Какова ответственность за неприменение или утерю БСО?
Статья 1.1 закона «О ККТ» 22.05.2003 № 54-ФЗ определяет бланк строгой отчетности (далее — БСО) как первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении ККТ.
С 01.07.2019 применять БСО в порядке, предусмотренном законом № 54-ФЗ, обязаны все организации и ИП (за небольшим исключением). До этой даты при оказании услуг населению хозсубъекты, имеющие право не применять ККТ, могли работать с ними по правилам, которые закреплены постановлением Правительства РФ «О порядке осуществления наличных денежных расчетов…» от 06.05.2008 № 359. Исключение — сфера общепита, предприятия которого (кроме ИП без работников) должны были перейти на новый порядок работы с БСО уже с 01.07.2018.
Подробнее о БСО и о том, в каких случаях они могли заменить кассовый чек, читайте в статье «Что относится к бланкам строгой отчетности (требования)?».
Какие штрафы предусмотрены за невыдачу БСО?
Поскольку в настоящее время БСО — это аналог кассового чека, его невыдача покупателю приравнивается к неприменению кассовой техники, которое является административным правонарушением.
Согласно п. 2 ст. 14.5 КоАП оно влечет наказание в виде штрафа:
- для должностных лиц — в размере от 25 до 50% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 10 000 руб.);
- для юрлиц — в размере от 75 до 100% от суммы, принятой без выдачи документа (но не менее 30 000 руб.).
Повторное нарушение при сумме непроведенной через ККТ выручки 1 млн руб. и более карается суровее:
- в отношении должностных лиц оно влечет дисквалификацию на срок от одного до двух лет;
- для ИП и юрлиц может повлечь административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Отдельным правонарушением КоАП выделяет невыдачу кассового чека или БСО при наличии требования клиента. В этом случае будут применены следующие виды ответственности (п. 6 ст. 14.5):
- предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 2000 руб.;
- для юрлиц — предупреждение или штраф 10 000 руб.
Помимо административной ответственности за отсутствие БСО возможна также налоговая — по ст. 120 НК РФ в виде штрафа в размере 10 000-30 000 руб., а при заниженижении налоговой базы в размере 20% от суммы неуплаченного в результате налога, но не менее 40 000 руб.
Существует ли ответственность за утерю БСО?
Сейчас утеря БСО невозможна, поскольку их сохраняет (и передает в ФНС) фискальный накопитель автоматизированного устройства.
Что касается применявшихся ранее бумажных БСО, то в отношении них была применима мера за нарушение порядка хранения первичной бухгалтерской документации, который обязаны соблюдать все хозсубъекты (ст. 29 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Согласно пп. 1, 2 ст. 15.11 КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы для должностных лиц за отсутствие первички:
- 5000–10 000 руб. при первом нарушении,
- 10 000–20 000 руб. или дисквалификация на 1–2 года — при повторном.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредоставление контролирующим органам первичной документации на должностных лиц налагается штраф 300–500 руб. За это же нарушение предусмотрена ответственность и по п. 5 ст. 14.5 КоАП — предупреждение или штраф для должностных лиц в сумме 1 500–3 000 руб., к юрлицам применяется предупреждение или штраф 5 000–10 000 руб.
Также здесь возможен штраф по ст. 120 НК РФ, о котором мы говорили выше.
ВАЖНО! Говоря об ответственности за утерю БСО, следует понимать, что она касается только случаев отсутствия у продавца заполненных бланков. Чистые бланки первичной документацией не являются, а ответственность за их утерю не предусмотрена.
О том, как следовало хранить и учитывать бумажные БСО, читайте в статье «Порядок учета и хранения бланков строгой отчетности».
Может ли быть привлечен к ответственности сотрудник фирмы или ИП?
Согласно ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ применять кассовую технику (либо БСО) обязаны только организации или индивидуальные предприниматели. Что это означает? То, что законодательство не предусматривает обязанности физлица — сотрудника фирмы или ИП (например, кассира) выдавать БСО или кассовый чек. Такая обязанность возлагается на сотрудника исключительно работодателями на основании соответствующих положений трудового договора, заключаемого между работником и юрлицом (или ИП).
Таким образом, к ответственности за невыдачу БСО может быть привлечен только работодатель, поскольку в данной ситуации его сотрудник совершает действия на основании трудового договора, но не является стороной в договоре купли-продажи (письмо ФНС от 13.06.2006 № ММ-6-06/597@). Однако данный факт не мешает работодателю потребовать со своего сотрудника возмещения убытков, если они были причинены по его (сотрудника) вине.
О матответственности сотрудника и работодателя читайте в статье «Материальная ответственность сторон трудового договора».
Когда размер штрафа можно снизить, а наказания избежать?
Если даже штраф за невыдачу БСО (или неприменение ККТ) был наложен при наличии веских для того оснований, судьи могут смягчить наказание, снизив сумму денежного взыскания или вовсе не применяя его. Наиболее значимым смягчающим обстоятельством в данной ситуации бывает первичное привлечение фирмы или индивидуального предпринимателя к соответствующему виду административной ответственности. Например, арбитры, вынося постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2007 № А56-11958/2006, посчитали возможным снизить размер штрафных санкций, возложенных на фирму, с 35 000 до 30 000 руб.
Судьи могут благосклонно отнестись к нарушителю кассовой дисциплины и освободить его от административной ответственности также в том случае, если нарушение будет признано малозначительным. Чаще всего это бывает тогда, когда сумма, которую следовало зафиксировать в невыданном документе, невелика, а юрлицо или предприниматель привлекается к ответственности впервые (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.08.2008 № А28-3765/2008-144/14).
Еще один момент, который следует учитывать: срок, в течение которого может быть наложено наказание, — он закреплен в ст. 4.5 КоАП. Согласно данной норме постановление о наложении административного наказания не может быть вынесено, если со дня нарушения прошло более 2 месяцев.
И последний нюанс, который поможет избежать наказания: согласно ст. 7 закона № 54-ФЗ контролирующая функция по применению хозсубъектами ККТ и БСО возложена на налоговые органы. При этом оформлять протоколы в случае выявления нарушений и накладывать ответственность могут только определенные сотрудники ФНС (ст. 23.5 КоАП РФ):
- руководитель ФНС РФ и его заместители;
- руководители инспекций субъектов РФ и их заместители;
- руководители городских и районных отделений ФНС.
В том случае, если протокол составляется иным должностным лицом, нарушитель может быть освобожден от привлечения к административной ответственности (постановление ФАС Московского округа от 30.04.2004 № КА-А40/3113-04).
Могут ли налоговики проводить контрольные закупки?
Для того чтобы привлечь нарушителя к ответственности, нарушение необходимо выявить. Но вот могут ли это делать сотрудники ФНС? Долгое время у судей не было единого мнения относительно того, вправе ли налоговики осуществлять контрольные закупки. Немного истории. В 2008 г. ВАС пришел к выводу, что делать это инспекторы ФНС не имеют права, поскольку контрольные закупки (называемые в законодательстве проверочными) признаются оперативно-розыскным мероприятием (постановление Президиума ВАС РФ от 02.09.08 № 3125/08). А налоговики их осуществлять не имеют права. Учитывать же доказательства, полученные при несоблюдении закона, нельзя. Подобными разъяснениями ВАС вооружились федеральные арбитражные суды, массово отменяя штрафы за несоблюдение кассовой дисциплины.
Чуть позже ВС РФ (постановление от 24.07.2009 № 46-АД09-1) выразил прямо противоположное мнение: контроль за применением ККТ и выдачей кассовых документов возложен на налоговиков согласно ст. 7 закона от 22.05.03 № 54-ФЗ, положения которой не запрещают сотрудникам ФНС проводить проверочную закупку, следовательно, они на ее осуществление имеют право.
И вот в середине 2016 года эту же позицию подтвердил Президиум ВС (обзор судебной практики ВС РФ № 2 (2015)), пояснив, что к совершению сотрудниками ФНС денежных расчетов в рамках контрольной закупки не применяются нормы закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-разыскной деятельности», а это значит, что такое мероприятие не является оперативно-разыскным. Судьи также акцентировали внимание на том, что составленный налоговиками акт контрольной закупки является доказательством при рассмотрении дел о наложении ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ.
Итоги
Ответственность за ненадлежащие применение и хранение БСО установлена статьями КоАП РФ и НК РФ. При этом важно помнить о законодательных нюансах, которые препятствуют наложению штрафов за нарушение кассовой дисциплины или минимизируют их величину.
ВС РФ решил, что иногда БСО можно не выдавать
Решение касается необходимости выдачи БСО плательщиками ЕНВД при оказании бытовых услуг. До сих пор считалось, что такие налогоплательщики вместо кассового чека должны оформить БСО и выдать его покупателю. На этом настаивали, прежде всего, чиновники.
Два основных случая, когда ККТ можно не применять
В суде рассматривалась правомерность наложения налоговым органом на налогоплательщика штрафа по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Поскольку событие, которое налоговый орган посчитал нарушением, произошло в апреле 2016 года, то есть до вступления в силу новой редакции указанной статьи, норма была применена исходя из ее прежних требований.
Согласно этим требованиям неприменение в установленных федеральными законами случаях ККТ, применение ККТ, которая не соответствует предусмотренным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством РФ порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. руб.; на должностных лиц – от 3 тыс. до 4 тыс. руб.; на юридических лиц – от 30 тыс. до 40 тыс. руб.
В силу такой формулировки ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ применялась и в тех особых случаях, когда налогоплательщик имел право не применять ККТ, а выдать вместо нее документ, подтверждающий произведенную покупателем (клиентом) оплату. Если налогоплательщик не выдавал данный документ, хотя был обязан, то такое нарушение фактически приравнивалось к неприменению ККТ.
В связи с этим напомним, что согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) в редакции, действовавшей в апреле 2016 года, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могли осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Помимо этого, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 указанного закона организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими ПСНО, и не подпадающие под действие п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Названный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги).
А как теперь?
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 290-ФЗ внесены большие и принципиальные изменения в Федеральный закон № 54-ФЗ и ст. 14.5 КоАП РФ. Причем все поправки КоАП РФ действуют уже с 15.07.2016, но о них мы скажем далее.
Названные положения ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в прежней редакции тоже не действуют с названной даты. Но фактически налогоплательщики могут их применять до 01.07.2018 на основании п. 7 и 8 ст. 7 Федерального закона № 290-ФЗ.
«Вмененщики» могут не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) (п. 7 Федерального закона № 290-ФЗ). А организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (п. 8 этого закона).
То есть условия неприменения ККТ в обоих случаях сохранены и, как и ранее, различаются между собой. Почему мы акцентируем на этом внимание?
Что выдается: БСО или другой документ?
Вернемся к Определению ВС РФ от 12.01.2017 № 310-АД16-18286 по делу № А64-2631/2016. Суд признал законными решения всех нижестоящих судов, которые отменили штраф, наложенный ИФНС на налогоплательщика.
Нижестоящие суды указали, что являясь плательщиком ЕНВД, налогоплательщик имеет право осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности по требованию покупателя (клиента) о выдаче такого документа, подтверждающего прием наличных денежных средств; принимая во внимание, что в данном случае отсутствуют доказательства требования покупателем у налогоплательщика документа, подтверждающего прием наличных денежных средств, а также доказательства отказа налогоплательщика выдать покупателю по его требованию такой документ.
Поэтому суды пришли к выводу об отсутствии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Сам по себе факт невыдачи без требования покупателя (клиента) документа, подтверждающего прием наличных денежных средств, по их мнению, не образует состав вменяемого правонарушения, а ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ не содержит такого противоправного деяния.
Судья ВС РФ согласился со всеми этими доводами, со своей стороны ни разу не сославшись на Федеральный закон № 54-ФЗ. А напрасно.
Если изучить решения нижестоящих судов по этому делу (в первую очередь начальное – Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 16.09.2016, а также Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016), то можно увидеть, что, действительно, налогоплательщик правомерно применял спецрежим в виде уплаты ЕНВД, но в отношении деятельности в сфере предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты.
То есть налогоплательщик вправе был не применять ККТ, но не в соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ в прежней редакции, который применяется «вмененщиками», а согласно п. 2 этой же статьи, которым пользуются налогоплательщики, оказывающие услуги населению.
В данном случае налогоплательщик был одновременно «вмененщиком» и оказывал услуги населению. А в пункте 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ прямо указано, что налогоплательщик освобождается от применения ККТ на основании того, что он находится на спецрежиме в виде уплаты ЕНВД, только если он не получает такое освобождение в связи с тем, что оказывает услуги населению. При этом он должен выдавать не документ, названный в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ, а БСО, оформляемый в соответствии с Порядком осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. И в отличие от такого документа БСО должен оформляться и выдаваться независимо от запроса со стороны покупателя (клиента).
Как видно из рассматриваемых судебных решений, именно на это и обращала внимание судей налоговая инспекция. Но судьи, констатируя, что согласно ОКУН, применявшемуся до 01.01.2017, парикмахерские и косметические услуги относятся к бытовым услугам (код 019300), проигнорировали это обстоятельство и приняли во внимание только то, что в отношении этих услуг налогоплательщик применял спецрежим в виде уплаты ЕНВД.
Поэтому раз покупатель не потребовал выдачи документа об оплате, то налогоплательщик и не должен был его оформлять и выдавать. Именно отсутствие требования со стороны покупателя судьи посчитали ключевым аспектом, в том числе судья ВС РФ.
Но тогда нам придется признать, что любой налогоплательщик, применяющий спецрежим в виде уплаты ЕНВД, в том числе и в отношении оказания бытовых услуг, может не оформлять БСО.
Отметим, что арбитражные суды ранее, хотя довольно давно, выносили подобные решения в пользу налогоплательщика (постановления ФАС ВВО от 04.03.2010 по делу № А79-12036/2009, ФАС ЗСО от 11.02.2011 по делу № А45-8574/2010, ФАС ПО от 28.07.2010 по делу № А65-31944/2009, ФАС СКО от 06.08.2010 по делу № А32-7002/2010-3/115-5АЖ).
Как видно, все эти решения были вынесены в 2010 году, то есть вскоре после того, как ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ была дополнена п. 2.1, позволившим «вмененщикам» не применять ККТ.
С тех пор чиновники не раз озвучивали, что при оказании услуг населению плательщиком ЕНВД приоритетным является п. 2 указанной статьи (письма Минфина России от 30.12.2015 № 03-11-06/3/77890, от 30.10.2014 № 03-11-11/55023, ФНС России от 28.01.2015 № ГД-3-3/249@). Однако, как оказалось, ВС РФ с этим не согласен.
За старое нарушение – новые штрафы
Позицией, поддержанной ВС РФ, налогоплательщики смогут пользоваться до 01.07.2018. Но в связи с этим хотелось бы отметить, что новая редакция ст. 14.5 КоАП РФ, в отличие от предыдущей, прямо не указывает на нарушение, которое выражается в невыдаче документа об оплате покупателю вместо чека ККТ в случаях, когда это позволяет закон.
В пункте 6 данной статьи теперь указано, что штраф может быть наложен за ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача данных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством РФ о применении ККТ.
Здесь речь идет о другом требовании к пользователям ККТ, приведенном в п. 2 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ в новой редакции. Согласно ему при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Данная норма содержит требование, которое следует исполнять при использовании онлайн-кассы и регистрации на ней каждой совершенной операции, в том числе при оплате услуг, и одновременно регулирует то, в какой форме выдается чек ККТ.
Очевидно, нарушения при невыдаче документа об оплате покупателю вместо чека ККТ в случаях, когда это позволяет закон, будут подпадать под действие п. 2 и 3 ст. 14.5 КоАП РФ в новой редакции. Штрафы, предусмотренные в них, выставляются налогоплательщику при неприменении ККТ в установленных законодательством о применении ККТ случаях.
На это указывают Минфин в Письме от 27.12.2016 № 03-01-15/78348 и ФНС в Письме от 15.08.2016 № ЕД-3-20/3721@.
То есть будет наложен административный штраф на должностное лицо в размере от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного «вмененщиком» с невыдачей документа об оплате при наличии требования покупателя (налогоплательщиком, оказавшим услуги, при невыдаче БСО), но не менее 10 тыс. руб.; на юридических лиц – от 3/4 до одного размера суммы расчета, осуществленного с таким нарушением, но не менее 30 тыс. руб.
Если нарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, будет совершено повторно и сумма расчета составит не менее 1 млн руб., то должностное лицо получит дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, а в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц будет применено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
При меньшей сумме расчета за повторное нарушение будет наложен штраф в том же размере, как и за совершенное впервые.
Страхование. Утрата БСО — ответственность.
Добрый день. Для точного и полного ответа необходимо читать ваш агентский договор, вероятно там указана стоимость возмещения за утраченный бланк. Предлагаю ознакомиться м аналогичной судебной практикой и к сожалению не в вашу пользу. ФАС Московского округа в Постановлении № А40-123578/12-64-1150 от 13.08.2013 подтвердил правомерность взыскания со страхового агента сумму договорной неустойки за утрату бланков строгой отчетности.
Стороны предусмотрели ответственность страхового агента за утрату бланков строгой отчетности, что соответствует требованиям ст. 330 ГК РФ. При этом по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Довод заявителя о том, что размер возмещения стоимости утраченного ответчиком имущества, превышает настоящую стоимость, отклоняется судом кассационной инстанции, так как стороны в договоре согласовали размер возмещения за каждый утраченный или испорченный бланк строгой отчетности в сумме 2 000 руб.
Каких-либо изменений в части размера возмещения стороны не вносили, в связи с чем, оснований для применения иного размера, чем предусмотрено договором, не имеется.
Размер штрафа является соразмерным к нарушенным обязательствам, поскольку страхование ОСАГО является обязательным, и не своевременное списание бланков вынуждает истца нести убытки по урегулированию страховых случаев во много раз превышающие размеры страховой премии.
Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
7.1. Страховщик предоставляет страховым агентам и страховым брокерам бланки страховых полисов обязательного страхования с присвоенными уникальными номерами, обеспечивает контроль за использованием ими указанных бланков и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса обязательного страхования владельцу транспортного средства или иному лицу без присвоения такому полису в установленном порядке уникального номера, а также несоответствие сведений об условиях договора обязательного страхования, содержащихся в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям, предоставленным страховщику и (или) отраженным в бланке страхового полиса обязательного страхования, переданного страхователю.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения, за исключением случаев хищения бланков страховых полисов обязательного страхования при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков. Принадлежность уникального номера страхового полиса обязательного страхования страховщику подтверждается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом «т» пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 28.03.2017 N 49-ФЗ, от 01.05.2019 N 88-ФЗ)
Неполное и (или) несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, не освобождает страховщика от необходимости исполнения обязательств по договору обязательного страхования, в том числе в случаях несанкционированного использования бланков страхового полиса обязательного страхования.
В пределах суммы компенсации, выплаченной страховщиком потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом, а также понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за несанкционированное использование бланка страхового полиса обязательного страхования, принадлежавшего страховщику.
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 223-ФЗ)
По условиям договора агентирования всю ответственность перед принипалом несет агент, вне зависимости от того заключал ли он субагентский договор или нет.
Гражданский кодекс РФ (ГК РФ). Статья 1005. Агентский договор
1. По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
ГК РФ. Статья 1009. Субагентский договор
1. Если иное не предусмотрено агентским договором, агент вправе в целях исполнения договора заключить субагентский договор с другим лицом, оставаясь ответственным за действия субагента перед принципалом.
В агентском договоре может быть предусмотрена обязанность агента заключить субагентский договор с указанием или без указания конкретных условий такого договора.
2. Субагент не вправе заключать с третьими лицами сделки от имени лица, являющегося принципалом по агентскому договору, за исключением случаев, когда в соответствии с пунктом 1 статьи 187 настоящего Кодекса субагент может действовать на основе передоверия. Порядок и последствия такого передоверия определяются по правилам, предусмотренным статьей 976 настоящего Кодекса.
С учетом приведенных норм Гражданского кодекса РФ если в процессе исполнения поручений принипала (Страховой компании) субагент потерял БСО (бланки строгой отчетности) и это привело к нарушению прав принципала претензии он будет предъявлять к Вам — Агенту, как стороне в договоре агентирования, а не к субагенту.
О том, какие Страховая компания может предъявить к Вам меры гражданской ответственности, необходимо внимательно читать агентский договор. В качестве мер ответственности там могут быть указаны и неустойка (штраф, пени) и возмещение убытков (реально понесенных расходов и упущенной выгоды).
ГК РФ Статья 15. Возмещение убытков
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
В случае наступления у Вас гражданской ответственности перед принципалом, возникшей по вине субагента, к Вам перейдет регрессное право требования с субагента понесенных Вами убытков. У Вас должен быть заключен с данным лицом субагентский договор и там должна быть регламентирована подобная ситуация.
При возмещении Вами Страховой компании неустойки (убытков) Вы затем можете их в свою очередь взыскать с субагента, в порядке, предусмотренном в субагентском договоре.
Бланки строгой отчетности: порядок заполнения и использования в 2022 году
Бланк строгой отчетности — первичный учетный документ, аналогичный кассовому чеку. Он предъявляется покупателю при расчете и подтверждает факт его проведения.
Какие требования сейчас выдвигаются к БСО, есть ли для них утвержденная форма, как правильно заполнить и хранить бланк, расскажем в этом материале.
Бланки строгой отчетности (БСО)
В соответствии со статьей 1.1 № 54-ФЗ БСО формируется в настоящее время в электронном формате или распечатывается через автоматизированные системы. Он является аналогом чека, и законодательство предъявляет к ним одни и те же требования. Наполнение чека и БСО подразумевает включение следующих реквизитов:
- наименование бланка;
- номер операции за смену;
- день, время и место расчета;
- название юридического лица или ИП, его ИНН;
- применяемая налоговая система;
- признак расчета;
- наименование товара или услуги, которую приобретает покупатель; ее количество, стоимость и НДС товара;
- вид расчета;
- должность, Ф. И. О. сотрудника, проводившего расчет;
- номер регистрации кассы и номер фискального накопителя;
- фискальный признак документа и сообщения;
- номер смены;
- код в формате QR.
БСО сейчас в основном печатают на специализированных устройствах. Их также можно не печатать на бумаге, а сразу направлять на электронный почтовый ящик клиента.
До 2019 года разрешалось заполнять БСО на заранее распечатанных типографским методом бланках. Сейчас подобные документы могут быть выданы только в качестве дополнения к кассовому чеку.
Бланк строгой отчетности вместо кассового чека
Можно ли использовать бланк БСО как чек? Закон разрешает такой учет для тех категорий организаций и ИП, которые занимаются следующими видами деятельности:
- реализация бумажных газет и журналов;
- продажа ценных бумаг;
- ведение торговли на ярмарках и с открытых прилавков;
- организация горячего питания в образовательных учреждениях;
- торговля вразнос продуктами питания и непродовольственными товарами;
- продажа в киосках мороженого, напитков на розлив;
- прием боя стекла и утильсырья;
- ремонт обуви;
- изготовление ключей;
- присмотр за детьми, престарелыми и лицами с ограниченными возможностями;
- продажа изделий народного творчества его изготовителем;
- услуги носильщиков на вокзалах;
- аренда жилья;
- реализация бахил в розницу.
Им разрешено не проводить расчеты через онлайн-кассу. Но подтвердить факт расчета с покупателем они должны БСО. Его можно оформить на специально подготовленном бланке, внеся нужные данные о приобретенном товаре или услуге. А также можно каждый раз распечатывать БСО.
Основные виды бланков строгой отчетности
Существуют различные виды БСО, среди которых можно выделить следующие:
- . Подтверждает факт оплаты услуг в парикмахерских, ателье, салонах. . Применяется при приобретении клиентом права на посещение серии культурных мероприятий, а также тренажерных залов, бассейнов, фитнес-клубов на определенный срок. . Бланк о приобретении туристического тура. . Бланк БСО при покупке билетов в театры, филармонии, для проезда на различных видах транспорта.
- Талон. Применяется как факт оплаты, например, места на парковке
Названия бланков включают ссылки, по которым вы можете скачать образцы форм.
У каждого вида есть свои особенности, которые регулируются правительственным постановлением № 359.
При расчете с потребителем, помимо данного бланка, компания должна выдать чек. Вариант без чека доступен, если БСО сформирован с помощью специализированной системы, которая направит данные о проведенной операции в ФНС.
Формы бланков строгой отчетности
Организации и ИП, которые в своей работе используют бланки строгой отчетности, имеют право самостоятельно разрабатывать формы для них. Главное, чтобы в составленном бланке фигурировали все обязательные реквизиты, перечисленные в статье выше.
Помимо реквизитов, форма бланка строгой отчетности должна включать следующие атрибуты:
- Номер, серия и название бланка.
- Наименование организации, которая предоставила услуги или товары.
- Виды и стоимость услуги.
- Основные сведения о компании.
- Дата, когда были предоставлены и оплачены услуги.
- Размер внесенных покупателем средств.
- Должность, Ф. И. О. и подпись сотрудника, который оформил БСО;
- Печать.
При заполнении в БСО не должно быть исправлений и помарок. Все данные должны читаться четко.
Учет бланков строгой отчетности
Ранее требовалось хранить корешки от выданных БСО на протяжении 5 лет, после чего их разрешалось уничтожать в ходе специальной процедуры. Сейчас данные требования упразднены.
Формирование БСО, которые заменяют чеки, также производится с помощью кассовой техники. Следовательно, информация о них автоматически уходит в систему ФНС через оператора фискальных данных, а также сохраняется на фискальном накопителе.
Упростить взаимодействие с контролирующими структурами и контрагентами поможет сервис «Астрал Отчет 5.0». Формируйте любые отчеты, документы и БСО в несколько кликов мышью, настроив автоматический перенос данных. Отправляйте документы, подписанные электронной подписью, и следите за сроками сдачи отчетности в формате «единого окна». Доступ к облачному сервису доступен с любого устройства без привязки к конкретному рабочему месту, что позволяет гибко подходить к работе бухгалтерии.
Выводы
Работа с БСО сейчас подчиняется требованиям № 54-ФЗ. Использование ранее широко распространенных типографских бланков возможно только при передаче вместе с ними покупателю кассового чека. В иных случаях формировать бланк следует через специализированные онлайн-кассы, которые автоматически передадут сведения о совершенном расчете в ФНС РФ.
Законодательство устанавливает достаточно большое количество типовых бланков для различных видов расчета, а также позволяет организациями и ИП самостоятельно их структурировать. Главное, чтобы в документе присутствовали все основные реквизиты, обязательные для чека.
Что делать, если материально-ответственным лицом были утеряны БСО?
Работник, причинивший ущерб работодателю, должен возместить его (ст. 238 ТК РФ). Прежде чем взыскать с работника ущерб, необходимо определить его размер. Работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. По результатам проверки составляется акт в произвольной форме.
Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием необходимых специалистов. С работника требуется письменное объяснение причин возникновения ущерба (ст. 247 ТК РФ). Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в судебном порядке.
Размер ущерба определяется исходя из рыночных цен , действующих в конкретной местности на день причинения убытков, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета (ст. 246 ТК РФ).
Работник может добровольно возместить потери, нанесенные работодателю (ст. 248 ТК РФ). Добровольное возмещение возможно, в том числе и путем удержания из заработной платы (в этом случае необходимо письменное заявление работника об удержании).
При отказе работника добровольно возместить сумму причиненного ущерба, работодатель вправе взыскать ущерб только в судебном порядке (ст. 248 ТК РФ).
Трудовым кодексом РФ в отношении работника, причинившего компании ущерб, предусматривается ограниченная и полная материальная ответственность.
Работник, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, возмещает ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ).
Если с работником не заключен договор о полной материальной ответственности, то по распоряжению работодателя с него можно взыскать только сумму, не превышающую его среднемесячный заработок. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом (ст. 248 ТК РФ).
Работник может добровольно возместить потери, нанесенные работодателю. Если по соглашению сторон суммы будут взыскиваться в рассрочку, работник дает письменное обязательство о возмещении ущерба, с указанием конкретных сроков платежей.
По нашему мнению в бухгалтерском учете вашей организации должны быть сформированы следующие проводки:
Дебет 73 Кредит 91 – сумма потерь отнесена на расчеты с виновным лицом по возмещению материального ущерба (по дате распоряжения работодателя);
Дебет 50 Кредит 73 – виновное лицо возместило причиненный ущерб (внесло в кассу) (по датам, указанным в письменном обязательстве работника);
Дебет 70 Кредит 73 – сумма ущерба удержана из заработной платы (по датам, указанным в письменном обязательстве работника).
Фактическая себестоимость утерянных бланков списывается с забалансового учета, при этом в учете формируется проводка — Кредит 006.
В налоговом учете организации, применяющие УСН, при определении объекта налогообложения учитывают внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ).
На дату издания руководителем распоряжения о взыскании с работника суммы ущерба, в размере среднего заработка, данная сумма включается в состав внереализационных доходов организации (п. 3 ст. 250, пп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ).