ВС разобрался, можно ли забрать выданную «по ошибке» землю
Житель Алушты Андрей Иванов* в 2013 году получил почти гектар земли. По документам он предназначался для жилого строительства. До присоединения Крыма ему разрешили аренду земли, потом разрешили составить проект для ее передачи в собственность, а в 2014 году, уже после присоединения, Иванов попросил предоставить ему участок в собственность. Администрация города бесплатно передала ему участок, в графе «вид разрешенного использования» значилось «малоэтажная жилая застройка». Год спустя Иванов подарил землю матери. К тому моменту на участке уже был дом, право собственности и на него, и на землю оформили на мать Иванова.
Но в городской администрации решили, что совершили ошибку. Земля, о которой идет речь, могла быть передана только в аренду, а не в собственность, поскольку часть участка расположена на территории зелёных насаждений общего пользования. Передавать участок под застройку при этом нельзя, заключили госорганы. Чтобы исправить ситуацию, администрация подала в суд. Представители города хотели признать недействительным собственное постановление о передаче земли Иванову и обязать вернуть землю городу.
В первой инстанции требования сочли разумными. Там указали, что право на аренду не подразумевало предоставление участка в собственность, а довод Иванова о том, что город дал ему разрешение составить проект землеустройства по передаче участка в собственность не приняли, потому что такое решение не было основанием для предоставления Иванову земли после того, как Крым присоединили и правила поменялись (Решение Алуштинского городского суда Республики Крым, дело № 2-74/2018 (2-1463/2017;)
М-1386/2017). В апелляции решение поддержали, но признали, что Иванов может дооформить участок (Апелляционное определение Верховного суда Республики Крым, дело №33-4804/2018).
Но в ВС такой подход сочли неверным (дело № 127-КГ19-2). Коллегия по гражданским спорам под председательством судьи Горшкова в определении по делу указала, что если оформление права на участки в Крыму было начато до того, как был принят закон о присоединении Крыма, то оно проводится на основе решений органов местного самоуправления, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Иванов, обосновывая право на участок, ссылался на решение администрации, принятое до этой даты и касающееся разрешения составить проект по передаче участка в собственность. Это решение не отменялось, указали в ВС. Более того, в апелляции признали, что заявитель имеет право, основываясь на этом решении, оформить участок на себя.
По мнению ВС, суду надо было дать оценку решению администрации и разрешить вопрос, имеет ли Иванов право на получение земли в таком порядке или нет. И если такое право есть, то отменить постановление о передаче участка в собственность нельзя. Кроме того, судам надо было обратить внимание на последовательность действий администрации по предоставлению участка.
«Следовало оценить, соответствует ли лишение их права собственности и переложение на них бремени просчётов органа местного самоуправления положениям об уважении права частной собственности и защите этого права», – говорится в определении ВС по делу.
ВС направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (дело № 33-6415/2019, пока не рассмотрено). Вопрос о том, допустимо ли вообще подвергать частных лиц риску негативных последствий, возникших по вине госорганов, также поднимается в деле № А56-48136/2017. Здесь орган местного самоуправления по представлению прокурора отменил ранее выданное разрешение на строительство, что негативно сказалось на интересах застройщика. ВС указал, что орган местного самоуправления вправе отменить разрешение, если оказалось, что оно противоречит закону. Дело отправлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Пока говорить о сформировавшемся подходе к разрешению такого рода дел рано, считает Юрий Водопьянов, юрист компании Land Law Firm Land Law Firm Федеральный рейтинг. группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Частный капитал группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) Профайл компании × . Из-за того что четко сформированного подхода и критериев для судов нет, затруднительно и оценить шансы гражданина в подобной ситуации. В целом можно говорить о начале формирования положительной тенденции в этой категории споров, считает Водопьянов: «Повышенное внимание Верховного суда к вопросам соблюдения прав и интересов частных лиц при взаимодействии с публичными субъектами – крайне положительный признак для российского правосудия».
Но поскольку шансы на победу у гражданина в такой ситуации неопределенные, лучше просто не попадать в такую ситуацию. Здесь основных вариантов два. Первый – обратиться к специалисту в сфере земельно-имущественных отношений, который и проведет due diligence земельного участка до того, как будет подписан договор с органом местного самоуправления. Второй – проверить всё самостоятельно, тщательно проанализировав градостроительную документацию.
– Карта градостроительного зонирования (размещается на официальном сайте муниципального образования), чтобы определить территориальную зону, в которой расположен участок.
– Правила землепользования и застройки, чтобы определить, какие объекты можно размещать на земельных участках, расположенных в этой территориальной зоне.
– Карта территорий с особыми условиями использования, чтобы убедиться, что земельный участок не подпадает частично или полностью в такую зону (охранная зона инфраструктурных объектов / защитная зона объектов культурного наследия / санитарно-защитная зона предприятий и т. д.). Размещение объектов на таких территориях обычно существенно ограничено или запрещено.
– Проект планировки территории, который также находится в публичном доступе, чтобы убедиться, что границы земельного участка не пересекают «красные линии».
– Обратиться в местный орган архитектуры и градостроительства с запросом о наличии ограничений в отношении участка, потому что некоторые документы в интернете вовремя не обновляются и информация может быть неактуальной.
Если предоставление земельного участка все же признали недействительным и собственника обязали вернуть землю, то он может добиться возмещения убытков. Такая возможность предусмотрена ст. 16 ГК.
«Ответственность публичных субъектов по частным деликтам – довольно чувствительный вопрос для российского правопорядка, ввиду чего положительная практика по данному вопросу весьма немногочисленная», – признает Водопьянов.
Так, в 2018 году Арбитражный суд Поволжского округа взыскал с публично-правового образования убытки, причиненные лицу из-за отмены постановлений о предоставлении земли (Постановление № Ф06-29058/2017 по делу № А65-19957/2016). При этом на момент признания постановлений незаконными истец уже понес фактические затраты на реализацию инвестиционного проекта. Суд признал орган местного самоуправления виновным в причинении убытков и удовлетворил требования истца. Аналогичный подход выражен в Постановлении АС Центрального округа по делу № А64-1335/2011. Но пока случаи взыскания убытков с публично-правовых образований – это скорее исключение, чем правило.
Как вернуть землю из частной собственности в муниципальную?
Ст. 54.1 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ) применяется также в случаях, если решение о сносе самовольной постройки принято в соответствии с ГК РФ до 04.08.2018 и самовольная постройка не была снесена в установленный этим решением срок.
ЗК РФ Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
1. Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
2. В случае, если на земельном участке, находящемся в частной собственности, наряду с самовольной постройкой, в отношении которой не были выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, на которого были возложены такие обязанности, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, орган местного самоуправления обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, при условии, что такой раздел возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам. В случае, если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, отчуждение этого земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.
3. В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием его по целевому назначению или использованием его с нарушением законодательства Российской Федерации и о его продаже с публичных торгов орган местного самоуправления городского округа, городского поселения по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка в границах сельского поселения или на межселенной территории орган местного самоуправления муниципального района в отношении земельного участка обеспечивает при необходимости образование нового земельного участка, проведение кадастровых работ, а также проводит публичные торги по его продаже.
4. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, начальная цена изъятого земельного участка определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями. В этом случае расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями также определяются в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
5. В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, и расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями, а также затраты на подготовку и проведение публичных торгов превышают рыночную стоимость земельного участка, начальная цена земельного участка устанавливается равной одному рублю.
6. В случае, если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Начальная цена земельного участка снижается на 20 процентов начальной цены земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.
7. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.
8. Лицо, которое приобрело по результатам публичных торгов земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в отношении которой принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, обязано в срок, установленный условиями публичных торгов, но не превышающий срока, установленного пунктом 9 настоящей статьи, исполнить обязательства по сносу самовольной постройки или по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае нахождения такой постройки на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки и по приведению ее в соответствие с установленными требованиями за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц. При переходе прав на этот земельный участок такая обязанность переходит к новому собственнику земельного участка.
9. Срок, устанавливаемый для исполнения обязательств по сносу самовольной постройки или представлению в орган местного самоуправления, указанный в пункте 8 настоящей статьи, утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями, не может составлять более чем двенадцать месяцев, а для исполнения обязательства по приведению самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями — более чем три года.
10. Земельный участок, на котором расположена самовольная постройка и в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда об изъятии земельного участка в связи с его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, подлежит передаче в собственность муниципального образования, орган местного самоуправления которого обеспечивал проведение публичных торгов по продаже такого земельного участка, в следующих случаях:
1) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на условиях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, признаны несостоявшимися;
2) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, неоднократно признаны несостоявшимися, и сумма затрат на подготовку и проведение публичных торгов превысила начальную цену земельного участка.
11. В случае выявления фактов эксплуатации самовольной постройки, расположенной на земельном участке, который был изъят у собственника путем продажи с публичных торгов, по решению суда договор купли-продажи подлежит расторжению, а земельный участок — передаче в муниципальную собственность по правилам статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.
12. В случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи, какое-либо возмещение правообладателю земельного участка в связи с изъятием земельного участка или расторжением договора купли-продажи не осуществляется.
13. Особенности отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением требований законодательства Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
В каких случаях земельные участки предоставляются в собственность бесплатно?
Земельный участок может быть предоставлен в собственность бесплатно, если гражданин уже владел им до 30.10.2001, а также в целях развития отдельных территорий РФ, в том числе Дальневосточного округа. Такая же возможность предоставлена отдельным категориям граждан, например многодетным и Героям РФ.
Одним из принципов земельного законодательства РФ является принцип платности использования земли. Однако в определенных случаях земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены гражданам в собственность бесплатно (пп. 7 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 15, ст. 39.5 ЗК РФ).
Случаи бесплатного предоставления в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, можно разделить на три группы.
Предоставление земельных участков в связи с нахождением их во владении (пользовании) до 30.10.2001
К данной группе относятся следующие случаи бесплатного предоставления гражданам земельных участков.
1. На участке, находящемся в фактическом пользовании гражданина РФ, расположен жилой дом, право собственности на который возникло у данного гражданина (либо у лица, передавшего ему дом по наследству) до 30.10.2001 (дата вступления в силу Земельного кодекса РФ). В таком случае гражданин вправе приобрести указанный участок в собственность бесплатно (п. 4 ст. 3 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
2. Участок, предоставленный гражданину до 30.10.2001 на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения, изымается для государственных или муниципальных нужд. В этом случае гражданину может быть предоставлен без проведения торгов бесплатно в собственность другой участок взамен изымаемого (п. 27 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
3. Участок предоставлен гражданину до 30.10.2001 на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства или индивидуального жилищного строительства (далее — ИЖС). В таком случае гражданин вправе зарегистрировать право собственности на этот участок. Такое же право принадлежит гражданам, к которым перешло в порядке наследования (или по иным основаниям) право собственности на здания (строения, сооружения), расположенные на указанных участках (п. 9.1 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
Предоставление земельных участков в связи с развитием отдельных территорий РФ
Бесплатное предоставление земельных участков предусмотрено законодателем, в частности, в целях социально-экономического развития отдельных территорий РФ. В данной группе можно выделить следующие случаи.
1. Участок, предоставленный гражданину на территориях, определенных региональным законодательством, в безвозмездное пользование для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности КФХ, по истечении пяти лет может быть предоставлен в собственность такого гражданина бесплатно.
Подобное правило действует в отношении участков, предоставленных в безвозмездное пользование для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства гражданам, работающим по основному месту работы на территориях и по специальностям, установленных региональным законодательством. Необходимым условием для получения таких участков бесплатно является их использование в течение пяти лет в соответствии с установленным разрешенным использованием (пп. 4, 5 ст. 39.5 ЗК РФ).
2. Участок площадью не более одного гектара на территории Дальневосточного федерального округа может быть бесплатно передан в собственность гражданина РФ.
Такой участок передается в собственность по истечении пяти лет со дня предоставления его гражданину в безвозмездное пользование, а в случае если на участке расположен объект ИЖС, принадлежащий гражданину на праве собственности и соответствующий установленным требованиям, либо если гражданину предоставлен кредит на строительство такого объекта ИЖС с условием передачи земельного участка после регистрации права собственности на него в залог кредитной организации, — до истечения указанного срока. Также у гражданина есть право арендовать указанный участок или приобрести его в собственность за плату, если его площадь превышает один гектар (пп. 9 ст. 39.5 ЗК РФ; ч. 2, 5, 6.1, 6.2 ст. 2 Закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ; п. п. 1, 2 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 16.09.2020 N 1459).
Справка. Дальневосточный федеральный округ
В Дальневосточный федеральный округ входят территории Республики Саха (Якутия), Камчатского, Приморского и Хабаровского края, Амурской, Магаданской и Сахалинской области, Еврейской автономной области и Чукотского автономного округа (ст. 1 Закона N 119-ФЗ).
В отношении земельного участка из состава земель лесного фонда на территории Дальневосточного округа установлено иное правило: по истечении пяти лет со дня предоставления такого участка в безвозмездное пользование он может быть предоставлен лишь в аренду. Затем, по прошествии десяти лет со дня заключения договора аренды, при условии предварительного перевода участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий, участок может быть передан в собственность (ч. 6 ст. 2, ч. 13 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).
Предоставление земельных участков отдельным категориям граждан
На бесплатное предоставление в собственность земельных участков могут рассчитывать, в частности, следующие категории граждан.
1. Многодетные граждане, имеющие трех и более детей.
Земельные участки предоставляются указанным лицам в случае и порядке, установленных органами государственной власти субъектов РФ. Так, в Московской области участки предоставляются для ИЖС и ведения садоводства при соблюдении определенных условий. Например, члены многодетной семьи не должны являться собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области (пп. 6 ст. 39.5 ЗК РФ; ст. 1, п. 5 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 N 73/2011-ОЗ).
2. Члены некоммерческих организаций (далее — НКО).
Членам НКО, созданных до 01.01.2019 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, а также членам садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких НКО, независимо от даты вступления их в членство участок может быть предоставлен до 01.03.2022, если он соответствует определенным условиям. В частности, он должен быть образован из участка, предоставленного до 10.11.2001 для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства вышеуказанной НКО или организации, при которой НКО была создана или организована (п. 2.7 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
3. Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы.
Гражданам, относящимся к данной категории лиц, участок может быть предоставлен для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (п. 1 ст. 1.1, п. 4 ст. 5 Закона от 15.01.1993 N 4301-1).
4. Герои Соцтруда, Герои Труда РФ и полные кавалеры ордена Трудовой Славы.
Указанные лица имеют право на получение участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, бесплатно, без проведения торгов для целей ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества (ч. 1 ст. 1.1, ч. 4 ст. 3 Закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ).
Кроме того, отдельным категориям граждан могут быть бесплатно предоставлены в собственность земельные участки в случаях, предусмотренных региональным законодательством (пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ).
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Приобретательная давность на земельный участок
Длительное время в нашей стране земельные наделы выделялись гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, и при этом зачастую не проводились никакие учетно-регистрационные процедуры. Результатом этого стала парадоксальная ситуация, когда хозяин, много лет обрабатывавший участок, не является официально его собственником.
Для того чтобы исправить сложившуюся ситуацию, упорядочить земельные отношения и получить объективную картину землевладения, было законодательно введено такое понятие, как приобретательная давность на земельный участок. Начальник юридического отдела Наталья Дергачева помогает разобраться в данной ситуации:
– Понятие приобретательной давности встречается во многих законодательных актах, наиболее важным из них является 234-ая статья Гражданского Кодекса РФ. Согласно ей любое физическое и юридическое лицо, которое владеет каким-либо имуществом, не являясь при этом его законным владельцем, но охраняя и храня его как свое личное, по истечению некоторого срока времени (то есть приобретательной давности) имеет полное право зарегистрировать свое право собственности на данное имущество в официальном порядке. Для недвижимости срок подобного владения — не менее 15 лет, а для других видов имущества – не менее 5 лет. При определении приобретательной давности фактический владелец имущества может также учитывать и тот срок владения, который был у лица, относительно которого он является правопреемником.
Для того чтобы воспользоваться таким юридическим механизмом требуется соблюдение некоторых условий.
Во-первых, фактический владелец должен на протяжении всего времени владения бесхозным или чужим имуществом относится к нему как к своему, то есть содержать его: добросовестно, открыто (без скрытия факта владения от других граждан) и непрерывно – земельный участок должен находиться во владении постоянно на всем указанном временном периоде. Законодательство не признает приобретательную давность в том случае, если пользование участком прерывалось. В то же время непрерывность учитывается при наследовании, если наследник продолжает владеть участком наследодателя.
Во-вторых, имущество должно быть получено пусть не официально оформленным способом, но, как минимум, не незаконно. То есть, приобретательная давность не распространяется на вещи, фактический владелец которых заполучил их по подделке документов, применения насилия или прочими противоправными методами.
В-третьих, на данное имущество, как минимум, до наступления приобретательной давности не должно быть посягательств со стороны тех лиц, которые имеют полное право зарегистрировать на него свое право собственности.
И в-четвертых, полностью исключается возможность приобретения имущества по приобретательной давности, если его собственник предоставил его же фактическому владельцу по официальному договору (аренда, рента и т.п.). Только соблюдение всех указанных условий дает возможность обратиться в суд с иском о признании права собственности на земельный участок в силу приобретательной давности.
Также Наталья Дергачева отмечает, что если все условия соблюдены, для того, чтобы сделать владение земельным участком законным, нужно исковое заявление в суд. Чтобы заявление рассматривалось, нужно иметь документы, подтверждающие основания для владения наделом.
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая отсутствие владельца;
- архивные справки;
- подтверждение родственных связей с наследодателем (если участок переходил в наследство);
Также придется приложить доказательные материалы, указывающие на факт правомерного использования надела. Сюда можно отнести показания свидетелей; квитанции об оплате коммунальных услуг по проведенным коммуникациям (если такие имеются); согласие собственника.
В случае положительного решения суда можно будет обратиться за регистрацией права собственности. Для этого потребуется перечень следующих документов.
- Положительное решение суда, устанавливающее законность прав на приобретение земли.
- Документ, подтверждающий личность заявителя.
- Выписка из Единого государственного реестра недвижимости и другие сопутствующие документы на недвижимость.
- Чек об оплате государственной пошлины в пользу государства
Для подачи документов на регистрацию следует обратиться в ближайший многофункциональный центр, срок проведения учетно-регистрационных процедур составляет не более 7 рабочих дней. После оформления этих документов недвижимость перейдет в полное, законное владение, и граждане смогут им распоряжаться по своему усмотрению, в том числе – продавать, дарить и завещать.
Передача земельного участка в муниципальную собственность
Многоквартирный дом (МКД) расположен на земельном участке. Земельный участок зарегистрирован и ему присвоен кадастровый номер. Все квартиры МКД приватизированы и находятся в собственности владельцев помещений МКД. Часть земельного участка занимает внутриквартальный проезд, находящийся в муниципальной собственности. Имеется ли юридическая возможность передачи той части земельного участка, которыйзанимает внутриквартальный проезд, в муниципальную собственность? Если нет, то имеют ли право собственники помещений МКД запросить компенсацию (арендный платеж) за пользованием части земельного участка, находящегося в собственности владельцев помещений МКД?
Имел ли право в 2014 г. начальник отдела по земельным ресурсам и землеустройству администрации муниципального образования путем нанесения визы Разрешаю на заявление гражданина с просьбой передать ему муниципальную землю, расположенную на территории некоммерческого садового товарищества, в собственность в придачу к имеющемуся у него земельному участку? Упомянутая муниципальная земля была смежной с соседним земельным участком, находящимся в частной собственности и служила для доступа к этому земельному участку. Передача упомянутой муниципальной земли осуществлялась без уведомления и согласия собственника смежного земельного участка. В результате прирезки муниципальной земли к соседнему земельному участку перекрыт доступ к смежному с муниципальной землей земельному участку.
Иск в арбитражный суд Арендатора к арендодателю: — предмет иска — возврат арендованного земельного участка по акту приёма-передачи в муниципальную собственность в первоначальном состоянии; — основание иска — истечение срока договора аренды данного земельного участка. На основании вышеизложенного и руководствуясь соответствующим законодательством арендатор просит суд: обязать арендатора возвратить в муниципальную собственность по акту приёма-передачи указанный участок земли в надлежащем состоянии.
Имеет ли право третье лицо, не заявляющее самостсятельных требований, согласно ст.51 АПК РФ пользующееся всеми працессуальными правами и обязанностями стороны (в данном случае истца), кроме права на изменение предмета и основания иска, в своём заявлении расширить просьбу истца пунктами, логически вытекающими из предмета и основания иска, такими как: 1.Расторгнуть договор аренды; 2.Применить последствия расторгнутой сделки, а именно: — исключить из ЕГРП запись о регистрации права аренды данного зем. участка за арендатором; — отменить регистрацию декларации о начале строительных работ № от (дата) и отменить её действие — разрешение на проведение строительных работ; — рекультивировать указанный зем. участок в определённый срок до первоначального состояния?
На мой взгляд такое дополнение просьбы к суду не противоречит ст. 51 АПК РФ, просьбе истца, не изменяет предмета, основания и размера иска, отвечает интересам третьей стороны и устраняет возможные противоречия в дальнейшем.
Описываю, что я обратился с административным иском к должностным лицам о признании незаконным бездействия, выразившееся в создании волокиты в работе с моими документами и заявлением о передачи дома и земельного участка в муниципальную собственность и не дачей мне ответа по существу обращения Однако суд оставил данный иск без движения до 22 сентября до устранения выявленных нарушений, но я не знаю как устранять эти нарушения, если ответчики мне не отвечают и не хотят со мной общаться. Я предварительно составил уточнённый иск, но его надо проверить на наличие ошибок при написании, если есть ошибки их надо устранить до 22 сентября включительно. Ответить не прочитано сегодня, 17:02
Я подал в суд административное исковое заявление о признании незаконным бездействия со стороны глав сельского сельского поселения и района по вопросу моего отказа от собственности жилого помещения и земельного участка под домом и передачи их в муниципальную собственность. 2 сентября суд вынес определение об оставлении административного искового заявления поскольку оно составлено без соблюдения требований ст. 220 КАС и ряд других положений В административном исковом заявлении не указаны положения, согласно которых можно было проверить законность или незаконность бездействия указанных лиц. И срок для устранения недостатков предоставлен до 22 сентября. Я порылся в законодательстве и ничего не нашёл От главы района было письмо, что я имею право передать любое имущество дом или земельный участок в муниципальную собственность, при условии, что дом является пригодным для проживания и указала основание на это Постановление правительства № 47 от 28 января 2006 года. Однако в этом постановлении приведено совсем другое положение в частности о признании дома жилым помещением или о признании его пригодным (непригодным) для проживания. А того, где бы было сказано о том, что я в случае отказа от собственности имел бы право передать его в муниципальную собственность, этого нет здесь. А без этого суд у меня не примет заявление, если я этого не укажу. Может быть Вам что-нибудь известно об этом? Напишите мне или позвоните на указанный номер телефона и проконсультируйте меня по этому вопросу.
Я подал в суд административное исковое заявление о признании незаконным бездействия со стороны глав сельского сельского поселения и района по вопросу моего отказа от собственности жилого помещения и земельного участка под домом и передачи их в муниципальную собственность. 2 сентября суд вынес определение об оставлении административного искового заявления поскольку оно составлено без соблюдения требований ст. 220 КАС и ряд других положений В административном исковом заявлении не указаны положения, согласно которых можно было проверить законность или незаконность бездействия указанных лиц. И срок для устранения недостатков предоставлен до 22 сентября. Я порылся в законодательстве и ничего не нашёл От главы района было письмо, что я имею право передать любое имущество дом или земельный участок в муниципальную собственность, при условии, что дом является пригодным для проживания и указала основание на это Постановление правительства № 47 от 28 января 2006 года. Однако в этом постановлении приведено совсем другое положение в частности о признании дома жилым помещением или о признании его пригодным (непригодным) для проживания. А того, где бы было сказано о том, что я в случае отказа от собственности имел бы право передать его в муниципальную собственность, этого нет здесь. А без этого суд у меня не примет заявление, если я этого не укажу. Может быть Вам что-нибудь известно об этом? Напишите мне или позвоните на указанный номер телефона и проконсультируйте меня по этому вопросу.