Что делать, если не дали копию изъятия товара?

Что делать, если не дали копию изъятия товара?

Что делать, если не дали копию изъятия товара?

КоАП РФ Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 196-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

(часть пятая.1 введена Федеральным законом от 26.12.2008 N 293-ФЗ, в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

7. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

10. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в соответствии с законодательством Российской Федерации об оружии.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 28.06.2021 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.

12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 494-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Статья 233. Порядок наложения ареста на товары, изъятия товаров и документов при проведении выездной таможенной проверки

1. Наложение ареста на товары и изъятие товаров при проведении выездной таможенной проверки производятся в целях, предусмотренных подпунктом 6 пункта 2 статьи 335 Кодекса Союза.

2. Основаниями для наложения ареста на товары являются:

1) обнаружение товаров без наличия на них акцизных марок и (или) иных видов марок, контроль за соблюдением правил маркировки которыми возложен на таможенные органы, контрольных (идентификационных) знаков или иных средств идентификации, если такие марки, контрольные (идентификационные) знаки или иные средства идентификации в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством Российской Федерации должны наноситься на товары, ввозимые (ввезенные) в Российскую Федерацию, либо товаров с акцизными марками и (или) иными видами марок, контроль за соблюдением правил маркировки которыми возложен на таможенные органы, контрольными (идентификационными) знаками или иными средствами идентификации, имеющими признаки поддельных;

2) отсутствие в коммерческих документах проверяемого лица сведений, подтверждающих факты таможенного декларирования и (или) выпуска товаров, если в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружение недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны, если наличие таких документов обязательно в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Союза, и (или) законодательством Российской Федерации;

3) обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары могут являться условно выпущенными и используются в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению;

4) обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о том, что в отношении проверяемых товаров не соблюдены условия и (или) порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов;

5) обнаружение признаков, которые могут свидетельствовать о том, что проверяемые товары используются в нарушение условий и требований таможенной процедуры;

6) отсутствие в базах данных деклараций на товары, в том числе в базах данных, содержащих сведения из деклараций на товары, полученные от таможенных органов других государств — членов Союза в соответствии со статьей 370 Кодекса Союза, сведений о факте выпуска товаров с идентификационными номерами (серийными заводскими номерами), нанесенными на товары, если в отношении указанных товаров установлено требование об указании в декларации на товары идентификационного номера (серийного заводского номера).

3. Арест товаров заключается в запрете распоряжаться и пользоваться товарами. Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. Пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, либо уполномоченным им должностным лицом таможенного органа по заявлению лица, обладающего полномочиями в отношении таких товаров. Передача товаров, на которые наложен арест, другим лицам, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом не допускаются.

4. Таможенные органы производят изъятие товаров в следующих случаях:

1) при обнаружении признаков того, что проверяемые товары запрещены к ввозу на таможенную территорию Союза или обороту на территории Российской Федерации;

2) проверяемое лицо не является законным владельцем товаров, подлежащих аресту;

3) отказ владельца товаров либо иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, подлежащих аресту, обеспечивать сохранность товаров и соблюдать запрет на распоряжение и пользование товарами;

4) при наличии оснований для ареста товаров неисполнение или ненадлежащее исполнение проверяемым лицом в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней;

5) при наличии оснований для ареста товаров наличие в едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации;

6) при наличии оснований для ареста товаров введение в отношении лица одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве;

7) при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности.

5. Изъятые товары размещаются на складах временного хранения, складах временного хранения таможенных органов в соответствии со статьей 94 настоящего Федерального закона или в других местах по правилам, установленным частью 4 статьи 317 настоящего Федерального закона.

6. В случаях невозможности снятия с оригиналов документов копий (представления выписок из них), отказа проверяемого лица представить копии документов, необходимости проведения экспертизы документов, а также в случае, если у таможенных органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо таможенного органа вправе изъять подлинники документов.

7. Изъятие товаров, документов и наложение ареста на товары производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего выездную таможенную проверку, в присутствии проверяемого лица, у которого обнаружены такие товары, документы (в случае его явки), либо его представителя (в случае его явки).

8. Копия указанного постановления вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. В случае отказа от получения копии постановления должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись в постановлении.

9. При проведении ареста и изъятия присутствуют не менее двух понятых и (или) применяется видеозапись.

10. Все изымаемые товары, документы или товары, на которые налагается арест, предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в изъятии товаров, документов или наложении ареста на товары (в случае их присутствия), и в случае необходимости упаковываются, опечатываются или пломбируются.

11. Об изъятии товаров, документов, о наложении ареста на товары составляется акт. В этом акте либо прилагаемых к нему описях изъятые товары, документы или товары, на которые наложен арест, подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный акт подписывается должностным лицом таможенного органа, производившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары, документы или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а также понятыми (в случае их присутствия). В случае неявки проверяемого лица (его представителя) для участия при аресте товаров либо изъятии товаров, документов, а также в случае отказа проверяемого лица (его представителя) от подписания указанного акта об этом в нем делается отметка. Копия акта вручается (либо направляется) лицу, у которого обнаружены товары, документы, либо его представителю. При изъятии подлинников документов к копии акта прилагаются копии изъятых документов. На копии документа указываются номер и дата акта об изъятии подлинника документа и проставляется подпись должностного лица таможенного органа, производившего его изъятие.

12. Возврат изъятых товаров, документов и снятие ареста, наложенного на товары, производятся не позднее дня принятия решений по результатам выездной таможенной проверки, за исключением случаев:

1) если принято решение об изъятии или аресте в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) если товары подлежат изъятию в соответствии со статьей 318 или статьей 319 настоящего Федерального закона.

13. Возврат изъятых товаров, документов и снятие ареста, наложенного на товары, производятся на основании постановления должностного лица таможенного органа, проводящего (проводившего) выездную таможенную проверку. Постановление о возврате изъятых товаров, документов и о снятии ареста, наложенного на товары, составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр указанного постановления вручается лицу, у которого обнаружены товары, документы, либо его представителю под роспись или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Изъятые товары подлежат возврату лицу, у которого они были изъяты. При возврате изъятых товаров составляется акт в трех экземплярах, который подписывается должностным лицом таможенного органа, лицом, которому возвращаются изъятые товары, либо его представителем, а также лицом, осуществлявшим хранение изъятых товаров, либо его представителем. Второй экземпляр указанного акта вручается лицу, которому возвращены изъятые товары, либо его представителю, третий экземпляр лицу, осуществлявшему хранение изъятых товаров, либо его представителю. Изъятые документы подлежат возврату проверяемому лицу либо его представителю. При возврате изъятых документов составляется акт в двух экземплярах, который подписывается должностным лицом таможенного органа и проверяемым лицом либо представителем проверяемого лица. Второй экземпляр указанного акта вручается проверяемому лицу либо его представителю.

14. Хранение изъятых товаров, при необходимости их демонтаж, перевозка (транспортировка), перегрузка (погрузка, выгрузка) осуществляются за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходе проведения таможенной проверки не будет установлено, что в отношении таких товаров международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании нарушены, то издержки, связанные с таким хранением, демонтажем, перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой), относятся к расходным обязательствам федерального бюджета. Порядок возмещения указанных средств из федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации.

15. Сведения о всех фактах изъятия товаров, документов и наложения ареста на товары указываются в акте выездной таможенной проверки.

16. Товары, документы не возвращаются, изъятие товаров, документов либо арест товаров, произведенные в соответствии с настоящей статьей, считаются снятыми в случаях:

1) если товары или документы изымаются или арестовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) если товары изымаются в соответствии со статьей 318 или 319 настоящего Федерального закона.

17. Не востребованные в течение одного месяца со дня вручения постановления о возврате изъятых товаров либо в течение одного месяца со дня истечения шести рабочих дней со дня направления такого постановления почтой изъятые товары обращаются в федеральную собственность на основании решения суда (арбитражного суда) в соответствии с главой 56 настоящего Федерального закона.

Возврат изъятых товаров после завершения административного дела. Риски и рекомендации

В своей практике ведения дел об административных правонарушениях мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда после завершения дела перед участником ВЭД, зачастую перевозчиком, встает дилемма – что делать с товаром, ранее изъятым в качестве обеспечения по административному делу.

Настоящая публикация посвящена проблемам, которые возникают в связи с возвратом товаров, заинтересованность в возврате которых отсутствует.

Для начала обозначим проблематику вопроса.

Как известно, в главе 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, касающейся нарушений таможенных правил, целый ряд статей предусматривают в качестве основного или дополнительного вида наказания конфискацию предметов административного правонарушения.

С учетом этого, при возбуждении административного дела таможенные органы, как правило, применяют меру обеспечения в виде изъятия или ареста товаров. В том числе, по статье о предоставлении недостоверных сведений о товарах при прибытии/убытии (ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ), субъектом которой чаще всего является перевозчик.

В настоящей публикации мы рассмотрим последствия ситуации, когда по итогам рассмотрения дела таможней или судом наказание в виде конфискации не применено. При этом не имеют значения основания данного решения: отсутствие состава правонарушения или просто применение другого вида наказания.

Основное последствие – товар в соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении подлежит возврату для таможенного оформления тому лицу, у которого он был изъят.

Данная ситуация влечет за собой две проблемы, важность которых заинтересованный участник ВЭД не всегда способен в полной мере оценить заблаговременно:

  1. Финансовые и организационные затраты на вывоз и таможенное оформление товара.
  2. Последствия непринятия мер к вывозу и таможенному оформлению товара в виде административной ответственности и возможных убытков.

Что касается первой проблемы, то мы не будем останавливаться на ней подробно, поскольку ранее уже рассматривали данный вопрос достаточно полно в одной из предыдущих публикаций .

Отметим лишь, что объем понесенных расходов и затраченных усилий зачастую превышает ценность самого товара либо существенно снижает эту ценность для участника ВЭД.

Второй проблеме же стоит уделить более пристальное внимание, так как новое таможенное законодательство (Таможенный кодекс ЕАЭС, вступивший в силу с 01.01.2018 г.) иначе определяет процесс таможенного оформления товаров, изъятых ранее в качестве предмета административного правонарушения .

Изменения, в свою очередь, отразились на том, какую ответственность участник ВЭД может понести за свое бездействие, если он:

  • не имеет возможности оформить возвращенный товар;
  • не знает, как это сделать;
  • не хочет оформлять товар ввиду нецелесообразности и согласен на его обращение в государственную собственность.

До 2018 года лицо, которому товар возвращен, обязано было по своему выбору задекларировать данный товар либо поместить его на временное хранение в течение 30 дней после вступления в силу постановления. Соответственно при невыполнении данных обязанностей участнику ВЭД грозила ответственность за несоблюдение срока подачи таможенной декларации по ч. 4 ст. 16.12 КоАП РФ (штраф от 10 до 50 тыс. руб.), а в случае помещения товара на временное хранение – по ст. 16.16 КоАП РФ за нарушение сроков временного хранения (штраф от 50 до 100 тыс. руб.).

По новым правилам, которые действуют на сегодняшний день, изменение статуса невостребованных товаров после вступления в силу постановления по административному делу можно подразделить на несколько этапов:

I. Возможность помещения товара на временное хранение.

Данный этап начинается со дня вступления в силу постановления и длится в течение 10 календарных дней (п. 4 ст. 98 ТК ЕАЭС).

По истечении данного срока возможность оформления товара (помещения на временное хранение или декларирования) не утрачивается, но возникают предусмотренные ТК ЕАЭС основания для задержания товара.

II. Задержание товара таможенным органом.

Товары, не помещенные на временное хранение в вышеуказанный срок, задерживаются таможенным органом в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС (п. 5 ст. 98, ст.ст. 379,380 ТК ЕАЭС), о чем составляется протокол и направляется участнику ВЭД.

Хранение задержанных товаров продолжает осуществляться таможенными органами в течение 30 календарных дней (скоропортящихся товаров – 24 часа).

III. Реализация, использование или уничтожение невостребованных товаров.

Расходы таможенных органов по перевозке (транспортировке), перегрузке (погрузке, выгрузке), хранению, иные расходы, связанные с подготовкой к реализации и реализацией задержанных товаров покрываются за счет сумм, полученных от реализации.

В случае если реализация товара невозможна или нецелесообразна, в отношении товара может быть принято иное решение, в том числе о его уничтожении.

Расходы, не покрытые за счет суммы, полученной от реализации, а также расходы по уничтожению товара, могут быть возложены на участника ВЭД, не выполнившего свои обязанности по своевременному оформлению товара.

Также непомещение товара на временное хранение в 10-дневный срок со дня вступления в силу постановления по административному делу является прямым нарушением обязанности, установленной п. 4 ст. 98 ТК ЕАЭС, и оно может быть квалифицировано таможенным органом как нарушение установленных требований и условий помещения товаров на склад временного хранения по ст. 16.14 КоАП РФ (штраф от 5 до 20 тыс. руб.).

Читайте также  Как прикрепиться в поликлинику гражданам Киргизии?

Мы, со своей стороны, предлагаем перевозчикам и иным участникам ВЭД, оказавшимся в вышеописанной ситуации, с целью минимизации негативных последствий придерживаться следующих рекомендаций:

  • Оценить свои организационные и финансовые возможности по вывозу и таможенному оформлению товара;
  • Связаться и согласовать вопрос отказа от товара либо покрытия расходов на его оформление с его собственником и иными заинтересованными лицами;
  • В рамках рассмотрения дела об административном правонарушении уведомить таможню/суд об отсутствии намерения производить таможенное оформление товара;
  • Принять меры к назначению по административному делу наказания в виде конфискации товара;
  • Сразу после вступления в силу постановления по административному делу, если товар не конфискован, повторно уведомить таможню об отказе от товара;
  • В случае возбуждения административного дела по ст. 16.14 КоАП РФ, при условии выполнения остальных рекомендаций, сослаться на отсутствие вины в совершении правонарушения.

В некоторых случаях перечисленные меры не гарантируют полное отсутствие негативных последствий.

Тем не менее, понимание возможных последствий и предусмотрительность – ваше главное оружие в принятии правильных решений.

Удачи на дорогах!

Более подробно о секретах безопасного выполнения международных перевозок Вы узнаете в нашей группе «ЗАЩИТА МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗЧИКОВ» в Facebook и ВКонтакте , а также в еженедельно обновляемых разделах Вопрос-Ответ и Публикации на нашем сайте.

Как получить свои деньги за неоплаченную перевозку?
Направьте заявку в разделе «ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗА ФРАХТ»

Как избежать штрафа в размере 100 000 — 200 000 рублей?
Проверьте правильность заполнения разрешение на международную перевозку в разделе «ПРОВЕРКА ДОЗВОЛА»

Статья 377 (таможенного кодекса) РФ Наложение ареста на товары или изъятие товаров при проведении специальной таможенной ревизии

1. Наложение ареста на товары при проведении специальной таможенной ревизии производится в случае:
— 1) обнаружения товаров без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, нанесение которых предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, либо товаров с поддельными марками или знаками;
— 2) отсутствия в коммерческих документах проверяемого лица сведений о выпуске товаров таможенными органами, если в соответствии с правовыми актами Российской Федерации указание таких сведений в коммерческих документах обязательно при обороте товаров на территории Российской Федерации, а также обнаружения недостоверности таких сведений либо отсутствия коммерческих документов, в которых такие сведения должны быть указаны;
— 3) обнаружения фактов пользования и (или) распоряжения условно выпущенными товарами в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.
— 2. Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу либо иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров. Место хранения таких товаров объявляется зоной таможенного контроля (статья 362). Пользование товарами, на которые наложен арест, может быть разрешено начальником таможенного органа, назначившим специальную таможенную ревизию, либо лицом, им уполномоченным. В указанном случае передача товаров, на которые наложен арест, другим лицам, растрата товаров, их отчуждение либо распоряжение ими иным способом не допускаются.
— 3. Если товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также при наличии достаточных оснований полагать, что арест товаров не является достаточной мерой для обеспечения их сохранности, таможенные органы производят изъятие товаров.
— Изъятые товары помещаются на склад временного хранения либо в другое место, являющееся зоной таможенного контроля.
— 4. Изъятие товаров и наложение ареста на них могут не производиться, если лицо, у которого они обнаружены, предоставляет обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть взысканы, за исключением случаев, когда товары запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или обороту в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо в отношении товаров установлены количественные ограничения при их ввозе в соответствии с законодательством Российской Федерации о мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами.
— Исчисление таможенных пошлин, налогов для целей определения сумм обеспечения их уплаты производится в соответствии со статьей 327 настоящего Кодекса.
— 5. Изъятие товаров и наложение ареста на них производятся на основании мотивированного постановления должностного лица таможенного органа, проводящего специальную таможенную ревизию, в присутствии лица, у которого обнаружены товары, либо его представителя, а также в присутствии не менее двух понятых.
— В необходимых случаях для проведения изъятия или наложения ареста приглашается специалист (статья 384).
— Перед началом изъятия товаров либо наложения ареста на них должностное лицо таможенного органа обязано предъявить постановление об изъятии или о наложении ареста лицу, у которого производится изъятие или арест.
— 6. Об изъятии товаров или о наложении ареста на них составляется протокол. В протоколе либо прилагаемых к нему описях изъятые товары или товары, на которые наложен арест, подробно описываются с указанием их наименования, количества и индивидуальных признаков. Указанный протокол подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим изъятие или арест, лицом, у которого обнаружены изымаемые товары или товары, на которые наложен арест, либо его представителем, а также понятыми. Копия протокола вручается лицу, у которого обнаружены товары, либо его представителю.
— 7. Возвращение изъятых товаров и снятие наложенного ареста производятся не позднее дня окончания специальной таможенной ревизии, за исключением случаев, когда они могут быть конфискованы, потребоваться в качестве вещественных доказательств либо на них может быть обращено взыскание по уплате таможенных платежей. Временное хранение изъятых товаров осуществляется за счет лица, у которого товары были изъяты. Если в ходе проведения проверки не будет установлено, что в отношении таких товаров таможенное законодательство Российской Федерации нарушено, товары подлежат возврату их владельцу или снятие наложенного ареста производится незамедлительно, а издержки, связанные с временным хранением, относятся на счет федерального бюджета.
— 8. О распоряжении изъятыми товарами и товарами, на которые наложен арест, указывается в акте, отражающем результаты проведения ревизии (пункт 8 статьи 376).
— 9. Распоряжение невостребованными изъятыми товарами по истечении двух месяцев со дня окончания специальной таможенной ревизии осуществляется в порядке, предусмотренном главой 41 настоящего Кодекса.

Тимофей Ермак. Как действовать, если при обыске изымают имущество

Вопреки обещаниям властей давление силовиков на бизнес в России нарастает. Сообщения о неожиданных проверках МВД или ФСБ появляются буквально через день. Такие проверки часто сопровождаются изъятием имущества компаний: корпоративных и бухгалтерских документов, компьютеров, электронных баз данных, товара. Что делать бизнесу в такой ситуации?

Вопреки обещаниям властей давление силовиков на бизнес в России нарастает. Сообщения о неожиданных проверках МВД или ФСБ появляются буквально через день.

Такие проверки часто сопровождаются изъятием имущества компаний: корпоративных и бухгалтерских документов, компьютеров, электронных баз данных, товара. Что делать бизнесу в такой ситуации?

Чаще всего проверки проводят полицейские. Проходят они или в виде оперативных мероприятий, в рамках доследственных проверок, или уже после возбуждения уголовных дел. В зависимости от стадий уголовного производства, изымая имущество, силовики опираются на разные основания. В первом случае это закон об оперативно-розыскной деятельности, во втором — нормы Уголовно-процессуального кодекса (УПК). Но права у лиц и организаций, в отношении которых проводится проверка, в обоих случаях примерно одни и те же.

Изъятие документов

Изъятие документов во всех случаях предусматривает составление соответствующего протокола (изъятия или выемки). Требуйте его копию после осуществления следственных или оперативных действий. Если в нём указаны не все документы, обязательно внесите в протокол ваши замечания и дополнения.

Закон устанавливает, что по вашему требованию со всех изымаемых документов вы можете снять копии и оставить их себе. Обязательно сделайте это, чтобы после завершения проверки деятельность компании возобновилась в прежнем режиме.

Не допускайте формального указания в протоколах перечня документов (например, «Коробка с документами №1»). Настаивайте на полном и подробном описании каждого документа, чтобы не было проблем с их возвратом. Если необходимо, своими силами составьте опись, приобщите её к протоколу и напишите об этом в разделе «Замечания» или «Ходатайства». Если в немедленном изготовлении копий отказывают, сотрудники полиции должны сделать это позже (в течение пяти дней).

Предположим, проверка ничем плохим для бизнеса не закончилась. В этом случае вы имеете право в любое время требовать, чтобы вам вернули оригиналы документов. Направьте соответствующее ходатайство в адрес сотрудника полиции, проводившего проверку, или в адрес его руководителя.

Если возбуждено уголовное дело, документы направляются на исследования, экспертизу или осмотр. К сожалению, время, предоставляемое силовым структурам на этот процесс, не определено законодательно. Но по сути это разумный срок, в течение которого документы исследуются на связь с предметом уголовного дела. Формально этот период можно увязать со сроками проведения предварительного следствия, установленными статьёй 162 УПК. Это от двух до двенадцати месяцев. Если в течение данного времени вам не предоставляют протокол о приобщении изъятых документов к уголовному делу в качестве вещественных доказательств, требуйте их вернуть.

В большинстве случаев правоохранители неохотно возвращают документы. Выход один: писать жалобы вышестоящим должностным лицам или обжаловать отказ в возврате документов через суд. Ваша активность и настойчивость — лучшее средство против злоупотреблений.

Один из наших клиентов (управляющая компания строительного рынка) после неоднократных просьб и ходатайств о возврате документов обжаловал бездействие полиции в суде. Документы были возвращены правоохранителями добровольно за один день до первого заседания.

Изъятие электронных документов и баз данных

Документы или сведения в электронном виде тоже подлежат изъятию. Они должны копироваться с носителей (компьютеров, флешек, жёстких дисков и т. д.) в присутствии криминалистов МВД. Часто этим пренебрегают и при проверке просто выносят все компьютеры, сервера и т.д.

Если не удалось этому помешать, копирование информации обязаны осуществить по вашему письменному ходатайству в течение пяти дней с момента изъятия. Ходатайство также подаётся лицу, проводившему проверку, или следователю, в производстве которого находится уголовное дело. Ваша задача — обеспечить техническую возможность копирования, то есть предоставить жёсткий диск, флешку и т. д.

Требовать вернуть исходные файлы после копирования бессмысленно — можно пользоваться электронными копиями. А вот физические носители подлежат возврату в том же порядке, что и документы, — по ходатайству собственника.

У одного из наших доверителей (финансовой компании) во время обыска изъяли сервер и компьютер бухгалтера. В течение нескольких дней мы добились копирования базы данных «1С» и базы договоров с контрагентами с изъятых носителей. Это позволило компании в кратчайшие сроки вернуться к обычной деятельности. Сам сервер и другое имущество вернули только через год.

Изъятие товара или сырья

Если правоохранители изъяли готовую продукцию, в некоторых случаях могут её уже не вернуть. Большие партии товара подлежат описи, осмотру и передаче на ответственное хранение в соответствующие организации. При этом выбирают их сами сотрудники МВД.

Если товар или имущество не подлежат порче (транспорт, одежда, оборудование) и не являются объектом преступления, они могут храниться долго и подлежат возврату. Но если товар скоропортящийся (например, продукты), его могут продать на специальных торгах. Вырученные деньги должны храниться на депозите силового ведомства до разрешения вопроса по существу уголовного дела. В лучшем случае собственник получит назад небольшую часть реальной рыночной цены своей продукции, потому что цены на торгах, как правило, сильно занижены.

Товар могут не вернуть вовсе, если признают его контрафактом или посчитают «небезопасным для потребителей». В таких ситуациях имущество просто уничтожается — без каких-либо компенсаций.

Как защититься от злоупотреблений

Статья 82 УПК позволяет не изымать весь товар или какие-либо предметы целиком, а произвести их осмотр и отбор сравнительных образцов. Максимально жёстко, непосредственно во время проверки или следственных действий настаивайте именно на этом варианте.

Вызовите адвоката, постарайтесь связаться с руководством сотрудников полиции, позвоните по горячей линии прокуратуры, привлеките СМИ. Это должно помочь. Возможно, вам повезёт и товар или сырьё изымать не станут. Вместо этого, например, опечатают склад, на котором они хранятся. Если договориться не получается, незамедлительно обжалуйте действия правоохранителей, обратившись к их начальству или в суд.

Если изъятие всё же состоялось, не теряя времени, начинайте работать над возвратом товара. Пишите ходатайства следствию, жалобы в прокуратуру и суд, обращайтесь во все инстанции. Желательно заручиться поддержкой компетентного и опытного адвоката. Ваша основная задача — не допустить продажи с торгов.

Российское законодательство позволяет взыскать убытки, причинённые собственнику правоохранительными структурами, через суд. Для этого, само собой, придётся доказать, что изъятие имущества было необоснованным и незаконным. Практика таких дел, к сожалению, неоднозначна. Чаще всего суды находят возможность встать на сторону государства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector