Некоммерческое партнерство налогообложение 2019
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 11 ноября 2019 г. № 03-15-06/86805 О применении в 2019 г. НКО на упрощенной системе налогообложения пониженных тарифов страховых взносов
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу применения в 2019 году некоммерческой организацией (далее — НКО) на упрощенной системе налогообложения (далее — УСН), зарегистрированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, осуществляющей деятельность в области образования, пониженных тарифов страховых взносов и сообщает следующее.
Из запроса и информации, полученной в рабочем порядке, следует, что частное учреждение дошкольного образования оказывает платные образовательные услуги по обучению детей в возрасте от 6 лет (услуги по подготовке детей к школе). Иные виды деятельности, кроме деятельности «Образование дошкольное» (ОКВЭД 85.11), учреждение не осуществляет. Доходы от осуществления данного вида деятельности составляют 100%. До 1 января 2019 года организация применяла пониженные тарифы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса, как плательщик страховых взносов, поименованный в подпункте 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса.
Положениями подпункта 7 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) для НКО (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих УСН и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность, в частности, в области образования, на период до 2024 года (включительно) установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 20%.
На основании положений пункта 7 статьи 427 Кодекса упомянутые организации применяют пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса, при условии, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, не менее 70 процентов суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:
— дохода в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 Кодекса, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса;
— доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 Кодекса и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса;
— доходы от осуществления вида экономической деятельности, указанного, в частности, в пятьдесят первом абзаце подпункта 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса (образование).
Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса, а именно доходов, определяемых в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, и доходов, указанных в статье 251 Кодекса.
Таким образом, если вышеназванная организация на УСН, зарегистрированная как НКО в установленном законодательством Российской Федерации порядке и осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области образования, выполняет условия о доле упомянутых в пункте 7 статьи 427 Кодекса доходов по итогам 2018 года, то она вправе применять в 2019 году пониженные тарифы страховых взносов.
При этом, в случае если по итогам расчетного (отчетного) периода (т. е. по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев 2019 года или по итогам 2019 года) организация не выполнила условия, установленные пунктом 7 статьи 427 Кодекса, такая организация лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 Кодекса, с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие таким условиям, т.е. с начала 2019 года.
Заместитель директора Департамента | Р.А. Саакян |
Обзор документа
Частное учреждение дошкольного образования оказывает платные образовательные услуги по подготовке детей к школе. Доходы составляют 100%. До 1 января 2019 г. организация применяла пониженные тарифы страховых взносов.
Минфин разъяснил, что для НКО (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), применяющих УСН и осуществляющих образовательную деятельность, на период до 2024 г. (включительно) установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 20%. НК РФ определены условия относительно доли доходов плательщиков.
Если организация выполняет условия по итогам 2018 г., то она вправе применять в 2019 г. пониженные тарифы страховых взносов.
Если по итогам расчетного (отчетного) периода организация не выполнила условия, то она лишается права применять пониженные тарифы с начала расчетного периода, в котором допущено несоответствие таким условиям, т. е. с начала 2019 г.
Некоммерческие
организации и налоги
Некоммерческие организации могут применять один из двух налоговых режимов:
- общий режим налогообложения (ОСН);
- упрощенная система налогообложения (УСН).
Налоговые режимы имеют свои особенности, раскрываемые в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс). Разберем основные отличия.
Общий режим налогообложения
Общий режим налогообложения действует в отношении организации по умолчанию, если она по собственной инициативе не перешла на другой налоговый режим. Основным налогом для некоммерческой организации на ОСН будет налог на прибыль организаций, стандартная ставка которого равна 20% от прибыли (то есть доходов, уменьшенных на величину произведенных для их получения расходов). Также на ОСН организация является плательщиком НДС (кроме случаев, когда у организации есть освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика – его легко получить, если НКО вообще не оказывает платных услуг и ничего не продает, либо такие доходы за 3 месяца не превышают 2 млн рублей).
Упрощенная система налогообложения
В отличие от ОСН применение упрощенной системы налогообложения освобождает организацию от уплаты налога на прибыль организаций и НДС (за некоторыми исключениями, которые в деятельности НКО встречаются крайне редко), соответственно, и от отчетности по этим налогам. Вместо этого организация выбирает один из двух вариантов уплаты налога в связи с применением УСН:
- 6% с доходов;
- 15% с доходов, уменьшенных на величину расходов.
При этом под доходами (как в налоге на прибыль организаций, так и при УСН) понимаются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, а целевое финансирование и целевые поступления (например, пожертвования) доходами не считаются.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. В случае, если доходы НКО, перешедшей на УСН, превысили 150 млн рублей, но не превысили 200 млн рублей (либо средняя численность работников НКО превысила 100 человек, но не превысила 130 человек), ставка налога 6% (15%) повышается до 8% (20%).
Для НКО на УСН предусмотрены дополнительные преференции, например возможность использовать пониженные тарифы страховых взносов.
Таким образом, преимущества УСН для НКО очевидны: меньше отчетности, нет НДС, есть возможность пользоваться дополнительными послаблениями. Даже если НКО оказывает платные услуги или занимается продажами, она все равно будет платить облегченный налог вместо налога на прибыль организаций.
Большинство НКО соответствуют условиям, позволяющим применять УСН. Этих условий много ( статья 346.12 Налогового кодекса ), но основных из них три:
- средняя численность работников организации не превышает 100 человек;
- остаточная стоимость основных средств, которые есть на балансе организации (деньги на счетах и ценные бумаги сюда не относятся), не превышает 150 млн рублей;
- доходы (не считая целевого финансирования и целевых поступлений) не превышают 112,5 млн рублей за 9 месяцев года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН (впоследствии 200 млн рублей за год).
Как перейти на УСН?
Вариант 1
Со дня регистрации, точнее, со дня постановки на учет в налоговом органе. Обычно эта дата совпадает с датой внесения записи в ЕГРЮЛ. Когда организация зарегистрирована, у нее есть 30 календарных дней с даты, указанной в свидетельстве о постановке на учет, для того чтобы подать в налоговый орган уведомление о переходе на УСН. В таком случае организация считается применяющей УСН с первого дня своего существования.
Вариант 2
С 1 января следующего года. Для этого достаточно подать уведомление о переходе на УСН до конца текущего года (до 31 декабря).
В любом случае в уведомлении о переходе на УСН нужно будет указать выбранный объект налогообложения:
- доходы (6%);
- доходы минус расходы (15%).
Если организация планирует оказывать платные услуги практически с нулевой прибылью, то предпочтительнее второй вариант. Если же она собирается продавать разное имущество или поделки на благотворительных мероприятиях или вообще не предполагает вести предпринимательскую деятельность, то лучше первый вариант.
Налогообложение поступлений
Существует перечень поступлений, которые не учитываются как доходы НКО для целей налогообложения. То есть с таких поступлений не нужно платить ни налог на прибыль организаций на общем режиме налогообложения, ни налог в случае применения упрощенной системы налогообложения. Условия для обоих налоговых режимов (ОСН и УСН) одинаковые: перечень необлагаемых поступлений приведен в статье 251 Налогового кодекса. Перечислим основные из них:
- гранты. Гранты Президента Российской Федерации, предоставляемые Фондом президентских грантов, налогом не облагаются. По другим грантам необходимо проверять соблюдение условий, изложенных в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса: значение имеют источник (кто выделяет грант) и сфера реализации грантовой программы;
- пожертвования ( статья 582 Гражданского кодекса Российской Федерации );
- взносы (деньги и иное имущество), которые вносятся учредителями, участниками, членами организации и предусмотрены ее уставом;
- безвозмездно полученные работы и услуги при наличии договоров о безвозмездном выполнении работ, оказании услуг;
- имущество и права, переходящие по завещанию в порядке наследования;
- имущество и права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности ;
- субсидии , предоставленные из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов на осуществление уставной деятельности;
- права безвозмездного пользования имуществом .
Почти всё, что обычно собирают НКО, – частные пожертвования, членские взносы (для членских НКО), бесплатные услуги от бизнеса и волонтеров, – может не облагаться налогом при соблюдении минимальных требований к оформлению документов. По сути, НКО могут жить и чаще всего живут вообще без уплаты налогов с доходов, если ничего не продают, не оказывают платных услуг и не получают процентов по депозитам. Но есть важный нюанс: НКО должны раз в год отчитываться по всем своим необлагаемым налогом поступлениям. Для этих целей существует специальный отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
Налог на имущество организаций
С 1 января 2019 года налогом на имущество организаций облагается только недвижимое имущество , кроме земельных участков и объектов культурного наследия федерального значения. Соответственно, если у некоммерческой организации нет зданий и помещений и она применяет упрощенную систему налогообложения, то даже отчитываться по данному налогу не нужно.
Страховые взносы
Именно со страховыми взносами НКО сталкиваются чаще всего. Они платятся как работникам по трудовым договорам, так и внешним специалистам, привлекаемым по гражданско-правовым договорам для выполнения отдельных работ или услуг.
Можно выделить 4 вида страховых взносов:
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (22%)
Обычно говорят о тарифе 22% от размера вознаграждения физическому лицу. На самом деле этот расчет немного сложнее: 22% берутся от суммы, не превышающей за год установленной предельной величины. В 2021 году она составляет 1 465 000 рублей. С суммы, превышающей эту предельную величину, нужно платить только 10%. Большинству НКО можно смело рассчитывать отчисления на обязательное пенсионное страхование, исходя из 22%.
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование (5,1%)
Самые простые для расчета страховые взносы – 5,1% от всей суммы выплат.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9%)
2,9% – это стандартный тариф, который нужно брать за основу при планировании бюджета организации или проекта. При этом страховые взносы платятся до момента, пока выплаты конкретному работнику нарастающим итогом за год не достигнут предельной величины. В 2021 году она составляет 966 000 рублей.
Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%)
0,2% – это тариф по наиболее распространенному I (минимальному) классу профессионального риска.
Все эти взносы организация платит «сверх» зарплаты. Давайте посмотрим на примере, как они рассчитываются.
Допустим, заработная плата работника по трудовому договору составляет 30 000 рублей в месяц. Человек не болел, отработал все рабочие дни месяца. Ему причитается вся сумма. Из нее мы удержим и перечислим в бюджет НДФЛ – 3 900 рублей (13%), в итоге человек получит 26 100 рублей. Также организация должна будет заплатить:
- 22% от 30 000 рублей (6 600 рублей) на обязательное пенсионное страхование;
- 5,1% (1530 рублей) на обязательное медицинское страхование;
- 2,9% (870 рублей) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 0,2% (60 рублей) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Итого получается, что мы платим 30,2% от зарплаты в качестве страховых взносов. От суммы в 30 000 рублей это будет 9 060 рублей. По сути, работник, получающий зарплату в 30 000 рублей в месяц, обходится организации в 39 060 рублей. При этом сам работник на руки получает 26 100 рублей, если только не пользуется налоговыми вычетами.
Страховые взносы с выплат работникам, состоящим в штате организации (с кем заключены трудовые договоры), и людям, работающим по договорам гражданско-правового характера, немного отличаются:
Особенности и задачи бухучета в НКО
Чтобы понять порядок ведения бухучета в НКО, нужно для начала разобраться с сущностью их работы. Согласно ст. 2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, НКО формируются для осуществления деятельности в общественных сферах:
- социальной;
- благотворительной;
- культурно-образовательной;
- научной;
- спортивной;
- духовной (нематериальной);
- для оказания юридической и правовой помощи населению и организациям;
- разрешения спорных и конфликтных ситуаций и пр.
НКО дополнительно могут заниматься предпринимательской деятельностью, но не имеют права распределять полученную от нее прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 2 закона 7-ФЗ). Это означает, что вся прибыль должна направляться на целевые выплаты или организационные расходы НКО.
С учетом вышеизложенного деятельность НКО можно представить в виде обобщенной схемы:
Бухучет НКО во многом зависит от того, занимается она предпринимательской деятельностью или нет. Ниже мы рассмотрим каждый из вариантов.
Какие НКО могут применять упрощенные способы ведения бухучета и что это за способы, вы можете узнать в КонсультантПлюс. Пробный полный доступ к системе можно получить бесплатно.
Бухучет в некоммерческих организациях, не занимающихся предпринимательством
Если НКО проводит только общественно-основную деятельность, то это значительно упрощает работу бухгалтера, так как все поступления будут зачисляться в кредит сч. 86, а расходы — в дебет сч. 86.
Сч. 90 рассматриваемые нами НКО не применяют. А сч. 91 используется только при проведении операций по продаже активов (абзац 2 п. 1 ПБУ 9/99, абзац 2 п. 1 ПБУ 10/99).
Ниже представлены проводки по основным операциям, осуществляемым НКО, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.
Действие
Дт
Кт
Примечание
Получены и учтены в доходах целевые средства
07, 08, 10, 50, 51, 52
НДС с целевых поступлений не начисляется (подп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ). Если у НКО несколько уставных видов деятельности, то к сч. 86 нужно открыть субсчета по каждому виду. Целевые средства, предназначенные для покрытия административно-организационных затрат, с целью их контролирования также нужно вывести на отдельный субсчет сч. 86
Отражена положительная (отрицательная) курсовая разница от переоценки валютных средств
С правилами расчета курсовых разниц ознакомьтесь в статьях:
Проценты от размещенных на депозитах целевых средств
Данный доход не относится к налогооблагаемому (подп. 43 п. 1 ст. 251 НК РФ), поэтому и в бухучете НКО его можно сразу относить на увеличение целевых средств
Приобретены ОС, НМА за счет целевых средств
Уплаченный при покупке ОС НДС включается в стоимость ОС и к вычету не принимается (абз.2 п. 4 ст. 170 НК РФ)
Отражено использование целевых средств в виде инвестиций в ОС
Начисление амортизации ОС
Начисление амортизации НМА
По НМА НКО износ не рассчитывается (п. 24 ПБУ 14/2007)
Списана балансовая стоимость ОС, НМА
Оплата покупателя ОС
При бухучете продажи активов НКО должны ориентироваться на ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99
НДС уплачивается только с разницы между продажной стоимостью ОС и балансовой (ставка 20%).
Списание учтенной стоимости проданного ОС
Оприходованы материалы, оставшиеся от списанного (проданного) ОС
Финансовый результат от продажи ОС
Выявлена прибыль (убыток)
Прибыль (убыток) учтена как нераспределенная
Нераспределенная прибыль (убыток) отнесена на увеличение (уменьшение) целевых средств
Списана учтенная амортизация ОС
Отражены организационные затраты НКО
Пошлины и иные регистрационные сборы, связанные с организацией деятельности НКО
Покупка ТМЦ и отнесение их стоимости на осуществление организационной деятельности НКО (входной НДС включается в стоимость материалов)
Зарплатные и подотчетные расходы по работникам, организующим деятельность НКО
Аренда помещений, консультационные услуги и др. организационные расходы (входной НДС выделять не надо)
Налог на имущество, земельный налог, транспортный
Отражено использование целевых средств на осуществление организационной деятельности
Целевые средства направлены на цели, для которых создана НКО
Средства могут быть переданы как физлицам, так и организациям
Порядок учета ОС в бухгалтерском учете регламентирован:
- с 2022 года — ФСБУ 6/2020 «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н;
- до конца 2021 года — ПБУ 6/01 и разъяснен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету ОС, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.
С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменли в учете ОС новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
До конца 2021 года согласно п. 17 ПБУ 6/01 по ОС НКО амортизация не начислялась. Все сведения об износе ОС учитывалсь на забалансовом счете проводками:
Начислена амортизация ОС
Списана учтенная амортизация ОС
В ФСБУ 6/2020 «Основные средства», который действует с 2022 года, такой оговорки нет. Это значит, что НКО так же как и другие организации обязано начислять амортизацию. Проводки в этом случае стандартные:
Дт 26 (20, 25. ) Кт 02 — начислена амортизация.
Все применяемые в организации счета нужно перечислить в учетной политике НКО.
Как некоммерческой организации сформировать учетную политику для целей бухгалтерского учета? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Бухучет в НКО, осуществляющих предпринимательскую деятельность
Вести бухучет в НКО, занимающейся предпринимательством, сложнее. Здесь бухгалтеру изначально надо настраивать жесткий контроль над распределением поступлений и расходований средств между общественно-основной деятельностью и предпринимательской.
В первую очередь нужно следить за формулировками назначения получаемых и направляемых средств в договорах и первичных документах. К примеру, поступление денег в НКО с назначением «Оплата за проведение спортивного мероприятия» налоговиками будет расценено как налогооблагаемый доход. Правильнее указать: «Целевой взнос на организацию и проведение спортивного мероприятия. НДС не облагается». Причем указанная отметка про НДС — обязательна.
Также и с расходованием средств. Бухгалтер должен избегать обобщенных формулировок. Например, вместо назначения «Покупка бумаги» лучше указать «Покупка бумаги для проведения благотворительного конкурса по рисованию» или «Покупка бумаги для нужд административного отдела». При ведении бухучета такие конкретизированные описания производимых затрат (оплат) помогут быстро распределить их между правильными бухгалтерскими счетами.
Далее нужно тщательно проверять достаточность документального обоснования производимых затрат. Такими обоснованиями, помимо первичных документов, являются:
- приказы на распределение средств;
- письма и распоряжения участников НКО;
- обращения граждан (организаций) на получение средств (помощи) от НКО;
- прочее.
Для раздельного учета затрат по общественно-основной деятельности и предпринимательской к затратным счетам нужно открыть соответствующие субсчета:
- 20-1 и 26-1 — для общественно-основной;
- 20-2 и 26-2 — для предпринимательской.
Финансовые результаты рассматриваемых НКО отражаются следующим образом:
- от общественно-основной деятельности — на сч. 86;
- от предпринимательства — на сч. 90, прибыль (убыток) ежегодно списывается на сч. 86;
- от продажи активов (прочих операций) — на сч. 91 с закрытием в конце года на сч. 86.
В предыдущем разделе мы уже показывали проводки, составляемые НКО по общественно-основной деятельности и по продаже активов. Теперь рассмотрим формирование в НКО проводок по операциям, связанным с ее предпринимательством:
Действие
Дт
Кт
Примечание
Приобретение ОС, НМА для предпринимательства за счет целевых средств
НДС исключается из стоимости ОС, НМА и ставится к вычету при условии, что ОС, НМА будут использоваться в предпринимательской деятельности, облагаемой НДС
Налоги НКО
НКО тоже платят налоги, но с учетом некоторых особенностей. Рассмотрим, как должны рассчитываться с бюджетом некоммерческие организации, которые работают на общей системе налогообложения (ОСНО).
Налог на прибыль в НКО
НКО, как и любое юридическое лицо на ОСНО, платит налог на прибыль. Однако часто существенная часть доходов НКО (а иногда – и весь доход) освобождаются от этого налога.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ гранты и другие целевые поступления для ведения основной деятельности НКО не облагаются налогом на прибыль.
Сдавать декларацию по прибыли нужно, даже если у организации нет облагаемой базы. В любом случае НКО должна заполнить лист 07 отчета с информацией об использовании целевых поступлений.
Но у НКО могут быть и доходы от «сопутствующей» коммерческой деятельности, которые подпадают под налогообложение. Чтобы верно рассчитать облагаемую базу, организация должна вести раздельный учет доходов и расходов.
С доходами особых проблем обычно не возникает. Целевые поступления, гранты и выручка от коммерческой деятельности, как правило, приходят от разных источников.
Но важно, чтобы те, кто перечисляет необлагаемые поступления, правильно писали назначение платежа: «целевое финансирование», «грант» и т.п. При любых формулировках, которые допускают двойное толкование, наподобие «оплата за…» налоговики включат эту сумму в облагаемую базу.
С расходами ситуация сложнее. Нужно стараться максимально разделить их по направлениям уже при формировании. Закупки для коммерческих и некоммерческих нужд лучше проводить по отдельным документам.
Если же затраты относятся к обоим видам деятельности, то их следует делить пропорционально выручке (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Если основные средства НКО приобретены за счет целевых поступлений и применяются для некоммерческой деятельности, то амортизация по ним не начисляется (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Если же объект куплен за счет средств от предпринимательской деятельности и применяется в коммерческих целях, то он подлежит амортизации для исчисления налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 07-01-09/2891).
НДС в НКО
Некоммерческая организация на ОСНО платит НДС, как и другие юридические лица.
Однако целевые поступления на основную деятельность НКО не облагаются НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ). Если для своей основной деятельности НКО использует товары и услуги, приобретаемые у плательщиков НДС, то налог нельзя взять к вычету. Суммы НДС нужно включить в стоимость приобретения (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Декларацию по НДС нужно сдавать, даже если все поступления не облагаются этим налогом. Информацию о необлагаемой выручке следует отразить в разделе 7 отчета.
Если же НКО ведет и предпринимательскую деятельность, то она платит НДС с коммерческой выручки на общих основаниях. При этом «входной» налог можно брать к вычету.
При этом источник финансирования не важен. НКО может приобрести материалы или услуги за счет целевых средств, но использовать их для коммерческой деятельности. При этом НДС с покупки можно взять к вычету (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).
Если тот или иной расход нельзя отнести только к облагаемой или необлагаемой деятельности, то следует распределить «входной» НДС пропорционально доле облагаемой выручки в общей сумме поступлений за текущий квартал (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Для отдельных видов НКО предусмотрено освобождение от НДС по некоторым операциям (пп. 1,2 п. 3 ст. 149 НК РФ):
- Религиозные организации не платят НДС с доходов от проведения обрядов и продажи предметов религиозного назначения, в том числе литературы.
- Общественные организации инвалидов освобождены от НДС по всей выручке, кроме подакцизных товаров, полезных ископаемых и предметов роскоши (постановление Правительства РФ от 22.11.2000 № 884). Для получения льготы численность инвалидов в составе организации должна быть не менее 80%.
НДФЛ и страховые взносы в НКО
Любая деятельность, в том числе и некоммерческая, невозможна без сотрудников. В НКО часто работают волонтеры, но почти всегда в таких компаниях есть и штатные специалисты «на окладе».
С выплат в пользу волонтеров (например – компенсация питания, затрат на проезд и т.п.) НДФЛ и страховые взносы в общем случае перечислять не нужно. Платить налог и взносы необходимо только со сверхнормативных выплат на питание волонтеров: свыше 700 рублей в день в РФ и 2500 рублей – за границей (п. 3.1 ст. 217 и п. 6 ст. 420 НК РФ).
А с вознаграждения штатных специалистов НКО все установленные платежи необходимо выплачивать в полном объеме. Поэтому организация должна удерживать из этих выплат НДФЛ, а также начислять страховые взносы на общих основаниях.
Другие налоги: на имущество, на землю, транспортный
Все налоги, связанные с собственностью, НКО, как и другие юридические лица, платят только, если есть соответствующие объекты: недвижимость, транспорт, земля. Если объектов нет, то ни платить налог, ни сдавать декларации не нужно.
Если налог на имущество НКО считается по остаточной стоимости, то вместо амортизации из первоначальной стоимости объекта нужно вычесть износ по данным бухучета , отраженный на забалансовом счете (п. 3 ст. 375 НК РФ)
Для отдельных категорий НКО предусмотрены льготы по налогам с собственности. В частности, не платят налог на имущество и земельный налог (ст. 381 и 395 НК РФ):
- Религиозные организации с имущества и земельных участков, которое используется для религиозной деятельности.
- Общероссийские организации инвалидов и учрежденные ими НКО, работающие в области поддержки инвалидов. Для получения льготы инвалиды или их представители должны составлять не менее 80% от членов НКО. Имущество и земля должны использоваться для уставной деятельности.
Налог на имущество организаций и транспортный налог относятся к региональным, а земельный налог – к местным. Поэтому органы власти субъектов РФ или муниципальных образований могут устанавливать дополнительные льготы по этим обязательным платежам, в том числе и для НКО.
Списание налогов и взносов за 2 квартал 2020 года для отдельных НКО
В рамках мер поддержки, принятых в связи с пандемией, некоторым некоммерческим организациям полностью спишут большинство налогов и страховых взносов за 2 квартал 2020 года (ст. 2,3 закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ).
Заплатить придется только НДС и удержанный с зарплаты работников НДФЛ. Также не будут списаны и взносы «на травматизм».
- Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО). Для того, чтобы налоги были списаны, СОНКО должна быть включена в специальный реестр и получать гранты или субсидии от государства в 2017 года.
- Централизованные религиозные организации, их структурные подразделения и учрежденные ими СОНКО.
- Другие НКО, признанные наиболее пострадавшими от пандемии. Их реестр формирует Минэкономразвития (постановление Правительства РФ от 11.06.2020 N 847).
Вывод
НКО платят НДС и налог на прибыль только с доходов от коммерческой деятельности. Чтобы распределить доходы, расходы и входной налог, следует организовать раздельный учет. Отчитываться по этим налогам нужно, даже если облагаемой базы нет.
Если в организации есть штатные сотрудники, то НДФЛ и взносы нужно платить на общих основаниях. С выплат в пользу волонтеров облагаются только компенсации питания, превышающие норму.
При расчете налога на имущество вместо амортизации НКО должны использовать сумму износа.
Для общественных организаций инвалидов и религиозных НКО предусмотрены дополнительные льготы по НДС, налогу на имущество и земельному налогу.
Социально ориентированным, религиозным и пострадавшим от пандемии НКО спишут большинство налогов и взносов за 2 квартал 2020 года.
НДС и рыночная стоимость: позиция Минэкономразвития России
НДС и рыночная стоимость: позиция Минэкономразвития России
Внимание: появились новые документы, подтверждающие изложенную ниже позицию. Ознакомиться с ними можно по ссылке.
НП «АРМО» публикует официальную позицию Минэкономразвития России по вопросу соотношения налога на добавленную стоимость (НДС) и определяемой оценщиками и судебными экспертами рыночной стоимостью объектов недвижимости, а также актуальную подборку судебной практики по этому же вопросу.
С первой частью обзора и рекомендациями по оформлению отчета об оценке можно ознакомиться вот здесь.
НП «АРМО» просит оценщиков учесть изложенные позиции и рекомендации при осуществлении профессиональной оценочной деятельности и судебной экспертной деятельности.
При определении рыночной стоимости недвижимого имущества НДС не учитывается, не выделяется отдельно в составе итоговой стоимости, не вычитается откуда-либо.
Оценщику не нужно анализировать аналоги на предмет наличия в них НДС с последующим его вычитанием. Т.е. НДС вообще никак не связан с определением рыночной стоимости.
В отчете об оценке оценщик должен сделать простой и четкий вывод: рыночная стоимость объекта оценки составляет столько-то тысяч/миллионов рублей.
В отчете не надо писать фразу типа: рыночная стоимость объекта оценки составляет столько тысяч/миллионов рублей, включая НДС в таком-то размере. Именно вот эта приписка про НДС и порождает проблемы в правоприменительной практике.
Позиция Минэкономразвития России
Минэкономразвития России представило свою позицию в официальном письме №Д22и-2849 от 01.02.2019 г.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, согласно статье 11 Закона об оценке является отчет об оценке объекта оценки (далее – отчет об оценке).
Законодательством Российской Федерации в сфере оценочной деятельности не регулируются вопросы, связанные с необходимостью выделения налога на добавленную стоимость при определении рыночной стоимости и соответственно включение указанного налога в отчет об оценке.
Вопросы исчисления налога на добавленную стоимость относятся не к деятельности, результатом которой является определение рыночной стоимости, а к отношениям, связанным со сделками с объектами недвижимости. Кроме того, данные о включении или невключении налога на добавленную стоимость при продаже объекта недвижимости, определенного в качестве объекта – аналога оцениваемому объекту недвижимости при использовании оценщиком сравнительного подхода к оценке в соответствии с Федеральными стандартами оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», «Оценка недвижимости (ФСО № 7)», утвержденными приказами Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297, от 25 сентября 2014 г. № 611 соответственно, не всегда являются общедоступными, и не отражаются в учете сделок с объектами недвижимости.
Таким образом, величина рыночной стоимости объекта недвижимости не должна зависеть от особенностей налогообложения налогом на добавленную стоимость.
НДС в делах об оспаривании кадастровой стоимости
При определении рыночной стоимости недвижимого имущества для целей оспаривания результатов определения кадастровой стоимости НДС не учитывается, не выделяется отдельно в составе итоговой стоимости, не вычитается откуда-либо.
Апелляционное определение Московского городского суда от 27 марта 2019 г. по делу N 33а-0597/2019:
Более того, доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что при определении величины итоговой рыночной стоимости необходимо уменьшать ее на величину НДС, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку применительно к понятиям, приведенным в ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что рыночная стоимость объектов недвижимости должна приниматься без учета НДС, являются несостоятельными, поскольку рыночная стоимость нежилых помещений именно в этом размере определена экспертом с учетом требований действующего законодательства, в частности положений ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которым для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции.
Апелляционное определение Московского городского суда от 24 апреля 2019 г. по делу N 33а-0685/2019:
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что рыночная стоимость объектов недвижимости включает НДС, поскольку эксперт анализируя рынок применительно к объектам экспертизы указывает, что ставки аренды включают НДС, являются несостоятельными, поскольку рыночная стоимость объектов недвижимости определена экспертом без относительно наличия либо отсутствия НДС, при этом эксперт учел все аспекты ценообразования.
Апелляционное определение Московского городского суда от 15 мая 2019 г. по делу N 33а-2504/2019:
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что рыночная стоимость объектов недвижимости должна приниматься без учета НДС, являются несостоятельными, поскольку рыночная стоимость нежилых помещений именно в этом размере определена экспертом с учетом требований действующего законодательства. При этом, как усматривается из экспертного заключения, используемая экспертом для определения рыночной стоимости объектов оценки информация не анализировалась на предмет наличия или отсутствия в ценах НДС, на что экспертом прямо указано на стр. 13 заключения. Определенная в заключении стоимость объектов оценки также не содержит указания на наличие или отсутствие в ней НДС.
Таким образом, ответы на поставленные перед экспертом в определении о назначении судебной экспертизы вопросы о рыночной стоимости объектов недвижимости даны в полном соответствии с его формулировкой и не отражает наличие или отсутствие в цене нежилых помещений налог на добавленную стоимость.
Примечание: Аналогичная позиция высказана в десятках решений и апелляционных определений Мосгорсуда за 2018 – 2019 гг., что полностью соответствует ранее высказанной позиции СК Верховного суда в Определении N 5-КГ17-258 в 2018 г. и многочисленным письмам Минэкономразвития России.
НДС в банкротстве
При определении рыночной стоимости недвижимого имущества для целей реализации имущества должника НДС не учитывается, не выделяется отдельно в составе итоговой стоимости, не вычитается откуда-либо.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2013 г. N 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом»:
Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов — должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве.
В связи с этим при реализации имущества кредитной организации в ходе конкурсного производства цена, по которой имущество было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества кредитной организации или организатору торгов, а также организатором торгов — кредитной организации. Налог на добавленную стоимость в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) кредитной организации, признанной банкротом, исчисляется кредитной организацией как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается с учетом очередности, установленной пунктом 5 статьи 50.40 Закона о банкротстве банков.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 г. N 304-ЭС15-12837:
В соответствии с правовой позицией Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающейся практики применения пункта 4 статьи 161 (в редакции Федерального закона от 26.11.2008 N 224-ФЗ) и пункта 4.1 статьи 161 (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ) Налогового кодекса Российской Федерации, цена, по которой заложенное должником имущество было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве; выделение налога на добавленную стоимость и исполнение обязанности по его уплате арбитражным управляющим влечет нарушение прав залогового кредитора на получение удовлетворения обеспеченного залогом требования в пропорции, установленной статьей 138 Закона о банкротстве и определяемой исходя из всей суммы средств, вырученной от продажи предмета залога (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.06.2011 N 439/11, абзац десятый пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом»).