Отсутствие дороги на улице
Проживаем в сельской местности, по улице проходит грунтовая дорога без покрытия. Каждую весну и осень она становится непригодной для проезда, что создает угрозу жизни и здоровью жителей улицы. Все попытки договориться или заставить власти сделать дорогу (хотя бы отсыпать щебнем) заканчиваются тем, что власти ссылаются на то, что дорога относится к 5-й категории и не подразумевает ремонта и твердого покрытия, а только грейдирование. Как можно добиться ремонта дороги?
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно п. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;
— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление указанных полномочий на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.
К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;
— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Таким образом, обеспечение проведения мероприятий, направленных на безопасность дорожного движения на дорогах местного значения, к которым относятся и грунтовые дороги сельского поселения, возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся данные дороги.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливает сроки проведения мероприятий по устранению дефектов дорожного покрытия, в том числе для дорог 5-й категории.
Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) содержат основные положения по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов их инженерного обустройства, обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с приказом Минтранспорта России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» установлен состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. Классификация предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного проихзводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Таким образом, для решения вашей проблемы необходимо направить письменный запрос в местную администрацию с требованием приведения дорожного покрытия дороги в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Желательно предварительно заказать проведение независимой экспертизы дорожного покрытия.
В случае получения отказа его можно обжаловать в порядке ч. 1 статьи 218 КАС РФ.
Как отремонтировать прилегающую территорию многоквартирного дома?
К каждому жилому дому прилегает территория, которая, в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
На прилегающей территории, как правило, расположены дороги, тротуары, прилегающие площадки и пешеходные дорожки. Зачастую, состояние этих объектов оставляет желать лучшего, и перед владельцами встает вопрос: кто это все должен ремонтировать и как этого ремонта добиться!?
Обеспечение сохранности благоустроенной территории является беспрекословным правом и одновременно обязанностью жителей многоквартирного дома.
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.
Исходя из этого, жители сами должны выделять средства для ремонта своей долевой собственности — то есть оплачивать ямочный ремонт. Как правило, условие по ремонту долевой собственности включено в договор с управляющей компанией в части оплаты жильцами обслуживания и текущего (капитального) ремонта. Следовательно, жильцы регулярно вносят средства на содержание придомовой территории, как того требуют нормативные предписания.
Но, несмотря на это, добиться даже ямочного ремонта асфальтового покрытия дворовых дорог на практике оказывается очень сложно.
Для того, чтобы добиться ремонта придомовой территории, необходимо соблюсти следующую процедуру:
1. Написать заявление в двух экземплярах в управляющую компанию на имя её руководителя о необходимости проведения ремонта асфальтового покрытия внутренней прилегающей к дому территории. Заявление должно быть подписано не менее чем 50% жильцов дома. В заявлении коротко указать суть проблемы, примерные объемы работ, продолжительность текущего состояния дорожного покрытия, по возможности — причины развития проблемы. Один экземпляр передается в управляющую компанию (далее – УК), на втором ставится отметка о принятии с указанием даты, подписью и расшифровкой принявшего сотрудника (желательно, указать его должность).
2. В случае, если в течение месяца не будут проведены работы или от УК не последует ответ – необходимо обратиться в надзорный орган с жалобой на действия УК с приложением копии заявления, поданного в УК, а также желательно приложить фотографии территории, подлежащей ремонту.
В данном случае, УК нарушает нормативы на содержание дорог. Нормативы регламентируются ГОСТ Р номер 50597-93, согласно которому срок ликвидации ям и выбоин на дорогах группы «В» при предельной площади повреждений 7 квадратных метров на 1000 кв. м должен составлять не более 10 суток с момента обнаружения дефекта.
Если действия не принесли желаемого результата и УК не выполнила ремонтные работы — отремонтировать дворовые дороги можно самостоятельно.
Для этого следует вызвать независимого эксперта для оценки текущего состояния конкретной придомовой территории и приблизительной стоимости ремонта. Собирая деньги с жильцов дома, регистрируйте каждый взнос специально созданной комиссией в составе от трех человек под председательством домового комитета. Для проведения ремонта желательно обратиться в организацию, занимающуюся ремонтом дорожных покрытий. При этом не стоит заказывать самый дорогой ремонт, достаточно, чтобы были соблюдены все стандарты и требования. Собирайте все договоры и квитанции об оплате услуг как экспертов, так и строителей, все записи о сборе денег и протоколы собраний жильцов.
Для приемки выполненных нанятой фирмой работ опять же следует обратиться к эксперту, чтобы он проконтролировал качество и выдал вам независимое заключение о приемке работ, где должно быть указано, что все характеристики отремонтированного покрытия соответствуют ГОСТам и СНиПам. Не следует подписывать самостоятельно, даже созданной комиссией, состоящей из собственников квартир, никаких актов! Все должны делать специалисты.
После завершения работ, необходимо направить заявление в УК с требованием возмещения всех понесенных расходов, с приложением копий всех указанных выше документов.
В случае отказа в возмещении или бездействия УК в течении месяца с момента обращения, следует также обратиться в надзорный орган с требованием о привлечении УК к ответственности и для защиты своих интересов и возмещения всех понесенных расходов.
Также у Вас есть право самостоятельно обратиться в суд для взыскания понесенных расходов с УК.
Как действовать, чтобы добиться благоустройства дороги?
Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13
Споры в суде общей юрисдикции:
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1) утверждение положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
(в ред. Федерального закона от 03.11.2010 N 288-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
(в ред. Федеральных законов от 03.11.2010 N 288-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 248-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
2. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Как добиться от властей ремонта дороги в частном секторе?
Плачевное состояние дорог в частном секторе – проблема, знакомая жителям многих российских регионов. С приходом весны она ощущается особенно остро. Под дождем насыпь из щебня или накатанная земля превращается в грязное месиво. Передвигаться по такой «дороге» трудно и пешеходам, и автомобилистам. В данной ситуации местным жителям приходится бороться с бездействием властей. Вот несколько рекомендаций, которые помогут добиться долгожданного ремонта дорожного покрытия.
Кто отвечает за ремонт дороги?
В большинстве случаев дороги, находящиеся в частном секторе, числятся на балансе муниципалитета. Соответственно, финансирование их строительства и ремонта производится из местного бюджета. Контроль состояния дорожного покрытия также является обязанностью администрации (ст.14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
Чтобы узнать, кому принадлежит дорога, можно отправить запрос в адрес местных властей (в городскую или районную администрацию). Второй вариант – проверить ее принадлежность через публичную кадастровую карту
Как добиться ремонта дорог?
Когда выяснится, кто должен ремонтировать покрытие, пора начинать действовать. Прежде всего, нужно сфотографировать разбитую дорогу со всеми колдобинами, ямами и прочими недостатками. После этого составляется письмо в муниципалитет, к которому прикладываются фотографии. Написать его вправе даже один человек, хотя коллективные обращения оказываются более эффективными.
Форма письма может быть произвольной, но в нем должна содержаться следующая информация:
- Данные адресата.
- Личные и контактные данные заявителя.
- Адрес и точное месторасположение проблемного участка.
- Проблемы, с которыми приходится сталкиваться жильцам из-за плохой дороги. Но в этом пункте можно ничего и не писать, чиновники все равно должны решить вопрос с ремонтом.
Если обращение составлено от имени группы жильцов – стоит выбрать ответственное лицо, которое будет поддерживать связь с администрацией. На его домашний адрес либо электронную почту должен будет прийти ответ.
Заявление должно быть составлено в двух экземплярах. Один экземпляр передается администрации города или района, к которому относится улица. Второй (с росписью получателя) остается у жителей. Еще один вариант – отправить документ заказной почтой с уведомлением о вручении. Если письмо содержит несколько страниц – их нужно пронумеровать и на каждом листе поставить подпись
После отправки заявления останется ждать результата. На его рассмотрение уполномоченным лицам дается месяц. Но проблема состоит в том, что бюджет (в том числе по такой статье, как ремонт и строительство дорог) обычно формируется ежегодно. Если расходы только планируются, а чиновники сочтут восстановление дорожного покрытия целесообразным – деньги будут выделены.
В противном случае придется ждать утверждения бюджета на следующий год. Но в любом муниципальном образовании существует статья расходов на непредвиденные нужды. Если дорога действительно находится в аварийном состоянии, а жильцы проявят настойчивость – необходимые средства можно получить из НЗ.
Администрация бездействует: что можно сделать?
К сожалению, нередки случаи, когда власти не торопятся принимать меры, ссылаясь на отсутствие финансов и другие причины. В такой ситуации стоит писать жалобы вышестоящим чиновникам: мэру города, губернатору области. Можно привлечь к решению проблемы местных депутатов.
Если не помогли и они – стоит подать иск в суд или обратиться в прокуратуру. Ведь вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а также содержания дорог общего пользования, регулируются федеральными законами. Соответственно, чиновники, игнорирующие обоснованные требования граждан, нарушают законодательство. Поскольку надзор за его соблюдением находится в компетенции работников прокуратуры, она должна принять меры к устранению нарушений.
Также имеет смысл написать письмо в местное отделение ГИБДД, приложив фотографии проблемных участков дороги. После проведения проверки муниципалитету может быть выписан штраф и выдано предписание о приведении дороги в надлежащее состояние
Кроме того, некоторые жильцы используют следующие способы защиты своих интересов:
- Жалоба в интернете на специальном портале. Практически во всех регионах есть онлайн-сервисы, обеспечивающие обратную связь с местной администрацией (например, в Москве это портал «Наш город»). Заявителю нужно зарегистрироваться, в профильном разделе описать проблему и загрузить фотографию ямы. После проверки модератором заявка поступит в администрацию, а жителям останется контролировать процесс. Также для этой цели можно использовать общероссийские порталы с аналогичным функционалом – «РосЯма» и «Сердитый гражданин».
- Письма в управляющую компанию . Для ускорения процесса стоит направить письмо с требованием восстановления дороги в УК. Желательно, чтобы такое обращение было коллективным. Если же дорога нуждается не в частичном, а в капитальном ремонте, потребуется проведение общего собрания жильцов.
- Привлечение средств массовой информации. Еще один эффективный способ – написать письмо в местную газету или обратиться на телевидение. Неизвестно, насколько быстро удастся решить задачу, но внимание властей будет привлечено.
В последнее время популярны и креативные акции, с помощью которых жители стараются достучаться до администрации. Например, в Ярославле люди посадили в дорожных ямах картошку, в Челябинске – установили таблички с надписью: «Асфальт 2014-2015. Помним, скорбим». В Екатеринбурге художники нарисовали на дорогах портреты городских чиновников. Немного фантазии – и, возможно, ситуацию удастся сдвинуть с мертвой точки.
Так что добиться от властей ремонта дороги в частном секторе – вполне посильная задача. Хотя, скорее всего, придется набраться терпения, проявить настойчивость и смекалку. Зато наградой за труды будет ровная дорога, покрытая новеньким асфальтом.
Нужна помощь юриста в борьбе за свои права? Обращайтесь прямо сейчас!
За самовольный ремонт дороги — штраф
Решение организовать ремонт принимается на общем собрании, которое проводится с периодичностью раз в год. Члены товарищества обсуждают способ ремонта, после чего назначаются ответственные лица, которые будут курировать сбор средств и проведение самих работ. Чем вы будете отсыпать дорогу — щебнем, асфальтовой крошкой или песком, — значения не имеет. Получать специальные разрешения у муниципалитета на это тоже не требуется. Всё ограничивается только фантазией и заложенными в бюджете СНТ средствами. И, конечно же, не следует пренебрегать строительными нормами.
«Сложности могут возникнуть только в том случае, если отрезок дороги внутри СНТ принадлежит муниципалитету или частному лицу. Прежде чем начинать ремонтные работы на таком участке, необходимо получить согласие собственника. Вряд ли у чиновников из местной администрации будут претензии, если вы залатаете дорожные ямы, не потратив ни единого бюджетного рубля. А вот частник запросто может выставить СНТ счёт за порчу его имущества», — уверен адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
У любого собственника есть три основных правомочия: пользования, владения и распоряжения. Своё имущество он содержит в том виде, в котором ему нравится. Захочет — машину поставит или заасфальтирует, а то и вовсе выроет на участке пруд. Здесь нужно исходить из конкретной ситуации и выяснять, как так получилось, что дорога общего пользования отошла в частную собственность. Участникам СНТ придётся либо договариваться с собственником о ремонте, либо решать вопрос через суд.
«Будучи собственником земельного участка, вы вправе планировать его ландшафт так, как сочтёте нужным. Но и здесь важно соблюсти некоторые требования. Например, самовольный спил столетней сосны, которая мешала проложить дорожку к дому, грозит не только штрафом, но в некоторых случаях даже уголовной ответственностью, например, по статье 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений», — говорит адвокат по административным делам Сергей Коломиец.
Иная картина складывается с подъездными путями, ведь они вам не принадлежат — вы приобретаете только сам участок под ИЖС. За его границами находятся либо другие участки, либо муниципальная земля. Алгоритм действий примерно такой же, как и в случае с СНТ. Необходимо выяснить, кто именно является собственником участка, по которому пролегает дорога. Данные кадастрового учёта можно посмотреть на Публичной кадастровой карте Росреестра, а чтобы узнать данные о собственнике, заказываем из ЕГРН выписку об объекте недвижимости.
«Если собственником является частное лицо, то мы либо договариваемся по-человечески, либо решаем вопрос с ремонтом дороги уже в суде. Если земля муниципальная, вам потребуется получить у чиновников разрешение на проведение работ, согласованный проект и технические условия. Если дорожное покрытие не соответствует требованиям стандартов безопасности, вас могут заставить демонтировать его за свой счёт. Предположим, дорога принадлежит местной администрации. Если собственник считает, что ремонт был произведён неправомерно, он вправе обратиться к вам с предписанием об устранении выявленного нарушения. В случае отказа администрация через суд обяжет вас устранить то, что вы «наваяли». Это может вылиться в такие расходы, что вы сами будете не рады, что всё это затеяли», — считает адвокат по административным делам Сергей Коломиец.