Что такое административное задержание и на каких основаниях производится
Административное задержание лица – это ограничение его свободы на срок до 3-48 часов для обеспечения рассмотрения дела или исполнения принятого по нему решения. Задержание относится к мерам обеспечения, применяемым в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Порядок административного задержания регулируется статьями 27.3-27.6 КоАП РФ.
Что такое административное задержание: особенности и отличия от доставления
Важно понимать, что такое административное задержание. КоАП РФ определяет эту меру как исключительную, то есть применяемую только тогда, когда в ней действительно есть необходимость (ч. 1 ст. 27.3). Однако на практике зачастую задерживают не потому, что это нужно сделать, а потому, что можно задержать. И это повод для обжалования, а незаконность действий – основание для возмещения вреда (ч. 2 ст. 27.1).
Правомерное задержание должно отвечать следующим условиям:
- Задержанный совершил административное правонарушение (есть основания так считать).
- Задержание необходимо – без такой меры дело не будет рассмотрено правильно и своевременно, или возникнут проблемы с исполнением решения (наказания).
- Задержание осуществлено должностным лицом, которое указано в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, и такое лицо вправе было задержать правонарушителя, учитывая характер нарушения.
- В процессе задержания и в ходе содержания задержанного под стражей были соблюдены его права и интересы, а также порядок и условия, предусмотренные КоАП и другими нормативно-правовыми актами.
Задержание нередко путают с доставлением. Это тоже мера обеспечения. Путаница возникает из-за того, что доставление часто предшествует задержанию, и для задержанного и то, и другое как бы объединяется в одну процедуру. Кроме того, доставление в принципе невозможно без ограничения свободы передвижения. Однако, это все-таки две разные меры, и нужно понимать, чем они отличаются.
Доставление – принудительное препровождение нарушителя для составления административного протокола. Таким образом, цели доставления и задержания совершенно разные. Доставление не может применяться, если есть возможность составить протокол на месте или нарушение не требует составления протокола. Доставление закачивается, когда лицо прибыло в место составления протокола. Далее возможны составление протокола и освобождение либо применение административного задержания. При этом срок задержания начнет отсчитываться с момента доставления задержанного.
Основания задержания
Основания административного задержания (ч. 1 ст. 27.1 КоАП):
- Пресечение правонарушения.
- Необходимость установления личности, если это нельзя сделать на месте.
- Необходимость составления протокола, если его нельзя составить на месте.
- Обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
- Обеспечение исполнения решения по делу о правонарушении.
При применении оснований, исходя из формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП, следует учитывать:
- нельзя применить административное задержание, если есть основание, указанное в п.п. 1-3, но нет основания, указанного в п.п.4-5;
- можно применить задержание, если есть только основание, указанное в п.п. 4-5, но нет других оснований.
Бытует мнение, что нельзя задержать, если санкция статьи административного правонарушения не предусматривает ареста. Это не так. Указанное обстоятельство влияет только на срок административного задержания, увеличивая его до 48 часов.
Порядок задержания
Порядок административного задержания – статьи 27.3-27.5 КоАП РФ.
Задержание вправе осуществить:
- Сотрудники полиции:
- по делам, которые рассматриваются полицией;
- по делам, по которым сотрудники полиции вправе составить протокол;
- в случае выявления любого административного правонарушения, но при условии, что поступило соответствующее обращение должностного лица, которое вправе составить протокол.
- Должностные лица (сотрудники) Росгвардии, ВАИ, пограничных органов, таможенных органов, ФСИН, ФССП, военной полиции – при выявлении административных правонарушений в пределах своей компетенции (п.п. 2-11 ч.1 ст. 27.3 КоАП РФ).
По факту задержания:
- составляется протокол (ст. 27.4 КоАП);
- уведомляются родственники задержанного, адвокат, руководство по месту учебы или работы – только при наличии соответствующей просьбы задержанного (ч. 3 ст. 27.3 КоАП);
- уведомляются законные представители несовершеннолетнего задержанного;
- уведомляется военная полиция или командование части, если задержан военнослужащий или лицо, находящееся на военных сборах;
- уведомляется учреждение (ведомство, орган), где проходит службу задержанный сотрудник СК, полиции, Росгвардии, ФСИН, ГПС и ФТС.
При необходимости проводится личный досмотр задержанного в порядке ст. 27.7 КоАП.
После оформления документов задержанный помещается в камеру для административно задержанных. Условия и порядок содержания установлены Постановлением Правительства 15.10.2003 № 627 в редакции 2013 года.
Срок задержания – не более 3 часов. Но в исключительных случаях может составлять до 48 часов (части 2 и 3 ст. 27.5 КоАП):
- нарушение госграницы;
- нарушение таможенных правил;
- если нужно время для установления личности или выяснения обстоятельств правонарушения;
- если санкция за правонарушение предусматривает выдворение или административный арест.
Сроки исчисляются (ч. 4 ст. 27.5 КоАП):
- с момента доставления;
- с момента вытрезвления.
К моменту окончания срока задержания, если это возможно, должен быть решен вопрос составления административного протокола и применения административного наказания. Если решение по делу не принято (разбирательство не состоялось), задержанный подлежит освобождению. Вынесение решения о наказании в любом случае означает прекращение административного задержания: нарушитель либо освобождается, либо к нему применяется административный арест.
Если задержание обжаловано и признано незаконным до разбирательства по делу, то задержанный подлежит незамедлительному освобождению. Это не исключает привлечения к административной ответственности.
На практике возможны различные ситуации применения задержания.
Типичная ситуация:
- Выявляется правонарушение.
- Лицо доставляется в отдел полиции.
- Составляется протокол задержания или протоколы о правонарушении и задержании.
- Составляется административный протокол, если не был составлен ранее (например, на момент доставления/задержания не была известна личность нарушителя).
- Принимается решение по административному делу.
Но доставление может отсутствовать. Например, задержать могут прямо на месте правонарушения. Или правонарушитель может скрыться с места, а затем быть задержан, или сам сдаться и после этого оказаться задержанным. Таким образом, на практике бывает много нюансов. Главное, на что нужно обращать внимание – законность задержания, соблюдение сроков и порядка.
В большинстве случаев задержание не применяют, если санкция статьи не предусматривает арест. Но возможны ситуации, когда у человека нет при себе документов, никто не может подтвердить его личность или он пьяный. Еще одни распространенные поводы для задержания – нужно пресечь правонарушение, агрессию или неповиновение со стороны нарушителя.
Статья 27.3. Административное задержание
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ пункт 2 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса изложен в новой редакции
2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
Информация об изменениях:
Пункт 3 изменен с 4 мая 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 92-ФЗ
3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 198-ФЗ в пункт 4 части 1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения
4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
5) утратил силу с 1 июля 2003 г.;
Информация об изменениях:
6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
Информация об изменениях:
9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;
Информация об изменениях:
Пункт 10 изменен с 10 ноября 2017 г. — Федеральный закон от 30 октября 2017 г. N 309-ФЗ
10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда);
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 11 с 29 октября 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 235-ФЗ
11) должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.88 настоящего Кодекса рассматривают органы военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии с пунктом 109 части 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса должностные лица военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 23.88 настоящего Кодекса, в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.
2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ в часть 4.1 статьи 27.3 настоящего Кодекса внесены изменения
4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 132-ФЗ статья 27.3 настоящего Кодекса дополнена частью 4.2, вступающей в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Административное задержание и его процессуальное оформление. Отличие от доставления нарушителя.
Административное задержание — мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица, совершившего административное правонарушение.
Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 КоАП РФ) в качестве процессуальной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Перечень лиц, которые вправе осуществлять административное задержание, указан в статье 27.3 КоАП РФ. В него входят полицейские, сотрудники ведомственной и вневедомственной охраны, сотрудники военной автомобильной инспекции и другие.
Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, не может быть произвольно расширен. Задержанное лицо может попросить об уведомлении его родственников, защитника либо администрации места работы. Это необходимо сделать в кратчайший срок.
Если задержан несовершеннолетний, необходимо в обязательном порядке уведомить его родителей или других законных представителей. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы).
Задержанному нужно разъяснить его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
В случае административного задержания обязательно составление протокола. В нем указывают дату и место его составления, должность, фамилию и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
Протокол об административном задержании подписывает должностное лицо, его составившее, и задержанный. Если задержанный отказывается подписать протокол, об этом в протоколе делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу только по его просьбе.
Срок административного задержания по общему правилу не должен превышать три часа.
Лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, если в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении:
-посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации;
-совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
-о нарушении таможенных правил в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения.
Также на 48 часов может быть задержано лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест.
Срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.
Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 КоАП РФ. Это могут быть изоляторы временного содержания или специальные помещения, например внутри здания районного отдела милиции.
Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, должны содержатся отдельно от взрослых.
Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 1099 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Статья 27.3 КоАП РФ. Административное задержание
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении. Административное задержание вправе осуществлять:
1) должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений, дела о которых в соответствии со статьей 23.3 настоящего Кодекса рассматривают органы внутренних дел (полиции), либо административных правонарушений, по делам о которых в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса органы внутренних дел (полиция) составляют протоколы об административных правонарушениях, а также при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях;
2) старшее в месте расположения охраняемого объекта должностное лицо федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти и организаций, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, военнослужащие войск национальной гвардии Российской Федерации — при выявлении административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
3) должностные лица военной автомобильной инспекции — при выявлении нарушений Правил дорожного движения водителем транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны;
4) должностные лица пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел (полиции) — при выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
5) утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;
6) должностные лица таможенных органов — при выявлении нарушений таможенных правил;
7) военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 19.3, 19.12 настоящего Кодекса, а также административных правонарушений, связанных с причинением ущерба охраняемым ими объекту или вещам либо с посягательством на такие объект или вещи, а равно с проникновением в охраняемую ими зону;
утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;
9) должностные лица, осуществляющие контртеррористическую операцию, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.27 настоящего Кодекса;
10) должностные лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, — при выявлении административных правонарушений, предусмотренных статьями 5.35.1, 13.26, 17.3, 17.8, 17.8.1, 17.9, 17.14, 17.15, частями 1 и 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, а также при выявлении любых административных правонарушений, совершенных в здании суда (помещении суда).
2. Перечень лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с частью 1 настоящей статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
3. По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник.
4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
4.1. Об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная полиция Вооруженных Сил Российской Федерации или воинская часть, в которой задержанный проходит военную службу (военные сборы), а об административном задержании иного лица, указанного в части 1 статьи 2.5 настоящего Кодекса, — орган или учреждение, в котором задержанный проходит службу.
4.2. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с законодательством Российской Федерации, незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты Российской Федерации и соответствующая общественная наблюдательная комиссия.
5. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается соответствующая запись в протоколе об административном задержании.
Комментарии к ст. 27.3 КОАП РФ
1. Под административным задержанием понимается принудительное кратковременное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение. Административное задержание — неотложное действие компетентного должностного лица, обеспечивающее борьбу с административными правонарушениями. Оно применяется в исключительных случаях в целях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. Юридическая природа административного задержания, как и любой иной принудительной меры, определяется целями, достижению которых служит данный правовой институт.
Административное задержание применяется с целью пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления (ст. 27.1 Кодекса) в качестве принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Срок административного задержания лица исчисляется с момента его доставления, а лица, находящегося в состоянии опьянения, — со времени его вытрезвления (ч. 4 ст. 27.5).
3. Конституция РФ, провозгласив и закрепив основные права и свободы граждан, большое внимание уделяет гарантиям неприкосновенности личности (ст. 22). В Российской Федерации никто не может быть подвергнут задержанию, кроме как в случаях, прямо предусмотренных законом.
4. Административное задержание может иметь место только при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения.
5. Административное задержание также не допускается:
а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения (см. ст. 28.6).
6. Административному задержанию не подлежат совершившие правонарушение иностранные граждане, пользующиеся дипломатической неприкосновенностью и предъявившие в подтверждение этого дипломатический паспорт, дипломатическую или консульскую карточку или служебное удостоверение личности.
Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.
В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы (ст. 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп.)); депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий (ст. 13 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изм. и доп.); без согласия прокурора субъекта РФ — депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования (ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп.)) и некоторые другие категории граждан РФ в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
7. Иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, лица без гражданства в случае совершения ими правонарушения могут быть подвергнуты административному задержанию на общих основаниях.
8. Задержанное лицо имеет право потребовать у должностных лиц, задержавших его, сообщить в кратчайший срок о месте своего нахождения родственникам, администрации по месту работы или учебы, а также защитнику. Административное задержание несовершеннолетних, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, осуществляется в дневное время. Если при административном задержании несовершеннолетнего отсутствуют родители или иные законные представители, они в обязательном порядке уведомляются о местонахождении несовершеннолетнего органом, в производстве которого находится дело.
Кроме того, установлено правило, согласно которому об административном задержании военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, незамедлительно уведомляется военная комендатура или соответствующая воинская часть. Об административном задержании члена общественной наблюдательной комиссии незамедлительно уведомляются секретарь Общественной палаты РФ и соответствующая комиссия (ч. ч. 4.1 и 4.2 комментируемой статьи).
9. Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности в соответствии со ст. 25.1 Кодекса, о чем производится запись в протоколе об административном задержании.
Порядок деятельности соответствующих должностных лиц по оформлению административного задержания лица, доставленного в дежурную часть органа внутренних дел, определен Наставлением, утвержденным Приказом МВД России от 1 апреля 2009 г. N 248 (п. п. 18 и 19 Наставления).
10. Перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи, устанавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем следует учитывать, что полиции в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» предоставлено право осуществлять административное задержание.
11. Полномочия должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по осуществлению административного задержания при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц иных государственных органов, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, корреспондируют таким же их полномочиям по доставлению физического лица (см. комментарий к ст. 27.2 Кодекса).
12. Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Неправомерное административное задержание обжалуется физическим лицом в порядке, предусмотренном законодательством (см. гл. 25 ГПК РФ).
13. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. N 9-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. ст. 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.1 КоАП РФ в связи с жалобами граждан (РГ. 2009. 3 июля) определены критерии административного задержания и подчеркнуто право гражданина обжаловать соответствующие действия должностного лица, в том числе и тогда, когда производство по делу прекращено по основаниям, предусмотренным ст. 24.5, в частности, в связи с истечением срока давности привлечения лица к административной ответственности.
Задание 4
Устный опрос по одному из вопросов темы – административный арест как вид административного наказания. При ответе курсант может использовать таблицу, самостоятельно заполненную к занятию (см. подраздел «Подготовка к проведению занятия»).
Заполненная таблица должна выглядеть примерно так:
Сравнительные критерии | Административный арест | Доставление | Административное задержание | Привод |
Нормативное основание | Ст. 3.9, соотв. статьи Особ. части КоАП РФ | Ст. 27.2 КоАП РФ | Ст. 27.3 – 27.6 КоАП РФ | Ст. 27.15 КоАП РФ |
Фактическое основание | Административное правонарушение | Административное правонарушение | Административное правонарушение | Неявка лиц без уважит. причин для рассм. дела |
Цель применения | Предупреждение совершения новых правонарушений | Пресечение админ. правонарушения; обеспечение производства по делу об админ. правонарушении | Пресечение админ. правонарушения; обеспечение производства по делу об админ. правонарушении | Обеспечение своевремен- ного и правильного рассмотрения дела |
На какой срок применяется | До 15 суток, в отд. случаях – до 30 суток | Возможно короткий срок | Не свыше трех часов, в отд. случаях – не более 48 часов | На период рассмотрения дела об адм. правонар. по существу |
Процессуальное оформление | Постановление о назначении администр. наказания | Протокол о доставлении либо запись в протоколе об администрат. правонарушении | Протокол об админ. задержании | Определение о приводе |
Кто вправе назначать (применять) | Только суд | Лицами, указанными в ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ | Лицами, указанными в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ | Судья, орган, должн. лицо, рассматрива- ющие дело по существу |
Информация для преподавателя по теории вопроса. Административный арест является основным наказанием (ст. 3.3 КоАП РФ). Относится к категории наказаний смешанного характера: во-первых, к наказаниям, обращенным на личность нарушителя (арест связан с ограничением конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения), во-вторых, эта мера может быть имущественной. Так, КоАП РСФСР содержал прямое указание на то, что лицам, подвергнутым аресту, за время нахождения под арестом заработная плата по месту постоянной работы не выплачивается (ч. 3 ст. 305). В настоящее время вопросы оплаты труда регулируются Трудовым кодексом РФ. В частности, основания и размеры удержаний из заработной платы установлены ст. 137 ТК РФ.
Это наказание считается одним из самых строгих административных наказаний. Арест устанавливается и назначается в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Анализ норм Особенной части КоАП РФ позволил установить, что административный арест значится в санкциях незначительного количества статей Особенной части КоАП РФ, предусматривающих ответственность за совершение серьезных деяний, таких как, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, мелкое хулиганство и др. Во всех случаях арест является альтернативным наказанием (как правило, в санкциях норм арест значится наряду с административным штрафом, в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ выступает как наказание, альтернативное штрафу или лишению права управления транспортным средством) и применяется, если по обстоятельствам дела с учетом характера совершенного правонарушения и личности правонарушителя применение других наказаний будет признано недостаточным.
Максимальный срок административного ареста по общему правилу составляет 15 суток. Поскольку арест исчисляется в сутках, значит его минимальный срок — 1 сутки. За нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст. 20.5 КоАП РФ) или режима в зоне проведения контртеррористической операции арест может устанавливаться на срок до 30 суток. Как правило, в санкциях статей приводятся максимальные сроки ареста. По ст. 6.12 КоАП РФ арест может быть назначен в пределах от 10 до 15 суток, то есть не менее, чем на 10 суток. В срок административного ареста включается срок административного задержания (ст. 27.5 КоАП РФ).
Административный арест – наказание, которое может применяться лишь к физическим лицам, в том числе должностным (ст. 20.5 КоАП РФ). Кодексом четко определена категория лиц, к которым арест не применяется:
▪ беременные женщины, женщины с детьми до 14 лет, несовершеннолетние, инвалиды 1 и 2 групп (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);
▪ военнослужащие, призванные на военные сборы граждане, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и др. в случае совершения ими правонарушений, указанных в ст. 2.5 КоАП РФ.
Процессуальными особенностями назначения наказания в виде административного ареста являются следующие:
■ при рассмотрении дела об административном правонарушении присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обязательно (ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ);
■ сведения, истребуемые по определению органа, в производстве которого находится дело о правонарушении, должны направляться незамедлительно по получении организацией соответствующего определения (ст. 26.10 КоАП РФ);
■ лицо, в отношении которого ведется производство, может быть подвергнуто административному задержанию на срок до 48 часов (ч. 3 ст. 27.5 КоАП РФ);
■ протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения) (ч. 2 ст. 28.8 КоАП РФ);
■ административный арест применяется только судом (ст. 3.9 КоАП РФ);
■ дело о правонарушении рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, – не позднее 48 часов с момента задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ);
■ жалоба на постановление судьи о назначении ареста подлежит направлению для рассмотрения в вышестоящий суд в день ее получения судом, вынесшим постановление (ч. 2 ст. 30.2 КоАП РФ);
■ если лицо, привлеченное к ответственности, отбывает административный арест, то его жалоба на постановление по делу подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи (ч. 3 ст. 30.5 КоАП РФ);
■ решение по жалобе на постановление по делу доводится до сведения исполняющего его органа, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения (ч. 3 ст. 30.8 КоАП РФ);
■ исполнение постановления по делу при наличии определенных условий может быть отсрочено на срок до одного месяца (ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ);
■ принесение протеста на постановление не приостанавливает исполнение этого постановления (ч. 2 ст. 31.6 КоАП РФ);
■ постановление судьи об административном аресте исполняется немедленно после его вынесения (ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ).
Исключение возможности приостановления исполнения постановления об административном аресте в случае его обжалования в установленные законом сроки вызывает определенные возражения, так как оно приводит к нарушению соблюдения конституционных прав граждан на судебную защиту, к уменьшению гарантий предотвращения судебной ошибки при назначении административного ареста. В связи с этим полагаем, что необходимо внести в КоАП РФ изменения, которые исключали бы возможность немедленного исполнения постановления о назначении наказания в виде административного ареста.
Административный арест как административное наказание необходимо отличать от:
■ мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, таких как, административное задержание (ст. 27.3 – 27.6 КоАП РФ), доставление (ст. 27.2 КоАП РФ), задержание транспортного средства (ст. 27.14 КоАП РФ), арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ), привод (ст. 27.15 КоАП РФ). Перечисленные меры административного принуждения от административного ареста отличаются прежде всего по целям их применения.
■ ареста (ст. 54 УК РФ), ограничения свободы (ст. 53 УК РФ), содержания в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ), лишения свободы (ст. 56, 57 УК РФ) как наказаний, назначаемых за совершение уголовных преступлений.
Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, под стражей. Исполнение постановления о назначении административного ареста возлагается исключительно на органы внутренних дел (ст. 32.8 КоАП РФ). Немедленно после вынесения постановления арестованное лицо препровождается в орган внутренних дел для помещения под стражу.
Порядок отбывания административного ареста определен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г.
Лица содержатся в специальных приемниках органов внутренних дел для содержания лиц, арестованных в административном порядке. В приемниках арестованные находятся в закрытых на замки камерах под постоянной охраной. Камеры оборудуются в соответствии с требованиями, предъявляемыми МВД России к камерам изоляторов временного содержания ОВД (Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД (разд. 3): утв. приказом МВД России от 26 января 1996 г. № 41). Арестованные обязаны выполнять требования режима содержания, определяемые правилами внутреннего распорядка спецприемников (утверждены приказом МВД России от 6 июня 2000 г. № 605). На физических работах эти лица могут быть использованы только с их согласия.
За самовольное оставление места отбывания административного ареста наступает ответственность по ст. 20.25 КоАП РФ.