Отказано в учебном отпуске военнослужащему, законно ли?

Отказано в учебном отпуске военнослужащему, законно ли?

Отказ в предоставлении учебного отпуска военному

Я военнослужащий по контракту в Минбороны России. Поступил учиться после подписания второго контракта в гражданский вуз по той же профессии, по которой служу, на бюджетное место. Отучился почти два года с предоставлением учебных отпусков. Сейчас перед очередной сессией написал рапорт о предоставлении учебного отпуска с прикреплением справки-вызова и получил устный отказ от начальника отдела кадров, который мотивировал это тем, что не через него проходил мой рапорт, хотя юрисконсул части ставил свою подписть с согласованием данного рапорта. Начальник отдела кадров говорит, что в положении о прохождении военной службы написано, что мне может быть предоставлен учебный отпуск, но без отрыва от исполнения служебных обязанностей. Но как тогда мне быть? Что подразумевается под отрывом от исполнения служебных обязанностей? Если понимать буквально, то мне, значит, не положен отпуск? Но ведь многие контрактники учились, учатся и будут учиться в других городах и воинских частях. Как быть?

На основании п. 2 ст. 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, т.е. без отрыва от исполнения обязанностей военной службы.

Как следует из п. 7, 8 и 9 Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.11.2014 № 1155, военнослужащим, осваивающим образовательные программы, предоставляются учебные отпуска для прохождения вступительных испытаний, промежуточной и итоговой аттестации.

В свою очередь, из п. 5 указанных правил следует, что документом, подтверждающим право военнослужащего на учебные отпуска и другие социальные гарантии, связанные с получением образования, является справка-вызов, дающая право на предоставление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования.

Наконец, согласно пп. «б» п. 1 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов) в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации и указанных выше норм права, следует, что военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на предоставление дополнительных (учебных) отпусков для прохождения промежуточной и итоговой аттестации на основании справк- вызова, выдаваемой образовательной организацией.

Получение образования без отрыва от исполнения служебных обязанностей означает обучение по заочной и очно-заочной форме обучения.

Предоставление учебного отпуска без отрыва от исполнения служебных обязанностей законодательство, регулирующее порядок прохождения военной службы, не предусматривает, в связи с чем военнослужащий в период учебного отпуска должен освобождаться от исполнения своих обязанностей на основании приказа командира воинской части.

Почему военных, обучающихся на платной основе, лишают права на учебный отпуск

Почему военных, обучающихся на платной основе, лишают права на учебный отпуск

Военному отказали в учебном отпуске, поскольку он обучается в вузе на платной основе: конкретная жизненная ситуация.

Военнослужащий, продолжительность военной службы по контракту которого свыше трех лет, заочно на платной основе обучается в университете, имеющем государственную аккредитацию, получает первое высшее образование. Отказано в предоставлении учебного отпуска, так как обучение проходит на платной основе, а не за счет средств федерального бюджета.

Обоснование

В обоснование отказа в предоставлении учебного отпуска командование ссылается на абзац второй пункта 2 ст. 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (далее –закон):

Отказ военнослужащему в учебном отпуске является незаконным

Отказ военнослужащему, обучающемуся на платной основе, в предоставлении учебного отпуска является незаконным.

В соответствии со ст. 4 закона:

Пункт 2 ст. 19 закона предоставляет право военнослужащему получить образование за счет средств федерального бюджета, то есть бесплатно.

Цель указанной нормы закона – создание благоприятных условий для получения военнослужащими образования, а также для последующего трудоустройства граждан, завершивших военную службу.

Однако наличие права на бесплатное (за счет средств бюджета) образование не ущемляет конституционного права военнослужащего получить образование на платной основе.

В нормативных документах, регламентирующих статус военнослужащих, отсутствует запрет на получение военнослужащими среднего профессионального образования и высшего образования на платной основе.

В частности, в пункте 6 ст. 11 закона сказано:

То есть учебный отпуск предоставляется независимо от того, является ли обучение платным или нет.

Аналогичная норма содержится в ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы:

Особенности статуса военнослужащего: разрешено все, что не запрещено и не ограничено

Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, поэтому военнослужащие имеют специальный правовой статус, который определен в ст. 1 федерального закона «О статусе военнослужащих»:

Таким образом, статус военнослужащего простыми словами определяется так: разрешено всё, что не запрещено или не ограничено законодательством.

Почему отказывают в учебном отпуске: запрещено и ограничено все, что не разрешено

Однако в настоящее время усматривается тенденция толкования специальных правовых норм, регламентирующих правовой статус военнослужащих, по принципу: запрещено и ограничено всё, что не разрешено. И отказы в предоставлении учебного отпуска военным, обучающимся на платной основе, прямое тому свидетельство.

Дело в том, что Порядок предоставления учебного отпуска на основании ст. 19 закона, то есть при обучении на бесплатной основе, регулируется Правилами, утвержденными постановлениями Правительства от 3 ноября 2014 года N 1155 и 1156.

При этом правила предоставления учебного отпуска военнослужащим, обучающимся на платной основе, правительством до настоящего времени не утверждены.

Это существенный пробел в нормативной деятельности, который позволяет толковать законодательство по своему усмотрению.

  • право на образование закреплено в Конституции России;
  • право на учебный отпуск закреплено в ст. 11 ФЗ «О статусе военнослужащих». При этом возникновения права на такой отпуск не ограничено условием обучения за счет средств федерального бюджета;
  • статья 19 закона предоставляет военнослужащим право обучения на бесплатной основе, однако не запрещает и не ограничивает право военнослужащих обучаться на платной основе;
  • правовые и социальные гарантии военнослужащим, в том числе право на учебный отпуск, предусмотренные ФЗ «О статусе военнослужащих», не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в ФЗ «О статусе военнослужащих»;
  • наличие утвержденных правительством Правил предоставления военнослужащим учебных отпусков при обучении за счет средств бюджета не отменяет право военнослужащих на учебный отпуск при обучении на платной основе, поскольку такая отмена возможна лишь путем внесения соответствующих изменений в статью 11 ФЗ «О статусе военнослужащих».

Когда будут утверждены правила предоставления учебных отпусков военнослужащим, обучающимся на платной основе

Ответить на этот вопрос могут лишь должностные лица, занимающие ответственные посты в министерстве обороны и в правительстве. Ясно одно: с принятием этого нормативного документа правительство не спешит.

Что касается военнослужащих, обучающихся на платной основе, которым отказано в предоставлении учебного отпуска, то они вынуждены делать выбор:

  • бороться за свои права и таким образом идти на конфликт с непосредственными командирами;
  • смириться и отказаться от своего права на получение образования на платной основе.

Непростой выбор в государстве, создающем «благоприятные» условия для получения военнослужащими образования.

Также на тему военной службы и службы в правоохранительных органах:

Социальные гарантии и льготы военнослужащих и сотрудников ОВД предлагают сократить Подробнее ➤

Ожидает ли силовые структуры очередная реформа: суть изменений, предлагаемых Минфином Подробнее ➤

Военная пенсия: что важно знать о назначении пенсии за выслугу лет и иных видов пенсий военным Подробнее ➤

Отказ прапорщику в учебном отпуске

Незаконно непредоставлять допотпуск, указанный в ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы:

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов):

в образовательные учреждения профессионального образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.

Основанием для предоставления учебного отпуска является извещение, подписанное начальником военно-учебного заведения или руководителем научно-исследовательского учреждения, о допуске военнослужащего к сдаче вступительных экзаменов.

Продолжительность учебного отпуска увеличивается на время проезда к месту нахождения военно-учебного заведения (научно-исследовательского учреждения) и обратно.

Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения, указывают:

Документом, подтверждающим право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, оформленная согласно приложению (далее — справка), выдаваемая командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу.

СПРАВКА НЕ выдается военнослужащим В ПЕРИОД их ОБУЧЕНИЯ в образовательных организациях.

Потому Вам в суд.

Командир части отказать Вам в учебном отпуске ссылаясь постановление Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1155 не может.
Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2014 г. N 1155 утвердившие Правила относятся к тем военнослужащим, которые учатся за счёт средств федерального бюджета (бесплатно) и к Вам не относятся.

1. Настоящие Правила регулируют в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» вопросы, связанные с реализацией военнослужащими, проходящими военную службу по контракту …, права на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам … высшего образования, … за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ … заочной форме обучения.

Согласно пункту «б» части 1 статьи 31 (Порядок предоставления дополнительных отпусков) «Положения о порядке прохождения военной службы».

1. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляются учебные отпуска для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов):
б) в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования с обучением без отрыва от исполнения служебных обязанностей (по заочной и очно-заочной форме обучения) и в период обучения в них.

Согласно части 2 статьи 31 «Положения о порядке прохождения военной службы»:

2. Продолжительность учебных отпусков для подготовки к вступительным экзаменам (экзаменам) и сдачи вступительных экзаменов (экзаменов) в военно-учебные заведения и в профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, а также в период обучения в них устанавливается в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 31 «Положения о порядке прохождения военной службы»:

4. Продолжительность учебного отпуска увеличивается на время проезда к месту нахождения военно-учебного заведения (научной организации) и обратно.

Документом, подтверждающим право военнослужащего на учебные отпуска и другие социальные гарантии, является справка-вызов.

Как военнослужащим предоставляется учебный отпуск

Право на получение образования военнослужащими (в том числе служащими по контракту) закреплено в законах и нормативных актах. Перечислим основные:

  1. «О статусе военнослужащих» — Федеральный закон № 76-ФЗ от 27.05.1998 (п. 6-8 ст. 11).
  2. «О порядке реализации права офицеров, проходящих военную службу по контракту, на обучение в гражданский профессиональных образовательных организациях или гражданских образовательных организациях высшего образования с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения» — Постановление Правительства РФ № 1156 от 03.11.2014.
  3. «О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, на обучение…» — Постановление Правительства РФ № 1155 от 03.11.2014.
  4. «Вопросы прохождения военной службы» — Указ Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

Законодательная и нормативная база отдельно регулирует предоставление отпуска на учебу для офицеров и отдельно для прапорщиков, мичманов, сержантов, рядовых контрактной службы. Она описывает, что говорит статус военнослужащего о предоставлении учебного отпуска. Знание законов помогает защитить права и четко понимать процедуру от подачи рапорта на обучение до его завершения в течение срока службы.

Право на отдых для прохождения итоговой и промежуточной аттестации по программам среднего профессионального и высшего образования имеют:

  • военнослужащие-офицеры;
  • военнослужащие (кроме офицеров), проходящие военную службу по контракту.

Учебный отпуск не может быть заменен на очередной, положенный в связи с исполнением основных служебных обязанностей.

Военнослужащие срочной службы права на учебный отпуск в период всего срока службы не имеют.

Условия для получения отпуска

Перечислим общие условия предоставления учебных отпусков для военнослужащих. Они отличаются от того, как предоставляется учебный отпуск военнослужащему по контракту. Об этом рассказали в отдельном блоке. Общие условия:

  • поступление, обучение в военно-учебных заведениях, адъюнктуре и военной докторантуре;
  • поступление, обучение в организациях высшего образования;
  • поступление, обучение в профессиональных образовательных организациях среднего образования;
  • форма обучения — заочная, очно-заочная;
  • наличие у образовательной организации государственной аккредитации;
  • обучение на бюджетной основе (не платное);
  • получение образования соответствующего уровня впервые;
  • наличие справки-вызова от образовательной организации по форме, утвержденной Приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 № 1368.

Особенности для офицерского состава

100 % офицерского состава имеют высшее образование. В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и комментариях к нему указывается: «офицеры, получившие высшее образование в военных вузах МО РФ, но не имеющие гражданского среднего или высшего специального образования, рассматриваются с точки зрения обучения в гражданских вузах как получающие соответствующее образование впервые» (абз. 6 п. 5 ст. 19 ФЗ № 76-ФЗ от 27.05.1998).

Иногда офицеры направляются на обучение в гражданские аккредитованные вузы по направлению органов исполнительной власти. Это бывает, если в этом органе предусмотрена Федеральным законом военная служба. Отпуск и социальные гарантии здесь предоставляются независимо от того, какое по счету образование получает военнослужащий и имел ли он до этого гражданскую специальность. Норма регулируется п. 3 и п. 6 Правил, описанных в Постановлении Правительства РФ № 1156 от 03.11.2014.

Особенности для контрактников

Предоставление учебного отпуска военнослужащему по контракту имеет некоторые особенности. Основные условия предоставления такого отдыха мало отличаются от гарантий, предоставляемых офицерам. Для прапорщиков и младшего состава, проходящих контрактную службу, введен временной ценз — 3 года. Это значит. что эта категория военных не может подать рапорт на такой вид отдыха и его оплату, не прослужив 3 года (п. 1 ст. 19 Правил, описанных в Постановлении Правительства РФ № 1155 от 03.11.2014).

Продолжительность

Сроки учебных отпусков для военнослужащих не регулируются ст. 173 ТК РФ. Они также установлены Правилами, описанными в Постановлении Правительства РФ № 1156 и 1155 от 03.11.2014. Учебный отпуск у военнослужащих по контракту и офицеров имеет одинаковую продолжительность на всех стадиях учебного процесса.

Стадия учебного процесса

Количество календарных дней

Поступление — п. 4 Правил № 1156 и п. 7 Правил № 1155

Вступительные испытания при поступлении в образовательные организации профессионального образования

Вступительные испытания при поступлении в образовательные организации высшего образования

Итоговая аттестация на ПО организаций высшего образования

Обучение по образовательным программам СПО — п. 5 Правил № 1156 и п. 8 Правил № 1155

Промежуточная аттестация на первом и втором курсах

Промежуточная аттестация на последующих курсах

Государственная итоговая аттестация

Обучение по образовательным программам ВО — п. 6 Правил № 1156 и п. 9 Правил № 1155

Промежуточная аттестация на первом и втором курсах

При освоении программы в сокращенные сроки на втором курсе

Промежуточная аттестация на последующих курсах

Государственная итоговая аттестация

Обучение в адъюнктуре и военной докторантуре — п. 5 ст. 31 Указа Президента РФ № 1237

1-2 дня в неделю

Сдача кандидатских и подготовка диссертации

Подготовка диссертации — п. 6 ст. 31 Указа Президента РФ № 1237

Творческий отпуск при подготовке кандидатской диссертации

Творческий отпуск при подготовке докторской диссертации

Как оплачивается

Вопрос о том, оплачивается ли учебный отпуск военнослужащим и в каком размере, волнует каждого, кто планирует отправиться на учебу. Оплата времени, выделенного на обучение, — важная форма реализации социальных гарантий для военнослужащих. Конкретный порядок регламентируется нормами актов федеральных органов, в которых военнослужащий проходит службу.

Для военных Вооруженных сил РФ при нахождении в учебном отпуске для поступления или сдачи итоговой аттестации по окончании подготовительных отделений денежное обеспечение не выплачивается. Довольствие на момент убытия военнослужащий сохраняет только в период успешного обучения, промежуточной и итоговой аттестации в гражданской образовательной организации.

То же касается и оплаты проезда. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона № 76 от 27.05.1998, проезд на безвозмездной основе в период дополнительного отдыха положен гражданам, проходящим службу по призыву, курсантам военных образовательных организаций до заключения с ними контракта. В соответствии с Указом Президента № 1237 от 16.09.1999, учебный отпуск относится к дополнительным. Оплата проезда военнослужащих на обучение в гражданскую профессиональную образовательную организацию и организацию высшего образования не предусмотрена.

Могут ли отказать

Командование вправе отказать военному в предоставлении дополнительных дней. Законодательство предусматривает наличие таких обстоятельств. Основание — необходимость присутствия в месте расположения и непосредственного участия в запланированных мероприятиях (событиях). Командир подписывает соответствующую справку в учебное заведение. Сессия для него переносится на другой срок. Право военнослужащего на учебный отпуск не нарушается, просто его реализация переносится в связи с требованиями служебной обстановки.

Перечислим возможные события:

  • военные учения;
  • походы;
  • миротворческие операции;
  • военные операции и чрезвычайные события.

Отказ от предоставления отпуска от командования может поступить и при невыполнении установленных требований к его оформлению:

  • нехватка стажа (для солдатского состава);
  • получение второго образования одной ступени (второго высшего, гражданского);
  • отсутствие государственной аккредитации образовательной организации;
  • получение образования на платной основе;
  • отсутствие справки-вызова.

Что нужно сделать для оформления

Вопрос, положен ли учебный отпуск военнослужащему, решен. А как его оформить? Процесс состоит из нескольких этапов. Военному-студенту надлежит:

Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 N 1910-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Александра Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 11, абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также пунктами 1, 2 и 6 Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.А. Козлова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.А. Козлов оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»:

пункта 6 статьи 11, предусматривающего предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, учебных отпусков для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

абзаца второго пункта 2 статьи 19, согласно которому военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет, имеют право в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения.

Читайте также  Как признать действия следователя незаконными?

Кроме того, заявитель ставит вопрос о проверке конституционности положений Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года N 1155), согласно которым данные Правила регулируют в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» вопросы, связанные с реализацией военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, права на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения (пункт 1); документом, подтверждающим право военнослужащего на обучение в образовательных организациях, является справка о праве военнослужащего на обучение, оформленная согласно приложению к данным Правилам, выдаваемая командиром воинской части (военным прокурором, руководителем военного следственного органа Следственного комитета Российской Федерации), в которой военнослужащий проходит военную службу (пункт 2); учебные отпуска и другие предусмотренные данными Правилами социальные гарантии предоставляются военнослужащим при получении образования соответствующего уровня впервые, а также военнослужащим, направленным на обучение федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба (пункт 6).

По мнению заявителя, оспариваемые положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 17, 19 (части 1 и 2), 37 (часть 5), 43 (части 1, 2 и 5) и 55 (часть 3), поскольку не предусматривают предоставление военнослужащим, продолжительность военной службы по контракту которых составляет более двадцати лет, учебного отпуска для прохождения промежуточной аттестации в государственной образовательной организации среднего профессионального образования, куда они поступили самостоятельно с оплатой стоимости обучения за счет собственных средств, независимо от выдачи им ранее справки о праве на обучение за счет средств федерального бюджета.

Оспариваемые нормы применены в деле заявителя судом общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

По смыслу статей 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункты «д», «е» части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем предопределяется их специальный правовой статус, обусловленный необходимостью выполнения ими долга и обязанности гражданина Российской Федерации по защите Отечества.

Правоотношения, возникающие в связи с прохождением военной службы, включая поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих и устанавливающими для военнослужащих — с учетом особой значимости выполняемых ими функций и в целях компенсации обусловленных спецификой военной службы ограничений — гарантии и преимущества, обеспечивающие им льготный порядок реализации права на жилище, права на охрану здоровья и медицинскую помощь, права на образование и доступ к культурным ценностям, права пользования транспортными услугами (статьи 15, 16, 19 и 20 Федерального закона «О статусе военнослужащих»), а также иные гарантии и льготы.

Действуя в рамках дискреционных полномочий и преследуя цель создания благоприятных условий для получения военнослужащими образования, а также для последующего трудоустройства граждан, завершивших военную службу, федеральный законодатель предусмотрел в пункте 6 статьи 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предоставление военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, учебных отпусков для подготовки к вступительным испытаниям и прохождения вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, прохождения промежуточной и итоговой аттестации по указанным образовательным программам в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одновременно в абзаце втором пункта 2 статьи 19 названного Федерального закона было закреплено право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на обучение по программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, если непрерывная продолжительность военной службы по контракту составляет не менее трех лет.

В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» Правительством Российской Федерации были утверждены Правила реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения. В указанном нормативном правовом акте, в частности, был определен порядок документального подтверждения права военнослужащих на обучение и общие условия предоставления им учебных отпусков и других социальных гарантий в случае, если они обучаются за счет средств федерального бюджета.

Следовательно, оспариваемые А.А. Козловым положения являются элементами правового механизма реализации указанной категорией граждан конституционного права на образование, установлены на основе баланса публичных и частных интересов, в равной мере распространяются на всех военнослужащих и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, самостоятельно поступившего в образовательное учреждение среднего профессионального образования с заключением договора об оказании платных образовательных услуг.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Александра Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector