Намеренное ухудшение жилищных условий (табица)
К действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся намеренные действия и гражданско-правовые сделки, в результате совершения которых у военнослужащих и (или) членов их семей возникли основания признания их нуждающимися в жилых помещениях, предусмотренные статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, связанные:
с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения военнослужащими членов семей, указанных в пункте 5 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих»);
с обменом жилыми помещениями;
с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади;
с выделением доли собственниками жилых помещений;
с отчуждением жилых помещений или их частей.
п. 12 Правил признания военнослужащих — граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1768
К действиям, повлекшим намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка) гражданами, указанными в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в целях настоящих Правил относятся следующие действия и гражданско-правовые сделки, совершенные указанными гражданами и (или) членами их семей:
а) обмен жилыми помещениями на жилое помещение меньшей общей площади;
б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;
в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги) гражданина — участника основного мероприятия, несовершеннолетних детей и временных жильцов);
г) отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
П. 7.1. Правил Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 «О некоторых вопросах реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной
Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:
- не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
- имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
- произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
- произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
- расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
- признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.
Приказ Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. № 1280
5. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом «и» настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.
Не рассматриваются в качестве действий по намеренному ухудшению жилищных условий:
а) вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей 7 ;
б) вселение в установленном порядке в жилое помещение супруга (супруги), родителей военнослужащего (гражданина), если по предыдущему месту жительства они могли быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
г) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
д) отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
е) отказ наследника от наследства;
ж) сдача жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или на праве собственности по прежнему месту жительства, соответствующему государственному или муниципальному органу или уполномоченному ими лицу в связи с убытием к месту военной службы военнослужащего;
з) выезд членов семьи военнослужащего в другое место жительства к месту военной службы военнослужащего и совершение ими в связи с этим действий по прекращению права пользования жилыми помещениями;
и) утрата права пользования жилым помещением в связи с прекращением семейных отношений с собственником жилого помещения.
Приказ Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 24 октября 2011 г. № 590 «Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями»
6. Военнослужащие, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия по намеренному ухудшению жилищных условий, связанные с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, выделением доли собственниками жилых помещений, отчуждением жилых помещений или их частей, и иные действия по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, и предоставления им жилых
Расторжение супругой (супругом) военнослужащего в отношении себя на основании статьи 83 ЖК РФ договора социального найма жилого помещения в связи с выездом к месту военной службы супруга (супруги) в другой населенный пункт не относится к действиям по намеренному ухудшению жилищных условий (статья 53 ЖК РФ).
Намеренное ухудшение жк условий военнослужащими
- Автострахование
- Жилищные споры
- Земельные споры
- Административное право
- Участие в долевом строительстве
- Семейные споры
- Гражданское право, ГК РФ
- Защита прав потребителей
- Трудовые споры, пенсии
Объясните, подскажите, пожалуйста, что мне положено по увольнению, что мне делать и как всё будит происходить. Я военнослужащий прослужил 17,5 лет в ВС РФ. Льготной выслуги 20 лет. Женился в июне 2010 года. Сын родился в декабре 2010 года. Жил в закрытом городке с 7 лет до 28 января 2011 года был прописан в квартире по соц. найму моих родителей общей площадью 56,38 кв. м., принадлежащей МО РФ в которой было прописано вместе со мной 4 человека (отец, мама, бабушка и я). После 28.01.2011г прописался я, жена и сын при в/ч в этом же гарнизоне. Жена до этого право на жилплощадь не имела. Сын до этого прописан нигде не был. С 27.09.2011 года включён в список нуждающихся в получении (улучшении) служебными помещениями. Сейчас собираются увольнять по состоянию здоровья «В» или «д». Был у замполита, он сказал что т. к. я выписался, тем самым ухудшил свои жилищные условия, то жилое помещение по договору социального найма не положено.
Согласно статье 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В указанной статье отсутствуют нормы, называющие перечень действий, совершение которых может трактоваться как намерение приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В Определении Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации «, указано следующее:
«по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются».
Из предложенного КС РФ толкования статьи 53 ЖК РФ вытекает следующее:
1. не любые действия, результатом которых стало уменьшение жилой площади менее учетной нормы, влекут ограничение в постановке на учет, а только те, которые совершены умышленно и преследовали цель ухудшения жилищных условий;
2. из презумпции добросовестности и разумности участников вытекает, что доказывать неразумность, недобросовестность, несправедливость поведения должен тот, кто с таким поведением связывает правовые последствия. Другими словами, орган власти, отказавший гражданину в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, должен доказывать в суде (если гражданин обратился в суд с заявлением об оспаривании такого отказа) что гражданин совершил умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
В Определении от 19 февраля 2009 года № 6н-424/08, Верховный Суд РФ также указывал на необходимость выяснения судом наличия умысла в действиях гражданина:
«Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу этой нормы Закона ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При таких данных суду следовало выяснить следующие имеющие значение для дела обстоятельства: привели ли действия заявителя к искусственному ухудшению жилищных условий, были ли совершены они умышленно и требуется ли в связи с этими действиями заявителя участие Министерства обороны в обеспечении его другим жильем.
Выяснение этих обстоятельств позволило бы установить причины ухудшения Г. жилищных условий и его право на обеспечение другим жильем».
С 9 ноября 2010 года действует Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», «Инструкция о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений»), утвержденная Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
Согласно п. 4 Инструкции, «военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются — действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с
изменением порядка пользования жилыми помещениями,
обменом жилых помещений,
невыполнением условий договора социального найма жилого помещения,
выделением доли жилых помещений собственниками,
отчуждением жилых помещений или их частей».
Согласно Инструкции, не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:
а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:
не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;
в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.
Следует обратиться в уполномоченный орган Министерства обороны РФ с заявлением о принятии вас на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Уполномоченным органом, как следует из Приказа Министра обороны РФ от 03.11.2010 N 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации», является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, функции которого осуществляются через специализированные организации — ФГУ (Западное, Центральное, Восточное и Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Жилищные комиссии, ранее осуществлявшие функции по предоставлению военнослужащим жилых помещений, ушли в прошлое. Непосредственное обращение военнослужащего по жилищным вопросам к представителю ФГУ в большинстве случаев невозможен ввиду удаленности учреждения от воинской части, и рассмотрение заявлений военнослужащего, в том числе о принятии на учет, сведется, как представляется, к формализму.
Между тем, если вы полагаете, что не совершали умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, а снятие с регистрационного учета по месту жительства в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма было вызвано (продиктовано) не желанием быть принятым на учет нуждающихся в жилом помещении и получить жилье от Министерства обороны, а иными, объективными причинами, то следует обращаться в суд с заявлением об оспаривании отказа уполномоченного органа в принятии вас на учет.
Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих
Нормами Российского права закреплено, что вопрос о принятии военнослужащих, которые намеренно изменили в худшую сторону условия своего проживания для приобретения права на признание их лицами, нуждающимися в предоставлении большей по размеру жилой площади, может быть решен положительно только после истечении пятилетнего срока, отсчет которого начинается со дня осуществления указанных действий. Ни в одном нормативном акте такому понятию, как «умышленное ухудшение условий для проживания», толкования не дано. Поэтому каждый случай изменения офицером (или прапорщиком) условий своего размещения в жилом помещении, который повлек значительное уменьшение жилой площади, должен быть рассмотрен индивидуально, если требуется принять решение об обеспечении этого военнослужащего жилым помещением или предоставлении ему жилья большего по площади размера (с учетом действующих норм обеспечения).
Основными отличительными особенностями, которыми характеризуется целенаправленное изменение военнослужащим в худшую сторону условий проживания, являются:
- наличие у офицера (или прапорщика) желания приобрести право на признание его и его родственников (или иждивенцев) нуждающимися в улучшении условий проживания;
- военнослужащий целенаправленно совершает действия (иногда даже неправомерные), результатом которых становится ухудшение условий его проживания (например, уменьшение жилой площади или ее отчуждение);
- военнослужащий на момент подобного изменения условий своего проживания не признан нуждающимся в государственной поддержке, которая представляет собой обеспечение жильем в соответствии с установленными нормами и правилами;
- результатом вышеуказанных действий должно стать включение офицера (или прапорщика) в соответствующий реестр лиц, жилищные условия которых впоследствии будут улучшены путем предоставления жилья большей по размеру площади.
Понятие и особенности ухудшения военнослужащим своих условий проживания и условий проживания своих родственников
Умышленным ухудшением жилищных условий со стороны военнослужащего считается такое распоряжение уже имеющейся у него жилой площадью (домом, квартирой, комнатой), вследствие которой он может неправомерно претендовать на получение государственной поддержки в виде обеспечения его и его родных дополнительной площадью для проживания.
Так как законом не закреплен перечень конкретных действий, которые могли бы свидетельствовать об умышленном изменении в худшую сторону условий проживания военнослужащего и его близких родственников, то, исходя из обобщенной практики рассмотрения подобных вопросов, можно выделить самые распространенные случаи совершения таких действий:
- любые отчуждающие имущество сделки (например, дарение или продажа), результатом которых является лишение офицера (или прапорщика) права собственности, распространяющее свое действие на занимаемое им жилое помещение;
- любые действия, результатом которых является расторжение действующего договора социального найма жилья (например, расторжение договора исключительно по инициативе военнослужащего, являющегося нанимателем, или выселение офицера (или прапорщика) совместно с его родственниками из-за существенного нарушения ими указанных в договоре условий и т.д.);
- действия, которые направлены на прекращение права общей (долевой) собственности военнослужащего на жилое помещение, выражающиеся в определении стоимости доли собственника для последующего ее выделения путем перечисления денежной суммы на счет данного офицера (или прапорщика);
- регистрация в жилом помещении, занимаемом военнослужащим, по его инициативе иных лиц, которые не являются родственниками этого офицера (или прапорщика), если результатом подобных действий становится значительное уменьшение размера жилой площади, приходящегося на долю каждого квартиранта (в соответствии с требованиями применяемых в настоящее время учетных норм);
- любые действия офицера (или прапорщика), направленные на ухудшение общего состояния жилого помещения, в результате которых оно становится непригодным для нормального (безопасного) проживания в нем;
- осуществление военнослужащим несогласованной (незаконной) с уполномоченными должностными лицами перепланировки, в результате которой происходит значительное уменьшение размера общей жилой площади данного помещения;
- заключение сделки, целью которой является обмен занимаемой офицером (или прапорщиком) квартиры на жилое помещение меньшего по площади размера;
- расторжение офицером (или прапорщиком) брака, если одним из последствий развода является выделение доли в занимаемом жилом помещении (или передача данного жилья полностью) второму супругу;
- заключение офицером (или прапорщиком) фиктивного брака, единственной целью которого является получение дополнительной жилой площади.
На практике встречаются и иные примеры намеренного ухудшения условий проживания, поэтому вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. Должностные лица, рассматривающие ходатайство о включении военнослужащего в реестр лиц, нуждающихся в улучшении условий проживания, могут отказать в его удовлетворении, если факты умышленного ухудшения условий проживания будут установлены и подтверждены в установленном порядке.
Также следует иметь в виду, что далеко не все действия по своей природе являются умышленным изменением условий проживания в худшую сторону, даже если они по формальным признакам соответствуют вышеприведенному списку. К примеру, такое событие, как рождение в семье военнослужащего ребенка, хоть и влечет уменьшение размера жилой площади, приходящейся по нормам учета на долю каждого зарегистрированного в квартире, но при этом не может быть признано целенаправленным (намеренным) ухудшением жилищных условий.
Кроме того, законодательством закреплен ряд случаев, когда определенные действия не подпадают под определение «намеренное ухудшение условий проживания»:
Ухудшение жилищных условий военнослужащих
Изменился ли срок (5 лет) ухудшение жилищных условий для военнослужащих после которого возможно встать на очередь получения ж. пл.
Будет ли считаться намеренным ухудшением жилищных условий развод. Проживаем с супругом в квартире по договору социального найма, оба военнослужащие, до предельного возраста супругу еще 3 года, так вот посчитают ли ухудшением жилищных условий в случае развода.
Здравствуйте! Я военнослужащий, хочу прописать к себе бабушку жены. Будет ли такое действие являться намеренным ухудшением жилищных условий?
Это правда, что военнослужащие после ухудшения жилищных условий 5 лет не ставятся в очередь на жилье? Спасибо.
Я военнослужащий имею приватизированное жилью. Мой вопрос согласно норме нового жилищного кодекса, при намеренном ухудшении жилищных условий (договор дарения), Я имею права через 5 лет встать на очередь на улучшения жилищный условий, и получить жилплощадь от Министерства Обороны. Заранее спасибо за ответ.
Если за неделю до брака с военнослужащим, я передарила свою квартиру, является ли это намеренным ухудшением жилищных условий?
Я,являюсь ответственным квартиросъемщиком, в муниципальной квартире, зарегистрирован там же, приватизации квартиры до сих пор не было, будет ли это считаться заведомо ухудшением жилищных условий при постановке на жилищный учет, Я военнослужащий с 1995 года, более 20 лет кален. Выслуги? Спасибо.
Отец военнослужащий выписался с жилплощади, непринадлежащей ему с тремя детьми. И прописался при части. Является ли это ухудшением жилищных условий?
Военнослужащий стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Будет ли для него являтся намеренным ухудшением жилищных условий процедура по передаче в оперативное управление воинской части собственного жилого помещения, которое он получил ранее по договору дарения?
Военнослужащий. Призван на службу в 2014 году. В 2015 году выписался с родительской квартиры (собственник-отец) и прописался при части. В сентябре 2020 года прошло 5 лет, как «намеренно ухудшил свои жилищные условия». В октябре 2020 года подал запрос на выделение служебной квартиры. Пришел отказ. Основание-«намеренное ухудшение жилищных условий». Получается срок в 5 лет на военнослужащих не распространяете? Теперь уже всегда мне будет приходить отказ? Еще вопрос. Могу ли я все таки быть включен в НИС (как прапорщик). Не будет ли мне и в этом отказ?
Муж военнослужащий, должен получить жилье на семью (3 человека), жена отказалась от приватизации в квартире родителей (зарегистрирована у них) в 2010 г. Сейчас нам отказывают в получении квадратных метров на жену, аргументируя тем что у нее есть жилая площадь на собственности родителей. А также что ухудшила жилищные условия и может получить кв. метры только по истечении пяти лет. Является ли отказ от приватизации ухудшением жилищных условий?
Я военнослужащий участвовал в приватизации а потом подарил свою долю матери, а теперь она обратно подарит мне эту долю, будет ли это считаться ухудшением жилищных условий. И будет ли у меня право на улучшение жилищных условий если эта доля менее положенного жилья.
Является ли намеренным ухудшением жил условий следующая ситуация: Мой муж военнослужащий более 10 лет календарной выслуги, сокращен и уволен по ОШМ, на очередь на жилье встал в 2004 году, в 2008 году в ноябре мы поженились, из квартиры родителей я выписалась в июле 2009 года и прописалась вместе с сыном (2009 г. р) к мужу при в/ч. (в/ч находится втом же городе, где я и была прописана). Доли у меня нет, собственником является моя мама. В ДЖО отказывают дать квартиру на меня, (нуждающимися признали только мужа и сына) ,обосновывая это намеренным ухудшение жилищных условий. Является ли данный факт ухудшением жилищных условий?
6 сентября у нас будет заключён брак с военнослужащим, в июне месяце я подарила свою долю маме в квартире, будет ли это влиять на получении компенсации военнослужащего как ухудшение жилищных условий.
Вопрос следующий. Если военнослужащий проживающий в служебной квартире разводится и сдает квартиру. Является ли это ухудшением жилищных условий и надо ли ждать 5 лет чтобы иметь право на субсидию. Спасибо.
Я военнослужащий. В закрытом административно-территориальном образовании (ЗАТО) имею квартиру по договору социального найма. Будет ли считаться ухудшением жилищных условий сдача квартиры администрации ЗАТО при переводе к новому месту службы?
Квартира сдана по договору соцнайма нанимателю с супругом (военнослужащий). Будет ли являться ухудшением жилищных условий, если супруги развелись, квартира приватизируется бывшей супругой, а бывшему супругу фактически негде жить? Спасибо заранее.
Является ли ухудшением жилищных условий, выписка с постоянного места регистрации из муниципального ветхого жилья, если военнослужащий получил служебное жильё?Как это может повлиять при получении постоянного жилья после выхода на пенсию?
Является ли развод ухудшением жилищных условий? При разводе и разделе имущества суд отказал супругу в праве на половину доли в квартире, купленной супругой по военной ипотеке. Военнослужащий теперь имеет полное право на признание его нуждающимся? И будет ли считаться развод намеренным ухудшением?
Хотим с семьей встать на учёт нуждающихся в получении квартиры. Я военнослужащий. С семьей мы жили некоторое время у моей матери, в сентябре 2015 года по решению суда нас выселили. Подав заявку на постановление на учёт, получили отказ, так как то, что мы выселились от матери, является намеренным ухудшением жилищных условий. Вопрос: является ли выселение по решению суда ухудшением жилищных условий? Какой статьей это подтвердить?
Я и жена военнослужащие. Жена прописана в квартире матери в том же городе в котором находится в/ч.положено ли нам служебное жильё?Будет ли являться ухудшение жилищных условий если она выпишется оттуда? Квартира мамы неприватизированной.
Ухудшение жилищных условий военнослужащих при расторжении брака в 2021 году
Ухудшение жилищных условий может быть связано с разными событиями в жизни человека, причем как с приятными, так и не очень. Например, заключение брака или рождение ребенка повлечет ухудшение жилищных условий в связи с уменьшением жилой площади на одного человека при прописке супруги и ребенка в квартире.
Развод, и последующий за разводом раздел имущества также приводит к ухудшению жилищных условий военнослужащих при расторжении брака.
При ухудшении жилищных условий военнослужащий может претендовать на их улучшение. Но при этом важно, чтобы ухудшение условий проживания являлось не умышленным, а непреднамеренным.
Государственное регулирование
При решении вопросов о правомерности признания нуждающимся в улучшении жилья военнослужащим после его развода необходимо руководствоваться следующими законодательными актами:
- Жилищным кодексом РФ (ЖК РФ).
- Федеральным законом «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998.
- Постановлением правительства РФ «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих — граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» № 512 от 29.06.2011.
- Приказом Министра обороны РФ «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» № 1280 от 30.09.2010.
Преднамеренное ухудшение жилищных условий при разводе
Главное, чего нужно избежать при разводе, после которого потребуется улучшение жилищных условий, это избежать признания развода преднамеренным ухудшением жилищных условий.
Законодательством РФ не установлен перечень действий, которые могли бы трактоваться как умышленные в вопросе ухудшения жилищных условий. Но исходя из существующей практики, довольно частыми являются случаи умышленного расторжение военнослужащими брака, если такое расторжение сопровождается разделом имущества и выделением доли в занимаемом жилье второму супругу.
А в соответствии со статьей 53 ЖК РФ встать на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, можно только через пять лет после совершения действий, которые могут быть признаны намеренными действия по ухудшению условий проживания.
Подобная норма содержится и в пункте 4 Приказа МО РФ № 1280.
При этом сам по себе развод военнослужащего не является преднамеренным действием.
Способы определения умысла при расторжении брака
Определить умысел при расторжении брака военнослужащим довольно сложно.
Ведь важно не только определить умысел в действиях, но и собрать документальные доказательства такого умысла.
При этом необходимо выяснить, например, такие особенности расторжения брака военнослужащим:
- кто являлся инициатором развода,
- как происходило расторжение брака,
- имеются ли у военнослужащего несовершенные дети, либо другие иждивенцы,
- в какой срок после развода военнослужащий обратился за признанием его нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Судебная практика
Анализируя судебную практику по делам, связанным с ухудшением жилищных условий военнослужащего после развода и доказыванием права на улучшения жилищных условия, можно отметить следующее.
Не будет являться намеренным ухудшением жилищных условий после развода, если:
- в решении суда о расторжении брака указано, что вы с супругой не проживали совместно более 5 лет,
- в документах, поданных при постановке на учет нуждающихся, подтверждается факт вашего раздельного проживания,
- вы были признаны нуждающимся не в результате развода, а до него.
Во всех остальных случаях потребуется сбор дополнительных доказательств того факта, что развод не являлся фиктивным.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос № 1:
Военнослужащему отказано в улучшении жилищных условий по причине того, что он уже получал жилье как военнослужащий, находясь в браке и имея ребенка. Метраж жилья соответствовал социальной норме. Брак был расторгнут, доля военнослужащего в квартире была подарена бывшей жене. Сам военнослужащий проживает после развода на съемной квартире. Правомерен ли в таком случае отказ в улучшении жилищных условий (получении бесплатного жилья)?
Да, в рассматриваемом случае отказ правомерен. Порядок предоставления жилья регламентируется статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащего». Так как военнослужащий не сдал прежнее жилье, а подарил его бывшей жене, он потерял право на повторное предоставление жилья по договору социального найма. Раз ухудшение жилищных условий произошла в результате дарения доли в квартире, права на улучшение жилищных условий у такого военнослужащего нет.
Вопрос № 2:
Как подтвердить, что ухудшение жилищных условий военнослужащего в результате развода произошла не намеренно? Квартира оставлена супруге с несовершеннолетними детьми.
Подтвердить, что развод не являлся фиктивным можно, например, подав исковое заявление в суд на раздел имущества.