Последствия разглашения банковской тайны
З акон предусматривает, что разглашение банковской тайны или неправомерный ее сбор являются преступлением. Ответственность за преднамеренное распространение конфиденциальной информации установлена УК РФ. Статья 183 «Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну» предусматривает достаточно суровые меры. Помимо нее к нарушителю может быть применена гражданско-правовая или административная ответственность.
Понятие банковской тайны
Законодательство о банках и банковской деятельности понимает под банковской тайной сведения о счетах и вкладах юридических и физических лиц. Но это строгое определение, на практике к банковской тайне относятся и сведения другого рода, среди которых:
- персональные данные клиентов и банка;
- условия конкретных договоров;
- персональные номера банковских карт, пин-коды и аналогичная информация;
- истории переговоров, сотрудничества;
- история отношений с банками-корреспондентами;
- сведения, характеризующие процесс осуществления деятельности самим банком.
При этом не будут прямо отнесены к понятию банковской тайны такие сведения и документы, как:
- учредительные документы компаний, свидетельства, подтверждающие их регистрацию в качестве юридического лица;
- открытые данные бухгалтерской отчетности (в отличие от финансовой, информация, содержащаяся в бизнес-планах, может составлять тайну);
- налоговая отчетность;
- сведения о структуре компании;
- сведения об уплате налогов и прочих обязательных платежей в бюджет.
Субъектом защиты этих сведений будут не только банки, но и микрофинансовые организации, а клиенту достаточно только один раз обратиться в банк и заполнить анкету заемщика, чтобы предоставленная информация попала под режим банковской тайны. Вся эта информация, хоть не имеет грифа «секретно», при ее распространении может причинить вред правам и охраняемым законом интересам многих лиц, поэтому законодатель позаботился о том, чтобы последствия разглашения банковской тайны были максимально серьезны для правонарушителей. При этом следует иметь в виду, что информация, составляющая банковскую тайну, в случаях, определенных законом, может быть раскрыта правоохранительным, налоговым и некоторым другим государственным органам. Банки, которые дорожат своими клиентами, внимательно контролируют такие запросы и выполняют их только в случае, когда они полностью соответствуют закону, а это бывает не всегда. При выполнении незаконного запроса от банка как минимум потребуют возместить моральный вред за разглашение информации в судебном порядке.
Разграничение понятий коммерческой и банковской тайны
Режим хранения конфиденциальной информации, попадающей под понятие коммерческой и банковской тайны, различен. Если в первом случае предприятие само устанавливает перечень относящихся к ней сведений, условия ее хранения и раскрытия третьим лицам, то во втором случае действуют нормы закона и требования федерального регулятора банковской деятельности – Центрального банка РФ. Собственником банковской тайны будет только клиент банка, а коммерческая принадлежит собственникам организации. Особенностью режима банковской тайны будет то, что закон не определяет, как происходит передача сведений между различными сотрудниками кредитной организации. Именно эти транзакции могут вызвать наибольший риск утечки сведений.
Но в ряде случаев, при всем противоречии режимов охраны, ответственность за разглашение может совпадать.
Ответственность за разглашение банковской тайны
Закон устанавливает четыре типа ответственности за нарушение режима конфиденциальности:
- гражданско-правовая;
- в рамках трудового законодательства;
- административная;
- уголовная.
Наиболее часто за разглашение банковской и коммерческой тайны наступает именно гражданско-правовая ответственность.
Гражданско-правовые меры ответственности за разглашение банковской тайны
Основной чертой ответственности, установленной Гражданским кодексом, является ее материальная форма. Виновное лицо должно быть готово в полной мере компенсировать убытки пострадавшего, в том числе не только реально понесенный ущерб, но и недополученную выгоду. Истец может по своему выбору определить ответчика, виновного в причинении ему ущерба. Им может оказаться:
- сотрудник кредитного учреждения;
- сам банк как юридическое лицо;
- ЦБ РФ;
- Агентство по страхованию вкладов;
- любые другие организации, которым банковская тайна была доверена в результате осуществления ими уставной или иной деятельности на основании договора или нормативного акта (аудиторские, страховые).
Суд применит нормы статьи 857 ГК РФ, согласно которой убытки подлежат возмещению в полном объеме, и по заявлению стороны он может применить нормы ст. 151–152 ГК о компенсации морального вреда. Такую же ответственность можно понести и за разглашение коммерческой тайны. Интересно, что не всегда возникает возможность применить эти меры ответственности при разглашении сведений, составляющих банковскую тайну, бюро кредитных историй и коллекторскими агентствами.
Ответственность в рамках трудового законодательства
Сотрудник банка, проявивший неосторожность или злонамеренно разгласивший сведения, составляющие банковскую тайну, должен быть готов к тому, что к нему будут применены меры дисциплинарной ответственности. Чаще всего непосредственно в трудовых договорах специалистов кредитных организаций и ответственных должностных лиц содержится такое основание для прекращения трудовых отношений, как разглашение банковской тайны.
Кроме того, если виновные действия сотрудника стали основанием для взыскания убытков клиента с банка, кредитное учреждение может переложить впоследствии на виновного возмещение ему этих убытков.
Административная ответственность
Существует теоретическая возможность привлечения лица, разгласившего информацию, составляющую банковскую тайну, к административной ответственности по нормам ст. 13.14 КоАП. Если меры уголовной ответственности неприменимы по тем или иным причинам, такое лицо может быть наказано в административном порядке. Штраф за разглашение сведений, охраняемых законом, составляет сейчас всего 5 тысяч рублей. На практике для привлечения к ответственности требуется волеизъявление пострадавшего, подача заявления в правоохранительные органы для возбуждения административного производства. Это непросто, а размер штрафа слишком низок, чтобы эта мера ответственности сработала.
Уголовно-правовая ответственность
Уголовный кодекс РФ содержит специальную статью, посвященную действиям с банковской тайной, носящим незаконный характер. Сбор таких сведений любым незаконным путем может привести к штрафу до 500 тысяч рублей или наказанию до 2 лет тюремного заключения. Их разглашение третьим лицам или использование в своих целях увеличат меры финансовой ответственности до одного миллиона, свободу же можно будет потерять на срок до 3 лет. Если же злоумышленники причинили потерпевшему крупный ущерб или привели к тяжким последствиям, они могут повлечь за собой уже 5 или 7 лет тюремного заключения.
Статья, несмотря на всю ее суровость, крайне редко применяется на практике. Это связано с нежеланием кредитных учреждений выносить сор на улицу, претензии клиентов чаще удовлетворяются в порядке обоюдной договоренности. Кроме того, банки серьезно повысили уровень защиты информации, и получить доступ к охраняемым сведениям или разгласить их теперь непросто. Также банками обычно передаются сведения третьим лицам с соблюдением условий о предоставлении согласия клиента на обработку персональных данных, что снижает риски привлечения их к ответственности.
Правомерное раскрытие банковской тайны
Законодательство предусматривает ситуации, в которых сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть правомерно переданы третьим лицам. В ряде случаев для этого требуется письменное согласие клиента. Без него информация может передаваться:
- в бюро кредитных историй;
- в виде ответа на правомерные запросы судебных приставов и иных государственных органов. Интересно, что если в самом банке происходит обыск или выемка, требование о сохранении тайны практически не действует;
- Центральному банку вместе с иной отчетностью, при этом ЦБ РФ несет самостоятельную ответственность за ее сохранность;
- налоговым органам и Росфинмониторингу в строго определенных законом случаях.
Можно сделать вывод, что наиболее серьезным вариантом применения последствий разглашения банковской тайны станет гражданско-правовая. Если истцу получится доказать суду наличие реального ущерба, он будет взыскан с кредитного учреждения в полном объеме.
Случаи применения статьи 183 УК РФ крайне редки, и они чаще касаются коммерческой тайны. Предприятия не связаны сложностями с повышенными рисками для деловой репутации, в отличие от банков, поэтому выступают инициаторами уголовных дел существенно чаще, привлекая сотрудников к ответственности даже при небольших размерах понесенных убытков.
Какие сведения составляют банковскую тайну
Больше материалов по теме «Ведение бизнеса» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Банковская тайна (БТ) представляет собой данные о клиентах, запрещенные к разглашению и передаче третьим лицам. Законом установлена ответственность за разглашение подобной информации. Банковское учреждение в соответствии с существующим законодательством должно гарантировать клиентам сохранение в секрете всех данных, относящихся с БТ.
Вопрос: Обязаны ли банки представлять сведения, составляющие банковскую тайну, органам прокуратуры по запросу?
Посмотреть ответ
Нормативная база
Понятие банковской тайны регламентируется 26 статьей ФЗ от 28.06.2014 № 189-ФЗ. В частности, закон устанавливает следующие нормы:
- Понятие БТ и ее составляющих.
- Ряд структур, которые могут получить доступ к БТ.
- Ряд структур, которые обязаны соблюдать БТ.
- Ответственность за обнародование тайных сведений.
В ФЗ также указан перечень информации, которая может передаваться установленному перечню структур.
Сведения, относящиеся к банковской тайне
ВАЖНО! Претензия о возмещении убытков, причиненных разглашением банковской тайны от КонсультантПлюс доступна по ссылке
Перечень данных, которые включены в понятие БТ, дан в статье 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1. Рассмотрим подробнее, что именно относится к банковской тайне:
- Личная информация о клиенте финансового учреждения: паспортные данные, информация о прописке или месте жительства, номер телефона, реквизиты ЮЛ, данные о руководстве ЮЛ.
- Данные о финансовых аспектах: вид и номер счета, время открытия, вносимые суммы.
- Информация о проводимых финансовых операциях: валюта, в которой открыт вклад, вносимые и списываемые суммы средств, выписки, первичная документация, оформляемая при проведении операций.
- Сведения о корреспондентах финансового учреждения: даты осуществленных сделок, их порядок и условия, суммы средств.
- Информация о иной деятельности в рамках банковского учреждения, относящейся к управлению финансовыми потоками, внутренним процессам, значимость которых заключается в соблюдении конфиденциальности.
ВНИМАНИЕ! Все сведения, относящиеся к БТ, не могут передаваться третьим лицам или разглашаться посредством СМИ.
Что не может являться банковской тайной?
К БТ не могут относится следующие сведения:
- Учредительные документы, а также Устав ЮЛ.
- Бумаги, на основании которых лицо занимается предпринимательской деятельностью (к примеру, свидетельство о регистрации ИП, лицензия на осуществление конкретной работы).
- Отчетность о финансовой деятельности ЮЛ.
- Информация, нужная для контроля над расчетом и уплатой налогов и прочих обязательных платежей.
- Документация, подтверждающая платежеспособность.
- Данные о структуре учреждения: число сотрудников и их состав, зарплата, условия труда, наличие вакансий.
- Бумаги, подтверждающие уплату налоговых отчислений и прочих платежей в бюджет страны.
- Данные о правонарушениях: загрязнении природы, проблемы с антимонопольным законом, игнорирование необходимости обеспечить безопасные условия труда, продажа вредных для здоровья человека товаров.
- Информация о предпринимательской деятельности должностных лиц банковского учреждения, их участии в акционерных сообществах, товарищеских союзах.
ВНИМАНИЕ! Важно помнить, что некоторые данные, относящиеся к банковской тайне, могут быть раскрыты по истребованию уполномоченных структур.
Кто обязан соблюдать банковскую тайну?
Банковскую тайну обязаны соблюдать не только банки, но и некоторые другие учреждения:
- Кредитные структуры.
- Организации, занимающиеся аудитом.
- Платежные системы.
- Банковские агенты по платежам.
- Операционные центры.
- Страховые компании.
Всем этим учреждениям приходится работать непосредственно с личными данными клиентов (включая производимые финансовые операции), чем обусловлен запрет на разглашение.
Кто имеет доступ к банковской тайне?
Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:
- Судебные органы всех юрисдикций.
- Налоговые и таможенные структуры.
- Орган контроля валюты.
- Счетная палата страны.
- Фонд социального страхования.
- Пенсионный фонд.
- Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
- Полиция при расследовании дела, в раскрытии которого может помочь банковская тайна.
- Нотариусы.
- Консульские структуры других стран.
- Орган по предотвращению отмывания средств, добытых преступных путем.
- Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
- Официальное бюро кредитных историй.
- Определенные должностные лица.
Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.
Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:
- Справки о наличии у ЮЛ, ФЛ или ИП расчетных счетов и вкладов.
- Производимые финансовые операции.
- Остаток на р/с.
- Документацию о проведенных операциях с валютой или счетами (к примеру, их закрытие).
- Информацию, касающуюся операций с электронными деньгами.
- Информацию, касающуюся корпоративных платежных систем и операций с ними.
Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.
Ответственность за разглашение банковской тайны
Ответственность за разглашение секретных сведений могут нести только те лица, которые обязаны соблюдать банковскую тайну. Предусматривают следующие формы ответственности:
- Гражданская. Предполагает возмещение банком убытков клиента. Для привлечения финансового учреждения к данной форме ответственности нужно доказать, что разглашение БТ повлекло за собой убытки или упущенную выгоду. Потребуется обосновать причинно-следственную связь между двумя событиями. Данное правило оговорено пунктом 2 статьи 15 ГК РФ. Сначала клиент подает в банковское учреждение требование о возмещении убытков. Если на претензию поступил отказ, подается иск в суд. Данный порядок должен быть обязательно соблюден: сначала подается претензия в банк, и только потом иск в суд. На судебных слушаниях нужно будет подтвердить, что клиент принимал попытки досудебного урегулирования дела, но банк отказал.
- Административная. Для привлечения работника банковского учреждения к данной форме ответственности нужно подать соответствующее заявление в полицию или прокуратуру. Данный порядок установлен пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
- Уголовная. Лицо привлекается к уголовной ответственности в ограниченном количестве случаев. К ним относится получение информации, относящейся к БТ, преступным путем (подкуп, угрозы). Также к уголовной ответственности можно привлечь и в том случае, если вследствие разглашения информации возник крупный ущерб или тяжкие последствия, раскрытие БТ было сделано из корыстных побуждений. Данные правила оговорены в статье 183 УК РФ. Для начала уголовного дела нужно составить соответствующее заявление и подать его в полицию. Порядок установлен пунктом 3 частью 1 статьи 140 УПК РФ.
Форма ответственности зависит от тяжести последствий разглашения банковской тайны. Как правило, это именно возмещение ущерба. Сложность привлечения к подобного рода ответственности заключается в том, что сложно доказать объем реального ущерба. Однако если все документы, подтверждающие нанесенный вред, присутствуют, можно смело идти в банк, а затем в судебный орган за получением своей законной компенсации.
Что такое банковская тайна и какие сведения в нее входят?
В ходе сотрудничества с банками человек передает им значительное количество личной информации. Речь не только о персональных данных, сведениях о работе и уровне зарплаты: банк в курсе состояния счетов клиента и знает об операциях, которые тот проводил. Если бы эти сведения были в свободном доступе, это могло бы стать причиной серьезных проблем у клиентов. Поэтому в законодательстве существует понятие банковской тайны: некоторые сведения, которые клиент предоставляет банку, остаются секретными для третьих лиц.
Содержание статьи
Что такое банковская тайна
Определение этому понятию в России дает Федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Согласно тексту закона кредитная организация, платежная система, Банк России или страховая организация, работающая с банковскими клиентами, обязаны хранить в тайне определенную информацию. Это сведения, касающиеся счетов человека, операций и вкладов, а также личная информация о банковском клиенте. Третье лицо не может получить доступ к закрытым данным — если речь не идет об исключительной ситуации, которую подразумевает закон.
Какие сведения входят в банковскую тайну
- Счета и вклады, их состояние и информация, связанная с ними.
- Операции по счетам и картам клиента.
- Личные сведения, которые человек предоставил банку.
На кого распространяется банковская тайна
Практически любая финансовая организация, с помощью которой человек распоряжается деньгами, обязана сохранять в секрете сведения о его платежах и счетах. Это касается в том числе операционных систем, платежных клиринговых центров и страховых компаний. Банковской тайной защищен любой клиент: физлицо, индивидуальный предприниматель или юрлицо. Даже структуры, которые имеют право получить доступ к секретным сведениям по закону, не вправе разглашать их третьим лицам — кроме случаев, определенных законодательством.
Исключения из правила о банковской тайне
Некоторые структуры вправе получать доступ к закрытой информации — но только в случаях, определенных законом. Узнать сведения о состоянии счетов человека, кроме него самого и его законного представителя, могут:
- суды;
- Федеральная таможенная служба;
- следственные и налоговые органы;
- Пенсионный фонд России;
- Счетная палата;
- Фонд социального страхования;
- Федеральная служба судебных приставов.
Доступ к банковской тайне регламентируется законодательством: перечисленные органы могут запросить данные в случаях, оговоренных законом. Список государственных структур, которые могут иметь доступ к закрытым сведениям, может измениться — законодательство в этой области активно расширяется.
Что делать, если информацию незаконно разгласили
Ответственность за незаконное разглашение банковской тайны несет кредитная организация, которая допустила утечку данных. В зависимости от того, насколько тяжкие последствия повлекло за собой нарушение закона, меры могут различаться.
- Сотрудник, из-за которого произошло разглашение, может понести ответственность перед банком и возместить ущерб, причиненный организации.
- Сам банк обязан возместить ущерб клиенту, сведения о котором оказались разглашены.
- Если утечка произошла по причинам, не связанным с уголовными преступлениями, ответчик — физическое или юридическое лицо — обязан выплатить штраф. Такое разглашение тайны считается административным правонарушением.
- А вот за сбор секретных сведений с применением угроз или мошенничества или за намеренное их распространение с целью нанести ущерб предусмотрена уже уголовная ответственность. Особенно строго карается ситуация, когда разглашение банковской тайны повлекло для себя тяжкие последствия для человека, сведения о котором разгласили.
Что это значит для заемщика
Банковская тайна означает, что сведения о Ваших кредитах и вкладах нельзя выдавать сторонним людям или организациям, кроме некоторых госструктур в определенных законом случаях. Если какая-либо компания, с которой Вы сотрудничаете, выдает информацию о Вашей задолженности родственникам или друзьям без Вашего на то согласия, эта компания нарушает закон.
ЭОС советует своим клиентам быть внимательными. Добросовестные организации, в том числе коллекторские агентства, соблюдают законодательство и не разглашают банковскую тайну третьим лицам. А вот служба судебных приставов может иметь к ней доступ — поэтому мы советуем по возможности справляться с трудностями в досудебном порядке. Если Ваш кредит в ЭОС, мы всегда готовы помочь Вам найти выгодные условия для его погашения.
Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.
Как работает анонимный звонок?
Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск
Задайте все интересующие Вас вопросы
Получите консультацию оператора
Анонимная горячая линия.
Проконсультируйтесь по вопросам погашения задолженности в компании ЭОС, не раскрывая личных данных.
Что нужно знать о новых правилах доступа ФНС к банковской тайне
Банки обязаны передавать налоговым органам документы и сведения по их запросу. С 17 марта 2021 года перечень таких документов существенно расширили. Новые правила действуют уже четыре месяца, поэтому можно подвести небольшие итоги. Налоговый юрист Елена Тарасова рассказала, зачем это было нужно и кого коснулись изменения в законе.
Что такое банковская тайна
Банковская тайна — это запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях (ст. 857 ГК РФ). Исключение может быть сделано только в интересах государства или правосудия. Иными словами, доступ к сведениям о счетах организаций, предпринимателей и граждан строго регламентирован законом.
Случаи, когда банковские сведения могут быть предоставлены госорганам и иным лицам, например, нотариусам, судьям или арбитражным управляющим, перечислены в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1. Так, нотариус может запрашивать информацию о счетах и остатках на них в интересах наследников, арбитражный управляющий вправе выяснять движение средств по счетам компаний и лиц, аффилированных с банкротом.
Попав к налоговикам, в суд или к нотариусу, сведения о банковских операциях и владельцах счетов не перестают охраняться и имеют особый режим доступа. Специальные законы, которые регламентируют деятельность судов, полиции, ФНС, арбитражных управляющих и других лиц обязывают их хранить в тайне сведения, которые стали им известны в процессе исполнения служебных обязанностей.
Расширенный доступ налоговой к банковской информации с 17 марта 2021
До принятия поправок в ст. 86 НК РФ сотрудники налоговой инспекции уже имели доступ к банковской информации. При проведении проверок они запрашивали информацию о движении денег по счетам компаний и предпринимателей, сведения об остатках по счетам и размерах задолженности картотеки № 2.
Из-за неточности формулировок и пробелов в законодательных нормах между банками и налоговиками часто возникали споры, связанные с полнотой предоставления документов. Банки отказывали в предоставлении сведений, которые по их мнению не содержат информации, влияющей на налоговые обязательства клиентов. В ответ налоговики часто накладывали на кредитные учреждения штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ.
Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ устранил большую часть этих разногласий. Изменения в ст. 86 НК РФ уточнили сроки и перечень документов, представляемых кредитными учреждениями по запросу ФНС, а также основания для их представления.
Что теперь будет знать налоговая
В таблице собраны сведения, которые были доступны налоговикам ранее и стали впервые доступны после 17 марта 2021 года.
Банк всегда обязан предоставлять без запроса
- Сведения об открытии или закрытии счетов и депозитов организаций, ИП, граждан.
- Сведения об открытии или закрытии электронных кошельков (в том числе работающих через банки сервисов QIWI, WebMoney, PayPal и Яндекс.Деньги).
Банк обязан предоставить по запросу ФНС до 17 марта 2021 года и сейчас
- Выписки о движении по счету.
- Сведения об остатках денежных средств на счетах.
- Сведения об отдельных операциях клиентов.
Банк обязан предоставить по запросу ФНС после 17 марта 2021 года
- Копии карточек с образцами подписей и оттиском печати.
- Копии паспортов и других документов лиц, которые могут распоряжаться деньгами.
- Копии доверенностей на представителей.
- Копии банковских договоров, заявлений на открытие или закрытие счета, информацию о клиентах.
- Информация о бенефициарных владельцах или выгодоприобретателях по счету, которая стала известна банку.
Основная цель изменений — предоставление доступа ФНС к сведениям о лицах, управляющих счетом, не только тех организаций и ИП, в отношении которых уже ведется налоговая проверка, но и тех, кого только собираются проверять, а также облегчение доказательства взаимозависимости компаний и физических лиц.
В каких случаях налоговая может запрашивать документы и информацию
Налоговики могут запрашивать сведения в строго определенных случаях.
В отношении организаций и ИП:
- проведение налоговой проверки;
- вне рамок проверки по отдельным сделкам;
- принятие решения о взыскании налогов;
- принятие решения о приостановлении или отмене приостановления операций по счетам;
- принятие решения о приостановлении или отмене приостановления переводов электронных денежных средств;
- в рамках международного сотрудничества.
В отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, налоговая может запрашивать эти данные только при проведении налоговой проверки (запрос должен содержать согласие руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя) или в рамках международного сотрудничества.
Как происходит обмен данными между банками и ФНС
Банки и ФНС взаимодействуют по прямым телекоммуникационным каналам связи. Срок для предоставления документов — 3 дня со дня получения мотивированного запроса налоговой. Когда сотрудник ФНС запрашивает информацию о счетах физических лиц, он должен согласовать запрос с руководителем вышестоящего налогового органа.
Формы и порядок передачи информации по запросам налоговой в электронном виде еще не готовы. До тех пор, пока ФНС их не разработает и Центробанк не утвердит, банки могут передавать информацию по ранее установленным правилам — по запросам ФНС в рамках встречной проверки или при получении информации о конкретных сделках (письмо ФНС от 01.07.2021 № СД-4-2/9296@).
Зачем это нужно и кого коснутся изменения
Не стоит опасаться, что расширение доступа ФНС к банковской тайне нарушает или ущемляет права налогоплательщиков. По своей сути изменения направлены на борьбу с номинальными лицами в руководстве компаний и предотвращение незаконного обналичивания.
Компании и ИП, в отношении которых сделаны такие запросы, уже находятся в проверочном процессе или на стадии предпроверочного анализа. Если налогоплательщик не уходит от налогообложения, не использует подставных лиц или компании-однодневки для обналичивания средств, переживать не стоит.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Ужесточение ответственности за разглашение информации
Эксперты позитивно оценили поправки в контексте «цифровизации» и борьбы с утечкой персональных данных граждан, сообщает «АГ». В то же время советник ФПА РФ Сергей Макаров отметил, что принятие изменений может привести к тому, что адвокатам будет сложнее получить информацию в ответ на адвокатские запросы. «И так в настоящее время обладатели сведений, составляющих профессиональную тайну с относительно ограниченным доступом (например, врачебная, банковская и т.п.), в пограничных случаях, когда непросто определить, должны или не должны быть предоставлены сведения в ответ на адвокатский запрос, нередко отказывают в их предоставлении адвокатам, а после предлагаемого существенного ужесточения ответственности уполномоченные должностные лица всегда или практически всегда будут решать вопрос отрицательно по отношению к адвокатским запросам», – указал он.
Документом (законопроект №1023005-7) предусматривается, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 ст. 14.33 КоАП, в случае принятия поправок будет влечь для граждан штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Должностные лица заплатят от 40 до 50 тыс. руб.
Штраф по действующей норме для граждан варьируется в размере от 500 до 1 тыс. руб., для должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
В пояснительной записке отмечается увеличение случаев несанкционированного разглашения информации ограниченного доступа (например, персональных данных сотрудников правоохранительных органов) в Интернете гражданами и должностными лицами, которые получили доступ к ней в связи с исполнением ими служебных или профессиональных обязанностей.
На сайте Госдумы отмечается, что один из авторов инициативы – председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев – указал, что под понятие «информация ограниченного доступа» подпадает достаточно много различных данных. «Это, например, коммерческая или банковская тайна, тайна усыновления или тайна завещания, адвокатская тайна, тайна связи и многие другие», – пояснил он.
Правительство предложенный законопроект поддержало.
Адвокат АП Московской области Виктор Погудин назвал законопроект актуальным в период «цифровизации», отметив, что предусмотренные в настоящий момент штрафы не стимулируют соблюдать законодательство, а незаконное вознаграждение за предоставление такой информации может значительно превышать предусмотренный штраф. По его мнению, повышение штрафов позволит снизить количество допускаемых нарушений. «При этом не следует забывать, что УК РФ также предусматривает ответственность за разглашение сведений, доступ к которым ограничен. Это в совокупности с повышением штрафов в КоАП РФ позволит повысить уровень защиты информации», – посчитал он.
Адвокат АП Московской области Валентина Ященко отметила, что ужесточение ответственности за разглашение информации – необходимый шаг в направлении защиты персональных данных граждан, однако для применения ст. 13.14 КоАП РФ требуется разработать механизм отслеживания именно разглашения информации, то есть доведения ее до сведения третьих лиц, а не просто получения доступа к ней (даже незаконного).
Она указала, что на сегодняшний день уровень латентности правонарушений, связанных с утечкой персональных данных, довольно высок. «Как показывают статистические данные «Смарт Лайн Инк», он достигает 90–99%. Такой высокий уровень латентности очевидно связан с точечными (локальными) утечками информации, то есть такими, которые касаются копирования небольших объемов данных даже с помощью простого переписывания на бумагу или фотографирования экрана компьютера, в том числе для личного использования. Следовательно, ответ на вопрос, является ли система штрафов достаточной для повышения уровня защиты персональных данных внутри страны, дает статистика», – отметила Валентина Ященко.
В то же время она указала, что размер предложенной санкции невысок по сравнению с аналогичной нормой, действующей на территории Европейского Союза. «Для сравнения: нарушение Общего регламента по защите данных (General Data Protection Regulation; GDPR), действующего с 25 мая 2018 г. на территории ЕС, ведет к административным штрафам в размере до 20 млн евро, или 4% годового оборота. Причем процент может быть посчитан от оборота международной группы компаний, а не отдельного юридического лица. Размер штрафа определяется индивидуально», – указала адвокат.
В комментарии «АГ» советник Федеральной палаты адвокатов РФ Сергей Макаров посчитал, что предполагаемую новеллу можно оценить или отрицательно, или очень отрицательно. Отрицательно, по его мнению, ее можно оценить исходя из того, что добросовестные обладатели вверенной им информации и так предоставляют запрашиваемые у них сведения, если в соответствии с законодательством они должны быть выданы или предоставлены автору запроса, и «пугать» их штрафами необходимости нет.
«А очень отрицательно новеллу стоит оценить в связи с тем, что из-за нее еще более осложнится получение информации по адвокатским запросам. И так в настоящее время обладатели сведений, составляющих профессиональную тайну с относительно ограниченным доступом (например, врачебная, банковская и т.п.), в пограничных случаях, когда непросто определить, должны или не должны быть предоставлены сведения в ответ на адвокатский запрос, нередко отказывают в их предоставлении адвокатам, а после предлагаемого существенного ужесточения ответственности уполномоченные должностные лица всегда или практически всегда будут решать вопрос отрицательно по отношению к адвокатским запросам», – указал Сергей Макаров.