Минимальная и максимальная цена контракта

Разбираем новый порядок расчета НМЦК (цены контракта с единственным поставщиком) на охранные услуги

В связи с появлением приказа Росгвардии, устанавливающего порядок определения НМЦК и цены контракта с единственным исполнителем, многие заказчики уже озадачились вопросом расчета НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем, на оказание охранных услуг (далее — Порядок).

Попробуем разобраться в тонкостях расчета цены контракта на наиболее востребованный вид охранных услуг, оказываемых частными охранными организациями.

Для этого принимаем исходные данные:

  • Количество постов: 1 шт.
  • Режим работы поста: 24 часа в сутки.
  • Смена: 12 часов.
  • Количество охранников: 3 человека.
  • Охранники не используют спецсредства и оружие.
  • Срок оказания услуг: с 01.09.2021г. по 31.12.2021г.
  • Вид охранных услуг: Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
  • Работы по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны — отсутствуют.
  • Услуги по защите жизни и здоровья граждан — отсутствуют.
  • Допуск к государственной тайне не требуется.
  • Массовые мероприятия не проводятся.
  • Место оказания услуг: Красноярский край.

Все данные есть, поехали считать.

При закупке охранных услуг для объектов, за исключением объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, НМЦК определяется по формуле:

С u — прямые затраты на часовую работу u-го поста охраны в составе одного работника в смене в рублях, определенные в соответствии с пунктом 3 Порядка;

Прямые затраты формируются только для следующих видов охранных услуг:

  • Охрана объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, за исключением объектов и (или) имущества, предусмотренных подпунктом 4.3 пункта 4 Порядка.
  • Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.
  • Обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, за исключением объектов, предусмотренных подпунктом 4.4 пункта 4 Порядка;
  • Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

K u — количество часов работы работника по контракту на u-ом посту охраны и составляет 976 часов;

КР — косвенные расходы. Устанавливаются в размере 20% от общей суммы всех прямых затрат и рассчитываются по формуле:

П — прибыль. Определяется на основании среднеотраслевых показателей рентабельности продукции (услуги) за предшествующий год по данным ФНС России (в случае отсутствия официальных сведений по указанному показателю в рассматриваемой отрасли принимается равной 5%) и рассчитывается по формуле:

в информационном письме ИФНС от 05.05.2021г. сведения о рентабельности охранных услуг отсутствуют

,где u — идентификатор или номер поста охраны по контракту, в отношении которого производится расчет прямых затрат;

n — количество требуемых постов охраны по контракту. По умолчанию для расчета принимается, что на одном посту охраны работает один работник в смене, в случае наличия на одном посту охраны двух и более работников в смене расчет производится для каждого работника отдельно. Максимальная продолжительность режима работы поста охраны 24 часа, минимальная — 3 часа;

I инфл — индекс потребительских цен на прочие услуги, принимаемый в соответствии с публикуемыми Минэкономразвития России прогнозами социально-экономического развития Российской Федерации.

В случае если срок действия контракта превышает срок прогноза, индекс потребительских цен для каждого года срока действия контракта, не указанного в прогнозе, принимается равным индексу потребительских цен, указанному для последнего года прогноза.

I инфл рассчитывается как среднее арифметическое между индексами потребительских цен на каждый год срока действия контракта.

В случае если расчет НМЦК и начало срока действия контракта приходятся на один год, то для этого года срока действия контракта значение I инфл принимается равным единице (как раз наш случай).

НДС — налог на добавленную стоимость.

Показатели С тсо и С зж включаются в формулу определения НМЦК в случае наличия потребности заказчика в соответствующей дополнительной услуге, при этом

Определились что за буквы в формуле, теперь приступаем к расчету.

Самая важная неизвестная в данной формуле — С u (прямые затраты).

В соответствии с Порядком прямые затраты определяются как общая стоимость часа работы одного работника на одном посту охраны с учетом корректирующих коэффициентов.

Прямые затраты определяются по формуле:

БЗП — базовая заработная плата работника (рублей/час), которая рассчитывается по формуле: отношение МРОТ к СНР.

МРОТ — минимальный размер оплаты труда, установленный на дату расчета НМЦК в соответствии со статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации. При отсутствии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации регионального соглашения, заключенного в рамках реализации статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации, используется значение МРОТ в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Принимаем МРОТ в соответствии с 82-ФЗ на 23.07.2021г. равным 12 792 руб.

СНР — среднемесячное количество рабочих часов одного работника поста охраны. Определяется по производственному календарю (для 40-часовой пятидневной рабочей недели) на год, в котором производится расчет НМЦК.

По данным производственного календаря на 2021 год в течение срока оказания охранных услуг:

рабочих дней: 85,

выходные и праздничные дни: 37

Количество рабочих часов: 679 ч

следовательно СНР=169,75 ч.

БЗП=75,36 рублей/час

Д н — доплата за работу в ночное время, порядок и размер которой установлены Правительством Российской Федерации. Определяется по производственному календарю (для 40-часовой пятидневной рабочей недели) на год, в котором производится расчет НМЦК. Не применяется в случае отсутствия режима работы поста охраны в ночное время;

Постановлением Правительства от 22.07.2008г. №554 установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время

Дн составляет 15,07 рублей/час.

Д вп — доплата за работу в выходные и праздничные дни, порядок и размер которой установлены статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

Статьей 153 ТК РФ установлено — работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки.

Д вп составляет 75,36 руб./час.

Д рк — доплата за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Принимаем, что такой коэффициент не установлен.

РО — резерв на отпуск, который рассчитывается по формуле:

РО=13,82 руб.

СВ — страховые взносы, которые устанавливаются в соответствии со статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», рассчитываются по формуле:

СВ = (БЗП + Д н + Д вп + Д рк + PO) * Y,

Y — ставка страховых взносов составляет 30,2%;

U — корректирующий коэффициент (не применяется, т.к. в исходных данных не установлены особенности).

СВ= 53,87 руб.

Таким образом прямые затраты (С u) оставляют 232,23 руб./час

КР — косвенные расходы составляют 45 331,30 руб.

Прибыль (П) в соответствии с формулой составляет 13 599,39 руб.

Подставляем все цифры в формулу и получается цена контракта (НМЦК) = 342 704,60 руб.

Определение НМЦК (начальной максимальной цены контракта)

opredelenie_nmck_nachalnoy_maksimalnoy_ceny_kontrakta.jpg

Похожие публикации

Заказчик в системе госзакупок всегда фиксирует в тендере показатель НМЦК. Рассчитывается он в установленном законом порядке.

Определение НМЦК

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) в системе госзакупок – это предельная стоимость договора, по которой его готов заключить государственный заказчик. В ходе торгов фактическая (окончательная) стоимость договора может быть снижена относительно НМЦК в соответствии с предложениями отдельных претендентов на исполнение контракта (получаемых, например, в рамках аукциона), но не может быть увеличена.

Задача государственного заказчика — определить оптимальную величину НМЦК, чтобы она была не слишком заниженной (иначе никто не возьмет контракт), или завышенной (что обусловит нагрузку на бюджет). В этих целях применяются методы, установленные законодательно.

Методы определения НМЦК

Госзакупки регулируются двумя основными нормативными актами:

  • Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ, который применяется, если заказчик — государственный орган или учреждение;
  • Законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ, регламентирующий правоотношения, в которых заказчик — государственное предприятие.

Закон № 44-ФЗ устанавливает более жесткий порядок определения максимальной цены контракта в сравнении со вторым нормативным актом. В целях реализации положений Закона № 44-ФЗ, регламентирующих расчет НМЦК, Минэкономразвития России приказом от 02.10.2013 № 567 издало специальные Методические рекомендации, которым следует государственные заказчики.

В свою очередь, во втором нормативном акте — Законе № 223-ФЗ, соответствующий порядок расчета НМЦК по существу не установлен, в отношении определения цены контракта прописаны положения, носящие рамочный характер. Заказчик может посчитать НМЦК так, как считает нужным, но только при условии, что закрепит правила расчета данного показателя во внутреннем положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), иначе он будет обязан выполнять предписания в части расчета НМЦК, установленные Законом № 44-ФЗ (п. 1 ч. 5.1 ст. 8 Закона № 223-ФЗ).

В соответствии со ст. 22 Закона № 44-ФЗ, определение начальной (максимальной) цены контракта может быть осуществлено следующими способами:

  • посредством анализа рынка (метод сопоставимых рыночных цен);
  • нормативно (с учетом положений ст. 19 Закона № 44-ФЗ);
  • на основании тарифов;
  • проектно-сметным способом (применяется при строительных контрактах);
  • затратным методом.

Первый метод основан на публичных данных о рыночных ценах на закупаемые товары, работы или услуги. Законодатель предписывает применять его в первую очередь как приоритетный (ч. 6 ст. 22 Закона № 44-ФЗ). Альтернативные методы задействуются только в случаях, предусмотренных ч. 7-11 ст. 22 Закона № 44-ФЗ. Например, тарифный метод применим, только если цены на приобретаемые заказчиком товары, работы либо услуги установлены государственным или муниципальным органом (ч. 8 ст. 22 Закона № 44-ФЗ), распространено применение такого метода в сфере закупок лекарств: там действуют предельные отпускные цены, определенные государственным реестром. Затратный метод применяется, если не применимы иные методы начальной максимальной цены контракта — он предполагает учет величины прямых и косвенных затрат, характерных для производства закупаемого товара, работы или услуги (ч. 10 ст. 22 Закона № 44-ФЗ).

Рассмотрим теперь, каким образом определение начальной (максимальной цены контракта) осуществляется на практике. Метод, задействуемый по умолчанию, основан на сопоставимых рыночных расценках — его и изучим.

НМЦК методом сопоставимых рыночных цен: пример расчета

Положениями п. 3.21 Методрекомендаций по приказу № 567 определена формула для расчета НМЦК по методу рыночных цен. Выглядит она довольно просто:

НМЦК = ПОТРЕБ / КОЛИЧПОСТ х (ПОСТ 1 + ПОСТ 2 + ПОСТ 3 + ПОСТ X), где:

  • ПОТРЕБ = количество единиц товара (объем закупки), которое требуется по контракту;
  • КОЛИЧПОСТ — количество поставщиков, цены которых анализируются;
  • ПОСТ (1, 2, 3, X) — отдельные цены от первого, второго, третьего и последующих поставщиков.

В рамках рассматриваемого метода необходимо рассмотреть рыночные предложения минимум от 3-х поставщиков (п. 3.19 Методрекомендаций по приказу № 567).

Условимся, что у нас именно 3 поставщика, при этом госструктура планирует закупку телевизоров, имея следующие данные об объеме закупки и ценах:

  • ПОТРЕБ — 1000 единиц (планируемый объем закупки);
  • ПОСТ 1 — 30 000 рублей;
  • ПОСТ 2 — 33 000 рублей;
  • ПОСТ 3 — 34 000 рублей.

Отмеченная простота формулы расчета НМЦК на практике осложняется рядом условий ее применимости. Дело в том, что если начальная (максимальная) цена контракта определяется методом рыночного анализа цен, то указанная выше формула применима при условии, что будет установлена однородность учитываемых при расчете НМЦК цен (п. 3.20 Методрекомендаций). Она считается установленной, если исчислен коэффициент вариации рыночных расценок, не превышающий 33% (п. 3.20.2 Методрекомендаций).

Соответствующий коэффициент считается по формуле:

ВАРИАЦ = СРЕДКВ / СРЕДАРИФ х 100, где:

  • СРЕДКВ — среднее квадратичное отклонение;
  • СРЕДАРИФ — среднее арифметическое по анализируемым ценам.

Показатель СРЕДКВ считается, в свою очередь, по довольно сложной формуле:

СРЕДКВ = √ ((ПОСТ 1 — СРЕДАРИФ) 2 + (ПОСТ 2 — СРЕДАРИФ) 2 + (ПОСТ 3 -СРЕДАРИФ) 2 )/(КОЛИЧПОСТ — 1).

Однако, все показатели по ней нам известны. Поэтому, приступаем к расчету конечного целевого показателя НМЦК.

Сначала определяем показатель СРЕДАРИФ: (30 000 + 33 000 + 34 000)/3 = 32 333,33.

Далее вычисляем показатель СРЕДКВ: √ (30 000 — 32 333,33) 2 + (33 000 — 32 333,33) 2 + (34 000 — 32 333,33) 2 / (3 — 1) = 2081,67.

Затем вычисляем показатель ВАРИАЦ: 2081,67 / 32 333,33 х 100 = 6,43%. Вариативность в пределах 33%, поэтому можно вычислять итоговый показатель:

НМЦК = 1000/3 х (30 000 + 33 000 + 34 000) = 32 333 333 рублей.

Таким образом, наше госучреждение будет готово закупить 1000 телевизоров по контракту общей стоимостью не более 32 333 333 рублей. При этом соблюдено требование закона по приоритетному применению метода анализа рыночных цен.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

НМЦК определяется при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупкиНМЦКСрок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ
  • страна происхождения;
  • производитель.
  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:
  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.
При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:
  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.
  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.
  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.
  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Подробнее про тарифный метод смотрите комментарий эксперта Петра Воронцова, автора лекции в Школе электронных торгов «Методы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ»:

Проектно-сметный метод

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются:
  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
  • положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
  • информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.

Данный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Информация о прибыли может быть получена следующим образом:

  • исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
  • на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

Рассчитайте НМЦК без ошибок в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44 ФЗ.

Обоснование начальной максимальной цены контракта (НМЦК): новые особенности в 2021 году

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ — это процесс определения заказчиком предельной стоимости закупки, выше которой он не сможет заключить контракт с потенциальным поставщиком. Минпромторг предложил изменить особенности формирования начальной цены в рамках квотирования, а Минфин разработал новые рекомендации, которые уже совсем скоро заменят действующие.

Скачать приказ Минэкономразвития №567 от 02.10.2013 об утверждении методических рекомендаций обоснования начальной цены контракта
Скачать образец расчета начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ c формулами
Скачать проект приказа Минфина об утверждении новых методических рекомендаций формирования начальной цены

Последние изменения

В абз. 2 п. 3 ПП №2014 указано, что для формирования начальной цены анализом рынка ценовые запросы отправляются субъектам промсферы из ГИСП. Минпромторг планирует скорректировать этот порядок: если в ГИСП не найдется 3-х субъектов, то госзаказчикам придется направить допзапросы другим поставщикам с опытом поставки квотируемых товаров. Еще появится возможность брать информацию в ЕИС по успешно выполненным контрактам.

Напомним: если компаний меньше или сведений о них нет в ГИСП (или эти сведения неполные), то зафиксируйте это — например, сделайте скриншот и отправьте в Минпромторг ([email protected]). Этот скрин может потребоваться, чтобы доказать, что нельзя соблюсти минимальную долю.

Проект изменений предполагает дополнение кодов-оснований невозможности достижения минимальной доли закупок российских товаров новой ситуацией — закупка у единственного поставщика по ст. 93 44-ФЗ.

Планируется, что изменения вступят в силу в день опубликования. Особый порядок вступления в силу прописали из-за большой значимости регулируемых отношений и необходимости изменения правового регулирования и правоприменительной практики в кратчайшие сроки.

Скачать проект постановления правительства об изменения особенностей определения НМЦК по ПП 2014

Новые рекомендации Минфина

На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект приказа Минфина, который утверждает новые методические рекомендации по применению методов определения стартовой цены контракта. Планируется, что нововведения вступят в силу, когда Минэкономразвития отменит действующие рекомендации.

В целом рекомендации приведут в соответствие с законодательством. Ключевые правила не изменятся, но есть и интересные новации. Чтобы не ошибиться в выборе метода обоснования НМЦК, в разделе III проекта приказа прописали инструкцию для заказчика, как формируется НМЦК по 44-ФЗ по новым правилам:

  1. Определите, есть ли принятые для планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг нормативные правовые акты, которые устанавливают порядок определения НМЦК по ч. 22 ст. 22 44-ФЗ.
  2. Проверьте, относятся ли закупаемые работы, услуги к регулируемым видам деятельности, для которых законодательством утверждены цены (тарифы).
  3. Уточните, есть ли смета, и проверьте ее на соответствие правилам законодательства о градостроительной деятельности (это правило работает для госзакупок работ на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений).

Планируют скорректировать особенности применения некоторых методов. Рассчитывать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, как и прежде, предлагают по формуле. А если получится так, что сумма превысит лимиты бюджетных обязательств для закупки, то появится возможность пересчитать начальную стоимость по другой формуле. Это указано в п. 4.19 проекта приказа.

В разделе X проекта приказа прописали особенности расчета в закупках товаров (работ, услуг) с неизвестным объемом.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы обосновывать НМЦК без нарушений и штрафов.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .

Значение

С 01.07.2020 начальная цена влияет на обязанность согласовывать в ФАС заключение контракта с единственным поставщиком.

От величины начальной стоимости напрямую зависят ограничения, существующие при выборе процедуры определения исполнителя. Например, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ превышает 500 000 рублей, заказчик не имеет права проводить запрос котировок в электронной форме.

Также цена оказывает влияние на сроки при проведении процедуры. Например, для электронных аукционов с начальной стоимостью более 300 млн рублей срок подачи заявок составляет не менее 15 дней с даты размещения извещения в ЕИС, а при стоимости менее 300 млн рублей — не менее 7 дней. А в закупках строительных работ с НМЦК до 2 млрд срок приема предложений 7 дней, а если больше, то 15 суток.

С 01.07.2018 вступила в силу норма о сроках рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе. Так, при стоимости закупки меньше 300 млн руб. срок принятия решения о допуске к торгам не превышает 1 рабочий день.

Стартовая цена влияет и на обязанность госзаказчиков по установлению обеспечения заявок. Если она не превышает 1 млн руб., госзаказчик вправе (но не обязан!) требовать от участника обеспечить предложение (ст. 44). Эти выводы Минфин подтвердил в письме №24-06-08/70718 от 02.10.2018.

А в п. 1 ч. 1 ст. 30 указано, что ограничения и преимущества для СМП и СОНКО заказчики вправе установить при условии, что начальная цена госзакупки не превышает 20 млн рублей.

Начальная цена на этапе планирования

Расчет и обоснование НМЦК по 44-ФЗ осуществляет заказчик. Затем он вносит информацию о ценовом ограничении закупки в план-график. В постановлением правительства №1279 от 30.09.2019 обоснование НМЦК в плане-графике на 2021 год не предусмотрено. Обоснованной считают закупку, которая соответствует правилам нормирования и формирования НМЦК. Это указано в ч. 1 ст. 18 44-ФЗ.

Информация о начальной стоимости контракта должна соответствовать расчетам в документации. Реалии отличаются от планов, поэтому заказчикам приходится корректировать эту информацию и, как следствие, изменять калькуляцию.

Для расчета заказчик использует рекомендованную Минэкономразвития форму. В ней он отражает весь процесс вычисления, реквизиты подтверждающих документов, указывает дату подведения итогов и фиксирует другую необходимую информацию.

Вот примерный образец обоснования начальной (максимальной) цены для госконтракта с единственным поставщиком:

Скачать образец формы обоснования НМЦК на 2020 год по 44-ФЗ по приказу №567 от 02.10.2013

Методы обоснования

Основные особенности пяти процедур определения максимальной стоимости изложены в законе (ст. 22 №44-ФЗ) и уточнены в Методических рекомендациях Минэкономразвития.

Закон о контрактной системе выводит в приоритет обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример и подробное описание этого способа вы можете прочитать в статье «Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен».

Мы подготовили статьи и о других четырех методах обоснования НМЦК по 44-ФЗ, вы можете их найти по ссылкам ниже:

  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Одновременно с этим обоснование метода определения НМЦК устанавливается дополнительными методическими рекомендациями. Полномочия по принятию такого рода документов принадлежат высшему исполнительному органу субъекта РФ. Например, распоряжение правительства Москвы №242-РП, распоряжение правительства Сахалинской области №117-р и др.

Таким образом, заказчики вправе действовать в рамках дополнительных рекомендаций при проведении закупки для нужд субъекта РФ.

Вот пример обоснования НМЦК методом сопоставимых рыночных цен в закупках компьютерной техники:

Скачать образец обоснования НМЦК для закупок компьютерной техники

Иные варианты расчета

В ситуации, когда невозможно применить установленные законом о контрактной системе и методическими рекомендациями варианты расчета, проводится закупка и составляется обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК. В ходе закупок у единственного поставщика стоимость контракта определяет единственное предложение, которое максимально удовлетворяет потребности. Этот способ обоснования не подходит под описание ни одного из вышеперечисленных методов определения начальной цены.

Например, в закупках учебной литературы, когда единственный издатель обладает исключительными правами на использование необходимой литературы в учебном процессе.

Статьи

Максимальное значение цены контракта на поставку бензина

Центр закупок и продаж «Закон.гуру» по роду своей деятельности оказывает консультационные услуги заказчикам и поставщикам по вопросам, связанным с проведением регламентированных закупок и участием в них. Как-то в Центр обратился представитель заказчика с достаточно интересным вопросом, связанным с заключением контракта на поставку ГСМ. Суть вопроса состояла в применении заказчиком положений постановления Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 (далее – Постановление № 19) при закупке ГСМ с определенным объемом. Пример технического задания заказчика приведен ниже.

Ситуация заключалась в том, что уполномоченный орган заказчика и сам заказчик различно смотрели на вопрос определения в контракте максимального значения цены контракта. Уполномоченный орган полагал, что максимальное значение цены контракта должно определяться на основании значения начальной (максимальной) цены контракта и сразу же включаться в проект контракта и в документацию о закупке. Выдержка из проекта контракта, подготовленного уполномоченным органам, приведена ниже.

Напомним, что закупка ГСМ в рассматриваемом случае проводилась именно с определенным объемом! Заказчик же, напротив, считал, что максимальное значение цены контракта должно определяться после завершения процедуры закупки на основании цены победителя. Выдержка из проекта контракта заказчика приведена ниже.

Центру закупок и продаж «Закон.гуру» была поставлена задача письменно аргументировать свою позицию по данному вопросу. Подготовка соответствующего заключения легла в основу настоящей статьи. Сразу отметим, что мы не согласились с позицией уполномоченного органа и также немного не согласились с проектом контракта, подготовленным заказчиком (собственно, нашим клиентом), и вот почему.

Вопрос об указании максимального значения цены контракта при определении в документации о закупке конкретного количества закупаемого топлива, к сожалению, не является однозначным. Проблема заключается в различном толковании участниками контрактной системы норм Закона № 44-ФЗ в части возможности либо невозможности снижения в ходе осуществления конкурентных процедур максимального значения цены контракта, установленного в документации. Из системного толкования норм законодательства о контрактной системе Центр закупок и продаж «Закон.гуру» полагает, что при закупках автомобильного топлива снижение максимального значения цены контракта возможно. Иное толкование приводило бы к невозможности осуществления заказчиком закупки топлива с определенным объемом. При этом осуществление заказчиком закупки топлива с неопределенным объемом в большей степени соответствует нормам Закона № 44-ФЗ, чем закупка топлива с определенным объемом.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан указать в контракте конкретную цену, которая является твердой и определяется на весь срок его исполнения. Исключение составляют 2 случая:

1) проведение заказчиком закупки с неопределенным объемом (в данной ситуации заказчик указывает в контракте максимальное значение цены контракта, которая не снижается в ходе проведения конкурентной процедуры закупки);

2) в случаях, определенных Правительством РФ , заказчик устанавливает в контракте ориентировочного значения цены контракта либо формулу цены и максимальное значение цены контракта из в документации о закупке.

Разберем последнее исключение.

Правительством РФ не установлены случаи, при которых заказчики обязаны определять в контракте ориентировочное значение цены контракта. При этом Постановлением № 19 установлены случаи, когда документация о закупке для целей заключения контракта должна содержать формулу цены и максимальное значение цены контракта. К таким случаям, в частности, относится случай заключения контракта на поставку топлива моторного, в том числе автомобильного и авиационного бензина.

Следует обратить внимание, что максимальное значение цены контракта должно быть определено заказчиком в документации о закупке. При этом Закон № 44-ФЗ не ставит знак равенства между понятиями «максимальное значение цены контракта» и «начальная (максимальная) цена контракта», но и не содержит четкого разграничения между ними. Можно предположить, что «начальная (максимальная) цена контракта» подлежит снижению в ходе проведения конкурентных процедур закупки, а «максимальное значение цены контракта», напротив, не снижается.

В частности, в закупках с неопределенным объемом Закон № 44-ФЗ также использует понятие «максимальное значение цены контракта». Такая цена не снижается в ходе проведения конкурентных процедур закупки и в неизменном виде переносится заказчиком в контракт. Соответственно можно считать, что в случае закупки бензина заказчик должен поступать аналогично (в рассматриваемом случае это позиция уполномоченного органа).

Однако, с данной позицией нельзя согласиться по следующим причинам:

  1. Закон № 44-ФЗ устанавливает, что максимальное значение цены контракта не снижается в ходе проведения конкурентных процедур закупки только при осуществлении закупок с неопределенным объемом (ч. 2.1. ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ). При этом Закон № 44-ФЗ не содержит запрета на снижение максимального значения цены контракта в иных случаях, в том числе в случаях, установленных Постановлением № 19.
  2. Постановление № 19 помимо случая закупки топлива определяет и другие случаи, при которых в документации о закупке должны быть указаны формула цены и максимальное значение цены контракта. К таким случаям, например, относится закупка услуг обязательного страхования (в частности, ОСАГО). Закупки услуг ОСАГО проводятся путем снижения страховой премии страховщика, что и выступает конечной ценой заключаемого контракта. При осуществлении таких закупок заказчики приравнивают максимальное значение цены контракта к цене контракта, предложенной участником закупки, т.е. снижают установленное в документации максимальное значение цены контракта. Если аналогичный подход не допускается использовать при закупке топлива, то его, следовательно, нельзя использовать и при закупке ОСАГО, т.к. и то, и другое включено в общий перечень, утвержденный Постановлением № 19. Однако, практика правоприменения говорит об обратном: заказчики снижают установленное в документации максимальное значение цены контракта при закупке ОСАГО.
  3. Перенос в неизменном виде максимального значения цены контракта из документации о закупке в контракт с одновременным применением к цене единицы закупаемого топлива понижающего коэффициента, определяемого как соотношение цены, предложенной участником, к начальной (максимальной) цене контракта, отдельно установленной в документации о закупке, создает риск поставки по контракту меньшего объема ГСМ, чем было изначально заявлено в извещении о закупке (при существенном росте отпускной цены на автозаправочных станциях поставщика) и (или) превышения в ходе исполнения контракта цены контракта, предложенной поставщиком (т.к. последняя (в случае закупки уполномоченного органа) не переносится в контракт).
  4. Указание в контракте максимального значения цены контракта из документации о закупки без соответствующего включения в контракт цены контракта, предложенной участником закупки, по мнению Центра закупок и продаж «Закон.гуру» не соответствует требованиям Закона № 44-ФЗ в части необходимости заключения контракта по цене, предложенной участником (ч. 2 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ).

Следовательно, при осуществлении закупки топлива заказчик вправе допускать снижение максимального значения цены контракта путем приравнивания такой цены к цене, предложенной участником закупки.

Вместе с тем, следует отметить, что формула цены в указанном случае должна предусматривать поставку ГСМ по цене, установленной поставщиком на автозаправочных станциях, но не выше цены за единицу, определенную в результате деления максимального значения цены контракта (цены контракта, предложенной участником) на количество топлива, определенное в документации о закупке (в рассматриваемом примере заказчика такое условие не содержится, что также создает риски исчерпания максимального значения цены контракта при значительном росте цен, когда весь объем топлива по контракту еще не будет выбран).

В заключении следует отметить, что согласно позиции Минфина России, изложенной в письме Минфина России от 05.03.2020 № 24-03-07/16668:

если контракт заключен по формуле цены с указанием максимальной цены контракта, изменения, предусмотренные пп. «а» и «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, не могут быть осуществлены.

Имело ли ввиду Министерство финансов Российской Федерации, что применение указанных изменений невозможно только в случае, когда заказчик осуществлял закупку топлива с неопределенным объемом, либо данное условие действует во всех случаях, в том числе когда заказчик объем закупаемого топлива определил, — сказать сложно. При этом такая позиция создает определенные риски для заказчика при осуществлении проверок его деятельности со стороны органов контроля, которые, например, могут посчитать наличие в контракте (в котором объем закупаемого топлива был определен) любых условий о возможности изменения объема и (или) цены контракта нарушением Закона № 44-ФЗ.

В связи с изложенным, принимая во внимание имеющиеся различия в подходах по вопросу о возможности снижения заказчиком максимального значения цены контракта при осуществлении закупки ГСМ с определенным объемом, а также названную позицию Минфина России, Центр закупок и продаж «Закон.гуру» рекомендует осуществлять закупку ГСМ без указания конкретного количества закупаемого топлива во всех случаях. Данный вариант закупки полностью исключает любые противоречия.

А как Вы подходите к определению максимального значения цены контракта при закупке ГСМ? Напишите в комментариях!

Читайте также  Приказ о проведении служебного расследования по факту аварии
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]