Должностные обязанности президента россии

Функции Президента Российской Федерации

Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст.80 Конституции РФ, согласно которой он [1]:

1) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина,

2) в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,

3) в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства,

4) представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

полномочие президент государственная власть

Первая из основных функций Президента РФ — быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В силу этого он, прежде всего, должен обеспечить положение, при котором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, не выходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральному органу власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты или действия в соответствие с Конституцией РФ.

Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения. Президент не только в праве, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государства и правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституции предполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, восполняя пробелы в правовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации.

Как гарант прав и свобод граждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае их отсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защиту прав и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.), по борьбе с организованной преступностью и т.д.

Столь же широко сформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственно целостности [1]. Ясно, что и здесь Президент должен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, но и в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общей функции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент в меру своего разумения должен определить нарушения или угрозу нарушения суверенитета, независимости и государственной целостности и предпринять соответствующие действия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет о внезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когда требуются решительные действия, включая и применение силы. Конституция предусматривает порядок объявления войны. Конституция РФ указывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленном Конституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайного положения, что предусмотрено ч.2 ст.87 и ст.56 Конституции РФ). Однако жизнь может преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямо Конституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действовать решительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гаранта Конституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью Конституционного Суда (следует помнить, что в России другие органы правом толкования Конституции не обладают).

Весьма сложной и ответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие от ряда стран Президент РФ не называется в Конституции РФ «арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто он стоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, если основные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты во взаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать к согласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешения споров.

Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.

Конституция РФ возлагает на Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешней политики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществляться в соответствии с Конституцией и федеральными законами.

Представительские функции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своих представителей в субъекты РФ (это и есть представительство внутри страны), и эти представители наделены полномочиями от имени всего государства. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведет переговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени России международные договоры, вступать в международные организации, назначать послов и представителей в другие государства. В соответствии с международным правом он пользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальных визитов в другие государства. Любые международные обязательства, взятые на российское государство должностными лицами без поручения Президента РФ, могут быть им дезавуированы (объявлены недействительными).

Правовое регулирование управления

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции РФ, в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством РФ.

В Конституции РФ содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя.

Они заключаются в ограниченности периода полномочий Прези­дента Российской Федерации шестилетним сроком, в порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения от должности, в признании не соответствующими Консти­туции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента РФ как главы государства, Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Консти­туции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы меха­низмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независи­мости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федераль­ными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратеги­ческие направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в слу­чае необходимости корректировать политику Президента с ис­пользованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосно­венности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от наро­да на основе свободных выборов.

Неприкосновенность Президента, а также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ.

  1. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

  1. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
  1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

  1. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации <*>.

Президент Российской Федерации:

а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности <*>;

б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации <*>;

б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти <*>;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации <*>;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте «д.1» настоящей статьи), и освобождает их от должности <*>;

д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности <*>;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов <*>;

е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом <*>;

е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации <15>;

е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий <*>;

е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты <*>;

е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом <*>;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий <*>;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

<15> Статья 83 дополнена пунктом «е.2» в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

  1. Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
  2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

  1. Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
  2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
  3. Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

Кто такой президент и каковы его полномочия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Каждое государство имеет своего руководителя, который в зависимости от формы правления и политического режима может именоваться по-разному.

В современных республиканских странах он называется президент.

Давайте вместе узнаем, что это за должность и есть ли отличия в правлении президентов отдельных стран.

Кто такой президент?

Президент — это глава государства с республиканской формой правления. Его политическая власть формируется в результате всенародных выборов, чья степень демократичности может существенно отличаться.

В парламентских республиках избирается, как правило, представительным органом, что объясняется его ограниченными полномочиями. Термин в качестве обозначения выборного должности государства используется с момента принятия американской конституции в 1787 году.

Полномочия и функции президента

В Конституциях стран четко закреплены полномочия и сроки нахождения у власти президента.

В России за президентом закреплен статус «главы государства» и верховного главнокомандующего. В Соединенных Штатах он наряду с этим выступает главой исполнительной власти. Во Франции президент не наделяется функцией «главы государства», хотя за ним в Основном законе закреплены большие полномочия.

В России глава государства имеет большой круг компетенций в различных сферах. Вот некоторые функции президента:

  1. представительство интересов страны в международных отношениях;
  2. гарант Конституции;
  3. определяет ключевые направления внутренней и внешней политики;
  4. осуществляет помилование;
  5. имеет статус Верховного Главнокомандующего;
  6. гарантирует права и свободы граждан;
  7. обеспечивает согласованное взаимодействие органов госвласти;
  8. решает вопрос предоставления гражданства и политического убежища.

Президент участвует в кадровых назначениях высших должностных лиц в рамках существующего механизма сдержек и противовесов. В частности, он назначает утвержденного Госдумой главу Правительства, предлагает Нижней палате кандидатуру руководителя Центробанка, принимает отставку главы Кабмина РФ.

Конституционно-правовой статус президента

Кто такой президент и какова его роль в государстве помогает понять его конституционно-правовой статус.

В таких странах как РФ, Казахстан, Венгрия он стоит над всеми ветвями власти и не возглавляет ни одну из них.

В США и Мексике по Конституции президент возглавляет исполнительную власть.

В Финляндии ситуация выглядит еще более запутанной — Основной закон наделает его правами руководителя высшей исполнительной власти, но по факту руководит правительством здесь премьер-министр.

Интересный вариант президентства сформировался в Иране. Здесь он, как и другие органы власти подчиняется духовному лидеру страны.

Современные конституции помимо делегирования широких прав наделяют президента обязанностями. Большинство из них связаны с:

  1. гарантиями прав и свобод граждан;
  2. обеспечением безопасности;
  3. гарантиями суверенитета, внутренней стабильности, гражданского мира;
  4. соблюдением законов.

Конституции многих стран закрепляют за президентом обязанность поддерживать независимость, территориальное единство. Во Франции президент имеет функции арбитра между различными видами публичной власти, в Румынии он наделен функциями посредника между государством и обществом.

Часть обязанностей прописывается в тексте присяги и нередко имеет декларативный характер. Несмотря на это они имеют важнейшее значение для общества и дают понимание того, что президент работает на интересы всего социума.

В Конституции Греции даже существует ограничение, препятствующее тому, чтобы президент представлял интересы отдельных социальных групп.

Модели президентства

Американская

Одна из наиболее интересных моделей. Сильный президент не зависит от Конгресса, но не вправе его распустить. В свою очередь последний не может лишить полномочий правительство. Президент утверждает высших должностных лиц, но Сенат имеет право не поддержать кандидата.

Президент США вправе наложить вето на законы Конгресса (может быть преодолено 2/3 голосов конгрессменов). Президент фактически единолично руководит исполнительной властью, но Конгресс имеет право контролировать соблюдение законом последней, особенно в части эффективности госрасходов.

За президентом США закреплено право предлагать Конгрессу проект госбюджета, а подписанные им международные соглашения должен обязательно утверждать Сенат. Глава государства управляет армией и внутренними силами для поддержания общественного порядка, но объявить чрезвычайное положение в стране может лишь с согласия Конгресса.

Последний также имеет право инициировать процедуру импичмента с целью лишения его должности.

В результате подобных сдержек и противовесов действительно сильная президентская власть в США не превращается в гипертрофированную.

Президентство в парламентских республиках

В парламентских республиках (Италия, Германия, Индия, Австрия и других) полномочия президента ничтожно малы.

Он не может влиять на работу исполнительной власти, а в случае наличия отдельных компетенций (назначение главы Кабмина или представления интересов государства в международных делах) может их осуществлять только после согласования с премьер-министром. В большинстве случаев президент лишен реальных властных полномочий и играет представительские функции.

Латиноамериканская модель президентства

Создана на базе американской модели, но из-за отсутствия выраженной системы сдержек и противовесов президент получает гипертрофированные полномочия и может вмешиваться в деятельность любых органов власти.

В ряде стран существуют однопартийные системы, что позволяет президенту многократно переизбираться на пост, не боясь поражения. Не удивительно, что многие из них правят как диктаторы, прикрывающиеся выборной легитимностью.

Заключение

Президент — его лидер и главное должностное лицо современного республиканского государства. Однако полномочия, политическая роль и значение в жизни общества во многом отличаются в зависимости от статуса, закрепленного в Конституции.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Президент президенту рознь. Его функции определяются формой правления в государстве. Например, в парламентской республике президент является лишь формальным лидером и ни на что не влияет.

Полномочия президента четко определены в конституции страны, у каждой страны они свои. В нашей стране президент больше, чем менеджер, он символ страны! Он так давно ею руководит, что на его месте сложно кого-либо представить, и даже страшно.

Функции и полномочия Президента РФ

Президент РФ — это высшая государственная должность в РФ. Президент как глава государства координирует действие всех трех ветвей власти и обладает правом роспуска Государственной Думы.

Функции Президента РФ определены в Конституции страны (ст. 80). Президенту для реализации своих функций предоставлены определенные полномочия. Президент является гарантом Конституции, должен защищать Закон, обеспечивать соблюдение ее норм иными должностными лицами и органами государственной власти, другими субъектами. Полномочия Президента могут реализоваться исключительно при наличии соответствующего закона. Президент не может оценивать конституционность нормативного акта Федерального Собрания, в его правах обратиться в Конституционный Суд с соответствующим запросом.

Президент является гарантом прав и свобод гражданина и человека. В таком качестве Президент реализует свои функции через:

  • воздействие на судебную, законодательную, исполнительную власть через выявление главных направлений государственной политики;
  • участие в функционировании и формировании высших органов власти;
  • участие в федеральном законодательном процессе;
  • прямое руководство органами власти в важнейших сферах государственной жизни, взаимодействие с ними в вопросах решения общегосударственных задач.

Президент принимает меры по охране суверенитета государства, его целостности и независимости. Президента для реализации данной функции наделен полномочиями Верховного главнокомандующего, осуществляющего политическое руководство вооруженными силами, в чрезвычайных обстоятельствах непосредственно ими руководит.

Как глава государства Президент обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование органов государственной власти. Взаимоотношения Президента с иными органами власти выстраиваются на основе принципов независимости и самостоятельности государственных органов и единства власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Президент обязан принимать меры, направленные на преодоление разногласий, возникающих между органами власти, если такие разногласия препятствуют реализации прав и свобод гражданина, нормальному осуществлению власти государством. Для разрешения разногласий и конфликтов Президент использует согласительные процедуры между органами Федерации и органами власти субъектов РФ, непосредственно между органами власти субъектов Федерации. Формы согласительных процедур: третейский суд, переговоры, оказание «добрых услуг».

Президент РФ определяет направления внешней и внутренней политики государства. Послания Президента России адресованы Федеральному Собранию, обязательны для исполнения, в первую очередь, Правительством РФ.

Полномочия Президента РФ

Содержание и смысл всех полномочий Президента определяет Конституция РФ (ст. 80). В ней указывается, что Президент — это глава государства, должностное лицо, персонифицирующее представление о данном государстве в отношениях, как внутри него, так и с другими странами. Полномочия Президента классифицируются по сферам общественных отношений, в которых реализуются. Конституционный статус Президента реализуется в нормах Основного закона, определяющих полномочия и функции главы государства. Полномочия Президента вытекают из функций, состоят из его конкретных прав и обязанностей по вопросам компетенции.

В той мере, в какой те или иные полномочия и функции характерны только Президенту (не делятся с правительством, парламентом, судебными органами), они являются прерогативами главы государства. Функции Президента не могут в полном объеме конкретизироваться полномочиями. Поэтому у него всегда есть полномочия, не раскрытые в Конституции, проявляющиеся в экстраординарных непредвиденных условиях. Конституция закрепляет совокупность полномочий Президента, помогает сбалансировать их с полномочиями иных государственных органов власти, формируя систему взаимных противовесов и сотрудничества в целях недопущения односторонних авторитарных решений.

Понятие «полномочия» неразрывно связано с понятием «компетенция». Под компетенцией следует понимать комплекс юридически установленных прав и обязанностей, полномочий конкретного государственного органа, должностного лица или органа местного самоуправления, определяющих его положение в системе государственных органов. Компетенции Президента — это совокупность предоставленных Конституцией, законом государственно-властных полномочий, необходимых для выполнения возложенных на него функций.

Чаще всего ученые классифицируют полномочия Президента исходя из специфики взаимоотношений и предметов компетенции в отношении других органов власти.

Читайте также  Стоит ли подать сдебный иск
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]