Как добиться исполнения должностных обязательств судебным приставом?
Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 12
1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель:
(в ред. Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 213-ФЗ)
объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком, требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 389-ФЗ, в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 126-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществляет межгосударственный розыск лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и взаимодействие по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2019 N 97-ФЗ)
осуществляет на основании судебного акта по гражданскому делу розыск гражданина — ответчика и (или) ребенка в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
(абзац введен Федеральным законом от 08.03.2015 N 57-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
осуществляет производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
при выявлении признаков преступления составляет сообщение об этом и направляет его начальнику органа дознания (старшему судебному приставу) для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
(абзац введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)
2. Судебный пристав-исполнитель имеет право:
получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 194-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ)
при производстве розыска должника, его имущества, розыска ребенка (исполнительного розыска), розыска на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка или межгосударственного розыска лиц в соответствии с международными договорами Российской Федерации и при взаимодействии по вопросам межгосударственного розыска с компетентными органами иностранных государств в порядке, предусмотренном международными договорами Российской Федерации, проводить исполнительно-разыскные действия: запрашивать из банков данных оперативно-справочной, разыскной информации и обрабатывать необходимые для производства розыска персональные данные, в том числе сведения о лицах и об их имуществе, проверять документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются основания полагать, что он и (или) его имущество находятся в розыске или он удерживает ребенка, находящегося в розыске, осуществлять отождествление личности, опрашивать граждан, наводить справки, изучать документы, осматривать имущество, обследовать помещения, здания, сооружения, участки местности, занимаемые разыскиваемыми лицами или принадлежащие им, а также транспортные средства, принадлежащие указанным лицам;
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 97-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим и сотрудникам войск национальной гвардии Российской Федерации;
(абзац введен Федеральным законом от 19.07.2009 N 194-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 227-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Методические рекомендации по обеспечению безопасности исполнительных действий судебными приставами п (подготовлены ФССП РФ)
1.1. Настоящие рекомендации подготовлены для использования в работе структурными подразделениями территориальных органов ФССП России по обеспечению безопасности исполнительных действий судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
1.2. Правовой основой настоящих рекомендаций являются Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ, Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 03.08.1999 N 226 «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» (далее — Приказ N 226), Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 27.12.2006 N 384 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов», Приказ ФССП России от 28.12.2007 N 662 «Об утверждении Положения о специализированном отделе, Инструкция по организации работы дежурных частей, Инструкция по организации работы группы быстрого реагирования и Типового штатного расписания специализированного отдела оперативного дежурства территориального органа Федеральной службы судебных приставов».
II. Подготовка к обеспечению безопасности
2.1. Заявка подается судебным приставом-исполнителем старшему судебному приставу для утверждения в порядке внутреннего документооборота структурного подразделения не позднее чем за трое суток до даты проведения исполнительных действий.
При необходимости немедленного привлечения судебных приставов к обеспечению безопасности исполнительных действий в случаях, не терпящих отлагательств, заявка может быть подана непосредственно в день проведения исполнительных действий по согласованию со старшим судебным приставом.
2.2. Заявка рассматривается старшим судебным приставом (в течение одного рабочего дня), который знакомится с исполнительным производством и, исходя из материалов, а также другой информации, решает вопрос о необходимости участия судебных приставов в обеспечении безопасности исполнительных действий.
В случаях, не терпящих отлагательств, заявка рассматривается старшим судебным приставом незамедлительно.
2.3. После утверждения заявки старшим судебным приставом она передается работнику, ответственному за ведение документации, по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — ОУПДС) для регистрации в журнале учета заявок на участие судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в принудительном исполнении судебных актов и актов других органов — приложение N 7 к Приказу (далее — журнал).
Указанный работник регистрирует заявку в журнале и передает судебному приставу (старшему группы судебных приставов), назначенному старшим судебным приставом, для обеспечения исполнительных действий под роспись.
2.4. При подготовке к исполнению заявки старший судебный пристав:
— изучает материалы исполнительного производства;
— определяет количество судебных приставов, направляемых для обеспечения безопасности исполнительных действий (назначает старшего группы);
— определяет экипировку и вооружение;
— проводит инструктаж судебных приставов;
— при необходимости выезжает с судебными приставами и судебными приставами-исполнителями к месту совершения исполнительных действий.
Судебный пристав-исполнитель сообщает судебному приставу (старшему группы) адрес места совершения исполнительных действий, информацию о расположении объекта (тип строения, описание прилегающей территории, количество занимаемых этажей и др.).
2.5. Инструктаж судебных приставов, привлекаемых к обеспечению безопасности исполнительных действий, как правило, проводит старший судебный пристав за день до совершения исполнительных действий.
В ходе инструктажа старший судебный пристав проверяет:
— знание судебными приставами своих прав и должностных обязанностей;
— исправность оружия, специальных средств и средств связи (внешним осмотром);
— наличие предметов форменной одежды.
2.6. В ходе инструктажа особое внимание обращается на:
— недопущение действий, унижающих честь и достоинство лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также находящихся на месте совершения исполнительных действий;
— проявление бдительности в целях исключения противоправных действий в отношении лиц, участвующих в исполнительных действиях;
— возможность применения оружия, специальных средств и физической силы только в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах»;
— неправомерность применения оружия, специальных средств и физической силы в отношении лиц, совершивших незаконные действия ненасильственного характера, а также женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен судебному приставу, за исключением случаев оказания вооруженного сопротивления, совершения нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан.
2.4. Старший судебный пристав, исходя из материалов исполнительного производства и другой информации, может обращаться к руководителю территориального органа ФССП России — главному приставу субъекта Российской Федерации (далее — Руководитель) по вопросу привлечения судебных приставов группы быстрого реагирования Специализированного отдела по организации оперативного дежурства (далее — судебные приставы ГБР) к обеспечению безопасности исполнительных действий.
Для решения указанного вопроса старший судебный пристав направляет служебную записку (с приложением заявки) на имя руководителя, в которой обосновывается необходимость привлечения судебных приставов ГБР к обеспечению безопасности исполнительных действий.
Служебная записка с приложением заявки, утвержденной старшим судебным приставом, направляется нарочным или факсимильной связью (с последующим направлением по почте) в аппарат территориального органа ФССП России.
2.5. Руководитель рассматривает заявку.
В случае положительного решения вопроса об участии судебных приставов ГБР в исполнительных действиях дает указание о направлении заявки начальнику Специализированного отдела по организации оперативного дежурства для исполнения.
2.6. Начальник Специализированного отдела по организации оперативного дежурства:
— регистрирует заявку в журнале;
— уточняет по телефону у старшего судебного пристава, утвердившего заявку, дату и время проведения инструктажа и сообщает фамилии, имена и отчества судебных приставов, назначенных для обеспечения исполнительных действий;
— поручает указанным судебным приставам прибыть в соответствующее подразделение территориального органа ФССП России для инструктажа и об обеспечении безопасности исполнительных действий.
2.7. При привлечении судебных приставов ГБР для обеспечения исполнительных действий заявка регистрируется только в Специализированном отделе по организации оперативного дежурства.
III. Исполнение судебными приставами заявок
на обеспечение безопасности исполнительных действий
3.1. На время осуществления безопасности исполнительных действий судебные приставы обеспечиваются служебным автотранспортом и средствами связи.
Судебные приставы выезжают на место совершения исполнительных действий совместно с судебными приставами-исполнителями.
3.2. По прибытии к месту совершения исполнительных действий судебный пристав (старший группы):
— докладывает старшему судебному приставу о прибытии на место совершения исполнительных действий и начале их совершения;
— оценивает возможность возникновения чрезвычайных ситуаций при осуществлении принудительного исполнения;
— указывает судебным приставам с учетом рекомендаций судебного пристава-исполнителя места их расположения, позволяющие наиболее эффективно обеспечивать безопасность судебного пристава-исполнителя, выбирая расположение таким образом, чтобы оно позволяло вести постоянное наблюдение за ходом исполнительных действий.
3.3. В ходе совершения исполнительных действий:
3.3.1. Судебные приставы:
— не допускают вмешательства посторонних лиц в процесс совершения исполнительных действий;
— находятся в месте, определенном старшим группы;
— ведут постоянное наблюдение за должником и другими лицами, участвующими в исполнительных действиях;
— обеспечивают безопасность судебного пристава-исполнителя, соблюдают правила личной безопасности.
3.3.2. Старший группы:
— контролирует действия судебных приставов;
— при необходимости, по радиосвязи или телефону, запрашивает у старшего судебного пристава усиление.
3.4. В случае воспрепятствования проведению исполнительных действий судебный пристав:
— в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП ;
— задерживает лиц, совершивших административные правонарушения, с последующей передачей их сотрудникам милиции;
— при необходимости обращается за помощью к сотрудникам милиции и других правоохранительных органов.
3.6. Судебным приставам при обеспечении безопасности исполнительных действий запрещается:
— совершать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;
— принимать участие в исполнительских действиях в качестве понятого или специалиста;
— отвлекаться от несения службы;
— вступать с участниками исполнительных действий в разговоры, кроме случаев, когда необходимо дать указания, относящиеся к обеспечению безопасности исполнительных действий;
— разглашать маршрут движения и порядок действий группы судебных приставов.
IV. Оформление отчетных документов по результатам
обеспечения исполнительных действий
4.1. По окончании исполнительных действий судебный пристав (старший группы) представляет старшему судебному приставу отчет (Отчет об участии судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в исполнительных действиях — приложение N 8 к Приказу), завизированный судебным приставом-исполнителем.
4.2. О случаях противоправных действий в отношении судебных приставов, судебных приставов-исполнителей, лиц, участвующих в исполнительном производстве, а также находящихся на месте совершения исполнительных действий судебный пристав (старший группы) информирует старшего судебного пристава, а после окончания исполнительных действий составляет соответствующий акт, в котором указываются все обстоятельства происшествия и фамилии свидетелей.
4.3. В случае совершения противоправных действий в отношении судебных приставов и возникновения чрезвычайных происшествий в ходе обеспечения безопасности исполнительных действий старший судебный пристав представляет специальные донесения в дежурную часть территориального органа ФССП России в соответствии с установленным порядком.
4.4. Обо всех случаях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия судебные приставы в течение 24 часов с момента их применения в письменной форме докладывают начальнику отдела — старшему судебному приставу, а в случае причинения смерти или ранения, кроме того, направляют прокурору письменный рапорт.
Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава
1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.
Требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации.
2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:
«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:
беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;
настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;
достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;
неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;
хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;
дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.
Служу России, служу Закону!»
Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.
Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.
3. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, имеет судимость либо имел судимость, которая снята или погашена, в отношении которого осуществляется уголовное преследование либо прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.
3.1. При назначении граждан Российской Федерации на отдельные должности Федеральной службы судебных приставов проводятся психофизиологическое исследование, тестирование на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия у них алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости. Порядок проведения психофизиологического исследования, тестирования на предмет употребления наркотических средств и психотропных веществ, наличия алкогольной, наркотической или иной токсической зависимости и перечень должностей, при назначении на которые проводятся указанные психофизиологическое исследование, тестирование, определяются Министерством юстиции Российской Федерации.
4. На судебных приставов распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
ВС стал на сторону должника в споре с приставами
Фото: Moscow Live
Разъяснения в пользу должников по исполнительному производству дал Верховный суд РФ в новом 157-страничном обзоре судебной практики, четвертом за 2018 год (читайте о документе также на Legal.Report здесь).
Как отмечает ВС, отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в виде взыскания исполнительского сбора.
На исполнении у судебного пристава-исполнителя находилось исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного по первому делу между должником и взыскателем, с предметом исполнения – взыскание задолженности по лизинговым платежам. В постановлении о возбуждении исполнительного производства установлен пятидневный срок со дня получения этого постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В рамках рассмотрения другого дела между должником и взыскателем арбитражный суд утвердил мировое соглашение и прекратил производство по делу. По условиям мирового соглашения задолженность по лизинговым платежам по первому делу учтена в расчетах сторон по другому делу, в связи с чем решение суда по первому делу исполнению не подлежит.
Помимо того, должник и взыскатель обратились в арбитражный суд с заявлением об утверждении мирового соглашения в рамках первого дела, которое было удовлетворено.
На основании заявления взыскателя об отзыве исполнительного листа судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю. Однако в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения в постановлении, судебным приставом вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора и возбуждено соответствующее исполнительное производство.
Должник обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, размер подлежащего взысканию исполнительского сбора уменьшен, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Судебная коллегия Верховного суда РФ отменила названные судебные акты и удовлетворила требования должника по следующим основаниям.
Исполнительский сбор, установленный ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ), не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Вместе с тем, поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что, в силу ст. 34 (ч. 1), ст. 35 (чч. 1–3) и ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ, недопустимо.
Это означает, что взимание исполнительского сбора как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции РФ принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Реализация права на мирное урегулирование спора в течение пятидневного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа является объективно невозможной, поскольку ч. 4 ст. 141 АПК РФ допускает рассмотрение судом вопроса об утверждении мирового соглашения, заключаемого в процессе исполнения судебного акта, в срок, не превышающий месяца со дня поступления в суд заявления о его утверждении.
Однако обязанность добровольного исполнения требования исполнительного документа не может противопоставляться праву сторон исполнительного производства на урегулирование спора на основе взаимных уступок путем заключения мирового соглашения.
Тем более в ситуации, подобной рассматриваемому спору, когда задолженность взыскателя перед должником, являвшаяся предметом параллельных судебных разбирательств, завершившихся заключением мирового соглашения, во много раз превосходила долг должника перед взыскателем по настоящему делу. Иное бы означало, что исполнительский сбор взимается вопреки взаимным интересам взыскателя и должника, а также вопреки публично-правовой цели этой меры ответственности.
Соответственно, если требование исполнительного документа не исполнено в связи с реализацией законного права на урегулирование спора посредством заключения мирового соглашения, впоследствии утвержденного судом, такое поведение должника не может расцениваться как нарушающее законодательство об исполнительном производстве.
Исходя из положений ч. 7 ст. 141 АПК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 43 Федерального закона № 229-ФЗ, утверждение судом мирового соглашения, заключенного в процессе исполнения судебного акта, влечет прекращение его исполнения, является основанием для прекращения исполнительного производства и, применительно к п. 1 ч. 10 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ, исключает возможность вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, возбуждения соответствующего исполнительного производства (определение № 305-КГ17-23457).
Что такое исполнительский сбор у судебных приставов?
Исполнительский сбор — это санкция в виде штрафа, которая применяется к должникам, отказывающимся от добровольной уплаты долга. Если деньги списываются со счетов, приставом самостоятельно в результате мероприятий по их аресту, к общей сумме задолженности будет добавлен определенный процент, который рассчитывается, исходя из характера дела и временных затрат сотрудника ФССП.
Данная мера предназначена для того, чтобы стимулировать должников, на которых возложено судебное предписание о взыскании долга, к добровольному возврату денежных средств с целью снижения собственных расходов. Она позволяет ускорить процессы получения взыскателем (кредитором) компенсации за понесенный ущерб. Если же должник не выполняет требований добровольно, то сумма, взысканная в качестве исполнительского сбора, идет на оплату расходов судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением мер по взысканию основной задолженности.
Как начисляется исполнительский сбор у судебных приставов?
При обнаружении должника, уклоняющегося от выплаты взысканной с него суммы в пользу кредитора, или же скрывающегося от оплаты штрафов, к нему может быть применено дополнительное взыскание. Его размер равняется семи процентам от общей суммы исполнительного листа, но при этом не может быть ниже 1000 российских рублей для физического лица и 10000 для должника-организации.
Таким образом, если сумма задолженности не превышает 14285 рублей, то будет взыскан минимальный исполнительский сбор, иначе он будет рассчитан по формуле.
В судебном порядке его размер может быть обжалован, и при предъявлении доказательств, свидетельствующих о наличии смягчающих обстоятельств, размер сбора может быть снижен.
Если же дело касается неимущественного типа обязательств, при их неисполнении должнику грозит исполнительский сбор в размере 5000 российских рублей, если он является физическим лицом, и 50 000 российских рублей, если должником является юридическое лицо.
При каких условиях не подлежит взысканию
Условия, при которых исполнительский сбор не подлежит взысканию, четко регламентируются статьей 112 федерального закона, согласно которой исполнительский сбор не может быть взыскан, если:
- Судебное производство проводилось в виде дополнительного заседания, инициированного самим приставом. Это может быть дело, решение по которому было вынесено после подачи заявления со стороны пристава-исполнителя и касающееся принятия определенных стимулирующих мер. Взыскание исполнительского сбора в таком случае свидетельствовало бы о предписании двойного штрафования за одно и то же деяние, что запрещено действующим законодательством.
- Документ об исполнении судебного взыскания подается приставу повторно после заседания, на котором была предпринята попытка его отмены. Если она была неудачной, пристав все равно не имеет права накладывать дополнительное взыскание в виде исполнительского сбора.
- Постановление, по которому ведется производство, нацелено на взыскание штрафов и сборов, инициированным этим же или другим приставом в процессе проведения мероприятий по сбору задолженностей по другому производству.
- При проведении мероприятий по взысканиям, основанным на исполнительных документах, полученных в результате вынесения судебных актов об обеспечении иска.
Размер исполнительского сбора в 2021 году
В 2021 году не принималось изменений, которые могли бы повлиять на размер исполнительского сбора. Поэтому все стандартные принципы начисления, действовавшие за прошлые годы, сохранились.
Если на основании судебного решения не было оговорено иное, должник будет обязан оплатить дополнительно 7 процентов от общей суммы иска, если пристав будет самостоятельно проводить перечисление денег с его счета на счета пострадавшей стороны. Минимальная сумма сбора составит 1000 рублей для физического лица и 10000 рублей для юридического лица.
Способы оплаты
Для оплаты исполнительского сбора тот, на чье имя он выписан, может воспользоваться одним из удобных для него методов:
- Банки и другие финансовые учреждения.
Для произведения оплаты потребуется предоставить в кассе реквизиты, которые были даны приставом для выплаты задолженности, а также верно указать цель осуществления данного платежа. - Почта. На почте также есть кассы, которые обслуживают платежи физических и юридических лиц. Перевод осуществляется по тем же реквизитам, оформление сопутствующих документов производится с помощью местного специалиста.
- Терминалы самообслуживания. Большинство платежных терминалов имеют функцию перечисления денег на расчетные счета. Достаточно найти терминал, в котором есть соответствующее меню, заполнить все реквизиты в согласии с исполнительным листом и внести необходимую сумму. Стоит помнить, что терминал не дает сдачу, а также может взимать комиссию. В конце операции необходимо обязательно взять чек и сделать его копию, поскольку чековая бумага может выцветать со временем.
- Мобильные приложения банков и кабинеты на официальных сайтах. Если карты должника не были заблокированы приставом, он может использовать их для внесения необходимой суммы исполнительского сбора. Для этого нужно воспользоваться личным кабинетом на сайте банка или его мобильным приложением, найти соответствующее меню, ввести реквизиты и подтвердить платеж. Чек будет отправлен в электронном варианте, его можно будет распечатать при помощи любого принтера. Также доказательства осуществления операции останутся в банковской истории, и их можно будет получить, заказав официальную заверенную выписку.
Как уменьшить сумму выплаты по исполнительскому сбору – алгоритм действий
Для того, чтобы попытаться уменьшить сумму исполнительского сбора, должнику достаточно лишь обратиться с верно заполненным иском в суд. Это послужит причиной для приостановления взыскания до момента вынесения судебного решения.
При рассмотрении такого заявления учитываются следующие факторы:
- Имущественное положение должника.
- Степень вины должника при задержке выплаты взысканной суммы.
- Возможность выплаты суммы исполнительского сбора в момент подачи заявления о взыскании.
Рассмотрев все детали дела, судья может принять решение о снижении ставки штрафного начисления. При этом максимальный порог снижения составляет четвертую часть от общей изначальной суммы.
Если исполнительский сбор был взыскан в полном объеме еще до того, как прошло заседание, и судьей было принято решение о снижении его размера, разница в сумме будет возвращена на счет должника на основании судебных документов в автоматическом режиме.
Можно ли не платить исполнительный сбор судебных приставов
При соблюдении ряда условий существует возможность избежать уплаты исполнительского сбора. В таком случае, если штраф все же был назначен приставом, его можно будет обжаловать, чтобы получить возможность не платить дополнительные деньги. Для этого необходимо вовремя предпринять ряд действий.
Главное условие — исполнительский сбор может быть назначен лишь в том случае, если должник злостно уклоняется от исполнения своих обязательств. Поэтому, если хотя бы часть предусмотренной суммы долга была выплачена строго в срок, данная мера уже не может применяться, поскольку лицо старается сделать все, что от него зависит, чтобы выполнить решение суда, вынесенное по поводу взыскания с него денежных средств.
Также можно попытаться добиться рассрочки на всю сумму долга, подтвержденной в судебном порядке. Чтобы это сделать, необходимо подать заявление установленного образца, в котором будут перечислены все причины, позволяющие воспользоваться такой возможностью. В перечне таких причин находится неблагополучное финансовое положение, невозможность существования при выплате всей суммы одномоментно, наличие на иждивении детей или пожилых людей, а также инвалидов.
На основании предоставленной информации судом может быть вынесено решение о распределении выплаты всей суммы задолженности на какой-то определенный срок. В таком случае должник полностью освобождается от любых форм преследования со стороны приставов, если вносит регулярно сумму, установленную в судебном порядке.
При соблюдении условий к нему не может применяться исполнительский сбор как рассчитанный в зависимости от общей суммы задолженности, так и от ежемесячного платежа.
Любые причины, которые могут послужить поводом для отмены решения о взыскании штрафного сбора, должны иметь документальное подтверждение. В крайнем случае суд может принять во внимание свидетельские показания.
Заключение
Исполнительский сбор является вынужденной мерой, позволяющей компенсировать затраты приставов на выполнение дополнительной работы, а также побуждающей должников к своевременному исполнению обязательств.
Если же он был взыскан по ошибке, или же есть повод для его отмены, можно попытаться избавиться от этой финансовой нагрузки. Это может сделать как физическое, так и юридическое лицо, предоставив документальное подтверждение фактов, дающих право на отмену штрафных санкций.
Кроме того, если исполнительский сбор уже был взыскан, но данное взыскание оказалось незаконным и впоследствии было отменено судом, вся сумма сбора должна быть возвращена должнику в полном объеме в автоматическом режиме.
Исходя из этого, следует внимательно изучать обстоятельства любого дела, ведь это может помочь сэкономить на отмене несправедливых или ошибочных решений в судебном порядке, причем для этого потребуется лишь подать соответствующее заявление или иск.