Что грозит арендатору при проверки инспектором пожарной безопасности?

Что грозит арендатору при проверки инспектором пожарной безопасности?

Кто отвечает за пожарную безопасность: арендатор или собственник

Елена Мехоношина

В магазине, офисе и кафе должна соблюдаться пожарная безопасность. За этим следит МЧС. В законах нигде не сказано, кто отвечает за сигнализацию, схемы выхода и огнестойкий ремонт, если помещение в аренде. Арендаторы и собственники часто перекладывают ответственность друг на друга. Но заплатить штраф и ответить за пожар рискуют оба — суды разбирались уже не раз.

Нарушитель пожарной безопасности получит штраф и оплатит убытки от пожара

Кто отвечает за пожарную безопасность — принципиально.

За нарушение штрафуют по ст. 20.4 КоАП РФ. Это делают инспекторы МЧС после проверки. Проверить могут планово — раз в три года, и внепланово — по жалобам клиентов, работников и соседей.

Для физлицДля директоров ОООДля ИПДля ООО
Предупреждение или штраф от 2 000 до 3 000 ₽Штраф от 6 000 до 15 000 ₽Штраф от 20 000 до 30 000 ₽Штраф от 150 000 до 200 000 ₽

Если косяки нашли после пожара, штрафы выше. Плюс предприниматель компенсирует деньгами потери от огня и тушения: сгоревший товар соседей, залитый ремонт, лечение людей или что похуже.

За одно нарушение можно получить два штрафа — проверяющим МЧС это разрешили. Сначала штрафуют по результатам проверки и говорят, что сделать. Наказали за отсутствие огнетушителей и узкие двери — надо исправить. Инспекторы обязательно придут с контролем. Если забить и не разобраться, снова оштрафуют по ст. 19.5 КоАП РФ.

Кто должен обеспечить пожарную безопасность в помещении: арендатор или собственник

За пожарную безопасность могут наказать и собственника помещения, и арендатора. Так сказано в ст. 38 Закона о пожарной безопасности. Обязанности по ремонту и оборудованию средствами пожаротушения разделяют в договоре аренды. Но часто такого пункта в договоре нет.

Есть пункт о пожарной безопасности

Хлопоты и траты по пожарной безопасности в помещении берёт на себя тот, кого указали в договоре аренды. Это следует из вопроса 14 Обзора ВС РФ от 27.09.2006 г.

В любом случае арендатор заботится о безопасности и отвечает за пожар только в границах своего помещения. За соседские офисы, общие лестницы, выходы, чердаки и подвалы арендатор не отвечает. А вот инструктаж работников полностью лежит на нём.

Нет пункта о пожарной безопасности

Если в договоре аренды о пожарной безопасности ни слова, работают следующие правила.

Арендатор отвечает за первичные меры пожарной безопасности. Это огнетушители, пожарные щиты, локальная сигнализация, план эвакуации, указатели выхода, безопасный косметический ремонт. Оборудование арендатор покупает и монтирует за свои деньги. Перевести стрелки на собственника не получится. Считается, это расходы на содержание имущества по ст. 616 ГК РФ.

Например, сервисный центр оштрафовали на 20 000 ₽. Сотрудники предпринимателя не прошли противопожарный инструктаж. В помещении висели светильники со снятыми колпаками, тут же стояла бутылка бензина. Двери склада сделаны из пожароопасного материала. Не было огнетушителей, сигнализации и вентиляции против дыма.

Арендатор отвечает за любые нарушения, если они появились из-за его работы или перепланировки, которую он сделал.

Например, фирму оштрафовали на 150 000 ₽. Эвакуационные пути здания были заставлены материалами и товаром фирмы.

Собственник помещения отвечает за капитальные пожарные меры и здание в целом по ст. 616 ГК РФ. Например, за ширину эвакуационных выходов, пожарные подъезды, сигнализацию всего здания.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Полезные советы арендатору

Проверьте свой договор аренды. Если отвечаете за противопожарные меры вы, стоит озаботиться. Как минимум нужно купить первичные средства тушения.

Отлично, если в договоре аренды прописаны конкретные обязанности арендатора и собственника по пожарной безопасности. Так предприниматель точно знает, что купить в помещение и за чем следить. Заключаете новый договор аренды — договоритесь с собственником и пропишите обязанности арендатора максимально точно.

В договоре пишут примерно так:

«Арендатор обязан оборудовать помещение огнетушителями, планами эвакуации, пожарной сигнализацией и указателями выхода. За остальные требования пожарной безопасности в помещении, установленные действующим законодательством, ответственность несёт арендодатель.

Арендатор несёт ответственность за эксплуатацию электрооборудования».

Для установки пожарной сигнализации возьмите с собственника письменное согласие. Договоритесь о компенсации: арендатору заплатят за установку или снизят размер арендной платы. Проследите, чтобы в договоре аренды не было запрета на возмещения неотделимых улучшений по ст. 623 ГК РФ. Еще согласие понадобится на ремонт и перепланировку.

Статья актуальна на 03.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Что грозит арендатору при проверки инспектором пожарной безопасности?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По итогам плановой проверки, проведенной госинспектором по пожарному надзору, индивидуальному предпринимателю выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности с целью предотвращения угрозы возникновения пожара в здании магазина. Срок выполнения предписания — один год. В течение этого срока произошло отчуждение здания магазина и смена собственника.
Обязан ли новый собственник здания магазина выполнять требования, изложенные в предписании пожнадзора, которое было выдано старому собственнику? Могут ли к нему быть применены штрафные санкции за невыполнение предписания, выданного предыдущему собственнику здания?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предписание государственного пожарного надзора выдается определенному субъекту проверки, указанному в документах проверки (например, собственнику объекта защиты — физическому лицу или индивидуальному предпринимателю), поэтому привлечь к ответственности за неисполнение предписания, выданного иному лицу в период, когда новый собственник не являлся владельцем указанного объекта защиты — здания магазина, невозможно. Однако смена собственника объекта защиты не освобождает нового владельца от обязанности выполнения требований пожарной безопасности (далее — ПБ) на нем и может повлечь в случае обнаружения инспектором ГПН факта нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей и возникновения пожара, инициацию проведения новой внеплановой проверки и привлечение к административной ответственности нового владельца за нарушение требований ПБ по ее результатам.

Обоснование позиции:
1. В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
2. Ежегодное планирование проверок осуществляется в отношении объектов защиты, а не в отношении их собственников и иных владельцев. Поэтому в ежегодном плане проверок орган ГПН указывает не только наименование проверяемого лица, но и (обязательно) место нахождения проверяемого объекта. Более того, если в ежегодном плане указан только объект защиты, подлежащий проверке, а проверяемое лицо не указано, то это нарушение не является грубым (определение ВС РФ от 12.12.2017 N 302-КГ17-18392, постановления АС Северо-Кавказского округа от 28.03.2018 N Ф08-1539/18, ФАС Северо-Западного округа от 23.01.2014 N Ф07-9629/13, иная позиция — в решении АС Камчатского края от 29.01.2018 по делу N А24-5825/2017).
Если при подготовке плановой проверки выяснилось, что лицо, поименованное в утвержденном плане проверок, уже не является титульным владельцем объекта защиты, орган ГПН издает новое распоряжение о проверке того же объекта, но уже в отношении нового владельца (постановления Двенадцатого ААС от 27.08.2014 N 12АП-7606/14, ФАС Волго-Вятского округа от 29.01.2013 N Ф01-6337/12, Восемнадцатого ААС от 28.08.2012 N 18АП-7742/12). Впрочем, иногда суд признает такую проверку незаконной по ч. 3 ст. 9 Закона 294-ФЗ в части проведения плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок (постановление ФАС Уральского округа от 25.12.2012 N Ф09-12923/12). Таким образом, продажа объекта защиты (изменение договорных отношений) с целью изменения статуса правообладателя на момент проверки не сможет такую проверку отменить (постановление Двенадцатого ААС от 27.08.2014 N 12АП-7606/14).
3. В соответствии с абзацем 3 пункта 94 Административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом от 30.11.2016 N 644, если инспектор ГПН в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля выполнения предписания выявил нарушения ПБ, создающие угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, возникновение пожара, принимаются меры для проведения новой внеплановой проверки: пожарный инспектор вправе составить рапорт об обнаружении нарушений, создающих угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу, угрозу возникновения пожара либо влекут причинение такого вреда, и на основании этой информации вправе провести новую внеплановую проверку, на этот раз по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 5 ст. 6.1 Закона 69-ФЗ в отношении нового собственника, и принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 3000 рублей; на должностных лиц — от 6000 до 15 000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 20 0000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей (часть 1 статьи 20.4КоАП РФ).
Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего ФГПН, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей; на должностных лиц — от 3000 до 4000 рублей; на юридических лиц — от 70 000 до 80 000 рублей. Повторное совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4000 до 5000 рублей; на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 40 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 150 000 до 200 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (части 12 и 14 статьи 19.5 КоАП РФ).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
1. Энциклопедия решений. Предмет и субъекты проверок со стороны органов ГПН;
2. Энциклопедия решений. Внеплановая проверка органами пожарного надзора;
3. Энциклопедия решений. Возбуждение органом ГПН дела об административном правонарушении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Обухова Наталья

Ответ прошел контроль качества

25 февраля 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Что грозит арендатору при проверки инспектором пожарной безопасности?

КоАП РФ Статья 20.4. Нарушение требований пожарной безопасности

(в ред. Федерального закона от 03.06.2011 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 20.4 КоАП РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 28.05.2017 N 100-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 09.03.2021 N 36-ФЗ)

3 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2021 N 36-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

(часть 6.1 введена Федеральным законом от 01.12.2012 N 212-ФЗ)

7. Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от девяноста тысяч до ста тысяч рублей.

8. Утратил силу. — Федеральный закон от 28.05.2017 N 100-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Новые правила пожарной безопасности в домах: что запрещает закон

Чек-лист для жильцов многоквартирных домов. Проверьте, не создаете ли вы опасность пожара!

Содержание

Новые правила пожарной безопасности вступили в силу с 1 января 2021 года. По сравнению с предыдущими в них есть ряд нововведений, остальные требования актуализированы. Многие пункты касаются жильцов многоквартирных домов. Нарушители не только подвергают опасности себя и соседей, но и могут получить штраф за несоблюдение правил.

Проверьте, может ли ваш дом считаться образцовым с точки зрения пожарной безопасности!

I. На придомовых территориях:

Устраивать свалки горючих и иных отходов.

Использовать открытый огонь для приготовления пищи, в том числе для жарки шашлыка. Делать это можно только в специально оборудованных местах.

II. В помещениях технического назначения (чердаки, подвалы, цокольные этажи):

Хранить (а тем более применять по назначению) легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке.

Использовать чердаки, подвальные и цокольные этажи, вентиляционные камеры, другие технические помещения для организации мастерских, хранения оборудования, мебели, других вещей. Кроме тех случаев, когда в подвалах сразу предусмотрены места для кладовых. Что же касается старых домов, их подвалы тоже можно переоборудовать, но необходимо заранее согласовать перепланировку со всеми контролирующими службами, и сделать это жильцам придется, скорее всего, за свой счет.

Устраивать в складских помещениях антресоли из горючих материалов.

III. В местах общего пользования в подъезде, жилом блоке:

Размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки. Также нельзя хранить там горючие материалы.

Устанавливать решетки на окнах и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами. Исключение из правила: решетки устанавливаются в тех случаях, когда нормативные акты РФ и документы по пожарной безопасности это разрешают.

Снимать двери эвакуационных выходов из коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток. Нельзя убирать и те двери, которые по типовому плану дома призваны препятствовать распространению опасных факторов пожара.

Менять планировку и размещение инженерных коммуникаций, если это ограничит доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожаротушения.

Размещать крупные предметы (мебель, оборудование, спортивный инвентарь, коляски) у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, крышу.

Нельзя заваривать люки на балконах и лоджиях!

    Закрывать жалюзи, остеклять балконы, лоджии, галереи, которые ведут к незадымляемым лестничным клеткам.

Устраивать на лестничных клетках кладовые, хранить на лестничных клетках, в тамбурах, под лестничными маршами крупные вещи: мебель, спортивный инвентарь, детские коляски и так далее.

Размещать на лестничных площадках, в коридорах подъезда, на открытых переходах наружных воздушных зон внешние блоки кондиционеров.

Важно, чтобы была правильно установлена входная дверь.

Условия для правильной установки входной двери:

  1. Дверь должна открываться наружу, а не в квартиру.
  2. Ширина входной двери – не меньше 80 см.
  3. При открывании двери остается пространство между дверью и стеной не менее 1 метра.
  4. Открытая дверь не блокирует двери соседей.

IV. Внутри квартир

Использовать бензин, керосин, другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для уборки и чистки одежды.

Пользоваться неисправными газовыми приборами – сломанными, устаревшими, не прошедшими проверку, вышедшими за границы срока эксплуатации, установленного производителем. Нельзя размещать газовые приборы слишком близко к стенам или предметам мебели.

Первая же «газовая проверка» выявит нарушение. Владелец квартиры будет вынужден заплатить штраф и устранить все нарушения. А до этого времени пользоваться газовым прибором будет нельзя.

При использовании вентиляций – оставлять двери вентиляционных камер открытыми, закрывать вентиляционные отверстия, решетки, хранить внутри оборудование, вещи.

Подведем итог

Жители многоквартирных домов не имеют права загромождать любые места общего пользования или использовать их не по прямому назначению. Нарушение может привести к возникновению пожара и затруднениям при эвакуации. Внутри квартир нельзя делать ничего, что повлияет на систему вентиляции или эвакуации, может спровоцировать пожар.

Болезненная тема – размещение колясок, лыж, самокатов вне квартир. Да, соседи договариваются друг с другом, что оставляют эти предметы в тамбурах или на лестничных клетках. Но таким образом они нарушают закон! После проверки виновников оштрафуют. Предметы, которые не хочется держать в квартире, складывайте в специально предназначенных для этого местах или кладовых специализированных сервисов, которые предоставляют пространство в аренду.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Кто отвечает за недостатки в пожарной безопасности арендуемого помещения при проверке пожарной инспекцией — арендатор или арендодатель?

Согласно договора аренды арендатор обязан обеспечить пожарную безопасность арендуемого помещения.

Вопрос

Кто отвечает за недостатки в пожарной безопасности арендуемого помещения при проверке пожарной инспекцией — арендатор или арендодатель?

Ответ юриста

В соответствии с действующим законодательством ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в равной мере может быть возложена как на собственника, так и на арендатора помещения.

При этом если обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности возложена на арендатора на основании договора аренды, то и ответственность в таком случае будет нести арендатор.

Следовательно, в случае проверки именно арендатор несет ответственность за их несоблюдение.

В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Согласно ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы существенными в правовых актах, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Для договора аренды помещения с учетом положений ст. ст. 650 и 651 ГК РФ существенными условиями являются: предмет договора (данные, позволяющие точно идентифицировать арендуемое помещение) и размер арендной платы. Исходя из этого состояние помещения (соответствие нормативным требованиям) и прочие условия не являются существенными условиями договора и согласуются сторонами на добровольной основе.

При этом согласно ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.

В силу ст. 612 ГК РФ арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках. Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды, либо были заранее известны арендатору, либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду.

В то же время согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — Закон N 69-ФЗ) ответственными за нарушение требований пожарной безопасности среди прочих являются собственники имущества (арендодатели) и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (арендаторы). Указанные лица могут быть привлечены за правонарушения в области пожарной безопасности к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Аналогично в соответствии со ст. ст. 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон N 123-ФЗ) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 Закона N 123-ФЗ разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

Исходя из этого арендатор в рамках рассматриваемых правоотношений, так же как и собственник, признается лицом, уполномоченным владеть и пользоваться имуществом. Следовательно, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в равной мере может быть возложена как на собственника, так и на арендатора помещения.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006 (вопрос N 14), ответственность за нарушение правил пожарной безопасности возлагается на лицо, владеющее, пользующееся или распоряжающееся имуществом на законных основаниях, то есть таким лицом может быть как арендодатель, так и арендатор. В соответствии с Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разд. XVIII настоящих Правил.

На основании анализа приведенных норм права можно сделать вывод, что если обязанность по обеспечению требований пожарной безопасности возложена на арендатора на основании договора аренды, то и ответственность в таком случае будет нести арендатор.

Такой подход содержится в сложившейся в настоящее время судебной практике, определяющей, что стороны в договоре аренды могут сами урегулировать вопрос об объеме обязанностей в области обеспечения правил пожарной безопасности, к ответственности за нарушение этих правил должно быть привлечено лицо, которое не выполнило возложенную на него обязанность (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.03.2016 N Ф09-11625/15 по делу N А60-8622/2014).

Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» консультантом по правовым вопросам ООО НТВП «Кедр-Консультант» Макшаковым Игорем Борисовичем, апрель 2018 г.

Читайте также  Аренда видеонаблюдения в многоквартирном доме
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: minjust-irk@cp9.ru