Программа профилактических занятий с подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Мозаика радости»
Существуют жизненные ситуации, которые являются настолько травматичными, что требуют помощи со стороны, поскольку сам человек справиться с переживаниями не может. Подростки в этой ситуации являются наиболее уязвимыми, и им особенно требуется помощь, чтобы преодолеть возникающие эмоциональные нарушения, которые переполняют их или, напротив, скрыты и выступают, как причина других проблем, не связанных непосредственно со специфической стрессовой ситуацией. В таких случаях необходима психологическая помощь, так как реально может появиться риск суицидального исхода ситуации из депрессивного состояния.
Статистика свидетельствует, что общее количество обращений за психологической помощью, связанных с этим периодом, намного превышает количество обращений связанных с другими возрастами детей. В этот возрастной период резко расширяется диапазон запросов: от проблем первой, чаще неразделенной, любви и взаимоотношений конфликтного характера со сверстниками и взрослыми до опасности наркомании и алкоголизма. Поэтому для школьного психолога крайне важно, вовремя выявить подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации и оказать ему психологическую помощь.
Как известно, кризисное состояние требует от личности больших усилий, чтобы выйти на привычный уровень жизнедеятельности. Мысли и чувства подростка в этот период его жизни могут быть болезненными и непонятными не только ему самому, но и близким. Подросток склонен путать необычность своей реакции на кризис с необычностью своего поведения. Если ему будет объяснено, что его реакции – это следствие кризисных изменений, то он сможет активно участвовать в процессе восстановления, понимая при этом причины симптомов и их динамику.
Направленность программы
Программа «Мозаика радости» предназначена для подростков 12-16 лет. По содержанию является социально-психологической, по функциональному предназначению – прикладной, по форме организации – групповой, по времени реализации – краткосрочной.
Программа направлена на развитие способностей к самопознанию и саморазвитию, повышение самооценки, формирование навыков конструктивного поведения в сложных жизненных ситуациях.
Реализует принцип единства диагностической и коррекционно-развивающей работы. Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.
Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кризисные состояния у детей и подростков: направления работы школьного психолога».
Актуальность программы обусловлена объективной реальностью увеличения количества подростков, переживающих кризисные состояния и необходимостью предупредить их обострение и предотвратить опасные последствия, которыми они чреваты.
Актуальность программы заключается не только в том, что позволяет выявить «группу риска» среди подростков с депрессивным состоянием, но и обеспечивает проведение профилактической работы, позволяющей оказать эффективную помощь детям – обрести здоровую самооценку, ощущение внутренней гармонии и уверенности в себе. Программа «Мозаика радости» выступает как комплекс тренинговых занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы подростков.
Новизна программы
В представленной психологической программе новизна заключается в использовании нового подхода к развитию социального интеллекта и социальных эмоций. Развитие межличностных отношений, социальных эмоций происходит не только через осознание и понимание своих эмоциональных состояний, рефлексию своих переживаний, но и развитие внимания к другому человеку, чувства общности и сопричастности с ним за счет снижения фиксации на собственном “Я”. В ходе работы подростки знакомятся с навыками саморегуляции, снятия эмоционального напряжения и негативных эмоций, что создает условия для формирования у них способности управлять своим эмоциональным состоянием. Обсуждение и проживание ситуаций, вызывающих разнообразные чувства, повышают эмоциональную устойчивость, что помогает легче переносить аналогичные, но более мощные воздействия. Поскольку эмоции заразительны, коллективное сопереживание усиливает их и позволяет получить более яркий опыт проживания эмоциональных ситуаций.
Цель программы: развитие и формирование навыков конструктивного разрешения кризисных ситуаций у подростков.
Задачи программы:
- изучение личностных особенностей подростков, с последующим определением группы детей, нуждающихся в психологической помощи;
- восстановление у подростков чувства доверия к себе, к другим, к миру
- восстановление ощущения ценности собственной личности;
- формирование и развитие навыков самоанализа, самоконтроля, саморегуляции;
- формирование адекватной самооценки, отношения к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, развитие навыка уверенного поведения;
- овладение навыками разрешения конфликтных ситуаций;
- овладение способами борьбы со стрессом;
- развитие позитивной картины будущего.
Используемые методы: анкетирование, тестирование, беседы, дискуссии, работа в парах и мини-группах, проективные рисунки, ролевые игры, игры-драматизации.
Организационные условия: для формирования группы необходимо собрать информацию о личностных особенностях подростков, особенностях их взаимоотношений в семье и круге сверстников. После отбора участников, необходимо с каждым провести индивидуальную беседу с целью оценить эмоциональное состояние, уровень интеллектуального развития, уровень зажатости или раскрепощенности, способности работать в группе и придерживаться определенных правил. Необходимо снизить уровень тревожности, сформировать чувство доверия к психологу.
Возраст подростков, участвующих в реализации программы: 12 – 15 лет, количество человек в группе не должно превышать 10 человек.
Сроки реализации профилактической программы – 12 занятий, 2 месяца.
Режим занятий: одно занятие по 60 минут, два раза в неделю.
Формы занятий: занятия проводится в кабинете психолога, в кругу; каждое занятие начинается ритуалом приветствия и заканчивается ритуалом прощания, состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Вводная часть направлена на разогрев участников, на их активизацию и мотивирование на предстоящую работу. Основная часть содержит упражнения, позволяющие освоить содержание занятия. В ходе заключительной части подводится рефлексия, обеспечивается эмоциональная разрядка и выход из ситуации тренинга, подводятся итоги.
Прогнозируемый результат реализации программы.
Подростки смогут:
- Эмоционально положительно воспринимать себя и окружающих людей.
- Эффективно сотрудничать с другими (родителями, одноклассниками и учителями).
- Адекватно относиться к своим успехам и неудачам.
- Управлять своими эмоциями (навык саморегуляции).
- Освоить техники конструктивного решения конфликтных ситуаций.
- Сформировать позитивную картину будущего.
Реализация программы включает пять этапов:
- Предварительный (запрос, работа с учителями и родителями);
- Диагностический (работа с детьми, тестирование, разработка программы занятий);
- Этап групповой работы;
- Повторная диагностическая работа;
- Консультативно-методическая работа.
Эффективность программы определяется с помощью следующих методик:
Фонд поддержки детей находящихся в трудной жизненной ситуации
Фонд поддержки детей объявляет конкурсный отбор инновационных социальных проектов, направленных на развитие эффективных практик поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации
Председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева рассказала о всероссийском конкурсе «Семья года»
Фонд поддержки детей объявляет конкурсный отбор инновационных социальных проектов муниципальных образований, направленных на сохранение и восстановление семейного окружения детей
Фонд поддержки детей объявляет конкурсный отбор социальных проектов, направленных на формирование коммуникативных навыков у детей с нарушениями развития
Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 10 лет
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объявляет конкурс социальных проектов муниципалитетов по развитию эффективных практик поддержки детей и семей с детьми
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводит отбор инновационных социальных проектов
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, продолжает сбор пожертвований и оказание помощи детям, пострадавшим от наводнения в ДФО
Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, начинает отбор инновационных социальных проектов
Детский телефон доверия начал свою работу в Ханты-Мансийском автономном округе
Стартовал конкурс проектов против насилия и жестокого обращения с детьми
Интервью Председателя правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марины Гордеевой «Радио России»
715 миллионов рублей направит в регионы Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Разработана новая программа Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – «Защитим детей от насилия»
Более 70 миллионов рублей Фонд поддержки детей направит в регионы на работу с детьми, преступившими закон
Интервью председателя правления Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Марины Гордеевой «Радио России»
Интервью Председателя Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Марины Гордеевой «Радио России»
Наибольшее число заявок на конкурс проектов Фонда поддержки детей поступило из Сибири
Закончился прием заявок на участие в конкурсе программ субъектов РФ, направленных на профилактику социального сиротства
Стартует благотворительный марафон по сбору игрушек для детей-сирот и детей-инвалидов
Объявлен конкурс для журналистов, пишущих на темы поддержки детей-сирот, семей с детьми-инвалидами и детей, находящихся в конфликте с законом
Фонд поддержки детей объявил новый конкурс программ для субъектов Российской Федерации
260 обращений из 52 регионов поступило в Фонд поддержки детей по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе проектов
Фонд поддержки детей объявил конкурсный отбор программ субъектов Российской Федерации, направленных на поддержку семей с детьми-инвалидами
Главная задача — в максимально короткие сроки развернуть работы по программам по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Фонд поддержки детей начал серию рабочих встреч с руководителями российских фондов, работающих по проблематике детского неблагополучия
Председатель правления Фонда поддержки детей Марина Гордеева высоко оценила потенциал Ульяновской области как возможного участника программ и проектов Фонда
Ребёнок оказался в трудной ситуации
Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, — дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа); дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 08.06.2020 N 178-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
социальная адаптация ребенка — процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;
социальная реабилитация ребенка — мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем;
социальные службы для детей — организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию граждан, в том числе детей;
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
социальная инфраструктура для детей — система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;
(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
отдых детей и их оздоровление — совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;
(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
организации отдыха детей и их оздоровления — организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей (организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности). В целях настоящего Федерального закона к организациям отдыха детей и их оздоровления приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей, в случае соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом;
(в ред. Федерального закона от 16.10.2019 N 336-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
ночное время — время с 22 до 6 часов местного времени;
(абзац введен Федеральным законом от 28.04.2009 N 71-ФЗ)
торговля детьми — купля-продажа несовершеннолетнего, иные сделки в отношении несовершеннолетнего, а равно совершенные в целях его эксплуатации вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение;
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 58-ФЗ)
эксплуатация детей — использование занятия проституцией несовершеннолетними и иные формы их сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги) несовершеннолетних, подневольное состояние несовершеннолетних, незаконное изъятие у несовершеннолетних органов и (или) тканей, незаконное усыновление (удочерение) несовершеннолетнего из корыстных побуждений;
(абзац введен Федеральным законом от 05.04.2013 N 58-ФЗ)
жертва торговли детьми и (или) эксплуатации детей — несовершеннолетний, пострадавший от торговли детьми и (или) эксплуатации детей, в том числе вовлеченный в торговлю детьми и (или) подвергаемый эксплуатации независимо от наличия или отсутствия его согласия на осуществление действий, связанных с торговлей детьми и (или) эксплуатацией детей.
— Дети в трудной жизненной ситуации
Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.
Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года.
Работа, проводившаяся с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Методы работы с семьей на I этапе:
- патронатное посещение семей с целью обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетних детей;
- знакомство с семьями;
- метод совместного планирования;
- работы с семьей;
- экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- консультации специалистов;
- сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов.
На втором этапе работы, также как и на предыдущем этапе, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подведение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.
Методы работы с семьей на II этапе:
- патронатные посещения;
- консультации специалистов;
- сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов;
- подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
- вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.
Третий этап в работе с семьей направлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.
Методы работы с семьей на III этапе:
- патронатные посещения;
- экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- консультации специалистов;
- сопровождение семей в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов;
- подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, работников культуры, медицины;
- вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства.
Конечным итогом работы программы считается снятие семьи с учета как семьи, находящейся в СОП.
Описание методов работы с семьей
Знакомство с семьей происходит несколькими способами. Собирается весь анамнез семьи из всех источников, а очное — при встрече, важно понять, как свою проблему видит семья. В дальнейшем работа строится на образах и представлениях семьи. Зачастую не всегда этот образ может совпадать с реальностью. Для начала вместе с семьей формулируется проблема так, чтобы она была решаемой, выясняется та социальная ситуация, где эта проблема необходима. Каких изменений хочет достичь семья, верит ли семья в выход из ситуации или нет, в помощь, кого обвиняет в сложившейся ситуации. В ходе встречи происходит подведение к мысли, что ответственность за решение проблемы лежит на всей семье. Только в случае принятия такого вывода можно говорить о том, что станет свидетельством решения проблемы для семьи и переходить к составлению плана или договора о выходе из сложившейся ситуации.
Патронатные посещения. Особенность метода — максимальная приближенность к месту жительства, анализ ситуации на месте; отслеживание сроков выполнения мероприятий по выводу семьи из кризиса; контроль изменений, происходящих в семье.
Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации подразумевает комплексную диагностику, направленную на исследование межличностных отношений в системе «родитель-ребенок» с учетом таких особенностей семейного воспитания как отношение родителей к ребенку и жизни в семье, родительские установки и реакции, нарушения воспитательного процесса в семье, причины отклонений в семейном воспитании, типы воспитания, уровень родительской компетентности. Диагностика проводится на первом и третьем этапе. В первом случае для определения целей и задач в работе по детско-родительским отношениям, и на последнем этапе она несет функцию контроля за изменением состояния детско-родительских отношений.
Метод совместного планирования работы с семьей — это системный метод социально-психологической работы с семьей, который опирается на использование ресурсов и потребностей семьи. Особенность этого метода в минимализации вмешательства специалистов в принятии решений, относящихся к выходу семьи из кризисной ситуации или разрешения проблемы. Семья сама формулирует цели работы, определяет сроки. При этом обхватываются все сферы жизни семьи. Специалисты действуют как организаторы и проводники — подключают к работе с семьей другие субъекты, поддерживают связь с сотрудниками организаций, участвующих в реабилитации семьи. Важно при этом, чтобы семья сама принимала участие в определении целей и ожидаемых результатов, планировании достижения их. На первых этапах ставятся
цели, обеспечивающие физиологические потребности, безопасность (сделать ремонт, постирать одежду, засадить огород и т.д.). На последующих этапах – цели связаны с самоактуализацией семьи (уважение со стороны односельчан, нормальное функционирование детей в социуме). Составляется письменный «договор» с семьей, в котором специалисты идут от потребностей семьи и подводят ее к принятию ответственности на себя за конечный результат при его подписании. Также договор позволяет отследить пошаговую работу специалистов учреждений системы профилактики и промежуточные результаты этого взаимодействия. Такой качественно новый подход в работе с семьей меняет отношение специалистов к работе и семьи к своим проблемам. Исходя из внутренних потребностей и ресурсов семьи, она сама начинает работать на свою реабилитацию и улучшение качества жизни.
Система психологических занятий с элементами тренинга с родителями определена этапами реализации программы: 1 этап – ресурсы внутренние семьи, их поиск семьи, оптимизация и активизация, 2 этап – уверенность, достижение цели, укрепление внутренних ресурсов семьи. Я – как родитель, я – как личность, я – как член общества, 3 этап – принятие мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, дополнение ролей.
Тренинговые занятия являются малознакомой формой работы для родителей. Но она становится наиболее выигрышной в том плане, что не навязывает какие-то догмы и правила в воспитании детей и изменении своего образа жизни, а участники приходят к этому сами. Пусть не сразу, а постепенно, но это их вывод и их решение, что гораздо важнее и результативнее. Ценно то, что опыт, полученный в ходе занятия, участники обсуждают со своими соседями и обсуждение в кругу показывает на схожесть проблем, которые есть и в других семьях, а значит найти решение и заметить решаемость проблемы легче. Упражнения и задания подбираются с учетом уровня образования участников, их ближайшими целями развития и реабилитации.
Также ведется работа специалистов с семьями (патронаж). Специалисты сопровождают их, поддерживают, обеспечивают по мере необходимости консультациями узких специалистов, ненавязчивое наблюдение со стороны с пором на позитивные изменения и цели на будущее, дополнительная поддержка внутренних ресурсов, дополнение новыми возможностями, совместное подведение итогов и отметка в совместном договоре выполняемости обозначенных пунктов, добавление по согласованию следующих, соответствующих ближайшим целям развития и реабилитации семьи, стимулирование активности самих членов семьи и их окружения по изменению сложившейся ситуации, максимальная мобилизация ресурсов самой семьи и ее окружения. Важным моментом в работе специалистов с семьей является обобщение опыта и выход специалистов из семьи, так чтобы не возникло зависимости у членов семьи и потребности в постоянном участии специалистов.
Подключение к решению проблем семьи органов самоуправления, которые помогают решить вопросы трудоустройства, обеспечения семьи жильем, материальной помощи, оздоровления детей в летний период.
Консультации специалистов проводятся по личным запросам семьи или определяется их необходимость из совместного планирования. Консультации могут носить различный характер – например, психолого-педагогический, юридический и т.д. Консультации проводят те специалисты, которые компетентны в этой области.
Включение семей в сферы культурной жизни: выставки, клубные вечера, спортивные мероприятия, конкурсы, семейные гостиные, акции. Содействие включенности родителей в жизнедеятельность своего ребенка поможет укреплению детско-родительских отношений. И на этом работа с семьей не заканчивается. Продолжается патронаж специалистами органов самоуправления после вывода семьи из трудной жизненной ситуации .
Отсутствие правонарушений членами семьи
Методы и способы отслеживания результата:
- Анкетирование членов семьи;
- Опрос соседей, специалистов школы, администрации;
- Анализ документации (школьный журнал, характеристика и т.д..);
- Диагностика детско- родительских отношений;
- Беседы.
Совместный план работы с семьей
— Консультация социального педагога;
— Материальное обеспечение ребенка;
— Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье;
— Посещение КДН родителями по представлению.
Динамика детско-родительских отношений в семье
Ответьте на предложенные вопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале:
Методы психологической помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации
Под жизненными событиями, ведущими к кризису, понимают обстоятельства, создающие потенциальную или активную угрозу удовлетворению основных потребностей ребенка, обеспечивающих его развитие.
Кризис ( от греч.–решение, поворотный пункт, исход) определяет в психологии как тяжелое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-нибудь внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни.
Травматические ситуации – это экстремальные критические события, которые несут угрозу жизни или здоровью (как самого ребёнка, так и его значимых близких) и требуют экстраординарных усилий по совладанию с последствиями их воздействия.
МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Далеко не о каждом ребенке можно догадаться, что он нуждается в помощи, с первого взгляда. Поэтому основным методом выявления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является НАБЛЮДЕНИЕ. Естественно, нужно владеть определенными педагогическими и психологическими знаниями, чтобы знать, за чем именно наблюдать.
Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует:
- Большая неуверенность и беспомощность. Повышенная тревожность и страхи.
- Повышенная эмоциональность.
- Ощущение внешнего давления и напряжения.
- Острая потребность в помощи и вмешательстве извне.
Индивидуальные реакции на психотравму у ребенка варьируют в зависимости от следующих обстоятельств:
- выраженности угрозы жизни, здоровью, психике ребенка;
- возможности получить объективную информацию о происходящем, повлиять на ситуацию и предугадать дальнейший ход развития событий;
- уровня интеллекта и личностных особенностей пострадавшего;
- социальных факторов, в частности, от наличия поддержки со стороны взрослых, общества и близких.
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно условно разделить на три основные группы:
- Возрастные кризисы.
- Кризисы утраты и разлуки.
- Травматические кризисы.
Если первый и второй тип кризиса можно легко определить по факту, то травматический кризис может быть тщательно скрыт и долгое время медленно разрушать душу ребенка.
Травматические кризисы возникают в результате внезапного кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.
Выделяются травмы, причинённые не другим человеком, а каким-либо стихийным или природным бедствием, и травмы, причинённые людьми, — все виды насилия, жесткое обращение, сексуальное злоупотребление, война, теракты.
По продолжительности травмирующего действия выделяют краткосрочные и длительные или повторяющиеся травматические ситуации.
Выделяют четыре типа жестокого обращения с ребёнком:
- Физическое жестокое обращение.
- сексуальное насилие.
- Пренебрежение нуждами ребёнка.
- Психологическое насилие.
Любое насилие может быть явным и скрытым. Оно может быть также актуальным (происходящим в настоящее время) и случившимся в прошлом. Насилие над ребёнком может происходить:
- дома – со стороны родственников или соседей,
- в школе – со стороны педагогов или детей,
- на улице – стороны детей или со стороны незнакомых взрослых.
У ребёнка, подвергшегося жестокому физическому обращению, могут наблюдаться следующие физические признаки:
- изменения на коже (царапины, следы ударов);
- повреждения костей или мягких тканей;
- гематомы;
- кровоизлияние сетчатки глаза;
- ушибы тела;
- определённый тип ожогов или рубцов после них (множественные – от сигарет, утюга т другие);
- следы укусов;
- выявляемые с помощью рентгена закрытые переломы, смещения суставов и другие.
- наличие у ребёнка стресс-синдромов (например, недостаточной циркуляции крови и, как следствие, холодных рук и ног, «мраморный» кожи, бледности);
- характерное выражение лица ребёнка (его называют «постоянной бдительностью», «взглядом косули»);
- наличие в поведении ребёнка рефлекторных жестов и поз защиты.
Особенности психического состояния и поведения детей разных возрастов, позволяющие заподозрить совершенное над ними физическое насилие
Младший школьный возраст:
- стремление скрыть причину своих физических повреждений и травм
- отсутствие друзей
- боязнь идти домой после школы
- странные пищевые пристрастия: штукатурка, кал, листочки, улитки, жучки и т.д.
- побеги из дома
- суицидальные попытки
- делинкветное поведение
- употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
Пренебрежение нуждами ребёнка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
Последствиями пренебрежения или плохого обращения с ребёнком являются:
— в раннем возрасте – задержка психо-речевого и физического развития, потеря способности развиваться;
— в более старших возрастах – подверженность физическим травмам, заболеваниям, отравлениям вследствие несчастных случаев.
Психологическое пренебрежение – это последовательная неспособность родителя или лица, осуществляющего уход, обеспечить ребёнку необходимую поддержку, внимание, психологическую защиту, отсутствие привязанности к ребёнку.
Психологическое жестокое обращение – хронические действия, совершаемые взрослыми с целью издевательства над ребёнком, его унижения, оскорбления, высмеивания.
Процесс проживания ребёнком кризисной ситуации неоднороден, состояние ребенка постоянно изменяется.
Сначала происходит первичный рост психоэмоционального напряжения, ребёнок ищет способ разрешения ситуации, находясь при этом в границах нормальной адаптации.
Если поиски выхода из ситуации оказываются безрезультатными, то происходит дальнейший рост напряжения, что усиливает негативные реакции: злость, гнев, агрессию и т.д.
В случае если степень напряжения такова, что требует от ребёнка мобилизации всех его внешних и внутренних сил, то можно наблюдать первые признаки нарушения адаптации.
Если всё оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся чувством беспомощности, безнадёжности и отчаяния, особым изменением поведения, что в конечном итоге может привести к интеллектуальной и эмоциональной дезорганизации личности ребёнка, нарушению его развития, психосоматическим заболеваниям.
В кризисной ситуации реакции ребёнка могут быть:
экспрессивными – ребёнок проявляет сильные эмоции, может плакать, кричать, рыдать, смеяться, но главным при этом является невозможность контролировать себя;
контролируемыми – ребёнок пытается сдерживать себя, внешне может выглядеть чрезмерно спокойным;
шоковыми – ребёнок как бы оглушён, подавлен, ему трудно понять, что с ним произошло.
Все эти типы реагирования могут сменят друг друга, складывать в определённый тип поведения, из которых обычно выделят следующее:
Дети, обнаруживающие этот тип поведения, часто изолированы и закрыты. Они не стремятся к взаимодействию с другими. Также они:
- проявляют признаки сниженного настроения вплоть до депрессии;
- обнаруживают недостаток спонтанности и игрового поведения;
- послушный и легко податливый;
- кажутся чрезмерно бдительными и пугливыми;
- пугаются нетипичных раздражителей и боятся нового;
- имеют проблемы со сном и засыпанием;
- часто жалуются на боль в животе и голове, нарушение пищевого цикла;
- склонны к аддиктивному (зависимому) поведению;
- формулирую угрозу суицида;
- склоны к диссоциативным расстройствам;
- демонстрируют аутоагрессию (наносят себе ожоги порезы и т.п.).
Дети с экстернализированным поведением направляют своим эмоции и чувства вовне, на других детей, на взрослых, на предметы. Как правило, они:
- агрессивны, враждебны и деструктивны;
- могут вести себя вызывающе, могут сами спровоцировать избиения или сексуальные посягательства на себя, могут сами нападать на других;
- часто издеваются над животными (вплоть до их убийства);
- склонны к деструктивным формам поведения (например, к поджогам, вандализму);
- могут демонстрировать сексуально окрашенное или сексуально направленное поведение.
3. Как особый феномен наряду с двумя основными типами поведения выделяется сексуализированное поведение, присущее прежде всего детям, пережившим сексуальное злоупотребление.
Основные проявления сексуализированного поведения следующие:
- Ребёнок чрезмерно озабочен сексуальными темами и демонстрирует навязчивое сексуально окрашенное поведение.
- Ребёнок проявляет раннюю зрелую сексуальную активность.
- Ребёнок совершает агрессивные сексуальные действия.
- Ребёнок вступает в беспорядочные сексуальные отношения, занимается проституцией.
- Ребёнок демонстрирует сексуальные отклонения.
Если ваши наблюдения привели вас к подозрению, что ребенок нуждается в помощи, необходимо действовать немедленно.
Следующий шаг – это СБОР ИНФОРМАЦИИ О РЕБЕНКЕ. Необходимо иметь полное представление о семье, месте проживания, круге общения, особенностях здоровья и т.д. Для этого проводятся беседы с кл.руководителем, родителями, соседями и одноклассниками, обязательно посещается квартира или дом, где живет ребенок. Самого же ребенка в 90% случаев напрямую спрашивать бесполезно, поэтому параллельно важно наладить с ребенком ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТАКТ. Создав доверительные отношения, можно постепенно добиться того, что ребенок вам откроется и будет готов поделиться своей бедой.
Только после этого можно начинать работу непосредственно с психотравмой. Психологическая поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, строится на поэтапном переходе от одного метода к другому:
1. этап. Принятие факта произошедшего. Проходя через фазы шока, гнева, а затем депрессии, человек приближается к контакту с происшедшим. Человек должен осознать все чувства, испытываемые им в трудной ситуации, осознание их как нормальной реакции на ситуацию, разрешить себе испытывать эти чувства. В момент переживания горя человек должен «выплакать» его, выговориться, отреагировать те чувства которые должны быть. На этом этапе используются ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, МЕТОДЫ ГЕШТАЛЬТТЕРАПИИ И ПСИХОДРАМА.
2.этап Контакт с ценностями. Переосмысление жизненных ценностей. Подумать с какими ценностями входит в противоречие та ситуация в которой оказался человек, уничтожила ли эта ситуация эти ценности, изменились ли как то эти ценности. С какими ценностями входит в противоречие та ситуация или травма пережитая человеком. Здесь решается задача восстановление чувства личной целостности.( МЕТОД СИСТЕМНЫХ РАССТАНОВОК и т.п.)
3.этап Помощь в принятии ответственности за свое поведение. Что из происшедшего зависело от клиента и насколько. Здесь очень важно избегать обобщений «ничего не зависело», «все из-за меня». Важнейшей задачей является избавление от непродуктивного чувства вины, как агрессии направленной на себя. Только преодолев ложное самообвинение можно выйти на действительную ответственность, дающую силы, а не мешающую жить. ( МЕТОД КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ)
4.этап Помощь в принятии вызова ситуации. Нахождение смысла. Переключение с рассуждений: «Что я теперь могу ждать от жизни?» на размышление «Что теперь жизнь ждет от меня?». От вопросов «За что?» и «Почему?», к поиску решений «Что делать в конкретной ситуации». Главная задача – восстановление контроля над происходящим. Помочь человеку прийти в состояние готовности к изменениям. (МЕТОДЫ ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЯ)
Важно помнить, что вызываясь помочь ребенку, необходимо использовать только те методы и приемы, которыми владеешь в совершенстве, и действовать по принципу «Не навреди!»