Подростковая преступность в России: актуальность проблемы и пути её решения
Пущин, А. И. Подростковая преступность в России: актуальность проблемы и пути её решения / А. И. Пущин, А. А. Шабалина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2020. — № 7 (37). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/young/archive/37/2109/ (дата обращения: 20.12.2021).
В статье автор анализирует и характеризует качественное состояние преступности несовершеннолетних в России, пытается разобраться в причинах возникновения проблемы и предложить варианты её решения.
Ключевые слова: подросток, несовершеннолетний, преступление, преступность, уголовная ответственность, правосознание.
Уровень развития государства зависит от многого: экономики, армии, науки, общего уровня жизни… Одним из решающих факторов является сознательность граждан, их законопослушность.
На данный момент Россия находится на 73 месте в рейтинге преступности в странах мира. Нас обогнали все страны «Большой семерки», за исключением США. И это с учетом того, что преступность на нашей Родине сейчас находится на уровне исторического минимума! Причиной довольно высокого уровня преступности стал кризис 1990-х годов: распад СССР и тяжелая экономическая обстановка привели к хаосу в производственной сфере. В результате огромное количество людей по всей стране потеряли рабочие места, которые обеспечивали их средствами к существованию. Все это поспособствовало тому, что в стране резко увеличилось количество малообеспеченных семей.
В 2018 приблизительно 35–40 % от общего числа новорожденных, начали свое существование в крайне тяжелых условиях, что называется, за чертой бедности. По статистике именно такие индивиды с тяжелым детством и искаженным восприятием действительности пополняют ряды мелких уличных преступных группировок. Наиболее «успешные» из них составляют крупные бандформирования.
Это подводит нас к основной теме: «Подростковая преступность». Преступность — это социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление, которое складывается из совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, характеризующихся количественными (состоянием, динамикой) и качественными (структурой и характером преступности) показателями. Соответственно, подростковая преступность — совокупность преступлений, совершенных несовершеннолетними. Полная уголовная ответственность в России наступает с 16 лет, при этом частичная ответственность может быть наложена с 14 лет за совершение неэкономического преступления средней тяжести, тяжкого и особо тяжкого.
Примечание: на протяжении всей работы будет использоваться именно понятие преступления как отдельной группы правонарушений, нарушающих Уголовный кодекс
Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно её уровень сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Такая закономерность прослеживается, если рост преступности соответствует приросту или уменьшению количества подростков. Но сейчас прирост преступности среди подростков и юношей в 6-7 раз опережает рост подростково-юношеской популяции.
В 2019 году удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними в России, составил 4,5 %: было совершено более 742 тыс. преступлений, т. е. на подростках лежит вина как минимум за 33 тыс. Более 80 % правонарушений совершено против собственности. 70 % преступлений совершается в составе группы, из них 1/3 — с участием взрослых. На 100 000 человек населения пришлось 20 преступников 14-18 лет. Однако точные данные получить трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности (когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно): по мнению криминологов, реальный уровень преступности в среде подростков выше на 30-35 %.
Нередко преступления подростков направлены против сверстников. Поскольку несовершеннолетние менее морально устойчивы, чем взрослые, то жертвы этих преступлений оказываются под большим риском психических отклонений.
Ещё одной проблемой является превращение маленьких преступников в преступников взрослых. В тех, кто избрал криминал своим путем в жизни. По последним данным лишь 10 % преступников-подростков исправляются и в дальнейшем ведут себя правомерно. Остальные, отсидев первый срок, не только продолжают нарушать закон, но вовлекают в “настоящую” преступную жизнь своих молодых последователей.
Факторы, указанные в предыдущем абзаце, можно отнести к так называемой «дворовой» криминальной культуре. Именно в дворовых компаниях в недавнем прошлом формировалась основная масса преступников.
Важнейшее отличие современного общества от общества 1990-х и 2000-х состоит в огромном влиянии СМИ и сети Интернет. Например, в соцсетях в свободном доступе можно найти видеоролики с избиениями и издевательствами над животными, а порой и над людьми. А дети и подростки имеют склонность к подражанию, в том числе и дурным примерам.
Растущую роль Интернета понимают и преступники. «В век Интернета организаторы незаконного бизнеса чаще всего вербуют подручных-закладчиков через интернет, — рассказывает юрист Андрей Лисов. — Очень часто в молодежных группах и сообществах в социальных сетях появляются предложения подработать с очень высокими зарплатами, например, по 5 тысяч рублей в день. Где старшеклассник или студент может заработать такие деньги? Естественно, кто-то ведется». Совсем недавно преступники научились маскироваться еще лучше: подросткам предлагают не подзаработать, а поучаствовать в интересной игре-квесте, где просто нужно разносить какие-то свертки, с шансом выиграть денежный приз. В таких случаях участники обычно даже не понимают, во что ввязываются!
Выводы можно сделать следующие:
– Контроль за Интернетом (особенно соцсетями) недостаточен, преступники часто оказываются на шаг впереди органов правопорядка.
– Несовершеннолетних можно вовлечь в преступную среду, использовав материальные, финансовые стимулы. Тут надо отметить, что в России законное трудоустройство подростков не является массовым явлением, т. к. редко встречает поддержку у работодателей и родителей.
Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним:
– Признать виновным частично и назначить наказание в виде принудительного воспитательного воздействия или ограничиться выговором;
– Признать виновным и назначить наказание в виде ограничения свободы передвижения или назначить испытательный срок;
– Признать виновным и направить в специализированное учебно-воспитательное учреждение со строгим режимом;
– Признать виновным и назначить наказание в виде лишения свободы (при этом, если преступнику в период отбывания срока исполнится 18 лет, его могу перевести в колонию для совершеннолетних или в отдельный блок со схожими условиями). В данном случае преступник имеет высокие шансы на УДО;
– Признать виновным и приговорить к выплате штрафа / общественным работам / запретить заниматься определенными видами деятельности;
– В случае признания подростка невменяемым, наступление уголовной ответственности невозможно, судом назначается принудительная медицинская мера.
При разрешении дел, совершенных несовершеннолетними, действуют особые правила:
- При вынесении приговора несовершеннолетний возраст является смягчающим обстоятельством;
- Ограничение свободы не может быть назначено при совершении легких преступлений впервые;
- Осужденным в возрасте 14-16 лет не назначают сроки свыше 6 лет;
- Лицам в возрасте до 16 лет, сроки свыше 10 лет назначаются только за особо тяжкие виды преступлений;
- К лицам, не достигшим возраста 18 лет, не применяется наказание в виде пожизненного лишения свободы;
- Штрафные санкции применяются либо в отношении несовершеннолетнего, либо в отношении его родителей/усыновителей/опекунов;
- Несовершеннолетний может быть освобожден от ответственности при установлении факта угрозы жизни и здоровью несовершеннолетнего со стороны старших родственников или иных лиц, провоцировавших его на совершение преступного деяния.
При применении наказания предпочтение отдаётся принудительным педагогическим воздействиям.
В рамках работы над статьёй мной было проведено анонимное анкетирование 30 подростков в возрасте 15 — 17 лет. Целью ставилось выяснить уровень информированности несовершеннолетних о правилах применения в их отношении уголовного наказания в РФ.
Анализ ответов на вопросы анкеты показал полное незнание даже простейших принципов права и юридической ответственности. Исходя из этого, можно сказать, что одна из причин совершения преступлений подростками — крайне низкий уровень правовой культуры и правосознания.
Итак, можно сделать следующие выводы:
– Большинство несовершеннолетних преступников — выходцы из неблагополучных семей.
– Обычно они не совершают первое преступление самостоятельно, а оказываются вовлеченными.
– Огромное воздействие на законопослушность молодежи оказывает медиасреда.
– Несовершеннолетних преступников можно условно разделить на две группы: первые желают «показать себя» и чаще всего совершают преступления против собственности; цель вторых — заработать деньги, поэтому они оказываются связаны с наркоторговцами.
– У подростков в РФ не развито правовое сознание, что ведет к неуважительному отношению к закону и правопорядку.
Для декриминализации молодежи я могу предложить следующие решения:
– Усиление контроля органов опеки.
– Усиление контроля за средой медиа.
– Расширение материала о юридической ответственности, содержащегося в курсе средней и старшей школы по обществознанию. Кроме того, необходимо изменить отношение к предмету как к «неважному».
– Расширение доступности бесплатных кружков и секций, чтобы увеличить занятость подростков.
– Помощь подросткам в трудоустройстве. Создание круглогодичных школьных трудовых бригад и предоставление льгот работодателям, берущим подростков в штат.
В заключение я могу сказать, что, несмотря на ряд недостатков Российской системы уголовного наказания в отношении несовершеннолетних, на недоработки органов опеки и фактическое бездействие органов власти разного уровня, показатели подростковой преступности в России постепенно, но неуклонно снижаются.
Основные причины и условия правонарушений несовершеннолетними
Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед обществом сегодня, безусловно, является поиск путей по снижению роста преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и повышение эффективности их профилактики.
Среди учащихся, совершивших преступления или правонарушения, подавляющее большинство составляют трудновоспитуемые и неуспевающие подростки. Из 77 несовершеннолетних, стоящих на профилактическом учете в комиссии, на 31.12.2016 году — 9 девочек.
Анализ стоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав несовершеннолетних выявил следующие основные причины и условия, способствующие совершению учащимися правонарушений и преступлений:
1. Педагогическая неграмотность родителей. Чрезмерная любовь и потакание ребенку, оправдание всех его поступков, перекладывание вины за содеянное на окружающих, но не на подростка. Несовершеннолетних из таких семей у нас несколько.
2. Относительная безнадзорность, вызванная занятостью родителей. Это основная по численности категория несовершеннолетних. Как правило, это семьи с трудным финансовым положением, в результате которого родители вынуждены много или далеко работать. В результате дети остаются без должного контроля взрослых.
3. Безнадзорность, вызванная безответственным отношением к воспитанию детей, отрицательный пример родителей, аморальное поведение, пьянство. Особенно хотелось бы отметить, что в таких семьях родители не работают и не желают работать, что также влияет на оценку жизненной ситуации и поведение у подростков. У нас имеются 7 подростков из таких семей. Дети не хотят посещать учебные заведения.
4. Нарушение структуры семьи (отсутствие одного из родителей, конфликт с отчимом). Из 77 несовершеннолетних, с которыми проводится индивидуальная профилактическая работа, 30 из неполных семей.
5. Юридическая неграмотность самих несовершеннолетних, поступки совершенные «без умысла», «по-глупости», из-за неумения разговаривать и договариваться с другими детьми, стремления быть «как взрослый». Такая категория детей обычно представлена преступлениями по ст. 116 УК РФ – драки, побои (17 случаев) и ст. 12.7 КоАП РФ – управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (7 случаев). Большинство из этих несовершеннолетних не имеет проблем с обучением и поведением в обществе, из вполне благополучных семей.
6. Отрицательное влияние какой – либо группы сверстников. К такой категории можно отнести подростков совершающих преступления по ст.116 УК РФ – драки, побои и ст.7.27 КоАП РФ – мелкое хищение.
7. Отсутствие у части детей досуга после окончания школьных занятий.
Различные подходы в организации воспитательной работы с несовершеннолетними дают возможность направить деятельность образовательных учреждений на воспитание подростка через различные виды профилактики:
— работа с основным контингентом учащихся образовательных учреждений (круглые столы, конференции, уроки с привлечением специалистов различных органов профилактики);
— целенаправленная индивидуальная работа классного руководителя, социального педагога с проблемными подростками, детьми из «группы риска» и их семьями (посещение семей учащихся, беседы, тестирование, вовлечение в различные мероприятия, проводящиеся в классе и школе, помощь в организации внешкольного досуга);
— систематическая и целенаправленная пропаганда педагогических, психологических, юридических и других знаний среди родителей школьников (приглашение на родительские собрания и для индивидуальных бесед психологов, инспекторов ПДН и др. специалистов).
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних является приоритетной задачей социального направления образования и политики государства в целом. Она включает в себя воспитательные, правовые, организационные и другие меры воздействия, благодаря которым выявляются и ликвидируются обстоятельства и условия, приводящие к совершению правонарушений. Основной причиной преступлений, реализуемых подростками, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков. А условиями для учинения их несовершеннолетними чаще всего являются неблагополучное окружение, безнадзорность и беспризорность.
Причины формирования правонарушений среди несовершеннолетних:
1. Негативное влияние семьи, существенные изъяны в воспитании, минимальное количество материальных благ, не позволяющее обеспечить основные потребности ребенка.
2. Негативное влияние окружения со стороны взрослых и сверстников (СМИ, личные бытовые контакты неверных стандартов поведения (жестокости, распущенности и т. п.).
3. Отсутствие занятости несовершеннолетнего.
А также на уровень подростковой преступности влияют: беспризорность, безнадзорность, малое количество образовательных организаций, занимающихся детским досугом и трудоустройством.
Методы профилактики подростковой преступности.
Профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних включает в себя ранние предупредительные меры воздействия, нацеленные на формирование личности подростка и заблаговременное предотвращение его перехода на путь преступника, а также на предупреждение рецидивов.
Для проведения данных профилактик привлекаются общественно-государственные, образовательные, культурно-спортивные учреждения. Огромную роль играет своевременная работа, проведенная с родителями подростка, задействование психологов, социальных педагогов.
Ранняя профилактика является более приоритетной задачей, поставленной перед соответствующими органами, так как позволяет выявить и устранить антисоциальные изменения в личности обучающегося, которые еще не стали устойчивыми, а, значит, в последующем есть большая вероятность того, что будет предупреждено преступление, удастся избежать нанесения вреда, причинения убытка и применения строгих мер принуждения по отношению к несовершеннолетнему.
Меры профилактики преступлений, применяемые на ранних стадиях,это:
• выявление неблагополучного воспитания и плохих условий проживания подростка, формирование ценностей и взглядов у несовершеннолетнего лица;
• выявление и ликвидация источников негативного воздействия на подростков, которые могут способствовать асоциальному образу мышления и дальнейшему совершению правонарушений со стороны ребенка;
• корректирующее и сдерживающее влияние на несовершеннолетнего с социально опасным поведением.
Методы профилактики преступленийна данном этапе включают в себя:
• прогнозирование, которое основано на изменении личностных особенностей подростков-правонарушителей и условий, при которых происходит нарушение ими закона;
• анализ статистических данных, позволяющий определить ряд общих признаков, свидетельствующих об отклонениях в формировании личности малолетних лиц.
Если же несовершеннолетний ранее совершал правонарушение, состоит на учете в органах по делам несовершеннолетних, то к нему могут и должны быть применены особые меры профилактики, не допускающие рецидива.
Данный уровень профилактических мер включает в себя:
• исправление и перевоспитание несовершеннолетнего, ранее совершавшего нарушение закона;
• ликвидацию источников негативного влияния на подростка-нарушителя.
Как ранняя профилактика, так и предупреждение рецидива правонарушения осуществляются с использованием различных способов и приемов в зависимости от ситуации. Например, профилактика преступлений в ССУЗе, имеющая общий характер, может заключаться в проведении специальных открытых занятий с приглашенными на беседу психологами, социальными педагогами, работниками правоохранительных, социальных служб, детских исправительных учреждений, следователями по делам с несовершеннолетними.
Законодательство РФ в области профилактики преступлений среди несовершеннолетних
В Российской Федерации профилактика преступлений среди несовершеннолетних регулируется на законодательном уровне, согласно Конституции и нормам международного права, а также Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с последними изменениями и дополнениями от 24.04.2020 г.
Согласно данным законодательным актам, в России определенными компетентными органами проводится предупреждающая безнадзорность, беспризорность и совершение преступлений среди несовершеннолетних деятельность, которая в первую очередь направлена на защиту законных прав и интересов несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении.
Общая профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности несовершеннолетних заключается в осуществлении социальных, педагогических, правовых мер, способствующих общему снижению количества правонарушений среди несовершеннолетних и их безнадзорности/беспризорности.
Также специальными учреждениями может проводиться индивидуальная профилактика преступлений и безнадзорности/беспризорности детей, которая заключается в выполнении работы, направленной на своевременное выявление конкретных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, на предотвращение совершения такими детьми правонарушений или на их реабилитацию. Индивидуальная профилактика с конкретными лицами может проводиться только с разрешения начальника органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Деятельность по профилактике правонарушений несовершеннолетних и сроки индивидуальной профилактики
Основными задачами деятельности, касающейся профилактики преступлений среди подростков,являются:
• предупреждение правонарушений несовершеннолетними, выявление причин и обстоятельств, которые этому способствуют;
• защита прав и интересов несовершеннолетнего;
• социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних лиц, которые находятся в социально опасном положении;
• обнаружение и пресечение ситуаций, когда в преступления могут быть вовлечены подростки.
Профилактика совершения преступлений основывается на принципах гуманного отношения к детям, демократии и поддержки семьи, а также на индивидуальном подходе к каждому несовершеннолетнему с соблюдением конфиденциальности полученных сведений. При проведении работ с несовершеннолетними им разъясняются их права и возможность защиты собственных интересов.
Индивидуальная профилактика преступлений несовершеннолетних, согласно ст. 7 ФЗ-120, может длиться период, который необходим для оказания социальной или любой другой помощи детям, до достижения несовершеннолетними лицами 18-летнего возраста или же до устранения причин и обстоятельств, которые способствуют правонарушениям.
Профилактика может проводиться как среди несовершеннолетних лиц, относящихся к вышеперечисленным категориям, так и среди их родителей или законных представителей, в случае если они ненадлежащим образом исполняют или не исполняют вовсе свои обязанности по воспитанию, содержанию и образованию своих детей. А также в случаях, когда взрослые отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних лиц или жестоко с ними обращаются.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что предупреждение и профилактика преступлений, совершаемых среди несовершеннолетних лиц, осуществляется определенными органами власти и социологическими институтами. Их способы и методы закреплены законодательно, при этом они постоянно корректируются в зависимости как от общей ситуации в стране, так и в соответствии с частными случаями.
Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе ДОКЛАД «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе» Подготовила заместитель директора по ВР Сивак Г. В. 2017 год.
Фотоотчёт о посещении социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних настоятелем Никольского храма Фотоотчёт: Настоятель Никольского храма посетил СРЦН «Солнечный лучик»Каждая встреча с отцом Николаем для воспитанников Цента – огромная.
Педсовет «Система работы педагогического коллектива школы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» План подготовки педагогического совета «Система работы педагогического коллектива по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних».
План работы совета по профилактике правонарушений среди учащихся школы № п/п Мероприятие Ответственные Встречи с работниками ОДН, медицинскими работниками. Беседы с обучающимися по профилактике правонарушений.
Сценарий праздника, приуроченного к юбилею социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «С днем рожденья, «Исток!» (К 13-летию центра) Цель: создание праздничной обстановки; развитие творческих способностей и личных качеств.
Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ со Центр социальной помощи семье и детям Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в ГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям Почепского района».
Психология трудного подростка. Задачи общеобразовательной школы по профилактике преступлений и правонарушений У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.
Родительское собрание «Профилактика уходов несовершеннолетних из дома» Профилактика уходов ребёнка из дома. Цель: профилактика самовольных уходов из дома. Задачи: 1. Совместно с родителями выявить причины самовольных.
Создание социально-психологических условий в работе по профилактике правонарушений в условиях кадетской школы Создание социально-психологических условий в работе по профилактики правонарушений в условиях Первомайской кадетской школы «Я никогда не.
Профилактика употребления ПАВ среди школьников Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей «Профилактика употребления ПАВ» Выработка у подрастающего поколения.
Нужно ли привлекать к уголовной ответственности лиц, не достигших 14-ти лет по ряду тяжких преступлений?
Возраст, по достижении которого лицо можно привлечь к ответственности за совершение тяжкого преступления (в том числе убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование), в России составляет 14 лет (п.2 ст.20 УК РФ). Аналогичную норму в части минимального возраста содержал также Уголовный кодекс РСФСР 1960г. (ст.10). Более того, Уголовные кодексы РФСФР 1922 и 1926 годов также указывали на невозможность применения наказания к лицам, не достигшим 14-летнего возраста.
Возникает вопрос, насколько уместно говорить о невозможности привлечения малолетних (т.е. не достигших возраста 14 лет) к уголовной ответственности за ряд тяжких преступлений в современных условиях? Не пора ли уменьшить «возрастную планку»?
Сам по себе минимальный возраст, с которого лицо можно привлечь к уголовной ответственности, установлен для того, чтобы отделить тех, кто осознает негативные последствия и общественную опасность своих преступных посягательств от тех, кто в силу возраста, понимать их не способен, и поэтому отвечать за совершенное не может.
При этом, в мире есть государства, где указанный возраст меньше, чем в России. Например, в США для преступлений федерального уровня это 11 лет, в Англии – 10 лет, во Франции – 13 лет. В России же традиционно считается, что 10-ти, 12-ти, 13-ти летние убийцы и насильники неподсудны, ибо в силу возраста «не ведают что творят». «Они же дети», да.
Ниже приведены несколько примеров того, что многие малолетние преступники прекрасно осознают, что они делают и каковы разрушительные последствия их действий. Умышленно указываю минимум деталей – читать такое эмоционально тяжело, да и посыл мой вполне понятен без подробностей (для желающих ознакомиться – конкретика по ссылкам ниже):
В г.Златоуст двое шестиклассников 12-ти и 13-лет изнасиловали, а впоследствии, в целях сокрытия преступления, решили убить 9-ти летнюю девочку. (подробнее –тут).
В г.Уфе подростки (предполагаемому виновнику – 13 лет) задушили 8-ми летнюю девочку и в целях сокрытия преступления, сбросили тело в реку (подробности – тут).
В Ленинградской области девочку 12-лет подозревают в соучастии в убийстве и расчленении. В попытке скрыть следы преступления был инсценирован поджог (подробнее – здесь).
Указанные выше преступления объединяет принятие малолетними реальных мер для сокрытия их следов. Очевидно, что скрывают следы совершенного преступления только те, кто прекрасно понимает, что совершает. Знает «что такое хорошо и что такое плохо». И пытается избежать наказания. Которого и не будет, кстати. Желание «замести следы», подобно опытным преступникам, выдает таких «детей» с головой. Почему же тогда они неподсудны? Потому что законодатель считает (вопреки всем фактам), что они в силу возраста не понимают, что делают!
Максимум, что может им грозить – это помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (спецшкола-интернат). Можно наверное возразить, что данные спецшколы немногим отличаются от воспитательных колоний. Кроме одного – максимальный срок пребывания в такой «школе» не может превышать три года, и поместить туда можно только с 11 лет. Независимо от тяжести совершенного преступления. Или преступлений.
Я считаю, что минимальный возраст, необходимый для привлечения к ответственности по ряду тяжких преступлений против личности и половой свободы и неприкосновенности (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование) нужно снизить. Например, до 10 лет. При этом в каждом конкретном случае необходимо проводить комплексное психиатрическое обследование малолетнего преступника с целью установить, понимал ли он значение своих преступных действий и мог ли ими руководить. Малолетний возраст индульгенцией быть не должен. А что думаете вы?
Преступления совершенные несовершеннолетними примеры
Библиографическое описание: Селиванова М. А. К вопросу о причинах и условиях преступности, связанной с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступлений / М. А. Селиванова // Государство и право: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 191-193.
Изучение причин преступности одна из фундаментальных задач криминологической науки. Как писал известный философ и естествоиспытатель Р. Карнап, «причинное отношение означает предсказуемость».
Вопрос о причинах преступности возникал с древнейших времен существования человека. Так, Платон и Аристотель полагали, что причиной преступности является социальная неустроенность общества. Морелли утверждал, что человек становится преступником вследствие неправильной организации общества, и видел источник всех зол в частной собственности.
На современном этапе, по мнению Ю.М Антоняна, причины преступности в современной России заключаются в следующем:
1. Резкое расслоение общества на очень богатых и очень бедных, различия между которыми не смягчаются наличием так называемого третьего класса – его в России попросту нет, отмечая, что этот фактор представляет собой значительную криминогенную опасность не сам по себе, а по своим социальным и психологическим последствиям и в связи с другими социальными явлениями, прежде всего общей слабостью российского общества и государства;
2. Недостаточное развитие экономики России, несбалансированность и противоречивость экономических отношений, пороки хозяйственного механизма и экономической политики, а также недостатки в системе распределительных отношений;
3. Утеря прежнего государственного патронажа;
4. Низкий уровень нравственности части населения
5. Традиционная агрессивность, привычка людей в России решать все свои проблемы с помощью насилия.
Независимо от того, какие бы теми или иными авторами ни назывались причины преступности, их невозможно изучать отдельно от условий, способствующих совершению преступления, которые, по мнению А.С. Сахарова, можно поделить на объективные, субъективные и условия нравственного формирования субъекта (условия воспитания в семье, ближайшее бытовое окружение, влияние школы, организацию быта и досуга, культурно-образовательный уровень).
На первом месте среди условий, оказывающих влияние на формирование личности, находится семья. О важности семейного института и правильного воспитания ребенка писали многие ученые, не только криминологи, но и социологи, психологи и даже политологи. «Воспитание, – писал А.С. Макаренко, – есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте родители и педагоги». По мнению В.В. Зритнева, нездоровая обстановка в семье ведет к резкому возрастанию противоречий между такими компонентами и мотивациями подростка как цель и средство ее конкретного достижения, намерение и мотив, побуждение и результат, желание и необходимость [1, С.183].
Существующие отклонения в сфере семейного воспитания предлагается рассмотреть, используя следующий структурный подход:
1. материально-бытовые условия семьи;
2. состав и структура семьи;
3. нравственная позиция семьи;
4. воспитательная и педагогическая позиция.
В результате проведенного изучения уголовных дел было установлено, что более чем в 80% случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений материальный уровень достатка семьи, в которых проживали несовершеннолетний был ниже среднего, отсутствовали необходимые бытовые условия. Основной заработок родителей составляли социальные пособия на детей, пенсии, случайные заработки.
Другая из существующих проблем современного российского общества – неполные семьи, где воспитанием ребенка занимается один из родителей. Объясняется это тем, что отсутствие одного из родителей (как правило отца) не только ограничивает воспитательные возможности, но и порождает известную безнадзорность, которая является объективной предпосылкой вовлечения несовершеннолетних в криминогенные группировки сверстников, в притоны, содержащиеся взрослыми преступниками [2, 268]. По мнению К. Бартола, супружеские пары, располагающиеся на низших ступенях социоэкономической лестницы, имеют самые высокие показатели разводов, в то время как у пар, принадлежащих к высшему и среднему классу, эти показатели ниже. Таким образом, возможно, что факторами, непосредственно обуславливающими делинквентность, являются не сами по себе неполная семья или воспитание одним родителем, а, по-видимому, некоторая комбинация взаимодействующих факторов – бедности, трудовой занятости, образования и ряда других [3, С.48].
По результатам исследования, проведенного авторами, была выявлена следующая тенденция: более 50% несовершеннолетних, вовлеченных в совершение преступлений, на момент его совершения воспитывались одним из родителей, преимущественно матерью. Их характеристик с места учебы, проживания несовершеннолетнего видно, что в случае стабильного материального положения семьи, обусловленного высокой занятостью единственного родителя, несовершеннолетний не чувствует над собой должного контроля, становится неуправляемым, подпадает под отрицательное влияние старших по возрасту лиц.
Немалое значение на формирование личности несовершеннолетнего оказывает нравственная позиция семьи, к которой можно отнести как существующие взаимоотношения между ее членами, в том числе между родителями и детьми, так и наличие положительного (отрицательного) примера со стороны старших по возрасту лиц, в том числе братьев и сестер.
Так, для детей, подвергшихся семейному насилию характерно:
— отсутствие интереса к познавательной деятельности;
— отсутствие способности к эмпатии (сочувствию, сопереживанию), глубоким эмоциональным переживаниям;
— стремление к получению простых удовольствий без определенного волевого усилия и труда;
— склонность к индивидуальной и особенно групповой жестокости;
— повышенная подверженность влиянию взрослых правонарушителей или групповому воздействию [4, С.40].
О том, насколько важна доброжелательная атмосфера любви и взаимопонимания внутри семьи между взрослыми и детьми, говорят следующие статистические данные: 98% благополучных школьников и 87% подростков-правонарушителей ответили, что решающую роль в предотвращении преступлений сыграло бы создание благоприятной обстановки в семье [5, С.90]. Неудивительно, что в семьях, где родители ведут аморальный образ жизни, злоупотребляют алкоголем, не имеют постоянного источника дохода, а также имеют судимости, такое поведение становится нормой для подрастающего поколения. Из материалов изученных автором уголовных дел прослеживается следующая тенденция: около 20% случаев в семьях, где несовершеннолетние были вовлечены в совершение преступления, имелся отрицательный пример родителей, которые имели судимости за совершение различных преступлений. Думается, что фактически этот процент является более высоким, т.к. не во всех уголовных делах, возбужденных в отношении несовершеннолетних, которые были вовлечены в совершение преступлений взрослыми лицами, имеется полная информация об их родителях, в том числе наличии у них судимостей. Однако анализируя имеющиеся характеристики и акты обследования материально-бытовых условий можно сделать заключение об образе жизни их семьи: частое употребление родителями алкоголя, в том числе совместно с несовершеннолетним, эпизодические скандалы, отсутствие надлежащего контроля над детьми.
Педагогическая и воспитательная позиция семьи отражает осуществляемый родителями контроль за успеваемостью подростков в школе, их поведением, выбор методов воспитания, среди которых нередко присутствуют и насильственные методы. Между тем, результат проявленной в отношении ребенка агрессии со стороны взрослых лиц имеет двоякие последствия. С одной стороны, от безысходности и не желания жить в таких условиях, подростки совершают побег из дома, ведут скитальческий образ жизни, пополняя ряды беспризорных и безнадзорных детей, где легко поддаются пагубному влиянию криминальных элементов, в том числе старших по возрасту лиц, рискуя быть вовлеченным в совершение преступлений. С другой стороны, нездоровый, конфликтный климат в семье, ссоры, насилие, жестокость выступают мощным криминогенным фактором, формирующим насильственную иную противоправную мотивацию, способствуют «привыканию» к такому стереотипу поведения [6, С.60], что также не может не отразиться на формировании у несовершеннолетнего антиобщественных установок.
Таким образом, семейное неблагополучие является одним из факторов, способствующему вовлечению несовершеннолетнего в совершение преступлений, когда отсутствие доверительных взаимоотношений в семье, должного контроля со стороны родителей и осуществлениями ими лежащих на них воспитательных функций, приводит к тому, что несовершеннолетние попадают под отрицательное влияние криминальных элементов, в том числе неоднократно судимых, которые вовлекают их в совершение преступлений. Специалисты говорят о срабатывании так называемых компенсаторных механизмов: невостребованность потенциальных возможностей подрастающего поколения государством и обществом компенсируется их востребованностью преступным миром [7, С.48].
Литература:
1. Зритнев В.В. Правонарушения несовершеннолетних как социальная проблема современной России и предмет социологического анализа// Вестник Ставропольского Государственного Университета. 2007. №53.
2. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних.
3. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
4. Галюкова М. Детская депривация как фактор насилия в современном обществе//Альма-матер. 2006. №9.
5. Иншакова М.С. Негативные аспекты семейной жизни как фактор преступного поведения// Вестник Московского университета МВД России. 2009. №1.
6. Базырова Б.А. Насилие в семье и его влияние на рост беспризорности несовершеннолетних//Современное право. 2007. №9.
7. Силанов К.С. Преступления несовершеннолетних с повышенной общественной опасностью: Учебно-методическое пособие/К.С. Силанов. – М.: Юнити-Дана, 2005.