Прокурор разъясняет — Прокуратура Оренбургской области
На основании п. 1 ст. 547 Гражданского кодекса РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
Кроме гражданской ответственности за подобные действия предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Так, согласно ч. 1 ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) административная ответственность наступает за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 15 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 80 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
За совершение повторных вышеуказанных действий, за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам (ч. 2 ст. 7.19 КоАП РФ), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 до 30 000 рублей; на должностных лиц — от 80 000 до 200 000 рублей или дисквалификацию на срок от 2 лет до 3 лет; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 7.19 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а в отношении должностных и юридических лиц — должностные лица государственного энергетического надзора.
Дела о самовольном подключении рассматривают судьи.
Уголовная ответственность, предусмотрена ч. 1 ст. 215.3 Уголовного кодекса РФ и наступает за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, и влечет наказание в виде штрафа в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.
При наличии информации о допущенных правонарушениях следует обращаться в органы полиции по месту их совершения.
Разъяснение подготовлено Бугурусланской межрайонной прокуратурой
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Оренбургской области
Прокуратура Оренбургской области
19 августа 2020, 10:38
Какая ответственность предусмотрена за бездоговорное потребление (самовольное подключение и использование) электрической, тепловой энергии, нефти или газа
На основании п. 1 ст. 547 Гражданского кодекса РФ в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.
Кроме гражданской ответственности за подобные действия предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Так, согласно ч. 1 ст. 7.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) административная ответственность наступает за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 15 000 рублей; на должностных лиц — от 30 000 до 80 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.
За совершение повторных вышеуказанных действий, за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам (ч. 2 ст. 7.19 КоАП РФ), которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 до 30 000 рублей; на должностных лиц — от 80 000 до 200 000 рублей или дисквалификацию на срок от 2 лет до 3 лет; на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренной ст. 7.19 КоАП РФ, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции), а в отношении должностных и юридических лиц — должностные лица государственного энергетического надзора.
Дела о самовольном подключении рассматривают судьи.
Уголовная ответственность, предусмотрена ч. 1 ст. 215.3 Уголовного кодекса РФ и наступает за самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, и влечет наказание в виде штрафа в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо обязательных работ на срок до 360 часов, либо исправительных работ на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо принудительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет.
При наличии информации о допущенных правонарушениях следует обращаться в органы полиции по месту их совершения.
ВС разобрался в деле о бездоговорном потреблении электроэнергии
Верховный суд обязал нижестоящие суды пересмотреть дело (№ 7-КГ21-1-К2) жительницы Иваново, которая оспаривала взыскание с нее неосновательного обогащения за бездоговорное пользование электроэнергией.
Согласно материалам дела, Людмила Артемова* купила квартиру, в которой ранее отключили электричество за неуплату. В дальнейшем при проверке энергетики выяснили, что квартиру самовольно подключили к электросетям, и в ней отсутствуют счетчики. Несколько раз «Ивгорэлектросеть» направляла женщине извещения с требованием оплатить задолженность за потребление электроэнергии, но они оставались без ответа. В итоге компания обратилась в суд.
Ленинский районный суд Иваново иск «Ивгорэлектросети» удовлетворил частично. Он взыскал с женщины стоимость потребленной электроэнергии в размере 33 930 руб., расходы на уплату госпошлины, а в остальной части требований отказал. Суд пришел к выводу, что между сторонами фактически действует договор по энергоснабжению, а временное отключение от электросети не является его расторжением. В этом случае задолженность нужно рассчитывать как безучетное потребление, постановил суд.
Ивановский областной суд отменил это решение и взыскал с женщины 211 275 руб. По его мнению, в этом случае было не безучетное, а бездоговорное потребление, поскольку ответчик «при полном ограничении подачи электроэнергии в жилое помещение в отношении предыдущего собственника допустила несанкционированное подключение вводного кабеля к воздушной линии в нарушение предусмотренного законом порядка подключения». Второй кассационный суд общей юрисдикции согласился с этой позицией.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС указала, что апелляционная инстанция не привела мотивы, по которым она не согласилась с выводами райсуда о том, что временное прекращение подачи электроэнергии не является расторжением договора. Хотя в материалах дела есть справка об открытии лицевого счета по квартире, где живет Артемова.
«Выводы суда апелляционной инстанции о бездоговорном потреблении <. > являются ошибочными, поскольку энергоснабжение в принадлежащем ответчику жилом помещении осуществлялось на основании договора энергоснабжения, заключенного с предыдущим собственником, при этом полное ограничение энергоснабжения по причине неоплаты за данную коммунальную услугу не свидетельствует о расторжении договора», – следует из определения ВС.
Допущенные областным судом нарушения являются существенными и привели к неправильному разрешению спора, отметил ВС и постановил направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
Мнения юристов
Коммунальные услуги часто регулируются подзаконными актами, непонятными рядовому потребителю, комментирует юрист фирмы Легес Бюро Легес Бюро Федеральный рейтинг. группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции × Александра Обрывко. Тут, например, ответчица не озаботилась переоформлением на себя договора на подачу электроэнергии и не поставила счетчик, поэтому ей пришлось дойти до Верховного суда в решении вроде бы рядового вопроса. Обрывко также отметила важность доказательств в подобных делах.
«Безучетное потребление – это когда договор есть, а счетчик сломан, скручены показания или было самовольное подключение после отключения за неоплату. Потребитель обычно полностью проигрывает в таких случаях. Но, например, в Определении ВС от 13 августа 2020 года дело решили в пользу ответчика, который доказал, что поставщик не следил за пломбой на приборе учета», – отметила адвокат.
По словам адвоката BMS Law Firm BMS Law Firm Федеральный рейтинг. × Владимира Шалаева, поставщики энергии часто неверно трактуют нормы права, заменяя безучетное потребление на бездоговорное.
Регулирование отношений между сетевой компанией и потребителем довольно подробное, и есть большая судебная практика. И подходы судов в спорах по взысканию неосновательного обогащения позволяют защитить права потребителей. Например, снижаются риски взыскания, если не доказано, что потребление энергии было бездоговорным или акт о бездоговорном потреблении энергии составлен с существенными нарушениями. Также суд может учесть, что в связи с аварийным изменением схемы поступления энергии потребитель фактически потреблял энергию другого поставщика, пояснил Шалаев.
Последствия несанкционированного подключения оборудования
Согласно п.62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее – несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы) и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения – с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения. В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Проверку факта несанкционированного подключения потребителя в нежилом помещении осуществляют исполнитель в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, в случае если ресурсопотребляющее оборудование такого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям, и организация, уполномоченная на совершение указанных действий законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, в случае если такое подключение осуществлено к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета.
Объем коммунальных ресурсов, потребленных в нежилом помещении, при несанкционированном подключении определяется ресурсоснабжающей организацией расчетными способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении для случаев самовольного подключения.
В соответствии с п.81(11) Правил №354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем – пятом пункта 81(11) Правил №354, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента.
Как определить, что у вас воруют электричество. Ответственность за самовольное подключение к электросетям
– Мой сосед по дачному участку ворует электричество. Получается, я должна платить за него из своего кармана. Могу я пожаловаться на соседа? Что ему грозит?
– В вашем случае речь идет о несанкционированном доступе к электросетям. Это преступление грозит вашему соседу административной, гражданской и даже уголовной ответственностью.
💡 Правовые нормы
Масштабы несанкционированного пользования электроэнергией в России поражают. В некоторых регионах до 50% потребителей воруют электричество и до 20% из правонарушителей ловят повторно.
Чтобы более эффективно бороться с нарушителями, государство решило увеличить штрафные санкции для лиц, ворующих электроэнергию. Соответствующий закон, ужесточающий ответственность за несанкционированный доступ к электросетям и вносящий изменения в Кодекс об административных правонарушениях, был принят в мае 2019 года за номером 114.
После принятия указанного закона административные штрафы за самовольное подключение к электросетям возросли в два раза. Но только для тех, кто нарушил закон повторно. Ранее штрафовали одинаково независимо от количества правонарушений. Закон внес изменения в ст. 7.19 Кодекса об административных правонарушениях, по которой привлекают к ответственности нарушителей.
Понятие несанкционированного доступа к электросетям, порядок проведения технической проверки со стороны энергосбытовой компании и контрольных показаний приборов учета определяется на основании Постановления Правительства №442 от 4 мая 2012 года.
⚡ Понятие несанкционированного подключения к электросетям
Под несанкционированным подключением понимаются:
- подключение к электросетям без получения разрешения (без согласования с энергосбытовой компанией);
- подключение в обход счетчика;
- умышленная модификация прибора учета, влекущая расчет меньшего количества ресурсов.
Нелегальными схемами для получения пользуются в частных и многоквартирных домах, а также на крупных предприятиях.
Основная цель нарушителей закона – попытка сэкономить на коммунальных платежах. Некоторые люди используют ресурсы только отчасти легально, а часть электроэнергии воруют. Например, электричество проводят к дому и согласуют подключение, а дополнительные постройки снабжают нелегально.
При самовольном подключении у человека даже может стоять счетчик, и он будет своевременно оплачивать электроэнергию, но разрешение на подключение он при этом не получил. Этим он нарушает закон, даже если не имел умысла на совершение преступления.
Оштрафовать могут как за самовольное подключение, так и за безучетное использование электричества. При безучетном подключении речь идет об использовании электричества в обход счетчика и воровство ресурсов после поломки счетчика и окончания поверки.
💫 Как можно обнаружить самовольное подключение
Обнаружить самовольное подключение к электросетям самостоятельно жильцу достаточно сложно. Первоначально необходимо зафиксировать факт кражи электричества одним из перечисленных способов:
- проверить целостность пломб и наличие повреждений на счетчике;
- отключить подачу электричества в щитке и после этого проверить работу электроприборов либо напряжение в розетках – если напряжение сохраняется, то факт кражи очевиден;
- отключить все электроприборы в доме и оценить работу счетчика: если он продолжает отсчеты, то у вас воруют электричество;
- посмотреть на провода визуально: нет ли там лишних проводов, следов взлома, самодельных скруток, измененной схемы подключения электроприборов и пр.
Нередко факт воровства электроэнергии обнаруживают сами энергосбытовые компании:
- в ходе проверки при несоответствии показаний общедомового счетчика суммарному значению индивидуальных приборов учета;
- при выявлении у отдельных потребителей электроэнергии низких показателей потребления на протяжении длительного периода;
- при определении несоответствия нагрузки между показаниями прибора учета и фактического значения, определяемого посредством специальной аппаратуры.
👇 Алгоритм действий при подозрении на воровство
Первое, что необходимо сделать, это договориться с соседями о проверке счетчиков в квартирах или в частном секторе. Если соседи невиновны, то они с легкостью согласятся на проведение проверки.
Если же виновное лицо отрицает причастность к преступлению и договориться с ним мирно не получилось, то стоит придерживаться такого алгоритма действий:
- Написать заявления в управляющую и/или энергосбытовую компанию, где подробно изложить все факты, предоставить имеющиеся доказательства воровства электроэнергии и потребовать провести проверку показаний счетчика за определенный период. В качестве доказательств могут выступать чеки об оплате, подтверждение отсутствия в квартире в определенное время, материалы фото- и видеосъемки и пр.
- В назначенный день для проведения проверки придет представитель энергосбыта. Совместно с проверяющим электриком он подготовит акт по факту кражи электроэнергии с привлечением независимых экспертов: соседей по площадке и прочих заинтересованных лиц.
- На основании полученного акта о неучтенном потреблении электроэнергии потребитель может обратиться в прокуратуру или суд с исковым заявлением. Но такая возможность есть только у пострадавшей стороны. То есть если ущерб причинен энергосбытовой компании, то в суд должна обращаться она. Если же потребитель вынужден был оплачивать электричество за своего соседа – и этот факт был доказан, то он может взыскать с недобросовестного соседа причиненный ущерб.
В исковом заявлении в защиту своей позиции стоит указать и перечислить: все используемые приборы в квартире, показания счетчика при условии включенных электроприборов, среднее количество киловатт за неделю или месяц, общие данные по факту кражи электричества и пр. Сумма причиненного ущерба определяется с учетом акта проверки электросетей.
Если пострадали еще несколько человек, то допускается составить и передать коллективную жалобу.
Как привлечь за незаконное подключение к электросетям?
Несанкционированное подключение потребителей внутри помещений является распространенным явлением и отражает низкий уровень бытовой коммунальной культуры у населения, стремление нажиться от «общей трубы» и решить свои проблемы за счет остальных. С 2017 года данное явление получило правовую трактовку, однако остаются вопросы, которые требуют дополнительной практической и нормативной проработки.
Виды несанкционированного подключения
Несанкционированное подключение – это подключение, осуществленное с нарушением установленного порядка подключения (п. 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354)).
Иными словами, несанкционированное подключение – это подключение оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, внесение изменений во внутридомовые инженерные системы. Данные действия потребитель осуществлять не вправе (пп. «Е» п. 35 Правил № 354).
Наиболее распространенными видами несанкционированного подключения в многоквартирных домах являются следующие:
- Теплые полы, запитанные со стояка горячего водоснабжения. Тепловая энергия подогревает пол собственника (либо в санузле, либо в помещении, в целом), а затем уже остывшая вода уходит в обратку. Таким образом, осуществляется отопление со стояка горячего водоснабжения, чем увеличивается расход гигакалорий.
- Радиатор на балконе. Часто собственники не только ломают стену комнаты, объединяя ее с балконом (делая перепланировку), но и осуществляют вынос инженерных коммуникаций на балкон, отапливая его. Тем самым дом начинает греть улицу и теряет общий энергетический баланс. Следом начинаются перетопы верхних этажей (при подаче тепла сверху) и недотопы нижних этажей (одним жарко, другим – холодно).
- Подключение к электрическим инженерным сетям в обход прибора учета. Чаще всего, на общедомовой стояк перекидывается проводок в электрощитке, однако иногда встречаются и замаскированные варианты такого подключения.
- Изменение учета внутри помещения. Индивидуальные приборы учета перепаиваются и учитывают не весь объем потребления коммунальных услуг.
- Подключение газового оборудования путем самостоятельной врезки в сети газораспределения, минуя сеть газопотребления. В основном это актуально не для многоквартирных домов, а для частных домов (коттеджных поселков).
Часто мы видим ситуацию, при которой потребители намеренно допускают несанкционированное подключение при проведении первоначального ремонта. Как уже было отмечено, такие действия отражают низкий уровень бытовой коммунальной культуры, стремление обмануть управляющую домом организацию и оказаться «умнее всех». Начиная с 2017 года за несанкционированное подключение появилась ответственность.
Действия управляющей организации в случае обнаружения несанкционированного подключения
Работу с несанкционированным подключением обязан осуществлять исполнитель коммунальной услуги. Если в доме нет прямых договоров (ст. 157.2 ЖК РФ), то таким лицом выступает управляющая организация или ТСЖ.
Действия исполнителя должны иметь следующую последовательность:
- Составление акта о несанкционированном подключении.
При обнаружении несанкционированного подключения исполнитель составляет акт. В акте обычно указывается:
— время и место составления акта;
— данные о лицах, присутствующих при составлении;
— описание ситуации по факту несанкционированного подключения с указанием и описанием места такого подключения и его последствиях.
Акт подписывается представителем исполнителя, потребителя (допустившего незаконное подключение) и незаинтересованного лица (например, другого жителя). Если потребитель отказывается подписать акт, то об этом делается отметка, а акт направляется по почте.
- Уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение.
На основании составленного акта исполнитель обязан направить потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение. Такое уведомление может иметь характер предписания от управляющей организации. Акт вручается нарочным либо иным способом, позволяющим подтвердить его отправление. С учетом положения ст. 165.1 ГК РФ, акт считается доставленным и в тех случаях, если он поступил лицу, которому акт направлен (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не был ему вручен или адресат не ознакомился с ним.
- за коммунальную услугу.
Одновременно с направлением уведомления о необходимости устранить несанкционированное подключение исполнитель производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение (за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги).
— исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования (для водоснабжения и водоотведения – по пропускной способности трубы);
— исходя из круглосуточной работы оборудованияза период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения (либо с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за последние 3 месяца) – до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
Если мощность несанкционированно подключенного оборудования установить невозможно, то объем определяется на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10.
В случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 62 Правил № 354).
Таким образом, в зависимости от типа коммунальной услуги, формула штрафных санкций остается неизменной: мощность или норматив умножаются на тариф, на 3 месяца и на повышающий коэффициент 10. В итоге получается существенная штрафная санкция, которая больно бьет по карману потребителя за незаконные действия на общем имуществе.
Слабые места в регулировании несанкционированного подключения: споры с РСО
Несмотря на кажущуюся стройность и логичность, в применении штрафов за несанкционированное подключение есть ряд сложностей и проблем.
Первое. В случае прямых договоров исполнителем коммунальной услуги является поставщик ресурса (ст. 157.2 ЖК РФ). Однако чаще всего он отказывается себя признавать в качестве исполнителя и не реагирует на требования управляющей организации или ТСЖ по осуществлении им действий, предусмотренных п. 62 Правил № 354.
Логика ресурсника очень проста: весь объем коммунального ресурса, который прошел через общедомовой прибор учета, ресурсник все равно выставит или жителям или управляющей организации (включая все небалансы из-за несанкционированного подключения). Здесь иногда складывается ситуация, при которой управляющая организация хочет осуществить прекращение несанкционированного подключения, но не может (т.к. не исполнитель), а ресурсник – может, но не хочет (которому проще перекинуть небалансы на управляющую организацию).
Второе. В случае выставления штрафного расчета потребителю от поставщика ресурса, штрафные санкции за несанкционированное потребление – не вычитаются в полном объеме из коммунального ресурса на содержание общего имущества (КР на СОИ). Чаще всего поставщик ресурса просто присваивает эти деньги себе в силу прямой нормы п. 62 Правил № 354, не уменьшая многомесячно КР на СОИ для управляющей организации или ТСЖ. Эта ситуация также не является справедливой.
Позиция высших судов также говорит лишь про интересы поставщиков ресурсов, а не управляющих организаций. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.07.2019 г. № 2020-О, пункт 62 Правил № 354 направлен на защиту интересов добросовестно действующих энергоснабжающих организаций путём предупреждения и пресечения бездоговорного потребления ресурсов со стороны недобросовестных потребителей. Как видим, о защите интересов управляющих организаций здесь речи не идет.
В случае нежилых помещений проверку несанкционированного подключения осуществляет:
— управляющая организация или ТСЖ, если оборудованиетакого потребителя присоединено к внутридомовым инженерным сетям;
— ресурсоснабжающая организация, если оборудование такого потребителя присоединенок централизованным сетям инженерно-технического обеспечения до ввода в многоквартирный дом и потребление коммунального ресурса в таком нежилом помещении не фиксируется коллективным (общедомовым) прибором учета (п. 62 Правил № 354).
В действиях управляющей организации и ТСЖ в случае несанкционированного подключения потребителя есть определенная доля психологизма и драмы: потребитель, привыкший к бездоговорному потреблению выпадает из зоны комфорта и получает штрафную санкцию. Вместе с тем, такие ситуации должны своевременно пресекаться, а у жителей важно заложить в коммунальной культуре понимание о недопустимости несанкционированного подключения.
Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук