Счетная палата померила сиротские метры
Количество детей-сирот, которые имеют право на получение жилья, но не получили его, в России ежегодно растет, следует из отчета Счетной палаты, посвященного положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (есть у РБК).
За 2019 год число детей-сирот, у которых право на получение жилья возникло, но не реализовано, увеличилось. Если на 1 января 2019 года таких было около 175 тыс. человек, то на начало 2020 года — уже 191 тыс. Общая численность стоящих на учете на получение квартир за последние пять лет выросла почти на 50 тыс. человек, из них 68% — старше 18 лет.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с 14 лет попадают в очередь на жилье, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение постоянного жилья. Список детей-сирот, которым необходима жилплощадь, формируется с 2013 года. На момент начала 2020 года на учете стоят 279 тыс. детей-сирот, которые нуждаются в квартирах.
Недостаток финансирования и 20-летнее ожидание
Государственные аудиторы отмечают, что ежегодно на решение проблемы обеспечения детей-сирот жильем в консолидированных бюджетах регионов выделяется более 32 млрд руб. В 2019 году на эти цели за счет всех источников было направлено 39,2 млрд руб., в том числе из федерального бюджета — 7,4 млрд руб., из региональных — 31,8 млрд руб. Тем не менее этих средств недостаточно. По оценкам Счетной палаты, при таком объеме финансирования срок погашения «квартирной задолженности» перед детьми-сиротами составит не менее шести-семи лет.
Еще одна проблема заключается в том, что регионы к 1 декабря 2019 года освоили только 4,4 млрд руб. субсидии из госбюджета. А в пяти субъектах (Калмыкия, Саха, Северная Осетия — Алания, Астраханская и Курская области) ее исполнение составило 0%. Основные причины такого положения дел — длительность закупки жилья, нарушение застройщиками сроков контрактов, отсутствие на вторичном рынке достаточного числа благоустроенных квартир.
По расчетам аудиторов, в среднем срок ожидания квартир составляет семь лет. Однако в отдельных регионах он превышает 20 лет. Это относится к девяти регионам; к примеру, в Крыму срок составляет чуть более 20 лет, в Мордовии — 34 года, в Ингушетии — 47 лет, в Чеченской Республике — 49 лет.
Из-за долгого ожидания дети-сироты вынуждены получать жилье через суд, а в 12 регионах (Калининградской, Новгородской областях, Еврейской автономной области и др.) квартиры предоставляются только на основании судебных решений. В целом в 2018 году более 12 тыс. человек из 25 тыс., которым удалось получить жилье, сделали это через суд, согласно данным Счетной палаты.
Отсутствие предложений на рынке и пустующий фонд Минобороны
Еще одним обстоятельством, которое затрудняет для детей-сирот получение квартир, является отсутствие на рынке предложений, которые соответствовали бы необходимым требованиям. При этом большинство регионов формируют специальный жилой фонд, из которого помещения переходят детям-сиротам, приобретая квартиры на первичном и вторичном рынках жилья.
В 52 регионах существует практика, при которой власти компенсируют сиротам затраты за аренду жилья или предоставляют во временное пользование место в общежитии до момента получения основной квартиры. Однако всего по России подобную дополнительную поддержку получают лишь 8,5 тыс. сирот с правом получения жилья.
Госаудиторы отмечают, что в России есть свободный жилой фонд, который может быть использован для обеспечения квартирами детей-сирот. В частности, Счетная палата нашла 508 жилых помещений Минобороны, которые не используются ведомством.
В итоге Счетная палата считает, что невозможно говорить об эффективном выполнении органами власти обязательств по предоставлению жилья детям-сиротам. Ведомство отмечает, что ситуация практически не меняется с 2015 года. Кроме того, темпы предоставления квартир значительно ниже темпов роста количества детей-сирот.
Что предлагает Счетная палата
В декабре 2019 года тогдашний глава правительства Дмитрий Медведев дал поручение до 2025 года обеспечить жильем детей-сирот, тем самым ликвидировать «квартирную задолженность» перед ними. Для этого Счетная палата предлагает создать «дорожную карту», которая должна включить в себя:
- возможность обеспечить жильем детей-сирот с учетом их переезда в регион, в котором есть необходимое жилое помещение, социальная инфраструктура, а также возможность занятости;
- единые подходы при предоставлении временных жилых помещений или компенсации расходов на аренду квартиры до момента получения постоянного жилья;
- «социальный портрет» сироты в возрасте от 18 до 23 лет, который учитывал бы состав семьи, наличие детей и возможность переезда в другой регион;
- упрощение процедуры закупки жилья у физического лица;
- ответственность для должностных лиц при приобретении для детей-сирот жилья по завышенным ценам или некачественного;
- для сирот старше 23 лет возможность предоставления «жилищного сертификата», то есть средств, соразмерных стоимости квартиры.
Что делает Министерство просвещения
Заместитель министра просвещения Виктор Басюк, позиция которого приводится в бюллетене Счетной палаты, пояснил, что министерство уже разработало меры, направленные на улучшение ситуации с обеспечением жильем детей-сирот.
«Мы подготовили изменения в правила предоставления и распределения субсидий на предоставление жилых помещений детям-сиротам. В них будет установлен дополнительный критерий для отбора регионов на получение субсидий. Таким критерием станет наличие «дорожной карты», которая будет включать мероприятия по ликвидации до 2025 года накопившейся задолженности по обеспечению сирот старше 18 лет, которые включены в списки получения жилья на 1 января 2020 года», — пояснил Басюк.
Кроме того, министерство подготовило законопроект о внесении изменений в закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в котором предлагается исключить проживание детей-сирот в квартирах одновременно с людьми, лишенными родительских прав. Басюк также добавил, что Минпросвещения упростит процедуру закупки квартир у физических лиц.
Что предлагают делать эксперты
Отвечать за жилье для детей-сирот должно не Минпросвещения, а Министерство строительства, считает уполномоченный при президенте по правам ребенка Анна Кузнецова. «Ни для кого не секрет, в каком состоянии и какого качества порой сдают жилье для детей-сирот. Бывает, что им снова становится негде жить», — приводятся слова Кузнецовой в бюллетене Счетной палаты.
Сроки ожидания квартир более 20 лет могут быть сокращены в случае обращения в суд с требованием предоставить жилье, пояснил юрист благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Павел Денисов. «После подобных обращений судебные решения, например, в Республике Бурятия исполняются в среднем в течение двух лет, в Забайкальском крае — в течение трех-четырех лет», — приводит примеры Денисов.
По мнению председателя правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александра Спивака, основной проблемой в реализации гарантий обеспечения детей-сирот жильем является недостаток бюджетного финансирования. «При этом безусловное право выпускников на получение услуг постинтернатного сопровождения вне зависимости от наличия места жительства федеральным законодательством не закреплено. Осложняющим фактором выступает практика приобретения для выпускников рядом расположенного жилья в так называемых сиротских гетто», — считает он.
Какие есть льготы для сирот после 23 лет?
Льготы для сирот после 23 лет преимущественно ориентированы на натуральную форму помощи. Указанный возрастной порог считается переломным и лишает осиротевших детей социальных выплат, если речь не идет о наличии одновременно еще и статуса инвалида.
Кто получает статус
Дети, лишившиеся родителей по воле судьбы или случая, попадают под государственную защиту и признаются слабо защищенными категориями граждан, поскольку значительно возрастает риск нарушения их гражданских, конституционных и иных прав действиями третьих лиц.
Закон устанавливает основания, при наличии которых ребенок получает статус сироты или считается оставшимся без попечения родителей. Указанные категории несколько отличаются, но по большому счету влекут одни и те же правовые преференции и льготы.
Осиротевшими признаются дети, чьи законные представители (родители):
- Скончались;
- Погибли;
- По вердикту суда объявлены умершими;
- Пропали без вести;
Оставшимся без попечения родителей считается ребенок, чьи законные представители:
- Утратили родительские права;
- Имеют опасное заболевание, препятствующее совместному проживанию с ребенком;
- В результате медицинского освидетельствования признаны недееспособными;
- Имеют проблемы с законом и находятся в розыске;
- Пребывают в местах лишения свободы.
Чтобы обеспечить ребенку должное развитие и правильную социальную среду, после закрепления за ним статуса сироты, ему (одно из перечисленных):
- назначается опекун или попечитель (первый из названных – если ребенок младше 14 лет, второй – если возраст подопечного от 14 до 18 лет) из числа близких родственников;
- направляют в специализированное учреждение –детский дом для последующего проживания с вероятностью поиска новой семьи.
Дети младшего возраста и не достигшие совершеннолетия, имея статус сироты, получают государственные преференции:
- или пособия по утрате кормильца (последнее только при наличии у погибших(его) родителя(ей) страхового стажа);
- льготное питание при учебном заведении;
- право на помощь в натуральном виде: одежда, обувь, канцелярские принадлежности, необходимое оборудование;
- решение жилищных проблем (предоставление места в общежитии при ВУЗе, выделение социального жилья для постоянного проживания, помощь в оплате арендуемой жилплощади);
- предоставление бюджетного места или квоты при получении среднего или высшего образования;
- выплата единовременного пособия в размере до 24 тыс. рублей;
- бесплатное пользование муниципальным общественным транспортом;
- выделение путевок в летний лагерь или на санаторно-курортное лечение (при наличии каких-либо заболеваний);
- повышенные стипендиальные выплаты (величина стипендии осиротевших детей может быть выше базовой на 50%).
- Возможность получения 100% заработной платы в период прохождения практики на производстве, которая обязательна по программе профильного обучения.
Максимальный период предоставления большинства из указанных льгот – до наступления совершеннолетия ребенка-сироты, однако есть исключительные основания, наличие которых продлевает срок действия преференций – если осиротевшее лицо после окончания школы начинает профильное обучение по очной форме и не достигло 23-летнего возраста.
Льготы после 23 лет
О том, как получить льготы сироте после 23 лет повествует федеральный закон, специально ориентированный на меры социальной поддержки и предоставление гарантий для осиротевших детей и детей, оставшихся без попечения родителей.
Даже после достижения 23-летнего возраста список льгот, действующий в отношении сирот, достаточно обширен и представлен следующими преференциями:
Обеспечение жильем на безвозмездных началах
Дети, содержавшиеся в специализированных учреждениях или пребывавшие на попечении у близких родственников и не имеющие собственного жилого помещения, имеют право на получение жилья от государства.
Как правило, после достижения возраста 14 лет осиротевшего ребенка зачисляют в очередь на получение жилплощади из резервов муниципалитета или федерации. Однако происходит это только при соблюдении главного правила – отсутствие в собственности ребенка какой-либо пригодной для проживания жилой недвижимости.
На практике встречаются случаи, когда ввиду юридической неграмотности и слабой работы компетентных государственных органов по разъяснению сиротам их государственных гарантий и мер социальной поддержки, указанные носители льгот вообще не подозревают о возможности стать собственниками квартиры или дома в качестве безвозмездной помощи, поэтому самостоятельно не предпринимают никаких действий и заблаговременно не подают заявление о постановке на соответствующий учет.
Закон указывает, что для получения собственного недвижимого объекта из жилфонда государства, осиротевший ребенок должен быть поставлен на учет в период до 23 летнего возраста.
Однако права детей сирот на получение жилья после 23 лет могут быть оспорены в судебном порядке и восстановлены при наличии уважительных причин:
- Опекуны или попечители осиротевшего ребенка своевременно не предприняли мер по постановке своего подопечного на учет;
- Представители уполномоченного государственного органа самовольно сняли сироту с учета при отсутствии на то законных оснований;
- Сотрудники органа опеки и попечительства пренебрегали обязанностями по разъяснению сиротам их прав в области жилищного законодательства, ввиду чего ребенок абсолютно не знал о полагающихся преференциях;
- Сирота находился на службе по контракту на отдаленных территориях;
- Носитель льготы пребывал на длительном стационарном лечении или по состоянию здоровья физически не мог обратиться в компетентный гос. орган, ввиду чего пропустил допустимый для постановки на учет срок.
Все вышеперечисленные основания восстановления прав на выделение жилья ребенку-сироте старше 23 лет должны объективно свидетельствовать о том, что:
- Лицо не знало о своих правах или физически не могло ими воспользоваться;
- Органы публичной власти не исполнили свой долг и не уведомили о наличии у ребенка преференции;
- Ребенок не имеет собственной жилплощади;
- Опекуны и попечители полностью бездействовали и препятствовали получению жилого объекта.
Согласно правоприменительной практике, дети-сироты старше 23 лет, упустившие возможность встать на учет в период, установленный законом, все же могут претендовать на государственную квартиру/дом, если будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по одному из следующих оснований:
- Проживание в квартире с лицом, имеющим опасное хроническое заболевание;
- Жилплощадь не соответствует нормам проживания: не соблюдено количество квадратных метров на каждого сожителя; нарушены санитарные нормы; жилье признано ветхим или аварийным.
Выделение сироте жилплощади возможно при предоставлении следующего объема бумаг:
- Паспорт;
- Справка, подтверждающая статус сироты;
- Свидетельство о браке (при наличии);
- Заявление о постановке на учет;
- Заявление о выделении из соответствующего жилфонда квартиры на имя сироты;
- Справка, указывающая на количество членов семьи;
- Документы, подтверждающие отсутствие в собственности какого-либо жилого объекта или его несоответствие действующим жилищным нормам;
- Документы, подтверждающие наличие уважительных оснований пропуска срока постановки на учет до наступления 23 лет:
- Медицинские выписки и эпикризы о болезни;
- Акты, приказы, контракты, указывающие на прохождение службы в ВС РФ;
- Иная доказательственная база, подтверждающая препятствование в постановке на учет/бездействие сотрудников органов соц. защиты или попечителей.
Бюджетное место в магистратуре
Если осиротевший ребенок, окончивший специалитет или бакалавриат, решает продолжить научную деятельность в магистратуре, он может претендовать на бюджетное место и после достижения возрастного порога в 23 года.
Гранит науки в магистратуре будет бесплатным, если студент со статусом сирота сумеет успешно пройти вступительные экзаменационные задания и набрать минимальное количество баллов, требуемое для зачисления на обусловленный поток образовательного учреждения.
Трудоустройство
В случае поступления сироты в штат сотрудников муниципального или частного коммерческого предприятия сразу после окончания профильного учебного заведения, государство готово обеспечить его некоторыми необходимыми вещами, перечисленными в специальном правительственном перечне, но только на период трудоустройства.
Если гражданин из указанной категории льготников не может самостоятельно найти место работы, он вправе обратиться в центр занятости населения, который поспособствует розыску подходящего трудового поприща в соответствии с профпригодностью сироты или обеспечит его пособием по безработице.
Льготный проезд
Освоение профессии в учебном заведении может происходить более длительный период, когда ребенок-сирота уже станет старше 23 лет. На этот случай меры социальной поддержки гарантируют детям, оставшимся без внимания и попечения родителей, право на бесплатный проезд общественным транспортом из числа муниципальных перевозчиков.
Если профильное образовательное учреждение находится вдали от места постоянного проживания осиротевшего студента, то единожды в год он вправе получить компенсацию затрат на проезд в оба конца пути.
Пользование коммерческим транспортом – такси и маршрутные автобусы, осуществляется сиротой из собственных финансовых резервов.
Что нужно знать о праве сирот на жилье
По закону право на жилье имеют те, у кого есть статус «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей», а также те, кто имел такой статус до 18 лет (в законе они называются «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Сироты имеют право на получение жилья в следующих случаях:
- если у них нет в собственности жилого помещения;
- если они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя муниципального жилья;
- если в отношении имеющегося жилья установлен факт невозможности проживания.
Если у вас эти условия соблюдены, вы имеете имеете такое право.
Для получения жилья нужно до 23-х лет встать на учет сирот, нуждающихся в жилье.
Кто считается «ребенком-сиротой» и «ребенком, оставшимся без попечения родителей»?
Дети-сироты – это те дети, у которых в возрасте до 18 лет умерли оба или единственный родитель.
К категории «дети, оставшиеся без попечения родителей» относятся те, кто в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:
- отсутствием родителей
- лишением их родительских прав,
- ограничением их в родительских правах,
- признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях,
- объявлением их умершими,
- отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы,
- нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
- уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
- отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считаются те, кто в возрасте до 18 лет имел статус «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей».
Можно ли получить жилье после 23-х лет?
Если вы состоите на учете сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, то вам нужно обратиться за жильем.
Если вы старше 23-х лет и не состоите на учете, ваше право на жилье придется доказывать через суд. Это сложный процесс и мы рекомендуем вам обратиться за помощью квалифицированного юриста в вашем регионе.
Посмотрите другие памятки:
- Общая информация
© Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал», 2021
При использовании материалов сайта просим ставить указывать в качестве источника pravasirot.ru. При копировании и воспроизведении в Интернете обязательна активная гиперссылка.
Сайт поддерживается в рамках проект «Правовая помощь «Правовая помощь выпускникам детских домов». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство»
Рязанское общество «Мемориал», которое поддерживает этот сайт, внесено Министерством юстиции РФ в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функцию иностранного агента». По нашему мнению, это решение противоречит Конституции. Мы обжалуем его в суде.
Какие льготы (выплаты) сиротам после 23 лет в 2021 году
Слово «сирота» произошло от схожего славянского прилагательного, и означает «безродный», «одинокий». Данное значение с течением времени не утратилось. И в современном русск. языке говоря «сирота», подразумевают одиночество, а также осиротелых, бедных людей.
На сегодня обычно сиротами называют детей, не достигших 18 л., которые по тем либо иным причинам остались без родителей. При этом круглым сиротой называют несовершеннолетнего ребенка, лишившегося двух либо единственного родителя, а полусиротой – если он лишился только одного родителя. Причины сиротства могут быть разными. Среди них выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся:
- отказ от ребенка (обычно еще в роддоме);
- отказ от ребенка приемных родителей либо опекунов, патронатных воспитателей (что подразумевает «вторичное сиротство»);
- лишение родит. прав;
- родители признаны безвестно отсутствующими либо недееспособными;
- смерть родителей.
Принято считать, что основная причина сиротства носит экономический характер: тяжелое материальное положение семьи, асоциальный, антиморальный образ жизни родителей (несоответствующий общественной морали и нормам поведения).
Как бы там ни было, ребенок, который остался один, без родителей, нуждается в поддержке и защите. Сирота находится под защитой государства, которое проявляет заботу о нем, предоставляя ему различные гарантии и меры соцподдержки.
Законодательство о правах и льготах сиротам
Правовая база, регулирующая вопросы, связанные с реализацией законных прав и гарантий сирот, довольно обширна. Она включает как минимум СК РФ, ЖК РФ, а также ряд федеральных законодательных актов.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ № 159 от 21.12.1996 различают несколько категорий детей-сирот, а именно:
- Дети-сироты до 18 л., у которых родители умерли (оба либо единствен. родитель).
- Дети без попечения тоже до 18 л. (т. е. остались без попечения по причине лишения родит. прав, из-за признания недееспособным, безвестно отсутствующим и по др. обстоятельствам).
- Дети без попечения от 18 до 23 л. (в том числе, если один либо единствен. родитель умер, когда им еще не было 18 л.).
- Граждане от 18 до 23 л., потерявшие во время обучения одного либо единствен. родителя.
Все перечисленные категории граждан имеют право на дополнит. гарантии и соцподдержку, предусмотренные этим же законом.
Льготы, предоставляемые сиротам на территории РФ
Список льгот, которые полагаются сиротам, зависит от их возраста. Для несовершеннолетних сирот это будут одни виды льготы, а для тех, кому уже исполнилось 23 г., – другие. Чтобы создать несовершеннолетнему сироте необходимые условия для развития его отправляют в детдом либо назначают опекуна (ребенку до 14 л.) либо попечителя (ребенку от 14 до 18 л.).
Несовершеннолетним сиротам, находящимся в детдомах и иных аналогичных организациях, могут выплачиваться соцпособия, алименты, пенсии, прочие соцвыплаты. Также в период пребывания в подобных организациях за ними сохраняется право собственности на квартиру, на пользование ей, а при отсутствии таковой – на получение жилья согласно ЖК РФ.
Перечень основных доп. гарантий сиротам, детям без попечения определяет ст. 5, 7, 8, 9 ФЗ РФ № 159 от 21.12.1996. Среди них предусмотрено право на бюджетное (бесплатное) образование, льготное медицинское обслуживание, получение жилья по договору найма (если проживание в помещении, которое они раньше занимали, становится невозможным).
Так, к примеру, несовершеннолетним сиротам выплачивают госпособие по потере кормильца. Обучающимся предоставляется бесплатно: питание, одежда, обувь, инвентарь, канцелярские принадлежности, назначают стипендии в повышенном размере. По медицинской части предусмотрена выдача льготных путевок в летние лагеря и российские здравницы (при наличии мед. показаний) с оплатой проезда в одну и другую сторону. Если путевка на лечение и проезд оплачены за счет личных средств приемных родителей (а также опекунов либо попечителей), данные траты возмещаются.
Как установлено, эти и иные положенные льготы предоставляются сироте до наступления совершеннолетия. Но в ситуации, когда сирота, окончив школу, продолжает обучение на очном отделении образовательной организации, данные льготы предоставляются до того момента, как ему исполнится 23 г. Далее перечень льгот меняется.
Перечень основных льгот, предоставляемых сиротам, достигшим 23 л.
Меры соцподдержки, которые назначаются сиротам после 23 л., по большей части связаны с учебой, трудоустройством, льготным проездом. Основной перечень мер соцподдержки обозначен ФЗ РФ № 159 от 21.12.1996 г.
Между тем за ними сохраняется право на получение безмездного жилья, которое выделяется на определенных условиях. На уровне субъектов РФ помимо прочего им устанавливают местные соцвыплаты, иные виды мат. поддержки.
Предоставление бюджетных мест для обучения в ВУЗах, на получение еще одного среднего профобразования, прохождение профподготовки (очно, однократно, бесплатно);
пособие для покупки учебников и канцтоваров;
бесплатное питание, безмездное обеспечение одеждой, обувью, нужным оборудованием, инвентарем либо выплата компенсации вместо этого;
иногородним студентам раз в год предоставляется бесплатный проезд в одну и другую сторону (до учебы и обратно домой);
Важно! Вопросы, связанные со льготным проездом учащихся, регулируются законами субъектов РФ
бесплатная мед. помощь в гос. медорганизациях;
Как принято, постановка на учет для получения безмездного жилья осуществляется до 23 л.
Но не исключаются ситуации, при которых это не происходит. Например, из-за бездействия попечителя (опекуна), полномочных органов, а также из-за его незнания о своем праве. Тогда говорят о возможности восстановления такого права.
Дополнительные гарантии и права предусмотрены и неработающим сиротам. Те из них, кто еще не работал, и впервые признан центром занятости безработным, выплачивается не только пособие по безработице, но и стипендия, если сирота учится па направлению, выданному ему центром занятости.
В случае увольнения сироты по сокращению либо по причине ликвидации организации наниматель обязан организовать его профобучение за счет своих средств с обеспечением последующего трудоустройства (у этого либо иного нанимателя).
Пример 1. Дополнительное льготирование сиротам, имеющим регистрацию на территории Москвы
Доп. гарантии и соцподдержка сиротам предоставляются согласно действующим федеральным законам и соответствующим нормативным актам субъектов РФ. В Москве таким правовым документом является Закон г. Москвы № 61 от 30.11.2005.
Столичные льготы предназначены только для тех сирот, которые имеют московскую прописку, т. е. являются жителями Москвы. Следует заметить, что отчасти они соответствуют тем, которые предусматривает ФЗ РФ № 159, но и имеют существенные отличия.
Так, сироты, закончившие школу, до поступления в СУЗ либо ВУЗ, могут бесплатно учится на подготовительных курсах. Причем они могут воспользоваться правом на получение 1, 2 начального профобразования в московских учреждениях образования.
Обучающимся предусмотрены разные виды выплат: стипендия (на 50% больше, чем обычная), 100% заработка за период прохождения практики во время обучения, а также ежегодное пособие на учебники и канцтовары (сумма стипендии за три месяца). Пособие выплачивают на протяжении 30 дн. с начала учебного года. Московским выпускникам полагается на безмездной основе одежда, обувь, оборудование (либо компенсация вместо этого), а также разовое пособие. Так же, как и ФЗ РФ № 159, Закон г. Москвы № 61 во время академотпуска сохраняет за сиротой гособеспечение, соцстипендию. Данные перечисленные гарантии распространяются на обучающихся сирот, которым исполнилось 23 г., при условии, что они учатся очно в гос. образовательных учреждениях.
По медицинской части для сирот, которые живут в Москве, предусмотрена диспансеризация, оздоровление, безмездное мед. обслуживание и оперативное лечение в московских клиниках, мед. учреждениях, бесплатные мед. препараты по рецептам. Помимо этого им выделяют льготные путевки в студ. лагеря на оздоровление, российские здравницы (по врачебным показаниям) и полностью оплачивают проезд к месту назначения и обратно и др. С полным перечнем льгот можно ознакомиться в Законе № 61.
Распространенные ошибки сирот при получении льгот
Ошибка 1. Юридическая помощь сиротам оказывается на бесплатной основе. Она включает: письменное (устное) консультирование правового характера, представление интересов сирот в различных гос. и муниципальных органах (а также судах), помощь в составлении жалоб, заявлений, прочих правовых документов. Право на получение бесплатной юр. помощи закреплено ФЗ РФ № 324 от 21.11.2011.
Ошибка 2. Следует обратить внимание на тот факт, что все положенные обучающемуся сироте льготы предоставляются ему только при условии, что он получает первое образование, а учится на очном отделении.
Поэтому, если, к примеру, он уже отучился и имеет один диплом, то при получении второго высшего образования былые льготы, которые ему предоставляли при получении первого, уже не полагаются.
Ответы на часто задаваемые вопросы
Вопрос №1: Как получить квартиру сироте, которому еще не исполнилось 23 г.?
Порядок предоставления жилья для всех сирот одинаков. Следует писать заявление, собирать документы и подавать их в полномочный орган исполнит. власти соответствующего субъекта РФ. Это необходимо для того, чтобы заявителя включили список сирот, которых нужно обеспечить жильем.
При этом следует учесть следующее. Во-первых, в список включают нуждающихся сирот еще до достижения ими 14 л. либо до 18 лет. Как принято, от лица сироты действует его законный представитель, который подает документы, выполняет иные необходимые действия. Основание, порядок формирования списка обусловлены положениями ПП РФ № 397 от 04.04.2021. Во-вторых, если сирота достиг совершеннолетия, но правом на обеспечение жильем по каким-то обоснованным причинам не воспользовался, то тогда он может попытаться восстановить свое право судебным порядком (зависит от причины, по которой был пропущен срок).
Вопрос №2: В каком размере сироте выплачивается пособие на покупку литературы и канцелярских товаров?
Сумму пособия, как, собственно и порядок его выплаты, устанавливается на местном уровне, т. е. законами субъектов РФ.
Как сироте встать на жилищный учет после 23 лет 3551
Ирина Ободоева в двухлетнем возрасте осталась сиротой, ее воспитывала бабушка. До 23 лет попечитель либо сама сирота должны были подать документы для включения в список детей-сирот, чтобы по достижении совершеннолетия получить жилье. Но о праве на жилье Ирина узнала уже повзрослев. Попыталась наверстать упущенное, но получила отказ.
– Шесть лет назад, когда мне было 32 года, я обратилась в органы опеки и попечительства с заявлением о включении в список на получение жилья. Мне дали официальный отказ, заявив, что сроки упущены – нужно было это сделать до 23 лет. То же самое ответили и в суде, – рассказала Ирина Ободоева.
С этой проблемой женщина пришла в бурятский Центр защиты прав граждан. Правозащитники успокоили – законодательство изменилось и теперь встать на учет можно без проблем.
– Дети-сироты, достигшие 23 летнего возраста, не утрачивают право на получение жилья от государства. Ранее сироты, которые не встали на учет до достижения 23 лет, могли претендовать на предоставление жилья, только доказав суду, что у них были уважительные причины, по которым вовремя не были поданы документы для постановки на учет. С принятием Постановления Правительства РФ от 4 апреля 2019 года № 397 (вступившим в силу с 18 апреля 2019 года) правила изменились – пропустившие срок подачи документов уже повзрослевшие сироты получили возможность подать заявление на включение в список без обращения в суд и объяснения причин пропуска срока подачи документов, – пояснил руководитель Центра защиты прав граждан в Улан-Удэ Баир Зандеев.
Правозащитники помогли Ирине составить заявление о включении в список детей-сирот, которые достигли возраста 23 лет и подлежат обеспечению жилыми помещениями. Администрация Советского района вынесла распоряжение о включении в список.
Центр защиты прав граждан – неполитический проект партии «Справедливая Россия», который поддержал Президент России Владимир Путин. Задача центров – научить граждан защищать свои права и заставить власть исполнять законы. Первые Центры появились в 2015 году. Сегодня в 73 регионах России открыты 82 приемные. Узнать адрес ближайшего Центра можно по ссылке.
Как сироте получить бесплатное жилье от государства
1. Главное условие предоставления квартиры от государства – у сироты не должно быть жилья (ни в собственности, ни в соцнайме). Исключение – если органы власти признали, что проживание в таком жилье невозможно, например, квартира не соответствует санитарным требованиям, либо на каждого проживающего приходится квадратных метров меньше социальной нормы.
2. Квартиру сирота сможет получить только после достижения совершеннолетия. Можно и раньше, если сирота признан судом дееспособным до достижения 18 лет. Подать заявление, по общему правилу, нужно до 23 лет.
Но есть и отсрочки, дающие основание выдать квартиру позже совершеннолетия. Если на момент достижения 18 лет ребенок-сирота учится в вузе, проходит службу в армии, отбывает наказание в воспитательной колонии, то ключи от квартиры он получит после окончания учебы/службы или отбытия наказания, даже если к этому моменту ему будет больше 23 лет.
Важно! Если сироте уже больше 23 лет, но по каким-то причинам он не включен в список, нужно обратиться с заявлением в жилищный орган при местной администрации о постановке на учет. Отказать сироте не имеют права. Причина, по которой сироту старше 23 лет не поставили на жилищный учет, правового значения не имеет. Эта позиция находит подтверждение в судебной практике, например, в определении Свердловского областного суда от 25.01.2011 г. № 33-803/2011, в кассационном определении Пермского краевого суда от 30.05.2011 г. № 33-5189/, апелляционным определением Саратовского областного суда от 04.06.2019 г. № 33-4187.
Порядок получения жилья
Обеспечение жильем сирот осуществляется за счет специализированного фонда, создаваемого на местах. Жилье детям-сиротам, как правило, выдает администрация муниципального образования.
Местные власти формируют списки сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В этот список дети включаются специальным актом-распоряжением (если нет препятствий для предоставления жилья).
1. В течение трех месяцев со дня достижения 14-летнего возраста законные представители (администрация детского дома или опекуны) сироты подают заявление о включении его в список. Если они не сделали этого, то заявление о включении в список детей-сирот подают органы опеки и попечительства. Сделать это они обязаны не позднее 30 дней после истечения срока, установленного для обращения законных представителей.
Важно! Если до достижения 18 лет сироту не включили в список, то он обращается в администрацию самостоятельно.
2. Не позднее 60 рабочих дней с момента подачи заявления местные власти выносят акт-распоряжение о включении сироты в список (или выносят решение об отказе).
3. Местные власти, учитывая сколько сирот включено в список, готовят программу по обеспечению их жильем на каждый год.