Расчет оплаты за отопление в многоквартирном доме
Жильцы многоэтажек и владельцы частных домов по-разному решают вопрос оплаты отопления в холодное время года. Если с дачи можно уехать и зимой ее не обогревать, то при отъезде из квартиры платить за отопление все равно придется. Исправить ситуацию поможет установка индивидуальных счетчиков на радиаторы. Но не только отсутствие домочадцев может привести к такому решению. Иногда центральное отопление не дает тех температур, которые положены по нормативам, а платить надо по полной.
- Изменения 2019 года, которые коснулись отопления
- Как самостоятельно вычислить сумму
- По каким правилам считают платежи за тепло
- Дополнительные формулы для подсчета
- Какая температура должна поддерживаться в квартирах
- Как уменьшить выплаты
- Суть работы ИПУ
Как происходит расчет оплаты за отопление в многоквартирном доме, как уменьшить сумму платежей коммунальщикам и к чему готовиться тем, кто хочет поставить свои приборы учета, подскажет Бробанк.
Изменения 2019 года, которые коснулись отопления
При расчете платежей за отопление в многоквартирных домах изменились некоторые параметры:
- Стало два варианта отопления, его разделили на 2 категории: индивидуальное и общедомовое.
- Разработали спецформулы для расчета за те квадратные метры и комнаты, которые не отапливаются, и для жилых площадей с автономным обогревом.
- Появился индивидуальный расчет платежей за отопление в многоквартирных зданиях, которые только частично оснащены счетчиками тепла.
Также для более детального расчета ввели новые показатели, который оказывают влияние на сумму оплаты. Такие как площадь мест для общего пользования и количество потребленных Гкал тепла. Эта величина — сумма показателей, которые сняли с индивидуального оборудования по учету тепла или установили на системах отопления владельцев радиаторных распределителей.
Как самостоятельно вычислить сумму
Вы сможете рассчитать сумму оплаты за отопление в своей квартире самостоятельно. Но перед этим учтите некоторые факторы:
- Определите, сколько месяцев в году происходит начисление оплаты за тепло. Только на тот период, когда в батареи подают горячую воду или на протяжении календарного года.
- Узнайте, установлен ли в вашем многоквартирном доме общедомовой счетчик учета теплоэнергии.
- Выясните, оснащена ли ваша жилплощадь отдельным прибором учета тепла или собственными радиаторными распределителями.
- Определите, каким путем система отопления на вашей жиплощади заполняется горячей водой. По центральной городской системе или посредством специального оборудования, установленного в вашем доме.
Исходя этих параметров, можно использовать определенные формулы для подсчета выплат за обогрев квартиры.
По каким правилам считают платежи за тепло
Руководствуйтесь параметрами, которые вы определили для своего жилья, и используйте готовую формулу для расчета по категориям:
- Когда нет общедомового прибора учета тепла (ОДПУ), а плату за теплоснабжение начисляют только в месяцы отопительного сезона.
- Если нет ОДПУ, а платежи растянули на весь календарный год.
- В доме подключен ОДПУ, а отдельные счетчики не установлены ни в одном из помещений здания.
- В здании установлен ОДПУ, квартиры частично оснащены отдельными приборами для подсчета теплоэнергии.
Если ваша квартира расположена в доме, в котором не подключены ОДПУ, и плату назначают только в период отопительного срока, расчет теплоэнергии происходит по нормативам. Это фиксированное количество энергии, которая требуется для обогрева 1 кв. метра на 30 дней. Нормативы различаются в зависимости от региона, их принимает и утверждает местное руководство, с учетом климатических особенностей. В этом случае можно использовать такую формулу:
П = Плж x Нп x Тт
Плж — площадь жилья.
Нп — норматив потребления.
Тт — тариф на тепло.
Для зданий без ОДПУ, в которых платежи растягивают на 12 месяцев, в расчет входит коэффициент периодичности оплаты коммуналки по теплоэнергии. Коэффициент равен количеству платежей за отопительный сезон, поделенный на 12 месяцев. А расчет будет произведен по такой формуле:
П= Плж x Нп x Kф x Тт
Где Kф — рассчитанный коэффициент для помесячного учета.
Дополнительные формулы для подсчета
Счетчики для расчета теплоэнергии в многоквартирном доме устанавливают до здания. Прибор показывает, сколько тепла поступает в квартиры всего строения. Тепло рассчитывают пропорционально по всем квартирам. Подсчет проводят таким образом:
П = (Обт + (Плж x (От — ∑Обт)) / Плоб) x Тт
Плж — площадь квартиры.
Плoб — общая площадь жилых и нежилых помещений в здании.
От — объем теплоэнергии по показаниям ОДПУ при оплате в течение отопительного срока или по среднему показателю теплоэнергии по месяцам за предыдущий год.
Тт— тариф установленный на теплоэнергию.
Обт — объем тепла, который нужен для обогрева всей жиплощади.
∑Обт — объем всей теплоэнергии, которую потреблена в жилых и нежилых помещениях многоэтажки.
Чтобы рассчитать показатель Обт, тоже нужна формула:
Обт = Плж x (От / (Плоб — Плинд + Плои))
Плои — площадь тех помещений, которые относятся к общему пользованию.
Плинд — площадь жилых и нежилых комнат, в которых нет отопительных приборов или установлены собственные обогреватели.
Расчет происходит по такой формуле:
∑Обт: От/ (Плоб + Плои) x Плоб
Если в одном жилом доме хотя бы в одной из квартир установили индивидуальный прибор учета (ИПУ), его включают в расчет общего платежа за отопление. Для расчета платежей в домах, где в нескольких квартирах поставлены ИПУ, используют ту же формулу, что и для домов с ОДПУ, но без ИПУ.
Для тех помещений, в которых нет ИПУ, показатель Обт рассчитывают так:
Обт = Плж x (∑ОбтИПУ / ∑ПлжИПУ)
∑ОбтИПУ — общая сумма по показаниям ИПУ, если расчет и начисление оплаты происходит в отопительный сезон. Или по среднемесячному объему тепла за предшествующий год.
∑ПлжИПУ — площадь всех комнат с ИПУ.
В первый раз подсчет провести непросто, но даже во второй раз, становится понятно какой показатель и какие показания со счетчиков куда подставить
Какая температура должна поддерживаться в квартирах
Нормы отопления в многоквартирных домах в холодное время года:
Тип помещения | Оптимальная температура в градусах Цельсия | Допустимая температура в градусах Цельсия |
Жилая комната | 20-22 | 18-24 |
Жилая комната в регионах с температурой на улице -31°C и ниже | 21-23 | 20-24 |
Кухня | 19-21 | 18-26 |
Коридор между квартирами | 18-20 | 16-22 |
Туалет | 19-21 | 18-26 |
Ванная | 24-26 | 18-26 |
Вестибюль, лестничная площадка | 16-18 | 14-20 |
Кладовая | 16-18 | 12-22 |
В теплый период года норма для жилых комнат составляет в оптимальном варианте 22-25°C, а в допустимом — 20-28°C.
Если температура в вашей квартире в отопительный сезон не соответствует установленным нормативам, вы можете обратиться в обслуживающую компанию или в коммунальную службу. Они обязаны провести расследование и получить доказательства. В этом случае платежи за отопление будут уменьшены. Но такое решение можно назвать полумерой, и оно мало кого устроит, потому что в квартире все равно останутся некомфортные условия для жизни.
Как уменьшить выплаты
Для снижения суммы ежемесячных платежей за тепло единственным способом служит установка индивидуальных приборов учета теплоэнергии. Но перед этим вы можете столкнуться с несколькими проблемами:
- Получение разрешения на установку ИПУ — затратный по времени процесс. Чтобы установку одобрили, нужно подтвердить или улучшить технические условия. На их основании подбирают подходящий тип счетчика.
- Для регулярной оплаты отопления по индивидуальную прибору учета нужно своевременно отправлять счетчики на поверку. Чтобы ее провести, проводят демонтаж и повторный монтаж счетчика, что влечет за собой дополнительные расходы. Если поверка происходит в отопительный сезон, то оплата за обогрев квартиры на время без ИПУ проходит по установленному нормативу. Поэтому сдавать счетчики лучше в летний период, хотя в это время могут быть большие очереди.
- Дорогая установка ИПУ. Платеж за услугу по монтажу одного счетчика может достигать 25 тыс. рублей. Некоторые компании берут отдельную оплату и за демонтаж. Кроме того поверка тоже платная. А если счетчик не проходит поверку в техслужбе или ломается, его надо своевременно заменить.
Несмотря на сложности и большие вложения при первичной установке, с помощью индивидуального прибора можно значительно снизить ежемесячные платежи за отопление.
Суть работы ИПУ
Индивидуальный счетчик, который подключен к отопительной системе, учитывает расход теплоэнергии в виде вычисления разницы между достигнутой в помещении температурой и расходом теплоносителя. Прежде чем устанавливать ИПУ в своей квартире, определите, какая разводка системы отопления в вашей многоэтажке: вертикальная или горизонтальная.
Счетчики прикрепляют непосредственно на трубу теплоподачи. Если в многоэтажке вертикальная система разводки на каждую трубу придется устанавливать по одному прибору учета, а это очень затратное дело. В каждой комнате потребуется отдельный счетчик. С горизонтальной системой такой проблемы нет, там достаточно только одного прибора. Если система отопления стояковая, на батареи можно установить распределители. Они вычисляют расход теплоносителя путем расчета разницы температур в помещении и с поверхности радиатора.
Как правило, в многоэтажках, построенных позже 2000 года, горизонтальная система отопления. Поэтому в новом доме установить ИПУ окажется дешевле, чем в квартирах советской постройки. После установки счетчика мастера пломбируют его, чтобы исключить мошеннические действия со стороны жильцов или квартиросъемщиков.
Порядок расчета размера платы за отопление при отсутствии общедомового прибора учета
Жилищный кодекс РФ в части 1 статьи 157 устанавливает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.
Согласно Решения Пермской городской Думы от 24.11.2009 N 286 «О внесении изменения в решение Пермской городской Думы от 23.12.2003 N 161 «О нормативах потребления коммунальных услуг» утверждены следующие нормативы потребления:
1.1. Многоквартирные дома или жилые дома до 1999 года постройки включительно
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
16 и более этажей
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
1.2. Многоквартирные дома или жилые дома после 1999 года постройки
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
12 и более этажей
Гкал/1 кв. м общей площади в месяц
Пунктом 8 Правил предоставления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить указанным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, оплата за отопление при отсутствии общедомового прибора учета должна производиться на основании пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, согласно которого при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления — в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам, а именно размер платы за коммунальные услуги определяется по формуле:
— общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
— норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
— тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательство м Российской Федерации (руб./Гкал);
При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.
В Т Плюс ответили на самые часто задаваемые вопросы по новой системе оплаты за тепло
— При равномерной круглогодичной оплате, действовавшей до 1 октября 2020 года (так называемая 1/12 или «одна двенадцатая»), плату за тепловую энергию, потребленную за семь месяцев отопительного периода начисляли равномерно в течении всего года, т.е. летом мы оплачивали тепло, потребленное в месяцы прошедшего отопительного сезона (январь-апрель).
«Одна седьмая» или (1/7) подразумевает оплату тепла только в отопительный сезон – семь месяцев в году. Но общая сумма, если вы платите по нормативу, не изменяется.
Почему мы перешли на 1/7 именно с 1 октября, а не с нового года?
— Дата смены способа оплаты установлена действующим законодательством. Согласно пункту 42.2 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N354: «42.2. Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа».
Решение о переходе Оренбурга, Орска и Медногорска на оплату фактического потребления тепла (только в отопительный период) утверждено Постановлением Правительства Оренбургской области№750-п от 30.09.2019 г., дата фактического перехода – 1 октября 2020 года.
Как начисляется плата за отопление при переходе на 1/7?
— Если в доме установлен общий прибор учета тепла, расчет платы производится по показаниям счетчика. Если же коллективный счетчик отопления не установлен, плата начисляется по нормативу. Нормативы для отопительного периода утверждены Правительством Оренбургской области (Постановление N 686-п от 17 августа 2012 г.).
Почему сумма начислений выросла? Выросли тарифы?
— Тарифы на отопление остались без изменений. Для домов с исправно работающими общедомовыми приборами учёта сумма начислений за октябрь 2020 года стала заметно меньше. Выросла она для домов с неисправными или недопущенными общедомовыми счётчиками, а также для тех, в домах где общедомовых приборов учета тепла нет. Т.е. для всех, кто платит по нормативам.
Нормативы на отопление утверждены постановлением Правительства Оренбургской области №686-п от 17.08.2012 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Оренбургской области».
Для Оренбурга величина норматива на 7 месяцев отопительного периода, применяемого для расчёта платы за отопление, зависит от этажности домов:
от 1 до 5 этажей — 0,0308 Гкал/кв.м;
от 6 до 9 этажей включительно — 0,0291 Гкал/кв.м;
от 10 этажей и выше – 0,0274 Гкал/кв.м.
Не заплачу ли я за этот год больше, чем заплатил бы, оставшись на 1/12?
— Для тех, кто платит по нормативам, сумма начислений в целом по году останется прежней, так как в установленный законом срок по итогам года будет произведет перерасчёт, приводящий в соответствие две системы оплаты.
Корректировка за период с января по сентябрь по фактическому потреблению будет сделана и для домов с общедомовыми приборами учёта. тепла.
Как проверить, правильно ли применён норматив?
— Проверить правильность начислений для домов без общедомовых приборов учёта просто: сумму в графе «отопление» в квитанции за октябрь умножаем на 7 и делим на 12. Полученная величина должна быть равна сентябрьскому платежу.
Примеры изменения платы для домов без счётчиков тепла для квартиры площадью 50 кв.м. в Оренбурге:
Начисления за октябрь 2020 г. — 2672,33 руб. Начисления за сентябрь 2020 г. -33 1561,75 руб.
Как установить общедомовой прибор учёта?
— Общедомовой прибор учета может установить управляющая компания по решению собрания собственников.
© 56orb.ru (сетевое издание «56 медиа»), 2018
Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 23.11.2018 г. Регистрационный номер серия ЭЛ № ФС77 — 74137
Главный редактор — Черникова Д.С.
Адрес редакции: 109044, Москва г, вн.тер.г. муниципальный округ Таганский, ул Воронцовская, д. 20, этаж 2, ком. 14
Телефон редакции: +7 (499) 290-52-20 . Тел. в Оренбурге +7(3532) 430-797. По вопросам рекламы +7 (912) 846-12-53
email: [email protected] / [email protected]
Все права на материалы охраняются в соответствии с законами РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка на наш сайт обязательна.
ВС РФ определил условия, когда может начисляться плата за отопление в летний период
6 ноября 2019 года Верховный суд РФ рассматривал дело АКПИ19-699 о признании частично недействующими п.59(1), 60(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, в части, допускающей для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период при использовании в расчетах способа оплаты отопления в течение отопительного периода, а также изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года.
Все началось с того, что жители одного из многоквартирных домов в летний (неотопительный) период продолжали получать счета за отопление, хотя фактически данная услуга им не предоставлялась.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставка коммунального ресурса осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ.
Дом, в котором проживают истцы, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона.
После окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик продолжил выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась.
Согласно ответу Поставщика от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДНУ.
По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДНУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.
На запрос Поставщик указал, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59, 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.
В суде представитель административных истцов по доверенности поддержал заявленные требования и пояснил суду, что фразы пункта 59(1) Правил «. начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации. до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета. » и пункта 60 Правил «. в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации. » позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил предоставления коммунальных услуг и начислять потребителям плату за отопление в летний (неотопительный) период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если до выхода ОДПУ из строя использовался способ оплаты отопления в течение отопительного периода. Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 8 октября 2019 г. № КЧ-П9-8592).
Представители административного ответчика возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика, объяснения представителей административных истцов, административного ответчика Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, 5 федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 утверждены Правила, которые действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 июля 2019 г. № 897 (постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 г. № 344 Правила дополнены пунктами 59(1) , 60(1).
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., № 22, «Российской газете» 1 июня 2011 г. Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги. В случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации пункт 59(1) Правил предусматривает льготный период для расчета платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные на общедомовые нужды, а также за коммунальную услугу отопления, которая определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса.
По истечении 3 расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя коллективного (общедомового) прибора учета, пункт 60(1) Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.
Оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют нормам жилищного и гражданского законодательства. Так, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (часть 1 статьи 157). Регулируя отношения по энергоснабжению, по снабжению тепловой энергией и прочими коммунальными ресурсами, Гражданский кодекс Российской Федерации определяет, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 1 статьи 544, статья 548).
Часть 2 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает, что расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета. Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя согласно статье 19 Федерального закона «О теплоснабжении» предусматривает осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя путем их измерения приборами учета. Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в установленных законом случаях, а именно при: неисправности приборов учета, нарушении установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии в точках учета приборов учета. Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется. Согласно разъяснению, данному в пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным.
Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения. Оспариваемые положения пунктов 59(1), 60(1) Правил по своему содержанию являются ясными и определенными.
Доводы административных истцов о том, что после окончания отопительного сезона 2018-2019 гг. Поставщик выставлял собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и тепловая энергия не поставлялась, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил: в удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующими пунктов 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, отказать.
Особенности начисления платы за отопление при начале и окончании отопительного периода
В соответствии с абз.2 п.40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (далее – Правила №354) потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил №354.
Согласно абз.2 п.42(1) Правил №354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2(1), 2(3) и 2(4) приложения № 2 к Правилам №354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению утвержден приказом ДЖКХ и энергетики ХМАО от 22.12.2017 №11-нп (далее – Приказ №11-нп). Пунктами 5 каждого приложения к Приказу №11-нп предусмотрено, что установленные нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению определены с учетом продолжительности отопительного периода 9 календарных месяцев (в том числе неполных).
В первом случае в расчетные периоды начала и окончания периода (как правило, май, сентябрь) начисление производится за полный расчетный месяц независимо от даты фактического начала или окончания отопительного периода. Например, окончание отопительного периода 2019/2020 годов 10 мая 2020 года дает исполнителю коммунальной услуги по отоплению право произвести начисление платы за отопление за май 2020 года в полном объеме, а не пропорционально количеству дней, в течение которых фактически предоставлялась коммунальная услуга по отоплению.
Во втором случае начисление производится в течение всего календарного года равными долями, независимо от даты фактического прекращения подачи коммунальной услуги по отоплению в многоквартирный дом, дом.
Абзацами 3-7 п.42(1) Правил №354 установлен порядок определения размера платы за отопление в случае оборудования многоквартирного дома, дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
При осуществлении расчетов существенно важным является не дата принятия органом местного самоуправления решения об окончании отопительного периода в соответствии с п.5 Правил №354 (например, 12 мая 2020 года), а дата фактического прекращения подачи теплоносителя на многоквартирный дом, дом для целей отопления. Дата прекращения подачи теплоносителя подтверждается соответствующей документацией исполнителя услуги (например, акт о прекращении подачи на многоквартирный дом, дом теплоносителя для целей отопления, или иной подобного содержания документ), а также включаемого в состав такой документации отчета о потреблении тепловой энергии (посуточного, почасового), из которого будет видно значительное снижение подачи на многоквартирный дом, дом тепловой энергии для целей отопления