Налоговый вычет на косметологические услуги
Подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ установлено право налогоплательщика на получение социального вычета в сумме, уплаченной за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими право на социальный налоговый вычет в связи с оплатой медицинских услуг являются Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 201 и Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н.
В первую очередь, необходимо выяснить относятся ли косметологические услуги к медицинским услугам, по которым предоставляется социальный налоговый вычет?
Статья 3 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскую услугу определяет как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
К медицинским услугам согласно Перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденному Постановлением Правительства РФ № 291 «О лицензировании медицинской деятельности», относятся и работы (услуги) по косметологии.
Специальный перечень медицинских услуг, по которым предоставляется налоговый вычет, установлен в постановлении Правительства РФ от 19 марта 2001 года № 201 «Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета» (далее – постановление № 201).
В пункте 2 постановления № 201 к медицинским услугам, по которым предоставляется налоговый вычет, относятся услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании населению амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (в том числе в дневных стационарах и врачами общей (семейной) практики), включая проведение медицинской экспертизы.
В соответствии с пунктом 2 Приказа Минздрава РФ от 18 апреля 2012 г. N 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» медицинская помощь по профилю «косметология» включает комплекс лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение или восстановление структурной целостности и функциональной активности покровных тканей человеческого организма (кожи и её придатков, подкожной жировой клетчатки и поверхностных мышц) (далее – Приказ Минздрава РФ от 18 апреля 2012 г. N 381н).
Конкретный перечень медицинских услуг утвержден приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» (далее — Номенклатура медицинских услуг). В данной Номенклатуре медицинских услуг перечень медицинских услуг разделен на два раздела: «A» и «B». Раздел «B» включает в себя медицинские услуги, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Первичный прием и вторичный прием (осмотр, консультация) врача-косметолога согласно Номенклатуре медицинских услуг отнесены к медицинским услугам и обозначены соответствующими кодами B01.008.003 и B01.008.004.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минздрава РФ от 18 апреля 2012 г. N 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «косметология» первичное обращение пациента к врачу-косметологу предполагает собой выявление врачом-косметологом конкретных дефектов и нарушений, требующих проведения косметологической коррекции. А в рамках повторного обращения врач-косметолог выполняет медицинские процедуры и манипуляции для коррекции выявленных нарушений и дефектов.
Для того чтобы определить относится ли та или иная косметологическая услуга к медицинской услуге, в отношении которой предоставляется налоговой вычет, необходимо обратиться к вышеназванной Номенклатуре медицинских услуг.
Так, Номенклатурой медицинских услуг, помимо приема, осмотра врача-косметолога предусмотрены, в том числе, следующие виды косметологических услуг:
1) Контурная пластика лица – код A16.07.022;
2) Внутрикожная контурная пластика — код A16.01.026;
3) Ультразвуковой пилинг — код A22.01.001.00;
4) Ультразвуковое лечение кожи – код A22.01.001;
5) Лазерная шлифовка кожи – код A22.01.002;
6) Фотодинамическая терапия при заболеваниях кожи, подкожно-жировой клетчатки, придатков кожи – код A22.01.007;
7) Проведение депиляции – код A14.01.012;
Проведение эпиляции – код A14.01.013;
9) Удаление камедонов кожи – код A14.01.009;
10) Очищение кожи лица и шеи – код A14.01.005
Таким образом, стоимость проведения косметологических услуг, предоставляемых медицинскими организациями, учитывается в составе социального налогового вычета, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Налогового кодекса РФ. Основным актом, определяющим виды косметологических услуг, в отношении которых предоставляется социальный налоговый вычет, является Номенклатура медицинских услуг, утвержденная приказом Минздрава России от 13.10.2017 N 804н. Лицу, желающему получить социальный налоговый вычет, в первую очередь, необходимо обратиться к данному акту и определить, входит ли оказанная ему косметологическая услуга в перечень медицинских услуг, в отношении которых установлен социальный налоговый вычет
Какие документы необходимо представить для оформления налогового вычета?
Согласно Письму ФНС от 7 марта 2013 г. N ЕД-3-3/787 вычет сумм оплаты стоимости медицинских услуг предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение.
Такими документами, подтверждающими фактические расходы налогоплательщика на оплату услуг по лечению, являются:
· договор на лечение с приложениями и дополнительными соглашениями к нему (в случае заключения);
· Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, форма которой и порядок заполнения утверждены совместным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256;
· документ, подтверждающий степень родства налогоплательщика с лицами, лечение которых было им оплачено, и возраст таких лиц (например, свидетельство о рождении).
Разграничение платных медицинских услуг и бесплатной помощи
Отвечая на вопрос о разграничении платности и бесплатности медицинских услуг, нужно иметь в виду, что системы здравоохранения во всем мире от средних веков и до наших дней развиваются в ответе на вопрос «Кто заплатит за больного?»
Это связано с тем, что у больного человека быстро кончаются деньги. И поскольку каждый может оказаться в таком положении, на фабриках и мастерских 150-250 лет назад возникли сборы средств по принципу «здоровый платит за больного». Отсюда возникает сначала оплата вскладчину, которая затем получает название «страхование», потом – поскольку страховые компании спорят с пациентами, а страховой ли это случай, и порой банкротятся, – их заменяет более надежное государственное страхование (а бюджет – его вид, поскольку задача и того, и другого предоставить медицинскую помощь при наступлении страхового случая), и вершина этого эволюционного процесса – государство, которое создает сеть своих учреждений для оказания помощи пациентам, чтобы не зависеть от третьих лиц.
Так было сделано в СССР почти уже 70 лет назад. По факту, Россия инволюционирует семимильными шагами от уровня соцгарантий СССР к Средним векам, а Запад идет навстречу к уровню СССР, уже опережая Россию в этих гарантиях, создавая все более государственные модели здравоохранения, которые порой прямо копируют советскую (например, Великобритания, Испания, Канада).
Уже это понимание исторических процессов отвечает на вопрос, есть ли место платным медуслугам в государственном секторе. Но это далеко не все доводы.
Важнейшим правовым аргументом является тот факт, что пациент не равен в договоре медицинской организации, потому что у него нет автономии воли на совершение сделки, то есть он не свободен, не может его не заключить, если здоровью реально что-то угрожает. Свобода договора (ст. 1 Гражданского кодекса) – обязательное условие любой сделки, вообще всего оборота гражданских прав. Нет свободы – нет договора.
А что есть в медицине? Свобода умереть или жить? Мучиться или быть здоровым? Кошелек или жизнь – это про медицину?
У пациента болит, порой он вообще не имеет сознания, а подавленное сознание при болезни имеется почти всегда, он боится, что будет еще хуже (страх тоже парализует волю), и, что очень важно, он не знает, что именно с ним происходит, и как себе помочь, и можно ли вообще, – то есть у него нет знаний, необходимых для принятия правильного решения. Это – не покупка холодильника, который холодит, или еды, которая питает, и это известно. Тут нужны специальные знания, и в этом пациент полностью зависим от другой стороны «сделки» – врача и медицинской организации, которая даже и не обещает ему результата, а обещает лишь попробовать помочь.
Пациент не может не заплатить, если ему сказали, что он или его ребенок умрет, – если у него есть деньги, конечно: помним о вопросе «Кто заплатит за больного?» Даже продают квартиру в таком случае. Если с пациента взяли деньги, то для него это – самая настоящая кабальная сделка.
Согласно п. 3 ст. 179 ГК РФ сделка на крайне невыгодных условиях, которую лицо было вынуждено совершить вследствие стечения тяжелых обстоятельств, чем другая сторона воспользовалась (кабальная сделка), может быть признана судом недействительной по иску потерпевшего.
Пока такой практики в медицине России нет, а вот не в медицине уже появилась (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 23 мая 2017 г. № 19-КГ17-10), но это – вопрос времени. Медицинские кредиты еще добавят масла в этот огонь.
Получается, что пациент – идеальная мишень для зарабатывания денег.
Сюда надо добавить, что здоровье, как товар, бесценно – не имеет цены, и пациент, оплачивая, считает, что покупает результат (то есть здоровье), а вот исполнитель искренне верит, что ему платят за процесс (то есть результат не гарантирован), и они в этом друг друга никогда не поймут до конца.
Эти споры и недоговорки в законах, НПА и даже договорах, введение новых понятий, типа «дополнительная помощь», делают картину более, чем ясной: медицина – не место для торговли, не рынок и она не должна быть сферой платных услуг.
Нет сомнений, что когда граждане принимали Конституцию РФ, они голосовали за то, что медицинская помощь в государственный и муниципальных учреждениях здравоохранения (ГУЗ, МУЗ) бесплатна. И так в основном и было в 1993 году. И все думали, что пройдут трудные времена и все вернется. Но уже в 1996 году появилось постановление Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями». В нем были сказаны две важные вещи, которые актуальны и до сих пор, несмотря на его отмену, и появление другого постановления, в котором таких норм нет.
Первое: настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
Отмечу, что гарантированный объем назван «помощью», а дополнение к нему – «услугами». Получается, что Правительство для себя так разделило эти понятия.
Но вдумайтесь: что такое дополнительная помощь (услуга) в медицине? При пневмонии, аппендиците, внематочной беременности, переломе. О чем вообще речь? Как можно дополнительно вылечить хроническую почечную недостаточность, ишемию? Это возможно?
Или это – изначальный абсурд? Ведь нельзя вылечить больше, чем вылечить. Получается, что это понятие ничего, кроме мыслей о мошенничестве не вызывает. Не может быть никакой дополнительной медицинской помощи и дополнительных медицинских услуг тоже.
Помощь должна быть достаточной для пациента, находясь в рамках современной науки и достижений практики, а отнюдь не в рамках денежного интереса исполнителя, – не больше и не меньше, а ровно такой, чтобы болезнь была вылечена, насколько это вообще возможно в медицине. Иначе помощь нельзя считать помощью, чем нарушается Конституция РФ. И вплоть до уголовной ответственности за неоказание (ст. 124 Уголовного кодекса).
Право на помощь «включается» вместе с появлением болезни, и «выключается» вместе с ее излечением, или с исчерпанием смысла оказывать помощь. Это и определяет достаточность.
Где же тогда здесь место платным услугам? Я такого места не знаю, хотя обсуждал это много раз с разными людьми.
Сервисная дополнительная помощь может быть. Хочет человек телевизор – пусть платит, если это не мешает другим больным в палате. А вот за туалет плату брать нельзя, потому что без туалета человеку никак не обойтись. Поэтому Правительство РФ должно утвердить минимальный набор сервисных услуг, без которых медицинская помощь невозможна, и этот набор должен быть частью базовой программы госгарантий.
С постановления Правительства от 13 января 1996 г. № 27 началась легализация «рыночных схем» зарабатывания денег в государственном здравоохранении.
Вторая вещь, которую утвердило это Постановление: государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.
Правительство РФ решило, что оно может дать государственным органам власти право давать или не давать право оказания платных услуг ГУЗам и МУЗам. И эта позиция, видимо, основана на том, что Конституция РФ как бы не запрещает платные услуги в ГУЗ и МУЗ, а что не запрещено, то разрешено. Но так ли это на самом деле?
Вся государственная система власти и управления основана не на гражданской, где разрешено все, что не запрещено, а на административной системе права – на предписании, законе, приказе: запрещено все, что не разрешено. Эта система не позволяет внутри себя без разрешения или приказа высших инстанций или норм права совершать не предписанные действия, и, если такое происходит, такое поведение считается нарушением. Также сфера охраны здоровья близка к понятиям охраны порядка, границ, безопасности, то есть тоже основана на императивах, обеспечивающих безопасность пациентов (порядки и стандарты). Почему бы армии самостоятельно не поехать куда-нибудь на заработки? Вряд ли где-то написано, что нельзя, но дело в том, что нигде не написано, что можно. Это же касается судов, прокуроров, органов власти и пр. Они не могут действовать без предписания.
Так, может ли государственный орган дать разрешение на платную помощь в государственных и муниципальных учреждениях, если в Конституции РФ написано, что она там бесплатна? Вправе ли само Правительство давать такое право, есть ли у него такие полномочия?
На каком основании? Общее право хозяйствующих субъектов на свободу экономической деятельности сюда не применишь, потому что мы тут имеем дело со специальной нормой в отношении государственных учреждений, порядок работы которых ясно указан в Конституции РФ. А если дать такое право, возникает прямое противоречие Конституции. И, что критически важно, это противоречие возникает в отношении одного и того же предмета регулирования и одних и тех правоотношений – по оказанию медицинской помощи.
Учитывая, что помощь должна быть достаточна для излечения, для платных услуг в ГУЗ и МУЗ места не только не остается, но не может быть установлен порядок, прямо противоположный конституционному.
Конституция РФ ГУЗам и МУЗам напрямую предписала оказывать бесплатную помощь и не разрешала оказывать платную. Это – императив, приказ. Нет никаких оснований считать, что может быть наряду с этим и иной порядок, поскольку это прямо нарушит этот императив и конституционное право. Ведь предмет регулирования один и тот же, и если пациенту в ГУЗ и МУЗ предложена помощь платно, то значит право на бесплатную помощь нарушено. Какие могут быть варианты?
Из сказанного следует, что из-под круга лиц, на которых распространяется, например, постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» или та же ст. 84 Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» должно быть сделано исключение в лице государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, тем самым признавая, что медицинская помощь в них оказывается только бесплатно согласно Конституции РФ.
И вот, когда все это понимаешь, то понимаешь и то, что истинный смысл ст. 41 Конституции РФ заключается в том, что право граждан на бесплатную помощь в ГУЗах и МУЗах осуществляется за счет… граждан, то есть они все-таки платят за эту «бесплатную помощь». Это не парадокс и не коллизия. Это – очень точный режим регулирования, который должен быть лишь правильно осознан.
Он состоит в том, что именно граждане платят налоги в бюджет и ОМС для оказания государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения медицинской помощи, но в тот момент, когда им нужна эта помощь, они за нее не платят, чем обеспечивается защита интересов гражданина от бизнеса на болезнях, страхах и незнании. И это – единственное понимание Конституции РФ, которое можно считать таким, за которое голосовали граждане при ее принятии.
Кстати, перевод ГУЗ и МУЗ в другую организационно-правовую форму, типа государственно-частного партнерства, лишает граждан конституционного права на бесплатную помощь, потому что право просто негде реализовать.
Тогда единственным способом разграничить платные услуги и бесплатную помощь следует считать разделение их по кругу оказывающих лиц: бесплатная помощь оказывается в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а платная во всех остальных организационно-правовых формах, и любое смешение помощи и услуг в рамках одного исполнителя не допускается поскольку приведет сразу же к размыванию границ, нарушению прав и увеличению доли платного сегмента.
Как правильно инкассировать деньги в банк и можно ли на этом сэкономить?
У любой компании, работающей с наличной выручкой, есть необходимость доставлять в банк деньги. Рассмотрим основные статьи расходов и способы их сокращения.
Для чего нужна инкассация?
В первую очередь, чтобы обезопасить сохранность денег.
Во-вторых, чтобы не отвлекаться от работы, расходуя время на их самостоятельную транспортировку в банк.
Кроме того, инкассирование позволяет ускорить зачисление наличных на расчетный счет. Это помогает не снижать оборачиваемость средств.
Кому нужна инкассация? Что об этом говорит законодательство?
Инкассация нужна любому предпринимателю или компании, работающей с наличностью. В ряде случаев она обязательна в силу нормативных актов.
Так, для среднего и крупного бизнеса важно соблюдать порядок ведения кассовых операций, который определяет поддержание лимита налички в кассе. Размер лимита устанавливает руководитель, но если компания этот лимит превысит и не инкассирует излишек, компанию ждет штраф от 40 000 до 50 000 руб. (часть 1 ст. 15.1 КоАП), поскольку сверхлимитную наличность нужно сдавать в банк (указание ЦБ от 11.03.2014 № 3210).
Малые предприятия могут не устанавливать такой лимит. Но если его определили, то должны соблюдать норму закона, иначе могут быть оштрафованы.
Данное нарушение рассматривают только инспекторы ФНС. Поскольку оно не является длящимся, привлечь к ответственности можно только в течение двух месяцев с момента его совершения.
Как проводить инкассацию?
Разберем стандартную ситуацию для торговой точки: перевозка денег по маршруту компания – банк.
Для этого можно использовать инкассационную службу банка (своего или стороннего), либо компанию, специализирующуюся на оказании таких услуг.
Перевозка наличных регулируется положениями Центробанка (так написано в законе «О банках и банковской деятельности»), поэтому выполнять ее могут только те компании, у которых на это есть соответствующая лицензия.
Чего требует инкассация?
Нельзя просто позвонить в банк и сказать: приезжайте и заберите деньги. Нужно соблюсти ряд условий. Например:
1. Документы. Каждый раз, когда за деньгами приезжает машина, нужно готовить пачку сопроводительных документов. Поскольку у инкассаторов есть график и маршрут, у них немного времени на прием денег. Поэтому документы нужно готовить заранее, а это значит, что придется задействовать время отдельного сотрудника. Если он ошибся с документами, инкассаторы не будут ждать. Они не примут деньги, компании придется оформить отказ и в любом случае оплатить визит инкассаторов.
2. Комната. Для передачи денег инкассаторам нужно специально оборудованное помещение, которое должно запираться на ключ. В момент передачи там не должны присутствовать лишние люди. Если вы арендуете торговое помещение в центре, придется искать и комнату для инкассации. Плюс инкассаторы требуют свободный подъезд и место для парковки автомобиля рядом с входом/выходом.
Стоимость инкассации
Она зависит от ряда факторов:
- суммы перевозки;
- времени инкассации;
- сложности маршрута;
- удаленности от точки инкассации;
- наличия вооруженной охраны.
Обычно есть такие варианты тарифов:
- фиксированная ставка (за каждый заезд);
- процентная ставка (оговоренный процент от сдаваемой суммы, но не ниже некоторого минимума);
- комплексный – «такса» за заезд + процент от суммы.
Рассмотрим комплексный вариант. Он складывается из фиксированной платы за выезд и процента от суммы, сдаваемой инкассаторам. Но это только прямые расходы.
Чтобы понять, во сколько действительно обходится инкассация, нужно учитывать стоимость времени каждого сотрудника, вовлеченного в процесс сбора наличных от приема средств до зачисления на счет и отражения в учетных системах, а также стоимость самого дорогого ресурса – административного. Опытным путем установлено, что менеджер одновременно может эффективно управлять 5-9 процессами. Чем больше процессов, не приносящих прибыль, в ответственности сотрудника, тем дороже процесс для бизнеса в целом.
Также нужно учитывать количество точек для инкассации: чем их больше, тем сложнее организация процесса. Кроме того, многие компании не учитывают стоимость денег в периоде и стоимость дополнительного финансирования для поддержания оборотных средств. В конечном итоге, стоимость всех затрат компании на инкассацию наличных может достигать 1-2% от оборота и выше.
Как получить налоговый вычет за лечение зубов
Стоматологические услуги весьма недешевы, и для большинства приведение зубов в порядок – существенная статья расходов. Однако далеко не все знают, что часть потраченных на лечение денег можно вернуть в виде налогового вычета. Рассказываем, кто имеет на него право и как правильно оформить все документы.
За какое лечение можно получить налоговый вычет
Получить налоговый вычет можно за любые стоматологические услуги, если они были оказаны в клинике, имеющей лицензию (ст. 219 Налогового кодекса). Однако есть и исключения, например, отбеливание зубов по закону в список услуг, за которые можно получить вычет, не входит.
Компенсация за протезирование зубов
Протезирование тоже входит в список услуг, за которые можно получить налоговый вычет. А учитывая то, что это одна из самых дорогостоящих манипуляций, как раз за протезирование можно получить самые привлекательные выплаты.
Кто может получить вычет?
Получить налоговый вычет может любой человек, имевший в год оказания стоматологических услуг доходы, с которых уплачивался НДФЛ 13%.
Можно получить налоговый вычет даже в том случае, если вы официально не трудоустроены
Получить налоговый вычет за стоматологические услуги можно не только за собственное лечение, но и за услуги, оказанные родителям, детям, супругу (супруге). Таким образом, даже неработающие пенсионеры, школьники, студенты, люди без официального дохода могут получить налоговый вычет при помощи своих родственников со стабильной работой. Как получить компенсацию за протезирование зубов пенсионеру? Через родственников, которые работают с официальным оформлением. Налоговый вычет за лечение зубов ребенка, как правило, получает кто-то из родителей.
Как рассчитать размер компенсации?
Налоговый вычет на лечение зубов составляет 13%, но максимальная сумма, от которой они высчитываются, не может превышать 120 000 рублей. Таким образом, получить можно до 15 600 рублей. Единственная услуга, на которую не устанавливается максимальная сумма выплаты, – имплантация протезов. И еще один важный нюанс – сумма возвращенных средств не может быть больше, чем работодатель отчислил с ваших доходов за год.
Возврат налога за лечение зубов: инструкция
Документы
Документы для налогового вычета за лечение зубов необходимо подготовить заранее и отдать все сразу. Чтобы получить налоговый вычет за лечение зубов, вам нужно предоставить:
- Паспорт.
- Справка 2-НДФЛ и налоговая декларация 3-НДФЛ.
- Заявление на получение вычета.
- Квитанция (чеки) об оплате стоматологических услуг.
- Договор с клиникой, которая оказывала услуги.
- ·Копия лицензии клиники.
Если вы получаете налоговый вычет за своего родственника, нужно собрать дополнительные документы:
- Свидетельство о рождении ребенка (если лечился ребенок).
- Свидетельство о рождении того, кто получит вычет (если лечился родитель).
- Свидетельство о браке (если услуги оказывались мужу или жене).
Заявление
Заявление оформляется по специальной форме. Ее лучше запросить в ФНС, чтобы у вас точно был корректный документ. В интернете можно посмотреть примеры и образцы, но не советуем скачивать шаблоны с незнакомых сайтов, в данном случае лучше подстраховаться и лишний раз проконтролировать, чтобы у вас была самая свежая и актуальная форма.
Кстати, в налоговой инспекции вам могут помочь с заполнением заявления, если вы сомневаетесь в том, что сможете сами учесть все нюансы.
Сроки подачи заявления на вычет – до 3 лет
Налоговый вычет можно получить в году, следующем за тем годом, когда оказывалось лечение. То есть в 2021 году можно получить вычет за стоматологические услуги, оказанные в 2020 году. А в целом заявление можно подать в течение трех лет после лечения.
Когда придет вычет?
ФНС готовит уведомление в течение 30 дней. Вся сумма компенсации выплачивается единовременно – в среднем через несколько месяцев после подачи документов.
Можно ли вернуть НДФЛ через работодателя?
Да, это возможно. Если вы хотите вернуть деньги за лечение зубов через работодателя, обратитесь в бухгалтерию и предоставьте документ, подтверждающий право на льготу (он должен быть заранее получен в налоговой инспекции). Важно! В этом случае вы не получите выплату сразу, она постепенно ровными долями будет распределена на последующие месяцы – из вашей зарплаты будет вычитаться меньше налогов, пока вся компенсация не будет возвращена.
Социальный и имущественный вычет в один год – это возможно?
Да, это возможно, но нужно учесть важный нюанс: сначала нужно подавать документы на социальный вычет, а потом – на имущественный. Дело в том, что выплату по социальному вычету нельзя перенести на следующий год, и, если будут какие-либо проволочки, вы можете потерять возможность получить деньги. Поэтому сначала нужно разобраться с этим вопросом, а потом в спокойной обстановке оформлять имущественный вычет (часть его можно перенести на будущие периоды).
Как проверить услуги, оказанные по полису ОМС?
Полис обязательного медицинского страхования (сокращенно ОМС) позволяет проверять услуги, которые предоставило вам учреждение здравоохранения. Полис ОМС есть у всех граждан России — он обеспечивает доступ к услугам бесплатной страховой медицины, которые гарантируются законом «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (ФЗ N 323 от 21.11.2011).
Статья 91 данного закона предусматривает возможность проверки состава и качества отдельных услуг и процедур. Возможность контроля за оказанными услугами дает возможность оспорить некачественную медпомощь, в том числе и с помощью юриста.
Как проверить предоставленные виды медицинской помощи?
В «Личном кабинете» можно проверить информацию не только об оказанных поликлиниками и больницами услугах, но и об их стоимости, то есть о той сумме, которую получает за обслуживание вас, как пациента, врач и мед. учреждение. Таким образом, возможности портала довольно обширны. Рассмотрим их более подробно.
Как пользоваться личным кабинетом на Госуслугах?
Страховые компании, которые выдают гражданину полис ОМС, обрабатывают все оказанные в сфере бесплатной медицины услуги и предоставляют эти данные порталу «Госуслуги». На данном портале сведения обо всех операциях с использованием полиса ОМС обрабатываются согласно «Закону о защите персональных данных» (ФЗ N 152 от 27 июля 2006 г.) и предоставляются только самому пациенту. В личном кабинете хранится следующая информация:
- личные данные застрахованного лица: ФИО, регион его проживания, номер выданного полиса, контакты пациента, номер поликлиники, в которой он обычно получает медицинские услуги;
- сведения об имеющихся хронических и ранее перенесенных заболеваниях, травмах, и других показателях, влияющих на здоровье (группе крови, выявленных аллергических реакциях и прочем);
- виды услуг, которые получал пациент по полису обязательного медицинского страхования с января 2015 года по настоящий момент, а также их стоимость.
Данная информация представляется в виде выписки за выбранный вами период. Особо отметим, что информация об услугах за период до 2015 года в большинстве случаях не предоставляется. Однако в некоторых регионах — например, в Москве — оцифровка сведений о пациентах началась до 2015 года, поэтому информация о предоставленной медпомощи в более ранний период может быть доступна в «Личном кабинете застрахованного лица».
Проверить информацию об оказанных вам услугах можно в четыре шага.
- Зайти на страничку «Мое здоровье» на «Госуслугах».
- Нажать на вкладку «Сведения об оказанной медпомощи».
- Авторизоваться на Госуслугах.
- Заказать выписку за нужный вам период.
Кроме того, через Госуслуги можно подать заявление на прикрепление к другой поликлинике или смене страховой компании, а также вызвать врача на дом. Помимо этого, данный электронный сервис предоставляет возможность планирования вашего лечения. Вы можете воспользоваться календарем мероприятий и получить напоминание о предстоящем вам визите в медучреждение по электронной почте.
Доступ к «Личному кабинету застрахованного лица» предоставляют также территориальные порталы ОМС (так называемые ТФОМС), на которых можно найти расширенную информацию об услугах по полису, предоставленных пациенту, проживающему в этом регионе. Проверить, есть ли ТФОМС в вашем регионе, можно на официальном портале.
Как проверить услуги, оказанные по полису ОМС ребенка?
Москвичи могут получить более детальную информацию о своем здоровье и использовать некоторые другие возможности на портале МГФОМС. В частности, в г. Москве появилась возможность проверить сведения об услугах, которые были предоставлены несовершеннолетним детям застрахованного лица по их полисам. Для этого одному из родителей / законных представителей необходимо посетить страховую компанию ребенка и составить заявление о доступе к его личной информации. К заявлению необходимо приложить копии:
- свидетельства о рождении ребенка (для 14–18-летних — паспорта);
- для попечителя — удостоверения опекуна (попечителя);
- медполиса родителя или законного представителя;
- медполиса ребенка;
- СНИЛСа родителя или законного представителя;
- СНИЛСа ребенка;
- паспорта родителя или законного представителя.
Как получить дополнительные сведения из ФСС?
В «Личном кабинете получателя услуг» вы можете проверить сведения:
- о несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;
- о программах реабилитации;
- о движениях по заявке на получение технических средств реабилитации инвалидов;
- о листках нетрудоспособности застрахованного и выплатам по ним;
- о родовых сертификатах.
Подводя итоги, отметим, что сейчас пациент может легко проверить количество и качество медпомощи. Возможность контроля оказания услуг, предоставляемых медучреждениями по страховому полису, позволяет, кроме всего прочего, предотвратить нецелевое использование средств, выделяемых государством на лечение своих граждан.
Случаи приписок визитов пациентов в поликлинику были выявлены Московским ТФОМС. Если вы считаете, что такое может произойти и в вашем медучреждении, обязательно проконтролируйте список медуслуг, которые были предоставлены страховой компанией, и сравните их с фактическими визитами к врачу. Жалобу можно отправить как в страховую компанию, так и в прокуратуру.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.