Постановление за несвоевременный учёт в военкомате
С 5 мая 2020 года увеличены штрафы за различные нарушения в области воинского учета, которые могут коснуться и работодателей, осуществляющих воинский учет работников. Соответствующие изменения внесены в ряд статей КоАП РФ. Применять их начнут к нарушениям, совершенным с 05.05.2020.
Нарушение | Примечание | Старый штраф (руб) | Новый штраф (руб) | Статья КоАП |
---|---|---|---|---|
Непредставление руководителем или другим ответственным должностным лицом организации в срок в военкомат (иной орган воинского учета) списка граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет | Списки подлежащих первоначальной постановке на воинской учет в следующем календарном году подаются не позднее 1 ноября текущего года (пп. «в» п. 32 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, пп. «в» п. 29 Методических рекомендаций Генштаба ВС РВ по ведению воинского учета в организациях) | 300 — 1 000 | 1 000 – 3 000 | ст. 21.1 |
Неоповещение руководителем или другим ответственным должностным лицом организации граждан о вызове их по повестке военкомата (иного органа воинского учета), а также необеспечение возможности их своевременной явки по повестке | Обязанность оповещать работников о вызове их по повестке военкомата и обеспечивать их своевременную явку закреплена в п. 1 ст. 4 и ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» | 500 — 1 000 | 1 000 – 3 000 | ст. 21.2 |
Непредставление в срок руководителем или другим ответственным должностным лицом организации, осуществляющей эксплуатацию жилых помещений, в военкомат (иной орган воинского учета) сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев, которые состоят или обязаны состоять на воинском учете | Сведения об изменении состава постоянно проживающих или временно пребывающих подаются в двухнедельный срок со дня такого изменения (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») | 300 — 1 000 | 1 000 – 3 000 | ст. 21.3 |
Несообщение руководителем или другим ответственным должностным лицом организации в военкомат (иной орган воинского учета) сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных организаций) гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете | Эти сведения подаются в двухнедельный срок со дня принятия на работу или увольнения (пп. «а» п. 32 раздела III Положения о воинском учете, утв. постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719) | 300 – 1 000 | 1 000 – 5 000 | ч. 3 ст. 21.4 |
Срок, в течение которого могут привлечь к ответственности за нарушение в области воинского учета, увеличен с двух месяцев до трех лет. Он исчисляется с момента совершения правонарушения. Соответствующие изменения внесены в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
Статья 21.5 КоАП РФ. Неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету
Неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Комментарии к ст. 21.5 КОАП РФ
1. Конституция РФ определяет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. ч. 1 и 2 ст. 59). Воинский учет граждан организуется на основе Федеральных законов от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне» (с изм. и доп.), от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с изм. и доп.); от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также в соответствии с Положением о воинском учете и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденными соответственно Постановлениями Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. N 719 и от 11 ноября 2006 г. N 663, Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента РФ от 1 сентября 2007 г. N 1132.
2. Закон «О воинской обязанности и военной службе» предусматривает, что граждане обязаны состоять на воинском учете (за определенными исключениями). Воинский учет граждан, как правило, осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами, а в случае их отсутствия в населенных пунктах — органами местного самоуправления (первичный учет) (см. комментарий к ст. 21.1 КоАП).
Первоначальная постановка на учет мужчин происходит в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими 17-летнего возраста, а женщин — в течение года после приобретения ими военно-учетной специальности. Решение о призыве гражданина на военную службу может быть принято только после достижения им 18-летнего возраста.
3. В соответствии с Положением о призыве на военную службу оповещение призывников о явке на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии осуществляется повестками военного комиссариата. Розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляются органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положением о военных комиссариатах на них возложены организация и ведение воинского учета, координация деятельности по осуществлению первичного воинского учета и контроль за реализацией переданных органам местного самоуправления полномочий Российской Федерации по осуществлению первичного воинского учета на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты, проведение проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, проведение при содействии других органов и организаций мероприятий по медицинскому осмотру граждан перед направлением их к месту прохождения военной службы, другие обязанности в сфере организации воинского учета.
4. Освобождение и отсрочка от призыва на военную службу предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» (ст. ст. 23 и 24). Категории лиц, которым предоставляется отсрочка от призыва на действительную военную службу, определяются на основе упомянутого Закона, а также указами Президента РФ.
5. Гражданин при постановке на воинский учет должен иметь при себе военный билет или удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также паспорт гражданина Российской Федерации. Гражданин, являющийся водителем транспортного средства, должен иметь при себе также водительское удостоверение на право управления. Обычно время явки в военный комиссариат указывается в повестке. Ответственность гражданина наступает в том случае, если он имел реальную возможность явиться на призывной участок, но не исполнил эту обязанность.
Уважительной причиной неявки по вызову военного комиссариата или по повестке военного комиссара при условии документального подтверждения причины неявки являются: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности, тяжелое состояние здоровья или смерть (гибель) близкого родственника или лица, на воспитании которого находился гражданин, участие в похоронах этих лиц, препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное не зависящее от воли гражданина обстоятельство, лишившее его возможности явиться, другое обстоятельство, признанное судом или призывной комиссией уважительной причиной.
6. Неявка по вызову в военкомат характеризуется сознательным неисполнением гражданской обязанности. Граждане, и прежде всего лица допризывного и призывного возраста, хорошо осведомлены о предъявляемых к ним требованиях, поскольку заранее готовятся к призыву в армию, с ними проводится обязательная подготовка к военной службе, которая включает получение начальных знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в образовательных учреждениях и в учебных пунктах организаций, военно-патриотическое воспитание и т.д. (см. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. N 1441).
7. Помимо регулирования административной ответственности за такое серьезное нарушение правил воинского учета, как неявка без уважительной причины по вызову (повестке) в военкомат или иное установленное место, данная статья предусматривает ответственность за нарушение ряда других правил, которые составляют основу воинского учета, понимаемого как государственная система регистрации, учета и анализа имеющихся в стране людских — призывных и мобилизационных — ресурсов.
8. Граждане, состоящие на воинском учете, при переезде на постоянное или временное (на срок свыше трех месяцев) место жительства или выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев обязаны сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства или место пребывания либо по возвращении в Российскую Федерацию встать на воинский учет в двухнедельный срок; граждане, подлежащие призыву на военную службу и в период проведения призыва выбывающие на срок более трех месяцев с места жительства, должны лично сообщить об этом в орган, осуществляющий воинский учет по месту жительства; граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сообщать в двухнедельный срок в органы, осуществляющие воинский учет, об изменениях своего семейного положения, состояния здоровья, места жительства, образования, места работы и должности.
9. Объективную сторону могут составлять любые действия (бездействие), нарушающие установленные требования в виде несвоевременного представления необходимых сведений, неявки по вызову в установленные место и срок в военкомат или иной орган, осуществляющий воинский учет, и т.д., если они не влекут уголовной ответственности (ст. ст. 328 и 339 УК РФ).
10. Субъект административной ответственности — специальный: граждане, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
11. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами военных комиссариатов (военными комиссарами, начальниками отделов и отделений отделов военных комиссариатов) (ст. 23.11).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица военных комиссариатов (ч. 1 ст. 28.3).
Что грозит за несоблюдение постановки на воинский учет
Штраф за непостановку гражданина на воинский учет назначается в рамках Кодекса об административных правонарушениях. Привлечь к ответственности могут мужчин призывного возраста, а также пребывающих в запасе, которые своевременно не обратились в военкомат для изменения данных о текущем месте прописки. Призывникам грозит штраф в пределах 100–500 рублей.
Сроки постановки на воинский учет
В соответствии с положениями Федерального Закона от 28 марта 1998 года № 53 «О воинской обязанности и военной службе» на призывников ложатся следующие обязанности:
- по месту пребывания или постоянной прописки;
- явка в комиссариат в обозначенное в повестке о вызове время;
- хранение отчетного документа о постановке на учет лица.
Эти обязанности предусмотрены также Конституцией Российской Федерации.
При смене адреса проживания или постоянной прописки призывник обязан в течение 14 суток обратиться в военкомат для смены данных учета. Это касается только тех случаев, когда переезд осуществляется за пределы региона.
Где брать направление для постановки на учет
В соответствии с требованиями законодательства молодые люди, достигшие возраста 17 лет, обязаны в период с 01.01 по 31.03 обратиться в территориальное отделение военного комиссариата для постановки на соответствующий учет.
Алгоритм постановки на учет выглядит следующим образом:
- личное обращение в военный комиссариат;
Если речь идет об изменении данных в случае переезда, то на протяжении двух недель с этого момента человеку предстоит выполнить следующие шаги:
- обращение в военкомат по месту нового проживания;
- подача полного пакета документов, подтверждающих переезд;
- получение справки о постановке на воинский учет по новому адресу;
- обращение в комиссариат по старому месту жительства для снятия с учета.
Санкции за уклонение от учета в военкомате по месту жительства или прописки
Несвоевременная постановка человека на воинский учет чревата применением наказания в рамках ст. 21.5 Кодекса об Административных правонарушениях. Так, санкции будут назначаться за следующие виды нарушений:
- уклонение от явки в комиссариат после получения повестки о вызове;
- нарушение требований о самостоятельном обращении в военкомат призывника;
- изменение адреса прописки без сообщения в комиссариат;
- уклонение от сообщения в военкомат обо всех случаях длительного отсутствия по месту проживания;
- смена места работы, а также семейного положения без передачи соответствующих сведений военкому.
Если человек не встал на учет в военкомате на протяжении обозначенных 14 дней, то это влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100–500 рублей.
Кроме того, статьей 328 Уголовного кодекса РФ установлено наказание за уклонение от прохождения гражданской или альтернативной службы. Если человек сменил прописку, но не потрудился сообщить об этом в комиссариат, ему это может грозить двумя годами лишения свободы.
Последние изменения в законодательстве
Главная задача наложения юридической ответственности – предотвращение совершения юридических проступков в дальнейшем. Как показывает практика, незначительное взыскание едва ли предотвращает совершение проступков. В частности, это касается штрафов за уклонение от воинского учета.
На рассмотрение Правительства вынесен законопроект о внесении изменений в действующие положения Кодекса об Административных правонарушениях. Речь идет об ужесточении мер ответственности в отношении военнообязанных лиц, которые сменили место проживания, но не встали на учет по новому адресу проживания.
Так, текущие правки будут касаться следующих изменений:
- увеличение размера штрафных санкций в десять раз (на сегодняшний день размер взысканий составляет от 100 до 500 рублей, а при принятии правок сумма штрафа будет варьироваться в пределах 1000–5000 рублей);
- ответственность будет назначаться не только за уклонение от постановки на воинский учет, но также за умышленное уничтожение отчетных документов, необходимых для постановки на учет, а также при отказе от прохождения медицинского обследования на ВВК;
- предусмотрен рост ответственности в отношении юридических лиц, которые игнорируют требование о подаче списков военнообязанных лиц в территориальное отделение военкомата;
- дополнение КоАП новой статьей с целью привлечения к ответственности лиц призывного возраста, которые своевременно не явились на первоначальный воинский учет.
Законопроект до текущего момента еще не принят, но находится на рассмотрении. Окончательное решение по нему будет приниматься в ближайшие два месяца.
Требования к организациям о постановке на воинский учет сотрудников
Постановлением Правительства России № 719 от 27 ноября 2006 года установлены правила участия юридических лиц и организаций в процедуре учета призывников России. Сотрудничество позволяет сформировать единый список граждан, которые могут быть привлечены к несению службы в мирное время, а также во время военного положения на основании вызова из запаса.
Компании, в штабе которых трудятся лица, подлежащие призыву на службу, обязаны подготовить и подать следующие виды документов:
- справку о новых трудоустроенных лицах или уволенных работниках (сообщить в ВК предстоит на протяжении двух недель с момента события);
- ежегодное направление списка военнообязанных мужчин, которые привлечены к официальному труду на постоянной основе или временно (крайний срок подачи справки – 11 ноября каждого года);
- перечень несовершеннолетних младше 17 лет, которые работают на предприятии.
Внутри компании ведение учета осуществляется по следующему алгоритму:
- Оформление приказа об организации воинского учета внутри компании. Готовится руководителем предприятия с указанием конкретного лица, которое будет ответственным за оформление документов и сотрудничество с военным комиссариатом.
- Согласование деятельности с военкоматом и налаживание работы.
- Ведение отчетной документации, а также бумаг, которые касаются организации воинского учета в фирме.
- Практическая работа с трудоустроенными мужчинами, которая проявляется в ведении разъяснительных бесед.
Штрафы для юридических лиц за неисполнение закона
Во исполнение Федерального Закона «Об обороне» предприятия обязаны осуществлять полноценное сотрудничество с территориальными военными комиссариатами.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены санкции, которые применимы к юридическим лицам и организациям, допустившим умышленное нарушение законодательства о ведении учета трудоустроенных лиц. Так, в 2021 году зафиксированы следующие размеры наказаний нарушителей:
- сокрытие сведений о постановке на воинский учет предусматривает штраф в размере от 1000 до 3000 рублей;
- отказ передавать работнику информацию о получении повестки в военный комиссариат чреват назначением штрафных санкций в пределе 1000 до 3000 рублей;
- нарушение сроков подачи обращения может повлечь штраф в сумме 1000 рублей (максимально 3 000 рублей).
Наказание может назначить только суд на основании составленного протокола об административных нарушениях. Сложность такого делопроизводства заключается в тяжести доказывания умысла при допущении нарушений законодательства о воинском учете.
Штраф за непостановку на воинский учет
Каждый военнообязанный гражданин должен знать и своевременно исполнять свои обязанности по воинскому учету. Однако не у всех получается строго следовать закону: часто возникают ситуации, когда мужчина не может вовремя встать на учет в военкомат или забывает сняться с него. За такие нарушения не привлекают к уголовной ответственности и не отправляют в тюрьму. Но и без наказания нарушитель не останется: за несвоевременную постановку ему будет выписан административный штраф.
Юрист Службы Помощи Призывникам
Размер штрафа за постановку на воинский учет в России
Российское законодательство строго регламентируют сроки постановки на учет. Первичная постановка для допризывников проходит с начала января по 31 марта — т.е. до начала призывной кампании. Мужчины, которые сменили место жительства или получили гражданство Российской Федерации, тоже ограничены временными рамками: они обязаны в двухнедельный срок сняться и/или прикрепиться к новому районному военкомату.
При нарушении этого срока наступает административная ответственность. Размер штрафа за несвоевременную постановку составляет от 500 до 3000 рублей. Такую же сумму придется заплатить и тем, кто забыл предупредить сотрудников своего военкомата о переезде на новое место жительства.
Штраф в размере 500-3000 рублей грозит также при:
- несоообщении в установленный срок в военный комиссариат сведений об изменении семейного положения, места работы, должности, образования и др. (при отсутствии уважительных причин);
- умышленной порче и утрате приписного свидетельства, справки уклониста или военного билета.
Наши клиенты не служат в армии
Наша работа — помогать призывникам получать отсрочку или освобождение от призыва в армию. Позвоните нам по телефону 8 (800) 333-53-63: узнайте о наших услугах или получите бесплатную консультацию по своей ситуации.
Обращайтесь, мы будем рады вам помочь!
Повышение штрафа за постановку на воинский учет
До 2020 года штраф за нарушение правил воинского учета был ниже, всего 100-500 рублей. Из-за этого некоторые военнообязанные пренебрегали своими обязанностями и нарушали сроки постановки или снятия с учета.
В борьбе с подобным пренебрежением и уклонением члены Законодательного собрания Еврейской области внесли в Госдуму новый законопроект. Инициативная группа предложила увеличить размер наказания за непостановку на учет до 500-3000 рублей.
Больше года понадобилось авторам поправок, чтобы окончательно доработать документ, а также получить одобрение Госдумы, Совета Федерации и Президента. Поэтому новые штрафы вступили в силу только 5 мая прошлого года.
Пока проект федерального закона проходил рассмотрение в Госдуме, идею повышения штрафов подхватила другая инициативная группа. В Государственную Думу РФ был внесен еще один законопроект, предлагающий увеличить штраф до 5000 рублей. При этом на повышении выплат авторы инициативы не остановились. Чиновники также предложили обязать призывников самостоятельно приходить в военкомат для сверки данных в личном деле. В пояснительной записке авторы указали, что во время явки гражданину может быть вручена повестка на призывные мероприятия. К радости многих военнообязанных мужчин, этот законопроект не получил одобрения депутатов.
Остались вопросы?
Посмотрите видео с главным юристом Службы Помощи Призывникам и узнайте подробнее о правилах воинского учета.
Остались вопросы после статьи? Позвоните нам по телефону 8 (800) 333-53-63, и мы обязательно на них ответим.
Ответственность за несвоевременную постановку на воинский учет?
Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации за несвоевременную постановку на воинский учет?
Чем грозит несвоевременная постановка на воинский учет?
Согласно ст. 21.5. Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины*, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания —
Согласно ст. 7 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» у важительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются:
заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.
Наша страничка в VK здесь=>>>
*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.
+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва) (режим работы 9:00-19:00, кроме праздничных дней и выходных)
ВНИМАНИЕ! КОНСУЛЬТАЦИИ ПЛАТНЫЕ, ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ! МЫ НЕ ПЕРЕЗВАНИВАЕМ НА СБРОШЕННЫЕ ЗВОНКИ! В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОЧНЫЙ ПРИЕМ В ОФИСЕ НЕ ВЕДЕТСЯ!
Задать вопрос военному юристу E-mail:[email protected]
Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерена военной службы, боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре
Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам. Спасибо!
Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место» . Такую награду получают организации, если пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!
Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!
© 2016 Юридическая компания «СТРАТЕГИЯ» Все права защищены.
Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?) Мы участвуем!