Приказ Министерства юстиции РФ от 2 октября 2015 г. N 233 «Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы»
В соответствии со статьей 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 1998, N 2, ст. 227; N 30, ст. 3613; N 31, ст. 3803; 1999, N 12, ст. 1406; 2001, N 11, ст. 1002; N 13, ст. 1140; N 26, ст. 2589; 2003, N 24, ст. 2250; N 50, ст. 4847; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4379; 2005, N 6, ст. 431; N 14, ст. 1213, 1214; N 19, ст. 1753, 1754; 2006, N 2, ст. 173; N 3, ст. 276; N 15, ст. 1575; N 19, ст. 2059; 2007, N 1 (ч. I), ст. 36; N 24, ст. 2834; N 30, ст. 3756, 3808; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 49, ст. 6060; 2008, N 14, ст. 1359; N 29 (ч. I), ст. 3412; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 45, ст. 5140; N 49, ст. 5733; N 52 (ч. I), ст. 6216, 6226; 2009, N 7, ст. 791; N 23, ст. 2761, 2766; N 29, ст. 3628; N 51, ст. 6162; N 52 (ч. I), ст. 6453; 2010, N 8, ст. 780; N 14, ст. 1553, 1556; N 15, ст. 1742, 1752; N 27, ст. 3416; 2011, N 1, ст. 16; N 7, ст. 901, 902; N 15, ст. 2039; N 27, ст. 3870; N 45, ст. 6324; N 49 (ч. V), ст. 7056; N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162; N 14, ст. 1551; N 19, ст. 2279; N 49, ст. 6753; N 53 (ч. I), ст. 7629, 7638; 2013, N 14, ст. 1667; N 23, ст. 2879; N 27, ст. 3470, 3477; N 30 (ч. I), ст. 4052; N 44, ст. 5633; N 51, ст. 6698; N 52 (ч. I), ст. 6997; 2014, N 6, ст. 558; N 19, ст. 2301, 2309; N 26 (ч. I), ст. 3369; N 48, ст. 6652; N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 10, ст. 1410; N 13, ст. 1806; N 14, ст. 2016; N 17 (ч. IV), ст. 2478; N 29 (ч. I), ст. 4386), Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 1998, N 31, ст. 3803; 1999, N 2, ст. 232; N 29, ст. 3693; 2000, N 22, ст. 2267; 2001, N 24, ст. 2410; N 33 (ч. I), ст. 3426; N 53 (ч. I), ст. 5024; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; N 22, ст. 2026; 2003, N 2, ст. 167; N 43, ст. 4108; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 1 (ч. I), ст. 25; 2006, N 1, ст. 10; 2007, N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 817; N 29 (ч. I), ст. 3410; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 52 (ч. I), ст. 6224; 2009, N 18 (ч. I), ст. 2152; N 30, ст. 3739; 2010, N 50, ст. 6609; 2011, N 27, ст. 3880; N 30 (ч. I), ст. 4596; N 45, ст. 6329; N 47, ст. 6608; N 49 (ч. I), ст. 7033; 2012, N 29, ст. 3990; N 30, ст. 4175; N 53 (ч. I), ст. 7621; 2013, N 8, ст. 717; N 19, ст. 2331; N 27, ст. 3460, 3475, 3477; N 48, ст. 6160, N 52 (ч. I), ст. 6986; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3406; N 30 (ч. I), ст. 4268; N 49 (ч. VI), ст. 6928; 2015, N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3967) и Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 42, ст. 4108; 2005, N 44, ст. 4535; N 52 (ч. III), ст. 5690; 2006, N 12, ст. 1284; N 19, ст. 2070; N 23, ст. 2452; N 38, ст. 3975; N 39, ст. 4039; 2007, N 13, ст. 1530; N 20, ст. 2390; 2008, N 10 (ч. II), ст. 909; N 29 (ч. I), ст. 3473; N 43, ст. 4921; 2010, N 4, ст. 368; N 19, ст. 2300; 2011, N 21, ст. 2927, 2930; N 29, ст. 4420; 2012, N 8, ст. 990; N 18, ст. 2166; N 22, ст. 2759; N 38, ст. 5070; N 47, ст. 6459; N 53 (ч. II), ст. 7866; 2013, N 26, ст. 3314; N 49 (ч. VII), ст. 6396; N 52 (ч. II), ст. 7137; 2014, N 26 (ч. II), ст. 3515; N 50, ст. 7054; 2015, N 14, ст. 2108; N 19, ст. 2806) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 октября 2015 г.
Регистрационный N 39243
Урегулированы вопросы освидетельствования и переосвидетельствования осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях.
Организуется медико-социальная экспертиза, на которую направляет медорганизация УИС, орган пенсионного обеспечения либо орган соцзащиты населения.
Мероприятие проводится после диагностических, лечебных и реабилитационных процедур при наличии данных, подтверждающих стойкое расстройство функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
По итогам экспертизы осужденному выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы. Составляется индивидуальная программа реабилитации. Документы приобщаются к личному делу лица.
Приказ вступает в силу с 1 января 2016 г.
Приказ Министерства юстиции РФ от 2 октября 2015 г. N 233 «Об утверждении порядка и сроков направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядка организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы»
Можно ли оформить инвалидность, отбывая наказание в ИК?
УИК РФ Статья 101. Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы
1. Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
О выявлении конституционно-правового смысла ч. 2 ст. 101 см. Постановление КС РФ от 08.06.2021 N 27-П.
2. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, — лечебные исправительные учреждения.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 09.03.2001 N 25-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
4. В случаях отказа осужденного от приема пищи и возникновения угрозы его жизни допускается принудительное питание осужденного по медицинским показаниям.
5. Порядок оказания осужденным медицинской помощи, организации и проведения санитарного надзора, использования лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений органов здравоохранения и привлечения для этих целей их медицинского персонала устанавливается законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 08.11.2008 N 194-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Порядок и сроки направления на освидетельствование и переосвидетельствование осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, подачи указанными лицами заявлений на проведение освидетельствования или переосвидетельствования, обжалования решения федерального учреждения медико-социальной экспертизы, а также порядок организации охраны и надзора за осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, при проведении их освидетельствования или переосвидетельствования в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
(часть 6 введена Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
7. Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Право осужденных на освобождение по болезни конкретизировано
Правительство опубликовало Постановление о внесении изменений в Постановление от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Теперь в документ включены правила направления на медосвидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью.
Указывается, что основанием для направления на медицинское освидетельствование является обращение осужденного, у которого наступило психическое расстройство, препятствующее отбыванию наказания, либо его законного представителя, а также осужденного, заболевшего иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Также основанием является подготовка начальником учреждения или органа, исполняющего наказания, представления об освобождении осужденного в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.
Отмечается, что начальник учреждения или органа, исполняющего наказания, запрашивает в медицинских организациях УИС медицинские документы, отражающие состояние здоровья осужденного, наличие у него заболевания, включенного в перечень препятствующих отбыванию наказания. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, он должен направить их в медицинскую организацию УИС для проведения медосвидетельствования осужденного. Документы могут представить также сам осужденный или его законный представитель.
Поправки внесены и в Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. Конкретизируется, что они определяют порядок медосвидетельствования не только осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания, но и ходатайствующих об освобождении в связи с болезнью.
Отмечается, что для проведения консультаций по вопросам медицинского освидетельствования осужденного могут привлекаться врачи-специалисты из медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан.
Согласно изменениям врачебная комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления направления на медосвидетельствование и приложенных к нему документов принимает решение о дате, времени, месте и условиях его проведения (в стационаре или амбулаторно). В течение дня, следующего за днем принятия решения, врачебная комиссия должна проинформировать об этом начальника учреждения или органа, исполняющего наказания. Медосвидетельствование проводится в период до 10 рабочих дней с указанной даты. При необходимости получения дополнительных сведений о состоянии здоровья осужденного, а также проведения дополнительного его обследования срок проведения медицинского освидетельствования может быть продлен, но не более чем на месяц.
Указывается, что при поступлении в учреждение, исполняющее наказания, решения врачебной комиссии начальник этого учреждения в течение рабочего дня, следующего за днем его получения, уведомляет осужденного или его законного представителя, адвоката (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) о дате, времени и месте проведения медицинского освидетельствования.
Подчеркивается, что необходимым условием проведения медосвидетельствования является данное осужденным или его законным представителем добровольное согласие на него на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о методах медосмотра и медицинских исследований, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях. При этом проведение медосвидетельствования без добровольного согласия допускается в случаях, установленных законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан.
Теперь осужденный может отказаться пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или получить дополнительные сведения о состоянии здоровья из других медицинских организаций. В этом случае проведение медицинского освидетельствования прекращается. Указывается, что в протоколе врачебной комиссии должно отражаться особое мнение членов комиссии, не согласных с принятым решением.
Об ознакомлении с решением врачебной комиссии в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных составляется запись, удостоверяемая подписями осужденного, его законного представителя или его адвоката и членов врачебной комиссии.
Отмечается, что в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссии медицинской организацией УИС оформляется заключение, содержащее обоснованный вывод о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, препятствующего отбыванию наказания.
В заключении отражаются отказ осужденного от проведения медосвидетельствования, медицинского вмешательства, отказ пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или отказ осужденного выразить согласие на получение дополнительных сведений о состоянии здоровья из других медицинских организаций, а также имевшие место случаи несоблюдения осужденным режима лечения. Копия заключения выдается осужденному или его законному представителю не позднее одного рабочего дня после его вынесения, а также по письменному заявлению указанных лиц направляется его адвокату.
В комментарии «АГ» адвокат, управляющий партнер АБ FORTIS Вячеслав Земчихин отметил, что принятые изменения в правила и порядок медицинского освидетельствования заключенных не могут не радовать. По его мнению, самое важное нововведение – это установление сроков проведения процедуры медицинского освидетельствования. «Сроки определены отдельно как для начальника учреждения, который запускает процедуру, так и непосредственно для медицинской комиссии. Это позволит персонализировать ответственность за нарушение процедуры. Теперь осужденным не придется годами добиваться освидетельствования и ждать законного освобождения, ведь, как правило, заболевания, включенные в список, имеют стадию терминальных», – подчеркнул он.
В то же время Вячеслав Земчихин заметил, что одновременно с поправками возникает и ряд проблем. Во-первых, указал адвокат, это полная неопределенность по процедуре обжалования акта освидетельствования, а во-вторых, готовность системы ФСИН. «Эти поправки могут коснуться до 20 тыс. осужденных, которые практически одновременно запустят в работу свои процедуры. Справится ли система ФСИН в рамках столь сжатых сроков с таким объемом работы? Должна быть проделана огромная работа», – заключил он.
Директор юридического бюро FACTUM Оксана Труфанова отметила, что данное постановление призвано облегчить жизнь тяжелобольным, их представителям и адвокатам и осложнить ее сотрудникам ФСИН. Эксперт посчитала, что в какой-то степени его можно даже назвать революционным.
«Во-первых, оно действительно призвано обеспечить право тяжелобольных заключенных на то, чтобы лечиться на свободе (а, как мы знаем, в тюремных больницах ФСИН – кадровый голод на узких специалистов), и, как это ни жестоко звучит, право умирать на свободе. Наше волонтерское движение помощи тяжелобольным заключенным “Обреченные умирать в неволе” давно борется именно за эти права. Во-вторых, если постановление будет исполняться сотрудниками ФСИН, то и количество обращений в ЕСПЧ по Правилу 39 Регламента, в частности по неоказанию медпомощи тяжелобольным заключенным, значительно снизится», – указала Оксана Труфанова.
Кроме того, она посчитала, что у врачебной комиссии ФСИН будет меньше способов препятствовать тяжелобольным в освобождении по болезни и, по сути, подменять собой суд (т.е. решать, кто уйдет домой, кто будет лечиться на свободе, а кто останется в местах лишения свободы), поскольку п. 10 обязывает вносить в протокол особое мнение несогласных членов комиссии.
Оксана Труфанова также заметила, что постановление приведено в соответствие с Законом об основах здоровья граждан в части ознакомления с медицинской документацией. «Теперь препятствий в получении копий медкарт больше не будет», – заключила она.
Я нахожусь в местах лишение свободы я оформил инвалидность 3 группу теперь.
Я нахожусь в местах лишение свободы я оформил инвалидность 3 группу теперь мне надо чтоб моя жена оформила пенсию и начала за меня получать деньги. В зоне нотариуса нет позтому у меня вопрос может ли начальник ИК заверить документы для оформления гениральной доверенности для жены?
Ответы на вопрос:
Нотариуса в зону можно пригласить, если такой возможности нет, то доверенность может заверить начальника колонии. Всего вам доброго
Начальник колонии, конечно, может оформить доверенность. Но пенсия Вам должна быть оформлена в ПФР по месту отбывания наказания, и перечисляться она будет на ваш счет в колонии.
Всего доброго. Спасибо, что выбрали наш сайт.
Начальник может удостоверить доверенность.
Гражданский Кодекс РФ
Статья 185.1. Удостоверение доверенности
1. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, на подачу заявлений о государственной регистрации прав или сделок, а также на распоряжение зарегистрированными в государственных реестрах правами должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2. К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются:
1) доверенности военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;
2) доверенности военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также доверенности работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;
3) доверенности лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;
4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены администрацией этой организации или руководителем (его заместителем) соответствующего органа социальной защиты населения.
3. Доверенность на получение заработной платы и иных платежей, связанных с трудовыми отношениями, на получение вознаграждения авторов и изобретателей, пенсий, пособий и стипендий или на получение корреспонденции, за исключением ценной корреспонденции, может быть удостоверена организацией, в которой доверитель работает или учится, и администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении. Такая доверенность удостоверяется бесплатно.
4. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.
Коллега права. Никакая доверенность Вам не нужна. Пенсию Вы будете получать только по месту отбытия наказания.
«Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.05.2017)
УИК РФ, Статья 98. Обязательное государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение осужденных к лишению свободы
1. Осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины также обеспечиваются пособиями по беременности и родам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Пособия по беременности и родам выплачиваются осужденным женщинам независимо от исполнения ими трудовых обязанностей и иных обстоятельств.
(в ред. Федеральных законов от 09.03.2001 N 25-ФЗ, от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
2. Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
3. Выплата пенсий осужденным осуществляется органами, осуществляющими пенсионное обеспечение по месту нахождения исправительного учреждения, путем перечисления пенсий на лицевые счета осужденных.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
4. Осужденные, утратившие трудоспособность в период отбывания лишения свободы, имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Из пенсий осужденных производятся удержания. Основания, виды и порядок удержаний из пенсий определяются статьей 107 настоящего Кодекса.
6. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.
Могут ли посадить инвалида в тюрьму
Постоянная необходимость в социальной и медицинской помощи инвалидов или людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) уже давно является одной из сложноразрешимых проблем государства.
И это, учитывая, что больные и неполноценные люди находятся дома или в больнице и имеют возможность получать определенные блага от близких, родственников или просто окружающих на текущий момент их граждан. А как же быть инвалиду, если он по стечению обстоятельств нарушил закон, оказался под угрозой попасть в места лишения свободы, где сочувствия и помощи, без преувеличения, можно сказать, ждать неоткуда?
Какие в таком случае могут быть меры, касающиеся уголовной ответственности нетрудоспособного человека, и какова вероятность, что его посадят в тюрьму? Как подобные ситуации рассматриваются в России и других правовых государствах?
Уголовная ответственность инвалидов
Изначально следует отметить, что инвалидность не освобождает человека от уголовной ответственности, то есть наказание за содеянное он будет нести практически наравне с остальными гражданами. Существуют лишь некоторые исключения.
Но все же считается, если человек был в состоянии совершить преступление, то сможет и обязательно должен нести ответственность за свои проступки. При этом пенитенциарная система предусматривает предоставление инвалидам особых условий содержания.
В некоторых странах создаются специализированные колонии для заключенных, имеющих инвалидность. Например, такого плана исправительные учреждения функционируют на территории Украины, а конкретно в Днепропетровской области, и в Японии. В РФ ситуация решается путем преобразования обычных тюремных камер под нужды преступников с ОВЗ.
При этом учитывая, что государство потребностям инвалидов не уделяет достаточно внимания в повседневной жизни, легко предположить, в каких условиях содержатся больные заключенные. Самым строгим исправительным учреждением считается тюрьма. В ней находятся особо опасные для общества граждане, преступившие закон.
В эту категорию входят:
- рецидивисты – люди, совершившие повторные преступления;
- осужденные, нарушающие правила поведения в тюрьме;
- лица, заключенные под арест, сроком на 5 и более лет.
Пути решения проблем
Вопрос об условиях содержания преступников с инвалидностью постепенно начинает подниматься в Общественной палате РФ. Так, после проведенного мониторинга следственных изоляторов и исправительных колоний, член палаты Мария Валерьевна Каннабих утверждает, что жизнь и максимально возможный комфорт заключенных с ОВЗ полностью зависит от их взаимоотношений с сокамерниками.
Больным и физически неполноценным осужденным тяжело передвигаться без посторонней помощи, они не могут самостоятельно себя обслуживать, поскольку помещения для их содержания не имеют элементарного оснащения.
К примеру, в камерах и коридорах отсутствуют даже подобия пандусов, без которых колясочник автоматически лишается возможности передвижения. И также в последнее время не обделяют пристальным вниманием таких заключенных и наблюдательные комиссии.
Кроме обустройства тюрем, выделяется еще одна важная проблема, а именно: тотальная нехватка медицинского состава. Медицинские работники попросту не хотят трудиться в местах лишения свободы, поскольку условия деятельности сложны и зарплата мала.
Для повышения качества содержания преступников с ОВЗ, включая и тех, кто имеет слабый слух или зрение, было предложено рассмотреть вопрос о медицинских сотрудниках, которые работают в исправительных колониях, и размерах их заработной платы. То же самое относится и к заключенным, страдающим серьезными видами внутренних болезней.
Создание новых законопроектов подразумевает повышение качества содержания заключенных-инвалидов в тюрьмах
Новые законопроекты
За последние несколько лет Министерство юстиции утвердило пакет законов, подразумевающих повышение качества условий отбывания срока для преступников, имеющих инвалидность. Согласно этим постановлениям, слабослышащим инвалидам при первом собеседовании в тюрьме должны предоставляться услуги сурдопереводчика.
Все заключенные с ОВЗ получают право воспользоваться социальными консультациями, направленными на снижение психоэмоционального напряжения. И также вследствие указанных законопроектов администрация исправительных колоний должна принять соответствующие меры в виде организации соответствующих рабочих мест для преступников с инвалидностью.
Кроме того, будут создаваться условия, необходимые для профессионального роста отбывающих срок и их профильного обучения. Рабочая неделя для заключенных, имеющих 1 или 2 группу инвалидности, будет сокращена до 35 часов. При этом заработная плата урезаться не должна.
По окончании положенного наказания и после отбытия инвалида из мест лишения свободы домой, подразумевается, что его будет сопровождать родственник. При отсутствии родственников эта обязанность возлагается на сотрудника колонии.