Насколько правомерны действия данного сотрудника ГИБДД?

Насколько правомерны действия данного сотрудника ГИБДД?

Общие требования к выполнению административных процедур (действий)

33. Выполнение указанных в пункте 31 Административного регламента административных процедур (действий) в электронной форме не осуществляется.

34. При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак.

35. Сроки выполнения сотрудниками административных процедур (действий) должны быть минимально необходимыми для их осуществления, исходя из конкретной обстановки.

36. Выполнение сотрудниками конкретных административных действий в рамках выполнения административных процедур должно осуществляться непосредственно после наступления юридического факта, являющегося основанием для начала соответствующего административного действия, за исключением случаев, предусмотренных абзацем четвертым пункта 67, пунктами 82, 143, 144, 288 Административного регламента.

Необоснованные действия (бездействие) сотрудников, влекущие увеличение времени выполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в порядке, установленном разделом V Административного регламента.

37. Действия по оформлению процессуальных документов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 143, 175, 180, 229, 288 Административного регламента, должны осуществляться на месте совершения (пресечения) административного правонарушения либо на месте остановки (задержания) транспортного средства (пешехода). При этом допускается их оформление в служебном помещении органа внутренних дел, стационарного поста органа внутренних дел <1>, транспортном средстве органов внутренних дел (автомобиль, автобус, мотоцикл) <2>.

<1> Далее — «стационарный пост». Понятие стационарного поста для целей Административного регламента регламента включает также контрольно-пропускной пункт.

<2> Далее также — «патрульный автомобиль».

38. В случае использования сотрудником при исполнении государственной функции фото-, видео и звукозаписывающей аппаратуры, в том числе установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора, он уведомляет об этом участников дорожного движения (лиц, присутствующих при осуществлении административных процедур).

39. Осуществление сотрудником административных процедур при надзоре за дорожным движением при наличии возможности должно производиться в поле обзора систем видеонаблюдения, размещенных в патрульных транспортных средствах и на стационарных постах, либо носимых видеорегистраторов.

40. Для видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых, допускается использование сотрудником цифровой аппаратуры (носимых видеорегистраторов, видеокамер, фотоаппаратов с функцией видеозаписи, прочих устройств, позволяющих осуществлять видеозапись). Полученные при совершении административных действий видеозаписи, приобщаются к соответствующему протоколу либо акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.

41. Процессуальные документы должны заполняться чернилами черного, синего или фиолетового цвета от руки либо с использованием печатающего устройства. Текст процессуального документа, выполненный от руки, должен быть разборчивым.

(п. 41 в ред. Приказа МВД России от 21.12.2017 N 948)

(см. текст в предыдущей редакции)

42. Взаимоотношения сотрудников с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным и уважительным отношением к участникам дорожного движения.

43. В разговоре с участниками дорожного движения сотрудник обязан быть вежливым, тактичным, обращаться к ним на «Вы», проявлять спокойствие и выдержку, свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания.

44. При разговоре с участниками дорожного движения сотрудник должен воздерживаться от:

любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

оскорбительных выражений или реплик;

действий, провоцирующих противоправное поведение.

45. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник обязан представиться, назвав свою должность, звание и фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения. Во всех случаях применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник обязан разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения <1>.

<1> Часть 4 статьи 5 Федерального закона «О полиции».

В случае обращения участника дорожного движения сотрудник обязан назвать свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушать, принять соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъяснить, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса <2>.

<2> Часть 5 статьи 5 Федерального закона «О полиции».

46. При обращении участников дорожного движения за справочной информацией сотрудником даются разъяснения только по вопросам, связанным со спецификой проезда, уточнением маршрута следования, в том числе к местам расположения медицинских учреждений, органов внутренних дел, а также о телефонах для получения информации о перемещении задержанных транспортных средств и местах расположения специализированных стоянок для хранения задержанных транспортных средств.

47. При наступлении условий, предусмотренных статьями 18 — 24 Федерального закона «О полиции», действия, касающиеся представления гражданину и предъявления ему служебного удостоверения, могут не осуществляться.

48. Обращение к водителю транспортного средства должно осуществляться со стороны места нахождения водителя.

При наличии объективных обстоятельств (угроза личной безопасности при нахождении на проезжей части, загрязненность дорожного покрытия и других) сотрудник вправе обратиться к водителю с противоположной стороны транспортного средства или выполнить иные действия, предусмотренные Административным регламентом в зависимости от складывающейся ситуации.

49. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.

50. Разъяснения участнику дорожного движения сути совершенного им нарушения должны даваться без нравоучений, убедительно и ясно со ссылкой на соответствующие требования Правил дорожного движения и других нормативных правовых актов.

51. При возникновении конфликтных ситуаций, претензий или по требованию участников дорожного движения сотрудник разъясняет порядок обжалования своих действий.

Участнику дорожного движения должна быть предоставлена возможность дать объяснение по поводу его действий, после чего сотрудником дополнительно разъясняется суть правонарушения и осуществляется производство по делу об административном правонарушении.

При необходимости о конфликтной ситуации сотрудник докладывает в дежурное отделение (группу) подразделения ДПС (дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне) по месту прохождения службы для решения вопроса о выезде для разбирательства ответственных должностных лиц.

В случае неповиновения законному распоряжению или требованию сотрудника либо воспрепятствования исполнению им служебных обязанностей в отношении лица возбуждается дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса.

52. По требованию участника дорожного движения сотрудник должен сообщить местонахождение и телефон дежурного отделения (группы) подразделения ДПС либо телефон дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне, в котором он проходит службу.

53. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов.

Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

54. Сотрудникам запрещается принимать от участников дорожного движения материальные ценности, а также какие-либо вещи, предметы или документы, за исключением необходимых для выполнения административных действий.

55. В случае обращения участника дорожного движения к сотруднику в целях склонения к злоупотреблению служебным положением, получению взятки, злоупотреблению полномочиями либо иному незаконному использованию своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, а также склонения к совершению указанных деяний от имени или в интересах юридического лица, сотрудник обязан подать соответствующее уведомление о таком факте в установленном МВД России порядке <1>.

<1> Приказ МВД России от 19 апреля 2010 г. N 293 «Об утверждении порядка уведомления в системе МВД России о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений» (зарегистрирован в Минюсте России 1 июля 2010 года, регистрационный N 17676), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 19 марта 2014 г. N 164 (зарегистрирован в Минюсте России 3 апреля 2014 года, регистрационный N 31814), от 30 июля 2015 г. N 798 (зарегистрирован в Минюсте России 26 августа 2015 года, регистрационный N 38695), от 5 декабря 2016 г. N 790 (зарегистрирован в Минюсте России 26 декабря 2016 года, регистрационный N 44958).

При наличии в действиях участника дорожного движения признаков преступления сотрудником принимаются меры к задержанию этого лица, соответствующая информация докладывается дежурному для принятия решения о вызове следственно-оперативной группы, либо доставления задержанного в орган внутренних дел.

56. Действия сотрудников по выполнению административных процедур в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, осуществляются в соответствии с пунктами 291 — 305 Административного регламента.

57. С учетом конкретной ситуации и (или) при соответствующих обращениях сотрудник содействует участникам дорожного движения:

в организации транспортировки поврежденных транспортных средств, охране имущества лиц, пострадавших в результате преступных и иных противоправных посягательств и доставленных в медицинские организации;

Сколько времени может сотрудник ГИБДД удерживать водителя после остановки?

Срок остановки

Остановка водителя инспектором ДПС связана с ограничением свобод гражданина, которые даны ему Конституцией РФ. Поэтому основания и сроки такой процедуры должны быть чётко регламентированы. К сожалению, по состоянию на 2021 год это очень не соответствует правовому государству. О том, на какой срок сотрудник ГИБДД имеет право удерживать водителя после остановки при проверке документов или при составлении административного материала, какие правовые акты и как это регулируют, что делать в случае незаконного задержания, выясним в данной статье.

Что есть остановка транспортного средства по закону?

Ошибочным является такое мнение, когда водители считают, что при остановке водителя и проверке документов инспектор по сути своей задерживает автолюбителя. Нет, по сути из поверхностного лингвистического анализа он именно «задерживает». Однако, формально задержанием это не является.

Для этого термина законодательство 2021 года предусматривает отдельную административную процедуру – Федеральный закон О полиции подразумевает под этим кратковременное ограничение свободы гражданина, а пункт 180 Административного регламента, введённого Приказом №664 МВД указывает, что для задержания обязательно доставление в определённое ведомство МВД или ГИБДД. Кроме того, задержание всегда предваряет обязательный протокол.

Таким образом, все действия сотрудника ГИБДД после остановки автомобиля нельзя называть задержанием до того, как будет составлен соответствующий протокол, и водитель не будет направлен в отделение. И это хорошие новости, потому что иначе водителя можно было удерживать на срок до 48 часов.

А правильно данная процедура в общем-то называется исполнением государственной функции ГИБДД – конкретно остановкой транспортного средства.

На какой срок сотрудник может удерживать водителя?

Итак, ответ на наш вопрос содержится в Административном регламенте, но в различных пунктах. Однако, указания конкретного срока здесь, увы нет – всё сводится к тому, что такой срок должен быть минимальным.

Продолжительность задержания водителя после остановки машины

Сразу после остановки

Пункт 89 регламента предписывает, что сотрудник ГИБДД обязан сразу подойти к автомобилю, который он остановил – без промедления.

Значит ли это, что промедление допускается, если он остановил сразу несколько машин и подходит к ним по-очереди? Нет, никаких условностей админрегламент не допускает – сказано «без промедления», значит, сразу.

Подойдя к водителю, у инспектора появляются другие соответствующие обязанности:

  1. сразу после остановки инспектор ДПС должен представиться, назвав фамилию, звание или должность,
  2. предъявить служебное удостоверение по требованию водителя,
  3. сказать об основании остановки,
  4. потребовать документы для проверки.

Полный перечень правил остановки автомобилей мы привели в соответствующей статье.

Сколько может проверять документы?

Идём далее. Срок проверки документов не регламентирован прямо законами 2021 года. Однако, пункт 91 Административного регламента указывает, что дальнейшие действия сотрудника полиции должны идти в полном соответствии с законодательством РФ.

Во исполнение деятельности полиции издан одноимённый Федеральный закон, статья 5 которого прямо предписывает, что деятельность, которая связана с ограничением свобод человека, должна немедленно прекратиться если достигнута цель (в нашем случае в надзоре за безопасностью дорожного движения в общем смысле) или если она не может быть достигнута таким ограничением.

Таким образом, в теории инспектор ДПС обязан проверить и сразу отдать вам документы, если вы не совершили правонарушения, и пожелать доброго пути. На практике же, так как совершенно не регулируется конкретное время проверки, то инспектор может, к примеру, пробивать по базе водительские права, а сколько на это потребуется времени, учитывая возможную плохую связь на трассе, вопрос второй, увы.

Срок проверки документов инспектором ДПС

Пункт 100 регламента также указывает инспектору отпустить водителя сразу после завершения цели проверки документов. А пункт 105 предписывает те же действия в случае остановки пешехода.

Время для составления протокола и/или постановления

Двигаемся по порядку и доходим до составления административного материала. Здесь данный вопрос регулируется пунктами 35-37 регламента, которые указывают на то, что:

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

Сегодня модно говорить об обязанностях водителей при общении с сотрудниками ГИБДД. Однако у инспекторов также немало обязанностей перед автолюбителями.

Об обязанностях сотрудника ГИБДД при составлении протоколов, ранее мы уже говорили неоднократно. Сегодня поговорим о тех обязанностях, которые есть у сотрудника ДПС сразу после остановки автотранспортного средства.

Обязательный порядок действий инспектора при остановке автомобиля

Действия сотрудника ГИБДД при остановке автомобиля подробно прописаны в Административном регламенте МВД РФ от 02.03.2009г. №185. (далее – Регламент ГИБДД). Этот нормативно-правовой акт является обязательным для исполнения всеми инспекторами. Он определяет суть их работы на дороге.

Несоблюдение инспектором любого пункта из Регламента ГИБДД, даже если это не повлекло нарушения конкретных прав автомобилиста – это серьёзнейшее нарушение. Ведь в этом документе само начальство написало сотруднику, как он должен действовать в той или иной ситуации. Нарушать эти требования – это значить не исполнять приказ руководства.

Также не стоит забывать, что сотрудник ГИБДД стоит на дороге не просто так. Он поставлен туда, чтобы защищать права всех участников дорожного движения (в том числе остановленного водителя). Для инспектора права остановленного автолюбителя должны являться высшей ценностью. Его обязанность их строжайшее соблюдение, защита и признание (статьи 2, 18 Конституции РФ).

Если держать в голове этому мысль, то станет, например, понятным возмущение автолюбителя, который ничего не нарушая ехал по дороге, а его просто так остановил сотрудник ГИБДД. Представим себе также ситуацию, что при этом инспектор не представился (представился невнятно), не назвал причину остановки или допустил другие нарушения. Допустим также, что на обоснованные возражения автолюбителя (о несогласии с допущенными нарушениями), сотрудник не только «не исправляется», а начинает завуалировано угрожать автомобилисту. Такие действия, если они допущены, являются нарушением самой сути требований Конституции, а также принципов деятельности автоинспектора изложенных статьях 19-23 Регламента ГИБДД.

Требования Регламента ГИБДД к порядку действия инспектора сразу после остановки автомобиля:

Сразу после остановки автомобиля сотрудник ГИБДД обязан представиться, назвать свою должность и звание, фамилию, а также сообщить причину и цель обращения. Все эти сведения автоинспектор должен сообщить водителю сразу же.

То есть неправомерными будут действия сотрудника ГИБДД, если сразу после остановки автомобиля он представиться, а причину и цель обращения сообщить лишь через 10 минут или только после неоднократных просьб автомобилиста. Эти обязанности инспектора следуют из пункта 20 Регламент ГИБДД.

Помимо вышеуказанного, в связи с тем, что автолюбитель остановил машину не по своей воле, а по принудительному требованию сотрудника ГИБДД, то остановка транспортного средства, безусловно, является ограничением прав и свобод автомобилиста. Например, ограничением права на свободное передвижение по дорогам своей страны. Это право автолюбителю гарантировано частью 1 статьи 27 Конституцией.

Раз так, то сотрудник ГИБДД обязан также разъяснить автолюбителю основание и повод для остановки автомобиля, и возникающие при этом у автолюбителя права и обязанности. Это обязанность сотрудника также следует из пункта 20 Регламента ГИБДД.

Когда сотрудник ГИБДД выполняет вышеуказанные требования, то он обязан говорить чётко и громко, чтобы любой автолюбитель смог разобрать все сообщаемые ему сведения. Делать это автоинспектор должен с учётом наличия шума исходящего от проезжающих автомобилей.

Недопустимо для инспектора ДПС говорить невнятно (нечётко, тихо, скороговоркой), так чтобы автолюбитель не услышал каких-либо его персональных данных. К таким действиям (говорить громко и внятно) сотрудника ГИБДД обязывает пункт 19 Регламента ГИБДД. Например, в данном пункте есть такие требования, к сотруднику ГИБДД, как быть понятным. Как может автолюбитель что-то понять, если все слова были произнесены скороговоркой, тихо и невнятно? Там же указано, что автоинспектор должен исключать возникновение ситуаций, когда есть возможность ошибочного или двоякого понимания его действий. Если говорить тихо и невнятно, то, как раз, такие ситуации и возникнут.

Идём дальше. Требование об останове автомобиля должно быть чётким и понятным для автомобилиста. Из таких действий сотрудника конкретный автолюбитель должен понять, оно (требование об остановке) имеет отношение именно к нему, а не кому-то другому. Эта обязанность для автоинспектора установлена пунктом 22 Регламента ГИБДД.

Если инспектор хочет составить протокол, то он должен всё объяснить остановленному автолюбителю. При этом сотрудник ГИБДД должен излагать всё без нравоучений и со ссылкой на Правила дорожного движения (пункт 23 Регламента ГИБДД).

Если автолюбитель не согласен с мнением инспектора, то тот обязан разъяснить ему порядок обжалования своих действий. Эта обязанность должностного лица следует из 23 пункта Регламента ГИБДД. Ведь не согласие с протоколом (пусть ещё не составленным) – это конфликтная ситуация. А возникновение конфликтной ситуации обязывает сотрудник так поступить.

Мнение! Пункт 23 Регламента ГИБДД навряд ли исполняется большинством сотрудников ГИБДД. Например, остановленный автолюбитель имеет право обжаловать действия сотрудника ГИБДД в прокуратуру. Значить такое право должно разъясняться автолюбителям при возникновении любой конфликтной ситуации. Этого не наблюдается.

Важно! При остановке транспортного средства сотрудник ГИБДД обязан предъявить служебное удостоверение (в развёрнутом виде), только если автомобилист сам об этом попросит (пункт 20 Регламент ГИБДД).

При необходимости обращайтесь за юридической помощью в Коллегию автоюристов Самара.

На каком основании могут задержать сотрудники ГИБДД

С какими только ситуациями на дороге не приходится сталкиваться автолюбителям: нарушения правил некоторыми участниками движения, неожиданные препятствия, неровные дороги и, конечно же, встреча с сотрудниками ГИБДД. Некоторые водители, грубо нарушившие законодательство, могут столкнуться с такой мерой пресечения как административное задержание. Чтобы права водителя не были нарушены, необходимо понимать, когда такое задержание является законным.

Понятие и основания задержания

Задержание – мера пресечения, применяемая правоохранительными органами в отношении граждан (в рассматриваемом случае, водителей) и выражающаяся в краткосрочном лишении их свободы. Для применения такой административной меры правоохранители должны иметь одно из оснований, указанных в статье 14 Федерального закона «О полиции» №3-ФЗ , а именно:

  • если гражданин подозревается в совершении преступных деяний;
  • если гражданин признан сбежавшим из мест лишения свободы;
  • если лицо находится в розыске;
  • если гражданин уклоняется от применимого в их отношении наказания (принудительное лечение, административный арест, обязательные работы и т.д.);
  • если гражданин предпринимал попытки к совершению самоубийства и пр.

При отсутствии хотя бы одного законного обоснования задержание лица правоохранительными органами будет незаконным и повлекут за собой определенные правовые последствия в отношении представителя власти.

Нормативно-правовое обоснование для задержания водителя

В случае если сотрудник ГИБДД обязан применить меру пресечения в виде задержания водителя, его действия должны соответствовать требованиям следующих нормативных документов.

  1. Кодекс об административных правонарушениях. Статья 27.3 КоАП РФ регламентирует основные требования к административному задержанию: цель, обоснование, правила процедуры задержания в зависимости от определенной категории водителя (несовершеннолетний, военный).
  2. Вышеупомянутый Федеральный закон «О полиции», а именно ст. 14 . Основной НПА после Конституции, на который основываются представители власти, обеспечивающие правовой порядок. В данной статье отражаются общие правила процедуры задержания, основания, особенности составления протокола.
  3. Приказ МВД России №664 , принятый не так давно – в 2017 году, отражающий правовые полномочия сотрудников ГИБДД в части остановки, досмотра, проверки документов и прочих действий.
  4. Если водитель подозревается в совершении преступления, то процедура его задержания будет иметь нормативное регулирование главой 12 УПК РФ . В главе подробно расписываются основания для задержания или освобождения, порядок осмотра, правила уведомления о задержании.

Требования нормативных актов являются обязательными для выполнения сотрудниками ГИБДД. Если водитель будет знаком с ними заранее, ему будет проще отстоять свои законные права и не стать жертвой незаконных действий со стороны полиции.

Лица, уполномоченные на совершение задержания водителя

В зависимости от категории гражданина или основания для применения к нему такой меры пресечения как задержание, действовать могут представители следующих служб:

  • сотрудники полиции, в том числе из ведомства ГИБДД;
  • сотрудники таможенной службы – в случае нарушения таможенных правил;
  • пограничники – в случае нарушений законодательства при пересечении границ;
  • судебные приставы – при наличии и во исполнение открытого исполнительного производства на водителя: неуплата алиментов, штрафа или иных видов задолженности, уклонение от выполнения обязательных работ с учетом сроков давности;
  • сотрудники Росгвардии – при попытке проникновения на охраняемую территорию либо при передвижении по ней;
  • военная полиция может применить меру пресечения в виде задержания только в отношении водителей-военных или участников военных сборов.
Читайте также  Утверждение графиков работы на следующий год

Полномочия на совершение задержания должны быть подкреплены законным на то основанием. Без веских правовых причин задерживать водителя не имеет право ни один представитель органов власти.

Действия водителя при незаконном задержании

Если в отношении водителя будут совершаться незаконные действия со стороны правоохранителей, важно защищать свои законные права следующим образом:

  1. Удостовериться в том, что перед водителем не мошенники. Необходимо попросить сотрудников ГИБДД предоставить свои служебные удостоверения. Запомнить, а лучше записать их Ф.И.О., должность и отделение.
  2. Потребовать обоснование для задержания. Чтобы понимать, в каком случае у правоохранителей есть законные основания для задержания, а в каком – нет, водителю необходимо заранее ознакомиться с НПА по данному вопросу. Если будет озвучена причина по возможному совершению водителем преступления, важно вести себя подобающе, не допускать грубых выражений в адрес представителей власти и спокойно отвечать на вопросы с целью быстрого устранения спорной ситуации.
  3. Если водитель считает, что его права нарушаются, он имеет право на адвоката. Необходимо озвучить это условие сотрудникам ГИБДД.
  4. Связаться со своими близкими и сообщить о месте и времени задержания.
  5. Не подписывать протокол задержания без предварительного изучения. В случае несогласия с указанными в протоколе данными детально их расписать (какие законодательные аспекты задержания были нарушены сотрудниками и т.д.). Составлять протокол необходимо на месте задержания.
  6. С целью обеспечения доказательной базы для суда желательно фиксировать процесс задержания на видео или аудио.
  7. Запомнить время и адрес задержания, сопоставить данные в заполненном протоколе.

Допустимый срок задержания

Если в качестве основания для задержания водителю предъявляется подозрение в совершении правонарушения, срок ограничения свободы не может превышать 3 часов.

Если речь идет о возможном совершении преступления (по тяжести это больше, чем правонарушение; преступления наказываются в соответствии с уголовным кодексом, а не административным), то задержание возможно только на основании решения суда. При этом в судебные органы гражданин должен быть доставлен в течение 36 часов с момента задержания.

В некоторых случаях решение суда не понадобится:

  • если водитель пойман на месте преступления;
  • если он пойман «по горячим следам» после совершения такового.

Если водитель был задержан при нарушении законодательных правил пересечения границы, он может быть задержан на срок не более 48 часов.

Некоторые случаи из практики

Чаще всего водителям приходится сталкиваться со следующими ситуациями:

  1. Забыли документы. Согласно уже упомянутому Административному регламенту сотрудник ГИБДД имеет право требовать у водителя удостоверение личности. В таком случае водителя могут доставить в отделение полиции для установления личности, но не задерживать.
  2. Недопустимый уровень тонировки автомобиля. Водитель может быть задержан до судебного разбирательства, но только в случае оказания им явного сопротивления по выполнению законных требований (отказ явиться в суд).
  3. За неуплату штрафа. Задержание в данном случае будет незаконным. Исключением может являться пример, указанный выше (выражение водителем нежелания соблюдать требование по явке в судебные органы).
  4. За подозрение на вождение автомобиля в состоянии опьянения. Свобода водителя в таком случае может быть временно ограничена только для медицинского освидетельствования. В редких случаях, когда у сотрудников полиции отсутствует при себе необходимый прибор, водителя могут доставить на пост или в отделение для прохождения проверки на факт опьянения.

Порядок обращения по незаконному задержанию

Водитель, чьи законные права были нарушены, и в отношении которого была незаконно применена мера пресечения в виде задержания, имеет право обжаловать действия органов полиции.

Жалоба подается в письменном виде и должна содержать данные водителя, сотрудника, состав неправомочных действий, требования о привлечении к ответственности и может быть направлена в следующие инстанции:

  • непосредственному начальнику подразделения ГИБДД, сотрудник которого допустил нарушение;
  • в Управление МВД, в чьем подчинении находится отдел, в котором трудится сотрудник;
  • в органы прокуратуры;
  • в Управление по собственной безопасности;
  • в судебные органы.

Наказание для сотрудника полиции

Полицейский, признанный виновным в заведомо незаконном задержании человека, будет привлечен по ст. 301 УК РФ . К нему будут применены следующие санкции:

  • ограничение свободы сроком до 3 лет;
  • принудительные работы сроком до 2 лет;
  • арест на срок от 4 до 6 месяцев;
  • лишение свободы сроком до 2 лет.

Кроме основного наказания полицейский может быть лишен права занимать должности в правоохранительных органах на срок до 3 лет.

Если действия правоохранителя были признаны незаконными, гражданин может обратиться в суд за получением компенсации (например, упущение или неполучение выгоды за срок задержания). Исковое заявление должно в развернутом виде содержать обоснование истребуемой суммы.

КС пояснил нюансы привлечения к ответственности собственников ТС и фактических нарушителей ПДД

2 июля Конституционный Суд РФ вынес Определение № 1835-О по запросу Костромского областного суда о проверке конституционности ряда статей КоАП РФ, касающихся распределения ответственности за нарушения в сфере дорожного движения между собственниками транспорта и лицами, управлявшими им в момент фиксации нарушения.

Повод для обращения в КС

В сентябре 2018 г. ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Костромской области оштрафовал В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.21.1 (нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства) КоАП РФ, на 150 тыс. руб. Вменяемое собственнице транспортного средства правонарушение было зафиксировано специальной камерой фотовидеонаблюдения.

Через два месяца районный суд отменил постановление регионального ГИБДД и освободил В. от ответственности в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения. Свое решение суд обосновал тем, что в момент фотовидеофиксации правонарушения транспортное средство находилось во владении и пользовании иного лица – К. Данное обстоятельство было установлено судом на основании совокупности письменных доказательств и показаний самого К., участвовавшего в судебном заседании в качестве свидетеля.

За совершение вышеуказанного административного правонарушения ГИБДД оштрафовала К. на ту же сумму, что и В. Гражданин безуспешно обжаловал соответствующее постановление у вышестоящего должностного лица Госавтоинспекции, а затем и в суде, который лишь снизил размер штрафа до 100 тыс. руб. Один из доводов К. в суде сводился к тому, что постановление о назначении ему административного наказания было вынесено до вступления в законную силу судебного решения по делу В.

Областной суд усомнился в конституционности норм КоАП

Впоследствии К. обжаловал решение суда в Костромской областной суд, который приостановил производство по жалобе и обратился в КС с запросом о проверке конституционности следующих положений КоАП РФ:

  • ч. 2 ст. 2.6.1, согласно которой собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в момент фиксации правонарушения оно находилось во владении или в пользовании другого лица либо выбыло из его обладания из-за противоправных действий других лиц;
  • ч. 1 ст. 4.5, устанавливающей сроки давности привлечения к административной ответственности, в том числе собственников (владельцев) ТС, за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фотовидеофиксации;
  • п. 5 ч. 1 ст. 28.1, предусматривающего в качестве одного из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении подтверждение данных, содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства о том, что оно находилось во владении или в пользовании другого лица;
  • п. 6 ч. 4 ст. 28.1, в силу которого дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения соответствующего постановления;
  • ч. 3 ст. 28.6, закрепляющей, что в случае подтверждения данных о том, что в момент фиксации правонарушения транспорт находился во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено соответствующее дело.

Костромской областной суд предположил, что оспариваемые им законоположения не соответствуют Конституции, поскольку не предусматривают обязательное участие лица, фактически владевшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения, в деле по оспариванию собственником такого ТС постановления о назначении ему административного наказания по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ. Данное лицо, по мнению суда, также лишено права обжаловать решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении собственника транспортного средства, а двухмесячный срок давности не позволяет надлежаще рассмотреть вопрос о привлечении вышеуказанного лица к административной ответственности.

КС разъяснил порядок привлечения к ответственности

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд отметил, что заявитель, настаивая на неконституционности оспариваемых им положений, фактически требует внести целесообразные, с его точки зрения, изменения в действующее законодательство, что не входит в компетенцию Суда.

При этом КС напомнил, что в случае фотовидеофиксации административных правонарушений в области дорожного движения на собственников транспорта не распространяется общее правило, согласно которому привлекаемое к административной ответственности лицо не обязано доказывать свою невиновность (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ и примечание к ней). В указанных случаях протоколы об административных правонарушениях не составляются, а соответствующие постановления выносятся уполномоченными органами без участия лиц, в отношении которых возбуждено административное дело. «Таким образом, это означает отсутствие обязанности уполномоченных органов доказывать вину собственников (владельцев) транспортных средств при вынесении в отношении них постановлений по делам об административных правонарушениях», – указано в определении.

Вместе с тем, как отметил Суд, собственник (владелец) транспорта при обжаловании вынесенного в отношении него постановления по делу об административном правонарушении может быть освобожден от ответственности, если докажет, что в момент фиксации правонарушения ТС находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Подобное распределение бремени доказывания между сторонами, будучи исключением из общего правила, не отменяет презумпцию невиновности.

При этом КС подчеркнул, что, если собственник транспортного средства был освобожден от административной ответственности в связи с тем, что в момент фиксации административного правонарушения оно находилось во владении или в пользовании другого гражданина, административное дело за совершение этого правонарушения возбуждается в отношении последнего. Производство по такому делу ведется без составления протокола и в пределах установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

«Однако в указанном случае постановление о назначении лицу административного наказания не может быть вынесено ранее даты вступления в законную силу решения уполномоченного органа ГИБДД МВД России или суда, которым в соответствии с ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ собственник транспортного средства освобожден от административной ответственности. Иное означало бы одновременное привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ собственника транспортного средства (в отношении которого решение об освобождении от административной ответственности еще не вступило в законную силу) и лица, в отношении которого имеются данные о владении им транспортным средством в момент совершения административного правонарушения», – пояснил КС.

Суд также отметил, что данное обстоятельство нарушает положения КоАП РФ уже потому, что содержащийся в ч. 1 ст. 12.21.1 КоАП РФ состав административного правонарушения не предусматривает одновременного привлечения по нему к административной ответственности в особом порядке упомянутых лиц за совершение одних и тех же действий.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы Суда

Адвокат КА Кировской области «Кодекс» Артем Смертин считает, что определение КС вносит ясность в порядок привлечения лиц, совершивших административное правонарушение, зафиксированное работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, в случае выбытия из субъектного состава собственника транспортного средства, что носит характер частого и закономерного явления. По мнению адвоката, рассматриваемый правовой пробел заслуживает внимания законодателя для обеспечения полноты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.

«Согласно разъяснениям Суда, должностное лицо не вправе инициировать административную процедуру привлечения виновного лица до вступления в силу акта, устанавливающего невиновность собственника. Это, безусловно, важная позиция в условиях стремления должностных лиц “успеть” в двухмесячный срок привлечь виновника. В свою очередь, данное обстоятельство гарантирует водителю презумпцию невиновности, в то же время лишая возможности обжалования принятого в отношении собственника автомобиля судебного постановления, являющегося преюдициальным по ряду обстоятельств», – отметил он.

Адвокат АП Ставропольского края Нарине Айрапетян поддержала выводы КС РФ. «Двухмесячный срок привлечения к административной ответственности является разумным. Однако, при наличии недобросовестности со стороны привлекаемого лица и его желания избежать ее, этот срок недостаточен и легко “затягивается” при необходимости. Таким образом, возникает ситуация, при которой действительно невозможно привлечь к ответственности собственника транспортного средства в связи с истечением сроков давности», – отметила эксперт.

По мнению адвоката, на практике довольно распространены случаи злоупотреблений со стороны граждан, вводящих в заблуждение уполномоченные органы относительно действительного правообладателя. «Так, собственнику ничего не мешает составить договор купли-продажи задним числом, переоформить право собственности и утверждать о том, что в момент правонарушения транспортное средство принадлежало иному лицу. Эта уловка возможна в связи с тем, что моментом правообладания считается не момент регистрации перехода прав на транспортное средство в ГАИ, а момент заключения договора отчуждения и передачи транспортного средства по акту приема-передачи. Таким образом, лазейки в законе имеются, и такой короткий срок для привлечения к ответственности способствует описанным ухищрениям со стороны недобросовестных граждан», – заключила Нарине Айрапетян.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]