Размер стандартного машиноместа в подземном паркинге
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 декабря 2016 г. № 792 “Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места”
В соответствии с частью 6.2 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4344; 2016, № 1, ст. 51; № 18, ст. 2484, 2495; № 23, ст. 3296; № 26, ст. 3890; № 27, ст. 4198, 4237, 4248, 4284, 4287, 4294) приказываю:
1. Установить минимально и максимально допустимые размеры машино-места согласно приложению.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.
Министр | М.С. Орешкин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2016 г.
Регистрационный № 44872
Приложение
к приказу Министерства
экономического развития РФ
от 7 декабря 2016 г. № 792
Минимально и максимально допустимые размеры машино-места*
1. Минимально допустимые размеры машино-места — 5,3 х 2,5 м.
2. Максимально допустимые размеры машино-места — 6,2 х 3,6 м.
* Размер устанавливается в отношении одного машино-места.
Обзор документа
С 1 января 2017 г. становится возможной госрегистрация прав на машино-места.
Определены минимально и максимально допустимые размеры машино-места. Они рассчитаны в соответствии со СНиП.
Минимально допустимые размеры машино-места — 5,3 x 2,5 м, максимально допустимые — 6,2 x 3,6 м.
Максимально допустимые размеры машино-места рассчитаны исходя из максимальных габаритов (длины и ширины) легковых автомобилей, размещаемых на машино-местах, с учетом минимально допустимых зазоров безопасности, расстояния между автомобилями на местах стоянки и конструкциями здания.
Приказ вступает в силу с 1 января 2017 г.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Размер стандартного машиноместа в подземном паркинге
Закон разделяет три понятия: «коллективные автостоянки», «парковки» и «машино-места».
Коллективная автостоянка, расположенная на придомовой территории, пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) включена в состав общего имущества. Собственники не вправе выделять ее в самостоятельный объект, устанавливать ограничители парковки с надписью «Мое парковочное место» и совершать иные подобные действия (ст. 37 ЖК РФ).
Парковка (парковочное место) – это специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка (п. 21 ст. 1 ГК РФ). То есть, парковочное место предполагает определенное оформление в соответствии с требованиями технических регламентов и иных нормативных актов (нанесение знака разметки, парковки, установка паркомата и пр.).
Понятие машино-места было введено с 01.01.2017 г. в п. 29 ст. 1 ГК РФ а также в ст. 130 ГК РФ. Машино-место – это предназначенная исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенная часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке.На машино-место должен быть документ о праве собственности с указанием правообладателя данного объекта.
До 01.01.2017 г. машино-места не имели статуса в виде самостоятельного объекта недвижимого имущества. Наиболее распространенной была такая ситуация: в многоквартирном доме нежилым помещением, входящим в состав общего имущества, был подземный паркинг. А доли внутри такого паркинга относились на собственников помещений многоквартирного дома. Также в ряде домов встречаются ситуации, когда часть машино-мест в подземном паркинге является зарегистрированной за отдельными собственниками, а часть относится к общему имуществу.
После 1 января 2017 года машино-места чаще всего продаются застройщиками как отдельные объекты недвижимости и допускается ситуация, при которой собственник машино-места не является собственником помещения (квартиры) внутри самого многоквартирного дома.
Права и обязанности собственника машино-места
Применительно к многоквартирному дому собственник машино-места обладает такими же правами, как и собственник жилого или нежилого помещения. Собственник машино-места указывается в реестре собственников, обязанность ведения которого возлагается законом на управляющую домом организацию. Кроме того, собственник машино-места вправе принимать участие в общих собраниях, получать в установленные сроки информацию, состав которой (подлежащий раскрытию) определен в законе.
В части обязанностей на собственника машино-места возлагается несение бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, а также оплата иных платежей и сборов, определенных в законе или по решению общего собрания собственников помещений.
Что и как оплачивает собственник машино-места
В соответствии с п. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника машино-места в многоквартирном доме включает в себя:
-плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
— взнос на капитальный ремонт;
— плату за коммунальные услуги.
В части коммунальных услуг регулирование строится на Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).
В Правилах № 354 к нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
В части внесения платы за текущее содержание машино-места управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
а) размер платы за содержание устанавливается на основании решения общего собрания (ст. 44 РФ)
б) несмотря на то, что в силу п. 31 Правил № 491 указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений, есть судебная практика, которая позволяет устанавливать дифференцированные тариф для разных категорий собственников (ранее о такой возможности сообщил Конституционный суд в постановлении от 29.01.2018 № 5-П; кроме того, есть похожая практика у арбитражных судов, например, решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-1779/2019 от 25.04.2019 г. было определено, что установление дифференцированного тарифа за содержание нежилых помещений, не являющихся общим имуществом МКД, в сумме 30 руб. за 1 кв.м нежилого помещения МКД не противоречит закону, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Таким образом, собственнику машино-места можно установить как больший, так и меньший тариф.
В части внесения платы коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
— наличия решения общего собрания о распределении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома, исходя из показаний общедомового прибора учета. В этом случае, выставление платы коммунальные ресурсы осуществляется по факту.
— отсутствия решения общего собрания о распределении по факту коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества многоквартирного дома. В этом случае, коммунальные ресурсы выставляются по нормативу, который утвержден тарифным органом (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).
Нужно учитывать, что машино-места могут потреблять не все коммунальные ресурсы, поставляемые в многоквартирный дом, а лишь некоторые (холодная вода и электричество) или даже один (электричество). Законом прямо не урегулировано право для собственника машино-места не оплачивать какие-то коммунальные ресурсы (например, которые не используются в подземном паркинге), однако часто управляющие организации идут навстречу собственникам машино-мест и не выставляют плату за те ресурсы, которых в паркинге нет.
В части внесения платы за коммунальные услуги, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
— объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется для собственника машино-места исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса;
— если приборы учета коммунальных ресурсов в машино-местах отсутствуют, то расчет строится исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Одновременно применяется повышающий коэффициент к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5 (п. 43 Правил № 354). При этом повышающий коэффициент не применяется к электрической энергии (п. 1 ст. 157 ЖК РФ).
В части внесения платы за капитальный ремонт, управляющей домом организации необходимо исходить из следующего:
В соответствии с п. 3 ст. 169 ЖК РФ, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом. Таким образом, собственник машино-места оплачивает взнос на капитальный ремонт наравне с иными категориями собственников помещений.
Машино-места и прямые договора с ресурсоснабжающей организацией
Следует отдельно отметить, что несмотря на то, что собственники машино-мест приравнены Правилами № 354 к нежилым помещениям, в части расчета платы за коммунальные услуги, требование закона о необходимости заключения прямых договоров на поставку холодной воды, горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа, а также отведения сточных вод путем заключенияв письменной форме договоров непосредственно с ресурсоснабжающей организацией на машино-места не распространяется.
Таким образом, плату за коммунальные услуги необходимо вносить напрямую управляющей, а не ресурсоснабжающей организации.
При этом собственники машино-мест наряду с другими собственниками помещений не лишены права принять решение о переходе на прямые договора с ресурсоснабжающей организацией (ст. 44 и 157.2 ЖК РФ).
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук
Стандарты и размеры машино-места по ГОСТу
Парковка автомобиля в крупном городе представляет большую проблему. Поставить машину во двор многоэтажек в час пик довольно сложно, так же как и оставить авто у административных зданий. Все это вызывает необходимость планировать размещение транспортного средства заранее при посещении офисов организаций и задаваться вопросом о том, какая же ширина парковочного места предусмотрена для автомобиля по ГОСТу.
Определение парковочного участка
Территория паркинга представляет собой огражденную часть дорожного пространства, которая обозначается разметкой и специальным знаком. Согласно Правилам дорожного движения, парковочные зоны обозначаются буквой «Р». Такое изображение носит информационный характер и чаще всего используется вместе с другими указаниями (например, о способах парковать транспортное средство).
Места для временного оставления машины могут быть предоставлены:
- платно;
- безвозмездно.
Чтобы припарковаться бесплатно, транспорт можно оставить на участках общего пользования (на открытых территориях, площадках, возле торговых центров, специально оборудованных под такие участки). Платные стоянки авто могут быть оборудованы при въездах в стратегически важные объекты (аэропорты, железнодорожные станции), либо на частные охраняемые территории.
Справка. Платно услуги долговременной стоянки предоставляются вблизи торговых центров и сопровождаются охраной или видеонаблюдением.
Нахождение на территории паркинг-зоны может осуществляться как в течение нескольких минут, так и на протяжении месяцев, если правила оставления авто в конкретной зоне позволяют передать машину под охрану. В последнем случае парковка будет иметь статус автостоянки и регулироваться специальными правилами оказания услуг по длительному хранению авто.
Размеры общественных парковочных зон
Долгосрочная стоянка транспорта на непредусмотренной под зоны паркинга территории может негативно сказаться как на владельцах авто, так и на владельцах таких земельных участков. Именно поэтому парковка должна быть четко обозначена не только отличительными знаками и иметь четкие границы, но и внесена в план города или округа под соответствующие цели.
Оформление и регистрация парковки — необходимое условие для свободной стоянки транспорта на неопределенный срок в специально отведенной для этого территории. Однако парковочную зону мало изобразить на местности в общем, она должна содержать разметку границ, которые отводятся под автомобили.
Автозоны, в пределах которых можно оставлять транспорт в общественных территориях, разбиваются по существующим нормам определения размера машиноместа на парковке. Границы такого участка определяются специальными правилами, которые санкционируются государством. Они носят название «государственных стандартов» или санитарных норм и закрепляют общеобязательные правила в различных сферах жизнедеятельности. Такие параметры могут определять:
- технические нормативы;
- экономические показатели;
- правовые регламенты, принятые в данной сфере действия (ГОСТы или СНиПы).
Одним из таких нормативных актов, который определяет параметры места общественной стоянки авто, является Свод правил стоянки автомобилей (СНиП 21-02-99), утвержденный в 2016 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно данному документу, стандартный размер парковочного места определяется исходя из следующих параметров:
- длина авто;
- ширина машины.
Средние размеры транспортного средства не превышают 180 см в ширину и 440 см в длину. При очерчивании машино-места к данным параметрам прибавляется по 70-80 см. В итоге, ширина паркинг – зоны под одно авто равна 250 см, а длина – 530 см.
Важно! При разлиновке зоны остановки автомобиля отсчет ведется от линии разметки, которая должна быть нанесена ярким цветом (обычно белым или желтым) шириной не менее 10 см со всех сторон площади машино-места.
Площадь парковочного бокса, рассчитанная из условий СНиП, составляет:
Длина (530) x Ширина (440) = 1325 кв см.
В такую площадь можно свободно вместить автомобиль как среднего, так и бизнес-класса.
Нормы для частных стоянок
Если парковка находится на территории, которая подпадает под режим индивидуальной собственности, то ширина парковочного места в такой зоне не ограничивается законодательными нормами и устанавливается по желанию ее владельца (с соблюдением общих требований ГОСТов).
Оптимальными условиями для машины, выставленной методом «параллельной» парковки, является длина максимум двух транспортных средств, то есть 880 см. Что касается ширины, то она определяется всего на треть больше стандартных условий и не может быть больше 280 см. Это необходимо для наиболее оптимального выезда транспортного средства с прилегающей территории.
При «угловой» парковке, которая предполагает оставление машины под 45 градусов к проезжей части, маневрировать гораздо легче, поэтому размер зоны, предназначаемой под автомобиль, может быть меньше. Если же разметка парковки предполагает перпендикулярное размещение, то габариты парковочного места для автомобилей должны быть увеличены почти на 5 кв м, чтобы транспорт мог свободно безаварийно разъехаться.
Такие нормы установлены для легкового автотранспорта. Что касается грузовиков, то размер парковки для них должна быть адекватна их габаритам и иметь:
- возможность сквозного выезда (особенно для авто с прицепом);
- запас как минимум в 3 м в ширину;
- вместимость длинных грузовых машин (до 16 м).
Паркинг для инвалидов
В некоторых случаях при разграничении мест длительных остановок необходимо не только обращать внимание на масштабы транспорта, но и на то, какой водитель будет пользоваться услугами парковки.
Отдельное внимание как на дороге, так и в зонах стоянки уделяется такой категории граждан, как инвалиды. Именно они часто нуждаются в дополнительном пространстве, которое бы позволило им свободно выйти из автомобиля на парковке, воспользоваться подручными средствами (колясками) и не испытывать дискомфорт при проходе через заставленные транспортом площадки. Поэтому размер парковочного места для инвалидов отдельно оговаривается государственными стандартами и для легковой машины составляет:
- 3,60 м в ширину;
- 6,20 м в длину.
К таким цифрам допускается погрешность, но не более 5 см.
Важно! Требования об оставлении авто для групп населения с ограниченными возможностями установлены в Своде правил 59.13330.2012, а также стандартах ГОСТ 51256-2011.
Для того, чтобы не допустить оставления транспорта на таких специально оборудованных парковках иными лицами, зону паркинга инвалидов обычно обозначают не только знаком «Р», но и информативной табличкой «Инвалид». При размещении машины на такой парковке иными гражданами, последним придется заплатить штраф в 5000 рублей.
Ответственность на нарушение правил стоянки
Четкое разграничение парковочной зоны решает много вопросов:
- о доступности общественных мест отдыха и работы;
- безопасности личного имущества водителей;
- соблюдении пожарного контроля.
Однако при несоблюдении размеров машиноместа при нанесении разметки на парковке, владельцу данной территории будет предписано нарушение действующих норм и стандартов, которые приняты в законодательстве.
Поскольку зоны стоянок часто являются предметом дефицита на придомовых территориях, они переводятся в объекты купли-продажи и имеют определенного собственника. Признание в качестве объекта недвижимости характерно для участка, который может находиться:
- в специально оборудованных подвалах многоэтажных домов;
- закрытых паркингах, расположенных возле жилых домов;
- на открытых стоянках.
Оформленные в качестве объекта недвижимости машино-места могут продаваться, дариться и даже переходить по наследству, но для этого они должны быть сооружены надлежащим образом:
- разлинованы по ГОСТу;
- расположены с учетом оптимальных габаритов автомобиля;
- иметь стандартные размеры въезда на территорию и зазор между местами для свободного доступа человека к автомобилю.
Информация о типе парковочной зоны и особенностях ее разметки должна быть доведена до всех въезжающих на ее территорию водителей специальными указателями.
Справка. Сведения о размере парковочного места для легкового автомобиля по требованиям ГОСТ могут пригодиться водителю для защиты своих прав при возникновении конфликтной ситуации на улице или в случае взыскания ущерба за повреждение машины в суде.
Несоблюдение установленных стандартов, а также указанной разметки автомобилей приводит к нарушению установленных правил и наложению на автовладельцев установленных в законах санкций. Оставление транспорта в местах, не обозначенных разрешающими указателями, может привести к принудительной эвакуации автомобиля с необходимостью оплаты штрафа, размер которого варьируется от 1000 до 5000 рублей.
Серьезным нарушением, которое может повлечь не только возложение на автомобилистов санкций, но и привести к разрушению асфальтового покрытия, является размещение грузового автомобиля в зоне, предусмотренной только для остановки легковых машин. Если заезд грузовика на территорию парковки стандартных авто повлечет проседание грунта, то водитель будет обязан оплатить не только штраф, но и фактический ущерб, который причинен окружающей территории.
Рассмотрение правил длительной стоянки авто на специально отведенных территориях позволит избежать нарушений основных стандартов со стороны автовладельца.
Не нашли ответа? Остались вопросы?
Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас: *
8 (800) 350-29-83 — Регионы России
8 (499) 938-45-81 — Москва и Московская обл.
8 (812) 425-61-42 — Санкт-Петербург и Лен. обл.
* Внимание! Юристы не консультируют по адресам и режимам работы, порядку и форме оплаты услуг стоянок и парковок, не оказывают техническую поддержку сервисов и приложений. Консультация носит исключительно юридический характер!
Как в Москве купить машино-место со скидкой или арендовать его
Московские власти наравне с квартирами и земельными участками периодически устраивают распродажу машино-мест (это может быть гаражный бокс или место в подземном или наземном паркинге).
Купить парковочное место у города можно через аукцион, публичное предложение и продажу без объявления цены. Также можно воспользоваться преимущественным правом покупки или арендовать машино-место по льготной цене. Рассказываем о каждом из этих способов.
Преимущественное право
Преимущественное право подразумевает покупку парковки по стоимости на 40% ниже рыночной. Этим способом могут воспользоваться жители дома, в котором город выставил на продажу машино-место, а также жители соседних домов. Главное требование к покупателям — они должны быть собственниками жилых помещений или иметь право пользования на условиях социального найма, рассказали в департаменте городского имущества Москвы (ДГИ).
В данном случае проведение торгов не требуется. Сама процедура покупки машино-места по преимущественному праву достаточно простая. Как пояснили в пресс-службе Центра управления городским имуществом (ГУП «ЦУГИ», занимается реализацией парковочных мест), чтобы приобрести машино-место, нужно зарегистрироваться на электронной площадке «Росэлторг». После этого пройти бесплатную аккредитацию (электронная цифровая подпись не требуется, необходим только паспорт) и подать заявку на приобретение машино-места со скидкой 40%. Для этого понадобятся три документа:
- документ, удостоверяющий личность жителя жилого помещения многоквартирного дома (в случае социального найма — копия договора соцнайма жилого помещения в многоквартирном доме либо копия выписки из домовой книги и копия финансово-лицевого счета либо копия единого жилищного документа);
- выписка из ЕГРН, выданная не ранее чем за три месяца до даты подачи заявки;
- заявка о возможности приобретения.
Если на один объект претендуют несколько жителей, право выкупа передается тому, кто подал заявку раньше всех. В течение одного рабочего дня ему на почту направляется уведомление с указанием сроков оплаты, стоимости машино-места и реквизитов для оплаты. После этого в течение десяти рабочих дней нужно оплатить сумму по договору. При оплате можно использовать как собственные средства, так и кредитные. После этого заключается договор купли-продажи.
Аукцион или торги на повышение цены
Если машино-места по преимущественному праву остаются невостребованными, то они реализуются на городских торгах по рыночной стоимости. В отличие от продажи по преимущественному праву, в торгах могут участвовать все желающие.
Аукцион проходит по классической схеме — объявляется стартовая цена лота, далее участники повышают цену в соответствии с установленным шагом. Победителем признается участник, предложивший максимальную цену за объект. Если же участник не победил, то ему возвращается задаток. В целом процедура покупки машино-мест на торгах не отличается от покупки квартиры или земельного участка.
Чтобы стать участником городских торгов по продаже машино-мест, необходимо:
- выбрать интересующий объект на инвестиционном портале Москвы (или другой площадке, например ГУП «ЦУГИ»);
- получить квалифицированную электронную подпись;
- зарегистрироваться на электронной площадке, где будут проходить торги по конкретному лоту;
- направить заявку на участие в личном кабинете на сайте электронной площадки и прикрепить необходимые документы;
- внести задаток, его размер указан в лотовой документации;
- принять участие в торгах в указанную дату;
- в случае победы на торгах оплатить машино-место в соответствии с условиями договора и оформить право собственности.
Аукцион на понижение
Если аукцион по каким-то причинам был признан несостоявшимся (например, не было желающих участвовать в нем), то город объявляет продажу через публичное предложение.
Назначаются новые торги, но они проходят с постепенным понижением стартовой цены. Стоимость не может опуститься ниже 50% от изначально установленной. Во всем остальном процедура совпадает с обычным аукционом.
Читайте также
Аукцион без объявления цены
Четвертый способ покупки машино-места у города — это продажа без объявления цены. Если покупатели на парковочное место через публичное предложения не нашлись, то город реализует объекты без объявления цены. В данном случае стоимость парковочного места в ходе торгов предлагают сами покупатели. Побеждает тот, кто предложит самую высокую.
По данным столичных властей, средняя стоимость 1 кв. м по итогам продажи без объявления цены составила 16,3 тыс. руб., а конкуренция превысила девять участников на лот. Самым выгодным стал лот в СЗАО. Машино-место площадью 16,1 кв. м продавалось без объявления цены, в результате его удалось купить всего за 5,6 тыс. руб.
Где смотреть доступные к продаже машино-места
Машино-места, которые реализует город, находятся в хозяйственном ведении ГБУ «Жилищник» районов Москвы, ГУП «ЦУГИ», КП «Управление гражданского строительства» или принадлежат городской казне. Информация о продаже машино-мест размещается на инвестиционном портале города Москвы (в разделе «Для жителей», выбрав расширенный поиск, например преимущественное право), электронной площадке «Росэлторг», а также на сайтах «ЦУГИ», КП «УГС». Там же впоследствии публикуются данные о торгах по реализации невостребованных местными жителями машино-мест.
Аренда парковочного места
Помимо покупки машино-мест, москвичи могут арендовать их у города на льготных условиях. Самые низкие ставки установлены для льготников (пенсионеров, ветеранов, людей с инвалидностью). Они составляют 300 руб. (360 руб. с НДС) за 1 кв. м в год. Например, аренда парковочного места площадью 15 «квадратов» обойдется пенсионеру в 4,5 тыс. руб.
Для остальных граждан цены выше, они зависят от района и площади парковочного места. По данным ГУП «ЦУГИ», сейчас в аренду сдаются около 130 машино-мест. Например, 45 лотов расположены по адресу: улица Панферова, 4. Их площадь варьируется от 11,5 до 16,5 кв. м. Арендная ставка — 3,24 тыс. руб. за 1 кв. м в год. Таким образом, годовая стоимость аренды парковочного места площадью 15 «квадратов» обойдется в 48,6 тыс. руб.
Еще 44 объекта представлены по адресу: улица Главмосстроя, 14, соор. 1, и улица Главмосстроя, 10. Парковочные места там будут сданы жителям домов в аренду за 2,4 тыс. руб. 1 кв. м в год. Доступные варианты и более подробная информация — по ссылке.
Чтобы арендовать парковочное место у города, необходимо:
- подать заявление с пакетом документов в ГУП «ЦУГИ» (занимается сдачей в аренду машино-мест);
- оплатить стоимость аренды по предоставленным реквизитам на расчетный счет ГУП «ЦУГИ» после согласования сделки департаментом городского имущества;
- подписать договор аренды и акт приема-передачи машино-места в в офисе ГУП «ЦУГИ»;
- получить ключи от машино-места и брелок от въезда в паркинг.
Плюсы и минусы покупки машино-места у города
Преимущество покупки машино-места у города заключается в прозрачной и понятной процедуре. «Город — надежный продавец (и арендодатель), реализация машино-мест проводится напрямую и без посредников. А продажа машино-мест по преимущественному праву позволяет выкупить места ниже рыночной стоимости на 40%», — отметили в пресс-службе ГУП «ЦУГИ».
Что касается цены, то она зависит от того, по какой схеме будет продано машино-место и его месторасположения. Но, по утверждениям властей, почти всегда оказывается ниже рынка. Так, по данным «ЦУГИ», например, по преимущественному праву самое дорогое машино-место было по адресу: Ленинский проспект, 95б. Его площадь — 14,2 кв. м, а стоимость — 2,9 млн руб. Самый бюджетный вариант предлагался по адресу: проезд Березовой Рощи, 10. Площадь машино-места — 14,4 кв. м, цена — 283 тыс. руб. Если говорить о завершенных аукционах, то там разброс цен от 491 тыс. до 2 млн руб.
Для сравнения, средняя стоимость машино-места в границах Старой Москвы по состоянию на апрель 2021 года составляет 2,2 млн руб. (за год +23%). Наиболее дорогие машино-места представлены в Тверском районе. Средняя стоимость парковочного места здесь составляет около 11 млн руб. Самый бюджетный дом для машины можно купить в Солнцево. Средняя стоимость машино-места составляет около 930 тыс. руб. (данные аналитиков «НДВ-Супермаркет Недвижимости»).
На покупке парковочного места у города действительно можно сэкономить, но не всегда, отметил руководитель департамента консалтинга и аналитики «НДВ-Супермаркет Недвижимости» Сергей Ковров. «Чтобы выгодно приобрести парковочное место у города, необходимо потратить время на мониторинг предложений и участие в торгах, а окончательная стоимость может в несколько раз превосходить стартовую. Найти предложение по соседству с новыми ЖК практически невозможно. Большая удача — найти парковочное место в пешей доступности», — отметил эксперт.
Страдает также и качество парковочных мест, большинство лотов, реализуемых городом, — это парковочные места в наземном неотапливаемом паркинге. Также для участия в торгах нужно получить квалифицированную электронную подпись, зарегистрироваться на площадке, где будут проходить торги, направить заявку на участие, прикрепить нужные документы и внести задаток.
ВС разграничил понятия машино-места и нежилого помещения в деле о банкротстве застройщика
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 307-ЭС20-4804 (7) по делу о включении в реестр требований кредиторов застройщика-банкрота требований дольщика о передаче ему двух квартир и двух машино-мест.
В декабре 2013 г. АО «Новая Скандинавия» заключило с Андреем Андреевым два договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома о передаче ему трехкомнатной и четырехкомнатной квартир. Впоследствии стороны заключили два ДДУ касательно передачи двух гаражей-стоянок площадью 13,9 м, на основании которых мужчина перечислил застройщику 1,2 млн руб. (по 600 тыс. руб. за каждый объект).
Позднее АО «Новая Скандинавия» было признано банкротом. Поскольку застройщик не исполнил свои обязательства по передаче квартир и машино-мест, Андрей Андреев обратился в суд с заявлением о включении в реестр требований должника требований о передаче квартир и машино-мест.
Суд первой инстанции включил в реестр требования о передаче жилых помещений, при этом трансформировал требование о передаче машино-мест в денежное, включив его в четвертую очередь реестра, мотивируя это тем, что положения Закона о банкротстве, направленные на социальную защиту прав участников строительства, не могут быть применены к нежилым помещениям.
В дальнейшем апелляция отменила это определение, полностью включив требования кредитора в реестр, отметив, что Андрей Андреев полностью исполнил свои обязательства в рамках ДДУ о передаче гаражей-стоянок. Тем не менее окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе определение первой инстанции. Кассация сочла, что в силу подп. 3.1 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве под нежилым помещением понимается помещение, площадь которого составляет не более 7 квадратных метров. Поскольку площадь спорных машино-мест превышает допустимые этой нормой параметры, требование в этой части не может быть включено в реестр требований о передаче жилых помещений.
Андрей Андреев обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А56-96685/2015, напомнил, что изменениями в Закон о банкротстве установлен одинаковый правовой режим удовлетворения требований участников строительства – физлиц, имеющих к застройщику требования о передаче жилья или передаче машино-места и нежилого помещения.
«Целью данных изменений является защита прав участников строительства, имеющих намерение приобрести у застройщика-банкрота вместе с квартирой место под размещение транспортного средства и (или) небольшое нежилое помещение для хранения вещей (кладовку). Такие объекты недвижимости обладают исключительной потребительской ценностью для лиц, проживающих либо планирующих проживать в многоквартирном доме (жилом комплексе), в котором эти объекты расположены. Согласно подп. 3.1 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве (в редакции Закона № 478-ФЗ) под требованием о передаче машино-места и нежилого помещения понимается требование участника строительства – физического лица о передаче ему на основании возмездного договора в собственность машино-места и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме, которые на момент привлечения денежных средств и (или) иного имущества участника строительства не введены в эксплуатацию. При этом нежилым помещением признается помещение, площадь которого не превышает семи квадратных метров», – отметил ВС.
Высшая судебная инстанция пояснила, что машино-место представляет собой предназначенную для размещения транспортного средства индивидуально определенную часть здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Такой объект является одной из разновидностей недвижимого имущества.
Как пояснил Суд, из положений Закона о банкротстве не следует тождество двух понятий – машино-места и нежилого помещения. Напротив, очевидно усматривается их различие: для нежилого помещения установлена максимально допустимая площадь, тогда как в отношении машино-места ограничения по размеру площади не предусмотрены. Таким образом, ошибочное толкование судом округа положений Закона о банкротстве фактически лишает граждан – участников строительства возможности реализовывать предоставленные законодателем дополнительные социальные гарантии. В связи с этим ВС отменил постановление окружного суда и оставил в силе определение апелляции.
Адвокат КА «ЮрПрофи» Илья Лясковский отметил, что при разрешении данного спора суды первой и третьей инстанций допустили, как представляется, очевидную ошибку в буквальном толковании закона, сочтя, что машино-место является разновидностью нежилого помещения. «В результате этой ошибки они применили к этим объектам те ограничения по площади, которые закон устанавливает лишь для включаемых в реестр требований о передаче нежилых помещений», – пояснил он.
По словам эксперта, непосредственно применимый в таком споре подп. 3.1 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве и п. 1 ст. 130 ГК РФ свидетельствуют о необходимости отличать машино-места от нежилых помещений. «Тем более, что различие этих объектов совсем не является умозрительным: помимо целевого назначения, машино-место сложно назвать помещением хотя бы по той причине, что оно представляет собой часть здания, не ограниченную либо только частично ограниченную строительной или иной ограждающей конструкцией (п. 29 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ)», – полагает адвокат.
Илья Лясковский отметил практическую ценность определения ВС, так как значительное количество рассматриваемых арбитражными судами дел о банкротстве застройщиков и их социальная значимость требуют от высшего суда устранения и простых ошибок в правоприменении до того, как они послужат формированию массива неверной судебной практики.
Старший юрист АБ «Халимон и партнеры» Денис Глухов назвал абсолютно верным вывод Судебной коллегии. «Ограничение по площади в 7 кв. м, содержащееся в подп. 3.1 п. 1 ст. 201.1 Закона о банкротстве, не применяется к машино-местам. Буквальное толкование указанной нормы требует отнести ограничение только к нежилым помещениям, на это указывает и отдельное наименование законодателем машино-мест при перечислении объектов. Дополнительным подтверждением данной трактовки является то, что стандартное машино-место по площади больше 7 кв. м. Минимально допустимым является машино-место с размерами: 5,3 м на 2,5 м, то есть площадью в 13,25 кв. м», – пояснил он.
По мнению эксперта, при анонсировании включения этой нормы в Закон о банкротстве указывалось, что она вызвана валом жалоб дольщиков, чьи права на машино-места и кладовки оказались незащищенными при банкротстве девелопера Urban Group. «Применение к машино-месту указанного критерия – очевидная ошибка конкурсного управляющего и арбитражного суда округа, исходя из моего опыта подобное скорее редкость, чем правило», – заключил Денис Глухов.