Как в данном случае поступить с административным надзором?

Как в данном случае поступить с административным надзором?

КАС РФ Статья 272. Рассмотрение административного дела об административном надзоре

1. Вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с административным надзором, разрешается судьей незамедлительно. После принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

3. О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора.

4. Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.

5. Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенных поднадзорного лица и представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случаев, если явка таких лица и (или) представителя будет признана судом обязательной.

6. В случае неявки без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, явка которого признана судом обязательной, на него может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

7. Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение двадцати дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

Административный надзор. Помощь адвоката при назначении административного надзора

Уголовное законодательство характеризуется определенной гибкостью в назначении наказания. Это нужно для достижения его главной цели — исправления осужденного и защиту он него иных лиц. В связи с этим статьи Особенной части Уголовного кодекса содержат минимальные и максимальные пределы назначения наказания, возможность выбора наказаний. Предусмотрены также и меры для смягчения ответственности: условное осуждение, замена наказания и другое. Однако действия государства, направленные на достижение целей наказания, не прекращаются с его отбытием. Одним из подобных действий является установление административного надзора — комплекса ограничений и запретов для лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также контроля органами внутренних дел за соблюдением таких ограничений и запретов.

Административный надзор может быть назначен лицу в случаях, если лицо имеет неснятую либо непогашенную судимость за:

  1. Совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего;
  2. Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
  3. Совершение преступления в период, когда лицо находилось под административным надзором;
  4. Совершение тяжкого или особо тяжкого преступления;
  5. Совершение преступления при рецидиве преступлений, то есть лицо сначала совершило одно преступление, а затем совершило второе, еще будучи судимым за совершение первого преступления;
  6. Совершение преступления против несовершеннолетнего;
  7. Совершение двух и более преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В последних 4 случаях административный надзор устанавливает лишь в случаях, если после освобождения лицо совершает административные правонарушения либо в период отбывания наказания признавалось злостным нарушителем порядка его отбывания.

Исходя из того, что административный надзор может быть назначен лицу лишь в случае, если оно имеет неснятую либо непогашенную судимость, то и срок административного надзора не может превышать срок судимости.

Суд, устанавливая в отношении лица административный надзор, накладывает на него ряд ограничений:

  1. Обязанность являться в ОВД с периодичностью от 1 раза в неделю до 1 раза в месяц;
  2. Не выезжать за пределы определенной территории (если было совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего).

Также суд может установить лицу, освобожденному из мест лишения свободы, иные ограничения:

  1. Запрет находиться в определенных местах;
  2. Запрет посещения и участия в массовых мероприятиях;
  3. Запрет покидать место пребывания или место жительства в определенное время суток.

Существует определенная процедура установления, изменения, продления либо прекращения административного надзора. Она регламентирована Федеральным Законом “ Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы”. Все указанные вопросы разрешаются судом в судебном заседании, в том числе установление административного надзора. В этой ситуации помощь лицу, освобожденному из места лишения свободы, может оказывать адвокат по административному надзору.

Судебное заседание происходит в порядке, предусмотренным Кодексом административного судопроизводства. Административным истцом выступает администрация исправительного учреждения либо орган внутренних дел. При этом бремя доказывания лежит на административном истце. В защиту интересов поднадзорного лица может выступать адвокат по административному надзору.

Бремя доказывания необходимости установления либо продления административного надзора лежит на административном истце. Так, в суде должностные лица указанных органов предоставляют сведения, свидетельствующие, что лицо ведет антиобщественный образ жизни, во время отбывания наказания имело взыскания, совершает административные правонарушения и так далее. В свою очередь, адвокат по административному надзору доказывает наличие обстоятельств, подтверждающих, что лицо не является общественно опасным. Для этого адвокат по административному надзору предоставляет документы, свидетельствующие о наличии у поднадзорного лица семьи, детей.

Также важное значение имеют поведение лица во время и после отбытия наказания. Так, адвокат по административному надзору вправе направить в администрацию исправительного учреждения адвокатский запрос, чтобы получить копию личного дела осужденного. Отказ адвокату по административному надзору в предоставлении указанных сведений допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Досрочное снятие административного надзора также возможно. В этом случае поднадзорное лицо либо адвокат по административному надзору подает административное исковое заявление. В его обосновании указывается, что оснований для продления административного надзора нет: поднадзорное лицо устроилось на работу, не нарушает общественный порядок. К исковому заявлению адвокат по административному надзору прикладывает справку с места работы. Для подтверждения поведения поднадзорного лица адвокат по административному надзору представляет положительные характеристики поднадзорного лица с места работы или места жительства.

Административный надзор является по большей части превентивной мерой, способствующей защите общества от лица, освободившегося из места лишения свободы. Однако административный надзор имеет и воспитательную функцию, так как прививает поднадзорному лицу правопослушное поведение. Однако при административном надзоре на лицо накладывается ряд ограничений. Задачей адвоката по административному надзору является избрание того количества ограничений, которое соответствует личности поднадзорного лица. В случае, если административный надзор как мера воздействия достиг своей цели, по заявлению самого лица либо его представителя — адвоката по административному надзору, возможно его прекращение.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Практика надзора

Пленум ВС РФ готовит разъяснения для судов в связи с вопросами, возникающими у правоприменителей при рассмотрении административных дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

В частности, в проекте документа значится, что если указанное лицо не имеет регистрации по месту жительства или пребывания, то административное исковое заявление подается в суд по месту его фактического постоянного проживания, которое устанавливается совокупностью доказательств, свидетельствующих о том, что лицо выбрало соответствующую территорию как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов.

В части процессуальных вопросов Верховный Суд отмечает: с учетом того что административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, такой административный иск не может быть оставлен без движения, при этом недостатки могут быть устранены в процессе подготовки дела к судебному разбирательству. Также напоминается, что дела об административном надзоре не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.

ВС РФ указывает, что производство по делу может быть приостановлено, например, в случае нахождения административного ответчика, участие которого в судебном заседании признано судом обязательным, в лечебном учреждении. Если лицо уклоняется от участия в деле, суд вправе признать личную явку административного ответчика обязательной, а также применить меры процессуального принуждения. Если место фактического пребывания административного ответчика неизвестно, суд назначает такому лицу в качестве представителя адвоката и рассматривает административное дело с участием назначенного представителя.

Из проекта постановления следует, что в случае, если на момент рассмотрения дела об административном надзоре истек срок, указанный в ст. 4.6 КоАП РФ, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию по одному или нескольким административным правонарушениям, исключается возможность учета такого административного правонарушения в качестве основания установления административного надзора.

Верховный Суд пояснил, что в случаях, когда при рассмотрении дела об административном надзоре принимается новый закон, улучшающий положение лица, в том числе влияющий на определение вида рецидива, погашение судимости и т.п., однако приговор не приводился в соответствие с действующим законодательством, суд не вправе самостоятельно делать выводы о наличии в действиях лица состава преступления, его категории и т.д. В данном случае следует разъяснить лицу его право на обращение с ходатайством о пересмотре приговора и приведении его в соответствие с действующим законодательством. При наличии такого обращения следует приостановить производство по делу об административном надзоре в связи с невозможностью рассмотрения данного дела до разрешения другого дела, рассматриваемого в порядке уголовного судопроизводства. Кроме того, суд должен разъяснить представителям исправительного учреждения или органа внутренних дел, что независимо от наличия ходатайства названного лица они вправе обращаться в суд с представлением о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством.

Также подчеркивается, что, продляя срок административного надзора, суд не связан мнением административного истца и вправе установить менее или более продолжительный срок в пределах, установленных Законом об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (далее – Закон). При этом положения Закона не препятствуют неоднократному продлению административного надзора на срок до шести месяцев в пределах срока погашения судимости при наличии соответствующих обстоятельств.

Отказывая в досрочном прекращении административного надзора, суд не вправе частично отменить или дополнить ранее установленные административные ограничения либо продлить срок административного надзора. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное обращение с таким заявлением возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора. Верховный Суд обращает внимание, что в отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

Проектом постановления уточняется, что если при рассмотрении дела об административном надзоре в отношении административного ответчика избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, то данное обстоятельство не препятствует установлению судом административного надзора, в то время как Закон содержит указание только лишь на заключение под стражу.

По мнению адвоката адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Анатолия Кузнецова, в документе не уделяется достаточно внимания вопросу о разрешении поднадзорному лицу краткосрочного выезда за установленные судом пределы территории в связи с чрезвычайными обстоятельствами. Он напомнил, что по Закону к таковым, например, относятся смерть и тяжелая болезнь близкого родственника. «В то же время по очевидным причинам такую возможность следовало бы установить и в отношении иных лиц, за исключением близких родственников, состоящих в свойстве с поднадзорным лицом, а также лиц, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги ему в силу сложившихся личных отношений», – считает он.

Затронул эксперт и пункт проекта постановления, в котором говорится о «лице, находящемся в местах лишения свободы и подлежащем освобождению». По его мнению, статус лица, подлежащего освобождению, является неопределенным. «Лицо находится в местах лишения на законном основании или на незаконном», – указал он.

Он остановился на положениях документа, в которых идет речь о том, что исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. А также что административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда. При этом такое дело рассматривается в течение десяти дней со дня поступления в суд соответствующего административного иска.

Эти положения вызвали у эксперта вопросы: как быть в случае, когда административное исковое заявление подано и зарегистрировано, но к моменту рассмотрения лицо убыло из мест лишения свободы к месту своего постоянного жительства? Такому лицу придется возвращаться, чтобы донести до суда свою позицию по административному делу? «Наверное, следовало бы установить возможность рассмотрения такого дела по месту регистрации или пребывания освобожденного лица по его письменному заявлению», – считает он.

Адвокат, член Совета АП Белгородской области Борис Золотухин пояснил, что, вводя административный надзор, законодатель пытался восстановить более или менее неплохо действовавшую в советское время систему социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и предотвращения рецидива преступлений.

«Но тогда органы внутренних дел обладали реальной возможностью трудоустройства таких лиц, и предприятия обязаны были принимать их на работу, – отметил он. – Реальной возможности у действующих органов ФСИН России трудоустроить, а тем самым обеспечить минимальное экономическое “благополучие” освободившегося из мест лишения свободы лица нет – и в ближайшее время не предвидится». Поэтому, считает он, оснований полагать, что сам административный надзор, как и практика его применения, повлияет на уровень преступности и ее рецидива, не имеется.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

Вопросы, связанные с установлением административного надзора, урегулированы нормами Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а также ст. 314. 1 УК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 314.1 УК РФ уголовная ответственность наступает за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

Санкция данной нормы предусматривает наказание в виде обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Уважительными причинами, при наличии которых неприбытие освобожденного из мест лишения свободы к месту жительства или пребывания, равно как и оставление, им места жительства или пребывания не образуют состава данного преступления. Таким могут признаваться, в частности, тяжелое заболевание лица или необходимость получения им медицинской помощи, угрожающая жизни тяжелая болезнь или смерть близкого родственника или стечение иных тяжелых семейных обстоятельств, перебои в транспортном сообщении, необоснованное задержание в связи с подозрением в совершении преступления или административного правонарушения.

Не может служить основанием для привлечения поднадзорного лица к уголовной ответственности также оставление им места жительства или пребывания с разрешения органа внутренних дел в случаях, предусмотренных законом (например, невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства или пребывания в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами; прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории; необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию и др.).

Кроме этого, законодатель предусмотрел также уголовную ответственность и за неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом ограничений, установленных судом.

Так, согласно ч. 2 ст. 314.1 УК РФ неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно — эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

За данный состав преступления предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до шестидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательнее работы на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Также согласно примечанию к указанной статье неоднократным несоблюдением лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, признается несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, при условии, что это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Таким образом, административный надзор за лицами, освобождающимися из мест лишения свободы, устанавливается на основании вступившего в законную силу решения суда. Осужденный должен быть уведомлен об установлении в отношении него административного надзора, налагаемых в связи с этим ограничениях, а также об уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

Статья 272 КАС РФ. Рассмотрение административного дела об административном надзоре (действующая редакция)

1. Вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с административным надзором, разрешается судьей незамедлительно. После принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.

2. Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

3. О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора.

4. Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.

5. Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенных поднадзорного лица и представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случаев, если явка таких лица и (или) представителя будет признана судом обязательной.

6. В случае неявки без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, явка которого признана судом обязательной, на него может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.

7. Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение двадцати дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Читайте также  Разрешено ли страйкбольное оружие до 18 лет?

8. При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 272 КАС РФ

В ст. 272 КАС РФ регламентировано рассмотрение административного дела об административном надзоре. Ранее такое регулирование частично устанавливалось положениями ст. 261.7 «Рассмотрение дела об административном надзоре» ГПК РФ.

Часть 1 ст. 272 КАС РФ содержит правила, которые в ст. 261.7 ГПК РФ не устанавливались. Предусмотрено, что административное исковое заявление принимается к производству суда незамедлительно. Это является изъятием из общей нормы ч. 1 ст. 127 данного Кодекса о сроке рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству (в течение трех дней со дня поступления административного искового заявления в суд). Исключением является случай неподсудности требований данному суду, — в этом случае административное исковое заявление возвращается на основании п. 2 ч. 1 ст. 129 КАС РФ. Подсудность соответствующего административного дела в данном случае определяется по правилам ч. ч. 5 и 6 ст. 270 данного Кодекса.

В ч. 1 ст. 272 КАС РФ также определены действия, осуществляемые судом после принятия административного искового заявления. При этом реализованы следующие разъяснения, которые были даны в п. п. 12 и 14 Постановления Пленума ВС России 2013 г. N 22:

— с учетом ч. 3 ст. 261.7 ГПК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона 2011 г. об административном надзоре в случаях, когда орган внутренних дел обращается с заявлением об установлении, о продлении административного надзора или дополнении ранее установленных административных ограничений, о досрочном прекращении или частичной отмене административных ограничений, суд вправе обязать орган внутренних дел, обратившийся с соответствующим заявлением, обеспечить явку указанного лица в судебное заседание (п. 12);

— в силу ч. 2 ст. 249, ч. 6 ст. 261.6 ГПК РФ при рассмотрении дел данной категории суд вправе истребовать документы и материалы, необходимые для разрешения дела. Исходя из этого в случае, когда поднадзорное лицо ходатайствует о досрочном прекращении административного надзора либо о частичной отмене установленных административных ограничений, однако представленных документов и материалов недостаточно для принятия законного и обоснованного решения, суд вправе истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (п. 14).

Как разъяснено в п. 8 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 15, с учетом того, что административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая его неподсудности данному суду, такое административное исковое заявление не может быть оставлено без движения; недостатки указанного административного искового заявления могут быть устранены в процессе подготовки дела к судебному разбирательству; вместе с тем при наличии предусмотренных законом оснований административное исковое заявление может быть возвращено либо в его принятии может быть отказано (ч. 1 ст. 128, п. п. 2, 3, 4, 5, 6, 8 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).

Часть 2 ст. 272 КАС РФ воспроизводит положение ч. 3 ст. 261.7 ГПК РФ, устанавливавшее, что обязанность доказывания обстоятельств по делу об административном надзоре лежит на заявителе. Это правило следует и из общей нормы ч. 1 ст. 62 КАС РФ.

В части 4 и 5 ст. 272 КАС РФ вошли с соответствующими изменениями и с соответствующей детализацией положения ч. ч. 1 и 2 ст. 261.7 ГПК РФ, которыми предусматривалось следующее:

— дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора (ч. 1);

— неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела (ч. 2).

В отличие от положений ч. ч. 1 и 2 ст. 261.7 ГПК РФ в ч. ч. 4 и 5 ст. 272 КАС РФ указано на исключения — случаи, когда судом будет признана обязательной явка представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел. При неявке в таких случаях без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел в соответствии с ч. 6 ст. 272 КАС РФ на него может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, которые установлены ст. ст. 122 и 123 данного Кодекса.

В пункте 11 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 15 даны следующие разъяснения:

— исходя из положений ч. ч. 1, 3, 4 и 5 ст. 272 КАС РФ о дате и времени рассмотрения дела об административном надзоре извещается лицо, в отношении которого подано административное исковое заявление, а также представитель исправительного учреждения или органа внутренних дел, обратившихся в суд, и прокурор;

— участие в судебном заседании лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в т.ч. при наличии ходатайства о личном участии в судебном заседании либо в случае признания судом его личной явки обязательной, может быть реализовано также посредством видеоконференц-связи;

— явка в судебное заседание лица, освобожденного из мест лишения свободы, может не признаваться судом обязательной, в частности, в случаях, когда таким лицом поданы в суд ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, объяснения в письменной форме либо представлены письменные доказательства, не исключающие возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица (ст. 84 КАС РФ);

— если административный ответчик отсутствует по месту жительства (месту пребывания) и место его фактического пребывания неизвестно, суд вправе назначить такому лицу в качестве представителя адвоката и рассмотреть административное дело без участия административного ответчика (ч. 4 ст. 54, ст. 272 КАС РФ);

— в случае признания обязательной явки лица, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, суд возлагает на орган внутренних дел обязанность обеспечить его явку в судебное заседание (ч. 1 ст. 272 КАС РФ, п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона 2011 г. об административном надзоре);

— если указанное требование не исполнено, суд вправе применить к административному ответчику меры процессуального принуждения, направленные на обеспечение его явки в судебное заседание (ст. ст. 120, 122 КАС РФ);

— при наличии достаточных доказательств суд вправе рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, явка которого признана обязательной, если последний не явился в судебное заседание и не сообщил об уважительных причинах своей неявки.

В ч. 7 ст. 272 КАС РФ определены сроки рассмотрения административного дела об административном надзоре (ст. 261.7 ГПК РФ таких положений не содержала): в отношении административных дел, связанных с административным надзором, — 10 дней со дня поступления административного искового заявления в суд; в отношении административных дел об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, — не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы. Эти сроки рассмотрения административного дела являются изъятиями из общих сроков рассмотрения и разрешения административных дел, указанных в ч. 1 ст. 141 данного Кодекса.

Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 15, административное дело об административном надзоре рассматривается в течение 10 дней со дня поступления в суд соответствующего административного иска; при этом данный срок не может быть продлен по правилам ст. 141 КАС РФ; названные дела не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, поскольку срок их рассмотрения менее срока, установленного для рассмотрения дела в порядке гл. 33 КАС РФ; следует иметь в виду, что при наличии обстоятельств, указанных в ст. ст. 190 и 191 КАС РФ, производство по делу может быть приостановлено (например, в случае нахождения административного ответчика, участие которого в судебном заседании признано судом обязательным, в лечебном учреждении).

Часть 8 ст. 272 КАС РФ также содержит положения, которые в ст. 261.7 ГПК РФ не устанавливались. О соответствующих правилах говорилось в следующих разъяснениях, которые были даны в п. 25 Постановления Пленума ВС России 2013 г. N 22: согласно положениям ст. 245, ч. ч. 1 и 3 ст. 246 ГПК РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона 2011 г. об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Закона; при обсуждении вопроса об установлении срока административного надзора за названными лицами суду надлежит учитывать их характеристику по месту отбывания наказания, поведение в быту, а также характер и степень общественной опасности совершенного преступления и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.

В пункте 27 Постановления Пленума ВС России 2017 г. N 15 даны такие же разъяснения: согласно ч. 8 ст. 272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона 2011 г. об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Закона; при обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]