Памятка бухгалтера казенного учреждения (подготовлено экспертами компании «Гарант»)
Комментарии (комплексные рекомендации) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления)
Письмо Минфина РФ от 16.05.2011 N 12-08-22/1959
Комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
Приказ Минфина РФ от 29.07.2015 N 234
Детальный план-график реализации государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. В частности, в документе приведены сроки реализации различных мероприятий, направленных на совершенствование бюджетного законодательства, внедрение в госсекторе новых стандартов бухгалтерского учета и отчетности, совершенствование деятельности уполномоченных органов по контролю в финансово-бюджетной сфере
Госзадание и бюджетная смета
Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640
Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания
Приказ Минфина РФ от 20.11.2007 N 112н
Составление, утверждение и ведение бюджетных смет казенными учреждениями
Письмо Минфина РФ от 20.06.2011 N 02-03-06/2736
Порядок финансового обеспечения платных услуг, оказываемых казенными учреждениями
Предоставление информации о деятельности учреждения
Приказ Минфина РФ от 30.09.2010 N 114н
Отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения
Приказ Минфина РФ от 21.07.2011 N 86н
Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта
Требования, утверждены Федеральным казначейством 26 декабря 2016 г.
Требования к порядку формирования структурированной информации о государственном (муниципальном) учреждении, информации, указанной в абзаце первом пункта 15.1 Порядка предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.07.2011 г. N 86н
Операции с имуществом учреждения
Постановление Правительства РФ от 14.10.2010 N 834
Порядок списания федерального имущества
Приказ Минэкономразвития РФ и Минфина РФ от 10.03.2011 N 96/30н
Порядок представления документов для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного оперативного управления за федеральными государственными учреждениями
Приказ Минфина РФ от 09.12.2016 N 231н
Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении
Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49
Указания по инвентаризации имущества и обязательств
Письмо Минфина РФ от 08.07.2011 N 02-06-10/3056
Порядок списания ГСМ
Бюджетный учет и отчетность
Общие положения по бухгалтерскому учету
Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы
Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н
Формы первичных учётных документов, регистров учёта, применяемых государственными (муниципальными) учреждениями
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н
План счетов бюджетного учета и Инструкция по его применению
Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н
Порядок составления и представления годовой , квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ
Письмо Минфина России от 19.12.2014 N 02-07-07/66918
Методические рекомендации по переходу на новые положения Инструкции N 157н (в редакции приказа N 89н)
Письма Минфина России от 05.04.2013 N 02-06-07/11164, от 29.12.2012 N 02-06-10/5394
Порядок отражения в бюджетном учете учредителя операций по предоставлению субсидий бюджетным и автономным учреждениям
Открытие лицевых счетов и порядок осуществления операций по лицевым счетам
Приказ Федерального казначейства от 17.10.2016 N 21н
Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства
Приказ Федерального казначейства от 30.06.2014 N 10н
Обеспечение наличными денежными средствами организаций, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), в том числе с использованием расчетных (дебетовых) карт
Приказ Минфина России от 30.09.2008 N 104н
Приказ Минфина России от 30.12.2015 N 221н
Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета
Приказ Минфина России от 30.12.2015 N 221н
Порядок утверждения и доведения до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета предельного объема оплаты денежных обязательств
Приказ Минфина России от 17.11.2016 N 213н
Санкционирование оплаты денежных обязательств в казначействе (для федеральных учреждений)
Приказ Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н
Порядок кассового обслуживания бюджетов
Приказ Минфина РФ от 06.06.2008 N 56н
Порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году
Положение Минфина РФ и Банка России от 12.11.2008 N 127н/328-П
Порядок завершения в текущем финансовом году операций по счетам федерального бюджета, открытым в подразделениях Банка России и кредитных организациях (филиалах)
Письмо Минфина России, Федерального казначейства и ФФОМС от 28.12.2011 NN 02-03-09/6039, 42-7.4-05/5.1-846, 9081/10-И
Порядок учета операций со средствами ОМС
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 18.01.2016 NN 02-01-09/1341, 07-04-05/05-31
Порядок своевременного возврата в федеральный бюджет не использованных по состоянию на 1 января 2016 г. остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 02.06.2011 N 02-03-06/2530, 42-7.4-05/5.3-366
Взнос в бюджет казенными учреждениями поступлений от оказываемых ими платных услуг, поступивших в наличной форме в кассу учреждения
«Единые рекомендации. «, утвержденные решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2016
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год
Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583
Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений
Применение контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт
Указание Банка России от 11.03.2014 N 3210-У
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ
Исполнение бюджета (бюджетной сметы)
Ответственность за нецелевое расходование средств (ст. ст. 285.1, 285.2)
Кодекс об административных правонарушениях РФ
Ответственность за административные правонарушения в области бюджетных правоотношений
Федеральный бюджет на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Постановление Правительства РФ от 09.12.2017 N 1496
Реализация закона о федеральном бюджете (в т.ч. размер авансовых платежей)
Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23
Применение арбитражными судами норм БК РФ (в т.ч. по нецелевому расходованию)
Приказ Минфина России от 30.11.2015 N 187н
Составление и ведение сводной бюджетной росписи (федеральный бюджет)
Приказ Минфина России от 18 декабря 2013 г. N 125н
Учет Федеральным казначейством доходов бюджетов и их распределение
Приказ Федерального казначейства от 12.05.2017 N 11н
Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
Письмо Минфина РФ от 17.05.2011 N 02-03-09/2016
Получение казенными учреждениями добровольных взносов и пожертвований. Увеличение ЛБО
Исполнение судебных актов
Приказ Федерального казначейства от 14.09.2016 N 333
Порядок учета и хранения территориальными органами Федерального казначейства исполнительных документов, решений налоговых органов и документов, связанных с их исполнением
Приказ Федерального казначейства от 26.09.2007 N 5н
Порядок учета и хранения документов по исполнению судебных актов
Приказ Федерального казначейства от 07.09.2011 N 367
Размещение на Интернет-сайте Федерального казначейства информации об открытых в органах Федерального казначейства лицевых счетах (информация для взыскателей)
Федеральные стандарты для государственного сектора
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора утверждена приказом Минфина России от 28.02.2018 N 36н, действует с 10 апреля 2018 года
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора утверждена приказом Минфина России от 31.10.2017 N 170н, утратила силу с 10 апреля 2018 года
утвержден Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора
«Основные средства», утвержден Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда»,
утвержден Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора
«Обесценение активов», утвержден Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора
Должностная инструкция главного бухгалтера — образец 2020 — 2021
Деятельность любой организации начинается с определения ее структуры (деления на подразделения, отделы, цеха, блоки и распределения функций между ними). Кроме того, за подразделениями закрепляется ответственность за решение вопросов, относящихся к кругу их задач. При этом некоторые функции могут быть отданы в ведение не 1, а 2 или нескольких подразделений или, наоборот, не быть отданными ни под чей контроль.
Чтобы исключить дублирование функций и отсутствие ответственных за их выполнение, а также для однозначного распределения обязанностей между подразделениями, действующая структура организации и основные функции подразделений закрепляются внутренним распорядительным документом. Затем цели, задачи, функции, структура и порядок взаимодействия с иными подразделениями юрлица прописываются в положении о каждом подразделении. Целью руководителя организации (или назначенного им лица) при утверждении этих документов является контроль за полнотой отражения функций, выполняемых подразделением, и исключение их дублирования.
Положение о подразделении, давая представление об объеме работы, которую этому подразделению предстоит выполнять, служит основой для определения его штатной численности, установления уровня квалификации и должностей нужных сотрудников, распределения обязанностей между ними и разработки их должностных инструкций. В т. ч. оно дает материал и для должностной инструкции руководителя подразделения.
Обязанность разрабатывать положения о подразделениях и должностные инструкции на законодательном уровне не закреплена. Однако они существенно облегчают жизнь самой организации, внося ясность в распределение задач между подразделениями и сотрудниками внутри них, а также определяя круг ответственных за решение тех или иных вопросов.
Должностная инструкция, разработанная для определенной должности, позволяет:
- определить конкретные функции для этой должности и упростить порядок ознакомления с ними;
- облегчить подбор кадров на вакантную должность;
- ознакомить сотрудника с его функциями под роспись, тем самым закрепив за ним ответственность за их неисполнение и его право отказаться от выполнения чужой работы без дополнительной оплаты;
- проконтролировать эффективность работы конкретного сотрудника и правильность распределения функций.
Инструкции для ряда должностей могут быть типовыми, но лучше все-таки разрабатывать их для каждой организации самостоятельно и индивидуально, исходя из специфики деятельности конкретного юрлица, особенностей его отраслевой принадлежности, структуры и разграничения зон ответственности между подразделениями. Юридическую силу этому документу придает его утверждение руководителем организации.
Возможные варианты роли главного бухгалтера
Законом «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ за организациями закреплена обязанность ведения бухучета. При этом допускается, что бухучет может осуществляться (ст. 7):
- самим руководителем;
- привлеченным физическим или юрлицом;
- штатным главным бухгалтером или иным должностным лицом.
Поскольку ведение бухучета требует специальных знаний, особенностей деятельности конкретного юрлица и оперативного реагирования на события, происходящие в нем, чаще всего эти функции возлагаются на собственного сотрудника организации, которого принимают на работу в должности главного бухгалтера. Обязательные требования к нему изложены в п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ:
- наличие высшего или среднего профильного образования;
- стаж работы в сфере бухучета не менее 3 лет из последних 5 при наличии профильного образования, а при его отсутствии — не менее 5 лет из последних 7;
- отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления.
Однако данные требования обязательны только для главных бухгалтеров:
- в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций);
- страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах;
- акционерных инвестиционных фондах;
- управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов;
- иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций);
- органах управления государственных внебюджетных фондов.
Для главных бухгалтеров других экономических субъектов приведенные выше требования обязательными не являются.
Больше о том, какие требованиях к квалификации главбуха предъявляет новый профстандарт «Бухгалтер», вы можете узнать в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в документ.
В зависимости от масштабов организации главбух может работать:
- Как единственный бухгалтер. В этом случае на него ложатся все обязанности бухгалтерии. В маленьких организациях он обычно выполняет еще и функции кадровой службы.
- В составе небольшой бухгалтерии. Главный бухгалтер при этом не только организует и контролирует работу бухгалтерии, но и сам выполняет часть учетной работы, так же как и рядовые бухгалтеры.
- В составе большой бухгалтерской службы, 1 из обязанностей которой является значительное количество дополнительной отчетности и пояснений, представляемых как собственным подразделениям юрлица, так и внешним пользователям (собственникам, управляющим структурам, банкам, контрагентам, ИФНС). В этом случае доминирующими для главного бухгалтера становятся контроль за правильностью выполнения учетных операций сотрудниками бухгалтерии, подготовка отчетности и ответов на запросы.
- В составе бухгалтерии, часть функций которой передана в другие подразделения. В данном случае определяющими для главного бухгалтера будут задачи по организации своевременного получения информации, контролю за ее качеством и увязке данных.
Таким образом, функции главного бухгалтера во многом зависят от множества конкретных условий деятельности организации, сотрудником которой он является, и круг его обязанностей может быть разным. В связи с этим их нужно четко определить в должностной инструкции главного бухгалтера.
Основные задачи главного бухгалтера
Вне зависимости от масштабов организации, сотрудником которой он является, главный бухгалтер относится к категории руководителей. Он должен обладать определенными знаниями и исполнять ряд обязательных для должности функций. Эти требования к нему приведены в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, и профстандарте «Бухгалтер», утвержденном приказом Минтруда РФ от 22.12.2014 № 1061н.
Профессиональный стандарт обязателен только для бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений и организаций с долей госучастия более 50% (п. 1 ст. 4 закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс…» от 02.05.2015 № 122-ФЗ) с 01.07.2016. Иные организации могут ориентироваться на его требования, но вправе им не пользоваться.
В части знаний в этих документах перечислены:
- законодательство о бухучете, в т. ч. вопросы организации бухучета, правила его ведения, составления отчетности;
- налоговое законодательство;
- гражданское, финансовое и хозяйственное законодательство;
- трудовое право;
- кодексы этики профессионального бухгалтера и корпоративного управления;
- статистический и управленческий учет;
- специфика, технология, структура, стратегия и перспективы деятельности организации;
- правила аудиторских проверок;
- методы финансового анализа хоздеятельности;
- бухгалтерские и справочно-правовые базы.
К основным функциям главного бухгалтера Квалификационный справочник относит обеспечение:
- организации оптимального бухучета, в т. ч. документооборота, работы бухгалтерии и разработки учетной политики;
О том, на что нужно обращать внимание, разрабатывая учетную политику, читайте в статье «Составляем положение об учетной политике в организации».
- соответствия фиксируемых бухгалтерией операций требованиям действующего законодательства;
- составления всех видов требуемой отчетности и соблюдения сроков ее представления;
- правильности расчета налогов, страховых взносов и прочих начислений;
- своевременности перечисления всех необходимых платежей;
- участия в формировании налоговой политики и проведении финанализа деятельности;
- методологической помощи другим сотрудникам организации в вопросах бухучета и финанализа.
Заметим, что в качестве основной функции главного бухгалтера в профессиональном стандарте указывается составление отчетности (ст. 3.2 стандарта «Бухгалтер»), однако при этом в составе трудовых действий, относящихся к этой должности, перечисляются все те, которые приведены для главного бухгалтера в Квалификационном справочнике.
Серьезная роль главбуха на предприятии предполагает и его повышенную ответственность. Какую именно, вы можете узнать в КонсультантПлюс, бесплатно получив пробный доступ к системе.
Задачи гл. бухгалтера небольшой фирмы (ООО, АО)
К особенностям работы главного бухгалтера в небольшой организации относятся:
- абсолютная взаимозаменяемость сотрудников бухгалтерии, необходимость уметь все делать самому;
- возможность сокращения объемов учетной работы и отчетности за счет применения спецрежимов или использования послаблений, предоставляемых СМП;
- небольшая востребованность бухгалтерских данных для целей финанализа;
- отсутствие потребности в большом количестве дополнительных форм внутренней отчетности;
- невостребованность аудиторских проверок;
- отсутствие пристального внимания со стороны проверяющих органов, сравнительно небольшое количество запросов о пояснениях.
Функции главного бухгалтера большого предприятия
Главный бухгалтер крупного предприятия практически не имеет возможности заниматься собственно учетом. Приоритетными в его работе оказываются:
- организация схемы бухучета, охватывающей в полном их многообразии все аспекты деятельности предприятия;
- организация сложного документооборота;
- разработка учетной политики, которая существенно подробнее и объемнее, чем в небольшом юрлице;
- распределение функций бухгалтерии между бухгалтерами, организация их четкой работы, взаимодействия и взаимозаменяемости;
- контроль и увязка данных, используемых для составления всех видов отчетности, в т. ч. внутренней и статистической;
- формирование отчетности в максимально полном объеме с применением всех форм существующих отчетов и составлением необходимых пояснений;
- расчет большего количества налогов, ряд которых для небольшой организации обычно неактуален;
- обязательное участие в финанализе, расчете прогнозных данных;
- работа с проверяющими при аудиторских проверках;
- большой объем работы с целью ответа на разного рода запросы, касающиеся вопросов бухучета и налогообложения.
Содержание должностной инструкции
Несмотря на существенную разницу между текстами должностных инструкций, которые могут быть созданы для главного бухгалтера в той или иной организации, ее содержание складывается из одних и тех же разделов.
Обычно их формируют в такой последовательности:
- требования к квалификации (образованию, опыту, знаниям);
- определение места в структуре организации, порядок взаимодействия с другими сотрудниками;
- должностные обязанности главного бухгалтера;
- права;
- ответственность.
Форма должностной инструкции
Строго установленной формы должностной инструкции нет, поэтому ее разрабатывают и оформляют в порядке, который действует в отношении оформления такого рода документов в самой организации.
Непременным условием вступления должностной инструкции в силу является ее утверждение руководителем юрлица. Для работника она становится обязательной с момента его ознакомления с ней под роспись.
Образец должностной инструкции главного бухгалтера вы можете скачать по ссылке ниже:
Итоги
Должностная инструкция — достаточно важный документ, определяющий конкретные функции сотрудника. Поскольку главный бухгалтер является одной из серьезных фигур в любой организации, его должностной инструкции следует уделить особое внимание.
Централизованная бухгалтерия
Порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством РФ (п. 3.1 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).
К сведению: к организациям бюджетной сферы относятся государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами РФ и территориальными государственными внебюджетными фондами (п. 9 ст. 3 Закона о бухгалтерском учете).
В силу п. 10.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение вправе передать централизованной бухгалтерии полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности:
по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится;
на основании договора (соглашения).
Пунктом 5 Инструкции № 157н установлено, что передача в соответствии с законодательством РФ полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, централизованной бухгалтерии осуществляется по договору (соглашению).
В случае передачи субъектом учета на основании договора (соглашения) полномочий по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии бухгалтерский учет субъекта учета ведется структурным подразделением централизованной бухгалтерии или ее должностным лицом, на которое возложено выполнение переданных полномочий.
Следовательно, принять решение о передаче функций по ведению бухгалтерского учета казенное учреждение может самостоятельно, предварительно согласовав его с учредителем. Основной документ, который закрепляет передачу таких полномочий, – это договор (соглашение).
Вопрос:
Если бюджетную отчетность составляет централизованная бухгалтерия, то кто ее подписывает?
Ответ:
Согласно п. 8 СГС «Учетная политика», п. 6 Инструкции № 191н в случае передачи полномочий субъекта бюджетной отчетности по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности финансовому органу, иному государственному (муниципальному) учреждению (далее – централизованная бухгалтерия) бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном Инструкцией № 191н, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности.
Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем субъекта бюджетной отчетности, передавшего полномочия по ведению учета и (или) составлению бюджетной отчетности, руководителем либо лицом, им уполномоченным, а также должностным лицом (главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом)) централизованной бухгалтерии, на которое возложена обязанность по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.
К сведению: хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности организуется руководителем централизованной бухгалтерии (п. 14 Инструкции № 157н).
Вопрос:
В централизованную бухгалтерию от обслуживаемого учреждения поступили первичные учетные документы с нарушением срока их составления. Как такие документы отражать в бухгалтерском учете?
Ответ:
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным, то непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).
Записи в регистрах бухгалтерского учета (журналах операций, иных регистрах бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа на основании как отдельных документов, так и группы однородных документов (п. 11 Инструкции № 157н).
Согласно п. 16 СГС «Концептуальные основы» допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни для целей бухгалтерского учета означает, что объекты бухгалтерского учета признаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и (или) расходов, иных объектов бухгалтерского учета, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств (или их эквивалентов) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.
Следовательно, поступление первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, возникшие (произошедшие) в отчетном периоде, информация о которых подлежит отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в текущей бухгалтерской (финансовой) отчетности, позже срока составления таких первичных документов не препятствует своевременному отражению соответствующей информации в бухгалтерском учете в случае, если эти документы поступают в сроки, позволяющие отразить соответствующую информацию в отчетном периоде согласно правилам ведения учета (Письмо Минфина РФ от 13.09.2019 № 02-07-10/70699).
Кроме того, в соответствии с п. 5 СГС «События после отчетной даты», п. 1.7 Письма Минфина РФ от 31.07.2018 № 02-06-07/55005 несвоевременное поступление после отчетной даты первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, произошедшие в отчетном периоде, информация о которых подлежит отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в отчетном периоде, не является событием после отчетной даты.
В случае поступления таких первичных документов после даты подписания (принятия) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта вышестоящим пользователем отчетности указанные операции отражаются в следующем отчетном периоде (в году, следующем за отчетным) как ошибки прошлых лет, обособляются на отдельных счетах бухгалтерского учета, в отдельном регистре с корректировкой входящих остатков на начало года, в котором отражены ошибки прошлых лет (Письмо Минфина РФ № 02-07-10/70699).
К сведению: даты формирования, подписания и представления первичного учетного документа в некоторых случаях могут не совпадать, так как для его подписания могут потребоваться проведение проверок, согласований, принятие решений (Письмо Минфина РФ от 28.02.2019 № 02-07-05/13459).
Что входит в обязанности бухгалтера
Должностные обязанности бухгалтера — это перечень задач и функций, которые обязан выполнять работник, занимающий такую должность. Причем объем и сложность заданий могут варьироваться.
Знакомьтесь — бухгалтер
Ведение бухгалтерского учета — обязанность для организаций, закрепленная на законодательном уровне. Привилегий и освобождений от этого требования практически нет. Следовательно, в компании кто-то должен отвечать за работу финансовой службы.
В крупных фирмах бухгалтерскую работу выполняет целое структурное подразделение. В небольших — справится и один человек. А некоторые учреждения вообще передают бухучет сторонним компаниям. Например, централизованным бухгалтериям в бюджетной сфере и аутсорсинговым компаниям в коммерческой среде.
Но независимо от того, кто будет вести бухучет: сторонняя компания или штатный сотрудник, — требования к бухгалтерам определены законом. Кто же такой бухгалтер?
Бухгалтер — это ответственный работник, в обязанности которого входит документальное оформление фактов финансово-хозяйственной деятельности организации в соответствии с установленными нормами и требованиями. По сути, работник регистрирует операции и факты жизнедеятельности компании в специализированных формах документов (первичка, книги, журналы). И уже на основании учетных регистров составляет отчетность.
Используйте бесплатно шаблон должностных инструкций бухгалтера от КонсультантПлюс.
Специализация должностей и обязанности бухгалтера
Трудовые обязанности бухгалтера напрямую зависят от структуры предприятия, в котором он работает. Например, в маленькой фирме придется вести учет по всем объектам. В большой компании должности в бухгалтерии могут быть специализированы. Обычно специализации выделяют по категориям учетных объектов:
- Заработная плата, отпускные и пособия. Еще такую специализацию называют «бухгалтер расчетного стола». Например, в обязанности бухгалтера в ООО входит начисление оплаты труда персоналу компании, исчисление и уплата налогов и сборов с ФОТ, составление отчетности в ИФНС и фонды, а также начисление пособий по нетрудоспособности, отпускных и прочих видов выплат.
- Основные средства. В задачи работника по учету объектов основных средств входит систематическое начисление амортизации, отражение в учете поступления и выбытия ОС, периодическое проведение инвентаризаций, сверок и контроля фактического наличия имущества. Также придется составлять отчетность в ИФНС, Росстат и прочие контролирующие ведомства.
- Касса. В работу кассира входят прием и выдача наличных денежных средств, а также составление отчетности обо всех операциях по движению денег. Важно ознакомить под подпись кассира с Указанием Центробанка России № 3210-У.
- Материалы и склад. Учет складских операций и обеспечение материальными запасами деятельности предприятий. В работу входит не только отражение в бухучете операций по движению сырья, ГСМ и прочих материалов, но и систематический контроль за фактическим наличием активов. Необходимо для исключения фактов хищений и недостач.
- Расчеты с контрагентами. В задачи работника включают отражение в бухучете услуг и работ, оказанных сторонними организациями. Сотрудник обязан проводить систематические сверки взаиморасчетов с контрагентами, чтобы исключить просрочку. Также в обязанности входит работа с должниками, по снижению уровня кредиторской и дебиторской задолженности на предприятии.
- Банковские операции. Ставка вводится в крупных учреждениях. Работа заключается в отражении операций по расчетным счетам компании. Подготовка платежных поручений для расчетов с бюджетом и контрагентами, а также отражение поступлений и выбытий по банковским операциям.
Замыкает перечень должность главбуха. Это руководитель финансовой службы, который контролирует правильность отражения хозяйственных операций подчиненными, отвечает за составление финансовых и налоговых отчетов. Но обязанности бухгалтера по отчетности можно выделить, например, назначить отдельного работника для составления налоговых деклараций и расчетов.
Профессиональные стандарты
Для должности «бухгалтер» утвержден отдельный регламент — профстандарт. В отличие от классификации должностей по специализациям, профстандарт не предусматривает аналогичного дробления. Так, чиновники выделили всего три категории в профессиональном бухгалтерском стандарте:
- Бухгалтер. Допускается присвоение 1 или 2 категории к указанной должности.
- Главный бухгалтер или начальник службы бухучета.
- Руководитель отдела бухучета и финансовой отчетности.
Действующие нормативы закрепляет Приказ Минтруда России от 21.02.2019 № 103н. Причем требования в части образования и необходимого опыта работы в занимаемой должности значительно ужесточены. Например, на должность руководителя бухгалтерской службы можно назначить работника с высшим образованием и опытом работы в бухгалтерии не менее пяти лет. Если у главбуха среднее профессиональное образование, то необходимый опыт работы увеличивается до семи лет.
Должностная инструкция
Порядок ведения бухгалтерской работы должен быть закреплен документально. Работодатель указывает некоторые задачи и общие функции в трудовом договоре со счетным работником. Но помимо этого, рабочий процесс следует детализировать специальным документом — должностной инструкцией.
Структура должностной инструкции:
- Общие положения. Раскрывают сведения о сотруднике, рабочем участке и месте. Затем перечисляются квалификационные требования к работнику. Обозначаются нормативы и акты, которые должен знать финансист. Также фиксируется, к какой категории специалистов относится конкретная должность.
- Обязанности. Какие задачи, обязанности и функции должен выполнять наемный бухгалтер.
- Права. Какие полномочия имеет работник для выполнения возложенных на него задач и обязанностей.
- Ответственность. Какие меры ответственности предусмотрены за нарушение обозначенных требований.
Пример должностной инструкции главного бухгалтера
Разберем подразделы должностной инструкции подробнее.
Бухгалтерия: обязанности
Перечень, что входит в обязанности бухгалтера, зависит от специализации должности и необходимости применения профессионального стандарта. Обозначим основные задачи.
Обязанности бухгалтера расчетного стола (зарплата):
- начисление заработной платы и иных вознаграждений за труд на основании кадровой документации и табелей учета;
- начисление пособий, стипендий, отпускных и прочих видов выплат;
- исчисление и уплата налогов, сборов и взносов с заработной платы;
- подготовка зарплатной отчетности в ИФНС, Росстат, ФСС и ПФР;
- участие в проверках со стороны внебюджетных фондов и налоговой службы.
Обязанности бухгалтера материального стола (имущество: основные средства, материальные запасы, склад)
- отражение поступления, перемещений и выбытий имущественных активов предприятия;
- начисление амортизации по объектам основных средств;
- проведение инвентаризации ОС и МЗ;
- составление отчетности в контролирующие органы по имущественным активам.
Обязанности бухгалтера по расчетам
- учет расчетов с контрагентами;
- проведение инвентаризации и сверок по расчетам;
- работа с кредиторской и дебиторской задолженностью;
- составление отчетности по обозначенному участку.
- составление кассовых документов, ордеров;
- отражение операций по движению наличных в кассовой книге;
- обязанность по подготовке ежедневного отчета кассира;
- контроль над соблюдением лимита кассы, сдача излишков на расчетные счета;
- неукоснительное соблюдение требований Указаний 3210-У;
- ведение расчетов с подотчетными лицами;
- отражение операций по расчетным счетам организации;
- подготовка отчетности по обозначенному участку.
Обязанности главного бухгалтера:
- контроль над работой подчиненных;
- составление финансовой отчетности;
- организация внутреннего финансового контроля;
- участие в планировании и разработке нормативных и распорядительных локальных документов по учреждению;
- составление и корректировка учетной политики на соответствующий финансовый период.
Права и полномочия
Финансист не только выполняет обязанности, но и имеет ряд полномочий и прав. Например, счетный работник вправе требовать с работников компании своевременного предоставления первичных документов. К тому же бухгалтер может проводить встречные сверки с контрагентами, инспекцией и фондами для выявления задолженностей и корректировки правильности расчетов. Принимать участие в контрольных, ревизионных и прочих проверочных мероприятиях.
Права, полномочия и порядок взаимодействия с иными структурными подразделениями компании следует прописать максимально подробно и четко. Если оставить лишь общие формулировки, то споры и разногласия неизбежны.
Пример формулировок
Ответственность за проступки
Этот раздел должностной инструкции не может противоречить ТК РФ и иным нормативным актам. То есть работодатель не вправе ввести собственную систему штрафов за проступки, опоздания и иные отклонения от рабочих норм.
Какую ответственность предусмотреть:
За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и причинение морального ущерба — «в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации».
За правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей деятельности — «в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации».
Должностная инструкция бухгалтера: образец 2021
От бухгалтера по расчету заработной платы зависит не только отсутствие претензий работников на корректность выплат, но и правильность расчета налогов, отчислений и удержаний с ФОТ. Учитывая высокий уровень ответственности этого специалиста, мы решили рассказать, каким должен быть образец должностной инструкции бухгалтера по зарплате.
Почему должностная инструкция должна быть безупречной
Должностная инструкция — второй по значимости (после трудового договора) документ.
Она утверждается непосредственно руководителем и содержит требования к необходимому уровню знаний и навыков сотрудника.
Конечно, у каждой компании есть своя специфика, которая влияет на функции зарплатного специалиста: размер штата предприятия, объем работ по расчету ФОТ, частота выплат и пр. Поэтому универсальной должностной инструкции бухгалтера-расчетчика быть не может.
Но и скачивать в интернете первый попавшийся перечень обязанностей не стоит. Ориентиром составления должностной инструкции служат:
- Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.11.2018);
- соответствующий профстандарт бухгалтера.
Должностную инструкцию следует составлять очень скрупулезно по нескольким причинам:
- чтобы как работник, так и работодатель четко понимали круг обязанностей специалиста (страхует, когда одна сторона хочет вменить новую обязанность, а другая отказывается выполнять поставленную задачу);
- помогает в трудовых спорах (например, когда работодателю нужно уволить сотрудника за неисполнение должностных обязанностей);
- является подспорьем при составлении штатного расписания и иных локальных актов по оплате труда (оклады, надбавки и коэффициенты устанавливаются в зависимости от сложности задач, квалификации работника и уровня материальной ответственности);
- помогает в спорах с налоговой инспекцией (например, когда необходимо обосновать целесообразность уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в связи с оплатой услуг внешнего специалиста).
Нередко инструкция получается объемной и оставляет впечатление юридически грамотного текста. Но при возникновении спорных моментов, разбирательств в судебных инстанциях выясняется, что она содержит ненужные пункты, но упускает действительно важные, значимые условия.
Должностная инструкция бухгалтера по расчету заработной платы является документом внутреннего распорядка. Ниже расскажем подробнее, что в ней необходимо отразить.
Основные положения
В раздел включаются требования к должности, уровню знаний и компетенции бухгалтера:
- наличие высшего или среднего специального образования;
- отсутствие судимости;
- наличие теоретических основ и умения практически применять законодательные акты в областях бухучета и налогообложения, трудовых и гражданско-правовых отношениях;
- развитые пользовательские навыки работы на компьютере с информационными системами и программами (в первую очередь 1С:ЗУП), необходимыми для передачи сведений по различным каналам связи с банковскими структурами, ИФНС и фондам.
Права и полномочия бухгалтера по заработной плате
В раздел входит доступ к распоряжениям администрации предприятия, непосредственно затрагивающим профессиональные интересы бухгалтера, право на внесение предложений по модернизации процесса или условий работы.
Расчетчик вправе требовать необходимые сведения, документацию, при необходимости привлекать к содействию других компетентных лиц с согласия администрации. Он имеет право на повышение квалификации для поддержания должного уровня и усовершенствования своих знаний.
Обязанности бухгалтера по начислению заработной платы
В этом пункте прописываются функциональные обязанности бухгалтера, например:
- проверка, обработка табелей учета рабочего времени;
- анализ заявлений сотрудников и приказов руководства о принятии на работу, увольнении, очередном отпуске, премировании трудящихся;
- проверка достоверности и правильного оформления больничных, расчет по листкам нетрудоспособности;
- расчет оплаты труда;
- прогноз и контроль состояния ФОТ;
- определение НДФЛ (налога на доходы физических лиц);
- расчет страховых выплат в ПФР, ФСС, ФФОМС и уплата в бюджет;
- отражение финансовых операций на бухгалтерских счетах;
- составление налоговых отчетов по НДФЛ;
- составление отчётов по страховым взносам;
- передача платежных ведомостей в банк;
- выборка сведений для налоговой инспекции, выездных проверок ФСС, ПФР.
Исходя из специфики предприятия, существуют особенности расчета. Так, в бюджетных учреждениях бухгалтер обязан уложиться в строго ограниченные вышестоящим департаментом размеры ФОТ, не допуская его превышения или уменьшения.
Зона ответственности бухгалтера по расчету зарплаты
В должностной инструкции имеет смысл отразить и негативные последствия, наступающие при совершении следующих действий:
- недобросовестное, некачественное выполнение должностных обязанностей;
- нарушение сроков сдачи отчетности в контролирующие органы на вверенном участке;
- злостное уклонение от уплаты налогов, взносов, штрафов и иных взысканий;
- сознательное выполнение действий, повлекших за собой порчу имущества, принадлежащего организации.
Если работник недобросовестно исполняет должностные обязанности бухгалтера по зарплате, то руководство компании имеет право применить меры материального и дисциплинарного характера, вплоть до увольнения.
Напомним!
Ответственность бухгалтера по расчету зарплаты ограничена его среднемесячный заработком. Компенсация материального ущерба в полном объеме возможна только в случае, если с бухгалтером заключен трудовой договор, содержащий необходимое условие.
Частые ошибки при составлении должностной инструкции бухгалтера
Чтобы избежать трудовых споров между работником и работодателем, нужно грамотно изложить каждый пункт документа. К основным ошибкам относятся:
- Применение неактуальной ДИ, заимствованной у другого предприятия.
Инструкция призвана отражать существующую на предприятии ситуацию и применяться в конкретном подразделении со своими положениями и требованиями. - Неточность сведений.
Приводит к непониманию работником поставленных перед ним задач и к несоответствию выполняемых им действий требованиям руководства. - Отсутствие у кадрового работника при составлении ДИ знания особенности и специфики деятельности расчетчика.
Нередко специалисты, на которых возложена обязанность составления кадровых документов, не разбираются в нюансах профессиональной деятельности бухгалтера, поэтому инструкции часто скачиваются из интернета и подгоняются под конкретную должность. И если рутинная работа может не выявлять этих ошибок, то при возникновении внештатной ситуации недочеты всплывают. А это приводит к проблемам не только во взаимоотношениях с сотрудниками, но и при проверках контролирующими органами.
Если вы не уверены, что ваши кадровые документы в порядке, то имеет смысл провести аудит : обратиться к специалистам, получить от них анализ текущей ситуации и рекомендации по ее улучшению.