Какую сумму запрашивать пострадавшей в ДТП?
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Произошло ДТП между двумя автомобилями, спора по вине нет, пострадали только автомобили, водители вызвали аварийного комиссара, и данное ДТП было оформлено по европротоколу. Данные автомобили принадлежат на праве собственности юридическим лицам и застрахованы по ОСАГО. Для получения страхового возмещения потерпевший водитель обратился в свою страховую компанию. Ущерб составил почти 200 тыс. руб., в том числе УТС (утрата товарной стоимости) 30 тыс. руб. Страховая компания готова перечислить потерпевшей стороне только 100 тыс. руб., поскольку ДТП оформлено по европротоколу, а также страховая компания настаивает на подписании документа о том, что потерпевший не имеет претензий.
Законны ли данные действия страховой компании? Обязана ли страховая компания выплатить полностью сумму ущерба, а сумму, превышающую 100 тыс. руб., самостоятельно взыскать с виновной стороны? Кто будет возмещать ущерб свыше 100 тыс. руб. — собственник (т.е. ООО) либо водитель, который находился за рулем в момент ДТП (сведений о том, что он работает в данной организации, у потерпевшего нет)?
1. Согласно п.п. 4 и 6 ст. 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон N 40-ФЗ) в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей, за исключением случаев оформления документов о дорожно-транспортном происшествии в порядке, предусмотренном п. 6 данной статьи.
При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения. страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной пп. «б» ст. 7 Закона N 40-ФЗ, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со ст. 30 Закона N 40-ФЗ, одним из следующих способов:
— с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия;
— с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, при оформлении т.н. европротокола потерпевший в ДТП по общему правилу может получить страховое возмещение в размере не более 100 тыс. руб. и лишь при фиксации данных о происшествии вышеупомянутыми способами предел страхового возмещения увеличивается до 400 тыс. руб.
Как мы поняли из вопроса, данные о ДТП его участниками не фиксировались названными способами. Поэтому действия страховщика по выплате страхового возмещения в размере 100 руб. в рассматриваемой ситуации правомерны.
2. Статья 1072 ГК РФ прямо предусматривает, что юридическое лицо или гражданин, застраховавшие свою ответственность в порядке добровольного или обязательного страхования в пользу потерпевшего (ст. 931, п. 1 ст. 935), в случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, возмещают разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.
Отметим, что данная норма не предусматривает возможных исключений, в т.ч. распространяется и на случаи, когда при ДТП оформлен т.н. европротокол.
Однако судебная практика по возмещению вреда сверх страхового возмещения, полученного при оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, неоднородна. Так, изначально Пленум Верховного Суда РФ в п. 39 постановления от 29.01.2015 N 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (утратило силу) дал разъяснения о том, что возмещение убытков в пределах сумм, установленных ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ, является упрощенным способом исполнения обязательств страховщиком, вследствие чего выплата прямого возмещения прекращает обязательство страховщика и причинителя вреда по конкретному страховому случаю (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Во исполнение этого разъяснения практика пошла по пути отказа потерпевшим в исках к причинителям вреда.
Впоследствии Пленум Верховного Суда РФ исправил свою позицию и указал в п. 14 нового постановления «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»: следующее: Если при наступлении страхового случая между участниками дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия, степени вины каждого из них в дорожно-транспортном происшествии, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, причинителем вреда и потерпевшим может быть заключено соглашение о страховой выплате в пределах сумм и в соответствии со ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ путем совместного заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии (ст. 421 ГК РФ, п. 2 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ). При наличии такого соглашения осуществление страховщиком страховой выплаты в соответствии со ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ в упрощенном порядке прекращает его обязательство по конкретному страховому случаю (п. 1 ст. 408 ГК РФ).
Однако исследованная нами практика судов общей юрисдикции показывает, что они продолжают идти по прежнему пути и в них сохраняется риск отказа в иске к причинителю вреда в рассматриваемой ситуации (смотрите, например, определения Санкт-Петербургского горсуда от 20.11.2018 по делу N 33-21049/2018, Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.10.2018 по делу N 33-2480/2018, Омского облсуда от 16.05.2018 по делу N 33-3087/2018, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.02.2020 по делу N 33-6283/2020).
В практике арбитражных судов встречаются положительные решения (смотрите, например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 N 13АП-1284/20 по делу N А56-68548/2019).
3. Согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
А в силу п. 1 ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей. Работниками в этом отношении признаются граждане, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), а также граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Соответственно, для определения надлежащего ответчика необходимо выяснить, на каком основании водитель управлял транспортным средством, принадлежащим юридическому лицу: выполнял ли он какую-либо работу по заданию последнего (по трудовому или гражданско-правовому договору), т.е. был работником, или был сам законным владельцем автомобиля (арендатором или управляющим по доверенности).
Эти факты могут быть выяснены только в ходе судебного процесса. Поэтому в рассматриваемой ситуации существует две возможные процессуальные тактики:
— иск может быть предъявлен одновременно к юридическому и физическому лицам (ч. 1 и 2 ст. 40, ч. 1 ст. 151 ГПК РФ) в суд общей юрисдикции, поскольку при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 22 ГПК РФ).
— иск может быть предъявлен к юридическому лицу — собственнику транспортного средства с привлечением водителя — физического лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ч. 1 ст. 51 ГПК РФ), в арбитражный суд (ч. 1, 2 и 4 ст. 27 АПК РФ). Однако, если впоследствии выяснится, что водитель на момент ДТП являлся не работником этого юридического лица, а законным владельцем автомобиля, истцу придется уточнять иск в части надлежащего ответчика и ожидать передачи дела в суд общей юрисдикции (ч. 7 ст. 27, ч. 4 ст. 39 АПК РФ). Иначе в удовлетворении иска будет отказано по причине его предъявления к ненадлежащему лицу, что, правда, не исключит возможность нового обращения истца с иском к надлежащему ответчику — физическому лицу в суд общей юрисдикции.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
Ответ прошел контроль качества
17 января 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Потерпевший в ДТП требует деньги на лечение
Надо ли платить потерпевшему в ДТП деньги на лечение?
Что делать, если потерпевший в ДТП требует деньги на лечение? Как быть?
Не редко водителям, оказавшимся виновниками ДТП, приходится сталкиваться с такой проблемой, когда потерпевший (пассажир или пешеход) требуют с них деньги, мотивируя это тем, что они пострадали в аварии и по вашей вине им теперь необходима покупка лекарств, различные медицинские обследования, лечение и т.д. А в противном случае грозятся обратиться в суд. Что делать в такой ситуации виновнику аварии? Пойти человеку навстречу и разойтись полюбовно или отказать и ждать повестки в суд? А вдруг, заплатив потерпевшему однажды, последний запомнит к вам дорогу и начнет регулярно приходить к вам с новыми счетами на лечение? Или наоборот суд взыщет с вас сумму большую, чем та, которую здесь и сейчас требует у вас пострадавший пассажир или пешеход? Давайте разберем эту ситуацию подробнее.
Для начала отметим, что, как виновник ДТП при наличии пострадавших, вы в любом случае понесете либо административную, либо уголовную ответственность, а, возможно, и ту, и другую при наличии нескольких пострадавших с разной степенью причинения вреда.
К административной ответственности лицо привлекается в случае, если произошло нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или среднего вреда здоровью потерпевшего.
К уголовной ответственности лицо привлекается при умышленном причинении среднего вреда здоровью, тяжкого вреда.
Кроме данных видов ответственности у виновника аварии, в нашем случае водителя, возникает гражданская ответственность. Гражданская ответственность возникает в отношении жизни, здоровья и имущества пострадавших. Здесь сразу вспоминаем Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО). Не все водители знают или помнят, что как раз-таки Закон об ОСАГО служит в данном случае «палочкой-выручалочкой», ведь по полису ОСАГО страхуется не только ответственность за повреждение имущества, но и жизнь и здоровье пострадавших. По закону и правилам дорожного движения действующий полис ОСАГО должен иметься у всех автолюбителей.
Закон об ОСАГО имеет своей целью защиту не только прав потерпевших на возмещение вреда, но и защиту интересов страхователя — автолюбителя, виновника аварии. Как это происходит?
Страхуя свою гражданскую ответственность, осуществляя платеж (страховую премию) страховой компании, страхователь страхует свою гражданскую ответственность (и гражданскую ответственность лиц, допущенных к вождению своего автомобиля) перед третьими лицами. То есть в случае аварии не он лично будет возмещать ущерб за поврежденное имущество, вред здоровью или жизни пострадавших, а страховая компания. Если вернуться к нашей ситуации, то при наличии пострадавшего, который получил вред здоровью в результате ДТП и требует от водителя денег на лечение, его надо направлять прямиком в страховую компанию, у которой куплен полис ОСАГО. Но не забывайте, что в соответствии с Законом об ОСАГО сразу после ДТП необходимо сообщить всем пострадавшим данные своего полиса ОСАГО, чтобы последние смогли обратиться в страховую компанию за возмещением.
Как выше уже говорилось, зачастую водители забывают, что ОСАГО страхует не только имущественную ответственность (например, повреждение автомобиля), но и гражданскую в виде возмещения вреда здоровью, жизни потерпевших. Забывая об этом водители часто готовы на месте решить ситуацию с пострадавшим пассажиром или пешеходом и сразу платят ему некую сумму, чтобы пострадавший человек не обращался в суд. Но с юридической точки зрения я не советую вам этого делать по нескольким причинам. Во-первых, выплата компенсации потерпевшему на месте не дает вам гарантии, что потерпевший в будущем не обратится в суд с заявлением на вас. Во-вторых, в состоянии аффекта от ДТП и под воздействием эмоций вы рискуете заплатить больше, чем тот реальный вред здоровью, который был причинен пострадавшему. В-третьих, заплатив один раз, вы рискуете стать для пострадавшего своеобразным денежным донором. Что это значит? Вы заплатили ему один раз и решили, что вопрос с компенсацией вреда здоровью закрыт. Но пострадавший может считать иначе. Потратив заплаченные вами деньги (хорошо, если «на лечение»), он решает вновь попросить у вас денег, снова «на восстановление здоровье» (лекарства, лечение, услуги психолога и т.д.). Потерпевший чувствует себя крайне неудовлетворительно, обвиняет вас в своей нескладывающейся личной жизни, во всех жизненных сложностях и неудачах, произошедших с потерпевшим после ДТП, любые возникающие болячки теперь автоматически сводятся к последствиям от аварии. В общем, причину всех жизненных невзгод он видит именно в вас — виновнике аварии. И конечно, считает, что вполне разумно и обоснованно за это получить от вас деньги. Так считает потерпевший.
Отбросив букву закона в чем-то можно согласиться с такой постановкой вопроса, но не редки случаи и недобросовестности со стороны пострадавшего. Пострадавший считает, что, единожды став потерпевшим в аварии, виновник ДТП теперь должен всю жизнь платить ему по первому его требованию. Ну и в-четверых (это, пожалуй, самый главный аргумент), пострадавшему не следует платить какую-либо компенсацию на месте, так как вопрос о выплате компенсации должен решаться страховой компанией, в которой у вас оформлен полис ОСАГО.
Теперь обратимся к тому, что Закон об ОСАГО говорит на этот счет.
Согласно статье 4 Закона об ОСАГО
если владелец автомобиля (другого транспортного средства) не застраховали свою гражданскую ответственность в форме обязательного или добровольного страхования, то в случае причинения вреда жизни, здоровью, имуществу потерпевшим, владелец транспортного средства или лицо, управлявшее автомобилем во время аварии, возмещает такой вред за свой счет
(не за счет страховой компании).
Также, страховая компания никогда не возмещает моральный вред, причиненный пострадавшим. Моральный вред, причиненный пострадавшим, должен быть возмещен виновником добровольно либо в судебном порядке из личных средств виновника (не за счет страховой компании). Об этом говорит статья 6 Закона об ОСАГО.
В случае, если пострадавший требует у виновника ДТП деньги на лечение, необходимо сообщить об этом страховой компании, в которой приобретен полис ОСАГО, и действовать в строгом соответствии с ее указаниями страховой компании.
Следует отметить, что российское законодательство предоставляет потерпевшему право выбора лица, к которому он может предъявить свое требование о возмещении вреда. Потерпевший имеет право обратиться либо напрямую в страховую компанию, в которой виновник аварии приобрел полис ОСАГО, либо предъявить иск напрямую к виновнику аварии (глава 59 ГК РФ). В случае предъявления иска напрямую к виновнику, последний должен привлечь страховую компанию к участию в деле (ст.11 Закона об ОСАГО).
Какую сумму получит пострадавший в ДТП? Ту, которую он сможет обоснованно подтвердить документами. При этом максимальная сумма возмещения вреда жизни/здоровью составляет 500 000 рублей. Надо заметить, что эта сумма возмещения на каждого потерпевшего, а не на всех потерпевших. То есть если пострадало два человека, то каждый из них может рассчитывать на возмещение в размере 500 000 рублей, если подтвердят эти расходы документально. А что делать, если расходы потерпевшего оказались больше 500 000 рублей? Сумму, превышающую 500 000 рублей, пострадавший может взыскать с виновника ДТП в судебном порядке, и тогда виновник аварии будет обязан заплатить эти средства из собственного кармана.
Итак, если вы стали виновником ДТП с потерпевшими, которые требуют у вас денежные средства на лечение, задайте себе вопрос: была ли застрахована ваша ответственность (ОСАГО) на момент аварии? Если ваша ответственность в момент аварии была застрахована, то сообщите потерпевшим данные вашего полиса ОСАГО и смело направляйте их в страховую компанию. Если же в момент аварии ваша ответственность не была застрахована, тогда весь вред вам придется возмещать самостоятельно, вне суда или по суду — решать вам. И дополнительный совет: если решите возместить вред до суда, не забудьте взять с пострадавшего расписку, в которой должны быть указаны ваши и его ФИО, сумма полученных пострадавшим денежных средств и обстоятельства, указывающие на то, что денежные средства получены в качестве возмещения вреда здоровью или морального вреда, или и то, и другое, в результате ДТП, произошедшего в такой-то день при таких-то обстоятельствах, а также, по желанию, что каких-либо претензий к вам по факту данного ДТП от пострадавшего больше нет и получив данную денежную сумму он отказывается от своего права обращаться в суд или иным образом истребовать от вас денежные средства или иную компенсацию любых своих расходов, связанных с ДТП. Это оградит вас от будущих неприятностей, и вы сможете спать спокойно, восстанавливать автомобиль и собственное здоровье.
Призываю вас не нарушать закон и ПДД, пользоваться только квалифицированной юридической помощью. И первое, и второе зависит исключительно от вас. Оставьте вашу заявку по контактам, указанным на нашем сайте, и я смогу направить к вам опытного юриста либо, при наличии свободного времени, займусь вашим делом самостоятельно.
В помощь: Как получить полную компенсацию от виновника после ДТП?
Первое. Убедитесь, что нет пострадавших, и выставьте знак аварийной остановки. ДТП с пострадавшими и возмещение вреда здоровью — отдельная история, где есть свои тонкости.
Второе. Найдите свидетелей и запишите их данные: ФИО, паспортные данные, телефон и желательно краткие их объяснения. Свидетелями могут быть в том числе и ваши пассажиры (и родственники), а также мимопроходящие пешеходы.
Третье. Вызывайте сотрудников ГИБДД. Нет нужного телефона? Набирайте 112.
Четвертое. До прибытия инспекторов сфотографируйте все повреждения вашего автомобиля и запишите их на отдельный листок. Сфотографируйте все участвующие в дорожно-транспортном происшествии автомобили так, чтобы их номерные знаки попали в кадр.
Затем сделайте фото общего плана самого места столкновения с привязкой к местным ориентирам. На этом завершаем ваш мастер-класс фотографа и переходим к следующему этапу.
Пятое и последнее, что вам необходимо сделать до приезда инспекторов. Зафиксируйте данные второго участника ДТП или всех остальных.
И вот вы, наконец, дождались сотрудников ГИБДД. Что делать дальше?
Требовать от инспектора внесения свидетелей в протокол и не только их данные, но и краткие их показания. Затем требуйте, чтобы инспектор в схеме ДТП указал, что возможны скрытые повреждения вашего автомобиля.
В протоколе укажите ваше ходатайство о приобщении фотографий, которые вы принесете в само подразделение ГИБДД. Есть видеозапись момента столкновения? Отлично, вы уже знаете, что делать, — просить инспектора указать их наличие в протоколе. Но видеозапись не отдавайте, а принесите ее на разбор.
Соблюдение всех пунктов этой инструкции очень важно, чтобы впоследствии в суде виновник аварии не смог уйти от ответственности, сославшись на то, что не нарушал ПДД или вообще не он был за рулем, а неизвестно кто.
Общение со страховой
Раньше бы я вам посоветовал, если вы потерпевший и ремонтируетесь по ОСАГО, обратиться исключительно в страховую виновника. Поскольку, если бы вы обратились в свою страховую компанию, то она конечно бы выплатила вам деньги, но только после того, как получит их со страховой компании виновника и не больше 30 тысяч рублей (таковы были правила прямого возмещения убытков в уже недействующем ныне Законе об ОСАГО). И как бы вы ни старались и ни бились, но больше этой суммы вы бы не получили.
Но теперь, ввиду изменения закона об ОСАГО, что вступил в силу 2 августа 2014 года, вы обязаны обращаться только по прямому возмещению убытков в свою страховую. Правда, при соблюдении ряда условий: вред причинен только имуществу, то есть транспортному средству, участвовало в ДТП только два транспортных средства, и последнее, третье — ответственность обоих участников застрахована.
Страховая обязана провести оценку, о чем в последующем подготовить соответствующий отчет и в течение 20 рабочих дней выплатить вам причитающиеся деньги. Разумеется, значительно меньше, чем в реальности нужно потратить на ремонт.
Сколько максимально может заплатить страховая?
Все зависит от даты получения полиса вами и вашим визави. Если вы застрахованы уже после реформы ОСАГО 1 октября 2014 года (максимальная сумма выплаты по имуществу составляет 400 тысяч), а виновник страховался еще до 1 октября (максимальная сумма выплаты 120 тысяч), то в этом-то случае страховая больше 120 тысяч вам и не выплатит. Оставшуюся сумму придется выбивать с виновника аварии.
А вот если оба участника ДТП застрахованы уже на 400 тысяч, а страховая компания все равно заплатила вам копейки, вот тогда обязательно подавайте в суд и лучше это дело поручить автоюристу. Ведь расходы, потраченные на юридическую помощь в дальнейшим по суду, вам вернутся.
Вы умный, у вас есть время и вы решили бороться самостоятельно? Тогда в первую очередь вам необходимо провести свою повторную независимую экспертизу (около 10 тысяч рублей). В ходе этой экспертизы можно в том числе выявить и скрытые повреждения автомобиля, не видные невооруженным глазом снаружи. Например, разрушение деформируемого элемента внутри бампера, замятие лонжерона и прочее. Сравниваете деньги, которые вам выплатила страховая с суммой, которая вам насчитала повторная экспертиза, затем требуйте разницу.
Пишете претензию страховой и отправляете ее заказным письмом с уведомлением о вручении или передаете нарочным путем. Ждете 30 дней – получаете отказ или вовсе ответ отсутствует, тогда обращайтесь в суд с исковым заявлением. В иске обязательно укажите требование на компенсацию всех ваших расходов на экспертизу и юриста, если он вам помогал составить заявление.
В суде требуйте документы экспертизы, которую проводила страховая компания. Предоставьте в суд заключение своего независимого эксперта. Добейтесь от суда направления обеих экспертиз на повторную судебную экспертизу. Впрочем, решение суда еще не означает, что страховая поспешит с вами рассчитаться. В крайнем случае стоит обратиться в Федеральную службу судебных приставов, которые занимаются взысканием средств.
Что делать, если ущерб больше 400 тысяч рублей?
Ситуация вполне реальная. Повредить современный автомобиль так, чтобы его восстановление было дороже, чем он сам, не так уж сложно. Аварии с «тоталом» происходят и на 60 км/ч.
Больше 400 тысяч страховая вам не заплатит, даже если очень захочет — ее удерживают рамки Закона об ОСАГО. Но никто не мешает вам подать в суд на виновника аварии и взыскать средства с него. Алгоритм тот же самый, что и со страховой. Результаты экспертизы, решение суда и привлечение приставов, если виновник отказывается платить.
Страховые компании не выплачивают и не доплачивают в надежде на тот факт, что в суд обратятся 2 или 3 человека из 10, а так в действительности и происходит. Ваше обращение в суд на страховую компанию практически всегда даст положительный результат в вашу пользу!
А что если вы сам – виновник?
Бывает и такое. Стоит ли платить по первому требованию второго участника, сколько он скажет? Нет, не стоит. Платить в досудебном порядке не надо, наймите юриста. Очень вероятно, что пострадавшая сторона завышает объем ущерба.
Далее в суде запросите документы, на основании которых страховая компания пострадавшей стороны проводила независимую экспертизу. Полученные у суда документы требуйте отправить на повторную судебную экспертизу. Ее результат почти всегда уменьшает требуемую с вас сумму денег или же полностью отменяет все претензии к вам.
Доплата разницы виновником по ОСАГО: что законно, а что нет?
Не так давно вопросом о возмещении ущерба за ДТП задавались лишь те водители, которые вовремя не сделали полис ОСАГО или кто разбил чью-то очень дорогую машину. Однако, всё изменилось после того, как по данному вопросу высказался Конституционный суд. Теперь с подобным требованием доплаты может столкнуться почти каждый водитель, попавший по своей вине в ДТП. В данной статье мы разберем законно ли такое требование, а также какие действия предпринять чтобы минимизировать долг.
Требуют доплатить – это законно?
Если формально подойти к данному вопросу, то конечно, любое требование законно. Не запрещено у нас требовать с кого угодно и что угодно. Важно то, удастся ли получить на законном основании желаемое.
Требовать ущерб в ДТП могут в следующих случаях:
- страховая компания отказала потерпевшему в возмещении;
- страховая выплатила потерпевшему сумму в 400 000 рублей, но этого мало – то есть размер реального вреда больше лимита;
- ущерб составил менее 400 000 рублей, и страховщик всё выплатил, но денег на ремонт все равно не хватило;
- страховая организация – банкрот, и потерпевший предъявил требования к виновнику ДТП;
- полиса ОСАГО у виновника не было, поэтому требуют всё с него.
Разберем подробнее все случаи и выясним, что законно, а что нет.
Случай №1: Отказ в возмещении по ОСАГО
В ситуации, когда страховщик отказывает потерпевшему в выплате, не всё однозначно. Он может отказать на законном основании, например, когда полис виновника оказался поддельным, или незаконно, нарушив тем самым права потерпевшего.
Но водитель, застраховавший свою ответственность, не должен отвечать за нарушения СК, поэтому такое дело надо доводить до суда и обязательно привлекать еще и страховщика.
Как вывод – нужно узнать и понять причину отказа в выплате по страховке. Если тот незаконен, то виновник не обязан ничего доплачивать. Если же отказ законный, то что делать. придётся платить.
Случай №2: Лимит выплаты
Требование основано на законе. Если вы, являясь виновником ДТП, разбили или повредили чью-то дорогую машину, то лимита по ОСАГО в 400 тысяч может не хватить на покрытие ущерба.
В этом случае потерпевший будет взыскивать недостающее с вас уже законно, и доплатить вы будете по закону 2021 года должны. Даже если повреждения на месте ДТП не выглядят сильными – это не значит, что стоимость ремонта будет маленькая.
Отсюда сразу совет! Тщательно фотографируйте все повреждения другого авто, а лучше еще и своего, вдруг вы столкнётесь с «ушлыми» ребятами, которые захотят заменить за ваш счет уже ранее поврежденные детали на авто.
Случай №3: Потерпевшему не хватает того, что ему выплатили
Именно данная ситуация приобретает в настоящее время массовый характер. Водители, виновники в ДТП, с недоумением реагируют на требование доплаты, ведь все уверены, что в случае, когда ущерб менее 400 000 рублей, за всё платит страховая. Но как оказалось, безоблачно всё только на словах и в экранах телевизора, на деле же ОСАГО страхует вашу ответственность частично. С этим можно не соглашаться, но точку в вопросе поставил Конституционный суд в своём Постановлении 6-П от 10 марта 2017 года.
Конечно, он не указал на то, что любой потерпевший сможет требовать деньги с виновника, но указал ситуации, в которых такое требование будет законно и обосновано.
Более подробно мы обсудим данный вопрос немного ниже.
Случай №4: Банкротство страховой
Обанкротившийся страховщик – еще не повод платить потерпевшему за ДТП. Данная ситуация полностью регулируется законом, и подобное требование может заявить только тот, кто закон этот самый не читал.
Потерпевший должен сам обращаться в РСА (Российский Союз Автостраховщиков) за компенсационной выплатой. Но, получив такую выплату, он сможет наравне с собственниками авто из ситуации №3 требовать доплатить, сумма уже будет не такая большая, но всё же, такое право у них есть.
Случай 5: Виновник без страховки
Здесь всё просто! Пожалев некоторую сумму денег на полис ОСАГО, виновник будет вынужден не просто доплатить, а весь ущерб целиком заплатить из своего кармана. А те, кто делают псевдоОСАГО, лишь бы было что предъявить гаишникам, и деньги тратят, и от ответственности не застрахованы.
Если требует страховая по ОСАГО?
Деньги с виновника ДТП может требовать не только потерпевший, но и сам страховщик. Один из случаев, когда страховая компания требует сумму выплаченного ущерба с водителя в порядке регресса. Регресс – это так называемое право обратного требования. То есть страховщик, который уже заплатил за водителя, требует эти деньги назад. Ситуации, когда такое право появляется у страховщика по ОСАГО, указаны в статье 14 Закона, актуального на 2021 год.
Требования страховщика, как правило, основаны на законе и полностью избежать регресса сложно. Виновник может оспаривать не только само требование, но также спорить и по сумме страховой выплаты.
Если страховщик требует доплату по КАСКО?
Второй случай, когда СК может требовать оплатить ущерб от ДТП – это суброгация. То есть, когда право требования переходит к страховщику, возместившему ущерб, но не по автогражданке, а имущественному страхованию (договору КАСКО). Стоит отметить, что в таком случае к страховщику переходит право требования всего ущерба, то есть и к СК по ОСАГО, и к виновнику.
В таком случае правила возмещения виновником разницы между выплатой по ОСАГО и полной стоимостью ущерба точно такие же, как если бы требовал сам потерпевший.
Стоит обращать внимание на сумму требований и на список ремонтных воздействий. Не исключены случаи, когда СТО по КАСКО чинят иные повреждения или неисправности авто и потом включают эти ремонтные воздействия в сумму возмещения от ДТП.
Что делать в первую очередь?
Ваши действия в первую очередь будут зависеть от того, кто предъявил вам требование о доплате и каким образом.
Сперва потерпевший или страховщик могут просто позвонить или направить досудебное требование. Это даже лучше, есть больше времени на осмысление ситуации и поиск доказательств со своей стороны.
Доказательствами в этом случае могут быть фотографии или видеозапись, которую вы сделали на месте ДТП, где будет видно, какие повреждения были получены в ДТП. А нужны они потому, что требования скорее всего будут основаны на экспертизе истца и его фотографиях. Спорить с ними можно, только имея другие доказательства иного размера ущерба. Также можно попробовать запросить экспертизу или калькуляцию, на основании которых вам предъявляют конкретную сумму.
Многие ошибочно полагают, что у потерпевших или СК есть обязанность приглашать виновника на осмотр и экспертизу поврежденного автомобиля, но это не так. Такое приглашение может поступить только по их доброй воле.
Если будут заявлены регрессные требования, то нужно в первую очередь смотреть, на каком основании они предъявляются. Законно ли такое требование.
Когда дело уже в суде, тогда в первую очередь нужно идти в суд и знакомиться со всеми материалами дела. Фотографировать каждый лист дела, чтобы знать, какие требования предъявляются и на основании чего. Ну а дальше уже действовать по ситуации, исходя из материалов дела.
Если потерпевшему выплатили слишком мало
Все мы знаем, что денег много не бывает, но требования так или иначе должны быть обоснованы. Обосновать свои финансовые претензии потерпевший может тем, что страховщик либо выплатил мало, либо совсем ничего не выплатил.
И здесь всё достаточно просто – если страховая компания заплатила в полном объёме на основании расчётов по Единой методике, то далее спрос доплаты только с виновника ДТП по разнице между расчётом с учётом износа и без износа. Если же это страховщик не доплатил (что показывает результат экспертизы), то спрос и с него, и с виновника.
Но не исключен случай, когда страховщик ремонтировал авто, но потерпевший доплачивал за ремонт из своего кармана.
Если потерпевший доплачивал сам при направлении на ремонт, то в суде необходимо давить на то, что при ремонте не могут использоваться б/у или низкокачественные материалы, а страховщик обязан произвести ремонт качественно, сертифицированными (оригинальными) деталями в полном соответствии с технологией завода изготовителя. Поэтому и доплата потерпевшего, возможно, была необоснована.
Выплата с учетом износа
По закону страховое возмещение в форме денежной выплаты производится за вычетом суммы износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов. Максимально, износ может быть равным 50%.
Важно еще понимать, что стоимость ремонта, рассчитанная в соответствии с Законом об ОСАГО, может отличаться от рыночной стоимости ремонта. В таком случае сумма требований потерпевшего будет еще больше, так как он будет требовать не только износ, а всю разницу. Более детально данный вопрос мы рассмотрели в статье про требования разницы износа с виновника.
Независимая экспертиза насчитала больше
После выплаты страховщика потерпевший может сделать еще и свою экспертизу, которая будет более подробной и отражать все возможные повреждения. Тогда сумма ущерба будет больше выплаты. В таком случае правильно судиться еще и со страховщиком, на предмет доплаты, а не только с виновником ДТП.
Страховщик не выплатил
Страховая компания может вообще отказать потерпевшему в выплате. Тут многое зависит от причин отказа. Но ключ в том, законно или нет был дан отказ.
Ведь, если виноват страховщик, то судиться нужно с ним. Но тут судебная практика 2021 года говорит о том, что суд обязан привлекать страховщика к участию в деле, если в итоге иск будет подан только к виновнику ДТП.
Если был ремонт
В случае возмещения ущерба в натуре страховщик оплачивает восстановительный ремонт на СТОА. Но на станции у потерпевшего могут попросить доплатить за ремонт.
Доплатив, потерпевший может попробовать взыскать данную сумму с виновника. В таком случае необходимо детально разбираться в материалах и доказательствах, так как здесь много тонкостей, не ясно, на каком основании и за что доплачивал потерпевший, законно или его просто обманули на станции.
Стоит ли ждать суда или заплатить сразу?
Для ответа на данный вопрос стоит оценивать и соотносить сумму предъявляемых к вам требований с возможными затратами на уменьшение размера требований. Речь идет о стоимости услуг представителя и стоимости судебных экспертиз. Если сумма требований небольшая, то есть смысл предложить потерпевшему мировое соглашение с условием, что вы платите меньшую сумму, но сразу, нежели потом через суд он сможет с вас получить эти деньги через год или даже больше.
Для примера, рассмотрим такой случай.
- Потерпевший требует с вас как с виновника 70 000 рублей.
- При этом, услуги представителя в суде по такому делу обойдутся ему в 20-40 тысяч рублей, а проведение судебной экспертизы примерно в 30 000.
- Но полностью признать требования потерпевшего незаконными скорее всего не удастся, и, потратив довольно-таки большую сумму денег, вы будете должны заплатить потерпевшему.
Поэтому и встает вопрос, что выгоднее, заключить мировое, допустим, на 50 000 рублей или судиться.
Еще стоит учитывать, что изначально потерпевший может не заявлять о расходах на юриста, которые заявит в случае вынесения решения в его пользу.
Поможет ли адвокат в суде?
В суде ваши интересы может представлять не только адвокат, но и любой другой человек с юридическим образованием или даже без него. Важно искать человека, который разбирается в данном вопросе и, можно сказать, специализируется на судах со страховыми компаниями именно по ОСАГО.
Вероятность того, что такой человек поможет, больше. Но если требования потерпевшего или страховщика в доплате с виновника ДТП будут полностью основаны на законе, и размер требований не будет завышен, то представитель может и не помочь, разве что, потянуть время, чтобы отсрочить взыскание требуемых сумм.
Какие выплаты можно получить по ОСАГО после ДТП?
ОСАГО существует для одной-единственной цели – защитить виновника ДТП при наступлении страхового случая и возместить ущерб за него потерпевшему. Но если таким потерпевшим оказались Вы, то в 2021 году есть ещё целый ряд выплат и компенсаций в натуральном виде, которые Вы можете получить по ОСАГО после ДТП. Что это за выплаты и как их получать, давайте разбираться!
Выплаты от страховой сразу после ДТП
Итак, приводим список видов возмещения ущерба после ДТП со ссылками на действующее на 2021 год законодательство.
Выплата на ремонт машины
- Основание: статья 3 ФЗ «Об ОСАГО»,
- сколько: не более 400 000 при оформлении ДТП с сотрудниками полиции и не более 50 000, если авария оформлялась по европротоколу,
- в каких случаях: всегда, когда нанесён вред имуществу,
- как получить выплату после ДТП: подать правильный набор документов о страховом случае.
Или ремонт. Увы, но на сегодняшний день, за исключением исключений, которые перечислены в нашей статье о том, как получить выплату вместо ремонта, страховая компания по ОСАГО сама выбирает, как именно компенсировать причинённый Вам ущерб после ДТП.
Итак, сам принцип ОСАГО состоит в том, что автолюбитель платит страховую премию (стоимость полиса страховки), а при страховом случае – вред, причинённый им, возмещает страховая компания, которой он и оплатил эту премию.
Есть ряд тонкостей получения выплаты после аварии, и вот какие они:
- максимальная сумма выплаты на 2021 год составляет 400 тысяч рублей; если в ДТП участвовало несколько автомобилей, а виноват только один водитель, то каждый потерпевший может рассчитывать на эту сумму (она не делится между потерпевшими поровну); но если авария оформлялась по европротоколу, то на сегодняшний день Вам выплатят не больше 50 000 рублей;
- нередко страховая по ОСАГО занижает сумму ущерба или вовсе отказывает в выплате, поэтому приходится возмещать недостающую на ремонт сумму через суд; у нас есть отдельная статья о том, что делать при отказе в страховом случае;
- калькуляция возмещения вреда происходит с учётом износа деталей и компонентов автомобиля, поэтому суммы выплаты может не хватить на фактический ремонт машины, но недостающую сумму можно компенсировать напрямую с виновника (об этом ниже);
- её можно получить только если автогражданская ответственность виновника ДТП застрахована: у него действующий полис ОСАГО, он не просрочен и не поддельный.
Таким образом, выплата после ДТП за причинённый ущерб – это основное, что можно получить по ОСАГО. Более того, многие из нижеперечисленных дополнительных «бонусов» базируются именно на сумме за ущерб имуществу и выражаются в процентах от него.
Компенсация утери товарной стоимости (УТС)
- Основание: Постановление Пленума ВС №58 от 27.06.2013, п. 41,
- сколько: по специальному расчёту УТС, обычно около 7-11% от суммы ущерба,
- в каких случаях: если автомобиль не старше 5 лет, его износ не более 40%, и если на повреждённые детали ранее уже не выплачивалась УТС по ОСАГО,
- как получить выплату после ДТП: в заявлении при подаче документов в страховую указать требование возместить УТС.
- Только практикующие автоюристы
- Анонимно
- Бесплатно
Здесь всё просто! Если автомобиль повреждён, то даже после его восстановительного ремонта он потеряет в своей товарной стоимости. Соответственно, потерпевший остаётся «в минусе». Поэтому Верховный суд разъяснил, что потерпевшим не может быть отказано в возмещении утери товарной цены машины, если его возраст не старше 5 лет, а общий износ составляет не более 40% (расчёт износа будет в этом случае соответствовать калькуляции основной выплаты).
Будьте внимательны! По умолчанию страховая в полной мере исполнит свои обязательства, не выплатив УТС, если в заявлении Вы напрямую не укажете это. Поэтому требование о выплате УТС нужно прописывать в заявлении при подаче пакета документов по ОСАГО.
Более того, эту компенсацию можно получить в том числе и в страховых случаях, когда страховая компания направляет Вас на ремонт. Тогда УТС Вам выплачивают деньгами.
Возмещение дополнительных расходов (эвакуатор и другие)
- Основание: статья 3 ФЗ «Об ОСАГО»,
- сколько: в полной мере фактически понесённые Вами расходы (но в пределах всё той же максимальной выплаты по ОСАГО),
- в каких случаях: всегда, когда расходы были обоснованы и не было альтернативы не нести их,
- как получить выплату после ДТП: указать в заявлении понесённые расходы и приложить оригиналы чеков.
Очевидно, что, если по автогражданке производится возмещение вреда, то это касается не только непосредственно вреда автомобилю. И не менее очевидно, что такой вред или дополнительные расходы должны быть прибавлены к основной выплате, чтобы компенсировать весь ущерб.
Сюда можно отнести большой ряд видов понесённых Вами расходов из-за ДТП. К наиболее распространённым относятся:
- услуги эвакуатора, если машина была не на ходу,
- испорченные в результате аварии другие вещи (багаж, одежда водителя/пассажиров и т.п.), которые не относятся к автомобилю,
- проведение экспертизы, если страховая согласовала с Вами, что Вы проводите её самостоятельно,
- оплата платной стоянки, если это было обосновано (объективно нельзя было поместить автомобиль на бесплатную стоянку),
- и множество других расходов, которые стали следствием исключительно случившегося ДТП.
Выплаты, если страховая отказала или недоплатила
Выше мы рассмотрели вполне стандартную ситуацию по ОСАГО, когда Вы обращаетесь в страховую с определёнными требованиями, и она их удовлетворяет. А вот если страховщик отказывает в удовлетворении таких требований или исполняет их не полностью, то тогда Вам могут быть положены дополнительные выплаты ко всем вышеперечисленным. Но при определённых условиях.
Дело здесь в законодательстве 2021 года о защите прав потребителей и Гражданском кодексе, которые предусматривают дополнительные «бонусы», именно поэтому дела по страховым компаниям так любят автоюристы и даже выкупают их у потерпевших в ДТП.
Итак, что это за «бонусы»?
Неустойка за просрочку
- Основание: статья 12, пункт 21 ФЗ «Об ОСАГО»,
- сколько: 1% от суммы выплаты ущерба за каждый день просрочки,
- в каких случаях: если просрочка имела место,
- как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в досудебной претензии или иске.
По правилам у страховой компании есть 20 дней после подачи полного пакета документов на выплату возмещения ущерба либо направление на ремонт. После истечения этого срока начинается просрочка.
То есть, фактически неустойку можно получить по истечении 20 дней во всех 3 ситуациях:
- отказ в выплате – тогда 1% начисляется с 21 дня от подачи документов и до подачи иска в суд или досудебной претензии,
- просрочка выплаты – истребуется с 21 дня и до факта удовлетворения возмещения (обычно сумма получается небольшая),
- недостаточная сумма выплаты – тогда считается разница между фактической суммой ущерба и того, что оплатила страховая компания, и уже с разницы высчитывается 1% за каждый день с 21 дня.
Здесь достаточно много тонкостей, начиная с простого наличия доказательства о том, что документы Вы подали, и отсчёт срока для выплаты вообще начался и заканчивая уменьшением неустойки. Все их Вы можете рассмотреть в нашей статье о ситуациях, когда страховая отказывает в выплате.
Но случай уменьшения суммы неустойки мы рассмотрим отдельно. Дело здесь в соответствующей статье со счастливым (безусловно, счастливым для страховой) числом 333 Гражданского кодекса. Она разрешает судье уменьшать сумму выплаты неустойки почти во всех спорах по ОСАГО после ДТП. Вот пример судебного решения, где неустойка была уменьшена почти в 3 раза, и такое чаще всего и происходит.
Моральный вред
- Основание: статья 151 ГК РФ,
- сколько: символическая сумма (обычно от 1 000 до 10 000 рублей),
- в каких случаях: если Вы докажете наличие моральных страданий,
- как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в досудебной претензии или иске.
Моральный вред – очень спорный вопрос в любых судах. Дело здесь в том, что судебная практика 2021 года очень строго оценивает причинённые Вам в результате несвоевременной выплаты, отказа страховой или недостаточной выплаты моральные страдания и чаще всего уменьшает сумму в разы. Обычно такие суммы варьируются от тысячи до 10 тысяч рублей.
Вот пример уменьшения морального вреда с 10000 до 3000 рублей.
Штраф страховой в пользу истца
- Основание: статья 16.1 ФЗ «Об ОСАГО»,
- сколько: 50% от общей суммы иска,
- в каких случаях: только по суду,
- как получить выплату после ДТП: изложив соответствующее требование в исковом заявлении.
Да-да, штрафы бывают не только административные, но и гражданские – то есть в пользу истца. В данной ситуации штраф положен за отказ от досудебного урегулирования вопроса. И это ещё более тонкая выплата по ОСАГО после аварии, нежели перечисленные выше, которую можно получить не всегда, но часто.
Как Вы уже наверняка поняли, выплата штрафа возможна только в результате её назначения судьёй, потому как штраф именно за отказ от досудебного урегулирования вопроса с возмещением вреда. Часто бывает так, что страховая до последнего надеется, что Вы не подадите иск в суд, но, получив повестку, буквально за день до суда выплачивает все возмещения по иску. Здесь ничего не поделать – страховая исполнила свои обязательства и избежала штрафа.
Но даже если такое не случится, то, как и в обстоятельствах с неустойкой, судья вправе уменьшить размер штрафа, и чёткие 50% в законе для него не помеха. И аналогично размер может быть уменьшен в несколько раз.
И снова судебная практика:
- решение с уменьшением с 383(!) тысяч рублей до 7,5 тысяч,
- решение с уменьшением с 35 000 до 25 000 рублей,
- решение с уменьшением штрафа с 15 000 до 10 000 рублей.
Выплаты напрямую с виновника
Выше мы перечислили всевозможные выплаты, какие можно получить по ОСАГО после ДТП. Но ими не ограничивается возмещение вреда. Какие ещё выплаты могут быть напрямую с виновника?
Но прежде отметим, что если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО, то Вы можете рассчитывать на все вышеперечисленные требования, кроме штрафа и морального вреда, также неустойка будет считаться не утверждённым процентом, а разумной мерой по убеждениям суда.