Особенности налогообложения некоммерческих организаций
Больше материалов по теме «Налоги и учёт» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .
Несмотря на то что извлечение прибыли не является приоритетом некоммерческих организаций (НКО), они так же признаются плательщиками налогов, пусть и не самыми основными «наполнителями» бюджета. С НКО взимается ряд налогов и сборов, но при этом учитываются специфические особенности их деятельности, которые обуславливают некоторые налоговые льготы.
Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам.
Законодательное регулирование НКО как субъекта налогового права
Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ (свежая редакция от 31 декабря 2014 года) «О некоммерческих организациях».
Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.
Тип НКО и порядок налогообложения
Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:
- муниципальные (государственные) — их финансирует госбюджет;
- общественные (негосударственные) — существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
- автономные — финансируют себя сами.
ВАЖНО! Порядок и суммы налогов для некоммерческих организации прямо связаны с тем, ведет ли НКО предпринимательскую деятельность.
Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль.
Общие правила налогообложения НКО
Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:
- прибыль не составляет их основную цель;
- они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
- НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.
Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:
- Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
- Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.
Особые правила взимания налога на прибыль
Как было отмечено выше, не вся прибыль НКО вправе облагаться налогом. Правомерное уменьшение налоговой базы на прибыль может быть применено только при соблюдении ряда условий:
- Учет целевых и нецелевых поступлений в НКО должен вестись раздельно, только тогда целевая прибыль может быть исключена из налогообложения на основании льготы для некоммерческих организаций. Естественно, эти средства должны применяться исключительно по прямому назначению, что необходимо подтверждать отчетом.
- Нецелевые доходы необходимо учитывать в числе «прочих», это два типа поступлений:
- реализационные – доходы от выполнения работ, предоставления услуг (например, торговля брошюрами общества, продажа учебной литературы, организация семинаров, тренингов и пр.);
- внереализационные – те, источник которых не имеет прямой связи с деятельностью НКО, например, штрафы за неуплату членского взноса, пеня за его просрочку, проценты с банковского счета, деньги за сдаваемую в аренду недвижимость – собственность члена НКО и др.
Нецелевые поступления НКО (обе группы доходов), согласно НК РФ, и составляют базу налога на прибыль.
СПРАВКА! Ставка налога на прибыль для НКО такая же, как и для коммерческих структур: 24%, из которых 6,5% пойдет в федеральный бюджет, а 17,5% – в бюджет того субъекта РФ, к которому принадлежит некоммерческая организация. Последняя часть может быть снижена по инициативе местных властей, в чей бюджет она предназначается.
Специфика обложения некоммерческих структур НДС
Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:
- присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
- работа в центрах соцзащиты;
- занятия с детьми в бесплатных кружках;
- врачебные услуги частных медиков;
- продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
- благотворительные культурные мероприятия и др.
Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:
- социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
- лицензия на право занятия этим видом деятельности;
- оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).
В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.
Другие федеральные налоги для НКО
Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:
- Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
- финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
- государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
- НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
- спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
- Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Региональное налогообложение НКО
Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.
Налог на имущество
Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.
Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:
- Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
- организации религиозного характера и обслуживающие их;
- научные госструктуры;
- уголовно-исполнительные ведомства;
- организации-собственники культурных и исторических памятников.
- Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
- Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.
Налог на землю
Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:
- общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
- уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
- религиозные структуры.
К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.
Транспортный налог
Если в НКО зарегистрированы транспортные средства, которые принадлежат организации на праве собственности, управления, хозяйственного ведения, они подлежат обложению транспортным налогом на общих основаниях.
Общий режим или УСН
НКО имеет право выбора, находиться ли им на общей системе налогообложения или перейти на «упрощенку». НКО – плательщики УСН ограничиваются единым налогом, не оплачивая:
- налог на прибыль;
- налог на имущество; .
Как известно, для применения УСН существует лимит доходов в 45 млн руб. за последние 9 месяцев работы. Для некоммерческих организаций в эту сумму не считают поступления на целевые нужды (гранты, пожертвования, субсидии, взносы учредителей и членов и т.п.).
ВНИМАНИЕ! Льгота на ставку налога на зарплату сотрудников для НКО при применении «упрощенки» больше не действует.
Какие платежи будут обязательными после регистрации НКО?
Ст. 13.1 не распространяется на религиозные организации, бюджетные и казенные учреждения, международные фонды.
Статья 13.1. Государственная регистрация некоммерческих организаций
(введена Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)
1. Некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
2. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее — уполномоченный орган), или его территориальным органом.
3. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральным органом исполнительной власти (далее — регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 4 не распространяется на Госкомпанию «Автодор».
4. Документы, необходимые для государственной регистрации некоммерческой организации, представляются в уполномоченный орган или его территориальный орган не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.
П. 5 не распространяется на Госкомпанию «Автодор».
5. Для государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании в уполномоченный орган или его территориальный орган представляются следующие документы:
1) заявление, подписанное уполномоченным лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места жительства и контактных телефонов;
2) учредительные документы некоммерческой организации в трех экземплярах;
3) решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
4) сведения об учредителях в двух экземплярах;
5) документ об уплате государственной пошлины;
6) сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
(в ред. Федеральных законов от 19.05.2010 N 88-ФЗ, от 21.07.2014 N 236-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица;
9) заявление о включении некоммерческой организации в предусмотренный пунктом 10 настоящей статьи реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
(пп. 9 введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 121-ФЗ)
5.1. Уполномоченный орган или его территориальный орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в пункте 5 настоящей статьи.
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
6. Решение о государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации принимается уполномоченным органом. Указанное решение принимается на основании документов, представленных в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи и заверенных уполномоченным органом иностранной некоммерческой неправительственной организации, а также на основании копий учредительных документов, свидетельства о регистрации или иных правоустанавливающих документов иностранной некоммерческой неправительственной организации.
7. Документы иностранных организаций должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и надлежащим образом удостоверены.
8. Уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 настоящего Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации.
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
9. За государственную регистрацию некоммерческой организации взимается государственная пошлина в порядке и размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
10. Сведения, содержащиеся в представляемых для государственной регистрации документах некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, составляют реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, ведение которого осуществляется уполномоченным органом. Порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом. Сведения, составляющие указанный реестр, размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(п. 10 введен Федеральным законом от 20.07.2012 N 121-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 481-ФЗ)
Инструкция: как НКО начать вести коммерческую деятельность
Коммерческая деятельность — это один из инструментов повышения экономической устойчивости НКО. Деятельность, приносящая прибыль, дает организации возможность эффективно осуществлять ее миссию и помогать целевой группе, уверены специалисты Центра развития некоммерческих организаций (ЦРНО внесен Минюстом РФ в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента).
Руководитель направления по работе с социально-предпринимательскими проектами ЦРНО Анастасия Селезнева и юрист ассоциации «Юристы за гражданское общество» Софья Прохорова помогают разобраться, какие шаги необходимо предпринять НКО, чтобы начать зарабатывать самостоятельно.
Шаг 1. Понять, что заниматься коммерческой деятельностью — нормально и этично.
По словам Анастасии Селезневой, до сих пор общество и сами НКО предвзято относятся к извлечению прибыли. Это часто выражается мнением, что зарабатывать на чужих бедах и социальных проблемах некорректно. На самом деле коммерческая деятельность помогает достичь большей устойчивости, решать социальные проблемы более планомерно и регулярно находить на это средства.
Шаг 2. Сделать выбор, что продавать и кому
Опыт специалистов ЦРНО показывает, что чаще всего некоммерческие организации выбирают продавать товары, которые делают их подопечные, или профессиональные услуги своих сотрудников, которые могут иметь спрос на рынке: тренинги, мастер-классы, консультации.
В любом случае нелишним будет провести анализ рынка: что сейчас востребовано и уже продается в секторе, какие есть свободные ниши, что важно благополучателям и конечным потребителям.
Здесь можно почитать, как и зачем НКО выпускать собственный мерч и насколько это может быть выгодно.
Шаг 3. Обсудить решение с командой
Важно спросить своих сотрудников, насколько они сами хотят и готовы к тому, чтобы организация начала вести коммерческую деятельность, нет ли у кого-то из членов команды внутреннего сопротивления. Также необходимо понять, кто может взять на себя ответственность за новый фронт работ.
«Самое главное — отнестись к этой работе как к отдельному проекту и собрать вокруг него команду. Этим нужно заниматься системно, а не время от времени, иначе ничего не получится. На старте важно, чтобы был как минимум руководитель этого направления и хороший маркетолог (внутренний или внешний), который сможет провести анализ рынка и вывести продукт», — рекомендует Анастасия Селезнева.
Шаг 4. Выбрать форму деятельности
Многих пугают именно юридические аспекты: какую форму ведения деятельности выбрать, как отчитываться и вести бухгалтерию.
По словам юриста Софьи Прохоровой, здесь возможны варианты:
- Вы хотите провести разовую акцию, например, организовать платное мероприятие.
В этом случае необходимо соблюдать некоторые требования.
- Эта деятельность (акция) должна соответствовать целям, прописанным в уставе НКО, не выбиваться из общего вектора работы организации. Если такая деятельность ранее не была указана в уставе, ее необходимо сформулировать в отдельном пункте, например: «Приносящей доход деятельностью организации является то-то и то-то…». При этом важно не использовать формулировки «и иные, и прочие», то есть прописать все пункты конкретно.
- Доходы от этой деятельности направляются на достижение уставных целей, вывести их из организации нельзя.
- Должно быть сформировано имущество, достаточное для ведения этой деятельности. Это не уставный капитал, как в коммерческой компании, но смысл похож: мы формируем некоторое имущество, которым можем отвечать перед кредиторами. Его минимальный размер — 10 тыс. рублей, оно может быть сформировано деньгами или другими средствами — тут закон ничего не предписывает.
- Необходимо вести раздельный учет доходов и расходов по основной деятельности и приносящей доход деяльности.
- В ЕГРЮЛ следует внести соответствующие коды ОКВЭД.
- Необходимо, чтобы оформление деятельности, приносящей доход, соответствовало организационной форме.
«Так, например, для автономной некоммерческой организации (АНО) самое главное, чтобы при осуществлении этой деятельности не было признаков предпринимательской деятельности, в частности, систематического извлечения прибыли, — подчеркивает Софья Прохорова. — Если мы проводим платную акцию раз в год (при соблюдении всех перечисленных требований), это допускается.
Регулярно зарабатывать деньги (два и более раз в год) АНО не может. Единственный правомерный способ — создать для этих целей отдельную коммерческую структуру. У других форм такого строгого ограничения нет».
2. Вы создаете отдельный департамент.
Еще один способ — создать структурное подразделение, например, отдел или департамент, в котором (при соблюдении требований, о которых говорилось выше) некоммерческая организация сможет реализовывать платные виды деятельности.
Но здесь важно помнить, что сотрудники, работающие в НКО по проектам и получающие зарплату из проектных средств, не могут при 100% занятости заниматься и коммерческой деятельностью тоже. Необходимо разделять их занятость по разным направлениям не только на деле, но и в документах.
3. Вы хотите вести коммерческую деятельность и регулярно получать доход.
По словам Софьи Прохоровой, самый безопасный и по сути простой для всех видов НКО законный способ заниматься коммерческой деятельностью — создать отдельное юридическое лицо и отделить некоммерческую деятельность от коммерческой.
Самая простая по созданию и ведению форма – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Также можно зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).
Создателем могут выступать сама НКО, ее учредители, члены организации или кто-то из руководства — любой человек. Аффилированность может быть замечена, если НКО будет заказывать услуги только у этой коммерческой организации — тогда могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов.
Бухгалтерию при этом могут вести одни и те же люди при наличии соответствующим образом оформленных договорных отношений.
Работать это будет так: коммерческая организация зарабатывает деньги и распределяет их в виде дивидендов учредителю, если учредитель — сама НКО, или передает в виде пожертвования в НКО, таким образом финансируя некоммерческую деятельность.
Новая коммерческая организация может осуществлять свою деятельность в социальной сфере, но это необязательно, то есть выбор деятельности здесь уже значительно шире.
Шаг 5. Поверить в себя
Несмотря на множество важных деталей, по словам специалистов ЦРНО, разобраться в характере коммерческой деятельности не так уж сложно: бизнес или юридического образования для этого, как правило, не нужно. И в среднем за три-шесть месяцев вполне можно пройти путь от идеи до запуска тестового продукта и первых продаж.
Отчетность некоммерческих организаций
Некоммерческие организации (НКО) работают на благо общества и развитие социальной сферы, а получение прибыли для них не является целью. Тем не менее, такие организации должны отчитываться о работе в различные государственные структуры.
Какую отчетность сдают НКО
НКО сдают бухгалтерскую, налоговую, статистическую отчетность. В отличие от коммерческих организаций НКО также отчитываются в Министерство юстиции.
Бухгалтерская отчетность НКО
Некоммерческие организации сдают бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложения к ним.
У отдельных категорий НКО есть право сдавать упрощенную отчетность. НКО — иностранный агент не может отчитываться по упрощенным формам.
Составляя бухгалтерскую отчетность, бухгалтер НКО руководствуется ПБУ 4/99, Законом о бухгалтерском учете, Планом счетов, Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Особенности формирования и раскрытия информации разъяснены в Информации Минюста ПЗ-1/2015.
Срок сдачи бухгалтерской отчетности — 31 марта.
При опубликовании отчетности НКО, подлежащей обязательному аудиту, следует также опубликовать аудиторское заключение.
Налоговая отчетность и отчетность во внебюджетные фонды
Отчеты НКО в основном зависят от системы налогообложения.
НКО на ОСНО
Основные налоги, по которым придется отчитываться, — НДС, НДФЛ, налог на прибыль.
Каждый квартал некоммерческие предприятия формируют и сдают декларации по НДС и прибыли. Налог на прибыль считается нарастающим итогом. Например, во II квартале нужно сдать декларацию по итогам полугодия. Декларацию по НДС необходимо направлять в налоговую службу в январе, апреле, июле и октябре не позднее 25-го числа. Во многих случаях НКО могут быть освобождены от уплаты НДС.
Декларацию по налогу на прибыль отправляют до 28-го числа. В данном случае отчетными периодами будут I квартал, полугодие, 9 месяцев и год. Направить декларацию нужно в апреле, июле, октябре, марте.
Если по каким-то причинам у НКО в отчетном периоде не было операций и соответствующих объектов налогообложения, можно сократить количество отчетов и сдать единую упрощенную декларацию. Отчитываться по этой форме нужно также раз в квартал до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Если была хотя бы одна операция с НДС или операция, облагаемая налогом на прибыль, упрощенная декларация не понадобится.
За сотрудников, получающих доходы по месту работы, НКО платит НДФЛ. По этому налогу предусмотрено два вида отчетности. Ежеквартально подается отчет по форме 6-НДФЛ: до 30 апреля, до 31 июля, до 30 октября, до 1 марта включительно. Данные в отчете формируются нарастающим итогом.
Раз в год до 1 марта нужно отчитываться по форме 2-НДФЛ. Если налог не получилось удержать у физического лица до конца отчетного года, НКО должна сообщить об этом в ИФНС, сдав 2-НДФЛ не позднее 1 марта. По итогам 2021 года и в последующие годы справка 2-НДФЛ не сдается.
Если у НКО есть недвижимость, раз в год нужно сдавать декларацию по налогу на имущество. Успеть отчитаться следует до 30 марта включительно.
Еще один важный и довольно объемный по содержанию отчет — расчет по страховым взносам. Сотрудники ИФНС ждут его раз в три месяца: до 30 апреля, до 30 июля, до 30 октября до 30 января. Взносы показываются в расчете нарастающим итогом.
НКО на УСН
Применяя упрощенную систему налогообложения, некоммерческие организации освобождаются от подачи декларации по НДС и налогу на прибыль. Причина проста — у упрощенцев отсутствуют объекты по данным налогам. Иногда НКО может выступать в качестве налогового агента по НДС, тогда придется сдать и соответствующую декларацию.
Отчет, характерный для упрощенцев, — декларация по УСН. Подать отчет нужно по итогам года в срок до 31 марта включительно. При этом авансы по налогу необходимо уплачивать раз в квартал.
Отчетность по работникам ничем не отличается от отчетности, представляемой на ОСНО. Также сдаются 2-НДФЛ, 6-НДФЛ, расчет по страховым вносам.
При наличии имущества подается декларация по налогу на имущество.
Во внебюджетные фонды нужно отчитываться независимо от режима налогообложения. НКО как работодатель отчитывается в ПФР и ФСС.
Раз в месяц до 15 числа в ПФР необходимо представить форму СЗВ-М. В форме отражаются данные по работникам (ФИО, СНИЛС и ИНН). Также Пенсионный фонд ждет от работодателей до 1 марта форму СЗВ-СТАЖ. Если на предприятии происходят кадровые изменения (прием, увольнение и т.п.), нужно отчитаться по форме СЗВ-ТД. Сдать СЗВ-ТД нужно в день издания приказа или на следующий день.
В Фонд социального страхования нужно отчитываться ежеквартально. Для этого предусмотрена форма 4-ФСС. Сроки отчетности зависят от формы представления информации. Если отчитываетесь на бумаге, сдать 4-ФСС нужно четыре раза: 20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января. Отчитаться можно и раньше указанных сроков. Для тех, кто отчитывается электронно, сроки увеличиваются на пять дней и отчитаться нужно успеть до 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января включительно. Ежегодно нужно подтверждать вид экономической деятельности путем направления в ФСС соответствующего заявления и справки (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55). Документы нужно сдать в ФСС до 15 апреля.
Отчетность НКО в Минюст РФ
НКО сдают специальные отчеты о своей работе. Виды таких отчетов закреплены в Приказе Минюста РФ от 16.08.2018 № 170. До лета 2020 года НКО могли принимать во внимание методические рекомендации Минюста, но с 15.06.2020 рекомендации утратили силу (Приказ Минюста РФ от 15.06.2020 № 135).
Отдельные категории НКО имеют право не отчитываться по утвержденным формам в Минюст. Такие организации могут представлять информацию в произвольном виде (п. 3.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Не сдают специальную отчетность НКО при соблюдении трех критериев:
- в составе нет иностранных учредителей и лиц без гражданства;
- в текущем году не было поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников;
- сумма полученных в отчетном году денежных средств и имущества составляет не более 3 млн рублей.
Для каждого вида НКО предусмотрен свой состав отчетности.
НКО, получившие имущество из отечественных источников, сдают формы ОН0001, ОН0002. Некоммерческие организации, получившие иностранный капитал или имущество, плюсом сдают форму ОН0003.
Казачьи общества сдают формы ОН0001, ОН0002 или сообщение о продолжении деятельности, также нужно сдать форму ГРК003.
Религиозные организации заполняют отчет по форме ОР0001.
Структурные подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации отчитываются по формам СП0001, СП0002, СП0003.
О порядке представления отчетности некоммерческими организациями
Бухгалтерскую и налоговую отчетность НКО сдают по общим правилам.
Порядок и сроки сдачи специальной отчетности зафиксированы в Приказе Минюста от 26 мая 2020 № 122.
Отчеты ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 нужно сдавать раз в год до 15 апреля включительно.
Сроки отчетности по форме СП0001: 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 31 января. Срок отчетности по форме СП0002 — 15 апреля, а по форме СП0003 — 31 октября.
Отчеты о деятельности некоммерческих организаций с функцией иностранного агента, в объеме сведений, представляемых в Минюст России, подлежат обязательному размещению в интернете или предоставлению средствам массовой информации один раз в полгода (п. 3.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Способы передачи отчетов:
- личный визит;
- почтовое отправление;
- через оператора электронного документооборота;
- по электронной почте при наличии электронной цифровой подписи руководителя НКО и бухгалтера;
- публикация отчетов и результатов деятельности на официальном сайте Минюста;
- публикация отчетов в СМИ или на собственном сайте в интернете.
Ответственность НКО за непредставление отчетности
Некоммерческие организации несут ответственность согласно ст. 33 закона №7 «О некоммерческих организациях».
За непредставление отчетности НКО, как и любая коммерческая организация, несет ответственность. НКО с функцией иностранного агента за непредставление отчетности привлекается к административной ответственности (ст. 19.7.5-2 КоАП РФ). Наказания предусмотрены разные: от предупреждения до административного штрафа. Размер штрафа для должностных лиц составляет от 10 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 300 000 рублей. Административная ответственность также возможна при нарушении сроков сдачи отчетности.
Если филиал или представительство иностранной некоммерческой неправительственной организации вовремя не представит информацию согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ, то соответствующее структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации может быть исключено из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.
Непредставление или несвоевременное представление статистической отчетности либо представление недостоверных данных влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц — от 20 000 до 70 000 руб. (ст. 13.19 КоАП РФ). Повторное совершение данного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., а на юридических лиц — от 100 000 до 150 000 руб.
Неоднократное непредставление в установленный срок отчетов и информации в Минюст России (его территориальные органы) служит основанием для обращения в суд с заявлением о ликвидации НКО (пп. 6 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ).
Удобнее всего сдавать отчетность электронно. Это экономит время и помогает отследить судьбу каждого отчета. Вы можете использовать в работе систему Экстерн и отправлять необходимые отчеты за несколько минут. ФНС, ФСС, Росстат и ПФР обязательно получат отчеты. В Экстерне вы легко найдете нужную форму. Отчет можно заполнить непосредственно в системе или загрузить готовый. Перед отправкой отчетности в контролирующие органы сервис проверит ее на наличие ошибок. Ошибки можно сразу же исправить, это поможет избежать уточненных деклараций. Если отчет не примут, вы узнаете об этом из уведомления.
Какую отчётность сдаёт НКО
Организации, образованные юрлицами, делят на две группы: коммерческие и некоммерческие (НКО). Их создают в различных организационно-правовых формах, виды которых регулирует ст. 50 ГК РФ.
В статье расскажем: в какие государственные органы и в какой срок происходит сдача отчётности НКО.
Что такое некоммерческие организации
Коммерческие организации могут быть в виде обществ, таких как ООО или ОАО, чья цель — это осуществление хозяйственных операций для получения прибыли. Заработанные деньги делятся между участниками предприятия.
НКО создаются для выполнения каких-либо социальных задач. Их тоже разделяют на различные типы. Организации создают в виде Фондов, Ассоциаций, Частных учреждений, Адвокатских коллегий и бюро, Общественных и Автономных некоммерческих организаций (АНО).
АНО это форма НКО, которое оказывает услуги, в сферах: образования, жизнеобеспечения, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг. Такие организации получают добровольные имущественные взносы и имеют льготное налогообложение.
Предприятия могут быть частью обеспечения реализаций, предусмотренных законодательством РФ — школа или университет. Также учреждения оказывают помощь в тех социальных сферах деятельности, где у государства не хватает материальных и трудовых ресурсов, например, некоммерческий благотворительный фонд. Положение, формы, порядок создания, виды деятельности и основы управления некоммерческих организаций регулирует Федеральный закон №7-ФЗ от 12.01.1996 года.
НКО разрешено получать прибыль от предпринимательства. Условия формирования имущества вписывают в учредительные документы организации и учитывают отдельно от основного дохода. Также финансы поступают в учреждения другими способами:
- учредители и участники платят взносы;
- граждане вносят пожертвования;
- организация сдаёт в аренду имущество, которое числится у неё на балансе;
- иные способы получения доходов, разрешённые законодательством РФ.
Формы НКО
Государственный кодекс устанавливает следующие формы некоммерческих организаций:
Потребительский кооператив, союз или общество.
Цель создания: решение общих проблем участников какого-либо общества или организации.
Пример: дачные и гаражные кооперативы. Финансирование: взносы участников.
Цель создания: благотворительность или просветительская деятельность. Пример: благотворительный фонд, помогающий пожилым людям. Финансирование: добровольные взносы граждан, государственные гранты.
Общественная или религиозная организация.
Цель создания: объединение граждан с общими интересами. Пример: церковь, общественная организация многодетных семей. Финансирование: добровольные пожертвования граждан, благотворительные взносы.
Объединение юрлиц, ассоциация или союз.
Цель создания: координация коммерческих организаций с целью представления общих интересов.
Пример: профессиональная выставка, ассоциация социальных предпринимателей.
Финансирование: взносы членов объединений.
Цель создания: образовательные, социальные, культурные и управленческие функции.
Пример: Школа, Институт.
Финансирование: частичная или полная государственная поддержка, благотворительные взносы.
Отчётность НКО и сроки сдачи
Каждая некоммерческая организация обязана сдавать бух отчётность в государственные контролирующие органы. Сдаче подлежат бухгалтерские, налоговые, статистические документы в Росстат, отчёты в Минюст и во внебюджетные фонды.
Рассмотрим подробнее, как сдать каждый вид отчётности и как она зависит от системы налогообложения.
Бухгалтерская отчётность НКО
Некоммерческим организациям необходимо сдать бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств с приложением. Отдельным видам НКО разрешено представлять отчётность в упрощённой форме, кроме тех организаций, которые выполняют функции зарубежного представителя в РФ.
Отчётность составляется на основе бухгалтерского положения ПБУ 4/99, закона бух учёта и плана счётов. Правила составления регулирует информация Минфина России ПЗ-1/2015. Сдача документов осуществляется до 31 марта. Если отчёт подлежит обязательному аудиту, она публикуется с аудиторским заключением.
Налоговая отчётность НКО на ОСНО
НКО на ОСНО необходимо сдать НДС, 6-НДФЛ и налог на прибыль. Сдача деклараций по НДС и НДФЛ происходит ежеквартально. Налог на прибыль имеет нарастающий итог и сдаётся за квартал, полугодие, 9 месяцев и год: апрель, июль, октябрь и март.
НДС сдают до 25 числа месяца, следующего за истёкшим кварталом. Если операций по прибыли не было, сдаётся упрощённая декларация до 20 числа.
Некоммерческая организация с сотрудниками в штате сдают 6-НДФЛ. Сдача отчётности осуществляется за квартал, полугодие, 9 месяцев и год.
Налоговый отчёт на имущество сдают ежегодно до 30 марта, если у организации есть объект налогообложения.
Отчётность в Минюст России должна содержать в себе информацию о деятельности, информацию о персональном составе руководящих органов и документы о расходах. В соответствии с приказом Министерства Юстиции приказ № 50, отчёт за 2020 год отправляли до 15 июля 2021 года.
Также сдаче подлежит расчёт по страховым взносам. Отчётность сдают в налоговый орган каждое 30 число по истечении трёх месяцев: в апреле, июле, октябре и январе.
НКО на УСН
В случае использования упрощённой системы налогообложения НКО освобождаются от сдачи отчётности по НДС и налогу на прибыль. Декларацию налога на добавленную стоимость сдают в случае, если организация является налоговым агентом по НДС.
Годовую отчётность по УСН необходимо сдать до 31 марта. Авансовые платежи по налогу вносят течение 25 дней после получения дохода.
Декларацию 6-НДФЛ и налог на имущество в ПФР представляют по форме СЗВ-М. Документы сдают до 15 числа месяца, следующего за отчётным. Годовой СЗВ-СТАЖ сдают не позднее 1 марта года, следующего за отчётным. При увольнении необходимо сдать отчёт по форме СЗВ-ТД, не позже чем на следующий день после увольнения сотрудника.
Сдавать документы в Фонд социального страхования необходимо каждый квартал по форме 4-ФСС. Бумажный отчёт сдают до 20 числа, электронный до 25 числа месяца, следующего за отчётным: в апреле, июле, октябре и январе. Ежегодно в страховой фонд сдают только заявление и справку о подтверждении вида экономической деятельности.
Отчётность НКО в Минюст РФ
Форму отчётности в Министерство юстиции регулирует Приказ Минюста РФ №170 от 16.08.2018 года.
В соответствии с ст. 32 7-ФЗ НКО может не сдавать такие документы, если:
- не имеет в своём составе учредителей-иностранцев или лиц, не имеющих гражданства;
- на баланс организации не поступало имущество или денежные переводы иностранного происхождения;
- НКО не получило доходы и имущество на сумму более 3 миллионов рублей.
Каждый вид некоммерческой организации использует для сдачи отчётности в Минюст свои формы:
- ОН0001 и ОН0002 при получении имущества от отечественных источников. Дополнительно ОН0003, если были источники иностранного капитала и имущества;
- ОН0001, ОН0002, ГРК003 — для казачьих обществ;
- ОР0001 — для религиозных организаций;
- СП0001, СП0002, СП0003 — для иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Для отправки отчётности применяются общие правила подачи документов. Порядок представления регулирует приказ Минюста №122 и №50. Сдача форм ОН0001, ОН0002, ОН0003, ОР0001 осуществляется ежегодно до 15 апреля. Форму СП000 необходимо сдать 30 апреля, 31 июля, 31 октября и 31 января. СП0002 — 15 апреля, СП0003 — 31 октября.
Согласно ст. 32 7-ФЗ, НКО с функцией иностранного агента раз в полгода обязаны предоставлять поданную информацию в СМИ или выкладывать сведения в интернет.
Какие штрафы за непредставление НКО отчётности
За непредставление или просроченную отчётность, НКО с функцией иностранного агента оштрафуют согласно ст. 19.7.5-2 КоАП РФ. С организации взыщут от 100 до 300 тыс. рублей, с должностных лиц от 10 до 30 тыс. рублей.
Если представитель иностранной неправительственной НКО не сдаст отчётность, уполномоченный орган исключит его из соответствующего реестра.
В соответствии с ст. 13.19 КоАП РФ, за непредставленные в Росстат статистические документы взыщут:
- с организации — от 20 до 70 тыс. рублей. От 100 до 150 тыс. рублей при повторном нарушении;
- с должностных лиц — от 10 до 20 тыс. рублей. От 30 до 50 тыс. рублей за повторное нарушение.
Согласно ст. 61 ГК РФ и ст. 32 7-ФЗ, за многократное нарушение сроков представления отчётности в Минюст некоммерческую организацию могут ликвидировать.
Какую отчётность сдаёт АНО на УСН
Применять упрощённую систему налогообложения при АНО выгодно, так как это сокращает количество сдаваемой отчётности. Упрощённую декларацию по УСН сдают один раз в год. Если в документе итог с нулевым значением, она не освобождается от сдачи.
АНО на УСН не уплачивают НДС, налог на прибыль и имущество, соответственно отчётность по данным налогам отправлять не требуется. Налог на имущество платится, если:
- на балансе организации есть имущество, которое подлежит налогообложению по кадастровой стоимости;
- организация является налоговым агентом и арендует имущество у государства.
По этим пунктам сдаются декларации.
Также АНО представляют следующую отчётность в различные органы:
- ИФНС, ФСС и ПФР;
- ОПС, ОМС и ФСС;
- Росстат;
- Минюст.
Для удобства собрали в одну таблицу сроки сдачи отчётности для АНО на УСН в 2021 году:
Отчёт | Сроки | |||
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал | |
УСН | Для ООО – 01.04.2021, для ИП – 30.04.2021 | |||
Имущественный налог | 30.04 | 30.07 | 30.10 | 30.04.2021 |
Транспортный налог | 03.02.2021 | |||
Земельный налог | 03.02.2021 | |||
Бухгалтерская отчётность | 01.04.2021 | |||
СЗВ-М | 15.02 15.03 15.04 | 15.05 15.06 15.07 | 15.08 15.09 15.10 | 15.11 16.12 15.01.2021 |
6 НДФЛ | 30.04 | 31.07 | 31.10 | 01.04.2021 |
4 ФСС на бумаге | 22.04 | 22.07 | 21.10 | 20.01.2021 |
4 ФСС в электронном виде | 25.04 | 25.07 | 25.10 | 27.01.2021 |
2 НДФЛ | 01.04.2021 | |||
СЗВ-стаж | 02.03.2021 | |||
Среднесписочная численность | 20.01.2021 |
Отсутствие деятельности не освобождает АНО от сдачи следующих отчётов:
- бухгалтерского баланса, отчёта о целевом использовании;
- декларации по УСН;
- 6 НДФЛ;
- СЗВ-М, СЗВ-стаж, ЕРСВ, 4 ФСС;
- формы 1-НКО и № 11(краткая).
Заключение
НКО — это некоммерческая организация, которая ведёт социальную деятельность. Получение доходов не является её главной целью. Но так как такая организация имеет финансирование, платит работникам зарплату и имеет имущество, она обязана отчитываться перед государством.
Направлять отчёты в различные государственные ведомства удобно через единый инструмент. Для отправки электронных документов рекомендуем использовать «Астрал Отчёт 5.0». Это онлайн-сервис, который позволит сформировать и сдать электронную отчётность с любого ПК и из любой точки мира при наличии интернета.