Должностная инструкция зубного техника
Должностная инструкция зубного техника нужна для документирования деятельности специалиста. В ней закреплены его основные должностные характеристики: полномочия, потенциальная ответственность, круг решаемых вопросов и квалификационные требования.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Образец должностной инструкции зубного техника
1. Общий раздел
- Зубной техник подчиняется начальнику медучреждения.
- Зубной техник принимается на работу, как и увольняется с неё, руководителем медучреждения.
- В случае отсутствия специалиста (заболевание, отпуск и т.д.) его заменяет другой сотрудник, назначенный начальником медучреждения.
- Кандидат на эту должность обязан соответствовать нижеперечисленным критериям:
- средне-специальное образование стоматологического профиля;
- наличие квалификационного сертификата по ортопедической стоматологии;
- опыт работы по профилю от 0,5 года.
- Зубной техник обязан разбираться в:
- основах законодательно-нормативной базы, регулирующей область здравоохранения;
- основах деятельности в области стоматологии;
- отраслевых нормативах;
- правилах взаимодействия с посетителями и коллегами;
- функционировании зуботехнической лаборатории;
- характеристиках и особенностях материалов, используемых в зубопротезном деле;
- методах изготовления требуемых зубных протезов и других профильных конструкций;
- методах применения материалов в стоматологии;
- теоретических основах медицины, в том числе по оказанию первой помощи;
- функционировании страховой системы в медицине;
- правилах работы с профильной документацией;
- основах использования оргтехники и офисных компьютерных программ;
- обязательных для сотрудников правилах в сфере санитарии, охраны труда и пр.
- Зубной техник руководствуется:
- действующими законами;
- документацией медучреждения;
- этой инструкцией.
2. Функции
Зубной техник отвечает за следующие задачи:
- Информирование посетителей медучреждения по аспектам своей деятельности.
- Работа с профильной документацией, в том числе путем внесения записей в базы данных.
- Взаимодействие с другими сотрудниками медучреждения по вопросам помощи посетителям.
- Подготовка к эксплуатации оборудования, установленного в стоматологическом кабинете, и регулярная проверка его состояния.
- Использование инструментов и оборудования зуботехнической лаборатории, а также контроль за их состоянием.
- Изготовление требуемых разновидностей коронок, протезов и других стоматологических конструкций.
- Информирование руководства по ситуации с запасами фарфора, металлокерамики и других специализированных материалов, а также подготовка заявок на их пополнение.
- Оказание в случае ЧС неотложной помощи пациентам.
- Соблюдение обязательных для сотрудников медучреждения правил по поддержанию порядка, соблюдению норм пожарной и технической безопасности, общению с посетителями и других, описанных в соответствующей документации медучреждения.
3. Ответственность
Зубной техник отвечает за:
- Ущерб, причиненный работодателю из-за его действий, — в границах, указанных в соответствующих законах.
- Невыполнение своих профессиональных обязанностей, — в порядке, данном в трудовом законодательстве.
- Допущенные на работе нарушения законодательства — в соответствии с параметрами, указанными в трудовом, административном либо уголовном праве.
4. Права
Зубной техник обладает полномочиями:
- Вносить предложения по возможностям усовершенствования трудовых процедур.
- Принимать участие во встречах медперсонала учреждения, на которых затрагиваются вопросы, относящиеся к его области ответственности.
- Требовать от руководства обеспечения условий, необходимых для качественного выполнения своих должностных обязанностей.
- Иметь доступ к внутренним данным, нужным для выполнения своей работы.
- Получать от работодателя доступ к своему отдельному кабинету, а также спецодежду для работы.
Базовые параметры инструкции
Существующая законодательно-нормативная база не содержит положений о порядке создания инструкции. Поэтому работодатели ориентируются на нормы делопроизводства и неформальные правила написания инструкции. В частности, они регулируют структуру документа.
Обязательные разделы инструкции:
- Общие положения.
- Функции специалиста.
- Его возможная ответственность.
- Его должностные полномочия.
Эти разделы применяются в типовых инструкциях, особо распространенных в средних и мелких организациях. Но у работодателей имеется возможность добавить в инструкцию и дополнительные разделы. Наиболее часто добавляют:
- Правила оценки эффективности деятельности специалиста (KPI).
- Правила взаимодействий с коллегами.
- Порядок изменений и дополнений инструкции.
- Дополнительные параметры квалификации.
Расширенная структура инструкции используется в крупном бизнесе, особенно для руководящих и ответственных позиций.
Основные положения
Вступительная часть инструкции дает представление о требованиях к уровню опыта и образования специалиста, параметрах его найма и увольнения, а также других аспектах общего характера.
Основная задача этого раздела закрепить требования к кандидату на должность, гарантирующие, что он сможет справиться с задачами, изложенными в следующей части.
Внимание! Требуемые от кандидата знания обязаны соответствовать должностным функциям, указанным во второй части.
Функции
Данный раздел описывает функции, выполнения которых руководитель вправе требовать от специалиста. Выделяют следующие функции:
- Профильные — лежащие в основе конкретной профессии.
- Вспомогательные — они не могут выходить за пределы «трудовой функции», описанной в трудовом договоре, но на практике могут быть весьма разносторонними.
- Обязательные — они входят в инструкции для большинства должностей: соблюдение норм охраны труда, стандартов безопасности и пр.
Наиболее разнообразный характер имеют вспомогательные функции. Они могут меняться в зависимости от кадровой политики организации-работодателя, её отраслевой и региональной специфики, а также других факторов.
Внимание! Для описания функций зубного техника можно применять раздел, описывающий характеристики работников здравоохранения из Единого квалификационного справочника (ЕКС), утверждённого приказом Минздравсоцразвития №541н в 2010 году.
Ответственность
В этой части упоминаются основания для привлечения работника к ответственности за его должностные нарушения. Ответственность может наступать в виде материальной компенсации, дисциплинарного наказания, а в отдельных случаях — принимать форму уголовного наказания. Поскольку мера наказания определяется на основе действующего законодательства, обладающего значительным объемом и сложностью, выходящими за границы инструкции, то раздел составляется в упрощенной форме.
Права
Статья 21 ТК РФ уже гарантирует любому сотруднику определенный объем прав. Но большинство работодателей наделяют сотрудников дополнительными полномочиями. Их значимость и объем зависят от ответственности должности, трудовой политики нанимателя и других факторов.
К зубному технику, как и к остальным профессиям медицинского профиля, предъявляются особо строгие квалификационные требования. Должностная инструкция для подобных профессий проходит ряд исследований. Её проверяют:
- Юрист, специализирующийся на трудовом праве, — на отсутствие противоречий с законодательством.
- Секретарь-делопроизводитель — на соответствие нормам внутреннего документооборота.
- Сотрудник отдела кадров — на согласованность с пунктами трудового договора.
- Специалист в профильной области — на соответствие отраслевым нормативам.
Только после произведенных ими корректировок инструкция может быть распечатана в чистовом виде для сбора подписей. Обычно их собирают у профильных специалистов и руководителей, принимавших участие в согласовании инструкции. Окончательную подпись ставит глава организации-работодателя, соглашаясь с её положениями.
Сам сотрудник знакомится с положениями инструкции в процессе трудоустройства. Тогда же он и подписывает документ, соглашаясь с его положениями.
Внимание! Инструкция относится к категории официальных деловых документов. А это требует учитывать при её оформлении ряд параметров делопроизводства: наличия расшифровки подписей, реквизитов организации-работодателя и т.д.
Как официально трудоустроиться зубным техником специалисту из Белоруссии?
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Комментарий к постановлению Минздрава от 28 мая 2021 г. № 70
О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 мая 2021 г. № 70 «О профессиональной аттестации медицинских, фармацевтических и иных работников здравоохранения» разработано на основании Закона Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-XII «О здравоохранении». В республике вводится система профессиональной аттестации медицинских и фармацевтических работников, порядок которой устанавливается Министерством здравоохранения.
Минздравом учтены вопросы и предложения, поднимаемые специалистами практического здравоохранения, общественными медицинскими объединениями (ассоциациями), представителями союзов предпринимателей и нанимателей в сфере здравоохранения.
В Республике Беларусь лицензирование каждого медицинского работника не предусмотрено, в связи с этим, принято решение совершенствования системы присвоения и последующего действия квалификационных категорий медицинских, фармацевтических работников.
Постановлением закрепляются основные задачи проведения профессиональной аттестации:
оценка уровня теоретической подготовки работников,
уровень практических навыков и умение применять их,
ответственность работников за выполнение профессиональных обязанностей,
стимулирование, в том числе материальное, профессионального роста работников,
решение иных задач кадрового обеспечения здравоохранения.
Определено, что аттестация проводится на присвоение или подтверждение квалификационной категории — второй, первой и высшей, присвоение квалификационных категорий осуществляется последовательно.
Срок действия квалификационной категории — пять лет.
Важно: впервые установлено, что аттестация на присвоение второй квалификационной категории и подтверждение квалификационной категории является обязательной.
Ответственность за направление работника на аттестацию и подготовку соответствующих документов возложена на кадровую службу учреждения (организации), а также руководителя учреждения (индивидуального предпринимателя).
В случае отказа работника от прохождения обязательной аттестации, отсутствия у работника необходимого объема времени профессиональной подготовки по вине работника, руководитель организации, индивидуальный предприниматель, в которой (у которого) работает работник, должен направить документы в аттестационную комиссию (подкомиссию) для принятия решения о снижении либо отмене квалификационной категории.
Определены лица и условия, при которых допускаются случаи исключения из общего порядка при присвоении и подтверждении квалификационной категории.
Категории лиц, освобожденных от прохождения обязательной аттестации, и сроки, в течение которого не проводится аттестация:
работники, проработавшие в соответствующей должности служащего менее года,
работники, принятые на прежнее место работы после прохождения военной службы по призыву, альтернативной службы,
работники, находящиеся на длительном (более четырех месяцев) излечении,
работники, находящиеся в заграничных командировках более четырех месяцев,
лица, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Предусмотрены льготные условия для присвоения (подтверждения) квалификационных категорий для работников, достигших высоких результатов в профессиональной деятельности и внесших большой вклад в развитие отрасли, а именно:
работники, награжденные в период получения образования нагрудными знаками «Лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов» и «Лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи», включенные в банки данных одаренной и талантливой молодежи, допускаются к аттестации на присвоение второй квалификационной категории при наличии стажа работы по специальности (в должности служащего) два года с учетом прохождения интернатуры.
работники, которые имеют ученую степень кандидата наук по профилю медицинской, фармацевтической специальности, лауреаты конкурса «Врач года», награждённые нагрудным знаком «Выдатнік аховы здароўя Рэспублікі Беларусь», допускаются к аттестации на присвоение первой квалификационной категории при наличии необходимого стажа работы по специальности, объема времени профессиональной подготовки и времени работы во второй квалификационной категории не менее года, либо при отсутствии второй квалификационной категории.
работники, которые имеют ученую степень доктора наук по профилю медицинской, фармацевтической специальности, победители конкурса «Врач года», награжденные государственными наградами за достижения в области здравоохранения, допускаются к аттестации на присвоение высшей квалификационной категории при наличии необходимого стажа работы по специальности, объема времени профессиональной подготовки и времени работы в первой квалификационной категории не менее года;
работники, которым присвоена квалификационная категория, перешедшие на новую должность служащего, допускаются к аттестации на присвоение той же квалификационной категории по новой должности служащего через 2 года со дня работы по новой должности служащего. В течение этого срока квалификационная категория, присвоенная по прежней должности служащего, считается действующей.
В целях защиты прав аттестуемых в состав комиссий могут быть включены представители профсоюза работников здравоохранения (с их согласия), представители общественного объединения «Белорусская ассоциация врачей», общественного объединения средних медицинских работников, Республиканского общественного объединения фармацевтических работников «ФАРМАБЕЛ» (с их согласия).
Важно: квалификационные категории медработникам будут присваиваться последовательно по каждой занимаемой должности.
Врачам-специалистам, принятым на должности руководителей и их заместителей, председателей медико-реабилитационных экспертных комиссий, квалификационные категории присваиваются по квалификации «врач-организатор здравоохранения», «врач-эксперт» соответственно.
Провизорам-специалистам, занимающим должности руководителя (заместителя руководителя) аптечных организаций, структурных подразделений ТП РУП «БЕЛФАРМАЦИЯ», областных предприятий «Фармация» и «Минская Фармация», заведующего (заместителя заведующего) аптекой первой и второй категории, квалификационные категории присваиваются по квалификации «провизор-организатор».
Провизорам-специалистам, занимающим должность заведующего (заместителя заведующего) аптекой третьей – пятой категории, провизорам-специалистам и фармацевтическим работникам со средним специальным фармацевтическим образованием квалификационные категории присваиваются по квалификации «провизор», «фармацевт» соответственно.
Провизорам-специалистам, фармацевтическим работникам, со средним специальным фармацевтическим образованием, квалификационные категории присваиваются по квалификации «провизор», «фармацевт» соответственно.
Определены условия для получения подтверждения квалификационной категории. Дополнительно для работников с высшим медицинским, фармацевтическим образованием, претендующим на высшую квалификационную категорию, или для подтверждения высшей категории за последние 5 лет необходимо наличие — не менее одной публикации или выступления. Речь идет о статье, тезисах, материалах выступлений на съездах, конгрессах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и других мероприятиях, проводимых в целях совершенствования профессиональных знаний. Также можно представить документы о проведении мастер-классов или о внедрении новых методов оказания медицинской помощи, освоении новых технологий в фармацевтической промышленности. Распорядительные документы о назначении аттестуемого руководителем врачами-интернами, провизорами-интернами, резидентами-ординаторами, аспирантами, докторантами.
Справочно: современное развитие медицинского и фармацевтического образования на всех этапах, развитие в республике университетских клиник, образовательных центров государственных медицинских научных организаций требует практико-ориентированности и участия практикующих врачей-специалистов, провизоров-специалистов в образовательном процессе.
Кроме того, законодательством предусмотрена возможность назначения руководителями интернов, резидентов-ординаторов, аспирантов, докторантов специалистов практического здравоохранения высокой квалификации. В связи с чем, врач-специалист, провизор-специалист, который привлекается к участию в образовательном процессе или к руководству вышеуказанных лиц, должен иметь высшую квалификационную категорию и иметь опыт выступлений, публикаций, проведения мастер-классов и др.
В стаж работы для присвоения квалификационной категории впервые включаются периоды работы на должностях служащих в государственных органах управления здравоохранением всех уровней; на должностях освобожденных председателей и их заместителей комитетов профессионального союза работников здравоохранения (для аттестации по квалификации «врач-организатор здравоохранения», «провизор-организатор»); на должностях служащих в Белорусском Обществе Красного Креста; за пределами Республики Беларусь на должностях врачей-специалистов, провизоров-специалистов, медицинских, фармацевтических работников, имеющих среднее специальное образование, при подтверждении факта работы трудовым договором или договором, предусмотренным гражданским законодательством.
Также предусмотрено, что аттестацию на присвоение или подтверждение квалификационной категории могут проходить лица, работающие по основной должности служащего, в том числе на условиях неполного рабочего времени (не менее 0,25 ставки), а также работающие на условиях совместительства не менее чем 0,25 ставки.
Уточнены образовательные мероприятия (включаемые в объем времени профессиональной подготовки) для присвоения, подтверждения квалификационной категории.
Впервые: закреплено право учитывать часы за участие в образовательных мероприятиях, проводимых с использованием современных технических средств обучения в удаленном доступе и дистанционных технологий; мероприятиях, организуемых по инициативе медицинских, фармацевтических общественных объединений, подтвержденные сертификатом участника.
Инструкцией утвержден перечень аттестационных документов, представляемых в аттестационную комиссию для аттестации, порядок их регистрации и рассмотрения.
Отменено требование выдачи заключения на отчет о профессиональной деятельности главными внештатными специалистами Минздрава или регионов.
Аттестационный экзамен состоит из двух этапов и проводится в виде компьютерного тестирования и собеседования с демонстрацией практических навыков и решением ситуационных задач. Для демонстрации практических навыков может быть использовано симуляционное оборудование лабораторий по отработке навыков.
Определено, что высшая квалификационная категория подтверждается по результатам только экспертной оценки отчета о профессиональной деятельности работника, аттестационный экзамен для подтверждения высшей квалификационной категории не проводится.
Определен порядок принятия решения аттестационными комиссиями (подкомиссиями), условия снижения или отмены квалификационных категорий, его оформления и утверждения, порядок и условия повторной аттестации, а также обжалования принятого решения.
Проект постановления был вынесен на общественное обсуждение, в результате которого поступили комментарии от 18 участников.
Поступившие замечания и предложения всесторонне проанализированы и частично учтены в проекте постановления, а именно:
пересмотрены основные задачами аттестации, исключена оценка деловых и личностных качеств;
снижен объем времени профессиональной подготовки со 120 часов до 80 часов для средних медработников;
предусмотрен учет времени профессиональной подготовки и отработки практических навыков с использованием симуляционного оборудования для всех образовательных мероприятий;
предоставлено право профессиональным общественным объединениям медицинских, фармацевтических работников проводить образовательные мероприятия с выдачей сертификата участника.
Дополнительно в целях защиты медицинских, фармацевтических работников, имеющих действующие квалификационные на день вступления в силу настоящего постановления квалификационные категории, будут проходить профессиональную аттестацию на ее подтверждение по истечении четырех лет и девяти месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, т.е. в 2025-2026 гг.
Прием на работу гражданина Белоруссии (пошаговая инструкция) в 2021 году
Белоруссия – дружественная нам страна, с которой налажены экономические и политические связи. Республика Беларусь входит в состав Евразийского экономического союза, что делает сотрудничество еще более эффективным. Многие граждане Белоруссии приезжают в нашу страну и устраиваются здесь на работу. Как принять на работу гражданина Белоруссии, имеющего отметку РВП, рассмотрим ниже.
Евразийский экономический союз – объединение для решения общих задач
После распада СССР бывшие страны – участницы стали самостоятельно осуществлять деятельность в сфере экономики и политики. Странам, не располагающим большим количеством ресурсов, достаточно сложно справляться с современными вызовами мировой экономики. Именно поэтому в итоге было принято решение создать международную организацию, объединяющую ближайших соседей, участие в которой позволило бы поддержать экономику стран-участниц.
Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года, а сам Союз начал действовать с 1 января 2015 года. К сегодняшнему моменту в состав организации, кроме России, входят Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан.
Участие в организации помогает снять основные преграды при использовании всех видов ресурсов (в том числе трудовых), скоординировать действия в сфере экономики, повысить привлекательность стран-участниц на рынке и добиться положительного развития экономики . В границах Союза ресурсы перемещаются в упрощенном порядке, отменены таможенные пошлины, то есть, созданы все условия для развития национальных экономик.
Также следует отметить, что кроме стран-участниц, существует ряд стран, в которых торговля осуществляется свободно. К таковым относятся Вьетнам, Иран, Китай, Куба и Сербия.
Перечень документов, которые нужно предоставить работодателю при трудоустройстве
Белоруссия является нашим партнером по ЕАЭС, а это значит, что движение рабочей силы происходит в упрощенном порядке. В соответствии с этим, трудоустройство иностранцев из РБ будет проходить аналогично приему на работу граждан России, в соответствии с положениями статьи 65 ТК РФ .
При приеме на работу претендент должен предоставить следующий пакет документов:
Оно отразит желание соискателя занимать в организации определенную должность
В настоящее время не выдается (хранится исключительно в электронном формате в базе данных ПФ РФ), но может быть на руках, если гражданин ранее уже работал на территории России. Если свидетельство отсутствует, работодатель может сам запросить интересующие его сведения в ПФР, либо попросить работника получить данную информацию.
Они предоставляются по необходимости (если работа требует наличия высокой квалификации). В случае заполнения диплома на иностранном языке, записи должны быть переведены на русский и должным образом заверены (юристом или консульством)
В некоторых сферах деятельности необходимо иметь медицинскую книжку, справку о несудимости
ВАЖНО! Гражданин Белоруссии может оформить полис ОМС и получать медицинское обслуживание на бесплатной основе. А вот полис ДМС при трудоустройстве не потребуется.
Нужно обязательно помнить, что все переводы документов и заверение их нотариусом оплачивает сам претендент на должность. Работодатель такие расходы не несет . В целом, перечень документов, который потребуется иностранцу при официальном трудоустройстве, такой же, как и для граждан России.
Порядок действий при трудоустройстве гражданина Белоруссии
Алгоритм действий при приеме на работу белорусов крайне прост. Трудоустройство укладывается всего в три шага и не займет много времени:
Получение работодателем пакета документов от будущего работника. Перечень необходимых бумаг приведен выше. Он не отличается от документов, которые потребуются от гражданина России. Единственным важным моментом является то, что при необходимости нужно сделать перевод документов и заверить его у нотариуса.
Уведомление миграционной службы. В законе четко прописано, что оповестить службу нужно в течение трех дней после трудоустройства иностранца. Это делается посредством передачи в миграционный орган специального уведомления. Существует решение суда (имел место прецедент), касающееся именно трудоустройства белорусских граждан, где говорится, что такое уведомление не обязательно. Однако, это ситуация спорная, и во избежание неприятностей лучше предоставить уведомление о приеме мигранта. Сделать это можно лично, обратившись в соответствующий орган, а также отослать по почте или переслать в электронном виде. Самым надежным способом предоставления уведомления остается все-таки личная его подача.
Процесс трудоустройства значительно упрощается, поскольку не нужно получать разрешение на найм иностранцев. Сам же работник не заполняет миграционную карту и не получает дополнительных разрешений на работу. Для пересечения границы с Россией не требуется виза, границу РФ можно пересечь даже при наличии только национального паспорта РБ. Граждане Белоруссии практически приравнены в правах к гражданам России. Все эти преимущества дает членство в Евразийском союзе.
Некоторые особенности при приеме на работу гражданина Республики Беларусь
Если гражданин Белоруссии решил устроиться на работу на территории нашей страны, ему самому и его работодателю следует помнить некоторые важные моменты:
- не требуется полис ДМС (белорусские граждане имеют право получать медицинские услуги на безвозмездной основе, получив полис ОМС);
- если документы работника составлены не на русском языке, требуется их нотариально заверенный перевод;
- у иностранного гражданина нет обязанности вставать на миграционный учет, не обязательно оформлять миграционную карту;
- законодательно закреплена обязанность работодателя известить миграционный орган о приеме иностранца (судебное решение, содержащее противоположную точку зрения, является достаточно спорным, в связи с этим, чтобы избежать споров и даже штрафа, нужно подать уведомление в течение трех дней с момента трудоустройства);
- по договорам ГПХ, заключенным с гражданами Белоруссии, также необходимо подать уведомление о принятии на работу ( пункт 8 статьи 13 закона 115-ФЗ );
- в соответствии с Соглашением между нашими странами от 24.01.2006 года, РВП и визы при трудоустройстве не запрашиваются;
- если иностранец работает удаленно, в соответствии со статьей 20 закона №109-ФЗ от 18.07.2006 года , никаких уведомлений в миграционную службу подавать не нужно.
Для высококвалифицированных кадров достаточно лишь приехать на территорию нашей страны и трудоустроиться здесь. Никаких других действий или документов не понадобится.
Ольга Киреева, старший юрисконсульт направления МО МВД России «Ленинск – Кузнецкий»
Такие моменты значительно облегчают жизнь как работнику, так и его работодателю.
Налоги и взносы с доходов иностранцев, которые получены на территории России
Определение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц осуществляется исходя из статуса иностранного гражданина – если он пребывает в РФ на протяжении более чем 183 календарных дней подряд, он признается налоговым резидентом России, и ставка для него составляет 13%. Если срок его пребывания в стране менее 183 суток, ставка для него равняется 30%, как для налогового нерезидента.
Однако, особенностью исчисления НДФЛ белорусов является определение ставки налога в зависимости от срока действия трудового договора, а не времени пребывания в РФ. Белорус уплачивает со своего дохода НДФЛ по ставке 13%, если трудовой договор заключен на срок 6 месяцев и более. В этом случае иностранец является налоговым резидентом. В том случае, если договор заключен на короткий срок, менее полугода, ставка НДФЛ составит 30%, поскольку белорус будет являться налоговым нерезидентом.
Какие страховые взносы начисляются с доходов белорусов, находящихся на территории России и трудоустроенных в российских компаниях или у предпринимателей, зависит от некоторых моментов:
- С доходов специалистов с высокой квалификацией исчисляются только взносы на травматизм (делается это в том случае, если в силу рода деятельности компании появляется возможность возникновения несчастных случаев).
- Если гражданин Беларуси имеет статус временно пребывающего, начисляются взносы на социальное страхование и обязательное пенсионное страхование. Взносы в фонд ОМС не предусмотрены.
- Если гражданин имеет ВНЖ или РВП и проживает в России постоянно или временно соответственно, то производятся отчисления во все фонды – на пенсионное, социальное, медицинское страхование и взносы на травматизм.
- Если белорус открыл свое ИП (при этом он также может трудоустроиться как наемный работник), отчисляются взносы на пенсионное и медицинское страхование.
Ответственность работодателей за неподачу уведомления в миграционную службу
Меры ответственности для работодателей, которые не соблюдают миграционное законодательство, обычно выражаются в огромных суммах штрафов:
Для индивидуального предпринимателя сумма штрафа составит от 400000 до 500000 рублей.
Для руководителя организации сумма штрафа составит от 40000 до 50000 рублей.
Для организации штраф предусмотрен в размере от 400000 до 800000 рублей.
В этом случае штраф составит от 400000 до 1000000 рублей
Часто задаваемые вопросы по теме «Прием на работу гражданина Белоруссии в 2021 году»
Вопрос: Ограничена ли территория, где может трудиться белорусский гражданин, какими-то рамками, как в случае с трудоустройством иностранцев, имеющих РВП?
Трудоустройство белорусских граждан на территории России осуществляется в соответствии с Договором о создании ЕАЭС. В соответствии с этим, процедура проводится в упрощенном порядке, а это значит, что такие граждане могут работать на территории любого субъекта России и занимать любые должности.
Вопрос: у гражданина Белоруссии на руках только национальная трудовая книжка. Как его оформить на работу?
Процесс трудоустройства белоруса не зависит от того, какого вида книжка предоставлена соискателем. Пакет документов стандартен. При этом если трудовая книжка, представленная гражданином, представляет собой документ советского или российского образца, необходимо внести следующую запись. В том случае, если предоставлена национальная трудовая книжка, работодатель обязан оформить бланк российского образца. При этом записи из белорусской книжки не переносятся.
Ошибки, совершаемые при трудоустройстве граждан Белоруссии
Ошибка: Гражданин Белоруссии устраивается на работу в отдел маркетинга. Он предоставил работодателю комплект документов, но отдел кадров требует предоставить военный билет и медицинский полис.
Такое требование неправомерно. Предоставление таких документов при трудоустройстве не предусмотрено. Кроме того, медицинский полис ОМС гражданин может получить при устройстве на работу (через работодателя).
Ошибка: При приеме на работу гражданина Белоруссии работодатель потребовал от него прохождения медицинского осмотра. Поскольку должность работника не подразумевает прохождение обязательного медосмотра, работник отказался делать это.
Нужно иметь в виду, что медицинское заключение в большинстве случаев при трудоустройстве не требуется, поэтому в данной ситуации требование работодателя неправомерно.
Подведем итоги
Устройство на работу белорусского гражданина проходит по упрощенному варианту. Это возможно благодаря тому, что Республика Беларусь входит в Евразийский экономический союз. Приезжие граждане при трудоустройстве на территории нашей страны получают права, сходные с правами россиян. Процесс трудоустройства идентичен приему на работу граждан РФ. С доходов белорусов производится отчисление НДФЛ, имеется возможность получить вычет по НДФЛ.
Какие есть особенности при приеме на работу гражданина Беларуси?
Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
ВОПРОС
Как принять на работу гражданина Беларуси? Какие документы, куда и в какие сроки подавать?
ОТВЕТ
- Принимать на работу граждан Республики Беларусь по трудовому договору нужно так же, как и российских граждан, с учетом некоторых особенностей.
- При заключении трудового договора с гражданином Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется.
Однако данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.
Поэтому рекомендуем уведомить территориальный орган МВД России (Управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ГУ МВД по Санкт-Петербургу) о заключении с гражданином Беларуси трудового договора (договора гражданско-правового характера) не позднее трех рабочих дней с даты его заключения.
Если организация не является принимающей стороной для иностранного работника (не предоставляет ему помещение для проживания), то в ее обязанности входит только представление уведомления о заключении трудового договора (договора гражданско-правового характера) с иностранным гражданином.
ОБОСНОВАНИЕ
1. В отношении граждан Республики Беларусь не применяется действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. Они имеют равные с гражданами России права, касающиеся, например, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда, других аспектов трудовых отношений, получения медицинской помощи и иных социальных гарантий. Такие выводы следуют из содержания абз. 1 п. 1, абз. 1 п. 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4, ст. ст. 7, 8 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.12.1998, п. 5 ст. 14, абз. 15 ст. 18 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999.
При приеме на работу иностранный гражданин, в соответствии со ст. 65 ТК РФ, должен предъявить работодателю, в частности, следующие документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства (ч. 1 ст. 65 ТК РФ). Трудовая книжка должна быть российского или советского образца 1938, 1974 или 1975 г. Трудовые книжки стран ЕАЭС в России не применяются. Если у работника есть только национальная книжка, он приравнивается к впервые поступающему на работу. Соответственно, работодатель должен оформить ему трудовую книжку в общем порядке. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (Письма Роструда от 20 января 2014 г. N ПГ/13372-6-1, от 15 июня 2005 г. N 908-6-1);
- документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа (абз. 4 ч. 1 ст. 65 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые, в таком случае страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляется работодателем, что следует из анализа ч. 5 ст. 11, ч. 4 ст. 65, ч. 1 ст. 327.1 ТК РФ;
- документ об образовании и (или) документ о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Никаких процедур признания документов об образовании проводить не нужно. При этом, для отдельных специальностей необходима процедура признания документов об образовании, например, для юристов, педагогов, медиков, фармацевтов (абз. 2 п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Обратите внимание, если гражданин Беларуси имеет статус временно или постоянно проживающего в РФ, то дополнительно он должен предъявить:
- разрешение на временное проживание в РФ — при приеме на работу временно проживающего в РФ иностранного гражданина (абз. 4 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ);
- вид на жительство — при приеме на работу постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина (абз. 5 ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ).
Отметим, что работодатель не вправе требовать от лица, поступающего на работу, документы, не предусмотренные Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (ч. 3 ст. 65 ТК РФ).
При приеме на работу трудовой договор с гражданином Беларуси заключается в том же порядке, что и с работником-гражданином РФ.
Трудовой договор должен содержать все необходимые сведения и обязательные условия, предусмотренные ст. 57 ТК РФ.
Кроме того, в трудовой договор необходимо включить следующие сведения и условия:
- для иностранцев, временно проживающих на территории России — сведения о разрешении на временное проживание в России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 3 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ);
- для иностранцев, постоянно проживающих на территории России — сведения о виде на жительство, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ (абз. 4 ч. 1 ст. 327.2 ТК РФ).
Трудовой договор с иностранцем может быть заключен как на определенный срок, так и бессрочно. При этом срочный трудовой договор заключается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ. Это указано в ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ.
2. В силу нормы п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Какие-либо исключения из данного правила для граждан Республики Беларусь Законом N 115-ФЗ не установлены.
ФМС России в Письме от 02.04.2015 N МС-3/18223 разъясняла, что норма п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ применяется в отношении всех категорий иностранных граждан, в том числе иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов.
Вместе с тем п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 предусмотрено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в РФ и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется.
В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Из указанных норм следует, что на граждан Республики Беларусь, трудоустроенных в России, и их работодателей положения ст. 13 Закона N 115-ФЗ не распространяются. К такому же выводу пришел Верховный Суд РФ (Постановление от 30.05.2017 N 78-АД17-19). Он признал незаконным привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ работодателя, не уведомившего миграционную службу о приеме на работу гражданина Республики Беларусь.
Таким образом, согласно позиции Верховного Суда РФ работодателям (заказчикам услуг) при заключении (расторжении, прекращении) трудового (гражданско-правового) договора с гражданином Беларуси не нужно уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Следовательно, при заключении трудовых договоров с гражданами Белоруссии уведомлять территориальный орган МВД России не требуется. Но в связи с тем, что из нормы п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, которой установлена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган МВД России о заключении с иностранным гражданином трудового договора, отсутствует исключение для граждан Республики Беларусь, и ранее УФМС России по г. Москве в Письме от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н указала, что о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии следует уведомлять органы ФМС России, и нет других официальных разъяснений уполномоченного органа по рассматриваемому вопросу в 2019 году, то данная позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов и, возможно, ее придется доказывать в суде.
Чтобы избежать привлечения к ответственности по ч. 3, 4 ст. 18.15 КоАП РФ, рекомендуем уведомить территориальный орган МВД России (Управление по вопросам миграции по Санкт-Петербургу и Ленинградской области при ГУ МВД по Санкт-Петербургу) о заключении с гражданином Беларуси трудового договора или гражданско-правового договора не позднее трех рабочих дней с даты его заключения.
Ю.И. Удалова,
автор ответа, консультант Аскон по юридическим вопросам
А как быть м/сестре из Белоруссии? нужен ли мне сертификат?
А как быть м/сестре из Белоруссии? нужен ли мне сертификат? ⇐ Сертификаты, дипломы, категории, повышение квалификации
Сообщение Олья » 03 сен 2011, 09:09
Сообщение Олья » 03 сен 2011, 11:19
Почему? Ведь есть «Соглашение
между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях»
Москва, 24 ноября 1998 год
(с изменениями от 26 февраля 2002 г.)
Сообщение Олья » 03 сен 2011, 12:52
Сообщение ВВС » 03 сен 2011, 15:12
Сообщение Олья » 03 сен 2011, 16:14
Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ) гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином. Однако, несмотря на то что граждане Белоруссии являются иностранными гражданами, ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О равных правах граждан» (подписан 25 декабря 1998 г., ратифицирован Федеральным законом от 01.05.1999 N 89-ФЗ) установлено, что указанные лица и граждане России имеют равные права на трудоустройство на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь. При этом в соответствии с п. 1 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» (далее — Решение) действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации в отношении граждан Республики Беларусь не применяется.
Таким образом, при приеме гражданина Республики Беларусь на работу, в том числе на основании срочного трудового договора, не возникает обязанности по оформлению специального разрешения как на привлечение и использование рабочей силы, так и разрешения на работу в отношении указанного лица. При этом документы, выданные в Республике Беларусь для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий граждан этого государства, признаются в Российской Федерации без легализации (п. 1 Решения).
а как же это?Думаю, Вы заблуждаетесь. (((
сертификат надо подтверждать 1 раз в 5 лет, в 98м г. в Белоруссии я его подтвердила, другое дело, что я работаю школьной м/сестрой, а курсы были по терапии. мне интересно, нужен ли мне российский сертификат, и как попасть на курсы. этими нюансами я не владею. (((
Сообщение ВВС » 03 сен 2011, 16:30
Вопрос: Может ли провизор — гражданка Белоруссии, имеющая регистрацию в Московской области, окончившая Витебский Государственный Медицинский университет в 2007 году и имеющая Сертификат прохождения стажировки по специальности фармация этого же института работать в аптеке провизором на территории Российской Федерации?
Ответ: Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий» определено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Это означает, что гражданину Республики Беларусь не нужно разрешение на работу для трудоустройства в Российской Федерации, численность белорусских сотрудников не включается в заявку на квоту, уведомлять контролирующие органы о приеме на работу граждан Республики Беларусь также не нужно. Трудовая деятельность гражданина Республики Беларусь в Российской Федерации регулируется на основе трудового договора в соответствии с российским трудовым законодательством.
Одновременно подчеркнем, что для иностранцев, получивших медицинскую или фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, для допуска этих лиц к медицинской или фармацевтической деятельности в РФ установлены особые правила.
Согласно статье 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 N 5487-1 право на занятие фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста.
«Положение о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», утверждено Постановлением Правительства РФ от 07.02.1995 N 119 (далее — Постановление).
В соответствии с данным Постановлением лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, могут быть допущены к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ при условии, что федеральными государственными органами управления образованием совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития будет установлена эквивалентность образования.
При этом указанные лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах, допускаются к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ после успешной сдачи специальных экзаменов в соответствующих учебных заведениях РФ.
Лицо, претендующее на право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью, предъявляет документы, удостоверяющие личность, и подает заявление в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с приложением:
а) документов об образовании;
б) сведений о предшествующей работе по специальности;
в) фотографий.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, получив указанное заявление, рассматривает вопрос о проведении специальных экзаменов и выдаче сертификата специалиста, который дает право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью на всей территории РФ.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что гражданка Белоруссии имеет право работать на территории РФ провизором при условии, что:
— федеральными государственными органами управления образованием совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития будет установлена эквивалентность образования;
— успешно сдан специальный экзамен в соответствующем учебном заведении РФ и получен сертификат специалиста.