Определение выкупной стоимости аварийного жилья

Как рассчитывается выкупная цена аварийного жилья

Выкупная цена аварийного жилья – это стоимость жилой площади, находящейся в плачевном состоянии в связи с ухудшением эксплуатационных характеристик дома. Цена определяется после проведения оценки экспертов. В ходе проверки специалисты сравнивают стоимость квартир, находящихся в аварийных домах, например, в соседнем микрорайоне города.

Практика отчуждения такого имущества закреплена в ч. 3 ст. 35 Конституции РФ. Порядок регулирования переселения жильцов из аварийных домов регулируется Жилищным кодексом РФ. В случае возникновения спорных ситуаций собственники вправе подать иск с требованием пересмотреть выкупную цену или назначить экспертную оценку.

Иск о взыскании

Когда составляется иск о взыскании выкупной цены, аварийное жилье действительно должно быть признано таковым. В этом плане важно различать две категории понятия жилья: «ветхое» и «аварийное». В ветхом, несмотря на относительные издержки эксплуатационных характеристик дома, проживание возможно. Аварийное жилье – это собственность, непригодная для проживания людей. Разумно предположить, что оно подвергается исключительно сносу.

Расселение жильцов, проживающих в изношенных домах входит в государственную региональную программу предоставления жилья населению.

Основанием для переселения граждан в новые квартиры является официальное заключение межведомственной комиссии. По существующим правилам дом признается аварийным и подлежит сносу (с выкупными платежами) ввиду невозможности его реконструкции. Аварийные дома включаются в специально создаваемый список таких домов.

Преимущества компании

Включите звук на видео!!

Консультация юриста по жилищным вопросам бесплатно

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Консультации в мобильном приложении

Переселение семей начинается с момента обнародования решения межведомственной комиссии, сразу после утверждения на муниципальном уровне. Порядок замены жилой площади подчиняется очередности: жители получают новую недвижимость согласно спискам.

Выкуп аварийного жилья у собственника установлен в ст. 32 ЖК РФ. Нормативные правила гласят, что проживающие в непригодных для эксплуатации домах граждане вправе рассчитывать на:

  1. Выкуп аварийного жилья собственника муниципальными властями – цена рассчитывается с учётом факторов, изложенных в Жилищном кодексе.
  2. Предоставление аналогичной площади, но в другом доме – например, если гражданин пользовался недвижимостью по социальному найму.

При несогласии с решениями муниципальных органов власти по выкупу жилья собственник или наниматель вправе подать исковое заявление.

Выкуп у собственника

Важным условием предоставления новой жилплощади является заключение письменного соглашения. Субъектами договора выступают, с одной стороны, собственник или наниматель, а с другой – уполномоченный государственный орган. После этого в интересах владельца узнать, как рассчитывается выкупная цена аварийного жилья, чтобы не стать жертвой занижения кадастровой стоимости квартиры.

Внимание! Отсутствие соглашения об отчуждении частей здания на муниципальные нужды влечёт за собой изъятие недвижимости без компенсации со стороны государства. В этом случаев процедура начнется на основании судебного постановления.

Варианты замены аварийных строений:

  1. Предоставление другой жилплощади.
  1. Выкупная цена.

Признание дома аварийным сопровождается его включением в особый список домов, подлежащих сносу и выкупным операциями. Жителей такого дома переселяют в новый благоустроенный дом. Основным условием является предоставление квартиры с не меньшей площадью, чем она была у собственника в аварийном доме.

При этом площадь может быть и больше (за доплату), всё зависит от вариантов свободных домов. Вторым условием является переселение в жилье, дающее право каждому из членов семьи как минимум на 18 квадратных метров. Предоставление квартир для нанимателей жилья в аварийном доме регулируется положениями договора о социальном найме. В данном случае выкупная цена дома уже не действует.

Если собственник желает получить выкупную компенсацию за аварийную жилплощадь, то он вправе рассчитывать на экспертную оценку. Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, выкупная цена аварийного жилья рассчитывается с учётом:

  1. Рыночной цены на квартиру.
  2. Затрат собственника на совершение процедуры выкупа.
  3. Расходов на оформление документов и переезд на новое место.
  4. Убытков по части упущенной выгоды собственника.

Таким образом, выкупная цена аварийного жилья формируется из рыночной стоимости дома и тех издержек, которые понёс собственник в результате переселения в новый дом. При возникновении противоречий с определением выкупной цены, владелец жилплощади имеет право подать в суд.

Судебная практика

Если предметом спора выступает лишь выкупная цена аварийного жилья, судебная практика опирается на ФЗ №135, где речь идёт об учёте стоимости долей общего имущества, включая земельный участок под домом.

Суды часто рассматривают иски о том, как предоставляется новое жилье. По правилам, в случае отчуждения аварийного жилья на муниципальные нужды, местные органы власти обязаны возместить собственнику все расходы на переезд. Однако переселение возможно лишь тогда, когда собственник сам изъявил желание заселиться в новую квартиру в благоустроенном районе.

Согласно ст. 32 ЖК РФ, владельцы аварийной жилплощади вправе рассчитывать на выкупную цену без предоставления им нового жилья. Например, если они имеют еще одно место для проживания в городе.

В таком случае местные власти не могут препятствовать переезду. Но за собственником жилья будет числиться самостоятельный снос своей доли в аварийном доме. Срок сноса – не более 6 месяцев. В противном случае, разрушением аварийного здания займутся муниципальные органы.

Предметом судебных разбирательств также становится размер выкупной цены аварийной недвижимости. Практика показывает, что эта сумма в несколько раз ниже стоимости благоустроенного жилья. Поэтому наивно рассчитывать, что выкупная цена аварийного жилья покроет расходы на приобретение новой недвижимости. Если же компенсации и вовсе нет – это достаточный повод для обращения за взысканием в прокуратуру или суд.

Выкупная цена аварийного жилья

Аварийное жилье подлежит сносу, однако собственники имеют право на компенсацию от государства. Существует два варианта: предоставление нового жилья, равнозначного старому или лучше него, или же денежная выплата. Платеж производится на основании выкупной цены. Что это такое, как ее определить и как получить – читайте в этой статье.

Что такое выкупная цена аварийного жилья?

Выкупная цена – это, фактически, рыночная стоимость жилища с некоторыми коэффициентами. На основании полученной цифры местная администрация совершает выплаты всем владельцам аварийного жилья, если они не хотят или не могут получить равнозначное жилище в другом месте.

Как рассчитать выкупную стоимость квартиры?

Так как оценивается жилье преимущественно по рыночной стоимости – это и есть основной параметр расчета. Однако далеко не единственный. Строгих требований и конкретных условий со стороны законодательства тут нет, потому в большинстве случаев каждая местная администрация определяет стоимость таких жилых помещений по собственным внутренним нормативам. Усредненная формула может выглядеть так:

  • X – выкупная цена.
  • Y – рыночная стоимость жилья.
  • Z – стоимость доли общего имущества в доме, которое принадлежит собственнику.
  • C – дополнительная компенсация за потерю имущества, переезд и так далее.

Как уже было сказано выше, в основе всего лежит рыночная стоимость жилья, земли и другой собственности. Цена общего имущества дома, если этот показатель вообще используется, обычно незначительна, как и дополнительная компенсация.

Как определить рыночную стоимость?

Оценочные компании выделяют 3 основных способа определения рыночной стоимости:

  • Доходный. Определяется, какую прибыль человек смог бы получить за пользование данной недвижимости на протяжении определенного периода. Данный метод используется достаточно редко, когда другие варианты недоступны или недвижимости используется исключительно для получения дохода (например, сдача в аренду квартиры).
  • Расходный. Определяется, сколько денег человек должен будет потратить на то, чтобы восстановить недвижимость в ее оригинальном виде. Также используется достаточно редко. Относительно квартир обычно не применяется, но может быть актуален для оценки жилого дома.
  • Метод аналогов. Самая популярная и наиболее адекватная система оценки. В основе ее лежит использование аналогов (других похожих предложений на рынке) с последующей корректировкой на расположение, площадь, этажность и так далее. Вариантов корректировок может быть огромное количество. Так как именно такой метод применяется в подавляющем большинстве случаев, рассмотрим его подробнее.

В самом простом варианте, если исключить корректировки, грамотно определить которые может только опытный оценщик, то ориентироваться стоит только на стоимость аналогичных квартир. Можно просто открыть тот же сайт Avito, отобрать недвижимость, максимально приближенную по месту расположения, виду и площади к целевому жилью и определить, сколько будет стоить квадратный метр каждой из таких квартир. Далее высчитывается средняя стоимость 1 кв.м., после чего цена умножается на площадь оцениваемой квартиры.

Учитывая, что жилье является аварийным, из этой цифры можно смело убирать около 10-20% и примерно столько же добавлять за счет общедомового имущества и компенсации за переезд. Получим ту же сумму. Грубо говоря, около 6,5 миллионов рублей (если округлить).

Именно на такую компенсацию от государства можно рассчитывать. Вряд ли она будет больше, но меньше – вполне возможно. Если выкупная цена будет установлена на уровне около 6 миллионов рублей – это еще нормально и укладывается в возможные корректировки. Но если вместо 6 миллионов предложат 2-3 миллиона – это повод обращаться в суд.

Как происходит выкуп аварийного жилья администрацией?

Сам факт того, что собственник аварийного жилья имеет право на подобную компенсацию указан в ст.32 ЖК РФ. К сожалению, точных правил и детальное описания процедуры законодательство не предоставляет. Более того, порядок действий и другие условия могут изменяться от региона к региону, что еще больше усложняет ситуацию. Однако, если опираться на то, что все-таки есть в законодательстве, можно выделить примерно такую систему действий, которая описана ниже.

Порядок действий

  1. Подготовить доказательства того, что дом является аварийным (по мере возможности, вплоть до письменных заявлений жильцов).
  2. Составить заявление на признание дома аварийным.
  3. Приложив к заявлению доказательства и другие документы, направить его в местную администрацию.
  4. Дождаться решения администрации.
  5. Дождаться проведения проверки дома на предмет аварийности.
  6. Получить решение межведомственной комиссии о признании или непризнании дома аварийным.
  7. Выбрать вариант с получением компенсации, а не переселением.
  8. Дождаться своей очереди.
  9. Получить деньги.

Документы

К заявлению на признание дома аварийным нужно прикладывать примерно следующий перечень бумаг:

  • Паспорта всех собственников-подписантов заявления.
  • Доказательства факта аварийности. В идеале – полностью подготовленный отчет, составленный специалистами. Но если это невозможно, то хотя бы письменные заявления жильцов дома с описанием существующих проблем.
  • Выписка из ЕГРН на собственность в таком доме.
  • Правоустанавливающие документы на такую собственность.
  • Согласия всех собственников квартиры на получение компенсации.

Расходы

Формально, переселение производится бесплатно. Однако чаще всего владельцы аварийной недвижимости все равно вынуждены нести определенные затраты:

  • Проверка дома на аварийность специалистами: от 5 тысяч рублей.
  • Нотариальное заверение согласия совладельцев квартиры: от 2 тысяч каждое.
  • Отчет об оценке жилья для определения выкупной стоимости: от 5 тысяч рублей.

Сроки

Конкретный срок, в течение которого должны выплатить компенсацию, определить достаточно сложно. Вся процедура проверки жилья на аварийность местной администрацией обычно растягивается примерно на 2-3 месяца. Еще около месяца будут принимать окончательное решение.

Только после этого, если дом будет признан аварийным, его ставят в очередь. И вот с этого момента что-то прогнозировать крайне сложно. Очередь может подойти как через несколько дней, так через несколько лет – все зависит от состояния дома. Если он еще может постоять – его очередь будет в самом конце. Если нет и может развалиться в любой момент – то расселять и выплачивать компенсацию будут в ближайшие дни после принятия решения.

Что делать, если собственник не согласен с выкупной ценой?

Если администрация предлагает выкупную цену, с которой не согласен владелец недвижимости, у него есть всего два варианта:

  • Вместо компенсации попросить переселения в другое жилье, после чего продать его и получить нужную сумму. В такой ситуации можно будет указывать любую адекватную стоимость квартиры, однако нужно учитывать, что если жилье находится в собственности менее 3-5 лет, то при его продаже придется заплатить налог в размере 13% от полученной прибыли.
  • Обратиться в суд и в принудительном порядке заставить администрацию выплатить желаемую сумму компенсации. Это достаточно длительная процедура, которая, к тому же, не дает никакой гарантии успеха.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

Определение выкупной стоимости аварийного жилья

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Многоквартирный дом, где находится квартира, принадлежащая мне на праве собственности, признан аварийным и подлежащим сносу. Мне предлагают выкупную цену за мою квартиру, однако я не согласен с ее размером. Каковы последствия отказа от предложенной суммы и отказа от какого-либо диалога с администрацией вообще?

Отказываться от диалога не имеет смысла. Наоборот, такой отказ будет восприниматься как молчаливое согласие с предложенным вариантом выкупной цены за ваше жилое помещение. Если не согласны с ценой — оспаривайте, представьте свою оценку.

Напомним, что согласно ч. 7 статьи 32 ЖК РФ, при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В случае спора в суде, последний оценит представленные сторонами доказательства, если же одна из сторон отсутствует в судебном заседании и не озаботилась представлением доказательств, то решение будет вынесено по имеющимся в деле доказательствам.

Пример из судебной практики:

«. Администрация города Перми обратилась в суд с иском к Б.В. После неоднократного изменения исковых требований просила:

— Обязать Б.В. принять выкупную цену в размере 1443 900 руб. за 310 доли домовладения N . по ул. . выкупаемых в связи с изъятием жилого помещения путем выкупа.

— Прекратить право собственности Б.В. на 310 доли в праве долевой собственности в 1-этажном бревенчатом жилом доме с кирпичным подвалом общей площадью 64,7 кв. м, в том числе жилой площадью 47,1 кв. м (лит. А), с 2-холодными пристроями (лит. а, а1), площадкой (лит. а2), одноэтажный бревенчатый жилой дом общей площадью 49,7 кв. м, в том числе жилой 38 кв. м (лит. Б) с холодным пристроем (лит. б), площадка (лит. 61, 62), двумя уборными (лит. Г, ГЗ), сараем (лит. Г2), забором (лит. 1) по адресу .

— Выселить Б.В. из домовладения по ул. . без предоставления другого жилого помещения.

— Признать право собственности за муниципальным образованием «Город Пермь» на 3/10 доли в праве долевой собственности в 1-этажном бревенчатом жилом доме с кирпичным подвалом общей площадью 64, 7 кв. м, в том числе жилой площадью 47, 1 кв. м (лит. А), с 2-холодными пристроями (лит. а, а1), площадкой (лит. а2), одноэтажный бревенчатый жилой дом общей площадью 49,7 кв. м, в том числе жилой 38 кв. м (лит. Б) с холодным пристроем (лит. б), площадка (лит. 61, 62), двумя уборными (лит. Г, ГЗ), сараем (лит. Г2), забором (лит. 1) по адресу . л.д. 72-73).

Судом первой инстанции установлено, что 7.09.2007 года заключением межведомственной комиссии жилой дом по адресу г. . признан аварийным (л.д. 5).

26.09.2007 года постановлением администрации г. Перми на собственников жилого дома N . по ул. . возложена обязанность по освобождению занимаемых жилых помещений в недельный срок после подписания постановления и сносу аварийного жилого дома до 10.10.2007 года л.д. 9).

Постановлением администрации г. Перми N 514 от 06.12.2007 года на основании п. 10 ст. 32 ЖК РФ и в связи с признанием многоквартирного жилого дома N . (2 строения) по ул. . аварийным и подлежащим сносу, были изъяты для муниципальных нужд путем выкупа 310 и 3/20 доли в жилом доме N . по ул. . (л.д. 8).

Б.В. является собственником 310 доли домовладения по адресу . на основании договора дарения от 22.12.1996 года (л.д. 10).

29.01.2008 года Б.В. Управлением жилищных отношений Администрации г. Перми было направлено уведомление о необходимости решения вопроса выкупа доли в праве собственности, а также проект договора об изъятии жилого помещения путем выкупа, и предоставлен срок для добровольного заключения данного договора до 10.02.2008 года л.д. 11-12).

В указанный срок Б.В. в администрацию города Перми для заключения договора об изъятии жилого помещения путем выкупа не обратилась.

Установив выше изложенные обстоятельства и проанализировав представленные доказательства, суд пришел к законному и обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Администрации г. Перми о возложении на Б.В. обязанности по принятию выкупной цены. При этом суд правильно исходил из того, что Администрацией г. Перми выполнен предусмотренный законом порядок изъятия для муниципальных нужд жилых помещений путем выкупа, ответчица Б.В. в течение предоставленного ей уведомлением срока в Администрацию г. Перми для заключения договора об изъятии жилого помещения путем выкупа не явилась, возражений, доводов и доказательств в опровержение заявленных требований суду не представила, заключение об оценке выкупной стоимости не оспорила.

Возложение на ответчицу обязанности по принятию выкупной цены является основанием для прекращения ее права собственности на проданную долю, и выселения ее без предоставления другого жилого помещения, так как распоряжение правом собственности на 310 доли домовладения по адресу . влечет прекращение всех прав и обязанностей в отношении данного имущества, в том числе, право пользования, распоряжения, проживания и т.д. Кроме того, Б.В., получив выкупную цену, имеет возможность приобрести иное жилое помещение.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Доводы кассационной жалобы ответчицы о нарушении судом норм процессуального права, поскольку решение было вынесено судом в отсутствие ответчицы, что существенным образом нарушило ее конституционные и процессуальные права, являются несостоятельными и не влекут необходимость отмены судебного решения.

..Доводы жалобы ответчицы о нарушении судом норм материального права являются необоснованными, поскольку материальный закон применен судом первой инстанции правильно. Определенная в решении выкупная цена соответствует ст. 32 ЖК РФ. Согласно произведенной Администрацией г. Перми оценкой рыночной стоимости жилых помещений в доме по ул. . ООО . — рыночная стоимость всего объекта, с учетом его состояния оценена в размере 4 813 000 рублей. Следовательно, выкупная стоимость 3/10 доли в праве собственности на указанный дом, принадлежащей Б.В., составляет 1 443 900 рублей (4813 000 руб. x 3/10 доли = 1 443 900 руб.) и включает в себя рыночную стоимость доли в праве собственности на домовладение л.д. 52-53). Каких-либо возражений против данного заключения ответчицей не представлено, выкупная цена в установленном законом порядке не оспорена.

..Доводы жалобы о том, что при определении выкупной цены были нарушены правила, установленные п. 7 ст. 32 ЖК РФ, согласно которому: «При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения. . переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду», не являются основанием к отмене судебного решения, поскольку доказательств причинения указанных в п. 7 ст. 32 ЖК РФ убытков, связанных с изъятием жилого помещения, ответчиком не представлено.

Доводы жалобы о том, что выкупная цена установлена на основании оценочного отчета N . от 23.07.2007 г.; решение вынесено 15.05.2009 г., то есть по истечение почти двух лет со дня проведения оценки рыночной стоимости; в настоящее время указанная цена не отражает реальную рыночную стоимость имущества, в отношении которого проводилась оценка, при этом судом не была установлена никакая индексация указанной суммы за истекший период времени, также не влекут отмену решения суда. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд при принятии решения оценивает доказательства, которые представляются сторонами и другими лицами участвующими в деле. В материалы дела истцом представлен оценочный отчет N . от 23.07.2007 г., согласно которому суд определил выкупную цену в размере 1 443 900 рублей. Каких-либо возражений против данного заключения ответчицей не представлено, доказательств об ином размере выкупной цены в материалах дела не имеется. В связи с чем суд обоснованно руководствовался имеющимися в материалах дела доказательствами.

Читайте также  Ограничение скорости знак зона действия

С учетом изложенного судебная коллегия считает выше приведенные доводы жалобы Б.В. необоснованными. Указанные доводы направлены на иное, неправильное толкование норм материального права и оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения» (извлечение из кассационного определения Пермского краевого суда от 8 июля 2010 г. по делу N 33-5824).

КС РФ в борьбе за справедливую рыночную стоимость при изъятии недвижимого имущества для государственных нужд

Конституционный Суд Российской Федерации в очередной раз обратился к проблемам оценочной деятельности в контексте справедливого определения рыночной стоимости при изъятии недвижимого имущества для государственных нужд и актуальности результатов оценки в ситуации, когда дата оценки значительно отдалена от фактического изъятия имущества.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 февраля 2019 г. № 9-П была признана неконституционной ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», как не соответствующая ч. 3 ст. 35, ч. 1-2 ст. 46 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в той мере, в какой по смыслу, придаваемому данной норме правоприменительной практикой, в случае принудительного изъятия недвижимого имущества в судебном порядке для государственных нужд по прошествии значительного времени после принятия решения об утверждении документации по планировке присоединенных к городу Москве территорий, предусматривающей размещение объектов федерального или регионального значения, она не позволяет учитывать возможное изменение рыночной стоимости этого имущества, не связанное с развитием инфраструктуры прилегающей территории в рамках реализации проекта, требующего изъятия этого имущества, и тем самым препятствует предоставлению его собственнику равноценного возмещения.

Принятию подобного решения предшествовал проведенный КС РФ анализ положений названного выше закона в части определения даты, на которую должна устанавливаться рыночная стоимость изымаемого имущества, а также учета ценообразующих факторов с точки зрения возможности принятия их во внимание при проведении оценки и определении величины рыночной стоимости.

По мнению КС РФ, законодатель вправе избрать тот или иной вариант определения даты, по состоянию на которую производится оценка стоимости изымаемого имущества, но при условии, что это не приводит к получению одним из участников отношений необоснованных экономических преимуществ за счет другого участника и не освобождает от необходимости учитывать объективные факторы, влияющие на рыночную стоимость этого имущества.

Однако, между датой, предшествующей принятию решения об утверждении документации по планировке присоединенных к городу Москве территорий, и датой принятия решения об изъятии имущества может пройти значительный период времени (в рассматриваемом КС РФ примере это разница составила 3 года). В этот период времени возникают факторы, с очевидностью влияющие на изменение рыночной стоимости изымаемого имущества. И в связи с этим, перед КС РФ стояла задача создания правового механизма, обеспечивающего учет подобных ценообразующих факторов, возникающих в период времени с даты, предшествующей утверждению документации по планировке территории, до даты принятия решения об изъятии имущества.

Факторы бывают разные.

Поиск справедливого баланса публичных и частных интересов привел КС РФ к следующим выводам.

Если увеличение рыночной стоимости обусловлено размещением объекта федерального или регионального значения, в связи с которым осуществляется изъятие недвижимого имущества (в частности, вследствие строительства объектов, улучшающих транспортную доступность, инфраструктурную привлекательность изымаемого имущества и этим повышающих спрос на него), то подобное размещение означало бы получение собственником изымаемого недвижимого имущества несправедливой выгоды за счет публичного субъекта и бюджетных средств, израсходованных в целях развития соответствующей местности.

С другой стороны, увеличение рыночной стоимости изымаемого имущества может быть обусловлено объективным – с течением времени – изменением соотношения спроса и предложения в отношении определенных видов имущества или в отношении имущества, расположенного в определенной местности. Поскольку проведение новой рыночной оценки изымаемого имущества без учета влияния размещения объекта федерального или регионального значения практически неосуществимо, собственнику изымаемого в судебном порядке имущества должна быть предоставлена возможность доказать в суде факт увеличения его рыночной стоимости (рассчитанной на день, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировке территории) с учетом общей динамики цен на аналогичное имущество и получить равноценное возмещение.

КС РФ, исследовав вопросы методологии оценки, и установив, что определение выкупной стоимости изымаемого имущества без учета его индексации является несправедливым, пришел, как было указано выше, к выводу о неконституционности положений закона, не позволяющего собственнику изымаемого имущества, при существующей процедуре изъятия, надлежащим образом защитить свои права и получить справедливое равноценное возмещение за лишение титульных прав на недвижимое имущество. Федеральному законодателю было предложено внести соответствующие изменения в правовое регулирование процедур изъятия имущества, содержанием которого, вероятнее всего, будет приближение даты оценки к моменту фактического изъятия имущества.

А как же быть с определением справедливой рыночной стоимости до изменения законодательства?

Еще один вопрос, который предстояло решить Суду, заключался в установлении порядка определения рыночной стоимости изымаемого имущества в период до вступления в законную силу соответствующих законодательных изменений. Правовая позиция в этой части выражена КС РФ следующим образом: «до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений судам при определении стоимости изымаемого недвижимого имущества необходимо руководствоваться его рыночной стоимостью, определенной на день, предшествующий решению об утверждении документации по планировке присоединенных к городу Москве территорий, индексируемой с учетом динамики рыночной стоимости аналогичных объектов на основании заключения эксперта или же данных – при наличии таковых – о показателях рыночной стоимости в соответствующем сегменте рынка недвижимости, которые подготовлены организациями, осуществляющими на профессиональной основе анализ рынка недвижимости, и не вызывают сомнений с точки зрения правомерности и достоверности использованных методик анализа».

Таким образом, КС РФ раздвинуты рамки правового поля, на котором собственникам и иным титульным владельцам объектов недвижимости, предоставлены дополнительные возможности с помощью новой оценки, учитывающей индексацию, обеспечить получение справедливого равноценного возмещения за изымаемое для государственных нужд недвижимое имущество. Обращает на себя внимание указание Судом на источники сведений о динамике рыночной стоимости и ее показателях в соответствующем сегменте рынка недвижимости. Подобных источников может быть два: или заключение эксперта, или данные, подготовленные организациями, осуществляющими на профессиональной основе анализ рынка недвижимости. Но и в том, и в другом случае судам, при рассмотрении подобных дел и определении величины индексации, предстоит оценивать правомерность и достоверность использованных методик анализа рыночных данных.

Важные правовые позиции Конституционного Суда РФ

Хотелось бы обратить внимание и на другие положения данного Постановления, в которых выражена позиция системного подхода к защите прав титульных владельцев недвижимости (собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков и объектов капитального строительства).

Во-первых, публичные интересы не могут оправдываться целью рациональной организации деятельности органов власти, подобная цель не может служить основанием для ограничения прав и свобод граждан и организаций.

Во-вторых, изъятие для государственных нужд зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства не может производиться (в силу правовой и природной связи земли и расположенной на ней недвижимости) без изъятия земельного участка, и подобное изъятие должно осуществляться по правилам, предусмотренным для изъятия земельного участка (договорный характер изъятия, подписание соглашения об изъятии, предварительное и равноценное возмещение).

Можно ли получить доплату за изъятое имущество?

Небезынтересным представляется и вопрос о возможности получения справедливой выкупной суммы теми собственникам или иным титульным владельцам недвижимости, в отношении которых имеются вступившие в законную силу судебные решения, вынесенные без учета озвученных выше правовых позиций КС РФ.

В силу положений п. 3 ч. 3 ст. 311 Арбитражного процессуального кодекса, признание КС РФ закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле (и в связи с принятием решения по которому заявитель обратился в КС РФ), не соответствующим Конституции РФ, является новым обстоятельством, которое может быть рассмотрено как основание для пересмотра судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Если быть последовательным и обратиться к правовым позициям КС РФ по этой теме, то юридическими последствиями решения КС РФ о признании неконституционными акта или его отдельных положений либо акта или его отдельных положений с учетом смысла, который им придан сложившейся правоприменительной практикой, является утрата ими силы на будущее время. Тем не менее, правом на отмену судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам обладают, во-первых, лица, не являвшиеся участниками конституционного производства, во-вторых, чьи дела были разрешены на основании актов, признанных неконституционными. Единственное условие, препятствующее отмене судебных актов по основаниям п. 3 ч. 3 ст. 311 АПК РФ – вступившие в законную силу судебные акты не должны быть исполнены полностью или частично (Определение КС РФ от 14 января 1999 г. № 4-О, Определение КС РФ от 5 февраля 2004 г. № 78-О, Определение Конституционного Суда РФ от 24 июня 2014 г. № 1546-О). Аналогичное положение о возможности отмены вступивших в силу судебных актов по вновь отрывшимся обстоятельствам в случае признания КС РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, содержится и в п. 3 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.

Таким образом, право на получение справедливого равноценного возмещения стоимости изымаемого недвижимого имущества (с учетом индексации) сохраняется только за теми титульными владельцами, по делам которых не исполнено (не полностью исполнено) судебное решение об изъятии, а также тех, чье дело находится на рассмотрении в органах судебной юрисдикции. И, конечно же, таким правом обладают лица, пока еще не подписавшие соглашения об условиях изъятия у них имущества для публичных нужд.

Оценка аварийного жилья

Обращение за оценкой стоимости аварийного жилья в компанию «Новые Горизонты» – это гарантия Ваших выгодных сделок!

Оценка аварийного жилья

Оценка аварийного жилья

Старый жилой фонд – ветхий и аварийный – должен быть оценён экспертами!

Большое количество старого жилого фонда, признанного ветхим и аварийным, делает востребованной услугу оценки аварийного жилья. Процедура позволит определить рыночную стоимость недвижимости.

Немного об аварийном жилье

Под аварийной понимается жилая недвижимость, в которой более половины помещений и основных несущих конструкций признаны непригодными для проживания и представляющими опасность для людей.

На заметку! Некоторые отождествляют понятия ветхого и аварийного жилья. Они обозначают разные категории. К недвижимости с ветхим состоянием относятся жилые дома с конкретной степенью физического износа. Так, для каменных и кирпичных домов этот показатель равен 70%, а для деревянных – 65%.

Согласно ЖК РФ , государство взамен аварийного жилья должно предоставить аналогичное жильё, а недвижимость, непригодную для жизни, и участок под ним изъять для муниципальных или государственных нужд. Если нет возможности расселения, то собственники аварийного жилья имеют право на компенсацию, равную рыночной стоимости недвижимости, непригодной для проживания. Все злоключения собственников, как правило, начиняются на этом этапе: государство занижает стоимость жилья. Если Вы не согласны с ценой недвижимости, то можно провести собственную оценку аварийного жилья, заказав её у независимой оценочной компании.

Все особенности оценки ветхого и аварийного жилья

Определение рыночной стоимости аварийного жилья для получения компенсации – сложная процедура. Она имеет ряд нюансов:

  • Недвижимость не должна оцениваться с учётом текущего (аварийного) состояния. В этой ситуации стоимость объекта была сильно и необъективно занижена. За объект оценки принимается аналогичное жильё, которое находится в нормальном состоянии и пригодно для проживания.
  • Размер компенсации (выкупная цена) и рыночная стоимость чаше всего не равны. К выкупной стоимости ещё суммируются расходы, с которыми столкнулся собственник аварийного жилья, при:
    • Переезде на другую квартиру.
    • Аренде транспортных средств.
    • Заказе услуг риэлторов.
    • Переоформлении правоустанавливающих документов.
    • Аренде временной квартиры или дома и др.

    В этой ситуации собственникам необходимо сохранять все чеки, договора и другие документы, которые подтверждают все расходы, чтобы получить фондов и бюджетов соответствующую компенсацию. Учитывая все эти сложности, собственники должны выбрать компетентного независимого оценщика.

    Как проводится оценка аварийного жилья?

    Ранее было отмечено, что аварийное жильё оценивается так, как будто оно находится в нормальном состоянии, то есть применяются те же методы, учитываются все ценообразующие факторы. К важным критериям, влияющим на стоимость недвижимость, относятся:

    • Экологическая обстановка в районе.
    • Наличие рядом парков, водоёмов и др.
    • Особенности дорог, транспортной доступности, благоустроенность близлежащей территории, наличие рядом станции метро, остановок общественного транспорта.
    • Инфраструктура: наличие поблизости поликлиники, детских и образовательных учреждений, противопожарных служб.
    • Местоположение (отдалённость от деловых центров, промышленных объектов, железной дороги, автомобильных трасс, свалок, зелёных массивов и др.).
    • Характеристики объекта: площадь, форма, материал, год постройки, этажность, планировка.
    • Инженерно-технические коммуникации.

    Именно от опыта оценщика зависит, будут ли учтены все эти факторы. Отметим, что, если проигнорировать хоть один из них, можно получить весьма невыгодную для собственника разницу в рыночной стоимости.

    Список документов для оценки аварийной недвижимости

    Независимая оценочная компания попросит предоставить следующие документы (или их копии):

    • Свидетельство о праве собственности.
    • Документы из БТИ: кадастровый паспорт.
    • Поэтажный план, экспликацию.
    • Паспорт собственника, заказавшего оценку.
    • Документ, подтверждающий, что недвижимость признана аварийной.

    При необходимости независимый оценщик может расширить этот список, чтобы получить более полную информацию об оцениваемом объекте.

    Методика проведения оценки аварийного жилья для получения компенсации

    Главный нюанс оценки в том, что определяется рыночная стоимость не объекта в его аварийном состоянии (фактически после признания его аварийного состояния она равняется нулю и жильё пойдет под снос). Оценщику необходимо оценить аналогичные объекты в нормальном состоянии. Если дом построен в 1981 году , то необходимо подобрать недвижимость того же года, но в нормальном, пригодном для жизни состоянии.

    При оценке аварийного жилья применяется два подхода: сравнительный (рыночный) и затратный:

    • Применяя первый, оценщик учитывает опыт продаж аналогичного жилья в этом регионе.
    • При втором – создаётся «виртуальная» ситуация возведения аналогичной жилой недвижимости с нуля, суммируются все расходы на строительство, учитывается степень износа и рассчитывается рыночная стоимость без учёта аварийного состояния. Это метод самостоятельно используется реже, чем рыночный. Как правило, он используется, чтобы подкрепить результаты, полученные путём применения сравнительного метода.

    Все расчёты отражаются в официальном документе – отчёте об оценке. Он имеет юридическую силу, может использоваться в качестве аргумента при обращении в суд (напомним: если собственник не согласен с размером компенсации, установленным государством, то может требовать его пересмотра в судебном порядке). Если отчёт об оценке будет отвечать всем требованиям законов в сфере оценочной деятельности, то не вызовет замечаний.

    Стоимость земельного участка: учитывать ли его при расчёте размера компенсации?

    Занижение размера компенсации за аварийное жильё – не единственное, что становится причиной конфликтов между собственниками и местными властями. Владельцы аварийной квартиры хотят получить средства не только за неё, но и за часть земельного участка придомовой территории, которая принадлежит им на правах долевой собственности. Учитывая, что дом не висит в воздухе и неразрывно связан с землёй, на которой построен, требования собственников обоснованы. Этому «противятся» местные органы, так как он заинтересованы в выплате как можно меньшего размера компенсации.

    При заказе услуги оценки, необходимо выбирать независимого оценщика, который имеет опыт в расчёте рыночной стоимости аварийного жилья. Опытные специалисты уверены, что земельный участок – это тоже материальная ценность и товар, и было бы нелогичным не учитывать его в финансовых документах и не включать в сумму компенсации. Так, при оценке обычных квартир (не аварийных) стоимость земли, на которой построен многоквартирный дом, включается в рыночную стоимость. Цена на недвижимость в центре города выше, чем точно на такой же объект на окраине. Это связано с тем, что стоимость земли в центральных районах больше, чем на окраине.

    Если Вы – собственник аварийного жилья и понимаете, что размер компенсации за него сильно занижен, необходимо заручиться поддержкой профессионалов – независимых оценщиков. Они помогут определить точную рыночную стоимость объекта, с которой и должна совпадать сумма компенсации.

    Обращение за оценкой стоимости аварийного жилья в компанию «Новые Горизонты» – это гарантия Ваших выгодных сделок!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]