Глава 6. Об обращениях (предложениях, заявлениях или жалобах)
106. Военнослужащие имеют право обращаться лично, а также направлять письменные обращения (предложения, заявления или жалобы) в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам в порядке, предусмотренном законами Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Уставом.
Военнослужащий, которому стало известно о фактах хищения или порчи военного имущества, незаконного расходования денежных средств, злоупотреблениях, недостатках в содержании вооружения и военной техники или других фактах нанесения ущерба Вооруженным Силам Российской Федерации, обязан доложить об этом непосредственному командиру (начальнику), а также направить письменное обращение (предложение) об устранении этих недостатков или заявление (жалобу) вышестоящему командиру (начальнику).
Письменные обращения, направляемые военнослужащим должностным лицам воинской части, излагаются в форме рапорта.
107. Должностные лица воинской части должны внимательно относиться к поступившим обращениям (предложениям, заявлениям или жалобам). Они несут личную ответственность за своевременное их рассмотрение и принятие мер.
Должностные лица воинской части обязаны рассмотреть полученное обращение (предложение, заявление или жалобу) и, в случае если оно будет признано обоснованным, немедленно принять меры для выполнения предложения или удовлетворения просьбы подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу), выявления и устранения вызвавших его причин, а также использовать содержащуюся в обращении (предложении, заявлении или жалобе) информацию для изучения положения дел в воинской части (подразделении).
108. Военнослужащий подает жалобу на незаконные в отношении его действия (бездействие) командира (начальника) или других военнослужащих, нарушение установленных законами Российской Федерации прав и свобод, неудовлетворение его положенными видами довольствия непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует, а если заявляющий жалобу не знает, по чьей вине нарушены его права, жалоба подается по команде.
Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), не освобождается от выполнения приказов и своих должностных и специальных обязанностей.
109. Военнослужащий, подавший обращение (предложение, заявление или жалобу), имеет право:
представлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании командиром (начальником) или органом, рассматривающим обращение (предложение, заявление или жалобу);
знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения его обращения (предложения, заявления или жалобы), если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, содержащие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
получать письменный ответ по существу поставленных в обращении (предложении, заявлении или жалобе) вопросов или уведомление о переадресации письменного обращения (предложения, заявления или жалобы) в иные органы или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов;
обращаться с жалобой на принятое по обращению (предложению, заявлению или жалобе) решение или на действия (бездействие) в связи с рассмотрением обращения (предложения, заявления или жалобы) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения (предложения, заявления или жалобы).
110. Запрещается подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) во время несения боевого дежурства (боевой службы), при нахождении в строю (за исключением обращений (предложений, заявлений или жалоб), подаваемых на опросе военнослужащих), в карауле, на вахте, а также в другом наряде и на занятиях.
111. Запрещается препятствовать подаче обращения (предложения, заявления или жалобы) военнослужащим и подвергать его за это наказанию, преследованию либо ущемлению по службе. Виновный в этом командир (начальник), так же как и военнослужащий, подавший заведомо ложное заявление (жалобу), привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
112. На опросе военнослужащих обращение (предложение, заявление или жалоба) может быть заявлено устно или подано в письменном виде непосредственно лицу, проводящему опрос.
Военнослужащие, по какой-либо причине отсутствовавшие на опросе, могут подавать обращение (предложение, заявление или жалобу) в письменном виде непосредственно на имя командира (начальника), проводившего опрос.
113. Личный прием военнослужащих в воинских частях проводится командиром воинской части и его заместителями.
Информация о месте приема, а также установленных для приема днях и часах доводится до сведения военнослужащих в установленном порядке.
При личном приеме военнослужащий предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
В случае если в обращении (предложении, заявлении или жалобе) содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию должностного лица воинской части, военнослужащему дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
В ходе личного приема военнослужащему может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы), если ранее ему был дан ответ по существу поставленных в нем вопросов.
114. Если в обращении (предложении, заявлении или жалобе) содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции должностного лица воинской части, то должностное лицо, получившее обращение (предложение, заявление или жалобу), не позднее чем в семидневный срок со дня регистрации направляет его в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных вопросов, и уведомляет об этом военнослужащего, направившего обращение (предложение, заявление или жалобу).
Запрещается пересылать обращение (предложение, заявление или жалобу) на рассмотрение тех органов или должностных лиц, действия которых обжалуются. В таких случаях обращение возвращается военнослужащему с разъяснением ему прав на обжалование соответствующих решений или действий (бездействия) в суд в установленном порядке.
115. Обращение (предложение, заявление или жалоба) считается разрешенным, если рассмотрены все поставленные в нем вопросы, по нему приняты необходимые меры и даны исчерпывающие ответы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отказ в удовлетворении запросов, изложенных в обращении (предложении, заявлении или жалобе), доводится до сведения подавшего его военнослужащего со ссылкой на законы Российской Федерации, другие нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) общевоинские уставы, с указанием мотивов отказа и разъяснением порядка обжалования принятого решения.
116. Все обращения (предложения, заявления или жалобы) подлежат обязательному рассмотрению в срок до 30 суток со дня регистрации.
В исключительных случаях, а также когда для разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов или принятие других мер, срок разрешения обращения (предложения, заявления или жалобы) может быть продлен командиром воинской части, но не более чем на 30 суток, с уведомлением об этом военнослужащего, подавшего обращение (предложение, заявление или жалобу).
117. При рассмотрении обращения (предложения, заявления или жалобы) не допускается разглашение содержащихся в нем сведений, а также сведений, касающихся частной жизни военнослужащего, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении (предложении, заявлении или жалобе), направление этого обращения (предложения, заявления или жалобы) в орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в нем вопросов.
118. Командиры воинских частей обязаны не реже одного раза в квартал проводить внутреннюю проверку состояния работы по рассмотрению обращений (предложений, заявлений или жалоб). Для проведения такой проверки приказом соответствующего командира (начальника) создается комиссия. По результатам работы комиссии составляется аналитическая справка, которая хранится совместно с материалами по организации работы с обращениями (предложениями, заявлениями или жалобами) в делах воинской части.
119. Обращения (предложения, заявления или жалобы), поступившие в воинскую часть, в срок не более трех суток регистрируются в Книге учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) воинской части (приложение N 4) и в обязательном порядке докладываются командиру воинской части и (или) соответствующему должностному лицу.
При личном приеме содержание устного обращения (предложения, заявления или жалобы) заносится в карточку личного приема (приложение N 5), а письменное обращение (предложение, заявление или жалоба) регистрируется в установленном порядке.
Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) и карточки личного приема ведутся и хранятся в штабе воинской части (органе военного управления).
120. Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) и карточки личного приема представляются для проверки своевременности и правильности выполнения принятых решений: командиру воинской части — ежемесячно, инспектирующим (проверяющим) — по их требованию.
Книга учета письменных обращений (предложений, заявлений или жалоб) должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена мастичной печатью и заверена командиром воинской части.
Что делать, если военнослужащий столкнулся с насилием в армии?
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит множество составов преступления, которые связаны с причинением вреда военнослужащему — от оскорбления до нанесения вреда здоровью.
Если военнослужащий позвонил, и вы по разговору понимаете, что он стал жертвой преступления, спросите, удобно ли ему сейчас говорить, один ли он находится в помещении? Иногда военнослужащий не может открыто сообщить по телефону о факте преступления, например, потому что его могут услышать. В таком случае постарайтесь задавать вопросы так, чтобы он мог отвечать на них «да» или «нет». Попросите прислать, если это возможно, подробное описание ситуации в SMS-сообщении.
Если в отношении военнослужащего совершено преступление, узнайте фамилии тех, кто его совершил, попросите детально описать место происшествия, а также действия преступников, например, кто, куда и как наносил удары, кто присутствовал при избиении (кто мог бы выступить свидетелями), остались ли следы побоев на теле и т.п.
Задавайте вопросы четко — в идеале так, чтобы на них было возможно дать только однозначный ответ. Не домысливайте ничего сами!
Необходимо определить тех свидетелей преступления, которые дадут правдивые показания. Некоторые сослуживцы могут по дружбе заступиться за обидчиков вашего родственника и давать ложные показания, которые в будущем будет сложно опровергать. Поэтому спросите военнослужащего о том, каким свидетелям можно доверять — именно их нужно будет указать в заявлении о преступлении.
Важно выяснить и отношение командования части к подобным инцидентам: в одной ситуации офицеры могут самостоятельно принять все необходимые меры для обеспечения безопасности военнослужащего и уголовного преследования преступника, а в другой — попытаться скрыть преступление.
Ч то посоветовать военнослужащему в случае нанесения ему побоев?
Объясните родственнику, что ему нужно попытаться зафиксировать следы побоев: снять видео на мобильный телефон или, в идеале, обратиться в медицинскую службу роты, если это возможно и безопасно.
Сообщите также о том, что ему и свидетелям преступления по закону должны обеспечить безопасность, поэтому, когда в часть приедут сотрудники военной прокуратуры или следователи, не нужно бояться давать им правдивые показания. Военнослужащему стоит попытаться заранее предупредить сослуживцев об этом.
Что делать после сообщения военнослужащего о побоях?
Необходимо сразу же позвонить дежурному прокурору и сообщить о преступлении. Попросите прокуратуру принять меры по обеспечению безопасности военнослужащего и на время проверки откомандировать его в другую воинскую часть. Также обратитесь на «горячую линию» правозащитной организации, после чего начните структурировать всю информацию на бумаге, чтобы подать официальное заявление в военную прокуратуру и в следственные органы. Письменно изложите все известные вам обстоятельства и направьте заявление в военно-следственное управление Следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации в соответствующем гарнизоне, где служит ваш родственник или друг. Заявление необходимо продублировать в военную прокуратуру или местному Уполномоченному по правам человека.
Имеет смысл написать заявление на имя командования воинской части с просьбой направить военнослужащего на военно-врачебную комиссию (ВВК) с целью определения категории годности, так как подобный инцидент мог повлиять на состояние его здоровья. Найдите медицинские документы вашего родственника, вспомните все заболевания, которые он перенес до призыва, и приложите копии медицинских документов к заявлению.
Как действовать в случаях вымогательства?
Вымогательство в армии возможно как со стороны сослуживцев (требования перечислить деньги на карту или на телефон, вымогательство личных вещей и т.п.), так и со стороны офицеров (требование заплатить за замену изношенных элементов обмундирования, оплата увольнительных или права не идти в наряд и т.п.).
По фактам вымогательства нужно обращаться в военную полицию, военную прокуратуру и военно-следственное управление. Важно заручиться поддержкой тех сослуживцев, кто готов подтвердить факты вымогательства. Также можно сделать диктофонную запись и передать ее в правозащитную организацию.
Очень важно не ограничиваться лишь написанием заявления о вымогательстве. Следует рассказать об этом сослуживцам, а во время проведения проверки — давать объективные объяснения, излагать все подробности и детали.
Правоохранительные органы: к кому обратиться?
При обращении в правоохранительные органы необходимо понимать различие их полномочий, а также учитывать их территориальную подведомственность. В таблице ниже представлена информация о сфере деятельности разных госорганов и обзор ситуаций, в которых можно к ним обратиться.
Госорган
Компетенция
В какой ситуацииобращаться?
Органы военной прокуратуры осуществляют общий надзор за соблюдением законодательства в Вооруженных силах РФ. Кроме того, прокуратура осуществляет контроль действий следственных органов при расследовании преступлений, а также представляет обвинение в уголовном процессе
В любой, требующей вмешательства правоохранительных органов
Военно-следственный отдел Следственного комитета
Осуществляет уголовное преследование военнослужащих, совершивших преступление, иных лиц, совершивших преступления против военнослужащих, а также расследует преступления гражданских лиц, связанных с военными ведомствами
При совершении преступления против военнослужащего
Уполномоченный по правам человека (омбудсмен)
Институт Уполномоченного по правам человека создан в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения госорганами, органами местного самоуправления и чиновниками
Несмотря на то, что компетенция омбудсменов скорее сводится к анализу ситуации с правами человека, часто именно они решают многие проблемы. Не будет лишним дополнительно направлять ваши обращения в аппарат регионального уполномоченного или Уполномоченного по правам человека в РФ
«Горячие линии» правозащитных организаций, на которые можно обратиться:
Правозащитная организация «Солдатские матери Санкт-Петербурга» +7 (906) 263-17-17
Правозащитная группа «Гражданин и Армия» (Москва) +7 (917) 517-27-72
Статья 28.5. Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания
Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 203-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 28.5, вступающей в силу с 1 января 2007 г.
Статья 28.5 . Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 28.5 настоящего Федерального закона
1. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.
Информация об изменениях:
Пункт 2 изменен с 17 марта 2019 г. — Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 19-ФЗ
2. По своему характеру грубыми являются следующие дисциплинарные проступки:
нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;
самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы;
неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или медицинской организации;
отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;
уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);
нарушение правил несения пограничной службы;
нарушение уставных правил караульной службы;
нарушение уставных правил несения внутренней службы;
нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;
нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;
уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;
нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;
нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;
нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;
исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, привлечению военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к установленной настоящим Федеральным законом дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;
административное правонарушение, за которое военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность;
умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), либо утрата документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»), по небрежности;
нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;
нарушение порядка выезда из Российской Федерации;
нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;
заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;
нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы;
нарушение запретов, установленных в пунктах 1.1 и 1.3 статьи 7 настоящего Федерального закона.
3. Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:
раскаяние военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;
добровольное сообщение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, о совершенном им дисциплинарном проступке командиру;
предотвращение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, совершившим дисциплинарный проступок, вредных последствий дисциплинарного проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
совершение дисциплинарного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.
Командир или судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.
4. Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:
продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его;
повторное совершение такого же дисциплинарного проступка, если за первый дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, уже применялось дисциплинарное взыскание и оно в установленном порядке не снято;
совершение двух и более дисциплинарных проступков, ни за один из которых к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, не было применено дисциплинарное взыскание, а также совершение одного действия (бездействия), содержащего признаки двух и более дисциплинарных проступков;
совершение дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы;
совершение дисциплинарного проступка в состоянии опьянения.
Судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, в зависимости от характера совершенного дисциплинарного проступка может не признать какое-либо из обстоятельств, указанных в настоящем пункте, отягчающим.
Обстоятельства, указанные в настоящем пункте, не могут учитываться как отягчающие в случае, если они квалифицируются как дисциплинарный проступок.
5. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка командир, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, может освободить военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как бороться с поборами в армии?
Моего друга забрали в армию. Его и еще несколько срочников отправляют учиться на курсы для получения водительских прав категории С и требуют заплатить 16 000 Р . Также собрали со всех деньги на одинаковые телефоны и чехлы.
Как бороться с поборами в армии? Мы переживаем, что после обращений в надзорные органы на него будут оказывать давление и на службе ему придется тяжко.
В той или иной форме денежные сборы есть везде. В детских садах родители сдают деньги на ремонт групп, в школах — на благоустройство класса или подарки учителям. А в офисе могут попросить скинуться на воду для кулера.
Вариантов действий всего два. Первый — согласиться и молча заплатить. Возможно, в случае с вашим другом это даже экономически целесообразно, если он оплатит учебу из должностного оклада военнослужащего. В итоге в армии он сдаст на права категории С намного дешевле, чем на гражданке.
Второй вариант — отказаться. Расскажу, как это сделать, чтобы не испортить отношения ни с командиром, ни с сослуживцами.
Откуда деньги у срочников
У тех, кто попал в армию по призыву, есть два источника финансирования.
Денежное довольствие. Обычно это 2000 Р в месяц, но может быть и больше, если, например, срочник работает с государственной тайной, прыгает с парашютом или тушит пожары.
Военнослужащий срочной службы получает эти деньги не наличными, а на карту. Налог на доходы с них он не платит.
Добровольная помощь. Обычно ее оказывают близкие — переводят деньги на карту или вкладывают купюры в письма. Срочник вправе распоряжаться этими деньгами самостоятельно. Кака правило, солдаты покупают на эти деньги сигареты, продукты, средства гигиены и оплачивают мобильную связь.
Как победить выгорание
Кто собирает деньги
По закону нельзя обязать срочника сдавать деньги. Но все-таки иногда такое случается. Как правило, открытое вымогательство в частях уже редкость. Гораздо чаще срочников убеждают, что сдавать деньги — дело якобы добровольное. И тут возникает проблема.
Срочнику сложно отличить, где он может действовать добровольно, а где должен выполнять приказ командира. По уставу сначала нужно выполнить приказ, а только потом его обжаловать. А командиры для рядового срочной службы с точки зрения устава — все, кто выше его по званию. Даже такие же срочники, как он, но в звании ефрейторов и сержантов.
Можно ли бороться с поборами в армии
Бороться с поборами можно, и единственный способ — не замалчивать ситуацию. Сообщать о таких случаях — это не право военнослужащего, а обязанность согласно главе 6 дисциплинарного устава.
Если военнослужащему стало известно о нарушениях, например о хищении или порче военного имущества, он обязан доложить об этом своему командиру, а также направить письменное обращение вышестоящему командиру.
Обычно это делают в рапорте, который отличается от обычной жалобы или обращения только заголовком. В рапорте нужно указать, что с военнослужащего требуют деньги на оплату водительских курсов для получения прав категории С , но поскольку он не может оплатить эти курсы, то просит освободить его от этого.
Если деньги на курсы требовал именно командир, ему подавать рапорт бессмысленно — нужно жаловаться вышестоящему командиру. Если ваш друг точно не знает, по чьей вине нарушены его права, рапорт подается по команде — ближайшему к нему воинскому начальнику. Но даже если друг подаст такой рапорт, ему все равно нужно выполнять приказы и обязанности.
Командир, который получит рапорт, обязан провести проверку и дать письменный ответ либо уведомить, кому дальше он передал жалобу. Если жалоба переадресована в военную прокуратуру, солдат-срочник получит и ответ от командира, что тот перенаправил ее в прокуратуру, и ответ из прокуратуры о результатах проверки.
Командир не может запретить или препятствовать солдату подавать рапорт, а также наказывать за него или ущемлять по службе.
Рапорт должны рассмотреть в течение 30 суток со дня регистрации. В исключительных случаях командир воинской части может продлить этот срок еще на 30 суток.
Если срочник боится жаловаться
Вы правильно опасаетесь, что из-за жалоб жизнь военнослужащего срочной службы в части может осложниться. В таком случае вместо срочника жалобу могут направить родственники или друзья. Поскольку они не служат, на них не распространяется действие воинских уставов, а значит, начинать по цепочке с командиров необязательно.
Я рекомендую обращаться сразу в военную прокуратуру. В заявлении можно указать то, что вам известно: друга принуждают сдавать деньги на обучение, телефоны и чехлы, которые ему не нужны. Попросите разобраться и принять меры.
Родственники могут подать такое заявление через интернет-приемную военной прокуратуры, причем не по месту жительства, а в прокуратуру военного округа, где человек проходит службу.
Но в заявлении придется указать и ваши данные, и данные друга: анонимные обращения не рассматриваются.
Статья 337 УК РФ. Самовольное оставление части или места службы
1. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или медицинской организации продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, —
наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.
2. Те же деяния, совершенные военнослужащим, отбывающим наказание в дисциплинарной воинской части, —
наказываются лишением свободы на срок до двух лет.
3. Самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим, проходящим военную службу по призыву или по контракту, —
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, продолжительностью свыше одного месяца —
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Примечание. Военнослужащий, впервые совершивший деяния, предусмотренные настоящей статьей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Комментарии к ст. 337 УК РФ
1. Непосредственным объектом уклонений от военной службы, описанных в комментируемой статье, является установленный порядок пребывания на службе, порядок ее прохождения от призыва до увольнения в запас, в соответствии с которым военнослужащий должен проходить службу в установленном месте и выполнять служебные обязанности в полном объеме.
Установление и применение уголовной ответственности за уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК) и от прохождения альтернативной гражданской службы (ч. 2 ст. 328 УК), самовольное оставление части или места службы (ст. 337 УК), дезертирство (ст. 338 УК), уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК) не затрагивают конституционного права на труд гражданина, совершившего указанные преступления, и не противоречат нормам международного права (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3 «О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы»).
Признаки самовольности, отсутствия уважительных причин и цели временного уклонения от военной службы свидетельствуют о совершении содеянного умышленно.
В комментируемой статье предусмотрено несколько преступлений, различающихся между собой по субъекту и продолжительности уклонения.
2. Субъектом преступления, предусмотренного ч. ч. 1 и 2 ст. 337, являются военнослужащие, проходящие службу по призыву на должностях рядового и сержантского составов. К ним, в частности, относятся курсанты военных образовательных учреждений до заключения контракта о прохождении военной службы; курсанты, отчисленные из военного образовательного учреждения за неуспеваемость или недисциплинированность до заключения контракта, а также курсанты, отказавшиеся заключить контракт, если они в установленном законом порядке направлены или подлежали направлению для прохождения военной службы по призыву; военнослужащие в возрасте до 27 лет, проходящие военную службу по контракту, не прошедшие военную службу по призыву. Действие ст. 337 распространяется также на граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
Не могут являться субъектом воинских преступлений против порядка прохождения военной службы лица, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» подлежали освобождению от призыва на военную службу либо не подлежали призыву на службу, но были призваны в нарушение требований законодательства.
3. В соответствии с п. 1 ст. 26 и п. 10 ст. 38 указанного Федерального закона после фактической отправки призывников из военного комиссариата субъекта РФ к месту прохождения военной службы призыв на военную службу завершен, и данные лица приобретают статус военнослужащих. В случае самовольного оставления ими воинского эшелона (команды) в пути следования к месту прохождения службы ответственность за уклонение от военной службы должна наступать по соответствующим статьям гл. 33 УК.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет. Поэтому после достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
4. По делам об уклонении от призыва на военную службу необходимо выяснять, имеются ли предусмотренные ст. ст. 23 и 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» основания, при наличии которых граждане не призываются на службу.
5. Часть 2 ст. 337 устанавливает повышенную уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы (неявку в срок на службу) военнослужащих по призыву, которые фактически отбывают наказание в дисциплинарной воинской части в качестве осужденных, т.е. зачисленных в списки переменного состава дисциплинарного батальона (роты).
6. Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.
В случае самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу продолжительностью свыше 2 суток, но не более 10 суток (ч. ч. 1 и 2 ст. 337) свыше 10 суток, но менее одного календарного месяца (ч. 3 ст. 337), течение срока начинается при самовольном оставлении части (места службы) с часа убытия, а при неявке в срок на службу — с часа, следующего за установленным временем явки (если час не установлен, то с ноля часов суток, следующих за датой явки), а оканчивается в час фактической явки либо задержания.
Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 337, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может составлять менее 2 суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — менее 10 суток).
В случае, когда лицо добровольно возвращается в часть (к месту службы) до окончания срока, в течение которого оно намеревалось самовольно отсутствовать, содеянное подлежит квалификации по соответствующим частям ст. 337 в зависимости от фактической продолжительности самовольного отсутствия. Если при этом лицо находилось вне части (места службы) не свыше 2 суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, — не свыше 10 суток), содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком.
7. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает более строгую уголовную ответственность за самовольное оставление части или места службы, а также неявку в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше 10 суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу как по призыву, так и по контракту.
Правовое положение лиц, проходящих службу по контракту, определяется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Такой статус, в частности, имеют и те офицеры, которые поступили на военную службу посредством призыва.
Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью. При этом для квалификации содеянного по ст. 337 необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на срок свыше 10 суток, но не более одного месяца (ч. 3) либо на срок свыше одного месяца (ч. 4 указанной статьи) (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
8. По ч. 4 ст. 337 подлежат квалификации деяния, совершенные продолжительностью свыше одного месяца.
Если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное подлежит квалификации по ч. 3 ст. 337. При этом в расчет принимается календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней. Течение срока начинается со дня самовольного оставления части (места службы) или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания.
9. Если лицо совершает несколько уклонений от военной службы с единой целью, ответственность за которые предусмотрена одной и той же частью ст. 337, содеянное может быть квалифицировано как единое преступление.
Уклонения от военной службы, предусмотренные разными частями ст. 337, требуют квалификации и соответствующего наказания по правилам совокупности преступлений. При этом покушение на самовольное оставление части или неявку в срок на службу должно получить самостоятельную юридическую оценку (со ссылкой на ст. 30 УК).
Самовольное оставление части или места службы, совершенное во время несения боевого дежурства, пограничной, караульной или иной специальной службы, требует дополнительной квалификации также по ст. ст. 340 — 344 УК при наличии признаков соответствующих специальных составов преступлений.
10. Примечание к ст. 337 предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям военнослужащих, впервые совершивших самовольное оставление части или места службы или неявку в срок на службу вследствие стечения тяжелых обстоятельств. Перечень таких обстоятельств не определен, они должны оцениваться в каждом конкретном случае. С учетом нормативно определенных оснований отсрочек от службы и поводов для возможного предоставления отпусков по семейным причинам к ним могут быть отнесены крайне неблагоприятные обстоятельства, сложившиеся на военной службе, тяжелые семейные, личные причины и т.п.
Пленум Верховного Суда РФ под стечением тяжелых обстоятельств рекомендует понимать объективно существовавшие на момент самовольного оставления части (места службы) неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление. К ним могут относиться, в частности, такие жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.) либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь) (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 03.04.2008 N 3).
Если тяжелые обстоятельства устранены или отпали (например, отпала необходимость ухода за близким родственником), а военнослужащий продолжает незаконно пребывать вне части (места службы), за последующее уклонение от военной службы он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.