к решению любой проблемы нужно подходить более гуманным и цивилизованным путем. Значимая роль в современном мире отводится различного рода социальным институтам. Это детские сады и школы. Именно здесь формируется первоначальное представление о нравственности.

Даже руководителями различных трудовых коллективов могут вести работу по агитации к здоровому и правильному образу жизни среди взрослых людей. Это может быть организация экскурсий, коллективные походы в театр, различного рода поощрения.

Играющую роль в формировании представления о нравственности играет классическая литература. Любовь к чтению должна в обязательном порядке прививаться молодому поколению в семье и в учебных учреждениях.

В современном кинематографе активно пропагандируются традиционные ценности, что формировались веками нашими предками. В последнее время появилось множество хороших экранизаций на военную тему, о дружбе и справедливости.

Нравственное развитие

Нравственное развитие — осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию … Словарь-справочник по педагогической психологии

Нравственное развитие — осмысление человеком своего предназначения, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию … Словарь по педагогической психологии

Духовно-нравственное развитие человека — процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей изменений в системе его духовных ценностей, обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе ее нравственно ориентированной, креативной,… … Официальная терминология

Развитие ребенка — физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие. Источник: ЗАКОН г. Москвы от 04.06.1997 N 16 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ … Официальная терминология

Нравственное воспитание — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимание Н.в. в истории культуры сложились 4 осн. традиции: патерналистская (Н.в. как обязательное почитание старших); религиозно церковная (Н.в. как поддержание… … Педагогический терминологический словарь

РАЗВИТИЕ — закономерное изменение материи и сознания, их универсальное свойство. В противоположность «творению», появлению из ничего, понятие «развитие» употребляется для обозначения поступательного движения, перехода из одного состояния к другому; отличают … Профессиональное образование. Словарь

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ — одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе. В понимании Н. в. в истории культуры сложилось 4 основные традиции: патерналист с к а я (Н. в. как обязат. почитание старших); религиозно цepковная (Н. в. как поддержание… … Российская педагогическая энциклопедия

Развитие общественно-политической мысли и культуры во Франции XVII в. — Феодальный строй защищала не только государственная машина, но и вся система взглядов господствующего дворянского класса. В то же время новые экономические потребности, вызревавшие в недрах старого общества, вызывали попытки опровергнуть всю… … Всемирная история. Энциклопедия

НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ — один из составных элементов морали, представляющий собой ее идеальную, субъективную сторону. В Н. с. в виде определ. понятий и представлений отражаются нравственные отношения общества и регулируемая посредством них нравственная деятельность людей … Философская энциклопедия

Нравственное воспитание — воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека … Словарь-справочник по педагогической психологии

Нравственное развитие дошкольников

Человек рождается, как чистый лист. И от того, как он будет воспитан, зависит, каким будет человек. Его нравственность определяется как генетическим фактором, группой сверстников в которой состоит дошкольник, так и семьей, в которой ребенок растет. Нравственное развитие дошкольников – наша тема сегодня.

В дошкольном возрасте много перемен происходит во внутреннем мире ребенка. Физическое развитие, интенсивный рост, обучение самостоятельным навыкам, творческое и интеллектуальное развитие – это не весь перечень процессов, которые происходят в жизни дошкольника.

Дошкольный возраст также является наиболее благоприятным временем для развития нравственности ребенка. Именно сейчас деятельность малыша приобретает другие формы, расширяется взаимодействие с другими людьми – взрослыми и сверстниками, появляются новые задачи и интересы.

Все это является благоприятной почвой и создает идеальные условия для нравственного развития дошкольников.

Малыш в дошкольном возрасте активно изучает сферу человеческих взаимоотношений, учится взаимодействовать с людьми на разных уровнях, стремиться узнать, как построен этот мир, и основным во всем этом является пример взрослых.

В дошкольном возрасте очень важно наличие достойных примеров, которые чадо сможет воспринимать как идеал, к которому необходимо стремится. Рассмотрим необходимые условия для нравственного развития дошкольников.

Дисциплина для развития нравственности дошкольников

Очень важным элементом формирования нравственных понятий у деток введение дисциплины. Благодаря ей, маленький человек получает чувство безопасности и имеет возможность жить в соответствии со стандартами, принятыми его социальной группой.

Именно за счет дисциплины детки могут развить совесть, которая руководит ими при контроле своего поведения. Период дошкольного возраста – это время начала формирования нравственных понятий у детей.

В то же время это очень важный этап, который представляет собой ступеньку для дальнейшего формирования нравственности у детей.

Нравственное развитие дошкольников по этапам

Моральные нормы в различном возрасте принимаются и выполняются дошкольниками по-разному. Поэтому, психологи выделяют условные этапы нравственного развития детей. Рассмотрим, о чем идет речь.

  1. Самый ранний период детства характеризуется полным отсутствием понимания нравственных норм, а также со сложностями в их исполнении. Маленькие детки не в состоянии подчинятся системе сложных правил, тем более понимать их смысл. Поэтому, на данном уровне развитие нравственности, как таковое, не наблюдается. Но, этот период является фундаментальным в плане подготовки к следующему, именно он дает начало моральности ребенка. Примерно с одного года жизни крохе уже нужны некоторые дисциплинарные ограничения, которые подготовят к введению остальных правил, ведущих к пониманию нравственных норм.
  2. На следующем этапе нравственного развития, примерно в возрасте 2-3 лет кроха уже легко подчиняет свою волю и поступки введенным родителями нравственным ограничениям и правилам. Но он это делает еще не осознанно, не имея понимания о истинном смысле существования моральных норм и понятий. Единственным мотивом, который может толкать ребенка на данном этапе к выполнению установленных родителями правил – понимание последствий негативных поступков. Плохим или хорошим малыши считают кого-то не потому, что у них уже сформировалось оценочное суждение, а потому что так говорят родители.
  3. Третий этап нравственного развития дошкольников – это пиковая фаза, которая приходится на возраст 3-6 лет. На данном этапе у ребенка уже начинает формироваться оценочное суждение, дошкольник начинает осознавать необходимость следовать нравственным нормам не только потому, что ему так сказали родители, но он сам понимает смысл своего поведения. Чадо учиться расценивать свои поступки и слова, на основании чего у него может появляться чувство вины, если его поведение не соответствовало нравственным нормам, которые приняты в том обществе, которое его окружает.

В старшем дошкольном возрасте чадо имеет знания о том, что является хорошим, а что плохим, и в то же время он рассуждает о том, что плохо поступать нельзя. У крохи на смену эгоцентрическому пониманию мира приходит гуманистическое.

Дошкольник способен на такие чувства как сострадание, сопереживание, дружеская поддержка и верность. В старшем дошкольном возрасте впервые чадо познает чувство справедливости, начинает ставить себя на место других людей.

Сюжетно-ролевые игры для нравственного развития дошкольников

Ведущий вид деятельности детей в дошкольном возрасте – это игра. Игры могут быть различными – коллективными, одиночными с участием игрушек или других атрибутов или без них. Именно поэтому игры используются для всестороннего развития детей, в том числе и нравственного.

В старшем дошкольном возрасте малышами часто практикуются сюжетно-ролевые игры, в которых они копируют увиденные в жизни взрослых поведенческие модели.

Роль взрослых состоит в том, чтобы всячески способствовать инициативе несмышленышей и самим быть инициаторами сюжетно-ролевых игр.

Роль семьи в нравственном развитии дошкольника

Семья играет решающую роль в формировании нравственных норм и их понимания ребенком. Семья начинает влиять на будущую духовность, моральность и нравственность ребенка еще задолго до того момента, когда он скажет свое первое слово.

Читайте также  Каковы сроки замены водительского удостоверения после смены фамилии?

Подсознательная память младенцев содержит немало информации о том, как поступали их родители, и при определенных условиях все эти сведения начнут проявлять себя в поступках. Семья на всех этапах развития малыша оказывает огромное, решающее влияние!

Моральные нормы и поведенческие модели устанавливаются в семье. Именно родители и их взаимоотношения формируют будущее поведение ребенка и восприятие мира. Семейные взаимоотношения оказывают влияние на взаимоотношения ребенка с окружающими детьми.

Негативный пример в семье также может отложить отпечаток на нравственности ребенка. Но, проблема в том, что многие родители, стремясь оградить свое чадо от негативного влияния, позволяют себе нравственно неприемлемые поступки втайне от дошкольника.

Естественно, рано или поздно чадо становится свидетелем такого поведения, и в результате родители рискуют пошатнуть свой авторитет в глазах ребенка. Несоответствие слов родителей и их действий – это ошибка, которая может иметь крайне негативные последствия.

Поэтому, важно чтобы родительские нравственные требования и правила в отношении дошкольников, в первую очередь выполнялись ими – только так вы сможете научить ребенка.

Какие нравственные уроки могут преподнести родители дошкольнику?

Давайте рассмотрим краткий список вещей, которым можно научить ребенка в дошкольном возрасте. Все это способствует формированию морального облика личности.

  • Покажите на своем личном примере, что нужно любить животных, задействуйте малыша в уходе за питомцем и учите его тому, что у него есть такие же чувства, как и у вас. Любовь ко всем живым существам – это основа гуманистического восприятия мира.
  • Покажите своему сыну или дочке на собственном опыте, что быть щедрым – это приятно и интересно, а жадность- осудите.
  • Научите малыша говорить во всех случаях правду, поиграйте в игры с соответствующим сюжетом. Обратите внимание дочки или сыночка на героев мультфильмов, которые лгали, и ни к чему хорошему это не привело.
  • Показывайте своему крохе правила хорошего тона – здоровайтесь, благодарите, уступайте место в общественном транспорте.
  • Всегда внимательно слушайте своего непоседу и смотрите ему в глаза – это поможет вам научить его не перебивать и не вмешиваться в чужой разговор.
  • Если помимо дошкольника у вас есть младшие детки, научите ребенка защищать их и заботиться о них.
  • Будьте осторожны в своих оценочных суждениях – вы являетесь эталоном для дошкольника, который впитывает всю информацию, как губка.
  • Не стоит скрывать от сыночка или доченьки свои эмоции – наоборот, научите дошкольника справляться с негативными чувствами на собственном примере.

Нравственное развитие дошкольников – это очень важный этап в формировании личности ребенка. Важно чтобы родители и педагоги со всей ответственностью подошли к этому вопросу.

Для полноценного развития нравственности необходим комплекс мероприятий, ориентированных на это. Личный пример родителей и самое главное – благоприятная и здоровая эмоциональная атмосфера в семье.

6 способов воспитать нравственность в детях

«Была на собрании в школе, учителя за голову от моего сына хватаются. На уроках разговаривает, хамит, на замечания не реагирует, на прошлой неделе обрезал все цветы у “англичанки” в кабинете, говорит, “весенняя обрезка”! Классная говорит, что надо “проводить работу по нравственному воспитанию”, пока не поздно. А как её проводить? Знаю, что сама сына запустила, но мы с ним вдвоём, приходилось много работать, времени воспитывать нормально не было. Как теперь всё исправить?»

— Ольга, 37 лет

Воспитание нравственности действительно часто является проблемой. Родителям не хватает времени и знаний, а школьным учителям — желания. В итоге дети оказываются предоставленными сами себе. Но ведь человек становится личностью в процессе воспитания — без обучения мы не умели бы даже говорить. И главную роль в становлении и развитии личности играет семья, и только потом школа. Давайте разберём, что же такое нравственность, зачем она нужна, и как мы, родители, можем помочь нашим детям вырасти нравственными людьми.

Нравственность — что это?

Понятие «нравственность» часто используют как синоним морали, этики или духовности. Между этими понятиями действительно много общего. Но тут есть нюанс: понимание того, что такое нравственность и духовность может быть разным даже у жителей соседних домов, например, в зависимости от религиозных предпочтений. Поэтому мы будем опираться на светское понимание нравственного воспитания детей, принятое в нашем обществе.

Воспитание нравственных чувств начинается практически с самого рождения. Ребёнок учится у родителей, как надо себя вести. Но почему бы нам не жить только для себя? Зачем нам нужно считаться с другими людьми и окружающим миром? Давайте остановимся на этом чуть подробнее.

Научим быть честным и правдивым

Почему важно воспитывать в детях нравственность

Иногда можно услышать мнение, что и без нравственности можно прожить, и вообще, зачем нужно придерживаться каких-то непонятных правил? Ведь свобода превыше всего. Но концепция нравственного воспитания играет огромную роль в нормальном функционировании общества, где человек человеку друг, а не волк.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет нравственное поведение:

Регуляция общественного поведения. Воспитание духовности и нравственности помогает людям взаимодействовать, учитывая интересы других. При этом не только нам нужно учитывать интересы других, но и другие должны учитывать наши интересы. Это делает жизнь комфортной для всех членов общества, обеспечивает защиту и гуманное отношение к более слабым и менее защищенным людям.

Оценка и регуляция своего поведения. Человек, который обладает внутренним пониманием того, что такое добро и зло, критично оценивает свои поступки и руководствуется принципом «личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». Например, прежде чем обрезать растения в кабинете, нужно подумать, не задевает ли моё поведение других людей? Эти растения выращивал не я, учитель расстроится, а растения погибнут — получается, я причиню вред другому человеку и уничтожу чужое.

Оценка чужого поведения. Нравственное воспитание личности также помогает увидеть, когда другие нарушают общественные нормы, мешают другим людям и причиняют кому-то вред. Соседский хулиган мучает котёнка, правильно ли это? Не требуется ли моя помощь слабому и беззащитному существу?

Нужно ли уступить место пожилому человеку? Можно ли брать чужое? А портить школьное имущество? Донести мусор до урны или бросить в кусты? Включать ли громко музыку ночью? Во всех этих ситуациях человек делает выбор, опираясь на свои внутренние, нравственные нормы.

6 способов нравственного воспитания

Так как же организовать нравственное воспитание в семье? Есть несколько способов, которые помогут вам в этом.

Личный пример

Дети часто ориентируются не на нравоучения, а на поступки родителей. Если у взрослых слова расходятся с делом, например, родители запрещают драться, но сами бьют детей, ребёнок будет считать правильным именно такое поведение. Поэтому важно самим демонстрировать поведение, которое вы ждёте от своих детей.

2. Положительное подкрепление

Замечайте то поведение, которое вы хотите видеть чаще, хвалите и благодарите ребёнка за него. [1] Если ваш сын первый раз сам помог младшему брату, не стоит раздражённо бросать что-то типа: «Ну наконец-то, давно пора». Выделите положительные стороны: «Я заметил, что ты помог брату переодеться после прогулки, я очень рад, что ты сам вспомнил об этом, взрослеешь». Одобрение взрослых поможет ребёнку увидеть, что он поступает правильно.

Однако если ребёнок делает что-то, что вам не нравится, не оскорбляйте его и не навешивайте ярлыки «оболтус, безалаберный, вырастешь преступником», не отказывайте ребёнку в любви (такого плохого мальчика я не буду любить). Лучше концентрируйтесь на эмоциях: «Мне кажется, Лена расстроилась, что ты толкнул её. Никому не нравится, когда его толкают, и мне не нравится, думаю, что тебе тоже было бы неприятно». И не ждите мгновенных извинений и раскаяния. Для того чтобы желаемое поведение закрепилось и перешло в личные убеждения, необходимо время.

3. Взаимодействие с эмоциями

В основе нравственности лежит отзывчивость и способность понимать, что чувствуют другие, поэтому важно не запрещать ребёнку испытывать эмоции, а, наоборот, интересоваться тем, что чувствует ребёнок и рассказывать о себе. «Почему ты расстроился? Что ты чувствуешь? Я очень испугалась, когда ты задержался после школы, а твой телефон не отвечал». Это поможет детям развить эмпатию и научиться понимать себя и других.

4. Книги и фильмы

То, что ребёнок смотрит и читает, существенно влияет на его развитие. Хорошие мультфильмы могут уменьшать асоциальное поведение и улучшать результаты обучения

5. Примеры других людей

Школьники могут копировать не только поступки родителей, но и поведение посторонних. Например, если дети наблюдают агрессивное поведение, то и сами ведут себя агрессивно. Эту закономерность хорошо демонстрирует эксперимент с куклой Бобо

6. Программа нравственного воспитания детей

Конечно, чем раньше вы начнёте закладывать основы нравственности, тем проще будет даваться процесс нравственного воспитания детей в дальнейшем. Но при этом никогда не поздно помочь ребёнку изменить своё поведение на более конструктивное.

Курс модификации поведения 7Sps — это программа нравственного воспитания подростков. Занятия проходят дистанционно, дети занимаются самостоятельно, а психологи оказывают поддержку и отвечают на вопросы по телефону, электронной почте или в онлайн-чате — способ общения школьник сможет выбрать сам.

Научим быть честным и правдивым

Также программа модификации поведения станет отличным подспорьем, если у вас есть возможность уделить время развитию нравственности у своих детей, но вы не знаете, с чего начать и как научить главному. Через 2-6 недель вы заметите, как меняются убеждения вашего школьника, и, как следствие, его поступки.

Занятия полностью анонимны, поэтому ни у вас, ни у вашего ребёнка не будет необходимости объяснять учителям и одноклассникам, почему вы решили обратиться за помощью.

И помните, хотя духовно-нравственное воспитание личности возможно в любом возрасте, не стоит пускать этот процесс на самотёк и ждать, когда подросший ребёнок разберётся сам. Помогите ребенку сформировать нравственные ценности уже сейчас.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]