О поклонных крестах
Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство
(тропарь Кресту Господню).
Отрадно видеть возрождение традиций русского Православия в современном мире. Многие верующие, прихожане больших и малых храмов, жители городов, сел, деревень начинают осознавать как это важно – сохранить православную веру,передать духовное начало своим детям и внукам.
Однако у многих людей возникает и ряд интересующих вопросов: откуда и с каких времен на Руси пошла традиция устанавливать Поклонные кресты, какие материалы используются в изготовлении, где они могут быть установлены и какое значение они имеют в духовной жизни населенного пункта?
Поклонный крест – укрепленный над входом или установленный при дороге крест, предназначенный для молитвенных поклонов перед ним. Поклонные кресты издревле устанавливались на Руси на въезде в города, станицы, и другие населенные пункты с молитвенным прошением у Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, о защите поселения сего силою животворящего Креста Господня. Многие крупные города огорожены с четырех сторон поклонными крестами.
По одной из версий первый Поклонный Крест был установлен на Руси святой равноапостольной княгиней Ольгой более тысячи лет тому назад на Киевских горах.
Православные Поклонные Кресты чаще всего встречаются деревянные, реже — каменные или литые. Они могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье
Креста обычно укладывали камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Иисус Христос. Участники события укладывали несомую с собой от своего порога горсть земли под основание Креста.
В России возрождается традиция установления поклонных крестов. Сегодня их ставят при въезде в города, на месте разрушенных храмов, на возвышенностях, в память о жертвах репрессий.
Но в чем подлинный смысл Поклонного креста? В первую очередь – это знак благодарности или надежды. У жившего в XIX веке автора популярной статьи о придорожных крестах старосты одного из киевских храмов Ивана Малышевского есть версия, что в России возникновение крестов возле деревень и городов связано с татарским игом. Якобы наиболее смелые из жителей, укрывшихся в лесах от «хищных гостей», возвращались в разоренные жилища и ставили кресты на возвышенных местах в знак благодарности Богу. Одновременно кресты служили знаком и для
остальных «беженцев», что беда миновала.
Но постольку, поскольку до нашего времени сохранились поклонные кресты XI-XII в.в., то мы заключаем, что традиция сооружать кресты возле сел и городов, а также на развилках дорог существовала до нашествия татар. Правда, до нас дошли только те из них, что были высечены из камня. Кресты в полях и у дорог часто напоминают о заброшенных поселениях: благоговение требовало отметить крестом или даже часовней место покинутого кладбища или храма.
Иногда кресты ставили, чтобы было, где молиться, пока не построен храм или часовня. Именно такие кресты и называют поклонными. Их высота была не менее четырех-пяти метров, и возле них служились панихиды по усопшим, молебны и другие службы.
Поклонные кресты ставились и в местах разрушенных храмов — там, где был престол и совершалась бескровная жертва (это место специально огораживалось как святое). Эту же традицию продолжают и современные миссионеры, посещающие далекие села на севере и северо-западе нашей страны. Вместе с местными жителями они устанавливают поклонные кресты там, где когда-то был алтарь разрушенных храмов. Если же храма не было, то крест ставится там, где стоял во время похода миссионерский храм-палатка и был престол. С этого момента такой поклонный крест становится местной святыней.
Настоятель Палевицкого молитвенного дома протоиерей Георгий объясняет значение Поклонного креста для жителей любого населенного пункта так: «Не маловажно для нас то, что крест всегда нам напоминает, какой ценой мы получили возможность спасения. Ведь после Крестной смерти Христа, следует победа над смертью – Воскресение. Так и Церковь православная поет в тропаре на поклонение Кресту: «Кресту Твоему покланяемся Владыко и святое воскресение Твое славим». Узы ада разрушены и сатана поражен и посрамлен. И если люди живущие в населенном пункте огражденном Поклонными крестами с благодарностью обращаются ко Господу, испрашивая защиты их от всякого греха, болезней, междоусобных браней, испрашивают мира и безмятежной жизни, то и Господь помогает им сохранять чистоту жизни, и грешников посрамляет совестью для исправления жизни своей и бесам трудно переходить через ограду».
Как и тысячу лет тому назад, Поклонный крест напоминает людям об исконной Православной вере. Многие считают крест духовным символом нации, памятником культуры.
Лидия Кетова прихожанка Спасо-Преображенского храма (с.Летка)
Епархиальные ведомости 01.09.2011
🍀 Что такое поклонный крест, для чего его ставят
Восемь окончаний на кресте знаменуют равное количество главных исторических этапов в развитии всего человечества. Восьмое является жизнью будущего столетия, Царством Небесным. Конец, указывающий вверх, символизирует путь в это Царство, открытый Иисусом Христом. Скошенная перекладина говорит о нарушенном равновесии после прихода Сына Божия для всех тех, кто погряз в грехе. Начался новый этап духовного возобновления человечества, выход из тьмы в свет. Косая перекладина отражает именно это передвижение.
Видео
Семиконечный крест
Семь окончаний на кресте с одной верхней перекладиной и скошенным подножием имеют довольно глубокое мистическое значение. Ещё до появления Иисуса Христа священнослужители приносили жертву на золотом пьедестале, присоединённом к освящённому престолу. К примеру, как это сегодня происходит у христиан, через миропомазание.
Следовательно, подножие под крестом символизирует жертвенник Нового Завета. Подобное сходство мистическим образом указывает на священнодействие Спасителя, сознательно заплатившего своими муками, смертью за человеческие грехи. Поклонный крест, состоящий из семи концов, встречается обычно на иконах северного написания, схожие символы в России часто устанавливались на куполах.
Кресты на могилу своими руками: расчет пропорций, замеры
При этом вы разработаете дизайнерскую концепцию и заложите необходимые размеры изделия. Они рассчитываются в соответствии с пропорциями «золотого сечения», характерного для идеального тела человека.
Эта традиция идет из античной древности. Таков был и крест Спасителя, на котором его распяли.
Размеры Если в качестве базовой высоты креста принять значение в 1,618 м., то дальнейшие соотношения должны иметь следующий вид: — длина центральной перекладины будет равняться 1,618 м; — расстояние от нее до верхушки, а также длина верхней планки составят 0,382 м.; — верхняя перекладина должна отстоять от средней на 0,236 м.; — от вершины до первой короткой поперечины расстояние рассчитывается в 0,146 м.; — между нижней косой и основанием нужно отмерить 0,5 м. Только после тщательных измерений и расчетов, а также последующей точной отрисовки эскиза приступайте к созданию макета, по которому впоследствии и можете начинать мастерить сам крест.
Что такое распятие?*
Крест, установленный царем Петром Первым в 1694 году в Унской губе Белого моря в память о его чудесном спасении во время сильнейшей бури. Крест этот царь сделал своими руками и сам принес на берег. Простоял этот крест всего несколько десятилетий, потом его перенесли в Пертоминский монастырь, а позднее — в Свято-Троицкий собор Архангельска. Сейчас он хранится в Архангельском краеведческом музее. Когда крест переносился, была изготовлена его точная копия и установлена на том же месте. На протяжении столетий за этим крестом ухаживали местные жители, если он подгнивал — ремонтировали. Это пример, когда памятный крест оказался и поклонным
Крестное распятие, применявшееся римлянами во времена Христа Спасителя, было не просто мучительной казнью, но и средством запугивания и психологического воздействия римской власти на местное население провинций. Эта практика восходит к древней восточной традиции публичных казней.
Распятие стало часто использоваться и в провинциях Римской империи (граждан Рима казнили усекновением мечом). Римляне усовершенствовали восточную технику казни с целью причинить жертве еще больше боли и унижения. Для этого стали распинать на крестах двух форм — так называемом «латинском кресте» (известном нам на примере Креста Христова, †) и «тау-кресте» (в виде буквы T). Оба они состояли из вертикальной стойки и горизонтальной перекладины (патибулума). Распинаемого на латинском кресте клали на вертикальную балку и поднимали всю конструкцию целиком; распинаемого на тау-кресте поднимали вместе с патибулумом и размещали на прежде установленной вертикальной стойке. Руки и ноги фиксировались веревками или пробивались железными гвоздями либо деревянными кольями (руки — в районе запястий, а не ладоней, чтобы гвозди не прорвали ткани и тело не сорвалось со креста). Ступни опирались на подставку и также прибивались гвоздями. Страдания казненного на кресте могли продолжаться от 3-4 часов до 3-4 дней. В 1968 году в гробнице на горе Скопус в Иерусалиме был найден фрагмент пяточной кости с застрявшим в ней гвоздем. Исследования показали, что первоначальная длина гвоздя составляла 17 см, а голени этого человека были перебиты.
Подсказка путникам
Приметные кресты предназначались в качестве ориентира для мореплавателей, поэтому их высота доходила до 12 метров. В Древнем Новгороде установка таких поклонных символов положила начало поморскому обычаю. Скорее всего, нигде в России не ставили такого количества крестов, как в прибрежной зоне около Белого моря.
Потомки новгородцев, поселившиеся в этой местности в VIII-IX столетиях, сберегли многие пропорции поклонного креста, а также традиции, поверья домонгольской России. Обычно эти изделия изготавливались из дерева, потому что в северной стороне оно долго стоит. Крест возводился в качестве ориентира на видимых островках, мысах, в месте ловли рыбы.
Виды крестов
Поклонные кресты
Ставились вне храмов для напоминания верующим о Христе.
Обетные кресты
Ставились людьми по обету, как знак благодарности Богу за помощь в беде, за чудесное спасение.
Охранные кресты
Ставились в качестве духовной защиты от нечисти, от болезней, от всякой беды.
Памятные кресты
Ставились в знак памяти о каком-то значимом событии, на местах сражений, на местах гибели людей — с целью призвать к молитве за них.
Деление крестов на виды — довольно условное. Часто установленный крест оказывался и памятным, и поклонным, и охранным, а также служил внерелигиозным целям.
С какой целью устанавливаются поклонные кресты?
Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест – тем самым, освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых. Кроме того, поклонный крест мог являться знаком духовной войны с язычеством, так было, например, на Севере Руси.
Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий – от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам.
Часто поклонные кресты устанавливаются на месте уничтоженного или будущего храма и являются его своеобразным заместителем в деле маркировки сакрального пространства.
Ставились и охранные кресты – фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету – скажем, в благодарность за исцеление, по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан (-ина), за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.
Но были и внерелигиозные цели установки крестов – для ориентировки на местности. Например, многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.
Как воздвигали Поклонные кресты
Установка таких крестов в древние времена была особым ритуалом, к которому подходили со всей серьезностью, ответственностью и почтением. Обычно, люди собирались всей деревней для совершения этого обряда.
Вы, наверняка видели, что стоят Поклонные кресты на небольшой горке (символ Голгофы), так вот, чтобы создать такое возвышение, каждый селянин приносил горсть земли и водружал ее на место будущего подножия креста.
Традиционно такие кресты изготавливали из дерева, реже из камня и совсем редко из металла. При установке ориентировались на стороны света: плоская часть креста обращалась на восток, а приподнятый конец нижней перекладины – на север.
Крест поклонный
Поклонный крест – монументальное сооружение в виде креста, установленное вне здания, предназначенное для молитвы и поклонения распятому Спасителю.
Поклонный крест могут иметь как восьмиконечную так и четырехконечную форму. Иногда имеют «крышу» (т. н. голубец) и прикрепленные иконы. Своей плоскостью такой крест ориентировался на восток, при этом приподнятый конец его перекладины должен был указывать на север. Изготавливают кресты из дерева или камня, очень редко – из металла. Высота обычно около двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами.
Часто при установке креста у его подножия делалось возвышение, символизировавшее Голгофу – место распятия Господа Иисуса Христа. Основанием подобного возвышения служили горсти земли, приносимые на место установки креста участниками этой христианской традиции.
Поклонный крест возводится, как правило, на открытой часто возвышенной местности из камня или дерева и может достигать высоты нескольких метров (4–12 м).
Когда начали устанавливать поклонные кресты на Руси?
Традиция возведения поклонных крестов возникла на Руси даже раньше ее крещения в 988 году и возводится ко временам апостола Андрея. Согласно «Повести временных лет» св. Нестора Летописца, во время своего пребывания «на Киевских горах» апостол «сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру». Это был первый поклонный крест на Руси, тогда еще языческой.
Традиция установления крестов на Русь пришла, по всей видимости, из Чехии и Моравии, где проповедовали святые Кирилл и Мефодий. В целом, традиция возведения памятных крестов общая для всей Восточной Европы – как у православных, так и у католиков. Формы креста различаются, но мотивация одна и та же: испрошение у Господа защиты, благодарность Ему за помощь и призыв к людям лишний раз вспомнить о Боге.
На Руси традиция ставить кресты более всего была развита на Севере, на побережье Белого моря. Видимо, потому, что в Средние века это был форпост Православия, русские люди осваивали эти пространства в борьбе и с трудными природными условиями, и с языческой культурой автохтонных народов Севера. Происходила война религиозных символов – кресты воздвигались там, где ранее стояли идолы.
Кроме того, если под Русью понимать именно мир русской православной культуры, а не РФ в ее нынешних границах, то нельзя не сказать об Украине. Там традиция устанавливать кресты, особенно придорожные, всегда была крайне популярна.
С какой целью устанавливаются поклонные кресты?
Древние подвижники, когда приходили в пустынное место, ставили там деревянный крест – тем самым, освящая эту пустыню, свидетельствуя о благодати Божией и изгоняя бесов. Это известно из множества житий русских святых. Кроме того, поклонный крест мог являться знаком духовной войны с язычеством, так было, например, на Севере Руси.
Однако кресты ставили не только святые подвижники, но и обычные люди из разных сословий – от царей до крепостных крестьян. Кресты воздвигались, например, для поклонения в тех местах, где не было храмов и часовен. У таких крестов собирались местные жители и молились Богу, такие кресты напоминали о Боге путникам.
Часто поклонные кресты устанавливаются на месте уничтоженного или будущего храма и являются его своеобразным заместителем в деле маркировки сакрального пространства.
Ставились и охранные кресты – фактически такие кресты были зримым воплощением молитвы к Господу об избавлении от всякого зла. Поставлялись кресты и по личному обету – скажем, в благодарность за исцеление, по случаю избавления от напастей, на месте гибели христиан (-ина), за избавление от морового поветрия, за спасение от гибели.
Но были и внерелигиозные цели установки крестов – для ориентировки на местности. Например, многометровые (до 10 метров в высоту) приметные кресты, расположенные по берегам Белого моря, были своего рода маяками, навигационными знаками, указывали мореходам путь к спасительной гавани. Но это было не только на Севере. Кресты ставились и по берегам рек в качестве ориентиров и межевых знаков. Например, Стерженский и Лопастицкий кресты XII века, сейчас они находятся в Тверском государственном объединенном музее-заповеднике. Эти каменные кресты являются одновременно и охранительными, и межевыми, и памятными знаками.
Каково было отношение к поклонным крестам в советское время?
Советская власть с первых же дней своего существования объявила войну крестам, в результате традиция установки крестов на несколько десятилетий прервалась. Кресты разбивались, сжигались, спиливались. Некоторым крестам повезло больше – они выставлялись в музеях как «символы религиозного мракобесия».
Какие молитвенные правила принято совершать около поклонных крестов?
Кресты всегда воспринимались как знак Божиего присутствия здесь, в данной местности, как напоминание о вере. Поэтому возле крестов собирались люди, они устраивали молебны или панихиды — особенно там, где поблизости не было храмов. В случае отсутствия священнослужителя, верующие совершали (и нередко совершают в настоящее время) чтение канонов и акафистов. А, например, у некоторых валаамских паломников и трудников существует традиция читать у поклонных крестов утреннее и вечернее правила, каноны и Последование ко Святому Причащению.
По материалам: статьи Е.М. Гуреева «Поклонные кресты Русского Севера XVI–XVII вв.: обзор отечественной историографии»; статьи П.В. Боярского «Русский крест в сакральном пространстве Арктики»; статьи «Поклонные кресты в России: история вопроса» / Православный журнал ФОМА; свободной энциклопедии ВикипедиЯ; открытых источников.
Крест-Голгофа храмовый
Голгофой называют поклонный крест, который устанавливают практически в каждом русском православном храме. Перед ним традиционно ставят канун (заупокойный подсвечник). Взирая на Распятого Христа, верующие молятся об усопших. Высота креста-голгофы обычно превышает человеческий рост.
Встречаются и домашние, настольные голгофы, которые имеют небольшой размер.
Материалы изготовления
Как правило, кресты-голгофы изготавливают из дерева или фанеры. Изображение на них может быть написано вручную – так же, как на иконах, вырезано или изготовлено полиграфическим методом.
Особенности оформления
Как правило, крест-голгофа представляет собой композицию: собственно крест, установленный на символическом постаменте, имеющем форму усеченного конуса. Этот постамент знаменует собой гору Голгофу, на которой был распят Христос. На ней изображают человеческий череп – голову праотца Адама. По преданию, первый человек был погребен на том самом месте, где тысячелетия спустя пролил кровь Сын Божий, искупивший его грех.
Зачастую композицию дополняют фигуры предстоящих Распятию Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова. Любимый ученик Христа изображается совсем юным – каким он и был на момент Крестной Жертвы Богочеловека.
Из истории
Когда именно в храмах появились отдельно стоящие кресты, доподлинно неизвестно. Наиболее древний артефакт этого рода, сохранившийся до наших дней в России – знаменитый Годеновский крест. Он был обретен в начале XV века. При этом, по преданию, крест пришел по воздуху из Византии, то есть был создан еще ранее и, скорее всего, был не единственным предметом своего рода. В пользу византийского происхождения Годеновского креста свидетельствует надпись на нем, сделанная на греческом языке.
Довольно широко кресты в храмах распространились в XVII столетии, в правление патриарха Никона. Этому способствовала его деятельность: обустройство символической Голгофы, копии иерусалимской, в соборе Ново-Иерусалимского монастыря. Помимо этого, патриарх Никон заказал в Иерусалиме крест, изготовленный по размерам древа Распятия Христова, и торжественно перенес его в основанный им монастырь на острове Кий в Ладожском озере. Пока Кийский крест везли на место назначения, с него было сделано несколько копий, которые были даны на благословение храмам по пути следования святыни.
Символическое значение
Крест-голгофа напоминает нам о Жертве, которую принес Спаситель ради каждого из нас. То, что перед этим крестом ставят именно заупокойный подсвечник, помогает молящимся принять от Бога скорбь разлуки с отошедшими в иной мир. Изображение Распятия вселяет в душу надежду на то, что Господь, искупивший Своей Кровью падшее человечество, помилует усопших и всех нас, и все мы встретимся в блаженной Вечности.
ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ
Поклонные кресты изготовляются из дерева, реже из камня или металла, обычно двух или более метров в высоту, могут украшаться резьбой и орнаментами. Неизменным остается их православное содержание и ориентация на восток. В подножье Креста часто укладывают камни так, чтобы получилось небольшое возвышение, которое символизирует гору Голгофу, на которой был распят Господь Иисус Христос.
Традиция установления поклонных крестов имеет древние корни. Такие кресты вероятно были предшественниками часовен, особенно сродны они открытым часовням-столбам. Начало распространение Христианства на Руси часто связывают с установкой первого поклонного креста на Киевских горах — равноапостольной княгиней Ольгой или даже святым апостолом Андреем Первозванным.
Поклонные кресты ставятся в разных — чаще возвышенных — местах. Например, в случае переселения деревни — на старом месте и на том, которое хотят заселить; на границах; на перекрестках и вдоль дорог; на курганах. Поклонные кресты различают по причинам установки.
Обетные, памятные, благодарственные
Ставятся по обету (обещанию) в благодарность Господу о каком-либо памятном событии: избавлении от врагов, различных бед, в благодарность за чудесное исцеление, дарование наследника и т. п. Например, недалеко от Переяславля-Залесского стоит часовня, построенная как сень над обетным крестом, который, по преданию, в память рождения в 1557 году наследника Феодора установил царь Иоанн Грозный.
Придорожные, межевые
Ставятся у дорог, чтобы путники могли помолиться и испросить благословения Божия на дальнюю дорогу. Такими крестами отмечали въезд в город или село, а также границы (межи) сельскохозяйственных угодий и даже государств. Придорожные кресты в русской традиции часто имели «крышу» из двух дощечек, а иногда и киот с иконой и лампадкой или свечкой внутри и назывались голубцами. В начале XXI века стало традицией освящать установкой креста опасные участки автодорог.
Поминальные
Ставятся на месте внезапной гибели христианина, часто их можно видеть вдоль дорог. На поминальном кресте помещают имя того, о чьем упокоении просят помолиться поставившие крест. Один из наиболее известных поминальных крестов установленных в России последних лет был воздвигнут на месте массовых расстрелов на Бутовском полигоне в 2007 году.
Приметные
Служили ориентиром для мореплавателей, поэтому достигали высоты 10-12 м. Они были распространены у поморов северной Руси. Приметный крест также стоит и на вершине Святой Горы Афон.
Заместители храма
Ставятся на месте утраченного храма или отмечают место, на котором закладывают камень в основание будущего храма. Известен например т. н. «Святославов крест» — Распятие с предстоящими — установленный при закладке Георгиевского собора в городе Юрьеве-Польском. Много таких крестов-заместителей появилось в эпоху возрождения Русского Православия после празднования 1000-летия Христианства на Руси в 1988 году.