Возможно ли избежать штраф по ст. 19.15.1 Коап?
КоАП РФ Статья 19.15.1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации
(введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ)
1. Проживание гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.
Примечание. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, в случае:
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в соответствующем населенном пункте субъекта Российской Федерации, если они зарегистрированы по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если они зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым;
(абзац введен Федеральным законом от 03.04.2017 N 65-ФЗ)
если они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), подопечными, супругами детей, родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, супругами родителей, родными братьями и сестрами, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
(в ред. Федерального закона от 17.02.2021 N 12-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), подопечными, супругами детей, родителями, усыновителями, опекунами, попечителями, супругами родителей, родными братьями и сестрами, бабушками, дедушками или внуками.
Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)
1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), —
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Комментарии к ст. 19.15 КОАП РФ
1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» (с изм. и доп.).
2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.
Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.
3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.
Содержание понятий «место пребывания» и «место жительства» определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.
Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.
Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.
Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.
В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.
Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.
Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 — 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.
Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.
Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.
Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением «О паспорте гражданина Российской Федерации», либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.
Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.
4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 — юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.
При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.
К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.
5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).
6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).
Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Полный список лиц, которые не должны платить штраф за нарушение правил регистрации в жилом помещении
Конституция России гарантирует каждому возможность самостоятельно определять для себя место проживания.
Однако, как говорится в соответствующем Законе, для обеспечения преимущества прав перед негражданами, и для исполнения своих обязанностей перед государством, на территории России введен государственный регистрационный учет граждан по месту их пребывания и жительства.
Законодательно установленные сроки для регистрации по месту проживания/пребывания
Что же является местом проживания человека? Статья 20 ГК РФ определяет, что это жилье, где человек проживает постоянно (или проживает там преимущественно перед другими местами).
У несовершеннолетних детей до 14 лет таким местом является жилье, где они проживают с родителями, опекунами или усыновителями. То же самое относится и к опекаемым лицам.
А место пребывания — это место, где гражданин находится сравнительно небольшой промежуток времени. Например, гражданин временно может жить в гостинице, санатории, общежитии, арендованном жилье и т.д. Часто это может быть связано с командировкой, учебой, лечением или отдыхом.
При нарушении этого срока и проживания без регистрации устанавливается административная ответственность — штрафы. Причем довольно существенные. О них поговорим позже.
Кого закон освобождает от ответственности за нарушение правил регистрации
Однако часть граждан исключены из списка наказываемых штрафами. Принятый 17.02.2021 года Закон N 12-ФЗ, внес изменения в КоАП. Теперь освобождены от ответственности за нарушение порядка регистрации:
- супруги;
- дети (в том числе усыновленные);
- подопечные;
- супруги детей;
- родители;
- усыновители;
- опекуны;
- попечители;
- супруги родителей;
- родные братья и сестры;
- бабушки, дедушки или внуки.
Но нужно документально подтвердить родство с собственником (нанимателем) жилья, имеющего регистрацию (примечание к статье 19.15.1 и примечание 1 к статье 19.15.2 КоАП).
По сравнению с ранней редакцией КоАП, теперь из под штрафа дополнительно выведены опекуны, попечители, подопечные, усыновители, родные братья и сестры.
Что грозит остальным нарушителям правил
Для всех остальных, нарушивших правила регистрации по месту жительства, предусматривается штраф (статьи 19.15.1 и 19.15.2 КоАП):
- для проживающих без регистрации — 2000-3000 рублей;
- для физлиц-собственников (нанимателей) жилья — 2000-5000 рублей;
- для должностных лиц — 25000-50000 рублей;
- для юридических лиц — 250000-750000 рублей.
Если это нарушение допущено в Москве или Санкт-Петербурге, то штрафы возрастают:
- для проживающих без регистрации — 3000-5000 рублей;
- для физлиц-собственников (нанимателей) жилья — 5000-7000 рублей;
- для должностных лиц — 30000-50000 рублей;
- для юридических лиц — 300000-800000 рублей.
Отдельно для граждан-собственников (нанимателей) жилья предусмотрен штраф за непредоставление в установленные сроки информации о проживании у него лиц без регистрации, или предоставление заведомо недостоверных сведений (статья 19.15.2 КоАП):
Кого и как суды штрафуют по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ за невыполнение госзадания?
Заканчивается очередной финансовый год. И уже совсем скоро учреждениям предстоит отчитываться о выполнении государственного/ муниципального задания.
Напомним, что за невыполнение государственного или муниципального задания ст. 15.15.5-1 КоАП в отношении должностных лиц предусмотрена административная ответственность в форме предупреждения или наложения штрафа в размере от 100 до 1000 рублей, а за повторное нарушение – от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб.
Анализ судебной практики за 2018-2019 гг. показывает, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 15.15.5-1 КоАП по итогам проверки могут послужить не только недостижение установленных в задании показателей, но и искажение данных отчета об исполнении задания, и оплата расходов, понесенных при выполнения госзадания, средствами от приносящей доход деятельности, а не за счет субсидии.
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
В наглядной таблице мы собрали самые показательные примеры дел о привлечении к ответственности за невыполнение задания:
Недостижение объемных показателей предоставляемой услуги, в том числе:
- по количеству проведенных театром публичных мероприятий;
- по количеству детей, обучающихся по адаптивной образовательной программе
- по числу человеко-дней пребывания в детском саду
- по количеству обучающихся в колледже по отдельным специальностям;
- по количеству занятий физкультурно-спортивной направленности при использовании суммы финансирования услуги в полном объеме
решение Дмитровского горсуда Московской области № 12-554/2019 от 6 декабря 2019 г.;
решение Канавинского райсуда г. Нижнего Новгорода № 12-352/2019 от 29 августа 2019 г.;
постановление Устиновского райсуда г. Ижевска № 5-223/2019 от 4 декабря 2019 г.;
решение Ноябрьского горсуда Ямало-Ненецкого автономного округа № 12-105/2018 от 7 июня 2018 г.;
решение Дмитровского горсуда Московской области № 12-385/2018 от 24 октября 2018 г.
Недостижение показателей по содержанию и условиям госуслуги:
- предоставление услуг по обучению на базе основного общего образования, в то время как госзаданием предусмотрено обучение на базе среднего общего образования;
- обучение по заочной форме, в то время как госзаданием предусмотрено очное обучение
решение Ноябрьского горсуда Ямало-Ненецкого автономного округа № 12-105/2018 от 7 июня 2018 г.
Недостижение показателей по качеству оказываемых услуг:
- недостаточное количество педагогических работников, имеющих первую и высшую категорию;
- неполное укомплектование штата в детском саду;
- неполное оснащение здания, предназначенного для соцобслуживания инвалидов, знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, отсутствие дублирования текстовых сообщений голосовыми сообщениями, голосовых сообщений текстовыми и/или световыми сигналами и др.
решение Ноябрьского горсуда Ямало-Ненецкого автономного округа № 12-105/2018 от 7 июня 2018 г.;
решение Абдулинского райсуда Оренбургской области № 12/1/-23/2019 от 27 мая 2019 г.;
решение Новосибирского облсуда № 7-66/2019 от 26 февраля 2019 г.
Недостижение показателей задания на 2 квартал (согласно квартальному отчету) и невнесение в связи с этим изменений в задание во 2 квартале, при выполнении задания согласно отчету по итогам года
решение Ленинского райсуда г. Оренбурга № 12-570/2019 от 14 августа 2019 г.
Оплата расходов на создание спектакля в рамках выполнения госзадания средствами от приносящей доход деятельности, а не за счет средств субсидии
решение Саратовского облсуда № 21-575/2018 от 4 октября 2018 г.
Искажение данных отчета об исполнении задания и сокрытие фактически данных о неполном выполнении муниципального задания
решение Первомайского райсуда г. Пензы № 12-152/2019 от 4 июня 2019 г.
Исход у этих дел не всегда одинаков. Стоит отметить, что нередко суды признают привлечение к административной ответственности за невыполнение задания неправомерным.
Так, в одном из вышеупомянутых дел директору автономного учреждения культуры по результатам проверки, проведенной контрольным органом, вменялось невыполнение госзадания в части требований к количеству проведенных спектаклей, поскольку часть из них была оплачена за счет собственных средств учреждения. Суд пришел к выводу, что речь в данном случае не идет о нецелевом использовании средств субсидии, выделенной на выполнение госзадания. Учредитель к учреждению претензий по выполнению задания не имел, что подтверждает исполнение учреждением всех условий, установленных в госзадании. А доказать недостижение учреждением показателей госзадания в этой ситуации ревизоры не смогли. Суд отменил постановление о привлечении руководителя учреждения к ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5-1 КоАП.
А в другом случае суд частично не признал вину руководителя учреждения. Речь о деле, в котором ревизоры при проверке колледжа выявили целый комплекс нарушений:
- недостижение показателей по количеству обучающихся,
- предоставление услуг по обучению на базе основного общего образования, в то время как госзаданием предусмотрено обучение на базе среднего общего образования;
- обучение по заочной форме, в то время как госзаданием предусмотрено очное обучение;
- недостаточность педагогов с соответствующими категориями.
Однако суд указал:
- доказательств того, что учреждение целенаправленно принимало студентов в количестве, не соответствующем госзаданию, нет;
- не может вменяться в вину руководителю и последующее исключение студентов из числа обучающихся, поскольку профессиональное обучение в РФ носит добровольный характер.
- руководитель не несет ответственность за успеваемость студентов, которая также может явиться причиной исключения;
- не подтверждена вина руководителя в недостижении показателей госзадания, характеризующих качество, таких как соотношение количества педработников, имеющих первую и высшую категорию к общей численности педработников.
На этом основании суд снизил штраф руководителю учреждения.
Имеются также решения судов, которыми привлечение к ответственности по ст. 15.15.5-1 КоАП РФ признавалось правомерным.
Так, например, согласно отчета учреждения – спортивного центра об исполнении муниципального задания фактическое значение показателя объема за отчетный финансовый год составило 97,9 % – учреждением не проведено 80 занятий в спортивных секциях. Однако субсидия использована в полном объеме.
Суду учреждение пояснило, что невозможность полного выполнения задания связана с переходом учреждения на работу по профессиональным стандартам, что повлекло сокращение тренерско-инструкторского состава и, соответственно, уменьшение количества занятий.
Но суд пришел к следующему выводу: порядком формирования муниципального задания установлено, что в случае, если учреждение в отчетном периоде не обеспечило выполнение задания, ГРБС вправе скорректировать задание с соответствующим изменением объемов финансирования. Однако руководитель учреждения хоть и написал соответствующее обращение к учредителю, но подтвердить, каким образом данное обращение было направлено и получено адресатом, не смог. Поэтому оснований полагать, что руководитель предпринял все зависящие от него меры по соблюдению условий предоставления субсидий, у суда не имеется. Довод жалобы о малозначительности вменяемого правонарушения признан несостоятельным. Руководитель учреждения оштрафован по ч. 1 ст. 15.15.5-1 КоАП РФ.
Семь вопросов о штрафах по самоизоляции: что не так и как оспорить
Поскольку ситуация новая и практики нет, возникла неразбериха. Правоохранители могут выписывать за нарушение самоизоляции штрафы по разным статьям:
- от 15 000 до 40 000 руб. – по ч. 2 ст. 6.3 КоАП («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»);
- от 1000 до 30 000 руб. – по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП («Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»);
- от 4000 до 5000 руб. – по ст. 3.18.1 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. Это в Москве. В некоторых других регионах свои нормативные акты.
Очень многое. Хотя на практике «самоизолянтов» наказывают по всем статьям, фактически они, конечно, разные. И все они небезупречные с юридической точки зрения: эксперты везде видят поводы для сомнений.
– Ч. 2 ст. 6.3 КоАП содержит наказание за «невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих». Строго говоря, ответственность здесь предусмотрена только для тех, кто уже заболел, или контактировал с заболевшими, или вернулся из других стран, где неблагоприятная обстановка, говорит партнер Global Law Антон Мамаев. Эти люди получают адресные предупреждения о необходимости оставаться дома, объясняет юрист. С тем, что уведомление – это обязательное требование статьи, согласен партнер INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании × Дмитрий Загайнов: «Сама формулировка статьи подразумевает, что субъекта должны уведомить о новых правилах». Но судебная практика, которая применяет норму к нарушителям самоизоляции, исходит из того, что человек должен был узнать о новых нормах. Например, из СМИ. Если что-то непонятно, то позвонить на горячую линию. Очень удобно для административного органа, назначающего штраф, ведь не надо доказывать факт уведомления, комментирует Загайнов.
– Ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП, принятая специально по случаю эпидемии, предусматривает штрафы за «невыполнение правил поведения при режиме повышенной готовности или в зоне ЧС». Главный вопрос – что это за правила? По мнению Мамаева, речь идет о Постановлении Правительства от 2 апреля 2020 г. № 417. Правда, там нет ничего конкретного про ограничение передвижения. Однако судебная практика идет по другому пути: в качестве правил она ссылается на региональные акты, которые как раз и описывают самоизоляцию.
– Штрафы на уровне субъектов также вызывают массу критики. Например, со стороны юристов, которые указывают на конкуренцию («задваивание») федеральных и региональных норм. А в этом случае должны применяться федеральные. Путаницы добавляет и то, что понятие «самоизоляция» закреплено в региональном законодательстве, но угроза распространения коронавируса – это вопрос федерального законодательства, отмечает Загайнов.
Словом, региональные нормы – это самый юридически «шаткий» вариант.
Как показывает практика, суды обычно держатся нижней границы для первых нарушений. То есть это 15 000 руб. по ч. 2 ст. 6.3 КоАП и 1000–3000 по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП.
Как показывает Caselook, пока чаще всего штрафуют по ч. 2 ст. 6.3 КоАП. Реже – по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП. Случаев применения региональных норм найдено не было.
- В деле № 5-516/2020 жителя Сочи Юрия Новоселова оштрафовали по ч. 2 ст. 6.3 КоАП за то, что он просто решил прогуляться. Вину он признал. Размер штрафа из судебного акта вымаран.
- В деле № 5-334/2020Ново-Савиновский районный суд Казани освободил местного жителя от штрафа и ограничился замечанием. Валерия Моисеева* задержали далеко от дома и оформили нарушение по ч. 2 ст. 6.3 КоАП, но он утверждал, что повез продукты тёще. Суд решил, что нарушение малозначительное, потому что власти не запрещали выходить из дома для покупки продуктов или выноса мусора, а в отдельных случаях, «при наличии справки от работодателя или SMS-уведомления (которые не предусмотрены законодательством), разрешается свободное перемещение». Суд также учел, что нарушен «лишь режим так называемой самоизоляции, которая не регламентируется федеральным законом, в отсутствие официально объявленного ЧС и карантина».
- Жителя подмосковного Серпухова оштрафовали на 1000 руб. по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП. Валентина Буянова* задержали далеко от дома, но уважительных причин у него не было. Буянов в протоколе написал, что признает вину. В деле № 5-262/2020 судья решила, что он нарушил правила поведения при введении режима повышенной готовности, установленные региональным актом – Постановлением Губернатора Московской области № 171-ПГ от 2 апреля 2020 года.
Универсальные советы, какую позицию занять и что можно указать в протоколе:
- «Вынужден здесь находиться (идти, ехать) по обстоятельствам крайней необходимости (угроза жизни и здоровью). Например, обеспечиваю продуктами родителей старше 65 лет, которые входят в группу повышенного риска (или везу их на дачу), или сам еду на дачу с целью самоизоляции».
- «Привлекаюсь в первый раз, на иждивении дети, материальное положение тяжелое. Впредь обязуюсь не допускать таких спорных ситуаций» – эти аргументы могут повлиять на размер назначаемого штрафа.
Если на вас ограничения не действуют, указывайте это в протоколе.
Что можно написать в протоколе в случае привлечения по ч. 2 ст. 6.3. КоАП:
- «Не являюсь субъектом, на который возложены обязанности по соблюдению санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий».
- «Губернатор и мэр не уполномочены на государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а потому требования об изоляции неправомерные».
Советы дал партнер фирмы «Юстерс» Анатолий Панфилов. Юрист советует не торопиться признавать вину, потому что этот вопрос в итоге решает суд. Он оценит и то, правильно ли оформлены документы. В случае серьезных процессуальных нарушений штраф могут отменить. Например, не разъяснены права (об этом нужно сделать запись в протоколе), протокол не подписан и т. п.
Надо обосновывать в суде, что у вас другое место проживания. Можно документально подтвердить, что именно по этому адресу живут члены семьи, предъявить документы об оплате коммунальных услуг, рекомендует Ольга Синельникова из МОО «Правовая защита». Подойдут доказательства с сайта «Госуслуг», что человек посещал поликлинику именно в этом районе или обращался здесь в МФЦ. По словам Синельниковой, пригодится даже информация из интернет-магазинов, что человек заказывал доставку товаров именно на этот адрес.
Да, особенно если воспользоваться услугами юриста. В законе много несостыковок, как и на практике. Возможно, позже процедура станет более юридически корректной. «Власть понимает, что наказывать людей рублем – это не самая лучшая идея», – рассуждает Мамаев. По мнению юриста, законодатель скорее хотел предупредить несоблюдение правил самоизоляции, то есть на примере показать, что выходить из дома может стоить дорого.
Редакция «Право.ru» этой статьей не призывает нарушать ограничения, наложенные властями, даже если они вызывают у вас сомнения с юридической точки зрения. По возможности оставайтесь дома – так вы можете спасти жизнь и здоровье себе и другим людям.