Компенсация за поднаем жилого помещения военнослужащему
Положена ли мне компенсация за поднаем жилого помещения в Московской области? Ранее я написал заявление в РУЖО о согласии на получение общежития, после чего забрал договор и должен был вселиться. Общежитие меня не устроило. Я написал заявление, что меня не устраивают бытовые условия. Договор в РУЖО расторгли, а компенсацию платить отказываются. Законно ли это?
Денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается по желанию военнослужащего, проходящего военную службу по контракту при прибытии его к новому месту военной службы, если ему и членам его семьи нет возможности предоставить служебное жилое помещение, жилое помещение маневренного фонда или общежитие.
Данные положения содержаться в абз. 1 и 2 п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Вместе с тем в данном законе не регламентирован порядок предоставления компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, если военнослужащий выехал из предоставленного служебного жилого помещения, общежития или отказался вселяться в них, и при этом не убыл к новому месту военной службы.
Такой порядок не регламентирован и Инструкцией об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27.05.2016 № 303.
В сложившейся ситуации можно руководствоваться п. 3 и 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ.
Согласно п. 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Для возобновления выплаты компенсации за наем (поднаем) жилых помещений можно оценить действия военнослужащего как добросовестные или недобросовестные при расторжении договора специализированного найма служебного жилого помещения или общежития.
Например, согласно ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством РФ непригодными для проживания, равно как и предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускается (п. 2 ст. 23 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Следовательно, если предоставленное служебное жилое помещение или общежитие не пригодно для проживания, не соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям, военнослужащий имеет право расторгнуть договор найма на это жилое помещение, и его действия являются добросовестными.
В том случае если военнослужащего не устраивает предоставленное общежитие без причин, указанных, например в ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, то такие действия можно расценить как недобросовестные. Поэтому у него не будет права на возобновление выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
Должны ли компенсировать семье военнослужащего наем жилья?
от 31 декабря 2004 г. N 909
О ВЫПЛАТЕ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИИ ЗА НАЕМ (ПОДНАЕМ)
ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ — ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ПО КОНТРАКТУ,
И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ
Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.09.2015 N 989,
1. Настоящее Положение определяет порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее — денежная компенсация) военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту (далее — военнослужащие), и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы.
2. В случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти (федеральному государственному органу), в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.09.2015 N 989, от 29.12.2016 N 1540)
(см. текст в предыдущей редакции)
Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2015 N 989; в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 N 1540)
(см. текст в предыдущей редакции)
Выплата денежной компенсации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором военнослужащий утратил основания для получения денежной компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 18.09.2015 N 989)
В указанном порядке денежная компенсация выплачивается также военнослужащим, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры), являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу, или бронируются жилые помещения, при их переводе на новое место военной службы в другую местность, если в этой местности они не обеспечены служебными жилыми помещениями или жилой площадью в общежитии.
3. Денежная компенсация военнослужащему выплачивается одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Денежная компенсация членам семьи военнослужащего, погибшего (умершего) в период прохождения военной службы, выплачивается ежемесячно воинской частью (организацией, органом военной прокуратуры и военным следственным органом Следственного комитета Российской Федерации) по последнему месту военной службы военнослужащего до получения ими жилого помещения либо предоставления им субсидий по государственным жилищным сертификатам, субсидии для приобретения или строительства жилого помещения или в виде безвозмездной финансовой помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более чем в течение 1 года со дня гибели (смерти) кормильца.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.09.2015 N 989, от 29.12.2016 N 1540)
Оформление компенсации за аренду жилья сотруднику
Условия, при которых возмещаются расходы на аренду квартиры
Организация вправе выплачивать компенсацию за съем жилья сотрудникам, вынужденным исполнять трудовые обязанности не по месту постоянного жительства. Трудовое законодательство обязывает работодателя возместить расходы на переезд и обустройство работника при вынужденном переезде (ст. 169 ТК РФ). Компенсация аренды жилья сотрудникам в составе таких расходов не поименована. Но компания вправе прописать подобное возмещение в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте.
Документы, необходимые для возмещения затрат
Перечислим, какие документы нужны для компенсации аренды жилья. Обычно требуется всего 2 документа
- Заявление сотрудника на компенсационную выплату.
- Копии договора аренды, платежных документов.
Образец заявления
Организация вправе не компенсировать понесенные затраты работникам, а арендовать жилое помещение для размещения работников самостоятельно и предоставлять его в пользование работникам, вынужденным сменить место жительства. В этом случае необходимы:
- Договор аренды жилого помещения на организацию.
- Договор безвозмездного пользования квартирой работником.
Собрав пакет документов, издайте приказ на компенсацию жилья или предоставление в пользование служебной квартиры.
Надо ли удерживать НДФЛ и страховые взносы
Контролирующие органы относят компенсацию оплаты жилья работнику по трудовому договору к зарплатным выплатам (Письмо Минфина от 14.01.19 №03-04-06/1153) и полагают, что с них уплачиваются:
- НДФЛ;
- страховые взносы.
И предоставление безвозмездного проживания в служебной квартире, и компенсация расходов на аренду жилья сотруднику являются доходом физического лица. Следовательно, облагаются налогом на доходы физлиц в полном объеме (ст. 422 НК РФ).
Поскольку компенсационная выплата производится в рамках трудовых отношений и не включена в необлагаемые (ст. 422 НК РФ), то ее включают в базу обложения страховыми взносами в полном объеме.
Как компенсируются затраты сотруднику | Как определить налогооблагаемую базу |
---|---|
Выплачивается возмещение расходов | Сумма компенсационной выплаты |
Предоставляется служебная квартира | Сумма арендного платежа, уплачиваемого организацией |
Отражаем в бухучете и учитываем в целях налогообложения
В бухгалтерском учете затраты на возмещение арендных платежей за квартиру относятся к расходам по основной деятельности. Проводки формируются следующие:
Операция | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Начислено возмещение арендных платежей работнику | 26, 44 | 73 |
Возмещение расходов на аренду выплачено работнику | 73 | 50, 51 |
Арендные платежи за квартиру организацией учтена в расходах | 26, 44 | 60, 76 |
Арендные платежи перечислены арендодателю | 60, 76 | 51 |
Удержан НДФЛ | 70 | 68 |
Начислены страховые взносы | 26, 44 | 69 |
В налоговых расходах компенсация найма жилья сотрудникам признается только в размере, не превышающем 20% от начисленной заработной платы работника. Дело в том, что Минфин относит такие выплаты к оплате труда в натуральной форме (Письмо от 14.09.16 №03-04-06/53726, ст. 131 ТК РФ). Отстоять право учитывать возмещение аренды сотрудникам при исчислении налога на прибыль в большем размере удастся только в суде.
Аренда жилплощади для военнослужащих
Любой офицер-контрактник, проходящий военную службу, должен быть обеспечен собственным или служебным жильём, площадь которого соответствует указанному нормативу. Однако на практике часто оказывается так, что служебного жилья в данном населённом пункте или нет вовсе, или все пригодные квартиры уже заняты. В этом случае военнослужащий арендует жилое помещение у юридического либо у частного лица, а командование обязано выплачивать компенсацию за наем или поднаём жилища. Как её получить?
Как рассчитывается компенсация за аренду
Полная компенсация за найм жилья военным, к сожалению, встречается очень редко, так как её величина ограничена предельными суммами:
- для Москвы компенсация не может превышать 15 000 рублей,
- для крупных городов или райцентров – 3600 рублей,
- в маленьких населённых пунктах – всего 2700 рублей.
Понятно, что такие суммы могут полностью расходы не компенсировать.
Аренда жилья для военнослужащих по закону «О статусе военнослужащих» предусмотрена как вынужденная мера, поэтому если у командования появляется возможность переселить офицера в служебное жилье, то это должно быть сделано в самый короткий срок.
Дополнительные правовые акты, касающиеся этого вопроса, были приняты в 2004 году, и с тех пор военнослужащим стало намного проще оформить получение компенсации за наем или поднаём жилья для военнослужащих.
Причиной нехватки служебного жилья часто становится тот факт, что из-за нехватки квартир и сложная передача жилья в собственность военнослужащему, уже уволенные офицеры вынуждены годами жить в служебных квартирах. В тоже время молодое пополнение офицеров вынуждено искать альтернативные варианты.
По закону любой военнослужащий-контрактник должен быть обеспечен бесплатным жильём на весь период прохождения службы.
Основным документом, по которому можно получить компенсацию, является договор найма, который необходимо заключить в письменной форме и заверить в установленном порядке. В договоре указывается площадь жилого помещения, сумма платы за наём, сведения об арендодателе и нанимателе.
Как получить компенсацию за наём
Прибыв на новое место службы, офицер должен быть в трёхмесячный срок обеспечен служебной квартирой установленной площади. Основания для получения жилья военнослужащим из служебного фонда закреплены законодательно.
Важно знать, что наем, военнослужащим жилого помещения у родственников не только не запрещается, но и обязан оплачиваться в том же порядке, что и аренда у посторонних лиц. Также ошибочным является утверждение, что снять квартиру в военном городке нельзя. Можно, если квартира в военном городке является чьей-то собственностью и возможно заключение договора аренды. Кстати, тоже самое относится и к военной ипотеке. Продажа квартир в военном городке возможна, если он не носит статус ЗАТО, жилплощадь имеет собственника и отвечает требованиям НИС.
Выбрав квартиру для найма, офицер пишет рапорт на имя командира части, к которому прикладываются следующие документы:
- Копии документов, которые удостоверяют личность всех членов семьи. Для взрослых подаются ксерокопии значимых страниц паспорта, для детей до 14 лет – копии свидетельств о рождении. В зависимости от количества членов семьи, будет начисляться обычная или увеличенная сумма, компенсирующая расходы.
- Копия договора аренды, в которой отражены все необходимые сведения. В договоре обязательно должна быть указана дата начала пользования жилплощадью, и именно с этого времени военнослужащему должны выплачивать компенсацию.
- Справка о зачислении в штат, в соответствии с которой офицер должен быть обеспечен местом проживания.
- Справка о составе семьи.
В рапорте также указывают, что офицер обязан своевременно сообщить о прекращении использования наёмной площади для проживания, после чего компенсация выплачиваться не будет.
В чём разница — наём и поднаём жилых помещений
Аренда квартир для военнослужащих различается на наём и поднаём жилых помещений. Разница между этими двумя понятиями в том, что наем предполагает получение жилплощади от частного лица, которым оно оформлено в собственность.
Договор найма жилья для военнослужащих — образец которого доступен на сайте Минобороны, является по сути основным документом, дающим основание для выплат за аренду жилплощади.
Для получения компенсации на имя военнослужащего открывается отдельный финансовый счет, на который ежемесячно перечисляется указанная в приказе сумма. Контролирует перечисление средств финансовый отдел данной воинской части, он обязан хранить всю документацию для возможной перепроверки.
Если состав семьи военнослужащего увеличивается, и он получает право на большую компенсацию, об этом подаётся новый рапорт, к которому прикладывается свидетельство о рождении ребёнка или другой документ, подтверждающий право на увеличение выплаты.
Почему возникают сложности с получением компенсации
Аренда жилых помещений для военнослужащих иногда бывает, сопряжена с трудностями, причиной которых становится как местное самоуправство, так и несовершенство в законодательстве. Очень многие офицеры сталкиваются с тем, что квартирные выплаты, т.е размер компенсации оказывается меньше положенной по закону.
Однако важно соблюдать правила получения жилья военнослужащими в аренду. Во многих случаях проще обратиться в риелторскую организацию, чтобы быстро найти надёжный вариант и в дальнейшем не сталкиваться с неожиданными проблемами. Что делать, чтобы не стать жертвой мошенников:
- Проверяйте наличие права собственности на квартиру. Если она сдаётся по доверенности, то важно проверить, сколько ещё она будет оставаться в силе.
- Если в квартире прописаны дети, то на аренду требуется согласие органов опеки. Его отсутствие позволяет признать сделку недействительной, и договор аренды будет расторгнут. После этого придётся заново искать жилье, и компенсация в этот период выплачиваться не будет.
Чтобы взять жилье в аренду, нужно хорошо ориентироваться на рынке недвижимости и знать цены.
Определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 01.12.2016 N 210-КГ16-21
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Замашнюка А.Н. и Сокерина С.Г.
при секретаре Жиленковой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу» (далее — УФО) на решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2016 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 1 апреля 2016 г. по исковому заявлению капитана 3 ранга Собакина С.А. об оспаривании действий начальника УФО, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание принятых по делу судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации
решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, административное исковое заявление Собакина С.А. удовлетворено. Действия начальника УФО, связанные с невыплатой Собакину С.А. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г., признаны незаконными. В пользу административного истца взыскано 113 400 рублей, составляющих размер указанной компенсации, а также 300 рублей в порядке возмещения судебных расходов.
Определением судьи Северного флотского военного суда от 2 июня 2016 г. в передаче кассационной жалобы должностного лица для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации административный ответчик выражает несогласие с принятыми по делу судебными постановлениями, просит их отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Собакина С.А.
В обоснование своей позиции начальник УФО Данильчик А.Н., ссылаясь на обстоятельства дела, утверждает, что судами не дано оценки возможности получения служебного жилья Собакиным С.А. после его отказа от общежития в феврале 2013 года, а также тому обстоятельству, что договор найма жилого помещения от 1 января 2014 г. был заключен Собакиным С.А. без разрешения вопроса о возможности получения им служебного жилого помещения.
Автор жалобы, анализируя нормы Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, полагает, что Собакин С.А. мог реализовать свое право на получение ежемесячной денежной компенсации только с момента обращения к командованию с соответствующим рапортом с приложением к нему необходимых документов, подтверждающих право на получение этой компенсации, а не с даты заключенного договора найма жилого помещения.
Кроме того, автор жалобы оспаривает судебные решения и в части взыскания с УФО судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины, полагая, что УФО выполняет функции государственного органа и поэтому в силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. кассационная жалоба начальника УФО Данильчика А.Н. вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих полагает необходимым жалобу удовлетворить исходя из следующего.
В соответствии со ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются такие существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела усматривается, что Собакин С.А., окончивший высшее военное учебное заведение в <. > году, с сентября 1999 года проходит военную службу в г. Северодвинске.
Проживая в общежитии (комнате жилой площадью <. > кв. м) по адресу: <. >, Собакин С.А. в 2008 году обратился с рапортом о признании его с семьей (жена, дочь <. > г.р.) нуждающимися в жилом помещении по месту прохождения военной службы.
Решением жилищной комиссии войсковой части 20458 от 21 июля 2008 г. он с членами семьи поставлен на соответствующий жилищный учет.
13 ноября 2008 г. у него родилась еще одна дочь, а 27 июня 2014 г. — сын.
30 ноября 2012 г. Собакин С.А. по своей инициативе сдал комнату в общежитии и принял для себя решение осуществлять наем жилого помещения.
В подтверждение своих требований о выплате оспариваемой им компенсации Собакин С.А. представил два договора найма жилого помещения по адресу: <. >, заключенных между ним и наймодателем Королевой М.Ю. 1 января и 1 октября 2014 г., соответственно, на период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г. Однако решением начальника УФО от 24 декабря 2015 г. Собакину С.А. было отказано в выплате компенсации за наем жилого помещения.
Суды обеих инстанций, признавая незаконными действия начальника УФО, исходили из того, что у Собакина С.А., состоящего на учете нуждающихся в служебном жилом помещении, по месту службы отсутствуют жилые помещения для постоянного или временного проживания, а командованием ему не предоставлено служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, жилое помещение маневренного фонда или общежитие по установленным законодательством нормам.
Однако с таким выводом согласиться нельзя.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по установленным нормам предоставляются служебные жилые помещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в п. 3 Инструкции, при их согласии могут предоставляться меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
На основании п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее — Положение), денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается по желанию военнослужащих в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров лишь в случае невозможности обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, одним из определяющих условий для выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим является невозможность обеспечения их служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями маневренного фонда или общежитием.
Из материалов дела следует, что Собакин С.А. 30 ноября 2012 г. самостоятельно принял решение осуществлять наем жилого помещения, в связи с чем добровольно сдал уполномоченному органу комнату в общежитии, поскольку ее площадь не соответствовала установленным нормам, выехал с семьей из общежития, снявшись с регистрационного учета и зарегистрировавшись по адресу воинской части.
При этом материалы дела не содержат и судами оставлен без внимания факт возможности обеспечения Собакина С.А. в 2014 — 2015 годах служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
В соответствии с п. п. 2 и 3 Положения, денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивается ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истекший месяц по месту его военной службы.
Аналогичные положения были закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (далее — Инструкция), в соответствии с которым выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей, а также членам семей погибших (умерших) военнослужащих осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия обеспечения их жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации через финансово-экономические органы по месту (последнему месту) прохождения военной службы на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Согласно п. 14 Инструкции выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.
Из изложенных положений нормативных актов следует, что:
— основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является приказ командира воинской части, изданный на основании рапорта военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение этой компенсации;
— ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил договор найма (поднайма) жилья.
Таким образом, Собакину С.А. сразу же после заключения договора найма жилого помещения необходимо было обратиться к командованию части с соответствующим рапортом с приложением требуемых документов.
Вместе с тем, имеющееся в материалах дела сообщение командира войсковой части <. > о том, что Собакин С.А. обращался к нему в 2014 году по вопросу выплаты за поднаем жилого помещения, не позволяет прийти к однозначному выводу о дате обращения истца к командованию воинской части и форме, в которой он это обращение сделал, подавал ли военнослужащий рапорт об этом и был ли этому рапорту дан ход в порядке, установленном нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, а также издавался ли командиром воинской части соответствующий приказ. Командир воинской части или иные должностные лица части в качестве свидетелей по данному вопросу допрошены не были и эти обстоятельства остались невыясненными, как и не выяснена судьба такого рапорта, если он подавался Собакиным С.А.
Установление обстоятельств возможности обеспечения Собакина С.А. служебным жильем, жилым помещением маневренного фонда или общежитием в оспариваемый период и точной даты обращения к командованию с рапортом о выплате денежной компенсации и подтверждающими право на получение этой компенсации документами имели существенное значение для дела.
Однако судом указанные обстоятельства не исследовались и оценка этому не дана.
Нарушение судом норм материального права и недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к тому, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве Собакина С.А. на получение денежной компенсации за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г.
В связи с изложенным судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в гарнизонный военный суд.
Допущенные нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможно восстановление и защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, 330 КАС РФ, Судебная коллегия по делам военнослужащих,
решение Северодвинского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2016 г. и апелляционное определение Северного флотского военного суда от 1 апреля 2016 г. по административному делу по исковому заявлению капитана 3 ранга Собакина С.А. об оспаривании действий начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Архангельской области, Республике Коми и Ненецкому автономному округу», связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января 2014 г. по 30 сентября 2015 г., отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Северодвинский гарнизонный военный суд.