Профстандарт социального педагога
Профессиональный стандарт социального педагога предназначен для определения обязанностей сотрудника и требуемых от него знаний и умений. Он обязателен для бюджетных организаций, а в частном секторе применяется для определения квалификационных критериев и корректной организации кадрового делопроизводства.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
Нормативные основы использования профстандартов
Современное отечественное законодательство содержит следующие акты, регулирующие применение стандартов для профессий:
- Федеральный закон №122-ФЗ, внесший соответствующие изменения в ТК РФ и Закон об образовании. Например, в ТК была включена статья 195.3, установившая обязательное применение профстандартов для должностей, к которым законодательно установлены особые требования.
- Статья 57 ТК РФ, указующая на необходимость профстандартов для профессий, имеющих льготы, компенсации или ограничения.
- Постановление Правительства №584, принятое 27.06.16. В соответствии с ним организации, находящиеся под контролем государства, должны применять профстандарты на обязательной основе.
На основе этих документов можно сказать, что профстандарты необходимы:
- Когда требования к должности специально прописаны в законодательстве.
- Если организация контролируется государством.
В других случаях, в соответствии с ч. 2 ст. 195.3 ТК, они применяются как база для установления квалификационных параметров сотрудников. И тогда они используются на добровольной основе. Для руководителей в частном секторе их использование несет следующие преимущества:
- Наведение порядка в кадровых документах – штатном расписании, правилах распорядка, должностных инструкциях.
- Документирование критериев, на основании которых будет происходить оценка уровня сотрудников и кандидатов на позиции.
- Уменьшение вероятности возникновения конфликтов при проверках контролирующими инстанциями трудовой документации.
Внимание! Наряду с профстандартами продолжают действовать классификаторы должностей ЕКС и ЕТКС. При возникновении противоречий между их положениями работодатель сам вправе выбрать предпочтительный вариант.
Нюансы составления профстандарта социального педагога
В 2017-м году Минтруд утвердил профстандарт 01.005, документирующий параметры позиции специалиста в области воспитания, куда входит и должность социального педагога.
Во вводной части документа содержатся сведения о целях профессиональной деятельности и её группе по классификаторам ОКВЭД и ОКЗ.
Далее дается информация о трудовых функциях, осуществляемых специалистом. Для них приведены коды и сведения об уровне их сложности. Они разделены на две группы: обобщенные (основные) функции и их составляющие. Документ содержит шесть обобщенных функций, каждая из которых состоит из трех составляющих. Например, обобщенная функция социально-педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации включает следующие составляющие: планирование мер по социально-педагогической поддержке, их организация и организационно-методологическое обеспечение.
Следующий раздел включает подробную информацию об основных функциях и их составляющих. Для каждой функции приведены следующие сведения:
- происхождение и наименование специалистов, которые могут её выполнять;
- требования к уровню образования и трудового опыта;
- дополнительные характеристики;
- особые условия.
Так, функция социально-педагогической поддержки обучающихся требует наличия у специалиста высшего (среднего) образования педагогического профиля или непрофильного образования, но с наличием дополнительного профессионального обучения. Также ему необходимо пройти успешный медосмотр и не иметь ограничений на педагогическую деятельность.
Для составляющих приведены трудовые действия и требуемые специалисту умения и знания. Так, планирование социально-педагогической поддержки обучающихся требует от специалиста владения тринадцатью умениями (разрабатывать профильные программы, оказывать первую помощь и пр.) и знаниями в восемнадцати областях (мировых и российских отраслевых нормативных актов и пр.). Они дают возможность специалисту выполнять шесть трудовых действий (разрабатывать профилактические меры, организовывать мероприятия по социализации и пр.).
В заключении приводится список организаций, отвечающих за создание документа.
Внимание! Для дополнительных характеристик положений, не упомянутых в документе (полномочия, трудовые права и пр.), используются должностные инструкции, разделы трудового договора, а также иные кадровые документы.
Применение профстандарта организацией
Процесс внедрения профстандартов в делопроизводство организации-работодателя рекомендуется выполнять следующим образом:
- Подготовка регламента, в котором будут отражены этапы внедрения и ответственные за них.
- Исследование деятельности организации и её сотрудников с учетом отраслевой специфики.
- Подбор подходящих по профилю профстандартов и внесение соответствующих изменений в имеющуюся трудовую документацию.
- Проведение анализа квалификации работников на основе проделанных изменений.
- Перераспределение нагрузки, переименование должностей и проведение иных организационных мероприятий.
После окончания данных процессов работодатель сможет:
- Обоснованно отказывать претендентам на трудоустройство из-за их несоответствия квалификационным критериям.
- Требовать от подчинённых мер по повышению их уровня квалификации.
- Корректно проводить аттестацию сотрудников.
Внимание! Трудовой кодекс не дает возможность работодателю уволить сотрудника из-за его несоответствия параметрам, установленным в профстандарте. Тогда можно попробовать перевести работника на другую должность по ст. 72.1 ТК РФ.
Профстандарты и квалификационные требования для педагогических работников
Минтруд РФ с 01.01.2017 ввел в действие обязательность использования профстандарта для педагогов. Его необходимо применять, формируя кадровую политику, управляя работниками, организовывая учебу и аттестацию педагогов и заключая с ними трудовые соглашения.
Содержание профстандарта для педагогов
Профстандарт представляет собой форму, в квалификации которой указаны требования к кандидату на должность педагогического работника. Минтруд РФ Приказом от 12.04.2013 № 147н ввел в действие единообразный формат для документа.
Определяя квалификационные требования по должностям педагогических работников, нужно применять единый макет. Он включает 4 раздела:
- Общий (отражается цель и наименование вида профдеятельности, вид экономической деятельности и пр.).
- Описание трудовых обязанностей (описывается трудовой функционал, указывается квалификационный уровень).
- Обобщенные трудовые функции (установленные к уровню образования и опыту работы).
- Информация об учреждениях, принимавших участие в разработке документа.
Приказом Минтруда РФ от 18.10.2013 № 544н введен в действие профстандарт «Педагог», который обновлялся два раза — в 2014 и 2016 годах. Он касается работы педагогов дошкольного и школьного обучения.
Квалификационные требования
Педагоги дошкольного и школьного уровней могут работать над проектированием и воплощением в жизнь как процессов образовательного характера, так и программ общего образования. Стандарт включает в себя и дошкольное, и три уровня школьного обучения: начальное, среднее и основное.
Претендуя на работу, соискатель должен обладать высшим или средним профобразованием (специальность «Образование и педнауки» или в той сфере, которая соответствует предмету). Квалификационные требования к работникам образования предусматривают возможность иметь высшее или среднее профильное образование и дополнительное по тому направлению, по которому учреждение ведет деятельность. Установленные нормативы для продолжительности практического опыта деятельности отсутствуют.
Квалификационные требования по должностям
Продолжается внедрение ряда профстандартов для отдельных направлений работы педагогов.
Профстандарт для педагога-психолога
Ведет работу в части психологического и педагогического сопровождения процессов обучения в школах, учреждениях среднего и дополнительного профобразования, высших учебных заведениях. Этот специалист помогает обучающимся, у которых возникают проблемы и сложности при освоении программ.
Претендент на должность обязан иметь высшее образование по профильному направлению. Опыт не требуется.
Профстандарт специалиста в области воспитания
Специалист в области воспитания осуществляет:
- организацию процесса воспитания;
- библиотечную деятельность и работу с объединениями детей;
- реализацию процессов тьюторского сопровождения и социально-педагогической поддержки.
Профстандарт педагога дополнительного образования
В обязанности такого сотрудника включена организация работы, связанной с преподаванием дополнительных программ, методикой их реализации.
Претендент должен обладать высшим или средним профобразованием в сфере обучения и педагогики. Существует возможность профессиональной переподготовки.
Квалификационные требования к работникам вузов
Приказом Минтруда РФ от 08.09.2015 № 608н утвержден стандарт, касающийся педагогов профессионального обучения.
В документ включены требования к работнику, касающиеся:
- преподавания программ профессионального обучения, в том числе аспирантуры;
- обеспечения проведения учебно-производственного процесса;
- сопровождения группы учащихся педагогического и методического (в части реализации программ) характера;
- обеспечения мероприятий по профориентации.
Научно-методическая работа находится в компетенции сотрудника. К ней отнесены:
- формирование программ;
- составление пособий для учебы.
Установленные к соискателю требования находятся в зависимости от той ступени профобразования, на которой он планирует работать.
Наличие профессионального образования по предмету, дисциплине.
Наличие педагогического образования — профпереподготовка по дисциплине для обучения.
Отсутствие — ДПО в сфере профобразования.
- повышение уровня квалификации не реже 1 раза в 3 года;
- проверка у сотрудника знаний по охране труда.
При запланированном обучении дисциплинам профессионального цикла у претендента должен иметься трудовой опыт в конкретной сфере (врач, финансист, дизайнер).
Запреты и ограничения
Существует ряд условий, при наличии которых лицо не будет допущено к ведению педагогического процесса.
- наличие судимости;
- лишение права осуществлять подобную деятельность;
- признание человека недееспособным.
Педагоги дошкольного и школьного уровней обязаны проходить проверки в процессе медосмотра. Если обнаружена болезнь (например, в сфере психиатрии), которая препятствует дальнейшей образовательной деятельности, работать в учреждениях сферы педагогики запрещено.
Отсутствие успешных результатов прохождения аттестации станет ограничением для работы. По действующему законодательству, педагоги постоянно должны подтверждать факт соответствия занимаемой должности. Исключением являются преподаватели высших заведений с учеными званиями.
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Профстандарты социального педагога
Сейчас одной из важных задач, стоящей перед Министерством образования, является повышение цифровой компетенции педагогов. Цифровая компетенция — это владение ИКТ, умение проводить онлайн-уроки. Весной многие школы столкнулись с трудностями при организации образовательного процесса на дистанте. Одна из причин — неумение учителей использовать ИКТ в работе.
Некоторые педагоги не хотят переучиваться, предпочитая традиционную методику преподавания. Раньше директор учебного заведения не имел права отправлять сотрудников на курсы компьютерной грамотности без их согласия. Но, в соответствии с новыми профстандартами 2020 года, теперь все учителя должны быть уверенными пользователями ПК и применять ИКТ в своей работе.
Данный документ необходим для улучшения современной модели школьного образования. Многие учителя работают по привычным методикам, не используя другие возможности. Их инструментарий для обучения ограничен, что сказывается на результатах школьников.
Применение профстандартов позволит сформулировать точные критерии к компетенциям педагогов и других школьных специалистов. Директор сможет оценить эффективность работы своих сотрудников по выполнению целевых показателей. На основе полученных данных он может принять решение о необходимости повышения квалификации учителя.
В новом профстандарте, который должен быть введен во всех школах в 2021 году, центральное место занимает цифровая компетенция педагогов. Это связано с низким качеством дистанционного образования. У большинства учителей возникли трудности с организацией дистанционного обучения. Теперь директор имеет право требовать от своих сотрудников использования ИКТ для проведения уроков.
Профстандарт не является универсальным документом для всех учителей. Для каждого специалиста разрабатывают критерии к его компетентности. Также будут различаться требования для дошкольных и школьных работников.
Директор должен привести в соответствии с новым профстандартом и должностную инструкцию. В ней необходимо указать:
‣ должность сотрудника;
‣ список критериев, которым должен соответствовать специалист или соискатель на должность;
‣ описание трудовой функции.
На данный момент в Законодательстве Р Ф нет общепринятой должностной инструкции педагога. Поэтому директор ориентируется на другой обязательный документ — профессиональный стандарт.
Благодаря изменениям в профстандарте директор теперь может требовать от учителей:
‣ использовать цифровые технологии в своей работе;
‣ выполнять требования нацпроекта «Образования»;
‣ улучшать функциональные навыки учащихся;
‣ проводить уроки в формате онлайн-конференции.
В новом профстандарте «Учитель» указано, что педагоги должны внедрять в образовательный процесс новые методики и по-новому реализовывать привычные инструменты для обучения. Например, учителя должны писать индивидуальные программы для школьников, уделять больше внимания профориентации своих подопечных. Одно из обязательных условий — проведение онлайн-уроков.
Теперь всем педагогам придется использовать цифровые технологии в своей работе. Даже тем, кто является активным сторонником традиционных методик преподавания. Школьные учителя должны развивать цифровые компетенции у учащихся. Также им придется оценивать результаты промежуточной и итоговой аттестации посредством онлайн-занятий.
Директору следует поручить своему заместителю по учебно-воспитательной работе контроль за выполнением новых требований. Нужно создать отдельный проект с добавлением целевых показателей нацпроекта «Образования». Это позволит директору оценить соответствие своих сотрудников новым профессиональным стандартам.
ПРОФСТАНДАРТЫ
В соответствии с частью первой статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Так, на основании части 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно — СПО и ВО) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно требованиям к образованию и обучению, установленным профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. N 544н (далее — профстандарт), лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование (далее — ВО) или среднее профессиональное образование (далее — СПО) в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо ВО или СПО и дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО) по направлению деятельности в образовательной организации.
Требование профстандарта о наличии ВО или СПО в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
Требование о получении ДПО по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих ВО или СПО в рамках укрупненных групп направлений подготовки ВО и специальностей СПО «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Обеспечение прав и социальных гарантий уже работающих специалистов (в сфере образования — педагогических работников, имеющих ВО или СПО по направлениям подготовки, специальностям, не соответствующим профессиональным образовательным программам в области образования и педагогических наук) осуществляется с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» (далее — постановление N 584).
Постановлением N 584 предусматривается, что профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются организациями, перечисленными в постановлении, поэтапно на основе утвержденных указанными организациями с учетом мнения представительного органа работников планов по организации применения профессиональных стандартов (далее — планы), в которых предусматривается:
‐ определение списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в организации;
‐ определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований, содержащихся в профессиональных стандартах, и кадрового состава организаций;
‐ проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.
Срок реализации мероприятий планов организациями — не позднее 1 января 2020 года.
Согласно части четвертой статьи 196 ТК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.
Внедрение профессионального стандарта также не может служить основанием для изменения условий трудового договора по инициативе работодателя в соответствии со статьей 74 ТК РФ.
Профстандарты социального педагога
в Министерстве юстиции
26 января 2017 года,
регистрационный N 45406
УТВЕРЖДЕН
приказом
Министерства труда и
социальной защиты
Российской Федерации
от 10 января 2017 года N 10н
Специалист в области воспитания
Содержание
I. Общие сведения
Педагогическая деятельность в области воспитания обучающихся
(наименование вида профессиональной деятельности)
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Организация воспитательного процесса с целью духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития и позитивной социализации обучающихся на основе формирования у них опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей
Педагогические работники в средней школе
Педагогические работники в начальном образовании
Педагогические работники в дошкольном образовании
Специалисты в области образования, не входящие в другие группы
Отнесение к видам экономической деятельности:
Образование начальное общее
Образование основное общее
Образование среднее общее
Образование профессиональное среднее
Образование дополнительное детей и взрослых
(наименование вида экономической деятельности)
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции
уровень (подуровень) квалификации
Социально-
педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации
Планирование мер по социально-
педагогической поддержке обучающихся в процессе социализации
Организация социально-
педагогической поддержки обучающихся в процессе социализации
Организационно-
методическое обеспечение социально-
педагогической поддержки обучающихся
Организация деятельности детских общественных объединений в образовательной организации
Оказание обучающимся педагогической поддержки в создании общественных объединений
Педагогическое сопровождение деятельности детских общественных объединений
Развитие самоуправления обучающихся на основе социального партнерства социальных институтов
Организационно-
педагогическое обеспечение воспитательного процесса
Организационно-
педагогическое обеспечение проектирования и реализации программ воспитания
Организация работы по одному или нескольким направлениям внеурочной деятельности
Организационно-
методическое обеспечение воспитательной деятельности
Воспитательная работа с группой обучающихся
Планирование воспитательной деятельности с группой обучающихся
Организация социально и личностно значимой деятельности группы обучающихся
Организационно-методическое обеспечение воспитательного процесса в группе обучающихся
Библиотечно-
педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования
Информационно-
библиотечное сопровождение учебно-
воспитательного процесса
Проведение мероприятий по воспитанию у обучающихся информационной культуры
Организационно-
методическое обеспечение мероприятий по развитию у обучающихся интереса к чтению
Тьюторское сопровождение обучающихся
Педагогическое сопровождение реализации обучающимися, включая обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
Организационно-
методическое обеспечение реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Социально-педагогическая поддержка обучающихся в процессе социализации
Происхождение обобщенной трудовой функции
Заимствовано из оригинала
Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий
Требования к образованию и обучению
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо
Высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению профессиональной деятельности в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе с получением его после трудоустройства
Требования к опыту практической работы
Особые условия допуска к работе
Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
Статьи 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.308; 2010, N 52, ст.7002; 2013, N 27, ст.3477; 2014, N 52, ст.7554; 2015, N 1, ст.42).