Жилье бывшим (уволенным) военнослужащим
Большое разнообразие форм получения жилья в собственность для тех военнослужащих, которые находятся на воинской службе, позволяет каждому из них быть уверенным, что в один прекрасный момент и на их долю выпадет радость праздновать новоселье. Но не все военные дослуживаются до такого момента, существуют ситуации, когда они вынуждены уходить в отставку. Например, по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста.
Жилье уволенным военнослужащим
При увольнении в запас военнослужащий фактически теряет свое место в очереди или для него оказывается недоступной государственная программа НИС, ведь платежи перестанут накапливаться на его лицевом счете. Поэтому законодательством РФ закреплены правила, поясняющие то, как выдается жилье уволенным военнослужащим. Для этого достаточно отслужить не менее 10 лет и не иметь за весь период службы серьезных взысканий. То есть, обеспечивают жилой площадью только добросовестных служащих, которые уволены по объективным причинам.
Такие социальные гарантии значительно повышают престижность военной службы, дают возможность военнослужащим, выбравшим по истечении указанного срока гражданскую жизнь, обзавестись собственной квартирой. Чтобы избежать ошибок в случае увольнения, лучше обратиться за консультацией к юристу, который даст правовую оценку ситуации и порекомендует, каким образом можно поступить для оформления квартиры.
Всего предусмотрено три варианта обеспечения жильем:
- жилье по договору социального найма;
- выделение денежной субсидии;
- участие в программе НИС.
Таким образом, жилье бывшим военнослужащим можно получить практически в любой ситуации. Например, тем, кто заключал контракт до 1 января 2005 года, программа НИС не доступна, зато можно получить деньги на покупку квартиры или жить в ведомственном жилье.
Согласно этим проектам каждый должен получить либо сразу квартиру, либо жилищный сертификат, позволяющий самостоятельно выбрать себе жилье в любом регионе страны. Идут постоянные споры в отношении временных рамок ограниченных 10 годами, которые не позволяют военным рассчитывать на государственную помощь при меньшем сроке службы. Но, учитывая работу программы НИС с 1 января 2005 года, в которой подобных ограничений нет, недостатки закона практически сводятся на «нет».
Варианты предоставления жилья
Помимо приобретения нового жилого помещения, уволенным в запас доступна еще и приватизация того жилья, которое предоставлялось им по социальному найму. Ведь при отсутствии возможности выделения жилищного сертификата или покупки квартиры за счет федерального бюджета, военный вместе со своей семьей продолжает жить там же, где и во время своей службы. Закон запрещает их выселять, иначе как в случае переезда в новый дом.
Квартиры бывшим военнослужащим предоставляются из того же фонда, что и военным, состоящим на службе, поэтому нередко приходится ожидать своей очереди. Проще тем из них, кто проживает в квартире по договору социального найма, в случае приватизации им не понадобится переезжать. Тем же военным, теперь уже бывшим, кто живет в служебном жилье, придется все время жить в ожидании, пока не представится возможность заехать в собственную квартиру.
Куда обращаться за помощью?
Учитывая, что вариантов обеспечения жилой площадью много, чтобы разобраться в деталях может понадобиться помощь опытного юриста, знакомого с нюансами подобных дел и готового оказать как консультационную, так и представительскую поддержку во всех инстанциях, включая, в случае необходимости, в суде.
Условия и порядок получения служебного жилья военнослужащими
Условия и порядок получения служебного жилья военнослужащим – довольно важный вопрос. Для урегулирования подобных проблем был создан соответствующий жилищный фонд.
Он включает в себя всю жилплощадь, которая предоставляется во временное пользование проходящим службу по контракту гражданам. Особого внимания заслуживают предъявляемые к состоянию помещения требования, размер жилой площади, алгоритм действий, необходимых для её получения.
Что понимается под служебным помещением?
В качестве служебного жилья могут выступать:
- комната;
- квартира;
- дом.
Основное требование, которое предъявляется к служебной недвижимости, – наличие надлежащих условий для проживания граждан. Как правило, помещение выделяется из формируемого Министерством обороны РФ фонда.
Служебное жилье передаётся военнослужащему во временное пользование. В дальнейшем происходит последующий его возврат (после окончания службы в этой местности).
Служебная недвижимость должна быть предоставлена не позднее 90 суток с момента приезда контрактника в часть. В большинстве случае для него подбирается жилье, расположенное на территории места военной службы.
При отсутствии подобных вариантов рекомендовано размещение контрактников в близлежащих населённых пунктах.
Категории граждан, имеющих право претендовать на служебное жильё
На служебную недвижимость могут претендовать:
- граждане с офицерским званием, у которых имеется диплом об окончании военного учебного заведения;
- младший начальствующий состав (в том случае, если заключение контракта произошло после 01.01.1998);
- солдаты, которые проживают в закрытых военных поселениях.
Краткая справка! Вместе с лицом, проходящим службу по контракту, в служебном жилье могут проживать и члены его семьи. В данном случае речь идёт не только о жене и детях, но и о других родственниках.
Основные документы
Вопросы предоставления гражданам, проходящим службу по контракту, жилья для временного проживания регламентируются:
- специальной инструкцией, в котором описана последовательность передачи жилого помещения по договору соцнайма. Это документ был утверждён приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 №1280;
- законом, регламентирующим статус военнослужащих. Это ФЗ от 27.05.1998 №76-ФЗ.
Условия для предоставления помещения
Для получения права на служебную квартиру необходимо соблюдение перечисленных ниже пунктов:
- наличие гражданства Российской Федерации;
- составление заявления на предоставление служебного жилья, написанного по определённому образцу;
- соблюдение требований ст. 15 ФЗ №76-ФЗ.
У гражданина, проходящего службу по контракту, должна иметься потребность в предоставлении жилья. Она предусматривает отсутствие временной или постоянной регистрации в том населённом пункте, в котором контрактник проходит военную службу.
Существует правило, согласно которому норма жилья для военнослужащего – 18 м² на одного проживающего. В случае гибели гражданина, проходящего службу по контракту, помещение предоставляется семье умершего с учётом количества проживающих в ней людей (число которых устанавливается на момент гибели контрактника).
Предоставление жилья сверх установленной нормы предусмотрено для таких категорий лиц:
- военных со званием полковника и выше;
- лиц, преподающих в военных учебных заведениях;
- военнослужащих с наличием учёной степени;
- командиров части;
- граждан, носящих почётное звание РФ.
Предоставление контрактнику помещения при наличии в собственности недвижимости предусмотрено исключительно в рамках военной ипотеки. В таком случае он не будет признан нуждающимся во временном жилье. При этом квартира должна располагаться в населённом пункте, в котором лицо проходит военную службу.
Основное условие для предоставления помещения – пригодность для проживания. Запрещается селить в одной квартире сразу несколько семей. Во временном жилье должны быть надлежащие коммунально-бытовые условия. В частности, электричество, вода.
Процедура предоставления квартиры
Предоставление служебной недвижимости возможно исключительно по договору соцнайма. Такой документ носит пресекательный характер. Его подписывают на срок прохождения службы. После расторжения контракта договор прекращает своё действие.
Для получения квартиры на время службы по контракту стоит обратиться в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ. При этом нужно иметь при себе такой пакет документов:
- копию удостоверения, в котором имеется личный номер военнослужащего и копии паспортов проживающих с ним лиц;
- копию документа о вступлении в брак;
- документ о составе семьи;
- информацию, касающуюся имеющихся/отсутствующих договоров соцнайма;
- копию служебного паспорта;
- выписку о служебной деятельности;
- документ о сдаче жилья по последнему месту регистрации.
После предъявлении военным всех необходимых документов осуществляется их проверка уполномоченными лицами (в течение 10 суток). После этого выносится вердикт об предоставлении (или отказе в предоставлении) помещения. Затем контрактник получает сообщение о предлагаемом варианте временного жилья.
Оно направляется не позже трёх дней после принятия вердикта о предоставлении квартиры. Отправление подобного сообщения возложено на уполномоченное лицо Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ.
Контрактник должен выразить своё согласие/несогласие с предложенным ему вариантом временного жилья в течение пяти дней после получения соответствующего сообщения.
Если подобный ответ не будет получен спустя 10 дней, временное жилье предоставляется другому служащему. Заключительный этап при выделении контрактнику временной жилплощади – подписание договора найма.
Расторжение договора найма
Договор найма может быть расторгнут по взаимной договорённости сторон. В таком случае потребуется составление дополнительного соглашения к этому документу.
Договор найма расторгается и при обращении наймодателя в суд. Основаниями для совершения подобных действий могут стать: использование жилья не по назначению, наличие задолженности по квартплате, жалобы соседей, нанесение контрактником вреда помещению.
Нормы предоставления служебного жилья военным и как от него отказаться. Часть 2
Сегодня мы продолжим серию блогов, посвященных проблемам служебного жилья. Рассмотрим как происходит его предложение. А также по каким нормам предоставляется жилье, формы мотивированного и не мотивированного отказа.
Напомню, что в нашем первом выпуске мы разобрали порядок включения в список и получения жилья и рассмотрели первые 2 этапа, а именно сбор и предоставления документов в уполномоченный жилищный орган и этап оценки нуждаемости в служебном жилом помещении. Если вы пропустили этот блог начните сначала >>>
А сегодня перейдем к следующему этапу и рассмотрим, как происходит предложение служебного жилого помещения и какие проблемы связаны с этим.
Итак, после включения военнослужащего в список на служебное жилье, он получает право на его предоставление. На основании чего же это происходит, давайте обратимся к законодательству.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ — военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей жилье предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения. Служебное жилые предоставляется по месту службы, либо если это невозможно — в других близлежащих населенных пунктах.
Теперь разберемся по каким нормам должна предлагаться «служебка» военным.
В соответствии со статьёй 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ, норма предоставления составляет 18 квадратных метров на одного человека. При этом, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение может быть предоставлено с превышением не более 9 кв. метров в общей сложности, а для одиноко проживающего военнослужащего, — не более 18 кв. метров.
Но это не окончательные цифры и вы наверняка в курсе, что существует еще и такое понятие как право на дополнительную площадь. Норма закреплена частью 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
Право на дополнительную площадь в пределах от 15 до 25 квадратных метров имеют:
— Военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше;
— Командир воинской части;
— Военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации;
— Военнослужащий — преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военного учебного центра;
— Военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание.
Кроме того, право на дополнительную площадь получают члены семей военнослужащего, имеющие хронические заболевания.
Жилое помещение может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Это право регулируется в частности Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» и Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».
Теперь, думаю, с нормами предоставления все ясно.
Но многие зададут вопрос, а что делать, если предоставляют жилье меньшей площади?
Отвечаем. Пунктом 4 инструкции к приказу Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» предусмотрено, что в случае невозможности предоставления служебных жилых помещений по нормам при согласии военного могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения.
И еще один важный момент вытекающий из требований к предоставляемому жилью.
Существуют определенные нормы, установленные законом, которым должно соответствовать служебное жилое помещение. И если предлагаемое вариант не удовлетворяет им, то военнослужащий вправе отказаться от него и сохранить при этом возможность требовать продолжение выплаты компенсации за поднаем.
Особо отмечу, что в случае необоснованного добровольного отказа от предложенного жилья, может последовать исключение из списка нуждающихся в нём и прекращение выплаты компенсации за наем жилого помещения. Этот нежелательный результат наступит в том случае, если отказ не имеет в качестве основания уважительных причин.
Естественно, это не касается следующих поводов, при которых не могут наступить негативные последствия:
1. Здание находится в аварийном состоянии, либо требует капитального ремонта.
2. Состояние жилого помещения не соответствует санитарным нормам.
3. Общая площадь жилого помещения не соответствует норме предоставления по количеству членов семьи военнослужащего.
4. Чрезмерно большая площадь предложенного жилого помещения. Это влечет за собой необходимость оплачивать неподъемные суммы за предоставление коммунальных услуг.
Этот перечень конечно же не является исчерпывающим, некоторые случаи должны рассматриваться индивидуально с учетом конкретной ситуации. Однако, мы выделили основные моменты мотивированного законного отказа, которые уже детально рассмотрим в следующем выпуске.
Подробнее о нормах предоставления служебного жилья военным смотрите в 51 выпуске военно правового видео-блога. В видео мы разберем также и проблемы связанные с этим:
Предусмотрено ли обеспечение жильем военнослужащих в моем случае?
Порядок обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей регулируется ФЗ № 76. Однако на сегодня сложилась ситуация, когда многие офицеры, уходя в запас, не имеют собственной или ведомственной квартиры. Следует помнить, что право на получения жилья сохраняется и после увольнения военнослужащего в запас. Последние поправки в «Закон о статусе военнослужащего» были внесены 01. 07 2017. Исходя из дополнений к закону, военный пенсионер имеет право не только на получение в собственность или внаем жилплощади. В качестве компенсации ему могут быть предоставлены денежные средства на приобретение недвижимости (военная ипотека или единовременная жилищная субсидия). Право выбора формата решения жилищного вопроса остается за военнослужащим. Эти меры призваны полностью обеспечить жильем всех нуждающихся военных пенсионеров до 2023 года.
Обеспечение военных пенсионеров квартирами
В ст. 15 п. 2.1 ФЗ № 76 дается разъяснение, какие категории военнослужащих, ушедших в запас, сохраняют право на получение жилья. К ним относятся:
- Бывшие военнослужащие, уволенные по состоянию здоровья или в связи с организационно-штабными мероприятиями и имеющие воинский стаж не менее 10 лет.
- Бывшие военнослужащие, ушедшие в запас и имеющие обязательный стаж службы, который на сегодня составляет 20 лет.
Отдельные требования для предоставления денежных средств на покупку квартир будут разъяснены ниже.
Военная ипотека – наиболее перспективный способ быстрого получения жилья
Для приобретения жилья по военной ипотеке военнослужащий, кроме общих требований, должен выполнить дополнительные условия, а именно: являться членом накопительно-ипотечной системы не менее 3-х лет. Сумма накопительных взносов за последние 3 года составляет:
- 2015 и 2016 г.г. – 245 880 руб.;
- 2017 г. – 260 141 руб.
После увольнения в запас по выслуге лет, ОШМ или состоянию здоровья, участник НИС может востребовать всю сумму, накопившуюся на его счете, но использовать ее только для приобретения жилья или улучшения жилищных условий.
Преимущества решения жилищного вопроса через военную ипотеку:
- Накопления выдаются военнослужащим вне зависимости от наличия у него жилой площади.
- Военный пенсионер может самостоятельно выбрать регион для определения места постоянного проживания и, соответственно, приобретения недвижимости.
- К сумме ипотечных накоплений уволенный военнослужащий может добавить собственные денежные средства, что позволит приобрести недвижимость большей, чем положено по закону, площади и/или более высокого класса (Бизнес, Премиум).
- Ипотечные средства пенсионер может использовать также для строительства частного дома или для покупки готового частного домовладения.
- Квартира может быть приобретена в любом городе и возможно получать с неё прибыль, вот тут описано как.
Единовременные денежные выплаты и жилищные субсидии для военных пенсионеров
С 01. 01 2017 вступила в силу новая поправка к закону, регулирующая порядок выдачи ЖС и ЕДВ перечисленным выше категориям военных пенсионеров. Денежные средства рассчитываются согласно действующим нормативам, учитывая всех членов семьи:
- Одинокий пенсионер – 33 м 2 ;
- Семья из 2-х человек – 42 м 2 ;
- Семья из 3-х и более человек – 18 м 2 на каждого члена.
Кроме того, законом предусмотрено увеличение гарантированного минимума жилой площади на 15 м 2 следующему контингенту:
- преподавательскому составу военных вузов;
- командующему составу (от ранга полковника);
- имеющим научную степень или звания.
Сумма ЕДВ рассчитывается из общей выслуги лет. К продолжительности срока военной службы применяется коэффициент:
- 10-16 лет -1,85;
- 16-20 лет – 2,25;
- 20-21 год – 2,375;
- от 21 года – 2,45.
За каждый дополнительный год до увольнения в запас офицерам насчитывается дополнительно коэффициент 0,075. Максимальный коэффициент, на который может рассчитывать военный пенсионер, — 2,75.
Преимущества ЕДВ и субсидий
- ЕДВ и жилищные субсидии могут получить пенсионеры, которые в годы прохождения службы пользовались служебными квартирами и не входили в НИС.
- В отличие от военной ипотеки, при которой покупатель становится полноправным хозяином только после полного погашения банком кредита, квартира (дом) переходит в собственность покупателя сразу же после заключения договора. Собственник имеет право ее обменять, продать, подарить, заложить или выполнить другие операции, не противоречащие закону.
Жилье по договору соцнайма
Все военнослужащие, заключившие контракт до 01. 01 1998 г и уволенные в запас, имеют право на получение жилой площади на основе договора социального найма. Регион постоянного проживания (выделения квартиры) выбирается военным пенсионером. Уволенным в запас после 01. 01 1998 г. жилье выдается в тех регионах, где оно имеется в наличии.
Квадратура жилой площади исчисляется из расчета 18 м 2 на каждого члена семьи. Одиноким могут (но не обязаны) быть предоставлены льготные 10 м 2 . На дополнительные 15 м 2 могут претендовать также офицеры, которые ушли на пенсию по достижению предельного срока службы.
Квартиры, полученные по договору соцнайма, в дальнейшем могут быть приватизированы и перейти в частную собственность.
Важно! Военнослужащего, имеющего не менее 20 лет стажа (10 лет для лиц, прекративших службу по состоянию здоровья или ОШМ), не могут быть уволены без предоставления жилья или денежных средств на его приобретение. Для того чтобы воспользоваться гарантированным государством правом, необходимо иметь статус нуждающегося в жилой площади, иными словами, стоять на квартирном учете.
Важно! В закон постоянно вносятся изменения и дополноения, для того что бы мы вовремя Вас информировали- подпишитесь на наши новости ниже и добавьте эту страничку в социальную сеть как показанно на картинке ниже. Помогите сделать статью лучше и понятнее в форме комментариев задавайте вопросы и вносите свои поправки — мы обязательно их опубликуем. Или пишите нам [email protected]
Скачать таблицу свободных мест в санаториях на 2022 (ссылка ниже)
КС дал дополнительные гарантии соблюдения права военных на обеспечение жильем
20 июля Конституционный Суд РФ вынес Постановление № 34-П по делу о проверке конституционности п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, согласно которой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (НИС), выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилья, при этом на указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяются иные виды жилищных гарантий.
Поводом для рассмотрения стала жалоба Анатолия Удовиченко, который проходил военную службу по контракту во внутренних войсках МВД РФ с 3 августа 1993 г. Жилищная комиссия воинской части признала заявителя и его семью (супругу и несовершеннолетнего ребенка) нуждающимися в жилье для постоянного проживания. В 2014 г. заявитель по состоянию здоровья был уволен с военной службы, общая продолжительность которой на тот момент составила 20 лет 7 месяцев 28 дней.
21 июля 2014 г. Анатолий Удовиченко был исключен из списков личного состава воинской части, а 1 августа 2015 г. ее жилищная комиссия исключила его и членов его семьи из списков нуждающихся в жилом помещении, поскольку супруга заявителя, проходящая военную службу по контракту в звании прапорщика, является участником НИС в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Районный суд отказал гражданину в удовлетворении исковых требований об оспаривании указанного решения жилищной комиссии, обязании включить в список нуждающихся в жилье по договору соцнайма и предоставить жилое помещение по такому договору. Апелляция оставила без изменения решение первой инстанции.
Суды исходили из п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, указав, что Удовиченко, являясь членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включенного в реестр участников НИС, не может быть обеспечен жильем иным способом, нежели путем приобретения или строительства жилых помещений по такой программе. Право супруги заявителя на обеспечение ее и членов ее семьи жильем по накопительно-ипотечной системе не было реализовано на момент вступления в силу указанных судебных постановлений.
В связи с этим Анатолий Удовченко обратился в КС с жалобой, в которой указал, что оспариваемое законоположение противоречит Конституции, поскольку лишает его приобретенного им на основании Закона о статусе военнослужащих права на получение от государства жилого помещения для постоянного проживания, предусматривая лишь возможность обеспечения его в будущем жильем в рамках НИС как супруга военнослужащего – участника этой системы. Такая ситуация существенно ухудшает его положение как адресата установленных законом жилищных гарантий.
Рассматривая дело, КС РФ пришел к выводу, что в соответствии с действующим законодательством с момента вступления супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечную систему жилищного обеспечения такой военнослужащий утрачивает независимо от своего волеизъявления ранее возникшее право на жилье. Реализация его потребностей в жилище зависит от реализации жилищных прав его супруги.
Суд отметил, что само по себе признание военнослужащего участником накопительно-ипотечной системы и включение его в соответствующий реестр не свидетельствуют о реализации им данной жилищной гарантии, поскольку, по общему правилу, право на использование накоплений, учтенных на именном накопительном счете участника, возникает при наступлении определенных обстоятельств, в частности достижения общей продолжительности военной службы 20 лет и более или при наличии определенных оснований для увольнения со службы в случае достижения общей продолжительности военной службы 10 лет и более (п. 2 ст. 3, 9 и 10 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих).
Такое правовое регулирование, по мнению КС РФ, ставит военнослужащих, заключивших первый контракт на прохождение военной службы до 1 января 2005 г., продолжающих проходить военную службу или уволенных с нее после этой даты и имеющих супругов, участвующих в НИС, в неравное положение с военнослужащими этой же категории, не состоящими в супружеских отношениях с военнослужащими – участниками НИС. Это обстоятельство не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости и вытекающими из них критериями соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений прав и свобод.
Конституционный Суд также сослался на свою прежнюю практику, согласно которой приобретенное гражданами на основе ранее действовавшего правового регулирования право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления КС РФ от 24 мая 2001 г. № 8-П; от 20 апреля 2010 г. № 9-П; от 25 июня 2015 г. № 17-П и от 19 апреля 2018 г. № 16-П).
По итогам рассмотрения жалобы КС признал оспариваемую норму противоречащей Конституции в той мере, в какой она препятствует праву военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление жилья ему и членам его семьи в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в НИС независимо от волеизъявления лиц воспользоваться таким правом на жилье вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в НИС. Федеральному законодателю рекомендовано внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование. При этом КС РФ указал направить на пересмотр судебные акты, принятые по делу заявителя.
Комментируя решение КС, адвокат АП г. Москвы Олег Лисаев назвал его справедливым, поскольку нельзя применять закон к длящимся жилищным правоотношениям, ухудшающим положение граждан: «Льгота, установленная ранее, должна быть сохранена как обязательство государства перед лицами, избравшими службу Родине делом жизни».
Как пояснил адвокат, внесенными в 2005 г. изменениями в законодательство было установлено, что если один из супругов стал участником ипотечной программы, то другой супруг и члены их семей утрачивают ранее предоставленное право на получение жилья бесплатно. «Конституционный Суд РФ защитил жилищные права военных и признал данную норму несоответствующей Конституции, поскольку за военнослужащими сохраняется право самим решать, в каком порядке они должны быть обеспечены жилым помещением, если они заключили первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г. и продолжили прохождение военной службы или были уволены с нее после этой даты», – констатировал эксперт.
В свою очередь адвокат МКА «Адвокат» Максим Жмурков в качестве положительного момента постановления КС отметил возможность его распространения на ранее рассмотренные дела, что, безусловно, повлияет на практику гражданских судов.
По мнению Максима Жмуркова, судебная практика в отношении военнослужащих не слишком последовательна: «С одной стороны, они имеют специальный статус (например, на них не распространяется действие ст. 53 ЖК о намеренном ухудшении жилищных условий, имеются усиленные гарантии обеспечения жилыми помещениями и т.д.). С другой, в нужных случаях суды декларируют приоритет жилищного законодательства над гражданским (например, о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 4 ЖК жилищные правоотношения распространяются на всех граждан России и изъятий не содержат и т.п.)».
По словам эксперта, ст. 14 Закона о накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих уже давала право каждому из супругов-военнослужащих претендовать на получение целевого жилищного займа через 3 года участия в накопительно-ипотечной системе для приобретения жилья в общую собственность. А теперь КС РФ прибавил им гарантии в этом конкретном вопросе.