<Письмо> Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16 <О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации>
Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.
Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.
Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.
Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.
Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.
Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.
Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.
Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.
Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом — статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.
При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.
Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.
Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.
Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.
В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.
Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).
Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.
Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03»).
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.
Следует отметить, что пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях и пунктом 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено изменение сведений об учредителях некоммерческой организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, только в случае выхода лица из состава учредителей.
При этом указанный порядок распространяется только на случаи выхода из перечисленных выше некоммерческих организаций лиц, сведения о которых как об их учредителях содержатся в ЕГРЮЛ.
Учредители некоммерческих корпораций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.
Выход участников (членов) некоммерческих корпораций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (статьи 123.5, 123.9 Гражданского кодекса, статья 20 Закона об общественных объединениях, статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. В силу законодательной конструкции корпораций прием в их состав новых учредителей не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица также вправе войти в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями фонда.
С учетом приведенной формулировки, в ЕГРЮЛ могут быть изменены сведения об учредителях только в случае их добровольного выхода.
Механизм внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях фонда действующим законодательством не предусмотрен (для подтверждения изменения сведений об учредителях фонда сведения об его учредителях могут быть внесены в устав фонда).
Исключение составляют автономные некоммерческие организации. Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.
Учитывая, что возможность изменения состава учредителей предусмотрена специальными нормами Гражданского кодекса, сведения о новом учредителе автономной некоммерческой организации могут быть внесены в ЕГРЮЛ.
Ввиду отсутствия в законе прямого указания на иной порядок, для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений в отношении автономных некоммерческих организаций в территориальный орган Минюста России по месту нахождения автономной некоммерческой организации подлежат представлению заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@ и единогласное решение учредителей организации о приеме в состав ее учредителей нового лица.
Порядок принятия решения о приеме в состав учредителей нового лица законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей. Решение принимается единогласно действующими учредителями.
При наличии сведений об учредителях в уставе изменение их состава влечет необходимость внесения в устав изменений с последующим представлением в соответствующий территориальный орган Минюста России заявления по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, с приложением необходимого комплекта документов.
Необходимости подтверждения внесения новым учредителем фонда или автономной некоммерческой организации с учетом пункта 1 статьи 123.17 и пункта 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса имущественного взноса при приеме в состав учредителей данных некоммерческих организаций действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Выход учредителя (участника) из НКО
Выход учредителя из некоммерческой организации, а именно внесение изменений в ЕГРЮЛ – отличается от других изменений в НКО.
В отличие от смены директора в НКО, документы для регистрации выхода учредителя подаются, не в Минюст, в Управление Федеральной налоговой службы.
Согласно п.3 ст. 15 закона «об НКО» участники НКО могут выйти из состава некоммерческой организации по собственному желанию и без согласия других членов НКО.
Это же подтверждается и письмом Министерства юстиции № 11/32870-СГ от 24 марта 2016 г. В этом же письме указывается, что регистрирующим органов в этом случае будет являться налоговый орган, а уведомление Минюста – не требуется.
Как выйти из состава учредителей НКО?
Пошаговая инструкция по выходу участника из НКО в 2021 году.
Обращаем Ваше внимание, что с 25 ноября 2020 года формы Р14001 – утратили силу.
Заявление о смене учредителей в НКО в 2021 году, подается по форме Р13014.
Прежде всего, проверьте, содержатся ли в ЕГРЮЛ сведения об учредителях некоммерческой организации на сегодняшний день. Это можно сделать, скачав выписку из ЕГРЮЛ на сайте налоговой.
Учредитель подает Директору НКО заявление о выходе, либо лично с получением отметки о вручении на втором экземпляре, либо по почте ценным письмом с описью вложения.
После получения директором заявления, в регистрирующий орган подаются документы о выходе.
Для выхода нужно подать следующие документы:
- Форма Р13014 – заверенная нотариально
- Сопроводительное письмо в свободной форме в двух экземплярах
- Если документы подаются по доверенности, то нужно будет заверить её нотариально
Заявителем форме Р13014 в этом случае является сам участник, который выходит НКО.
При этом в форме Р13014 заполняются следующие листы:
- Титульный лист
- Если выходит участник физическое лицо – лист Г
- Сведения о заявителе — лист Н
Кто будет заявителем в форме Р13014 при выходе участника из НКО?
Заявителем в данном виде регистрации будет выходящий участник — это указанно в письме Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16.
Что указывать в «Сведения о заявителе» (Лист Н) Р13014?
Согласно письму Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16:
«В пункте 1 листа Р заявления по форме Р14001 заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03» )».
С 2020 года форма поменялась, но по аналогии со заполнением старой формы в новой нужно будет указывать:
«2 – лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления».
Как выйти из состава учредителей АНО?
- Учредитель вручает исполнительному органу АНО заявление о выходе (или отправляет его ценным письмом, с описью вложение, на юр. адрес Автономной некоммерческой организации).
- Заверяет у нотариуса форму Р13014 и нотариальную доверенность (если документы будет подавать его представитель)
- Подписывает сопроводительное письмо в двух экземплярах
- Весь этот пакет документов подает в УФНС
- Забирает Листа записи изменений в ЕГРЮЛ
Государственная пошлина в этом случае не платится.
Если Вы не хотите терять свое время и нервные клетки на оформление смену участников в Вашем НКО, обращайтесь к нашим юристам, стоимость сопровождения процедуры выхода участника – от 9 000 рублей.
И наш телефон: +7 (495) 211-15-88
Если Вы решили обратиться к нашим юристам, то для подготовки нам понадобятся:
- Скан паспорта выходящего участника (первая страница и страница с пропиской);
- Скан устава НКО;
- Номер ОГРН или ИНН НКО.
Если при выходе учредителя из АНО возникает необходимость внести изменения в устав автономной некоммерческой организации, то это делается уже отдельно в Министерстве юстиции.
В данном случае заявителем будет Директор АНО и объединить это в одно регистрационное действие вместе с Выходом учредителя нельзя.
Как и куда сообщать об изменении сведений о некоммерческой организации
Некоммерческие организации (НКО) обязаны сообщать в Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) об изменении сведений об организации, которые указываются в Едином государственном реестре юридических лиц ( ЕГРЮЛ ), кроме сведений о полученных лицензиях. Сделать это нужно в течение трех дней со дня изменений.
Существуют две формы внесения изменений в ЕГРЮЛ, которые зависят от того, какие сведения об организации изменились:
- в связи с внесением поправок в учредительные документы; , не связанные с внесением поправок в учредительные документы.
2. Как внести изменения в сведения о некоммерческой организации?
В целом процедура внесения изменений в сведения о некоммерческой организации состоит из нескольких этапов:
- Принятие уполномоченным органом НКО решения о внесении изменений и оформление протокола, в котором указываются принятые на собрании решения (или оформление решения единственным учредителем).
- Подготовка заявления о регистрации изменений и других необходимых документов.
- Передача документов в Минюст России или его территориальный орган, который проверит их и передаст для регистрации изменений в Федеральную налоговую службу.
- Получение документов, подтверждающих внесение изменений.
Срок регистрации не превышает:
- 33 дней — для общественных объединений;
- 30 дней — для политических партий;
- одного месяца и трех дней или шести месяцев и трех дней (при проведении государственной религиоведческой экспертизы) — для религиозных организаций;
- 17 рабочих дней — для других некоммерческих организаций.
3. Какие документы нужны для регистрации изменений в учредительных документах и куда их подать?
Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, необходимо подготовить:
- заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы;
- решение о внесении изменений в учредительные документы;
- учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции;
- квитанцию об уплате государственной пошлины (не оплачивается при подаче документов онлайн).
Подать документы для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организации, можно в Минюст России или его территориальный орган по месту нахождения организации:
- онлайн на портале госуслуг;
- лично или через представителя (график работы Минюста можно узнать на сайте);
- почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке и описью вложения (адреса центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов можно узнать на сайте).
Изменения учредительных документов некоммерческой организации вступают в силу со дня их государственной регистрации.
4. Какие документы нужны для внесения изменений, не связанных с поправками в учредительные документы, и куда их подать?
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в ее учредительные документы, нужно подготовить:
- заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
- решение (протокол, выписку из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в ЕГРЮЛ.
Если изменения вносятся в сведения об отделении (организации) общественного объединения в связи с изменениями, внесенными в устав общественного объединения, на основании которого это отделение (организация) действует, также нужно представить устав общественного объединения, заверенный его центральным руководящим органом, в двух экземплярах.
Подать документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы организации, можно в Минюст России или его территориальный орган по месту нахождения организации:
- онлайн на портале госуслуг;
- лично или через представителя (график работы органов можно узнать на сайте Минюста);
- почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке и описью вложения (адреса центрального аппарата Минюста России и его территориальных органов можно узнать на сайте).
Изменения, которые вносятся в сведения, входящие в ЕГРЮЛ, приобретают юридическую силу со дня их внесения в реестр.
5. У меня остались вопросы. Куда обратиться?
Вы можете обратиться в центральный аппарат Минюста России или в его территориальные органы за консультацией по вопросам:
- перечня документов, необходимых для государственной регистрации, и требований к их оформлению;
- размера государственной пошлины;
- порядка и сроков предоставления государственной услуги;
- порядка обжалования решений, действий или бездействия должностных лиц, предоставляющих государственную услугу.
Консультации предоставляются при личном обращении (в часы приема заявлений), по телефону, по обычной и электронной почте.
<Письмо> Минюста России от 08.12.2016 N 11-141929/16
Департамент по делам некоммерческих организаций Министерства юстиции Российской Федерации, рассмотрев в рамках компетенции обращение о разъяснении порядка заполнения заявления по форме Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческих организаций, сообщает следующее.
Минюст России действует в рамках полномочий, определенных действующим законодательством. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, разъяснение законодательства, практики его применения, включая оказание иной консультативной помощи по запросам граждан и организаций (за исключением вопросов исполнения Минюстом России государственных функций) к компетенции Минюста России не отнесено.
Вместе с тем полагаем возможным сообщить следующее.
Порядок государственной регистрации некоммерческих организаций строго регламентирован действующим законодательством Российской Федерации.
Специальное правовое регулирование порядка государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотренное пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации) и иными федеральными законами, в частности Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) и Федеральным законом от 19.09.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях), предполагает особенности такой регистрации.
Следовательно, положения Закона о государственной регистрации и изданных в соответствии с ним нормативных актов, в том числе приказа Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — приказ ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@), предусматривающего универсальные формы заявлений, используемых при государственной регистрации всех юридических лиц при государственной регистрации некоммерческих организаций применяются с учетом особенностей специального порядка их регистрации.
Так, перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и порядок их представления в Минюст России и его территориальные органы предусмотрены статьей 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статьей 21 Закона об общественных организациях, а также пунктами 28 и 29 Административного регламента предоставления Минюстом России государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455.
Указанными нормами закреплено, что для государственной регистрации некоммерческих организаций необходимо представление сведений об учредителях, которые указываются в соответствующих приложениях к заявлению, то есть в листах А, Б, В, Г и (или) Д заявления по форме Р11001, утвержденного от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. Согласно статье 5 Закона о государственной регистрации данные сведения подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
Согласно статье 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс), статье 13 Закона о некоммерческих организациях учредителем некоммерческой организации является лицо, принявшие решение о ее создании.
Изменение состава лиц, участвующих в принятии решения о создании некоммерческой организации, после государственной регистрации этой организации (то есть после фактической реализации принятого решения) не возможно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом — статьей 15 Закона о некоммерческих организациях.
При этом положения пункта 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации также подлежат применению с учетом порядка и случаев изменения учредителей некоммерческих организаций, предусмотренных статьей 15 Закона о некоммерческих организациях и статьей 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации и не подлежат применению ко всем без исключения некоммерческим организациям.
Так, статьей 15 Закона о некоммерческих организациях предусмотрена возможность изменения состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций. Изменение данных сведений возможно в двух случаях: добровольный выход лица из состава учредителей и принятие в состав учредителей новых лиц с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава их учредителей в любое время без согласия остальных учредителей, направив в соответствии с Законом о государственной регистрации сведения о своем выходе в регистрирующий орган.
Перечисленные положения закона позволяют сделать вывод, что добровольный выход из состава учредителей некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций по отношению к остающимся их учредителям данных организаций носит уведомительный характер.
Порядок оформления решения учредителя о своем выходе из состава учредителей законом не определен. Такое решение может быть оформлено в соответствии с порядком, установленным уставом при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса. В случае если уставом указанный порядок не предусмотрен, решение оформляется при соблюдении порядка принятия решений, предусмотренного главой 9.1 Гражданского кодекса.
В случае выхода из состава учредителей последнего либо единственного учредителя он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом.
Порядок оформления передачи прав учредителя от одного лица другому законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей.
Для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о выходе учредителей, лицо, выходящее из состава учредителей, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Под регистрирующим органом, согласно статье 13.1 Закона о некоммерческих организациях, статье 2 Закона о государственной регистрации и постановлению Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 N 319 «Об уполномоченном федеральном органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», понимается Федеральная налоговая служба (ее территориальные органы).
Принятие решений по данному вопросу к компетенции территориальных органов Минюста России вышеперечисленными нормами закона не отнесено.
Следовательно, заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, в части изменения сведений об учредителях в связи с их выходом, подлежит представлению в территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения некоммерческой корпорации, фонда или автономной некоммерческой организации. Заявителем в данном случае выступает лицо, выходящее из состава учредителей (пункт 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации, абзац первый пункта 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях). В пункте 1 листа Р заявления заявитель может быть обозначен как лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом (числовое значение «03»).
В соответствии с пунктом 7 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях некоммерческие организации обязаны информировать об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации, к которым в том числе относятся сведения об учредителях юридического лица, в течение трех дней со дня наступления таких изменений.
Следует отметить, что пунктом 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях и пунктом 2.2 статьи 17 Закона о государственной регистрации предусмотрено изменение сведений об учредителях некоммерческой организации, содержащихся в ЕГРЮЛ, только в случае выхода лица из состава учредителей.
При этом указанный порядок распространяется только на случаи выхода из перечисленных выше некоммерческих организаций лиц, сведения о которых как об их учредителях содержатся в ЕГРЮЛ.
Учредители некоммерческих корпораций после их государственной регистрации в качестве юридического лица, а общественных организаций после принятия решения об их создании автоматически становятся их членами (участниками), приобретая соответствующие права и обязанности.
Выход участников (членов) некоммерческих корпораций осуществляется в порядке, предусмотренном их уставами (статьи 123.5, 123.9 Гражданского кодекса, статья 20 Закона об общественных объединениях, статья 22 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Внесение в ЕГРЮЛ сведений о новых или выходящих участниках (членах) некоммерческих корпораций не требуется и не осуществляется. В силу законодательной конструкции корпораций прием в их состав новых учредителей не представляется возможным.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях, если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица также вправе войти в состав учредителей фонда или автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей, то есть по решению, принятому всеми действующими учредителями фонда.
С учетом приведенной формулировки, в ЕГРЮЛ могут быть изменены сведения об учредителях только в случае их добровольного выхода.
Механизм внесения в ЕГРЮЛ сведений о новых учредителях фонда действующим законодательством не предусмотрен (для подтверждения изменения сведений об учредителях фонда сведения об его учредителях могут быть внесены в устав фонда).
Исключение составляют автономные некоммерческие организации. Согласно пункту 6 статьи 123.24 Гражданского кодекса по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.
Учитывая, что возможность изменения состава учредителей предусмотрена специальными нормами Гражданского кодекса, сведения о новом учредителе автономной некоммерческой организации могут быть внесены в ЕГРЮЛ.
Ввиду отсутствия в законе прямого указания на иной порядок, для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений в отношении автономных некоммерческих организаций в территориальный орган Минюста России по месту нахождения автономной некоммерческой организации подлежат представлению заявление по форме N Р14001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@ и единогласное решение учредителей организации о приеме в состав ее учредителей нового лица.
Порядок принятия решения о приеме в состав учредителей нового лица законом также не определен. Такое решение может быть оформлено по аналогии с решением о выходе из состава учредителей. Решение принимается единогласно действующими учредителями.
При наличии сведений об учредителях в уставе изменение их состава влечет необходимость внесения в устав изменений с последующим представлением в соответствующий территориальный орган Минюста России заявления по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС N ММВ-7-6/25@, с приложением необходимого комплекта документов.
Необходимости подтверждения внесения новым учредителем фонда или автономной некоммерческой организации с учетом пункта 1 статьи 123.17 и пункта 1 статьи 123.24 Гражданского кодекса имущественного взноса при приеме в состав учредителей данных некоммерческих организаций действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Регистрация АНО в 2021 году
АНО – это автономная некоммерческая организация, главной целью которой является предоставление услуг в сфере здравоохранения, образования, науки и спорта. Основные положения закреплены ы 123.34 Гражданского кодекса РФ.
Особенности автономной некоммерческой организации
- Существование на добровольных взносах и отсутствия членства
- При регистрации достаточно наличия одного лица
- Адресом, по которому будет находится организация, может быть квартира директора или учредителя
- Возможность получения в аренду муниципальных помещений
Перед тем, как зарегистрировать некоммерческую организацию, необходимо определиться со следующим:
- Наименования
- Наличие юр. адреса
- Состав учредителей
- Руководство
- Органы управления
- Цели
- Система налогообложения
Порядок регистрации АНО
- В названии организации должен фигурировать характер будущей деятельности и организационно-правовая форма
- Необходимо определиться с видом деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД
- Оплата госпошлины
- Составление Устава, в котором будет отражена информация об организации в соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Подготовка решения или протокола, в зависимости от того один учредитель или их несколько
- Заявление на регистрацию АНО по форме P11001
- Обращение в территориальный отдел Минюста
- Если регистрация состоялась, через месяц информация об этом отразиться в ЕГРЮЛ
- Открытие расчетного счета и изготовление печати
Как заполнить заявление по форме P11001
На титульном листе необходимо заполнить два первых раздела:
- Укажите полное наименование организации. Можно указать и сокращенное, если оно предусмотрено в учредительном документе.
- Укажите адрес руководителя или других лиц, которые выполняют его функции. Обязательно нужно указать индекс и код субъекта РФ.
Далее для информации об учредителях предусмотрены листы А, Б, В, Г и Д. на каждого учредителя заполняется отдельный лист. Нужно выбрать, исходя из того, кем он является:
- Учредитель является российским лицом – А
- Учредитель – иностранное лицо – Б
- Учредитель – физическое лицо -В
Для сведений о руководителях предусмотрены листы Е, Ж и З. Лист выбирается в зависимости от того, кто выполняет полномочия единоличного исполнительного органа. В лист Н вносятся данные о заявителе. Им могут быть все учредители, поэтому данный лист заполняется на каждого.
Документы для создания АНО
Для открытия АНО необходимы следующие документы:
- Заявление на регистрацию
- Учредительные документы АНО (3 экземпляра)
- Информация об учредителях
- Квитанция об оплате госпошлины
- Гарантийное письмо собственника имущества, где будет располагаться организация
Кто может зарегистрировать АНО
Зарегистрировать автономную некоммерческую организацию могут Министерство юстиции РФ и его Управление в субъектах РФ.
Подать документы можно в Минюст можно несколькими способами:
- Обратиться в Минюст лично
- С помощью доверенного лица и нотариальной доверенности
- По почте России
- Через портал гос. услуг без электронной цифровой подписи
- По электронной цифровой подписи через гос. услуги
- Документ, подтверждающий внесение записи в ЕГРЮЛ
- Устав с отметкой регистрирующего органа
- Свидетельство о гос. регистрации организации о постановке на учет в налоговом органе
Срок регистрации АНО в Минюсте занимает 14 дней. Далее документы отправляются в ИНФС, где присваивается ИНН и ОГРН. В течение 5 дней ИФНС вносит ФНО и ЕГРЮЛ и отправляет документы в Минюст. Весь процесс регистрации АНО может занять больше 30 дней.
Стоимость регистрации АНО
Стоимость услуг юристов в компании «Бизнес Гарант» по регистрации АНО от 20 000 рублей.