Возможно ли улучшение условий при сносе пятиэтажки?
Для улучшения жилищных условий при сносе жилья необходимо стоять на очереди на улучшение жилищный условий.
Для постановки на учет необходимо быть малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).
Учетная норма площади жилого помещения — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Устанавливается данная норма органом местного самоуправления (ч. 4–5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ).
Постановка на учет в качестве нуждающегося возможна при обеспечении общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ).
При наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Следует обратить внимание, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещения не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (ст. 53 ЖК РФ).
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регулируется Законом городом Москвы от 25.01.2006 № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Статья 2 данного закона определяет, что малоимущими гражданами признаются жители г. Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. Расчетный период устанавливается Правительством Москвы не чаще одного раза в год и не может превышать 20 лет (ст. 3 указанного закона).
Учетная норма устанавливается Законом города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и составляет 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир для каждого члена семьи заявителя, при этом учитывает суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования, либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
С учетом изложенной информации можно признать отца и мать, вас с женой и дочерью, семью брата с женой и ребенком – разными семьями, и тогда учетная норма будет рассчитываться исходя из права собственности только вашей семьи, без учета прав собственности отца. Однако с учетом права собственности на 1/3 доли в квартире жены ваша семья, скорее всего, не будет признана нуждающейся. Указанный расчет в 8,74 кв.м. не учитывает площадь иных жилых помещений в собственности, поэтому не верен. Действия, влекущие ухудшение жилищных условий (например, отчуждение недвижимости, расторжение брака), которые влекут ограничение по сроку постановки на учет в пять лет, и действия, не влекущие ограничения по сроку постановки на учет (например, вселение несовершеннолетних детей по месту жительства родителей) изложены в ст. 10 Закона города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения». Поэтому любые действия по отчуждению недвижимости не повлекут за собой благоприятных последствий в виде постановки на учет.
На основании представленной информации и действующего законодательства оснований для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий за счет государственного или муниципального фонда нет.
Срок владения недвижимостью перешедшей в собственность граждан при переселении из ветхого жилья
Срок владения недвижимостью перешедшей в собственность граждан при переселении из ветхого жилья, считается с момента возникновения права собственности на полученное жильё, а не с момента возникновения права собственности на жильё пошедшее под снос. Об этом сказано в Письме Минфина РФ от 17 октября 2012 г. N 03-04-05/10-1199.
Текст Письма:
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 октября 2012 г. N 03-04-05/10-1199 О получении имущественного налогового вычета по НДФЛ при продаже и покупке квартиры
26 декабря 2012
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в суммах, полученных им в налоговом периоде от продажи, в частности, квартир, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 рублей.
Из обращения следует, что в порядке компенсации за снос жилого помещения в 2007 году налогоплательщику по договору краткосрочного найма в пользование была предоставлена новая квартира. Свидетельство о регистрации права собственности на данную квартиру было получено в феврале 2011 года. В июне 2011 года квартира была продана.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Гражданский кодекс) гражданские права возникают, в частности, из договоров, предусмотренных законом, а также из договоров, не противоречащих ему. Право на имущество, включая квартиру, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
В силу статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав.
На основании статьи 131 Гражданского кодекса право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Между налогоплательщиком и Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы был заключен договор краткосрочного найма жилого помещения от 09.04.2007 года, срок действия которого устанавливается до момента государственной регистрации договора мены или иного договора по переходу права собственности на данное жилое помещение в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве. Согласно пункту 1 статьи 671 Гражданского кодекса наниматель временно осуществляет только права владения и пользования помещением, тогда как право собственности на помещение сохраняется за собственником.
Учитывая изложенное, срок владения новой квартирой для целей определения размера предоставляемого имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса, исчисляется с даты государственной регистрации права собственности на новую квартиру.
В рассматриваемом случае при продаже квартиры, находившейся в собственности налогоплательщика менее трех лет, имущественный налоговый вычет может быть предоставлен в размере не более 1 000 000 руб.
Вместо использования права на получение имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
Поскольку новая квартира получена налогоплательщиком взамен его прежней квартиры, в качестве расходов, связанных с получением доходов от продажи квартиры, возможно учитывать расходы по приобретению жилой площади в снесённом доме.
Одновременно сообщаем, если налогоплательщик считает, что его права в части сроков оформления квартиры в собственность были нарушены, он может обратиться в суд.
Заместитель директора Департамента С.В. Разгулин
Они там чего-то попутали однозначно. Что собственность с момента регистрации это понятно, но одновременно есть норма закона ст.220 НК РФ, п.1. пп.2, об изъятии собственности на участок и имущество для муниципальных и государственных нужд и налоговой льготе в размере его выкупной цены. Снос дома, это изъятие, участок используется муниципалитетом для строительства новых объектов инфраструктуры. При сносе дома и выдаче жилья взамен утраченного, производится оценка отбираемого жилья, и на основании этой оценки выдаётся новое жильё. Минуя собственника, расчеты по сделкам производит муниципалитет, и у него должна быть информация о стоимости приобретенного на товарища объекта. И следовательно, налог может исчисляться с разницы в сумме продажи и сумме покупки этого нового объекта (хоть деньги и не шли напрямую через покупателя-продавца ветхого жилья, а перечислялись через организации сторон сделки). Поэтому схема такова. Гражданин оформляет имущественный налоговый вычет по объекту ветхого жилья в размере его выкупной цены, и заявляет разницу с суммы продажи нового объекта и его стоимости при покупке (возможно она равна сумме продажи квартиры в снесенном доме, возможно и больше (гражданам в таких случаях полагается ещё компенсация за неудобства)).
Но вот писать что разница должна измеряться суммой продажи нового дома и ПОКУПКОЙ! старого — это нонсенс, работающий на дурака. Ибо мы все помним по какой цене приобретались ранее объекты недвижимости в нотариальных договорах, (по инвентаризационной), да и какое старая квартира может иметь отношение к новому объекту? Как разницу с потолка привязать к двум объектам, это пожалуйста, а как сроки объединить с ними же, так и нет такой нормы.
А почему нет? В реновации же ее прописали в поправках, а здесь та же тема, только называется по-модному. )
Права собственника при сносе и переселении пятиэтажки
Статистика свидетельствует о том, что около 77% жителей Москвы желают улучшить свои жилищные условия. Из них порядка 25% признаны государством «нуждающимися в улучшении жилищных условий». Что же реально делает государство, чтобы обеспечить эту категорию москвичей жильем? А что делать семьям, официально не признанным в качестве «нуждающихся», но на самом деле ощущающим нехватку жилплощади? Как вообще обстоит в Москве дело с обеспечением граждан жильем? Одним из способов решения этой задачи правительство Москвы видит в реконструкции и сносе ветхого, аварийного жилья, пятиэтажек и переселении москвичей из малогабаритных квартир «хрущевок» в новые дома. Начало массовой реконструкции панельного 5-этажного и ветхого жилищного фонда г. Москвы было положено в 1995 году Постановлением Правительства Москвы от 24.10.95 N 876 «О ходе реализации программы комплексной реконструкции массовой жилой застройки первого периода индустриального домостроения на период до 2000 года». В 2002 году вышло Постановление Правительства Москвы «Об утверждении программы жилищного строительства по городскому заказу до 2005 года и о заданиях по жилищному строительству на период до 2010 года». Это Постановление выделило в качестве приоритетной задачи при реализации инвестиционных строительных программ Москвы реконструкцию пятиэтажного и ветхого жилищного фонда. Кроме того, Правительство Москвы разработало Концепцию жилищного строительства по городскому заказу в Москве, которое включает в себя следующие направления: — строительство жилья для очередников г. Москвы, нуждающихся в улучшении жилищных условий; — строительство жилья для переселения жителей из сносимого пятиэтажного, ветхого и аварийного жилищного фонда; — строительство жилья для реализации городских социальных программ жилищного строительства: по программе «Молодой семье — доступное жилье», для военнослужащих по государственным жилищным сертификатам с последующей компенсацией средств бюджета г. Москвы средствами федерального бюджета, с использованием механизмов ипотечного кредитования, продажи жилья в рассрочку очередникам г. Москвы, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Эти официальные документы наряду с федеральными нормативными актами регламентируют порядок предоставления жилья жителям сносимого и реконструируемого пятиэтажного фонда в городе Москве. Но люди, сталкивающиеся с проблемой переселения из пятиэтажек, нечасто интересуются правовыми актами. Их волнуют конкретные ситуации, в которых они оказываются: на что они могут рассчитывать при получении нового жилья, что они теряют или наоборот — насколько выгодным оказывается такое переселение. Рассмотрим несколько общих случаев переселения граждан из сносимого дома. 1. Неприватизированная (муниципальная) квартира. В данном случае мы должны руководствоваться в первую очередь Жилищным кодексом РСФСР (российские законодатели уже поняли необходимость принятия нового Жилищного кодекса РФ, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, а пока действует кодекс, принятый еще в 1983 году, с внесенными в него поправками). Статья 91 данного кодекса говорит о том, что гражданам, выселяемым из дома, подлежащего сносу, должно быть предоставлено другое благоустроенное жилье. Что представляет собой благоустроенное помещение? Эта квартира должна находиться в черте данного населенного пункта, размером быть не меньше ранее занимаемой и установленной нормы жилой площади, отвечать санитарным и техническим требованиям, при предоставлении благоустроенного жилья не допускается заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов. Важное уточнение при определении благоустроенного жилья содержит статья 96 Кодекса: если наниматель занимал отдельную квартиру или более одной комнаты, ему соответственно должна быть предоставлена отдельная квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат. Кроме того, при предоставлении жилья должно учитываться состояние здоровья выселяемых граждан и другие заслуживающие внимания обстоятельства (например, проживание в одной квартире отдельных семей). Новое жилье должно быть предоставлено с учетом установленной законом нормы жилого помещения. Сегодня эта норма составляет 18 кв.м общей площади и не менее 10 кв.м жилой площади на человека. Жилищный кодекс устанавливает общие правила предоставления жилья гражданам, выселяемым из сносимых домов. А Закон г. Москвы от 9 сентября 1998 г. N 21-73 «О гарантиях города Москвы лицам, освобождающим жилые помещения» уточняет порядок предоставления жилья и регламентирует его в столице. Согласно статье 9 этого Закона переселение граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма (это значит из неприватизированных квартир), осуществляется с их согласия путем предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Выселяемым жильцам сносимого дома должно быть предоставлено муниципальное жилье в виде отдельных квартир в пределах города. Семьям, стоящим в очереди на жилье новая квартира должна быть предоставлена согласно установленным нормам жилья на человека с учетом численности семьи. Если в семье имеются граждане, имеющие право на дополнительную жилплощадь, то это также учитывается при предоставлении новой квартиры. У некоторых людей возникает вопрос: на что можно рассчитывать, если площадь квартиры в сносимом доме больше установленной законом нормы жилья? Например, живет одинокая бабушка в 62-х метровой 3-х комнатной квартире в идущей под снос «хрущевке». Закон г. Москвы устанавливает, что в этом случае наниматель должен получить квартиру площадью опять-таки не менее установленной социальной нормы на одного человека. Но кто даст больше? Поэтому совет один — приватизировать такую квартиру. Еще один часто задаваемый вопрос — кто может претендовать на получение отдельных квартир? Отдельные квартиры могут быть предоставлены семьям, ведущим раздельное хозяйство и имеющим самостоятельный бюджет. Все это необходимо будет доказать в государственных органах, предоставляющих жилье. В крайнем случае — в суде. Один из способов доказательства — раздельный лицевой счет. Вернемся к началу рассматриваемой статьи. Переселение граждан, занимающих жилые помещения по договору социального найма, осуществляется с их согласия. Действительно, жителям сносимых домов должен быть предоставлен какой-то выбор нового жилья. Но злоупотреблять этим правом выбора не стоит, так как Распоряжением Правительства Москвы «О мерах по ускорению оформления документов гражданам, отселяемых из сносимых домов» установлен недельный срок для направления в суд искового заявления со стороны Департамента муниципального жилья и жилищной политики о выселении граждан, неоднократно необоснованно отказавшихся от предоставляемых новых квартир взамен сносимых. При отказе от предоставленного жилого помещения в жилищном фонде социального использования нанимателю по соглашению сторон может быть предоставлена субсидия на приобретение жилого помещения. Размер субсидии равен нормативной стоимости жилого помещения, предоставляемого в социальном жилищном фонде. Законом предусмотрена дополнительная гарантия гражданам, получившим такую субсидию в виде преимущественного права покупки новой квартиры в районе сносимого дома при наличии таковой у лица, производящего отселение и снос. 2. Квартира, находящаяся в собственности. Для начала опять обратимся к Жилищному Кодексу РСФСР. Статья 49.3 устанавливает общий принцип обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир, в связи со сносом дома. Если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежит сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир, с их согласия предоставляется равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома. Замечу, что формулировка «благоустроенное жилое помещение» в данном случае отсутствует. Это означает, что правила предоставления нового жилья собственникам и несобственникам квартир различны. Для собственников квартир ключевым является слово «равноценное». В отношении собственников квартир не действует правило о предоставлении жилого помещения в пределах нормы жилья, установленной законом. Невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола старше 9 лет (кроме супругов) также относится только к нанимателям квартир. Жилье, предоставляемое выселяемому собственнику должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и находиться в черте города. На что же могут рассчитывать собственники квартир? Собственникам, освобождающим жилые помещения, предоставляется предварительное и равноценное возмещение. Возмещение (компенсация) собственнику, освобождающему жилое помещение, предоставляется по его выбору в денежной или натуральной форме, т.е. в виде другого жилья. Размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать сумме рыночной стоимости освобождаемой собственником и членами его семьи квартиры. Эти деньги имеют целевое назначение и могут быть использованы только для покупки другой квартиры. Они перечисляются собственнику в безналичной форме на целевой банковский счет. Оценка рыночной стоимости освобождаемой и получаемой новой квартир производится по единому стандарту оценки, утвержденному законом, по инициативе одной из сторон профессиональными оценщиками за счет отселяющего лица. Споры, возникающие в связи с произведенной оценкой рыночной стоимости жилого помещения, а также в связи с установленным размером возмещения (компенсации) решаются в судебном порядке. Судебный порядок предусмотрен также и для решения ситуаций, когда собственник квартиры по каким-либо причинам отказывается от предоставляемых ему на выбор другой квартиры или денежного возмещения (компенсации). Если же собственник отказывается от квартиры, которая предоставляется ему в собственность, он имеет право на получение квартиры по договору социального найма. Это может быть интересно людям, еще не воспользовавшимся правом бесплатной приватизации жилья. Напомню, это право может быть использовано совершеннолетними гражданами только один раз. Собственники квартир зачастую могут являться нуждающимися в улучшении жилищных условий. В таком случае с согласия собственника ему предоставляется жилье в домах типовых серий в районах массовой застройки или безвозмездная субсидия в размере нормативной стоимости жилого помещения. Но для этого нужно официально стать «нуждающимся в улучшении жилищных условий», то есть встать в очередь на получение жилья. Огорчу тех, кто собирается купить маленькую квартирку в «хрущевке», готовящейся к сносу и зарегистрироваться там со всей своей многочисленной родней. В этом случае семья считается сознательно ухудшившей свои жилищные условия и не подлежит постановке на учет в течение 5 лет. Также как и нанимателям, собственникам квартир Закон дает дополнительные гарантии в виде преимущественного права покупки нового жилья в районе сносимого дома (при наличии его у отселяющего лица). Кроме того, только собственники, получившие денежное возмещение (компенсацию) имеют преимущественное право инвестирования в строительство нового дома на месте сносимого. При этом условия долевого инвестирования, устанавливаемые для лиц, освобождающих жилые помещения, не могут быть ухудшены по сравнению с общими условиями инвестирования строящегося здания. А размер помещений, получаемых дольщиком в результате долевого инвестирования, не может быть уменьшен по сравнению с ранее освобожденными им помещениями без его согласия. По желанию, собственники квартир, выселяемые из сносимого дома, могут приобрести квартиру, превышающую по стоимости размер установленной компенсации, то есть большую квартиру (при наличии свободной площади у лица, производящего отселение). Закон устанавливает, что в случае приобретения жилого помещения большего размера в районах массовой застройки доплата осуществляется по себестоимости, если в приобретаемом жилом помещении на каждого гражданина приходится до 25 квадратных метров общей площади жилья (для одиноко проживающих граждан — до 40 квадратных метров). При этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся у граждан и членов их семей на праве самостоятельного пользования. В заключение хочется подчеркнуть, что зачастую желания жильцов, освобождающих сносимые дома, идут вразрез с намерениями государственных чиновников и организаций-инвесторов, производящих выселение, снос и последующую застройку. Но любое противостояние интересов, любой спор можно, и, порой, необходимо решать в судебном порядке. Обратившись к профессиональным юристам, Вы во много раз увеличите свои шансы на победу.
Права собственников жилых помещений при сносе ветхого жилья
Фото Михаила Ступина, Кублог
Случаи, когда подлежащий сносу дом после долгих лет ожидания наконец начинают расселять, отнюдь не редки в наше время. Стройки и реконструкции идут по всей России, программы по ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда реализуются повсеместно.
Казалось бы, проживающие в аварийных или ветхих домах собственники должны радоваться предстоящей возможности въехать в новую, комфортную и отвечающую всем санитарным нормам квартиру. Однако на практике ситуация не столь позитивна. Злоупотребления или нарушения прав собственников случаются довольно часто, причем не только со стороны частных инвесторов, заинтересованных как можно быстрее и дешевле расселить подлежащий сносу дом, но и со стороны государственных или муниципальных органов, которые умышленно или вследствие некомпетентности ответственных лиц допускают нарушение прав отселяемых собственников жилых помещений.
Ущемленные в своих правах собственники жилых помещений далеко не всегда затевают судебные тяжбы. Большинство предпочитает довольствоваться имеющимся, соглашаясь на те варианты решения ситуации – квартиру или деньги – которые были им изначально предложены, даже если такие варианты явно не соответствуют ни правовым нормам, ни их собственным ожиданиям. Но тем, кто обращается в суд за защитой, с успехом удается отстоять свои права.
В настоящей статье мы рассмотрим некоторые случаи нарушений прав собственников жилых помещений, отселяемых из ветхих, подлежащих сносу домов, рассмотренные судами общей юрисдикции.
Так, например, 03.07.2012 Падунским районным судом города Братска (Иркутская область) в открытом судебном заседании было рассмотрено гражданское дело № 2-765/2012 по иску комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к К.С.П. о принудительном выкупе жилого помещения.
В обоснование исковых требований истец указал, что с 2005 года в городе Братске действует муниципальная целевая программа «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Братске на 2005-2019гг.», которая разработана для улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. В рамках формирования программы составлен сводный реестр ветхих и аварийных жилых домов в городе Братске. Постановлением администрации муниципального образования города Братска от 21.03.2011г. № 445 утвержден список переселения граждан из аварийного жилищного фонда Падунского округа города Братска за счет средств бюджета города Братска, выделенных в 2010 году, где ответчику – К.С.П., проживающему в квартире общей площадью 35,8 кв. м., – предоставлено жилое помещение общей площадью 36,26 кв. м. Однако ответчик переселяться в предоставляемое ему жилое помещение отказывается.
Согласно представленному оценочной компанией ООО «Зеленый мыс» отчету № 11-622/4 от 29.08.2011 стоимость объекта оценки определена в размере (. ) рублей. К.С.П. было предложено выкупить у него принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение по цене (. ) рублей, однако на письмо от 15.12.2011 К.С.П. не ответил.
Истец просил суд изъять у К.С.П. квартиру, передать ее в муниципальную собственность путем выкупа и прекратить право собственности К.С.П. на эту квартиру.
В ходе судебного заседания выяснилось, что в 2005 году ответчик приобрел двухкомнатную квартиру и сделал в ней хороший ремонт, никакой информации о том, что дом подлежит сносу и признан аварийным в учреждении юстиции не содержалось. В 2011 году ему было предложено переселиться в однокомнатную квартиру, которую ему даже не предложили предварительно осмотреть. Когда ответчик отказался переселяться в квартиру, которую он даже не видел, ему предложили выкупную цену за его квартиру. С предложенной выкупной ценой и рыночной оценкой квартиры, проведенной оценочной компанией ООО «Зеленый мыс», К.С.П. не согласился, так как оценка была произведена без фактического осмотра квартиры и не соответствовала текущим рыночным ценам.
При рассмотрении дела суд учел нормы статьи 32 Жилищного кодекса РФ и постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» и при вынесении решения, в частности, указал, что:
- нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции РФ о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения, направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;
- собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника;
- соблюдение предусмотренной частями 2–4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ процедуры,предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 Жилищного кодекса РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.
И, поскольку судом были выявлены нарушения вышеописанной процедуры администрацией города Братска, а именно: к собственникам жилых помещений не предъявлялось требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, не принималось решения об изъятии земельного участка и жилых помещений у их собственников, – суд отказал в иске комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска к К.С.П. о принудительном выкупе жилого помещения.
Как мы видим из рассмотренного примера, права собственника при расселении грубо нарушались: собственнику не дали осмотреть предлагаемую квартиру, рыночная оценка его квартиры была проведена без фактического осмотра, в выкупную цены квартиры не были включены убытки и расходы собственника, предусмотренные статьей 34 Жилищного кодекса РФ.
Однако суду достаточно и одних только формальных оснований для отказа в удовлетворении исковых требований, что говорит о том, что даже если рыночная цена квартира и была установлена правильно, факт нарушения процедуры по изъятию жилого помещения является достаточным самостоятельным основанием для вынесения решения в защиту прав и законных интересов собственника жилого помещения.
Рассмотрим другой пример из судебной практики. Здесь истцами выступили сами собственники жилых помещений, посчитавшие, что их права были нарушены действиями расселяющего лица – органа местного самоуправления.
Щербинским районным судом Белгородской области 27.07.2014 было вынесено решение по гражданскому делу № 2- 893 /2014 по иску граждан Т. о признании незаконным возложения обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного и изымаемого жилых помещений.
Как следует из материалов дела, истцам на основании договора мены принадлежала на праве собственности в равных долях однокомнатная квартира площадью (…) кв. м.
Главой администрации издано постановление «О предоставлении жилых помещений взамен изымаемых», согласно которому на основании Жилищного кодекса РФ, постановления правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» взамен изымаемого указанного жилого помещения истцам предоставлена другая квартира площадью (…) кв. м.
Квартира была передана истцам по акту приема-передачи, после чего в их адрес было направлено уведомление о необходимости оплаты стоимости превышения площади предоставленного жилого помещения в сумме (. ) рублей, с разъяснением о том, что в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2002–2010 годы, граждан переселяют из расчета: один кв. м ветхого жилья равен одному кв. м предоставленного, превышение определяется из расчета (. ) рублей за (. ) кв. м, а также необходимости явки в отдел управления муниципальным имуществом комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации для заключения соглашения о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого и написания заявления о предоставлении рассрочки возмещения разницы стоимости предоставленного жилого помещения, с указанием размера возмещения и срока рассрочки платежа.
Ответчик, представитель администрации по доверенности, заявленные требования не признал, поскольку федеральным законом «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.07 № 185-ФЗ, постановлением правительства Белгородской области от 10.03.2009 № 78-пп «Об адресной программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда в Белгородской области на 2009 год» не предусмотрено финансирование расходов по улучшению жилищных условий, а лишь приобретение жилого помещения той же площади, что и изъятое.
Однако судом было установлено, что вышеуказанное постановление правительства Белгородской области на самом деле содержит нормы, предусматривающие финансирование переселения граждан из признанных аварийными и подлежащих сносу многоквартирных домов в соответствии с жилищным законодательством.
При вынесении решения суд принял во внимание нормы статьи 32 Жилищного кодекса РФ, предусматривающие два способа обеспечения жилищных прав:
- жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа (пункт 1);
- собственнику может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (пункт 8), и такая сделка возможна только по соглашению с собственником жилого помещения.
То есть собственника не могут обязать доплачивать какие-либо суммы при переселении, и возложение на истцов обязанности по выплате разницы в стоимости предоставленного жилого помещения взамен изымаемого являлось незаконным.
Помимо этого, в силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», действующей на момент предоставления истцам жилого помещения, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Норма предоставления жилых помещений для населенного пункта (района), где происходило отселение, оказалась менее площади квартиры, переданной Т.
Как мы видим, доводы администрации не только не основывались на законе, но и противоречили как муниципальному, так и федеральному законодательству.
Решением суда требования граждан Т. были удовлетворены в полном объеме.
Исследованные примеры показывают, что права собственника при изъятии для государственных или муниципальных нужд принадлежащего ему имущества, гарантированные Конституцией, гражданским и жилищным законодательством РФ, являются приоритетными при рассмотрении судами гражданских исков по спорам, связанным с таким изъятием. Суды при рассмотрении таких дел тщательно исследуют, была ли соблюдена процедура предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, достигнуто ли с собственником соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен занимаемого, не нарушены ли права собственника другими действиями со стороны государственного органа или органа местного самоуправления.
Любое нарушение вышеуказанной процедуры и/или правовых норм влечет за собой отказ в удовлетворении требований, нарушающих права собственника, или признание незаконными действий, нарушающих такие права.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Порядок расселения и предоставления жилья жителям при сносе многоквартирного или частного дома в 2021 году
Жилищное право
Жилой фонд страны постоянно обновляется, а потому снос частного дома или городской многоэтажки – не редкость. Порядок выселения из ветхого здания одинаков и для собственников квартир, и для граждан, получивших квадратные метры по договору социального найма. Порядок предоставления новой недвижимости, соответствующей современным стандартам качества и комфорта, прописывается на региональном и местном уровне.
Основания для сноса жилого дома
Согласно положениям действующего законодательства, снести дом можно по двум причинам:
- Здание призвано аварийным, непригодным для проживания.
- Участок, где располагается городская многоэтажка, необходим для общественно значимых нужд, признаваемых федеральными или региональными властями.
Существуют следующие основания, по которым здание признают аварийным:
- оно находится на территории, подверженной природным (например, ежесезонное подтопление) или техногенным катаклизмам;
- здание полностью или частично разрушено из-за природного бедствия, находится в нем опасно для жизни квартировладельцев;
- несущие конструкции, крыша или фундамент постройки пришли в негодность, начался процесс их разрушения;
- дом располагается в зоне действия факторов, неблагоприятных для здоровья человека (постоянный шум, электромагнитное излучение и т.д.).
Закон гласит, что заключение о сносе ветхого жилья (или реновации) принимается экспертами по результатам осмотра здания. Инициировать процедуру могут сами квартировладельцы, написав в городскую администрацию жалобу на ухудшение условий проживания в здании.
Ни федеральные власти, ни муниципалитет не вправе снести здание без оснований. Действующий порядок предполагает, что должно быть заключение комиссии о ветхости постройки или проект по возведению на земельном участке общественно значимых объектов (трубопровод, трасса и т.д.). Не имеет значения, находятся ли жилплощадь в здании в собственности или социальном найме.
Ст. 32 ЖК РФ гласит, что власти, принявшие решение о сносе ветхого жилья, обязаны предоставить владельцам квартир денежную компенсацию или другую квартиру. О планируемом переселении их уведомляют заранее в письменном виде.
Порядок предоставления нового жилья взамен снесенного
Граждан, чей дом планируется снести, в первую очередь интересует вопрос, какую квартиру дадут при сносе дома, если квартира приватизирована. Главное опасение – получить жилье, которое по площади, расположению и другим характеристикам не ответствует утраченному.
Расселение проживающих производится в:
- Квартиры, соответствующие по метражу тем, что принадлежали гражданам ранее. Если жилье находится в собственности человека, ему дадут аналогичный по площади вариант, если квартира не приватизирована – помещение из расчета 18 м кв. на каждого прописанного.
- Жилье, расположенное в том же муниципальном образовании. Установившиеся правила и законы не обязывают властей рассматривать просьбы квартировладельцев, желающих переехать в другую местность.
- Жилая площадь, полностью пригодная для комфортной жизни. Если дом сносят, гражданам положено жилье со всеми коммуникациями (водопровод, подведенное электричество, газ и т.д.).
- Квартира, на 100% отвечающая требованиям действующих СанПинов.
Граждане, которые лишаются жилья при сносе, вправе претендовать на квартиру аналогичной площади, но нигде в законе не говорится, что в ней должно быть столько же комнат, сколько и в ставшем непригодным для жизни помещении. Это правило не касается тех, кому принадлежали комнаты в коммуналке: им обязаны выделить ровно столько же, сколькими они располагали в ветхом доме.
В ЖК РСФСР, который действовал до 2005 года, указывалось, что в случае переезда из ветхого дома гражданам должны выделять квартиры с учетом состава семьи. Было недопустимо, чтобы в одной комнате проживали разнополые люди старше 9-ти лет, не состоящие в законном браке. Принимались в расчет дополнительные обстоятельства: состояние здоровья жильцов и иные, заслуживающие внимания моменты.
В современном ЖК РФ все перечисленные положения отсутствуют, но это не запрещает органам региональной власти издать собственные законы, содержащие положения, защищающие интересы жильцов и нанимателей.
Денежное возмещение при демонтаже дома
В ст. 32 ЖК РФ указывается, что власти, принявшие решение о сносе дома, не вправе выселить людей «в никуда». Если гражданину принадлежит приватизированная квартира в доме под снос, ему не о чем волноваться: взамен утраченного жилья ему предоставят новое или выплатят денежную компенсацию.
Второй вариант кажется многим жильцам ветхих домов привлекательнее первого. Сумма денежного возмещения определяется добровольным соглашением сторон или в судебном порядке. В нее входит:
- рыночная стоимость квартиры;
- компенсация предполагаемых издержек граждан, связанных с переездом и приобретением новой жилплощади;
- возмещение упущенной выгоды (если, например, квартира ранее сдавалась в наем).
На практике нередки случаи, когда сумма, исчисленная органами власти, оказывается меньше, чем средний ценник на рынке. Граждане оказываются в ситуации, когда они не могут приобрести на полученную компенсацию даже скромную «однушку». При таких обстоятельствах увеличить размер возмещения можно в судебном порядке.