Что предполагает общедомовое собрание для определения источника финансирования?
ЖК РФ Статья 45. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 45 ЖК РФ
1. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
2.1. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения по вопросу о включении многоквартирного дома в границы территории жилой застройки, подлежащей комплексному развитию в соответствии с проектом решения о комплексном развитии такой территории, может быть созвано по инициативе уполномоченного органа государственной власти или местного самоуправления, подготовивших указанный проект решения, либо юридического лица, определенного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации для реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;
2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2019 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме, полное наименование и основной государственный регистрационный номер юридического лица, если собственником помещения в многоквартирном доме является юридическое лицо, номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое или юридическое лицо), а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. При поступлении в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обращения в письменной форме, в том числе обращения с использованием системы, собственника или иного лица, указанного в настоящей статье, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, о предоставлении реестра собственников помещений в многоквартирном доме указанные лица обязаны в течение пяти дней с момента получения такого обращения предоставить собственнику или иному лицу, указанному в настоящей статье, этот реестр. Согласие собственников помещений в многоквартирном доме на передачу персональных данных, содержащихся в реестре собственников помещений в многоквартирном доме, при предоставлении этого реестра в порядке, установленном настоящей частью, в целях созыва и организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
(часть 3.1 введена Федеральным законом от 31.12.2017 N 485-ФЗ)
3.2. В рассмотрении вопроса, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, принимают участие собственники жилых помещений в многоквартирном доме или их представители. Такое общее собрание правомочно, если в нем приняли участие собственники жилых помещений либо их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников таких жилых помещений в многоквартирном доме. При этом при рассмотрении данного вопроса в отношении жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, представителями собственников признаются наниматели таких жилых помещений.
(часть 3.2 введена Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
4. Собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
(в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.07.2017 N 257-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны:
1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание;
2) форма проведения данного собрания (очное, заочное или очно-заочное голосование);
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
4) повестка дня данного собрания;
5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
6. Собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.
(часть 6 введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)
7. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Кто должен оплачивать расходы на проведение общего собрания собственников жилья?
Собираемся проводить общее собрание собственников. Управляющая компания предлагает нам самим оплатить все расходы на рассылку уведомлений. Имеют ли они право требовать это?
Законодательно инициативной группе собственников предоставлено право обратиться в управляющую организацию с требованием об организации проведения общего собрания собственников по вопросам повестки дня, определенной самой инициативной группой.
Обратите внимание, что установлены специальные требования к инициативной группе, правомочной предъявлять требование в порядке, установленном ч. 6 ст. 45 ЖК РФ.
Входящие в ее состав собственники должны обладать в совокупности не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом управляющей организации предоставляется 45 дней на реализацию мероприятий, которые необходимы для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Окончание 45-дневного срока должно предшествовать началу течения 10-дневного срока до даты проведения общего собрания.
Также в рассматриваемом случае на управляющую организацию возлагается обязанность уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, оформить необходимые документы по результатам его проведения, обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном ч. 3 ст. 46 ЖК РФ.
Пункт 3.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ относит к числу полномочий общего собрания принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с ч. 6 ст. 45 ЖК РФ.
Данный вопрос был также предметом разъяснений, данных Минстроем России.
Так, письмом от 28.08.2015 № 27535-ОЛ/04 были разъяснены вопросы финансирования проведения общего собрания.
В данном документе Минстрой России пришел к выводу о допустимости распространения порядка финансирования расходов на проведение общего собрания собственников, проводимого по инициативе группы (ч. 6 ст. 45 ЖК РФ), и на случаи проведения ежегодного общего собрания.
Подчеркнуто правило о несении бремени спорных расходов именно инициатором собрания.
Поэтому управляющая организация несет затраты на проведение общего собрания собственников тогда, когда сама выступает инициатором такого собрания.
В силу ч. 7 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе управляющей организации, осуществляющей управление данным многоквартирным домом по договору управления. При этом в повестку дня такого собрания могут быть включены вопросы, отнесенные этим кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Во всех остальных случаях расходы оплачивают собственники самостоятельно, если иной порядок компенсации затрат УК не установлен решением общего собрания ранее.
Для того чтобы определить правомерность требований вашей управляющей организации в рассматриваемой ситуации, необходимо знать, принималось ли ранее решение собранием собственников о порядке финансирования расходов.
Если оно принималось, то его исполнение может быть обеспечено включением в состав платы за содержание жилого помещения дополнительной строки расходов, выставлением отдельной строки в платежных документах, либо фактической оплатой инициаторами собрания в каждом конкретном случае.
Выяснив указанные обстоятельств, вы сможете самостоятельно определить правомерность требования управляющей организации.
Уполномоченный по правам человека
в Тверской области
Как правильно оформить дополнительные сборы с собственников в многоквартирном доме?
Вопрос:
Собственниками многоквартирного дома было принято решение о дополнительном сборе средств на текущий ремонт системы водоснабжения в доме, о чем они уведомили управляющую компанию, применяющую основную систему налогообложения. В счете-квитанции плата за данную работу будет выставляться отдельной строкой и не будет входить в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Средства на капитальный ремонт аккумулируются на счете регионального оператора. Правильно ли делают собственники?
Ответ:
Вопрос: Собственниками многоквартирного дома было принято решение о дополнительном сборе средств на текущий ремонт системы водоснабжения в доме, о чем они уведомили управляющую компанию, применяющую основную систему налогообложения. В счете-квитанции плата за данную работу будет выставляться отдельной строкой и не будет входить в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. Средства на капитальный ремонт аккумулируются на счете регионального оператора. Правильно ли делают собственники?
Ответ: Дополнительный взнос на проведение незапланированных работ по текущему ремонту общедомового имущества должен учитываться в платежном документе отдельной строкой, поскольку эти средства имеют целевой характер и не должны означать увеличение утвержденного общим собранием тарифа на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 39, ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ).
В силу ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном ст.ст. 45-48 ЖК РФ. При этом размер такой платы определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год и должен быть одинаковым для всех собственников помещений.
Помимо этого на общем собрании собственники утверждают перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (смотрите письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 17.03.2016 № 7513-ОЛ/04).
Таким образом, размер платы за содержание общего имущества должен определяться индивидуально для каждого многоквартирного дома на основании утвержденного собственниками помещений такого дома перечня и периодичности проведения работ и (или) оказания услуг.
Если возникает необходимость проведения каких-либо незапланированных работ по текущему или капитальному ремонту общедомового имущества, то собственники вправе на общем собрании принять решение о сборе дополнительных средств для финансирования предстоящих работ. В соответствии с положениями статей 246, 247 Гражданского кодекса РФ, части 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Данные нормы законодательства в силу своей диспозитивности не лишают собственников помещений в многоквартирном доме права установить дополнительные условия несения бремени расходов к имеющимся правилам, закрепленным в статье 158 Жилищного кодекса РФ (смотрите, например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2018 по делу № А44-6780/2017, решение Арбитражного суда Курской области от 27.07.2015 по делу № А35-837/2015). Однако подобный целевой сбор не может рассматриваться как увеличение тарифа на содержание и ремонт общедомового имущества, утвержденного общим собранием собственников на текущий год, а потому, полагаем, что он должен учитываться в платежном документе отдельной строкой, чтобы не вводить в заблуждение плательщиков жилищно-коммунальных услуг. Аргументом в подтверждение именно такого подхода может являться и то обстоятельство, что дополнительные целевые средства, собранные собственниками помещений многоквартирного дома для финансирования работ по ремонту общего имущества, не поименованы в структуре платы за жилое помещение (статья 154 Жилищного кодекса РФ).
Следовательно, плата за выполнение дополнительных работ относится к прочим целевым сборам и должна включаться в платежном документе в перечень услуг отдельной строкой. Схожий вывод содержится, например, в решении Арбитражного суда Удмуртской Республики от 29.06.2016 по делу № А71-5443/2016).
Вместе мы сила: что решается на собрании собственников жилья
В собственности каждого владельца квартиры в многоквартирном доме находится не только жилье, но и общее имущество МКД. Вопросы в отношении этого имущества решают посредством общего собрания собственников (ОСС). Каковы правила его проведения, что можно решить в рамках общего собрания и когда оно считается состоявшимся, рассказывает младший юрист АСБ «Иутин, Белоусова и Партнеры» Елизавета Мерцалова.
По общему правилу, ежегодное собрание собственников проводится во втором квартале года, следующего за отчетным. На нем управляющая организация (управляющая организация (компания), жилищно-строительный кооператив, товарищество собственников жилья или непосредственное управление) должна отчитаться о своей работе по управлению общим имуществом в МКД. Кроме того, в течение года собственники вправе созвать внеочередное ОСС для решения каких-либо срочных вопросов. Однако в этом случае за данную инициативу должно выступать не менее 10% голосов от общего количества.
Актуальные вопросы
Перечень тем, которые могут быть рассмотрены на собрании собственников, приведен в статьях 44-46 ЖК РФ. Среди них, в том числе, вопросы:
- о выборе способа управления домом;
- о проведении капитального ремонта/реконструкции МКД или перепланировке/переустройстве помещений в составе дома;
- о формировании фонда капремонта, использовании его средств и установлении размера взноса на капремонт;
- о получении кредита или займа, о размещении свободных средств на депозите в банке;
- об использовании и благоустройстве земельного участка, на котором расположен МКД; об установке шлагбаума;
- о размещении рекламы с использованием общего имущества дома;
- об установлении размера платы за содержание жилого помещения в МКД (если не созданы ТСЖ/ЖСК);
Как видите, законодательством установлено, что собственники квартир имеют достаточно большие полномочия по распоряжению общим имуществом в доме, где проживают. Они вправе повлиять на озеленении двора, установку детской площадки или обустройство новых парковочных мест, установку системы видеонаблюдения и т.д. Важно понимать, что решения собрания собственников, принятые в соответствии с положениями закона, обязательны для исполнения всеми собственниками, поэтому в управлении МКД желательно принимать активное участие.
Основные сферы влияния
Самое основное, на что могут повлиять владельцы квартир – способ управления домом. Собственники вправе выбрать любой из вариантов (УК/ТСЖ/ЖСК), а также по необходимости изменить его позднее. Так, если у жильцов возникают сомнения в обоснованности и прозрачности начисляемой платы за содержание дома, на общем собрании можно выбрать новую УК, которая будет управлять домом и согласовать условия договора управления.
Второй наиболее важный аспект – фонд капитального ремонта. Предполагается, что собственники принимают непосредственное участие в формировании и распределении средств этого фонда. На общем собрании можно проголосовать за то, каким способом будет формироваться этот фонд, каков должен быть размер отчислений в него и за то, куда эти деньги будут направлены. К примеру, можно решить вопрос о необходимости капитального ремонта дома в целом, его отдельных помещений или же направить эти средства на депозит в банке для получения процентов.
Если требуется срочный дорогостоящий ремонт, денег на который у собственников дома недостаточно, они вправе принять решение о получении кредита в банке. Причем на собрании нужно проголосовать по вопросам как о получении займа, так и о его существенных условиях и выборе лица, уполномоченного на подписание соответствующего договора.
Как узнать о собрании
О том, как узнать о проведении ОСС, сказано в ст. 45 ЖК РФ. Собственник или иное лицо, указанное в ЖК РФ, по инициативе которого созывается общее собрание собственников, обязан сообщить всем владельцам квартир в МКД о проведении данного мероприятия не позднее, чем за 10 дней до предполагаемой даты. Как правило, объявлений, размещенных в подъезде, недостаточно. Каждому собственнику должно быть направлено заказное письмо или передано сообщение в письменной форме под роспись, если в конкретном МКД не предусмотрен иной способ передачи подобной информации, что также должно быть решено на ОСС.
Онлайн-собрания
С прошлого года собирать ОСС можно в онлайн-формате (ст. 47.1 ЖК РФ). Чтобы воспользоваться этой опцией, собственникам необходимо определить электронную площадку (систему), на которой будет проведено голосование. Если большинство участников-владельцев квартир проголосует за этот способ, тогда его можно внедрять.
Напомним, что до 1 июля 2021 г. регионы РФ обязаны обеспечить технический доступ всех жильцов МКД к выбранной площадке и привести в соответствие все свои технические системы, которые предоставляют возможность такого доступа.
Правила принятия решения
Собрание признается действительным при присутствии на нем собственников, обладающих не менее 50% голосов (определяется исходя из квадратуры жилья в собственности). По общему правилу, решение на ОСС принимается, если за него проголосовало более половины присутствующих на нем. Вместе с тем для отдельных вопросов может быть предусмотрена необходимость получить большее количество голосов: для установки шлагбаума или выбора способа формирования фонда капремонта принимается не менее, чем 2/3 голосов. Решение о реконструкции/перепланировке дома должно быть принято единогласно.
Пропускать собрания не рекомендуется по той причине, что вы можете быть не в курсе принятого решения, а исполнять его придется. Например, вы хотели бы видеть во дворе дома новую детскую площадку, а соседи проголосовали за строительство парковки – в итоге вы будете вынуждены платить за эту парковку наравне со всеми.
И хотя присутствие на ОСС не гарантирует принятия тех решений, с которыми вы согласны, участие в обсуждениях увеличивает ваши шансы на отстаивание своей позиции.
Можно ли оспорить решение, принятое на ОСС
Если решение собрания, по вашему мнению, принято не в соответствие с законом, нарушает ваши права или ваше участие могло повлиять на исход голосования, вы можете обратиться в суд для того, чтобы его оспорить. Так, нередки ситуации, когда управляющие компании увеличивают тарифы на содержание имущества МКД, ссылаясь на результаты голосования собственников на ОСС. Но на деле о проведении такого собрания никто из владельцев жилья в этом доме и не подозревал (имеет место явно сфальсифицированный протокол). Тогда стоит защищать свои права и доказывать, что это решение было недействительным. Также УК можно привлечь к уголовной ответственности за подделку официального документа.
Платежи собственников жилых и нежилых помещений в доме должны отвечать требованиям разумности
Конституционный Суд принял постановление по делу о проверке конституционности положений ст. 181.4 и 181.5 ГК РФ и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ. По мнению заявителя, данные законоположения не соответствуют Конституции в той степени, в какой они, не предусматривая запрета установления решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме дифференцированных ставок платы за содержание общего имущества в зависимости от назначения и размещения помещений, препятствуют признанию судом подобных решений недействительными.
Поводом для обращения послужила следующая ситуация. Решением суда, оставленным без изменения апелляционным определением, за заявителем было признано право собственности на однокомнатную квартиру, расположенную в многоквартирном доме, на основании заключенного им договора участия в долевом строительстве. До этого решением общего собрания собственников и участников долевого строительства в качестве способа управления данным домом было определено товарищество собственников недвижимости и были установлены размеры обязательных платежей для собственников помещений: 25 руб. с 1 кв. м квартиры, 10 руб. с 1 кв. м машино-места и 14 руб. с 1 кв. м коммерческого помещения.
Заявитель обратился в суд с требованием о признании решения общего собрания недействительным, однако в удовлетворении его требований было отказано. Суды не согласились с доводами заявителя о том, что решение принято с нарушением процедурных норм и ставит собственников жилых помещений в невыгодное положение по сравнению с собственниками коммерческих помещений, не усмотрели существенных нарушений процедуры проведения общего собрания и указали на отсутствие в действующем законодательстве запрета на установление решением общего собрания дифференцированных ставок платы за содержание общего имущества в зависимости от назначения и размещения помещений и прямого указания на ничтожность такого рода решений. В передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ заявителю было отказано.
Рассмотрев дело, Конституционный Суд указал, что, согласно его ранее высказанной в Определении от 26 октября 2017 г. № 2390-О правовой позиции, справедливое распределение необходимых расходов между собственниками помещений в многоквартирном доме как участниками общей собственности обеспечивается ч. 2 ст. 39 ЖК РФ, которая в системной связи со ст. 249 ГК РФ и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ закрепляет принцип соответствия обязательных расходов собственника помещения его доле в праве общей собственности на общее имущество. Это согласуется с предписаниями ст. 19 Конституции РФ, которая не предполагает с учетом ч. 1 ст. 37 ЖК РФ произвольного определения размера платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт. Соответственно, не может рассматриваться как не согласующееся с конституционными предписаниями возложение расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме не только на собственников жилых помещений, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения.
Конституционный Суд отметил, что в отношении решений общего собрания собственников специальное регулирование содержится в гл. 6 ЖК РФ. В частности, решение, принятое общим собранием с нарушением требований ЖК РФ, может быть обжаловано в суд собственником помещения, если он не принимал участия в собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.
КС пояснил, что специальных норм, закрепляющих основания признания решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оспоримым или ничтожным, ЖК РФ не содержит, что позволяет применять к ним положения гл. 91 ГК РФ. Суд при оценке правомерности обжалуемого решения не должен руководствоваться исключительно формальным критерием распределения бремени расходов на содержание общего имущества, установленным ч. 1 ст. 158 ЖК РФ. Вместе с тем он вправе признать такое решение недействительным лишь в том случае, если придет к выводу о нарушении им требований закона.
Таким образом, КС РФ сделал вывод о том, что действующее законодательство не исключает возможности учета общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме при принятии решения об установлении размера платежей за содержание помещений и общего имущества особенностей помещений, а также иных объективных обстоятельств, которые могут служить достаточными основаниями для изменения долей участия собственников в обязательных расходах на содержание общего имущества.
Исходя из изложенного, КС РФ признал п. 1, 3, 7 ст. 181.4, ст. 181.5 ГК РФ и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ не противоречащими Конституции и указал, что выявленный в настоящем постановлении конституционно-правовой смысл данных законоположений является общеобязательным. Производство по делу в части, касающейся проверки конституционности п. 2, 4, 5 и 6 ст. 181.4 ГК РФ, прекращено.
При этом Суд указал, что правоприменительные решения в отношении заявителя, если они вынесены на основании п. 1, 3 и 7 ст. 181.4, ст. 181.5 ГК РФ и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в настоящем постановлении, подлежат пересмотру в установленном порядке при условии, что для этого нет иных препятствий.
Адвокат КА «Конфедерация» Валентина Леонидченко отметила, что данное постановление КС РФ будет служить ориентиром как для собственников помещений в многоквартирном доме, так и для судов, поскольку в нем определены обстоятельства, учитываемые при оценке решения собрания на предмет его законности (действительности): добросовестность действий участников собрания; отсутствие произвольности установления размера платежей и их разумность; объективность, существенность и достаточность избранных собранием критериев для дифференциации ставок; отсутствие необоснованных различий в правовом положении собственников помещений после принятия соответствующего решения собрания.
Юрист судебной практики юридической фирмы Eterna Law Анастасия Серова отметила, что постановление Конституционного Суда вынесено с определенными ограничениями для собственников многоквартирных домов, которые, в отличие от собственников коммерческих помещений, владеют меньшими финансовыми ресурсами для содержания многоквартирного дома. Так, собственник нежилого помещения, сдавая свое помещение в аренду или просто извлекая доход из коммерческой деятельности, получает значительные финансовые ресурсы по сравнению с гражданином, являющимся собственником квартиры. «В этой связи пониженная ставка для такого субъекта выглядит нелогично», – считает эксперт.