Как откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения?
Чтобы такие действия были отложены, нужно обратиться с заявлением к судебному приставу-исполнителю или в арбитражный суд. При этом взыскатель может обратиться к приставу или в суд, а должник — только в суд.
Пристав обязан отложить исполнительные действия при наличии судебного акта, а также в иных случаях. Он может отложить исполнительные действия и по собственной инициативе.
Если вы хотите отложить исполнительные действия больше чем на 10 дней, обратитесь в арбитражный суд. При этом докажите наличие обстоятельств, которые объективно препятствуют совершению исполнительных действий.
Об отложении исполнительных действий суд выносит определение, а пристав — постановление.
1. В каких случаях откладываются исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения
Пристав обязан отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения, если (ч. 2 ст. 38 Закона об исполнительном производстве):
есть судебный акт об отложении исполнительных действий;
в иных случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве. В настоящее время этот Закон предусматривает только один такой случай — когда пристав получает от должника ходатайство о самостоятельной реализации имущества стоимостью не выше 30 000 руб. (ч. 2 ст. 87.1 Закона об исполнительном производстве).
Кроме того, пристав отложит исполнительные действия, если получит информацию о подаче в суд заявления об изменении начальной продажной цены заложенного имущества при его реализации (п. 3.1.1 Разъяснений ФССП России по вопросам действий судебного пристава-исполнителя при обращении взыскания на заложенное имущество).
Пристав вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по собственной инициативе или заявлению взыскателя (ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве). Обратите внимание, что закон для таких ситуаций не называет оснований для отложения. Полагаем, что это должны быть случаи, когда объективно нецелесообразно совершать исполнительные действия, и такие обстоятельства носят временный и устранимый характер. Например, когда должник готов добровольно исполнить решение суда за счет продажи имущества, но доступ к нему временно заблокирован.
Арбитражный суд вправе отложить исполнительные действия при наличии обстоятельств, которые препятствуют их совершению (ч. 1 ст. 328 АПК РФ). При этом такие обстоятельства должны носить временный и устранимый характер. Например, это могут быть:
отсутствие в материалах производства данных об извещении сторон исполнительного производства;
отсутствие денежных средств и работоспособного оборудования, без которых должник фактически не может осуществлять производственную деятельность и получать прибыль, в том числе с целью исполнения решения суда.
Учтите, что суды часто отказывают в отложении. По их мнению, если обстоятельства объективно не препятствуют совершению исполнительных действий, оснований для отложения нет. Например, реорганизацию взыскателя или неблагоприятные погодные условия и гибель урожая суды не рассматривают как причины, препятствующие совершению исполнительных действий.
Важно понимать, что в каждом конкретном случае наличие или отсутствие оснований для отложения будет определяться по усмотрению суда.
2. Кто вправе инициировать отложение
В службе судебных приставов инициаторами отложения могут быть (ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве):
взыскатель;
сам судебный пристав-исполнитель.
Должник не вправе заявлять об отложении. Однако он может сообщить о соответствующих обстоятельствах приставу, а последний может воспользоваться правом и по собственной инициативе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения.
В арбитражном суде инициаторами отложения могут быть (ч. 1 ст. 328 АПК РФ):
взыскатель;
должник;
пристав.
3. Куда подавать заявление об отложении
Обращайтесь в подразделение приставов, если нужно отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения:
на срок не более 10 дней (ч. 1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве);
в рамках исполнительного производства, которое возбуждено на основании исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции. Это связано с тем, что гражданское процессуальное законодательство не регулирует отношения по отложению исполнительных действий — ст. 435 ГПК РФ утратила силу. А откладывать исполнительные действия в судах общей юрисдикции, применяя по аналогии ст. 203 ГПК РФ или ст. 328 АПК РФ, представляется проблематичным.
Обращайтесь в арбитражный суд, если нужно отложить исполнительные действия по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного таким судом. Подать заявление следует в суд, выдавший исполнительный лист, или в суд по месту нахождения пристава (ч. 2 ст. 328 АПК РФ). Обычно в суд обращаются, если исполнительные действия нужно отложить на срок свыше 10 дней.
4. Как подать заявление об отложении в подразделение приставов
Подать заявление можно разными способами, в том числе путем обращения непосредственно в канцелярию подразделения ФССП России или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Чтобы оперативно добиться отложения исполнительных действий, можно обратиться с заявлением в электронном виде. Для этого вы можете воспользоваться сервисом «Личный кабинет стороны исполнительного производства» (https://lk.fssprus.ru/ds_cabinet/action/login) и заполнить предложенные поля для формирования соответствующего заявления. При этом вам надо иметь учетную запись на портале Госуслуг.
К заявлению следует приложить документы, которые подтверждают наличие оснований для отложения. Также можно приложить копии исполнительного документа и постановления о возбуждении исполнительного производства.
5. Как подать заявление об отложении в арбитражный суд
Подать заявление можно непосредственно в канцелярию суда или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Также вы можете подать заявление в электронном виде с помощью ресурса «Мой арбитр». Для входа используйте логин и пароль на портале Госуслуг. Заявление с приложениями нужно отсканировать. Электронный образ документа заверьте простой или усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 2.2.5 Порядка подачи в арбитражные суды РФ документов в электронном виде).
Если у вас есть усиленная квалифицированная электронная подпись, то заявление можно сформировать и в виде электронного документа (п. 2.3.5 Порядка подачи в арбитражные суды РФ документов в электронном виде). В таком случае процедура подачи заявления об отложении аналогична подаче искового заявления в электронной форме.
6. Как принимается решение об отложении
Пристав принимает решение по вашему заявлению не позднее дня, следующего за днем поступления к нему заявления. Учтите, что приставу заявление передается не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение приставов (ч. 3.1 ст. 38 Закона об исполнительном производстве).
Пристав выносит постановление об отложении, указывая дату, до которой откладываются исполнительные действия или применение мер принудительного исполнения. Копии постановления направляются взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 4 ст. 38 Закона об исполнительном производстве).
Арбитражный суд рассмотрит заявление в течение 10 дней в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя (ч. 3 ст. 328, ч. 2 ст. 324 АПК РФ).
Суд выносит определение с указанием даты, до которой откладываются исполнительные действия, или события, наступление которого является основанием для возобновления приставом этих действий. Копии определения направляются взыскателю, должнику и приставу (ч. 4 ст. 328 АПК РФ).
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Контроль исполнения: алгоритм для секретаря
Одно из наиболее серьезных направлений деятельности в делопроизводстве – контроль исполнения документов и поручений. Сегодня работа секретаря, ответственного за этот процесс, не ограничивается лишь постановкой документов на контроль и предоставлением руководителю отчетов по поручениям с уже истекшим сроком исполнения. Современный секретарь – активный участник этого процесса. От чего зависит эффективность системы контроля исполнения? На что обратить внимание, чтобы уберечь себя от ошибок, а руководителя – от последствий неисполнения принятых им решений? Ответим в статье.
Требования к процессу контроля исполнения
Порядок организации контроля исполнения документов и поручений, как правило, фиксируют в инструкции по делопроизводству. В дополнение к инструкции в организации могут разрабатывать и иные нормативные документы, регламентирующие этот бизнес-процесс, например, регламент контроля исполнения документов (поручений).
При разработке инструкции по делопроизводству мы руководствуемся:
- разделом 5 «Контроль исполнения документов (поручений)» Правил делопроизводства в государственных органах, органах местного самоуправления[1] (далее – Правила делопроизводства);
- разделом 6 «Контроль исполнения документов (поручений)» Примерной инструкции по делопроизводству в государственных организациях[2] (далее – Примерная инструкция).
Перечислим основные операции по контролю исполнения, которые служба делопроизводства должна выполнять в соответствии с указанными документами (Алгоритм).
В каких случаях, как и когда проверять и регулировать ход исполнения?
- Предварительный контроль и напоминание о приближении сроков исполнения документов (поручений) необходимы в случае, если срок исполнения превышает один месяц (см. п. 6.9 Примерной инструкции).
- Напоминать исполнителям о приближении сроков исполнения документов (поручений) можно в СЭД[3] (см. п. 6.11 Примерной инструкции).
- Направлять напоминания о документах, сроки исполнения которых истекают, рекомендуют за 3–5 дней до окончания срока исполнения документа (см. п. 6.15 Примерной инструкции).
Служба делопроизводства не должна отвечать за контроль по существу
Нормативные акты определяют, что служба делопроизводства отвечает за контроль сроков исполнения, в то время как контроль по существу возлагается на руководителя или иное должностное лицо организации.
Контроль исполнения – функция секретаря
Как правило, в этот бизнес-процесс в той или иной степени вовлечены все секретари. Если организация небольшая, то секретарь выполняет львиную долю делопроизводственных операций, в том числе контроль исполнения документов (поручений). Если же компания крупная и в ней есть полноценная служба делопроизводства, обязанности часто распределяются. Например, секретарь может осуществлять текущую работу (ставить и снимать документы с контроля, обмениваться информацией с исполнителями), в то время как анализировать и оформлять отчетность отведено начальнику службы делопроизводства.
Почему контроль исполнения – функция секретаря? Во-первых, контроль исполнения предполагает непосредственное взаимодействие с руководителем и действия в его интересах. Ведь на контроль ставят не только документы, но и отдельные поручения руководителя. В том числе устные. В том числе срочные или требующие постоянного доклада руководству о ходе исполнения. Порой приемная становится настоящей «горячей точкой» – центром, контролирующим и распределяющим потоки этой информации.
Во-вторых, если работа идет в штатном режиме, контроль исполнения не требует постоянного отвлечения от текущих дел, что важно в условиях многозадачности. Так, например, секретарь должен оперативно регистрировать документы (по факту их поступления), а собирать информацию и напоминать о контрольных сроках он может в удобное время в течение рабочего дня.
В-третьих, большинство топ-менеджеров сегодня рассматривают контроль исполнения документов и поручений как главную функцию секретаря или помощника, таких работников чаще назначают ответственными за выполнение именно этой задачи. В ответ на такой запрос руководителей эту трудовую функцию подробно описали разработчики Профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» [4] (далее – Профстандарт № 447). В Таблице 1 приведем предписанные Профстандартом № 447 трудовые действия секретаря руководителя и помощника руководителя по контролю исполнения поручений и организации исполнения решений руководителя.
Главный инструмент секретаря – информация
Контроль исполнения, пожалуй, это одна из самых непростых функций секретаря. Здесь очень важен человеческий фактор, ведь в процесс вовлечены и работники, и топ-менеджеры.
Будем честны: секретарь, в силу специфики должности, не может самостоятельно улучшить исполнительскую дисциплину в организации. У него для этого попросту нет административного ресурса. Ведь секретарь не вправе давать работникам поручения, наказывать за их неисполнение или поощрять за хорошую работу. Не может он и выполнять работу за сотрудников. Но в рамках своих компетенций и обязанностей секретарь, безусловно, способствует улучшению дисциплины. Продуманный и описанный секретарем порядок организации контроля исполнения документов (поручений) вкупе с административным ресурсом и заинтересованностью руководителя являются залогом долговременной эффективности этого процесса.
При этом главный инструмент в руках секретаря – информация. Работа становится эффективной тогда, когда информация отвечает всем требованиям: она достоверная, полная, точная. Но главное – актуальная, то есть вовремя доведенная до работников и полученная от них, своевременно представленная руководителю.
Итак, руководитель ставит секретарю задачу усилить контроль исполнения поручений. Скорее всего, шеф ожидает, что секретарь будет держать руку на пульсе и, заметив нештатную ситуацию, поставит шефа в известность. И, конечно, не упустит из виду ни одно из поручений начальника. Поэтому, прежде всего, секретарю важно проанализировать и понять: когда, как и какую информацию нужно получить и передать, чтобы поручения в организации исполнялись (сотрудники работали, а руководитель мог вовремя принять адекватные ситуации меры).
Для комфортной и эффективной работы рекомендуем секретарю:
- Подумать над моделью организации контроля исполнения документов (поручений), отвечающей специфике организации и стилю работы конкретного руководителя, а также существующим требованиям к контролю исполнения.
- Наладить информационное взаимодействие «руководитель–секретарь», «секретарь–исполнители».
- Обеспечить регламентацию процесса контроля исполнения документов (поручений). При этом особое внимание стоит уделить вопросам разграничения ответственности между участниками процесса.
- Своевременно и точно выполнять установленные операции.
Остановимся на наиболее важных аспектах, влияющих на эффективность контроля исполнения ( это четыре этапа жизненного цикла контрольного поручения):
- Фиксация поручения и постановка на контроль.
- Доведение поручения до сведения исполнителя.
- Координация деятельности по исполнению поручений.
- Фиксация исполнения и снятие с контроля.
[1] Утв. Приказом Росархива от 22.05.2019 № 71.
[2] Утв. Приказом Росархива от 11.04.2018 № 44.
[3] СЭД – система электронного документооборота.
[4] Утв. Приказом Минтруда России от 15.06.2020 № 333н.
Е.С. Буслаева,
канд. филол. наук, начальник отдела делопроизводства
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 4, 2021.
Прокурор разберется: как подать жалобу в прокуратуру?
Прокурора боятся все: от чиновников и руководителей предприятий, и до продавцов-консультантов в салонах связи. И неспроста – прокуратура, как орган общего надзора, имеет рычаги давления на любого, кто посмеет нарушить действующее законодательство и Конституцию. Если на него, конечно, «настучат». Так вот настучать на обидчика поможет обычная жалоба, причем подать ее можно не только письменно и в одном из подразделений, но и удаленно, даже не выходя из дома.
Как правильно составить жалобу в прокуратуру и что для этого нужно? Когда обращение будет эффективным и каков порядок его рассмотрения? Вся самая важная информация о прокурорском надзоре в нашей новой публикации.
На кого и за что можно пожаловаться?
Вообще, поводом для обращения в прокуратуру с жалобой может стать любое нарушение законодательства со стороны кого угодно. Прокуратура обязана рассматривать все жалобы, содержащие сведения о нарушении действующего законодательства, которые поступают в ее адрес (ст. 10 ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре в РФ»). Главное, чтобы обращение содержало конкретные сведения о нарушениях требований законов, прав и свобод граждан, а кто это совершил, для прокурора значения не имеет. Обычно поступают такие виды жалоб в прокуратуру:
- жалобы на действия судебных приставов, налоговых инспекторов, государственных регистраторов, муниципальных служащих, служащих районных и городских администраций, служащих оперативно-розыскных, следственных и других правоохранительных органов, ФСИН, ФСБ, иных чиновников;
- жалобы на работодателей в части несоблюдения трудового законодательства, задержек зарплаты, незаконных увольнений;
- жалобы за нарушения в сфере ЖКХ на бездеятельность управляющих компаний, нарушения в работе ресурсоснабжающих предприятий;
- жалобы на нарушения со стороны застройщиков, срыв сроков по ДДУ, неисполнение требований в претензиях;
- жалобы на нарушения прав потребителей со стороны продавцов, изготовителей товаров, лиц, оказывающих платные услуги;
- жалобы на руководство коммерческих и некоммерческих предприятий, общественных и иных организаций и т.д..
Требования к составлению жалобы
Конкретных требований к содержанию жалобы законодательство не предусматривает. Единственное, что в ней должно быть обязательно указано, это (п. 2.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры № 45 от 30.01.2013):
- наименование органа, в который подается либо ФИО должностного лица прокуратуры;
- ИО и адрес гражданина, направившего жалобу + адрес для отправки ответа, если он отличается;
- изложение существа вопроса;
- личная подпись и дата подачи.
По существу вопроса мы рекомендуем указывать в жалобе следующее:
- описание обстоятельств, которые предшествовали нарушению законодательства: дата обращения в государственные органы, дата заключения договора, дата начала трудовых отношений и т.д.;
- суть возникшего правоотношения с лицом, допустившим нарушение законодательства;
- описание обстоятельств, при которых было допущено нарушение закона, в чем оно выражается, какие законы нарушены;
- при наличии – реквизиты принятого решения, нарушающего законодательство;
- требования жалобщика: провести внеплановую проверку, вынести предписание на устранение правонарушений, привлечь виновных к ответственности.
Жалоба составляется в свободной форме с учетом рекомендаций выше. Ниже – несколько образцов жалобы, которые можно взять за основу при составлении собственной.
Как составить коллективную жалобу в прокуратуру?
Жалоба может быть не только индивидуальной, но и коллективной. Коллективная жалоба не имеет существенных отличий от обычной. С той лишь разницей, что индивидуальная – это обращение одного конкретного гражданина, а коллективная это (пп. 6 п. 1.9 Инструкции):
- либо обращение двух и более лиц;
- либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и участниками митинга, собрания.
То есть, принципиальных отличий всего 2:
- Коллективная жалоба может содержать сведения о нарушениях, затрагивающих интересы двух и более лиц.
- Коллективная жалоба должна быть подписана двумя и более лицами.
Можно ли направить жалобу анонимно?
Как уже сказано выше, ФИО и адрес заявителя – обязательные реквизиты жалобы. В случае если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается (абз. 3 п. 2.8 Инструкции). Это значит, что прямого запрета на направление анонимной жалобы в прокуратуру действующее законодательство не содержит. Такие обращения регистрируются и рассматриваются в общем порядке, в том числе становятся основанием для проведения внеплановой проверки и привлечения виновных к ответственности. Однако, получить на основании анонимной жалобы ответ от прокурора, ровно как и проконтролировать ход рассмотрения жалобы, не получится.
Как подать жалобу в прокуратуру?
Исходя из положений п. 2.1 Инструкции и иными положениями, жалобу в прокуратуру можно подать:
- Письменно. Допускаются любые способы подачи, в том числе:
- лично в подразделение прокуратуры;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
- телеграфом;
- средствами факсимильной связи.
- Устно. Устные обращения принимаются на личном приеме граждан, по телефону, а также через средства массовой информации.
- По информационным системам общего пользования. Другими словами, в электронной форме. Такое заявление может быть подано через форму на сайте вашей местной или региональной прокуратуры. Например, здесь можно подать жалобу в прокуратуру Москвы, а здесь – в прокуратуру СПб. Альтернативный вариант – направление жалобы на электронную почту, если на сайте прокуратуры отсутствует соответствующий функционал.
Порядок и сроки рассмотрения
В течение 3 дней с момента получения жалобы любая из них подлежит регистрации и, если она соответствует требованиям, принятию к разрешению. Жалоба расписывается и передается на рассмотрение ответственному прокурору, который:
- Проводит проверку указанных в жалобе фактов, при необходимости, с организацией выезда на место и установлением прокурорского контроля.
- Истребует и изучает копии судебных решений, материалов уголовных дел, исполнительных производств, иные документы, необходимые для объективного рассмотрения.
- Дает поручения нижестоящим прокурорам о проверке фактов из жалобы.
- Выносит представления на устранение допущенных нарушений законодательства, прав граждан.
- Направляет в ответственные органы материалы для возбуждения уголовных и административных производств.
- Принимает решение об удовлетворении или отклонении заявленной жалобы.
Сроки рассмотрения жалоб определены п. 5.1 Инструкции и составляют 30 дней в общих случаях, и 15 дней, если ситуация не требует дополнительного изучения и проверки. При необходимости срок рассмотрения может быть продлен, но не больше, чем на 30 дней. По истечении этого срока прокуратура должна дать письменный мотивированный ответ с разъяснениями и описанием принятых мер.
Когда жалоба остается без ответа?
По смыслу п. п. 2.9 – 2.15 Инструкции, основанием для оставления жалобы без ответа послужит:
- отсутствие в жалобе ФИО заявителя и адреса для отправки ответа;
- отсутствие в жалобе сведений, достаточных для ее разрешения;
- невозможность определить суть жалобы;
- содержание жалобы, которое свидетельствует о прямом вмешательстве заявителей в компетенцию органов прокуратуры;
- нечитабельный текст жалобы, невозможность прочтения данных о заявителе;
- наличие нецензурных или оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц;
- жалоба, лишенная по содержанию логики и смысла.
Не путаем оставление без ответа и отказ в жалобе в прокуратуру. Оставление жалобы без удовлетворения обычно связано с отсутствием события правонарушения или невозможностью его доказать.
27.09.2021 Куда и в каких случаях следует обращаться, если ваши права нарушены?
Если вам отказывают в возмещении ущерба после покупки некачественного товара или оказания услуг ненадлежащего качества, вы можете обратиться в органы местного самуправления, Роспотребнадзор, Общество защиты прав потребителей или в суд.
Права потребителя в России защищены законом РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей».
Рассказываем, в каких случаях и куда следует обращаться гражданам.
В какое ведомство нужно обращаться при нарушении потребительских прав?
При нарушении прав потребителей вы можете обратиться в:
1. Орган местного самоуправления (ст. 44 закона «О защите прав потребителей»)
Здесь вы можете получить:
- консультацию;
- ответ на жалобу.
В целях защиты прав потребителей органы местного самоуправления также вправе подготовить обращение в суд в защиту ваших прав.
Согласно закону, при покупке (предоставлении) некачественных товаров (услуг) органы местного самоуправления должны известить об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
2. Общество защиты прав потребителей (ст. 45 закона «О защите прав потребителей»)
Здесь вы можете получить:
- консультацию;
- экспертное заключение независимой экспертизы (оплачивать экспертизу, должен потребитель. Если эксперты установят наличие производственного дефекта, продавец (изготовитель) обязан возместить потребителю расходы на ее проведение (п. 5 ст.18 закона));
- помощь в составлении претензии и искового заявления в арбитражные суды и суды общей юрисдикции.
3. Роспотребнадзор (ст. 40 закона «О защите прав потребителей»)
Жалобы по поводу нарушения прав потребителей также рассматривает Роспотребнадзор. В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) вы можете обратиться за:
- консультацией;
- санитарно-эпидемиологическим заключением;
- проведением проверки продавца (исполнителя);
- составлением протокола об административном правонарушении;
- подготовкой обращения в суд в защиту ваших прав.
Обратиться в Роспотребнадзор за защитой своих прав можно в электронном виде через официальный портал ведомства, через сайт Госуслуги, на личном приеме в консультационных пунктах и центрах для потребителей, через МФЦ, по телефонам горячих линий, а также письменно.
4. Судебная инстанция
Вы также можете действовать самостоятельно и обратиться к продавцу (исполнителю) с досудебной претензией. Если после претензии вам было отказано в удовлетворении требований, вы можете обратиться в суд с исковым заявлением. Заявление можно подать по месту жительства, по месту нахождения ответчика либо по месту заключения (исполнения) договора.
Если продавец или исполнитель не удовлетворил ваши требования добровольно, то суд взыщет с него еще и штраф в вашу пользу в размере 50% от присужденной вам суммы. Помочь получить взысканную сумму вам поможет государственная служба — Федеральная служба судебных приставов.
Что будет, если ответчик не согласится с решением суда?
Если ответчик откажется от исполнения решения суда, будет возбуждено исполнительное производство и приняты меры к принудительному исполнению решения суда.
Какие доказательства следует собрать, чтобы подать исковое заявление?
Прежде всего вам следует сфотографировать или снять на видео все нарушения. Не лишним будет предоставление свидетельских показаний. Желательно, чтобы в роли свидетелей не выступали ваши близкие люди. Также в случае нарушения прав потребителей можно вызвать полицию, чтобы она собрала все показания.
В каких ситуациях вы можете подать жалобу?
Граждане вправе обращаться по любым вопросам, если считают, что нарушены их права как потребителей. Так, вы можете подать жалобу, например, если:
- цена товара на кассе оказалась выше его стоимости, указанной на ценнике в торговом зале;
- в чеке есть товары, которые вы не покупали;
- герметичная упаковка купленного товара повреждена или срок годности товара уже истек;
- вам продали поддельный товар под видом оригинала по цене, соответствующей оригиналу;
- из интернет-магазина вам прислали вещь другого размера или товар ненадлежащего качества;
- вам навязали услугу, приобретать которую вы не планировали;
- вас заставили заключить договор страхования жизни или имущества, объяснив это тем, что услуга без этого договора не предоставляется;
- с вами заключили кредитный договор посредством словесных манипуляций и оказания психологического давления;
- в заказанном блюде вы обнаружили несъедобный посторонний предмет или ингредиент, не указанный в меню;
- после посещения салона красоты, у вас проявились побочные последствия процедуры, о которых вас не предупреждали;
- вода в вашем кране не соответствует предъявляемым требованиям;
- возле вашего дома не вывозят мусор;
- в помещениях общего пользования вашего дома захламлены подвалы, чердаки и т. д.;
- рядом с жилым домом повышенный уровень шума, вибрации и т. д.
Чаще всего жалобы потребителей касаются покупки некачественных товаров, оказания услуг не в полном объеме, а также взимания чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги.
Кому жаловаться на халатность врача?
Каждому из нас хоть раз приходилось слышать о том, как из-за ошибки некомпетентного медика пациент получил тяжелые осложнения. На что имеет право человек в таких случаях и куда можно обратиться с жалобой – разберемся в этой публикации.
Какие права дает пациенту закон?
Права на охрану здоровья и медпомощь гарантированы ст. 41 Конституции РФ.
Одним из основных законов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи, является Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). Статьей 19 этого закона предусмотрено, что пациент имеет право на:
- выбор врача и медицинской организации;
- профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- получение консультаций врачей-специалистов;
- облегчение боли, связанной с заболеванием или медицинским вмешательством, в том числе наркотическими и психотропными лекарственными препаратами;
- получение информации о своих правах и обязанностях;
- получение сведений о состоянии своего здоровья и выбор лиц, которым они могут быть переданы;
- получение питания во время лечения в стационарных условиях;
- защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
- отказ от медицинского вмешательства;
- возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании медпомощи;
- допуск адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
- допуск священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях – на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
Как минимизировать вероятность получения некачественных медицинских услуг?
Оказание медпомощи в России является лицензируемой деятельностью. И при обращении в медицинскую организацию пациент вправе удостовериться в законности ее осуществления, запросив лицензию. В данном документе фиксируются название, реквизиты организации и место ее деятельности. Эти сведения нужно сопоставить с данными на сайте государственного органа, выдавшего лицензию. Вместе с ней пациенту обязаны предоставить приложение, в котором указаны конкретные виды медицинской деятельности организации.
Кроме того, пациент вправе запросить документы, подтверждающие квалификацию специалиста, который будет оказывать ему медицинскую помощь, и его сертификат. Их отсутствие должно насторожить. Медицинскую деятельность такой специалист может осуществлять незаконно, а потому стоит отказаться от получения услуг во избежание проблем со здоровьем.
Так, в апреле этого года в Краснодаре серьезные осложнения возникли у пациенток пластического хирурга, который оказывал медицинские услуги, не имея диплома врача. По заявлениям пострадавших было возбуждено уголовное дело. Врачу предъявлено обвинение в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья пациентов.
О том, как распознать нечестную медицинскую организацию и защититься от уловок недобросовестных врачей, можно прочитать в публикации «Будьте бдительны при получении платных медуслуг».
Что делать, если из-за врачебной ошибки здоровью пациента был причинен вред?
Давайте разберемся, куда обращаться пациенту, если ему не оказали помощь или сделали это несвоевременно либо если были предоставлены некачественные медицинские услуги.
1. Пациент вправе обратиться в общественную приемную территориального органа Министерства здравоохранения РФ с заявлением о проведении служебной проверки в связи с ненадлежащим оказанием медпомощи.
2. В Росздравнадзор или Роспотребнадзор можно подать заявление о проведении проверки по факту предоставления медицинских услуг. Заявитель получит акт проверки, в котором будет указано, обнаружено ли нарушение его прав.
3. Если пациенту отказывают в выдаче медицинских документов или требуют за это плату, а также в случае иных неправомерных действий со стороны сотрудников медучреждения можно обратиться в прокуратуру с заявлением о проведении проверки законности действий или бездействия медперсонала.
Заявление в перечисленные учреждения можно разместить на их сайтах, разрешается направить его посредством обычной и электронной почты или обратиться с ним лично. Письменный ответ на заявление должен поступить в течение 30 рабочих дней с момента обращения (ст. 12 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
4. Для выяснения качества оказанных медицинских услуг необходимо обратиться в страховую компанию. Для этого нужно подать заявление о проведении экспертизы в страховую организацию, указанную в полисе обязательного медицинского страхования (ОМС). После проверки страховая компания предоставит экспертное заключение.
5. Если в ходе проверок были выявлены дефекты оказания медицинской помощи, то заявитель вправе обратиться в суд. В исковом заявлении необходимо изложить суть спора и указать, какие именно права были нарушены. Также нужно приложить доказательства, подтверждающие указанные в заявлении обстоятельства, а именно: медицинскую карту стационарного или амбулаторного больного, выписной эпикриз из медицинского учреждения, кассовые чеки (платежные документы), договор на оказание медицинских услуг и т.д.
Копии медицинских документов пациент вправе запросить в учреждении, где предоставлялась услуга. Это право гарантировано ст. 22 Закона № 323-ФЗ: «Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи».
6. Если пациент не получил медицинскую помощь или его здоровью был причинен вред, то следует обращаться в следственные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела и привлечении виновных к ответственности. Заявление подается в свободной форме с указанием обстоятельств происшедшего в отделение полиции или территориальный отдел Следственного комитета.
Как рассматриваются «медицинские дела» в суде?
Сложность рассмотрения таких дел связана с их спецификой. Суд не обладает специальными познаниями в медицине, и чтобы выявить нарушения, необходимо будет проведение судебно-медицинской экспертизы.
Вместе с тем имеются особенности, усиливающие позицию пациентов в суде. При рассмотрении таких дел суды применяют в том числе положения Закона о защите прав потребителей. Это дает дополнительную защиту пострадавшему. Суды исходят из того, что пациент является потребителем и не обладает специальными медицинскими познаниями, а медицинское учреждение – исполнителем, и оно должно предоставить потребителю полную и достоверную информацию о способах лечения и конкретной медицинской услуге. В противном случае права пациента будут считаться нарушенными, и медучреждение понесет за это ответственность. Это касается как обследования, так и лечения (ст. 12 Закона о защите прав потребителей).
Медицинское учреждение может избежать ответственности только в том случае, если докажет, что его сотрудники все сделали правильно, т.е. отсутствие их вины. Если это сделать не удастся, учреждение должно будет возместить ущерб пациенту (п. 4 ст. 13 Закона о защите прав потребителей).
Кроме того, если медицинская организация не возместила пациенту ущерб добровольно до суда, то она должна будет дополнительно выплатить пациенту 50% от присужденной суммы. Законом также предусмотрено взыскание неустойки, компенсации морального и материального вреда. Для обращения в суд уплачивать госпошлину не понадобится.
Какое наказание предусмотрено в законе для безответственного медицинского работника?
Если врач не исполнил свои обязанности по профилактике, диагностике или лечению пациента, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Руководство может сделать ему замечание, выговор или уволить.
Уголовным кодексом предусмотрена ответственность медицинского персонала в виде штрафа, обязательных или исправительных работ, запрета заниматься медицинской деятельностью и лишения свободы.