Как правильно заполнить поле КБК в платежке
КБК — это специальный цифровой код, который обозначает статью бюджета, в которую уйдут деньги. Код бюджетной классификации обязательно указывается в платежных документах. Рассказали, что такое КБК в платежке и как правильно заполнить это поле в 2020 году.
Значение и роль КБК в системе бюджетного регулирования
Применение кодов бюджетной классификации КБК осуществляется на основании указаний, утвержденных Приказом Минфина от 08.06.2018 № 132н. Указания устанавливают структуру, принципы назначения, общие требования к порядку формирования и применения КБК и являются обязательными для всех.
Указания содержат бюджетную классификацию доходов, расходов и источников финансирования различных бюджетов Российской Федерации, которая используется для ведения бюджетного учета, формирования бюджетной и иной отчетности и включает в себя классификацию:
- доходов бюджетов;
- расходов бюджетов;
- источников финансирования дефицитов бюджетов.
Коды операций сектора государственного управления закреплены в Приказе Минфина № 209н от 29.11.2017.
Доходы бюджетов пополняются в том числе за счет налогов и приравненных к ним платежей. Они весьма разнообразны, но каждому присваивается свой отдельный код бюджетной классификации, причем первые три цифры кода указывают на администратора платежа. Наиболее распространенный код администратора — 182, код ФНС РФ.
КБК в платежке в 2020 году
То, что для бюджета является доходом, для налогоплательщиков — оплата в государственную казну налогов и приравненных к ним платежей и страховых взносов (кроме «на травматизм»). Поэтому каждый из них вначале поступает на счета территориального органа Федерального казначейства и классифицируется там на основании КБК.
Для любого налогоплательщика или налогового агента, независимо от его организационно-правовой формы, очень важно правильно оформить платежку, так как ошибки, например неверное заполнение этого поля в платежном поручении, могут привести к тому, что деньги зачислят «не по адресу». Федеральное казначейство может отнести его в разряд «невыясненных». А значит, у плательщика образуется неоплаченное обязательство перед государством, т. е. непогашенная недоимка, пени, штрафы и прочие санкции со стороны государства, в данном случае перед администратором платежей. Этого можно избежать, если верно указывать код бюджетной классификации.
Приказ № 245н от 30.11.2018, который внес изменения в действующие указания по применению КБК, содержит новые коды бюджетной классификации:
- акцизы. Введены новые коды бюджетной классификации на темное судовое топливо, нефтяное сырье для переработки, госпошлины за выдачу акцизных марок и прочее;
- новый КБК для единого налога для физлиц на профессиональный доход, сбор введен для самозанятых граждан;
- коды для уплаты налогов на дополнительные доходы от добычи углеводородного сырья, исчисляемого по нормам ст. 333.45 НК РФ.
Как корректно указать КБК в расчетных документах
Форма платежного поручения и порядок заполнения на перечисление обязательных платежей в бюджет утверждены Указанием ЦБ РФ от 03.03.2003 № 1256-У, а правила заполнения — МНС РФ от 03.03.2003 № БГ-3-10/98. В 2020 году применяются формы платежного поручения, закрепленные Положением ЦБ РФ № 383-П и Приказом Минфина от 12.11.2013 № 107н.
Каждое поле поручения имеет свой код, с помощью которого ЦБ и Минфин устанавливают правила заполнения реквизитов. Например, поле 101 предназначено для статуса плательщика.
Пример заполнения поля 104 в расчетных документах
Рассмотрим несколько примеров заполнения поля 104 в платежном поручении налогоплательщика, плательщика взносов.
Страховые взносы
С 01.01.2017 все взносы по обязательному страхованию работников, кроме взносов «на травматизм», необходимо перечислять в ФНС. Для удобства плательщиков на сайте ФНС размещена информация, какой КБК указывать по платежу в бюджет. Для оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (20%) за июнь используем 182 1 02 02010 06 1010 160.
Реквизиты платежного поручения на ОПС (20%) за июнь 2020 г.:
- поле 104 — код бюджетной классификации, например, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование;
- поле 105 — ОКТМО, код территории по общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований по месту учета налогоплательщика (налогового агента);
- поле 106 — для текущих платежей указывается код ТП (текущего года);
- поле 107 — значение показателя налогового периода; может принимать соответствующее значение периода: МС — месячные платежи;
- поле 108 — номер документа, в данном случае ставится «0»;
- поле 109 — дата документа, в данном случае ставится «0»;
- поле 110 — тип платежа, не заполняется;
- поле 24 — назначение, в данном случае указывается номер страхователя в ПФР РФ.
Налог на прибыль организаций
Иногда бывает необходимо один налог распределить по соответствующим ставкам по разным уровням бюджета: в федеральный и региональный, например, на прибыль.
Предположим, необходимо заплатить в 2020 г. налог в сумме 20 000,00 руб. (налогооблагаемая база составила 100 000,00 руб.).
Для этого необходимо сформировать два платежных поручения:
- в федеральный бюджет сумма составит 3% — 3000,00 руб.;
- в бюджет субъекта РФ — 17%, то есть 17 000,00 руб. в примере.
Для каждого уровня бюджета определен свой код бюджетной классификации:
- в федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 1000 110;
- в бюджет субъекта РФ — 182 1 01 01012 02 1000 110.
Код поля 104 поручения для федерального бюджета будет содержать соответствующий шифр.
Для регионального он будет другим.
Актуальные коды для налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по облигациям российских компаний, выпущенных в период 01.01.2017-31.12.2021.
Уплата налога физическим лицом
Любой гражданин (плательщик) вынужден разбираться в КБК. Это потребуется для уплаты таких налогов, как земельный налог, налог на имущество физических лиц.
Основанием для уплаты является налоговое уведомление, направленное налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ). Тем не менее, каждый плательщик должен проверить, правильно ли указаны реквизиты, в том числе код бюджетной классификации.
В платежке неверно указан КБК: что делать
Обратимся к п. 7 ст. 45 НК РФ. Если обнаружена ошибка в оформлении документа на перечисление налога или другого обязательного платежа в бюджетную систему, но при этом не образовалось долга по этому налогу, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление в свободной форме о том, что допущена ошибка. К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие уплату налога (т. е. перечисление на счета Федерального казначейства), с просьбой уточнить реквизиты указанного платежа: его основание, тип и принадлежность, налоговый период или статус плательщика. Подробно мы писали об этом в статье о том, как зачесть или вернуть переплату по налогам.
Так как КБК относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа, то при обнаружении ошибочно указанного КБК в поручении на перечисление налога плательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении принадлежности платежа. Эта позиция неоднократно высказывалась Минфином (например, Письмо от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145), ФНС (например, Письмо от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@), а также Арбитражным судом в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 04.12.2014 № А53-7943/2013.
Коды бюджетной классификации (КБК) на 2021 год
Эти магические три буквы, ничего не говорящие рядовым гражданам, регулярно создают головную боль предпринимателям.
Как расшифровывается КБК
КБК — коды бюджетной классификации
КБК организаций, необходимые, чтобы платеж попал туда, куда предназначался, меняются чуть ли не ежегодно. А ответственность за их правильное указание лежит на плательщике!
Попробуем разобраться: что же собой представляют эти таинственные коды, зачем они нужны, как формируются и почему регулярно изменяются. Также подскажем, что делать, если вы обнаружили ошибку в указанном коде, и чем вы в таком случае рискуете, а самое главное, как предотвратить этот риск и не оказаться с начисленными штрафами и пенями при уплаченных вовремя налогах и сборах.
Актуальный перечень КБК на 2021 год
Бюджетная классификация – что это и зачем
В июле 1998 Бюджетный кодекс РФ в Федеральном законе № 145 впервые ввел термин «КБК», используемый как средство группировки бюджета.
КБК бывают 4 видов:
- касающиеся государственных поступлений;
- имеющие отношение к расходам;
- обозначающие источники, из которых финансируется бюджетный дефицит;
- отображающие операции госуправления.
Для чего служат КБК:
- упорядочивают финансовую отчетность;
- обеспечивают единую форму бюджетной финансовой информации;
- помогают регулировать финансовые потоки на уровне государства;
- с их помощью составляется и выполняется муниципальный и федеральный бюджет;
- позволяют сравнить динамику доходов и расходов в нужный период;
- информируют о текущей ситуации в государственной казне.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ! КБК – это внутреннее кодирование, необходимое, в первую очередь, государственному казначейству, где по ним происходит распределение поступивших средств. Предпринимателям нужны эти коды постольку, поскольку они заинтересованы в соблюдении требований по оформлению госплатежей, особенно налогов и взносов во внебюджетные фонды. Поэтому не забывайте указывать в поле 104 платежного получения правильный и актуальный код КБК.
Строение КБК
Этот код состоит из 20 знаков – цифр, разделенных дефисам на группы, он имеет следующий вид ХХ – Х ХХ ХХ ХХХ ХХ – ХХХХ – ХХХ.
Каждой группе знаков соответствует определенное Министерством финансов зашифрованное значение. Рассмотрим структуру доходного КБК, так как именно их приходится в основном использовать предпринимателям (расходные коды могут встречаться в основном при возврате средств по какой-либо государственной программе).
- «Администратор». Первые три знака показывают, кто получит средства и несет ответственность за пополнение ими той или иной части бюджета, распоряжается поступившими деньгами. Самые часто встречающиеся бизнесменам коды начинаются с 182 – налоговый орган, 392 – Пенсионный фонд, 393 – ФСС и другие.
- «Вид доходов» включает в себя знаки с 4 по 13. Эта группа знаков помогает довольно точно идентифицировать поступление по следующим показателям:
- группа – 4 знак (то есть первый в этом пункте);
- подгруппа – 5 и 6 знак; двузначным кодом обозначен конкретный налог, пошлина, взнос, штраф и т.п.;
- статья – разряд 7 и 8 (значение цели полученного поступления закодировано в расчетных документах по бюджету РФ);
- подстатья – 9, 10 и 11 знак (уточняет статью дохода);
- элемент – 12 и 13 цифра, характеризует уровень бюджета – от федерального 01, муниципального 05 до конкретных бюджетов ПФР – 06, ФСС – 07 и т.д. Код 10 обозначает бюджет поселения.
- «Программа» – позиции с 14 по 17. Эти цифры призваны дифференцировать налоги (их код 1000) от пеней, процентов (2000), взысканий (3000) и других платежей (4000).
- «Экономическая классификация» – последние три цифры. Они идентифицируют поступления с точки зрения их экономического вида. Например, 110 говорит о налоговых доходах, 130 – от оказания услуг, 140 – средства, изъятые принудительно и т.п.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! 20-значный код необходимо правильно и без ошибок указывать в поле «Назначение платежа» (поле № 104) платежного поручения. По сути, он дублирует информацию, указывающуюся в поле «Основание платежа», а также частично – в поле «Получатель» и «Расчетный счет получателя».
Где взять КБК?
Для заполнения платежного поручения код КБК можно узнать несколькими способами:
- промотать чуть выше — основная их часть опубликована у нас;
- в государственном казначействе (позвонив, отправив запрос или совершив визит);
- Приказ Министерства финансов № 65Н содержит всю информацию о КБК;
- при оформлении платежей онлайн на многих сервисах КБК проставляются автоматически.
Почему меняются коды бюджетной классификации?
Это крик души подавляющего большинства предпринимателей: насколько было бы проще, будь эти коды едиными и установленными раз и навсегда. Но Министерство финансов практически каждый год вносит в КБК те или иные изменения. У предпринимателей и бухгалтеров далеко не всегда есть возможность вовремя отслеживать новшества и исправлять указанные КБК, особенно ярко это проявляется в отчетные периоды. Ответственность за неверно указанный код лежит целиком на плечах бизнесменов, часто выливается в непредвиденные траты и хлопоты по исправлению ошибки и доказательствам своей правоты.
Существуют различные версии, которые выдвигают предприниматели и никак не комментирует Минфин и Минюст.
- Чем больше поступлений прошли по неверным КБК, тем больше средств на некоторое время окажутся «подвешенными» как невыясненные. До исправления ошибок их можно использовать на неблаговидные цели, а в масштабах страны это огромные суммы.
- Дополнительное наполнение бюджета путем начисления штрафов и пеней за «просроченные» платежи, которые прошли по уже недействующему КБК. Доказательство своевременности оплаты достаточно хлопотное.
- Несогласованность действий Минфина, присваивающего коды, и Минюста, утверждающего их.
- Поскольку КБК напрямую «привязаны» к государственному сектору, любые изменения внутри соответствующих структур, поступление новых директив и т.п. ведут за собой и смену кодирования.
К СВЕДЕНИЮ! Есть мнения, что, поскольку это кодирование – внутреннее дело казначейства, то и производиться оно должно им, а не налогоплательщиками. Код КБК могут присвоить сотрудники банка на основании указанных данных о получателе и назначении платежа, либо сотрудники казначейства при его получении. Тем не менее, на сегодня дополнительный труд по кодированию возложен на плечи плательщиков, уклониться от него они не могут, а значит, остается только соблюдать действующие требования и быть в курсе последних новаций.
Чем чревата ошибка в КБК
Если код назначения платежа указан неверно, платеж будет перечислен в бюджет, но там не сможет быть правильно распределен, а значит, государство по факту его не получит. Результат может быть таким же, как если бы деньги и вовсе не перечислялись: налоговая насчитает недоимку по определенной статье. При этом, если КБК просто перепутан, может образоваться переплата по другой статье.
В результате, налоговая выставит требование об уплате недоимки, штраф за не вовремя уплаченный налог или сбор и пени за просрочку платежа. Эта ситуация крайне неприятна для добросовестного предпринимателя, вовремя заплатившего налог, вся вина которого заключается в путанице с многочисленными КБК.
Обычный порядок действий предпринимателя при обнаружении ошибки в КБК
- Самое главное – убедиться, что ошибка не привела к непоступлению дохода в бюджет, иначе будет считаться, что средства не были уплачены, с полной ответственностью за это плательщика.
- Подать в свою учетную налоговую инспекцию заявление об обнаруженной ошибке и просьбу об уточнении основания, типа и принадлежности перевода средств, если нужно, налоговый период или статус плательщика налогов.
- К заявлению надо приложить платежные поручения, по которым налог был уплачен и получен бюджетом.
- При необходимости проводится совместная с инспектором сверка уплаченных налогов (о ней составляется акт).
- Через несколько дней (срок законодательно не определен) принимается решение об уточнении данного платежа и выдается на руки заявителю.
ВАЖНО! При уточнении платежа он считается совершенным в день подачи платежного поручения с неверным КБК, а не в день получения решения об уточнении и зачете. Таким образом, просрочки обязательного платежа, предусматривающей штрафные санкции, по факту не происходит.
Рассмотрим различные случаи, случающиеся из-за ошибок в КБК, и проанализируем, как поступить предпринимателю.
- Инспекция начислила пени по неуплате налога. Если было обращение со стороны плательщика с пользой о зачете уплаченной суммы, то дополнительно следует попросить налоговую пересчитать начисленные пени. Если налоговая отказывается это сделать, обращение в суд, вероятнее всего, позволит добиться перерасчета (существует богатая судебная практика с подобными прецедентами).
- КБК не соответствует платежу, указанному в назначении. Если ошибка находится «внутри одного налога», например, КБК указано на УСН-6, а в основании платежа указано УСН-15, то налоговая обычно легко производит перезачет. Если же КБК полностью не соответствует основанию платежа, например, бизнесмен собрался оплатить НДФЛ, а указал КБК, принадлежащий НДС, налоговая часто отказывается произвести уточнение, но суд практически всегда на стороне налогоплательщика.
- Из-за ошибки в КБК страховые взносы оказались неуплаченными. Если средства не поступят на нужный казначейский счет, это практически неизбежно чревато штрафами и пенями. Предпринимателю следует как можно быстрее повторить платеж с правильными реквизитами, чтобы уменьшить сумму возможных пеней. Затем уплаченные по ошибке деньги нужно вернуть (можно и зачесть в счет платежей на будущее). Для этого направляется заявление в тот орган, на счет которого ошибочно совершен перевод денег. Невыполнение просьбы о возврате или перезачете – повод обратиться в суд.
- Средства поступили в планируемый фонд, но по не той статье. Например, в платежке указали КБК для накопительной доли пенсии, а оплатить намеревались страховую часть. В подобных случаях взносы все равно считаются внесенными в срок, и нужно действовать так же, как при обычном порядке. Суд – в помощь при любых проблемах с фондом, отказывающимся совершить перерасчет, и незаконным требованием о выплате недоимок и начислением пеней.
ПОМНИТЕ! Ошибка в КБК по закону не является основанием, по которому платеж не будет считаться перечисленным. В платежном поручении предусмотрена дополнительная информация, указывающая назначение платежа и его получателя, поэтому, если она указана корректно, повода для штрафных санкций к предпринимателю нет и быть не может, иные решения можно оспорить по суду.
Что такое КБК в платежке
Код бюджетной классификации используют для обозначения доходов и расходов бюджета при заполнении платежных поручений. Мы разобрались и готовы рассказать о том, из чего состоит КБК, насколько важно в платежке правильно его указать и что делать с ошибками, допущенными в платежном поручении.
Что такое КБК в платежке
Код бюджетной классификации в платежке — специальный цифровой код, должный обозначать доходы и расходы бюджета. Бухгалтерия организации сталкивается с этими кодами, когда делает платеж в бюджетную систему, но чаще всего не понимает, что это за последовательность цифр и что она означает в платежке. Какие КБК и платежки с 1 января 2020 года, можно посмотреть на этой странице — классификатор содержит актуальные сведения. Но чтобы понять структуру кода, взглянем на него подробнее. Рассмотрим, из чего состоит КБК, насколько важно в платежке правильно его указать и что делать с ошибками.
Расшифровка приведена в Приказе Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н . В соответствии с ним, указываемый в платежных поручениях КБК состоит из 20 цифр, объединенных в группы. Каждая группа имеет свое значение.
Из чего состоит код бюджетной классификации
Каждая цифра кода, указываемого в платежке, еще называется разрядом. Разряды объединяются в блоки следующим образом:
Первая группировка — административная. Она состоит из трех цифр и отражает шифр главного администратора поступлений. Например, код ФНС в платежном поручении — 182; код ФСС в платежке — 393.
Второй блок — доходный. В него включаются несколько информационных сообщений сразу. Первое из них (разряд 4) выражено одной цифрой и обозначает вид поступления платежа. Например, цифра 1 значит, что он пришел в виде налога, 2 — что пришел в виде безвозмездного поступления, 3 — от бизнеса и т. д.
Далее следует подгруппа. Это два знака, которые обозначают, на какие цели предназначается денежное поступление по платежному поручению. Так, 01 — налог на прибыль и подоходный налог; 02 — налог или сбор на социальные нужды, 08 — госпошлина.
Таблица поможет при заполнении платежного поручения. В ней приведена подробная расшифровка КБК, разряды указаны в отдельной колонке.
Что указывать в платежном поручении
- 1 — для налоговых и неналоговых доходов;
- 2 — для безвозмездных поступлений.
Для налоговых и неналоговых доходов:
- 01 — налоги на прибыль, доходы;
- 02 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- 03 — налоги на товары, работы, услуги, которые реализовали в России;
- 04 — налоги на товары, ввозимые на территорию России;
- 05 — налоги на совокупный доход;
- 06 — налоги на имущество;
- 07 — налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;
- 08 — государственная пошлина;
- 09 — задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;
- 10 — доходы от внешнеэкономической деятельности;
- 11 — от использования государственного или муниципального имущества;
- 12 — платежи при пользовании природными ресурсами;
- 13 — доходы от оказания платных работ, услуг и компенсации затрат государства;
- 14 — от продажи материальных и нематериальных активов;
- 15 — административные платежи и сборы;
- 16 — штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- 17 — прочие неналоговые доходы;
- 18 — поступления по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
В третий блок также входят группа и подгруппа (соответственно две и три цифры подряд).
Следующий элемент в платежном поручении определяет код бюджета и состоит из двух цифр, обозначаемых следующим образом:
- 01 — федеральный;
- 02 — субъекта Федерации;
- 03 — местный и т. д.
Что указывать в платежном поручении
Коды, по которым администраторы классифицируют поступающие платежи. Коды указаны в приложении 1.1 к Указаниям, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н.
Коды для распределения платежей — бюджеты:
- 01 — федеральный;
- 02 — субъекта РФ;
- 03 — бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения;
- 04 — городского округа;
- 05 — муниципального района;
- 06 — Пенсионного фонда РФ;
- 07 — ФСС России;
- 08 — ФФОМС;
- 09 — ТФОМС;
- 10 — сельского поселения;
- 11 — городского округа с внутригородским делением;
- 12 — внутригородского района;
- 13 — городского поселения.
Далее стоят 4 ключевые цифры, которые определяют «причину» платежа (номера разрядов в КБК — 14, 15, 16, 17). Здесь важно понимать, что причин таких может быть всего три:
- уплата собственно налога (сбора, взноса);
- уплата пени по нему;
- уплата штрафа по нему.
Так, например, на момент написания статьи при заполнении платежных поручений в общем случае принимаются следующие обозначения: платеж — 1000, 2100 — пени, 3000 — штраф. Например:
- 182 1 01 02010 01 1000 110 — при уплате НДФЛ в бюджет;
- 182 1 01 02010 01 2100 110 — при уплате пени по НДФЛ;
- 182 1 01 02010 01 3000 110 — оплата штрафа.
И, наконец, три последние цифры любого кода — это классификатор вида доходов (налоговые, неналоговые, от собственности и т. д.). Например, 010 — налоговый доход; 130 — поступления от оказания платных услуг, работ и компенсации затрат; 150 — безвозмездные поступления от бюджетов.
Что указывать в платежном поручении
Аналитическая группа подвида доходов бюджетов
Значения кодов утверждает Минфин России, финансовый орган субъекта РФ, муниципального образования. Если не утвердили, то укажите:
- 110 — налоговые доходы;
- 120 — от собственности;
- 130 — от оказания платных услуг, работ и компенсации затрат;
- 140 — суммы принудительного изъятия;
- 150 — безвозмездные поступления от бюджетов;
- 160 — страховые взносы на обязательное социальное страхование;
- 180 — прочие доходы.
Статьи выбытия нефинансовых активов:
- 410 — уменьшение стоимости основных средств;
- 420 — уменьшение стоимости нематериальных активов;
- 430 — уменьшение стоимости непроизведенных активов;
- 440 — уменьшение стоимости материальных запасов.
Поле КБК в платежном поручении
Каждому полю в платежном поручении присвоен собственный номер.
В платежном поручении есть отдельное поле для КБК (это 104 поле), и оно должно быть верно заполнено (правила заполнения платежного поручения вы можете посмотреть в «Положении о правилах осуществления перевода денежных средств» (утв. Банком России 19.06.2012 № 383-П). Если КБК указан в платежке неверно, то соответствующая сумма может быть отнесена к невыясненным платежам. Федеральное казначейство может отнести его в разряд «невыясненных».В то же время ошибка в указании КБК в платежке может привести к недоимке по налогу и страховым взносам.
Приведем пример заполненной платежки с внесенными данными о получателе:
- в поле 104 платежного поручения указан КБК для перечисления НДФЛ;
- 105 — ОКТМО;
- 106 — основание — текущий платеж (сокращенно ТП);
- 107 — период (МС — сокращенно месяц);
- 108 — в этом поле стоит «0» (при уплате по требованию в это поле платежки ставится номер документа с требованием);
- 109 — «0» (поле платежки предназначено для указания даты сдачи декларации или расчета. Если платеж осуществляется независимо от сдачи отчетности, в этом поле платежки всегда ставится «0»);
- 110 — поле всегда остается пустым в платежном поручении;
- 24 — краткое назначение платежа: вид налога и период уплаты.
Если в платежке неверно указан КБК, что делать
Плательщик может получить платежку с неверным КБК. Например, указан КБК 392 1 16 20010 06 6000 140, как заполнить платежное поручение (2018) по этому коду? Ответ один: такую платежку заполнять не нужно, поскольку этот код больше не используется. Ранее по этому коду уплачивались штрафы в ПФР за несвоевременную сдачу отчетности по страховым взносам. Теперь налоговый учет в ПФР администрирует ФНС, поэтому старый КБК утратил актуальность. Но если ошибка уже совершена, вы неверно указали КБК в платежном поручении и осуществили перевод денег, то действуйте следующим образом.
Шаг 1. В налоговую инспекцию или в территориальное отделение внебюджетного фонда необходимо направлять с заявлением об уточнении реквизитов платежного поручения. Заявление пишется в произвольной форме. К заявлению приложите копию платежки с отметкой банка.
Шаг 2. Решение по вопросу об уточнении платежа налоговые инспекторы обязаны принять в течение 10 рабочих дней. Этот срок начинают отсчитывать с даты обращения, когда инспекторы получили ваше заявление на уточнение платежа, или со дня подписания (регистарции) акта совместной сверки расчетов (если она проводилась).
Шаг 3. После истечения срока обязательно закажите в налоговой справку о расчетах с бюджетом или акт сверки, чтобы удостовериться, что инспекторы зачли сумму на правильный КБК.
Так как КБК относится к группе реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа, то при обнаружении ошибочно указанного КБК в поручении на перечисление налога плательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением об уточнении принадлежности платежа. Эта позиция неоднократно высказывалась Минфином (например, Письмо от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145).
ОИК — гарантия или деньги?
ОИК или обеспечение исполнения контракта — это гарантированная мера, которая применяется для защиты интересов Заказчика при заключении контракта в рамках 44-ФЗ или 223-ФЗ.
Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В случае, если предложенная в заявке участника цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к НМЦК, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта в полуторном размере.
Обеспечить заявку или контракт банковской гарантией можно, только если она выдана банком, имеющим на это право, содержит необходимые условия и внесена в реестр банковских гарантий.
Гарантию в реестр вносит банк. Реестр размещен в Единой информационной системе.
Если закупка содержит гостайну, то банковскую гарантию внесут в закрытый реестр и получить ее можно будет, только обратившись в казначейство.
Заказчик не примет банковскую гарантию, которая не соответствует указанным условиям. Заявку с таким обеспечением отклонят, а вас признают уклонившимся от заключения контракта и направят сведения о вас в реестр недобросовестных поставщиков.
Предоставление гарантии в виде обеспечения исполнения контракта выгодно, когда сумма запрашиваемого обеспечения велика и срок исполнения контракта исчисляется не одной неделей. Стоимость гарантии, как правило, не превышает 3% годовых от суммы обеспечения. Оформление банковской гарантии обычно происходит дистанционно и не требует присутствия клиента в банке.
Оформим гарантию за 72 часа!
Предприниматели часто задают нам вопрос, нужно ли согласовывать проект банковской гарантии с Заказчиком и как это сделать? Этот вопрос возникает не просто так.
Многие Заказчики привыкли, что банковская гарантия должна содержать определенный ряд условий, и эти условия, по мнению всё тех же Заказчиков, должны быть расположены в определенном порядке. Некоторые Заказчики требуют, чтобы отдельные условия были сформулированы так, как хотят именно они, пусть даже они и соответствуют закону.
В данном случае мы всегда предлагаем клиенту следующую формулу. Если Вы хотите, чтобы в дальнейшем Заказчик не предъявлял завышенных или даже необоснованных требований к результату работ по контракту, то гарантию лучше согласовать. Но ни в коем случае не соглашаться на изменение условий гарантии, если вариант Заказчика противоречит закону.
Согласовывать проект гарантии лучше всего, направив протокол разногласий на проект контракта через инструментарий ЭТП. Таким образом у Вас сохранится доказательство взаимодействия с Заказчиком по этому вопросу.
КБК в платежном поручении в 2021 году
КБК в платежном поручении — важнейший реквизит. В нашей статье мы расскажем, какими актуальными правовыми актами регулируется использование КБК в России и других странах, а также о некоторых особенностях практики его применения в РФ.
Что такое КБК?
КБК, или код бюджетной классификации, — это основной цифровой идентификатор источника доходов или расходов государственного бюджета РФ и ряда других стран.
Таким образом, есть два основных типа КБК:
- классифицирующие доходы государственного бюджета;
- классифицирующие расходы бюджета.
Но в практике деятельности российских бухгалтеров термин «код бюджетной классификации» чаще всего употребляется в контексте первой категории, то есть доходов бюджета. Это вполне логично: бухгалтеры принимают непосредственное участие в пополнении государственной казны, направляя туда налоги и сборы.
Впервые понятие КБК применительно к доходам бюджета было закреплено на законодательном уровне в положениях Бюджетного кодекса РФ (в его редакции от 23.12.2004). Тогда в БК РФ появился такой термин, как «код администратора поступлений». Впоследствии в процессе законотворчества он трансформировался в код классификации доходов, а затем в код бюджетной классификации.
По задумке российского законодателя каждое поступление денежных средств в казну должно сопровождаться информационным сообщением, в соответствии с которым ведомства, получившие денежные средства, обязаны их распределять. Таким информационным сообщением призван быть как раз таки КБК. Законодатель предписывает налогоплательщикам в обязательном порядке указывать код бюджетной классификации в платежных поручениях на перечисление налогов и сборов.
КБК российского образца — 20-значный. Чуть позже мы подробно рассмотрим его структуру.
Какие законы РФ регулируют использование КБК на 2020-2021 годы в платежном поручении?
Указание КБК в платежках — обязательное условие корректного заполнения соответствующих поручений исходя из норм, содержащихся в приложениях № 2 и№ 3 к приказу Минфина России «Об утверждении кодов . » от 08.06.2020 № 99н. Согласно данному приказу КБК, установленный для того или иного дохода бюджета, должен указываться в поле 104 платежных поручений, формируемых налогоплательщиками.
Перечень КБК, которые коррелируют с тем или иным налогом или сбором, зафиксирован в приказе Минфина России «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения» от 06.06.2019 № 85н.
Утвержденный КБК может не меняться в течение довольно длительного периода, но и противоположные примеры наблюдаются регулярно. Практически каждый год законодатель вносит в КБК корректировки, а также выпускает необходимые разъяснения по новым КБК.
Все указанные НПА, а также те, которые их дополняют, так или иначе издаются с целью реализации положений Бюджетного кодекса РФ.
В каком же именно виде должны фиксироваться КБК, в том числе КБК в 2020-2021 годах?
Структура КБК
Исходя из текущих требований законодательства РФ, соответствующие коды должны быть в платежных поручениях 20-значными. КБК 2020-2021 годов представлены 8 блоками цифр.
В 1-м блоке — 3 цифры. Они обозначают администратора дохода бюджета РФ. Например, ФНС обозначается цифрами 182, ФСС — 393, ФТС — 153.
Во 2-м блоке — 1 цифра. Она обозначает группу поступлений.
В 3-м блоке — 2 цифры. С их помощью фиксируется конкретная разновидность поступлений в бюджет. Таковыми могут быть, в частности:
- налоги;
- государственные пошлины;
- платежи в счет долгов по отмененным налогам и сборам;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- штрафы, санкции, компенсация ущерба;
- выручка от предоставления платных услуг.
В 4-м и 5-м блоках (иногда они рассматриваются как один) — по 2 и 3 цифры соответственно. Они означают статьи, а также подстатьи доходов.
В 6-м блоке — 2 цифры. С их помощью обозначается уровень бюджета, в который перечисляется налог.
В 7-м блоке — 4 цифры. Они определяют текущий статус платежного обязательства (налог, пеня, взыскание и т.д.).
В 8-м блоке — 3 цифры. В них определяется, к какой экономической категории относится то или иное поступление в бюджет. Так, если речь идет о налогах, то основными экономическими категориями будут:
- налоговые доходы — с кодом 110;
- доходы от сделок с имуществом — с кодом 120;
- доходы от предоставления платных сервисов — с кодом 130;
- денежные поступления в виде принудительного изъятия — с кодом 140;
- взносы на социальные нужды — 160.
Блоки 2–6 КБК также могут рассматриваться в рамках единой категории «вид доходов».
- КБК по УСН «доходы» в 2020-2021 годах: 182 1 05 01011 01 1000 110.
- КБК по УСН «доходы минус расходы» в 2020-2021 годах: 182 1 05 01021 01 1000 110.
- КБК по НДФЛ в 2020-2021 годах для налогового агента: 182 1 01 02010 01 1000 110.
КБК 2020-2021 годов: что нового?
Какие принципиальные законодательные нововведения в части регулирования КБК в 2021 году вступили в силу?
Как мы уже говорили выше, сменился регулирующий коды НПА. Несмотря на эту замену, КБК на 2021 год по налогам и взносам по сравнению с 2020 годом не изменились. Но их перечень был расширен — введены новые КБК для штрафов по первой части Налогового кодекса, в том числе:
- за непредставление налоговой отчетности (КБК 182 1 16 05160 01 0002 140);
- нарушение способа представления деклараций и расчетов (КБК 182 1 16 05160 01 0003 140);
- грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (КБК 182 1 16 05160 01 0005 140);
- непредставление налоговому органу сведений для налогового контроля (КБК 182 1 16 05160 01 0007 140);
- представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения (КБК 182 1 16 05160 01 0008 140) и др.
Раньше все эти платежи шли на единый КБК — 18211603010016000140.
Кроме этого, обновлены КБК для административных штрафов, налагаемых в соответствии с главой 15 КоАП РФ, в т. ч.:
- за просрочку налоговых деклараций и расчета по взносам (КБК 182 1 16 01151 01 0005 140);
- непредставление (несообщение) сведений, необходимых для налогового контроля (КБК 182 1 16 01151 01 0006 140);
- просрочку постановки на налоговый учет (КБК 182 1 16 01151 01 0003 140) и др.
Обратиите внимание! В 2021 году произошли изменения в заполнении банковских реквизитов в платежных поручениях на уплату налогов. С 01.05.2021 обязательно заполняйте поле 15 «Номер расчетного счета», также изменился счет Казначейства и наменование банка. Период с 01.01.2021 по 30.04.2021 переходный. Т.е. платежки пройдут как со старыми так и с новыми реквизитами.
В каких случаях КБК предопределяет отнесение платежа к невыясненным?
Один из критериев отнесения того или иного платежа к невыясненным является отсутствие в платежном поручении КБК, указание некорректного либо недействующего КБК (п. 2.5.5 приказа Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н). При этом предполагается, что ответственность за указание корректного КБК полностью лежит на налогоплательщике, поскольку данные КБК публикуются в нормативных актах. Если фирма указала некорректный КБК, вследствие чего платеж не дошел по назначению, желательно направить в ФНС заявление об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ).
Полезно будет рассмотреть, к каким правовым последствиям в принципе может привести некорректное указание налогоплательщиком в платежном поручении КБК в 2020-2021 годах.
Критично ли указание неверного КБК в платежке?
Следует отметить, что КБК в 2020-2021 годах не могут предопределить, в частности, отказ банка или Федерального казначейства в зачислении денежных средств на счета ведомств, администрирующих тот или иной вид бюджетных поступлений.
Причинами, которые могут повлечь подобные последствия, в соответствии с подп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ могут быть:
- указание неверного счета Федерального казначейства;
С 2019 года при обнаружении ошибок в номере счета казначейства можно не уплачивать налог с пенями, а подать заявление об уточнении платежа.
- указание некорректного наименования банка, в котором открыт расчетный счет получателя платежа.
В свою очередь, в соответствии с подп. 4 п. 7 ст. 26.1 ФЗ от 24.07.1998 № 125-ФЗ (он регулирует уплату в бюджет страховых взносов от несчастных случаев) неверный КБК 2020-2021 уже может быть причиной неперечисления денежных средств на счета ведомств, которые администрируют соответствующие доходы бюджета.
Таким образом, ФНС не имеет формального права не зачесть платеж, в котором указан некорректный КБК либо не указан вовсе (и как следствие, признать обязательства налогоплательщика перед бюджетном невыполненными, наложить штрафы и пени), а страховой фонд имеет.
Однако налогоплательщики активно оспаривают подобные действия государственных ведомств в судах. Предметом иска в данном случае становится требование признать действия ФНС либо социального фонда по выявлению недоимок, а также начислению штрафов и пеней по ним неправомерными. Налоговики, таким образом, иногда решаются наложить на плательщиков те или иные санкции, хотя НК РФ, как мы отметили выше, не дает им на то формального права.
Судебная практика свидетельствует, что при рассмотрении исков налогоплательщиков, составляемых как в отношении ФНС, так и страховых фондов, арбитры обычно встают на сторону истца.
Изучим некоторые примечательные арбитражные дела, касающиеся споров между налогоплательщиками и государством в части оценки качества платежной дисциплины первых в отношении обязательств перед бюджетом.
Арбитражная практика: старый или неправильный КБК по налогу — пеней не будет
Интересен прецедент с участием налогоплательщика и ФНС, которая начислила пени за налог, уплаченный по устаревшему КБК, то есть по когда-то включенному в перечень Минфина, но впоследствии замененному другим.
В постановлении ФАС Центрального округа от 08.10.2013 по делу № А14-18051/2012 суд рассмотрел иск предпринимателя, уплатившего в 2011 году УСН по старому КБК. ФНС посчитала это нарушением обязательства ИП по перечислению налога, зафиксировала недоимку и начислила пени. Впоследствии ФНС зачла платежи, попавшие на счета ведомства по ошибочному КБК, в счет текущих налогов, однако направила ИП требование об уплате пеней.
Суд в трех инстанциях признал действия ФНС незаконными и аннулировал пени. Арбитраж установил, что в соответствии с положениями ст. 45 НК РФ (в редакции, актуальной для рассматриваемого периода) обязанность плательщика по перечислению налога в казну считается неисполненной только в том случае, если в платежке указаны некорректные реквизиты Федерального казначейства и название банка получателя. Кассация, в частности, указала, что неверное указание предпринимателем КБК не может быть поводом для того, чтобы считать его уклонившимся от уплаты налога, поскольку соответствующая сумма была перечислена в бюджетную систему РФ.
По похожей ситуации в пользу налогоплательщика вынесено постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2016 № Ф05-6154/2016 по делу № А40-168537/2015 в отношении оплаты за патент, осуществленной ИП в срок, но по неверно указанному КБК. ИФНС сочла, что сроком уплаты должна считаться дата подачи заявления об уточнении реквизитов, выходившая за пределы срока, отведенного для оплаты патента, но несколько судебных инстанций эту позицию не поддержали.
Схожие выводы есть также в постановлениях АС Поволжского округа от 06.06.2018 по делу № А65-32834/2017, АС Волго-Вятского округа от 24.01.2018 по делу № А82-5449/2017 и др.
Таким образом, если в платежном поручении вместо КБК 2020-2021 годов компания указала устаревший или неправильный, то доказать, что налог был уплачен и недоимка по налогу отсутствует, можно, опираясь на решение по вышеуказанному арбитражному делу. Дополнительным аргументом в защиту налогоплательщика в случае неправильного применения КБК в 2020-2021 годах могут также послужить письма Минфина от 19.01.2017 № 03-02-07/1/2145, от 17.07.2013 № 03-02-07/2/27977 и от 29.03.2012 № 03-02-08/31, ФНС от 10.10.2016 № СА-4-7/19125@.
Итоги
В 2021 году КБК стали регулироваться новым НПА Минфина. Однако каких-то масштабных изменений в кодах из-за этого не последовало. Внимательными нужно быть тем, кто уплачивает некоторые налоговые штрафы: для них введены новые КБК. В остальном же все осталось по-прежнему. И ошибки, допущенные при указании КБК, все так же приводят к отнесению платежа к невыясненным и влекут необходимость его уточнения.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина