Могут ли обязать меня дать дорогу
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На основании решения суда предоставлено право ограниченного пользования соседним участком (проезда и прохода) (сервитута) конкретному лицу — собственнику смежного земельного участка. Он написал письмо о том, что им выданы нотариальные доверенности на управление его имуществом на пятерых человек (родственников). На этом основании он требует разрешить проезд пяти машинах согласно сервитуту.
Прав ли собственник смежного земельного участка в данном случае?
В соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Таким образом, право ограниченного пользования чужим земельном участок может возникнуть либо на основании соглашения, либо на основании вступившего в законную силу судебного акта.
В рассматриваемом случае право ограниченного пользования чужим земельным участком (с целью прохода и проезда к своему земельному участку) было установлено на основании судебного решения. В числе прочего данное решение суда содержит сведения об обладателе сервитута — конкретном лице, которое является собственником соседнего земельного участка (ст. 5 ЗК РФ).
Отметим, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ). Аналогичным образом и вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 АПК РФ).
Полагаем, что собственник земельного участка, обеспечив проход и проезд через свой земельный участок конкретному лицу (собственнику смежного земельного участка), надлежащим образом исполнил свои обязательства, возникшие на основании вступившего в законную силу судебного решения (п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ). Сведения же об иных лицах, в интересах которых установлен сервитут, судебное решение не содержит.
В соответствии с п. 2 ст. 275 ГК РФ сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.
В связи с изложенным полагаем, что выданное нотариусом свидетельство на управление имуществом, обязательства собственника обслуживающей вещи не порождает. Поэтому требование собственника смежного земельного участка о предоставлении проезда лицам, которым ею выданы нотариальные доверенности на управление имуществом, по нашему мнению, является неправомерным.
Отметим, что приведенная выше точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением других специалистов.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сухарников Иван
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Парасоцкая Елена
12 января 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Кто должен делать дорогу к участку?
Эксперты нашей компании подробно расскажут, кто должен делать дорогу к участку, и как решить проблему отсутствия подъездных путей в соответствии с законодательством. Организуются подобные дороги еще на стадии формирования территории. Эта обязанность возлагается на местную администрацию либо лицо, проводящее разделение или объединение земель. Однако далеко не всегда имеется свободный доступ к наделу. И такую задачу нужно решать в срочном порядке, составив обращения в уполномоченные органы.
Зачастую дорога к участку пролегает через болотистую местность, которой требуется отсыпка и облагораживание в соответствии с установленными нормативами. Либо на пути к владениям образовался овраг или иные препятствия. Также создание подъездов необходимо из-за неправильно проведенных межевых работ. Регистрирующие органы, как правило, приостанавливают оформление территории, если обнаружены подобные нарушения. Но иногда приходится самостоятельно решать вопрос организации дороги к собственной земле.
Куда обращаться чтобы узнать кто должен желать дорогу к участку?
- Дорожная деятельность в границах населенных пунктов или за ними, производится администрацией поселения, муниципального района или округа.
- Чтобы узнать, кто должен делать дорогу к участку, необходимо изучить документы на землю, проверив, к какому муниципальному образованию он относится.
- По общему правилу за обустройством путей надо обращаться в местный муниципалитет. При этом Вы обязательно столкнетесь с очередностью выполнения строительных дорожных работ.
- Кроме того, власти могут отказать из-за недостаточного финансирования или будут оттягивать создание подъезда, ссылаясь на нехватку средств в бюджете. В этом случае получение желаемой дороги затягивается на долгие годы.
- Если Вы оказались в подобной ситуации, можно провести работы за счет собственных средств. Для этого потребуется разрешение, согласованный проект и технические условия.
- Непосредственно за укладкой полотна надо обращаться в лицензированную компанию.
- Самостоятельно проводить строительство придется, если участок был оформлен ненадлежащим образом, либо он не числится в государственном кадастре недвижимости.
Наши услуги:
Оформление дороги через суд — от 80000 рублей.
Созданию дороги (новый з/у в населённом пункте) — от 70000 рублей.
Оформление дороги в заявительно-претензионном порядке — от 40000 рублей.
Когда собственник сам должен делать дорогу к участку?
Чтобы понять, кто должен делать дорогу к участку, придется либо обращаться к специалистам нашей компании, либо самостоятельно изучать сложившуюся ситуацию. Проверьте наличие кадастрового номера (он отображается на общей карте) посмотрите межевое дело на предмет ошибок, из-за которых дорожное полотно не проложено. Если таковые обнаружены, их придется устранять, или самостоятельно заниматься строительством подъезда.
При нехватке финансирования со стороны муниципалитета, можно обратиться в суд, который обяжет администрацию уложить полотно. Однако гораздо быстрее будет договориться с остальными собственниками, которые испытывают неудобства из-за отсутствия дороги. Самостоятельно заниматься организацией путей придется, если при разделении одного участка допущены ошибки. Подробности узнавайте у экспертов нашей компании. Мы же найдем пути решения этой проблемы.
Как заставить администрацию сделать дорогу к земельному участку в населенном пункте?
Подъездные пути к вновь образованным участкам должны оборудовать местные власти. Особенно, если такие земли не прилегают к дорогам общего пользования. Процедура организации подъезда к участку зависит от многих нюансов, и главный из них – кому принадлежит земля между дорогой общего пользования и наделом.
Чтобы понять, как будет происходить прокладка подъезда к территории, нужно ознакомиться с межевым планом. В нем указывают особенности обеспечения доступа к участку:
- Через земли гос. собственности;
- По участкам общего пользования;
- В качестве сервитута по частным наделам.
Изучив процедуру создания дороги к участку через муниципалитет, многие решают построить ее самостоятельно, на собственные средства. Но делать это не рекомендуется, иначе подъездные пути признают самовольной постройкой.
Если администрация населенного пункта не спешит прокладывать дорогу к наделу, собственнику нужно самому инициировать процедуру. Перед этим следует:
- проверить, нанесен ли участок на кадастровую карту;
- к какому муниципальному образованию он относится;
- оформлены ли права на землю надлежащим образом;
- узнать, в чьей собственности находится земля под дорогой;
- определить возможность строительства подъезда к наделу.
Затем надо обратиться в местную администрацию, к которой относится ваш земельный участок, с заявлением. В нем нужно попросить начать проектирование и строительство автомобильной дороги. Ходатайство подается на имя главы администрации. В нем важно сослаться на необходимость подъездных путей:
- не может проехать строительная техника;
- вы планируете круглогодично проживать здесь;
- другие дороги отсутствуют или закрыты.
Обычно на подобные обращения отвечают отказом. Либо нет денег в бюджете поселения, либо земля под дорогой принадлежит частному лицу, либо по иным причинам. На такой ответ следует подать претензию, где указывают ссылки на законы и основания, подтверждающие необходимость прокладки дороги или возможность ее строительства. Снова отказали – обращайтесь в суд. Чтобы просьбу точно утвердили, проконсультируйтесь с профильными юристами Геобюро по данному вопросу.
Как заставить отремонтировать дорогу местного значения?
Администрация населенного пункта должна проводить текущий ремонт дорог местного значения. Для этой цели привлекаются лицензированные организации. Если этого не происходит, собственники участков, прилегающих к проблемной дороге, могут подать жалобу на состояние проезжей части. Отклонения от нормативов, установленных в ГОСТ Р 50597-2017, должны устранить. Жалобу подают, когда:
- на дорожном полотне есть ямы длиннее 15 см;
- мелкие выбоины на протяженности 100 метров;
- волны более 5 см на улице местного значения;
- колеи определенной глубины и т.д.
На устранение таких нарушений дают до двух недель. Обычно процедура начинается после обращения собственников (одиночного или коллективного):
- В администрацию населенного пункта – помимо заявления потребуются доказательства наличия проблем на дороге (ответ дадут в течение 30 дней);
- В управление ГИБДД – проводится проверка и, если проезжая часть действительно не соответствует стандартам, выносят предписание на ремонт (его должны исполнить в течение 14 дней).
В небольших муниципалитетах подобные меры, как правило, не приносят результата. В такой ситуации следует подать повторное обращение в администрацию (лучше коллективное, с подписями всех жителей улицы). Добейтесь от представителя ГИБДД, чтобы он возбудил дело об административном правонарушении в довесок к постановлению о ремонте.
Дорожное полотно по-прежнему не отремонтировали – пишите жалобу в прокуратуру, либо сразу в судебные органы. Самостоятельное обращение в суд ускорит процедуру. Иск готовят и в том случае, когда ГИБДД не возбуждает дело об административном правонарушении. Если жалоба прокурору не принесла результатов, но вы не решаетесь идти в суд, можно направить претензию в МВД РФ или в иные вышестоящие инстанции.
Оптимальный вариант – подача искового заявления после отказа в местной администрации. Но начинать разбирательство надо только после консультации с юристом. Он соберет доказательства необходимости ремонта, отправит жалобы в уполномоченные органы и представит ваши интересы в суде.
Как сделать дорогу к земельному участку вне населенного пункта?
Как проходит процедура согласования и определяется орган, ответственный за строительство дороги – зависит от ситуации. Необходимость в дороге возникает, когда приобретается надел сельхозназначения за пределами муниципалитета, либо иная земля, где планируется вести целевую деятельность. Как правило, на такой территории нет какой-либо инфраструктуры.
Если участок находится не в населенном пункте, вопросы строительства дороги решают районные власти. В администрацию района надо обратиться с заявлением и документами на землю. Зачастую здесь еще требуют:
- картографические материалы на землю;
- план территории в определенном масштабе;
- схему организации безопасности движения;
- план размещения дороги и прочее.
Схема размещения должна содержать способы примыкания к региональным автодорогам. Дополнительно придется заказать проект будущего подъездного пути. В заявлении следует попросить администрацию предоставить доступ к участку и указать, какой именно доступ нужен (автомобильная дорога).
Когда заявление подано, надо подождать 30 дней решения по нему, а далее возможно два варианта развития ситуации:
- Администрация согласится создать подъездную дорогу;
- Вынесут отказ и придется самостоятельно строить ее.
Если подъездные пути прокладывает собственник за свой счет, необходимо заказать проект и получить допуски в той же районной администрации на использование земли для строительства автодороги. Это сложная процедура, в которой без толкового юриста не обойтись.
В случае немотивированного отказа, либо если вы не согласны с основаниями, озвученными в нем, можно обратиться в суд за разрешением спора. Судья вынес решение в вашу пользу – вместе с ним отправляйтесь в районную администрацию за исполнением требования. Добиться положительного ответа или получить допуски к строительству за свой счет помогут юристы нашей компании.
Что делать если нет проезда к земельному участку?
После приобретения участка может оказаться, что фактически проезда к нему нет, либо дорога имеется, но пролегает она по чужой территории. Порядок действий зависит от ситуации:
- Проезда нет совсем – соседи поставили забор так, что надел оказался в замкнутом «кольце»;
- Проезд есть, но земля под ним принадлежит частному лицу (владелец соседнего участка);
- Дорога имеется, но участок под ней находится в собственности муниципалитета.
В каждом из этих случаев процедура получения доступа к территории будет немного отличаться. Но есть общий порядок действий, к которому прибегают в подобных ситуациях.
- Если участок находится в границах населенного пункта, необходимо обратиться к главе местной администрации за установлением публичного сервитута.
- Когда надел расположен за пределами муниципалитета, такое заявление направляют в районную администрацию.
- Невозможно установить публичный сервитут (отсутствуют основания), либо земля принадлежит частному лицу – придется устанавливать частный сервитут.
Если других вариантов организации проезда к земельному участку не найдут, представители местной или районной администрации вправе установить публичный сервитут к территории. Но важно учитывать, что право проезда может быть временным или постоянным. Первый вариант подходит, если дорога нужна на время строительства, а второй – во всех остальных случаях.
О частном сервитуте придется договариваться с владельцем земли напрямую. Обычно право проезда устанавливают за определенную плату (ежемесячную, ежеквартальную и т.д.). В этих целях составляется соглашение. Договориться не получилось – сервитут можно установить в судебном порядке.
Существует вариант, когда проезд к участку невозможен из-за неправомерно установленных заборов или объектов недвижимости. В данной ситуации все вышеописанные действия осуществляются после ликвидации таких препятствий. Инициировать процедуру можно, написав жалобу в муниципалитет. Учитывая сложность процедуры, проводить ее должны профильные юристы. Так вы исключаете риск отказа и получаете гарантию организации проезда к участку.
Катаемся смело: 10 ваших прав в поезде (о которых вы не знали)
Пандемия слегка ослабила свою хватку, но большая часть границ еще не открыта. Для многих россиян это стало поводом снова и снова исследовать нашу необъятную страну. Командировки и поездки на малую родину – тоже нередкое явление в жизни многих. Такие путешествия чаще всего совершаются на поездах. А вы знаете, на что имеете право, становясь пассажиром этого вида транспорта?
Основной документ, регламентирующий права и обязанности пассажиров, – «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (утверждены приказом Минтранса России от 19.12.2013 № 473). Вы можете найти этот документ и самостоятельно изучить, особенно если у вас возникают какие-либо конкретные вопросы. А мы рассмотрим самые типичные и потенциально спорные ситуации, в которых права пассажиров могут быть нарушены или не реализованы по причине того, что сами пассажиры недостаточно хорошо знакомы с тем, что можно, а что нельзя.
Готовимся к поездке
1. Опечатка в билете? Не страшно!
Покупая билеты онлайн, пассажир легко может сделать опечатку в своем имени или фамилии. Зачастую это становится причиной переживаний – пустят ли в поезд по такому билету. Не стоит волноваться! Главное – возьмите с собой паспорт. Если в данных допущено не больше двух ошибок (одна допускается в буквах, одна в цифрах), вас обязаны пропустить. Это зафиксировано в телеграмме ОАО «РЖД» № 3/311 от 05.10.2005 (ЦЛДВ-2-59).
Имейте в виду! В билетах на международные поезда опечатки не допускаются. Как определить, надо ли срочно менять билет? Если вы пересекаете границу России, требуйте билет с верными данными, если не пересекаете, можно оставить билет с опечаткой.
Для восстановления билета необходимо на вокзале обратиться к дежурному и написать соответствующее заявление. Потребуется показать документ, удостоверяющий личность, именно тот, который регистрировался при покупке билета. Также с вас возьмут сбор за восстановление билета. Вся процедура может занять около двух часов, поэтому решение подойдет не для всех ситуаций, но, если время позволяет, воспользуйтесь такой возможностью.
А самый простой вариант – покупать электронные билеты и заранее проходить регистрацию. В этом случае вы не потеряете проездной документ (его всегда можно найти в почте), а в ряде случаев даже не придется показывать билет вообще.
2. Сколько килограммов багажа можно взять с собой?
Ограничения по весу багажа – это для многих «самолетная история». Но в поездах тоже есть ограничения для ручной клади (то есть, по сути, всего того багажа, который мы берем с собой в вагон). По одному билету можно провезти до 36 кг вещей (до 50 кг, если вы купили билет в спальный вагон). Если вы возьмете с собой ощутимо больше, ответственный проводник может это заметить и не пустить вас в поезд.
Что можно сделать в этой ситуации?
Если вы не хотите расставаться с вещами, купите еще один билет, по нему получите формальное право провезти еще 36 кг багажа.
Есть в поездах и багаж, который сдается отдельно, тут тоже есть определенные ограничения. На один билет можно предъявить не более трех предметов багажа, суммарный вес которых не превышает 200 кг, при этом каждый должен весить не более 75 кг.
Важно! Указанные ограничения актуальны для одного билета. Если вы едете вдвоем или втроем, то, соответственно, по своим проездным документам вы можете провезти в два (три) раза больше ручной клади и багажа (суммарно).
3. Уехать раньше или позже? Пожалуйста!
Имея на руках билет, вы можете уехать чуть раньше или чуть позже.
В первом случае вообще нет проблем – главное, чтобы нашлись места в поезде, отбывающем в том же направлении в более раннее время.
Если вы хотите уехать чуть позже (или опоздали на поезд, что тоже случается), то вопрос тоже можно решить. В течение 24 часов после отбытия вашего поезда обратитесь в кассу вокзала, предъявите билет – и вы сможете с минимальной доплатой приобрести другой. Если же вы покупать другой билет сразу не планируете, то можете вернуть часть денег, потраченных на билет (но не всю сумму целиком: будут вычтены цена плацкарты (платы за ваше место в вагоне) и сборы).
4. На многих станциях можно посетить туалет бесплатно, а на остальных билет – пропуск в вокзальный туалет
С 2020 года туалеты на многих железнодорожных вокзалах дальнего следования сделали бесплатными. Но это актуально только для тех станций, территория которых находится в ведении Дирекции железнодорожных вокзалов.
Если за туалет хотят плату, покажите свой билет. По нему вас обязаны пропустить без оплаты, потому что она уже включена в стоимость проездного документа. Если суровый «кассир туалета» не пропускает даже с билетом, ссылайтесь на Устав железнодорожного транспорта.
Едем без проблем
5. Выше или ниже: нельзя меняться полками и сидеть на чужих местах
Многие покупают первый попавшийся билет в надежде, что потом удастся поменяться местами. Справедливо, что пожилому человеку, родителям с маленькими детьми, беременным и людям с ограниченными физическими возможностями сложно забираться на верхнюю полку. Но равно справедливо – по закону! – и то, что пассажир с нижней полки имеет полное право отказаться меняться.
Что касается багажа, размещать его в специальных отсеках нижних полок опять же можно только с разрешения пассажира с нижней полки.
В большинстве случаев цена билетов на верхние и нижние полки в одном вагоне разная. Поэтому у пассажиров, заранее купивших самые удобные места, есть дополнительные аргументы в пользу отказа от «переезда».
Конечно, жизнь всегда вносит свои коррективы. И пассажиры могут по взаимному согласию поменяться местами. Но заставить вас сделать это никто не вправе! Если соседи агрессивно требуют уступить им более удобную полку, зовите проводника и показывайте билет, который подтверждает ваше право ехать с максимальным комфортом.
6. Что входит в бесплатные услуги для каждого пассажира поезда?
Став пассажиром поезда, вы имеете право на целый ряд бесплатных услуг. Проводник обязан предоставить вам по просьбе стаканы, столовые приборы, щетку для обуви, швейный набор и даже настольные игры (шахматы, шашки)! Переводя это в практическую плоскость, отметим, что во время поездки вы можете попить свой чай или кофе, а емкость для их заваривания получить бесплатно.
Стоимость постельного белья может быть включена в билет. В этом случае ничего дополнительно платить не нужно. А еще проводник должен застелить вам полку, если вы об этом попросите!
7. Отношения с соседями – дело тонкое
Соседи в поезде могут испортить всю поездку, особенно если речь идет о плацкартном вагоне. Можно ли найти управу на дебоширов?
Прямой запрет распивать спиртные напитки, шуметь, мешать другим пассажирам действует только в городском и пригородном транспорте, чисто формально на поезда дальнего следования он не распространяется. Но если приравнять поезд к общественному месту, любые нарушения спокойствия должны быть пресечены (когда они действительно случаются).
То есть мирно сидящих с гитарой и спиртным соседей, скорее всего, вы не направите на истинный путь здорового образа жизни. Но если они мешают вам спать, ведут себя агрессивно или проявляют признаки сильного опьянения, управу на них найти можно – обратитесь для этого к проводнику.
8. Собаку-поводыря можно провозить бесплатно
Перевозка животных всегда сопряжена с определенными сложностями. Например, крупных собак нельзя провозить в плацкарте. Но исключение делается для собак-поводырей, которые сопровождают людей с ограниченными физическими возможностями. Такое животное можно провозить бесплатно. Но в пути оно должно находиться у ног хозяина. Также обязательно надеть на пса ошейник и намордник.
Важно! Если вы едете за границу, уточняйте отдельно требования, которые предъявляются к перевозке собак-поводырей в той стране, куда направляетесь. Например, с животным могут пускать только в вагоны определенного класса.
Обратите внимание! Если вы везете домашнее животное (диких вообще провозить нельзя), для него действуют другие правила, ограничений и требований гораздо больше. Путешествуя с животным, необходимо тщательно подготовиться и узнать все нюансы, только в этом случае вы избежите проблем при посадке и в пути.
9. Меняем по желанию или необходимости маршрут
Если вами приобретен билет на большое расстояние, а в середине пути вы решили, что очень хотите прервать путь и задержаться на очередной станции, вы вправе это сделать. Новый билет покупать не придется – в течение 10 дней вы сможете уехать на поезде аналогичного маршрута с той станции, на которой сошли. Нужно будет доплатить стоимость так называемой плацкарты и сбор за переоформление билета.
Важно! После того как вы сошли с поезда на промежуточной станции, нужно в течение трех часов обратиться в кассу и сделать на билете отметку об остановке.
10. Проехать чуть дальше тоже можно
А если вы проспали свой пункт назначения, то можете бесплатно прокатиться чуть дальше. Сообщите проводнику о том, что пропустили свою остановку, и попросите дать вам возможность доехать до следующей. Платить за этот отрезок пути уже не придется.
Конечно, все эти правила так прекрасно работают в теории, но могут не соблюдаться в реальной жизни. Нередко пассажиры сталкиваются с резким отказом предоставить им то, на что они имеют законное право. В этом случае важно не растеряться и напомнить о том, что ваши требования находятся в рамках «Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом».
Задавайте вопросы в комментариях. Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Суд подтвердил право требовать от чиновников ремонта грунтовых дорог
Такое принципиально важное разъяснение сделал Верховный суд России в своем обзоре судебной практики. Поводом стал судебный спор в Татарстане, где сельские чиновники наотрез отказались ремонтировать грунтовую дорогу. А нижестоящие суды поддержали поселковую администрацию в ее нежелании бороться с ухабами.
Длина вопроса — 2,1 километра, ширина — 3,5 метра. Дорога официально значится на генеральном плане муниципалитета и находится на балансе поселения. Для жителей она важна, так как связывает два села. Вроде бы невелико расстояние. Но мы еще из сказок знаем, что иногда прямая дорожка бывает длиннее и опасней окольной.
Особенно если прямую дорожку не содержать в порядке.
«Указанная выше дорога относится к категории местных дорог, никогда не ремонтировалась и не приводилась в состояние, соответствующее требованиям технических регламентов, в зимний период от снега не очищается, что создает для граждан затруднения в ее использовании, — рассказали в суде местные жители. — Обязанность по содержанию названной дороги лежит на муниципальных органах, однако ими не исполняется, в связи с чем нарушаются права и законные интересы заявителей».
Чиновники парировали претензии тем, что, мол, вот же рядом есть прекрасная окольная дорога. Асфальтобетонная. Так что, дескать, все эти «ни пройти, ни проехать» просто капризы.
По логике сельской администрации, с которой согласились нижестоящие суды, еще в июле 2016 года была проложена асфальтобетонная дорога, которая, хоть и не внесена в генплан, но эксплуатируется жителями, следовательно, со стороны чиновников не допущено бездействия, выразившегося в ненадлежащем содержании грунтовой автомобильной дороги.
То есть ненадлежащее содержание дороги, конечно же, было. Но это не бездействие. А, видимо, что-то вроде мудрой медитации.
Трудно сказать, что не устроило местных жителей в данных объяснениях. Вероятно, очень уж прикипели душой к своей старой доброй грунтовке. А потому они дошли — не по ней, конечно, а вообще — до Верховного суда России. И там нашли понимание.
«На местную администрацию как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание», — пояснил Верховный суд России.
Раз грунтовая дорога находится на балансе местного поселения, она должна содержаться в порядке. Точка.
«При рассмотрении административного искового заявления. существенное значение имеет установление факта нахождения этой дороги в границах муниципального образования, ее отображение на генеральном плане муниципального образования», — подчеркивается в обзоре судебной практики.Поэтому суды, получив подобные иски, не должны выяснять, есть ли у жителей обходные пути, нет ли в округе дорог получше. Это все не важно. Раз претензии предъявлены к конкретной дороге, ей и надо заниматься.
В данном случае надо было проверить, действительно ли грунтовка находится в настолько плохом состоянии, как рассказывают местные жители. Правда ли ее никогда не ремонтировали, или ухабы укладываются в государственные стандарты (при условии, что ухабы могут в принципе уложиться в стандарты). И если истцы не сгущали краски, а действительно ломали ноги и машины на этой дороге, чиновники просто обязаны дать бой ухабам.
Теперь на эти разъяснения должны ориентироваться все нижестоящие инстанции. Кстати, по данным Росстата, доля дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, на конец прошлого года составила 47,2 процента. Будем надеяться, что не все из них находятся в таком же состоянии, как грунтовка из обзора Верховного суда. Тем не менее работы у чиновников достаточно, и на хорошие окольные пути они теперь ссылаться не могут.
У меня частный дом у дороги, Строители тяжелой техникой разбили Дорогу на не.
У меня частный дом у дороги, Строители тяжелой техникой разбили Дорогу на не однократные просьбы восстановить Дорогу они перед воротами насыпали окол с грязью, Я потребовал убрать грязь и сделать как было (на протяжении 6 лет Я ремонтировал Дорогу отсыпал щебенкой, асфальтом) И перекрыл Дорогу Эксковатором, какие мои действия, последствия за перекрытие дороги, и как их,с точки зрения закона заставить их отремонтировать, могу подать в суд и по каким статьям.
Ответы на вопрос:
Вы не могли перерывать дорогу экскаватором. Эт о самоуправство, Вас могут привлечь. Есть цивилизованный способ — обратиться с претензией к тому, кто дорогу разбил. Также обратиться в местную администрацию. Можете подать иск в суд.
«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. В силу с 14.05.2018)
Статья 19.1. Самоуправство
Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, —
(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 250-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей «редакции»)
1) Ответственность по статье 12.33 КоАП РФ в данном случае в виде штрафа, размер которого определяется субъектом правонарушения:
Статья 12.33. Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений
Повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо технических средств организации дорожного движения, которое создает угрозу безопасности дорожного движения, а равно умышленное создание помех в дорожном движении, в том числе путем загрязнения дорожного покрытия, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — трехсот тысяч рублей.
2) Заставить отремонтировать можно путем подачи искового заявления в районный суд о понуждении ответчика устранить причиненный ущерб.
Поскольку ВЫ не являетесь собственником дороги, то ВАше право не нарушено. ВЫ не можете потребовать взыскания причиненного ущерба. Однако ВЫ вправе потребовать взыскания с собственника дороги расходов на ее улучшение на основании ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.
Дорога около вашего дома может принадлежать как муниципалетету, так и являтся общей собственностью кооператива в котором вы находитесесь (если).
В любом случае порядок действий следующий:
1) Необходимо вызвать полицию для фиксации порчи имущества, далее написать заявление в полиции для проведения расследования причастных и ответственных лиц.
2) Необходимо самостоятельно или коллективно направить претензию строительной компании — получить либо согласие произвести ремонт, либо (скорее всего) отписку мол так оно и было.
3) Если земля муниципальная, то написать претензию и жалобу в местную администрацию, мол вы собственники участков а муниципалитет пострадал из за действий строителей и вы хотите им помочь установить справедливость и готовы выступить свидетелем в суде. — муниципалитет в 10 дневный срок обязан вам ответить (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года)
4) далее со всеми отписками, если земля в собственности кооператива — в суд от имени кооператива
Если муниципальная то тут только муниципалитет может подавать в суд на строителей, вы вправе подать в суд на муниципалитет что бы те привели в должное состояние дорогу.
5) Либо, если так случится что ваши органы правопорядка решат занятся этой проблемой, то будет заведено дело» порча чужого имущества по неосторожности (статья 168 УК РФ) » — если ущерб будет крупным.
Для начала нужно выяснить, кто является СОБСТВЕННИКОМ этой дороги, потому, что Вся территория сел за пределами частных домов и их земельных участков принадлежит, как правило, администрации сельского поселения, которая и должна следить за состоянием улиц, дорог в пределах своей территории. Разница между главой сельского поселения и главой районной администрации в том, что сельское поселение подотчетно администрации района. В пределах района может быть несколько сельских администраций и все они подотчетны районной администрации, которая в свою очередь подотчетна администрации области (края, республики). Далее согласно Ст 1064 ГК РФ собственник подаёт иск в суд о возмещении причинённого вреда. Но этот вред нужно будет оценить, провести соответствующую экспертизу, которую назначит в суд. Если Вы собственник это хорошо. ,но если не Вы то пишите жалобу в администрацию, пусть они подают в суд. А Вы будете в процессе как третье лицо. Желаю удачи. В.
думаю, что для вас никаких последствий не будет. Вы защищали свое право пользования дорогой — подъездом к вашей собственности. Если будут вызывать в администрацию или полицию, ссылайтесь на ст. 14 ГК РФ, указывайте, что пресекали неправомерные действия работников компании, которые ссыпали грязь и преградили проезд
Статья 14. Самозащита гражданских прав
Допускается самозащита гражданских прав.
Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.
Сейчас у вас есть ПРАВО обратиться в суд с иском об обязании отремонтировать дорогу. Но ответчиками будет как данная строительная компания, так и администрация муниципального образования. Которая обязана осуществлять контроль за проездными дорогами (ст. 14 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (последняя редакция) Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения
1. К вопросам местного значения городского поселения относятся:
5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;