Может ли общественная организация интересоваться юр лицом?

Проверки бизнеса представителями общественных организаций по защите прав потребителей: как компаниям и предпринимателям защитить себя?

На практике нередко бывают случаи, когда к индивидуальным предпринимателям или в организации, занимающиеся деятельностью, связанной с непосредственным общением с клиентами (например, сфера торговли и услуг) приходят проверяющие, представляясь сотрудниками общественных организаций по содействию защите прав потребителей. Они начинают проверять деятельность организации и пытаются выяснить, имеются ли нарушения требований Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей». Подобные проверяющие могут даже специально провоцировать конфликтные ситуации, чтобы зафиксировать кажущиеся нарушения.

По результатам такой проверки данными лицами обычно составляется Акт, содержащий указания на необходимость устранения выявленных недостатков и иные «рекомендации и предложения» (представить отчет об устранении недостатков, пройти переподготовку сотрудников на курсах и т.д.). При этом в некоторых случаях «общественные защитники» буквально вымогают у предпринимателей денежные средства «за урегулирование вопроса».

Как правильно вести себя предпринимателю в случае, если к нему пришли с проверкой представители общественной организации по защите прав потребителей?

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала необходимо разобраться с нормативным регулированием в данной сфере.

Права общественных объединений потребителей

В соответствии с частью 2 статьи 45 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) помимо прочего вправе:

  • осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей;
  • направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов;
  • вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, нарушающих права потребителей;
  • обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).

При этом при осуществлении общественного контроля объединения потребителей не вправе требовать от предпринимателей представление документов или выполнение действий, обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя прямо не установлена Законом РФ «О защите прав потребителей».

Пленум Верховного суда РФ в своем Постановлении от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что общественными организациями потребителей могут быть заявлены в суд требования в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика.

Однако, следует иметь ввиду следующее: в соответствии со сложившейся судебной практикой по данному вопросу , составляемые общественными организациями потребителей протоколы по факту выявленных нарушений не воспринимаются судом в качестве безусловных доказательств наличия такого нарушения. Поскольку такие протоколы составляется негосударственными контролирующими органами, для суда они являются лишь формой фиксации свидетельских показаний лиц, их подписавших.

Такая позиция судов обусловлена следующим. При осуществлении проверок уполномоченными государственными органами закон предоставляет предпринимателям целый ряд гарантий, призванных защитить права и интересы проверяемого лица. Так, в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверяемое юридическое лицо должно быть надлежащим образом уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа.

Предприниматель (сотрудник компании) вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от должностных лиц необходимую информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено законом, вправе знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и т.д.

В случае же с проверками, осуществляемыми общественными организациями, при их осуществлении предприниматели, как правило, лишены возможности защитить свои права, получить соответствующую информацию, а также присутствовать при проведении проверки и представить свои возражения к акту проверки. Несоблюдение общественными организациями требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности. Именно поэтому суды относятся к документам, подготовленным по результатам общественных проверок, с осторожностью.

В случае рассмотрения судом дела по иску общественной организации, соответствующие требования не подлежат удовлетворению, если в материалах дела отсутствуют сведения об основаниях проведения проверки, а также внутренний приказ организации о проведении такой проверки. Кроме того, составленный по итогам выявленных нарушений протокол (акт проверки) не будет являться надлежащим доказательством, если он:

  • не был представлен для ознакомления представителю проверяемого лица;
  • не был вручен представителю проверяемого лица в ходе соответствующих мероприятий;
  • не содержит подписи представителя проверяемого лица;
  • не содержит сведений, безусловно и однозначно указывающих, где и когда была проведена проверка.

Итак, далеко не обязательно, что предприниматель будет привлечен к ответственности по результатам проверки, произведенной общественной организацией. При этом, при обращении в Вашу организацию общественных проверяющих, рекомендуем Вам соблюдать следующие простые рекомендации:

Что делать, если к Вам с проверкой пришли представители общественных организаций по защите прав потребителей

  1. первое, что нужно сделать – это идентифицировать проверяющих и направившую их организацию. Для этого необходимо запросить у данных лиц паспорта и документы, подтверждающие их полномочия (приказ соответствующей организации о проведении проверки именно Вашей организации, документ, позволяющий установить принадлежность данных лиц к определенной общественной организации), а также обязательно сделать фотокопии представленных документов;
  2. проверить, действительно ли существует такая общественная организация, и имеет ли она действующий статус. Сделать этом можно, воспользовавшись электронными сервисами на сайте Министерства юстиции РФ, где ведется Реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, а также на сайте Федеральной налоговой службы, где также можно получить информацию о лице, имеющем право действовать от имени соответствующей организации без доверенности;
  3. нужно взять с общественных защитников расписку о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну или иных сведений, отнесенных в Вашей организации к конфиденциальной информации;
  4. также лучше получить с общественных проверяющих расписку (письменное подтверждение) о согласии на обработку персональных данных, а также фото и видеоизображения. Такая расписка понадобится, чтобы впоследствии на законных основаниях использовать сделанную Вами фото и видеозапись проверки;
  5. в любом случае, необходимо вести самостоятельную аудио- и видеозапись действий проверяющих;
  6. в случае провоцирования проверяющими конфликтной ситуации нужно вызвать наряд полиции, либо участкового;
  7. советуем Вам не подписывать никаких документов, бумаг, содержащих пробелы или иные возможности последующей корректировки и дополнения;
  8. в случае составления акта (иного подобного документа), содержащего информацию о каких-либо нарушениях и представления его Вам для подписания, советуем сделать в нем отметки и указания, отражающие Вашу позицию и видение происходящего;
  9. не рекомендуем предъявлять общественным проверяющим никакие иные документы, кроме тех, которые в соответствии с законодательством о защите прав потребителей положено показывать каждому потребителю (покупателю, клиенту) (в соответствии с главой 1 Закона РФ «О защите прав потребителей), а также не передавать проверяющим товары, образцы и прочее.

Следуя этим простым рекомендациям, Вы добьетесь сразу нескольких целей. Если под видом общественных проверяющих к Вам явились мошенники, Вы сможете вывести их на чистую воду, а также продемонстрировать, что Вы не являетесь для них легкой добычей. Если же проверяющие лица действительно действуют на основании поручения соответствующей организации по защите прав потребителей, то, соблюдая вышеприведенные советы, Вы сможете защитить свои права и интересы при проведении проверки, а также получить доказательства, необходимые для последующего рассмотрения в административном или судебном порядке по выявленным нарушениям.

Юридическое лицо

Юридическое лицо – это зарегистрированная в установленном законом порядке организация, фирма, компания, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Обязательные признаки юридического лица

Таким образом, юридическое лицо, зарегистрированное на территории России, должно обладать четырьмя признаками:

наличие организационного единства. Признак организационного единства — наличие у юридического лица учредительных документов, в которых отражается система органов управления и соответствующие подразделения для соответствующих функций, закрепленных уставом юридического лица. Органы юридического лица могут быть единоличными (директор, президент, председатель правления) и коллегиальными (общее собрание, правление, совет директоров), и их роль состоит в формировании воли юридического лица и в ее выражении вовне;

обладание обособленным имуществом. Имущественная обособленность — это наличие у фирмы такого атрибута как уставной фонд юридического лица, самостоятельный баланс. Внешним выражением этой самостоятельности является также наличие у компании банковского счета;

способность нести самостоятельную имущественную ответственность. Всякая фирма, являющаяся юридическим лицом, несет ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности. Она отвечает по своим долгам именно принадлежащим ей имуществом. Это исключает ответственность юридического лица за долги своих участников или основателей. В свою очередь не отвечают своим имуществом за долги юридического лица ни его участники, ни основатели. При этом, в случаях, установленных законом или учредительными документами, учредители и участники юридического лица могут нести субсидиарную (дополнительную) имущественную ответственность по его обязательствам;

возможность выступления в гражданском обороте от своего имени, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо — самостоятельный участник гражданского оборота, оно способно от своего имени приобретать и осуществлять права и обязанности. Поэтому одним из признаков юридического лица является выступление его от своего имени в гражданском обороте, а также в суде. Юридическое лицо выступает в гражданском обороте, а также в суде под своим именем, которое индивидуализирует его, делает его юридической личностью. В наименовании юридического лица должна быть указана его организационно-правовая форма, а также собственное индивидуальное наименование.

Коммерческие и некоммерческие организации

Юридические лица, в зависимости от основной цели своей деятельности, подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, а полученная прибыль распределяется между ее участниками.

Для достижения своей основной цели коммерческая организация занимается предпринимательской деятельностью.

Некоммерческая организация не может иметь в качестве основной цели извлечение прибыли.

Некоммерческая организация создается для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческая организация также может заниматься предпринимательской деятельностью, однако полученная от такой деятельности прибыль не распределяется между ее участниками, а используется в тех целях, для достижения которых и была создана некоммерческая организация.

К числу коммерческих организаций относятся хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

К числу некоммерческих организаций относятся потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации (объединения), фонды, государственные корпорации, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Государственная регистрация в налоговых органах в качестве юридического лица

Юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью, которые появляются у него одновременно в момент возникновения, то есть с момента его государственной регистрации и внесения в государственный реестр.

Правоспособность юридического лица может быть универсальной (общей) и специальной (ограниченной).

Универсальная (общая) правоспособность юридического лица означает, что это юридическое лицо может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Коммерческие организации, по общему правилу, обладают универсальной правоспособностью, вне зависимости от указания конкретного вида деятельности в их учредительных документах.

Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также те коммерческие организации, которые занимаются коммерческой деятельностью в одной определенной сфере (например, банки и страховые организации).

Все некоммерческие организации обладают специальной (ограниченной) правоспособностью, поскольку все они создаются для достижения определенных целей при помощи определенных способов.

Прекращение юридического лица

Правоспособность и дееспособность юридического лица существуют до момента его прекращения, которое происходит в двух формах: реорганизации и ликвидации.

Реорганизация — это прекращение юридического лица с переходом прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Реорганизация может проходить в следующих видах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Ликвидация — это прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация может быть добровольной (например, по решению учредителей) либо принудительной (по решению суда при нарушении законодательства либо при банкротстве).

Реорганизация или ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо перестает существовать после внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Споры участников ООО между собой и с обществом: вопросы и ответы

Настоящий материал подготовлен Адвокатским Бюро «Домкины и партнеры» на основании положений действующего российского законодательства с учетом правовых позиций, сформулированных Верховным Судом Российской Федерации.

Актуальность представленного материала по состоянию норм закона на 01.01.2020.

Вопрос: Может ли участник общества, владеющий размером доли, не способным повлиять на принимаемые на общем собрании решения, признать общее собрание недействительным?

Ответ: Если участник общества был не извещен о проведении собрания (например, не был уведомлен), был лишен возможности принять участие в собрании (например, не допущен в здание, помещение, где проводилось собрание), то данные обстоятельства расцениваются судами как серьезное воспрепятствование участнику в реализации его прав на управление обществом. При подобных нарушениях участник вправе в судебном порядке поставить вопрос о признании общего собрания недействительным независимо от размера принадлежащей ему доли в уставном капитале общества.

Вопрос: Может ли участник Общества, имеющий долю в размере 50% или меньшую долю, исключить другого участника Общества, владеющего равной или большей долей в уставном капитале?

Ответ: Согласно правовой позиции Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации равное распределение долей между участниками не препятствует рассмотрению спора об исключении одного из них из состава участников общества. Кроме того, закон не содержит ограничений на исключение из состава участников лица, обладающего более чем 50 процентами долей в уставном капитале общества. Достаточным основанием для исключения участника будет являться установленный судом факт причинения существенного вреда интересам самого общества, независимо от того, может ли исключаемый участник устранить ущерб или компенсировать потери.

Вопрос: Может ли участник оспорить решение общего собрания об увеличении уставного капитала общества?

Ответ: Согласно Закону об обществах с ограниченной ответственностью решение собрания об увеличении уставного капитала должно быть принято с соблюдением требования законодательства, устава и не нарушить права и законные интересы участника общества. В ином случае принятое решение может быть в течение двух месяцев оспорено в суде участником, голосовавшим против увеличения уставного капитала или не принимавшего участия в таком голосовании.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 21.02.2014 № 3-П сформулировал правовую позицию о возможности признания недействительным решения об увеличении уставного капитала, не соответствующего интересам участников общества в сохранении размера своих долей. Если иные участники общества (ответчики) не смогут обосновать разумную необходимость привлечения объема денежных средств именно путем увеличения уставного капитала, недостаточность у общества собственных денежных средств, а также отсутствие иных разумных альтернатив привлечения денежных средств без наступления негативных последствий для участников в виде уменьшения размера их доли, то решение собрания об увеличении уставного капитала может быть признано недействительным.

Вопрос: Может ли участник общества оспорить решение общего собрания, на котором было принято решение в личных интересах одного из участников?

Ответ: Если, принимая на общем собрании решение, некоторые из участников действуют из собственной выгоды (например, устанавливают себе премии в силу занятия должностей в обществе), действуют против интересов общества (например, отчуждают принадлежащее обществу имущество по заниженной стоимости), их действия могут быть оспорены в судебном порядке, как нарушающие интересы общества. Суд имеет соответствующую компетенцию дать оценку спорным решениям общего собрания, приняв решение об их законности.

Ответ: Что можно сделать, если один из участников общества, без голосов которого решение не может быть принято, уклоняется от участия в собрании?

Ответ: Если уклонение участника в проведении общего собрания без уважительных причин препятствует возможности принятия значимых для общества решений, существенно затрудняет деятельность общества, суд вправе признать решения общего собрания общества действительными при отсутствии участника, без голосов которого принятие решения по закону или уставу невозможно. Закон исходит из того, что злоупотребление принадлежащим гражданину правом, действие исключительно с намерением причинить вред другому лицу, недобросовестная реализация гражданских прав не допускаются, в том числе при реализации прав участника ООО (статья 10 ГК РФ).

Вопрос: Обязан ли генеральный директор общества исполнять решение общего собрания участников, если оно явно нарушает интересы самого общества?

Ответ: Генеральный директор вправе не исполнять решение общего собрания, если оно нанесёт вред интересам самого общества. В обязанности генерального директора входит оценка действий и решений на предмет их выгодности для общества и возможности причинения вреда обществу независимо от того, кем они инициируются. Более того, положение статьи 53 ГК РФ не снимает личной материальной ответственности с генерального директора за причинение убытков в случае исполнения заведомо негативного для общества решения общего собрания / собственника.

Вопрос: Должен ли единственный участник общества с ограниченной ответственностью заверять в нотариальном порядке решения, входящие в компетенцию общего собрания участников?

Ответ: Если уставом общества не предусмотрен альтернативный нотариальному способ принятия решений, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников, единственный участник общества обязан согласно положению подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса Российской Федерации удостоверять принимаемое решение в нотариальном порядке. Закон не делает исключений для единственного участника, чтобы не допустить возможной фальсификаций решений, принимаемых высшим органом управления общества, то есть общим собранием.

УК в форме некоммерческого партнёрства

В основном управляющие компании создаются в форме общества с ограниченной ответственностью. Бывают также УК в организационно-правовой форме открытых и закрытых акционерных обществ. Но ещё реже попадаются управляющие компании в форме некоммерческих организаций, в частности некоммерческого партнёрства. Об этой форме УК сегодня и поговорим.

Можно ли создать УК в форме некоммерческого партнерства

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в том, что собой представляет некоммерческое партнёрство. Под некоммерческим партнерством подразумевается основанная на членстве некоммерческая организация, которая учреждается физическими или юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности, отвечающей требованиям устава (ч.1 ст.8 ФЗ №7 от 12.01.1996 года “О некоммерческих организациях”).

По своей форме устройства некоммерческое партнёрство чем-то схоже с товариществом собственников жилья или недвижимости, но у него больше полномочий и разных нюансов. Например, некоммерческое партнёрство может осуществлять сразу несколько видов предпринимательской деятельности, а также единолично учредить общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество.

Имущество, переданное некоммерческому партнерству участниками, становится его собственностью. Члены такой организации не несут ответственности по её обязательствам. Само некоммерческое партнерство не отвечает по обязательствам своих членов.

Теперь что касается управления многоквартирными домами. Действующее жилищное законодательство не запрещает некоммерческому партнёрству управлять МКД на основании договора управления. Главное условие — соответствие предпринимательской деятельности по управлению МКД уставным целям организации.

Жилищный Кодекс позволяет создавать управляющие компании в любой организационно-правовой форме. Таким образом, законодательство не запрещает некоммерческим организациям выступать в роли управляющей компании.

По закону некоммерческое партнёрство может оказывать услуги, приносящие прибыль, если это соответствует и служит достижению целей, ради которых создавалась организация, и если данная деятельность указана в учредительных документах (ст.50 ГК РФ, ст.2, 24 ФЗ №7 от 12.01.1996 года «О НКО»).

Поэтому при создании управляющей компании в форме некоммерческого партнёрства необходимо прописать в уставе правомочность организации в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению МКД. Иначе деятельность некоммерческой организации может быть признана судом недействительной (ст.173 ГК РФ).

Таким образом, управляющая компания может быть создана в форме некоммерческого партнёрства. В данном случае ей также придётся получать лицензию для осуществления предпринимательской деятельности и соблюдать все лицензионные требования, предъявляемые к УК. В противном случае УК, созданная в форме некоммерческой организации, будет нести ответственность по всей строгости закона.

Членство в некоммерческом партнёрстве

  • участвовать в управлении делами организации;
  • получать информацию о деятельности партнёрства;
  • выходить из некоммерческого партнёрства при желании;
  • получать при выходе часть имущества организации или его стоимости, кроме членских взносов;
  • получать при ликвидации партнёрства часть его имущества, оставшегося после расчётов с кредиторами, или часть его стоимости, если это определено учредительными документами.
Читайте также  Как действовать, чтобы добиться благоустройства дороги?

Учредители некоммерческого партнёрства

Учредителями некоммерческого партнёрства могут выступать дееспособные физические и юридические лица. Число учредителей не может быть меньше двух человек (п.1.3 ст.15 Закона о НКО). Одним из участников может быть юридическое лицо, а другим — физическое.

  • иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которого принято решение о нежелательности его пребывания или проживания на территории РФ;
  • лицо, включенное в перечень в соответствии с п.2 ст.6 ФЗ №115 от 07.08.2001 года “О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • лицо, в отношении которого решением суда установлены признаки экстремистской деятельности;
  • лицо, которое не соответствует требованиям, предъявляемым к учредителям некоммерческого партнёрства.

Доходы некоммерческого партнёрства

Некоммерческие партнёрства могут получать доходы в денежной и других формах. Например, это могут быть регулярные и единовременные поступления от учредителей или членские взносы участников. Также доход в организацию может поступать от осуществления предпринимательской деятельности, соответствующей положениям устава.

Порядок регулярных поступлений от учредителей и членов определяется учредительными документами некоммерческого партнёрства. Под регулярными поступлениями понимаются членские взносы, уплачиваемые с различной периодичностью (п.2 ст.26 Закона о НКО).

Выручка от реализации работ и услуг

При осуществлении некоммерческими партнёрствами предпринимательской деятельности по управлению домами они могут получать прибыль в виде выручки от выполненных работ или оказанных услуг. В соответствии с п.3 ст.26 Закона о НКО полученную некоммерческим партнёрством прибыль нельзя распределять между его участниками или учредителями. Вся прибыль должна быть направлена на ведение уставной деятельности.

Также у УК, созданной в такой форме, возникает обязанность по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, если выполнение работ и оказание услуг по договору управления не подпадает под действие налоговых льгот или партнёрство не освобождено от обязанностей налогоплательщика (ст.145 НК РФ).

Доходы от собственности некоммерческого партнёрства

К доходам от собственности некоммерческого партнёрства относится прибыль от сдачи имущества организации и других материально-производственных активов в аренду.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут оказывать некоммерческому партнёрству экономическую поддержку, которая выражается в закупке у них работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также в предоставлении налоговых и иных льгот (ст.31 Закона о НКО).

Некоммерческое партнёрство должно вести раздельный учёт доходов и расходов по осуществляемой им предпринимательской деятельности (п.3 ст.24 Закона о НКО).

Учредительные документы некоммерческого партнёрства

Основным учредительным документом некоммерческого партнёрства является устав (п.1 ст.14 Закона о НКО). Требования учредительных документов должны обязательно исполняться некоммерческим партнёрством, его учредителями и участниками.

  • наименование организации с указанием характера её деятельности и организационно-правовой формы;
  • место нахождения;
  • порядок управления деятельностью: структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации (п.1 ст.28 Закона о НКО);
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов организации;
  • условия и порядок приёма в члены организации и выхода из неё;
  • источники формирования имущества;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы;
  • порядок использования имущества при ликвидации организации.
  • составе и компетенции органов управления;
  • порядке принятия ими решений, включая вопросы, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов;
  • порядке распределения имущества после ликвидации организации.

Изменения в устав некоммерческого партнёрства вносятся по решению его высшего органа управления.

Создание некоммерческого партнёрства

  1. Не позднее чем через 3 месяца с момента принятия решения о создании некоммерческого партнёрства учредители должны предоставить необходимые документы в уполномоченный орган или его территориальное подразделение.
  2. В течение 14 рабочих дней происходит принятие решения уполномоченным органом или его территориальным подразделением о регистрации с последующим направлением сведений в регистрирующий орган.
  3. В течение 5 рабочих дней со дня получения сведений регистрирующий орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и уведомляет об этом уполномоченный орган.
  4. В течение 3 рабочих дней со дня получения информации уполномоченный орган выдает некоммерческому партнёрству свидетельство о госрегистрации.
  • заявление, подписанное уполномоченным лицом, с указанием его ФИО, места жительства и контактных телефонов;
  • учредительные документы организации в 3 экземплярах;
  • решение о создании и утверждении учредительных документов организации с указанием состава избранных (назначенных) органов управления в 2 экземплярах;
  • сведения об учредителях в 2 экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины;
  • сведения о месте нахождения постоянно действующего органа организации, по которому осуществляется связь с ней;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц страны происхождения или другой равносильный документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Реорганизация некоммерческого партнёрства

Некоммерческое партнёрство может быть реорганизовано путем слияния, присоединения, разделения или выделения (ст.16 Закона о НКО). Реорганизация в этих формах не предполагает смены организационно-правовой формы. К возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного некоммерческого партнёрства по передаточному акту. Решение о преобразовании должно приниматься учредителями единогласно (п.5 ст.17 Закона о НКО).

Ликвидация некоммерческого партнёрства

  • в общем порядке — по решению органов управления организации;
  • в судебном порядке — при наличии нарушений законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности.

Ликвидация некоммерческого партнёрства как юридического лица влечёт его прекращение без правопреемства прав и обязанностей другими лицами (п.1 ст.61 ГК РФ).

Учётная политика и раскрытие информации некоммерческого партнёрства

Некоммерческие партнёрства в обязательном порядке должны разработать и вести свою учётную политику согласно требованиям ст.8 Закона о бухгалтерском учёте. Раскрывать учётную политику обязаны только некоммерческие организации, публикующие свою бухгалтерскую отчётность полностью или частично по законодательству РФ, учредительным документам или по собственной инициативе.

Следует отметить, что управляющие компании, созданные в виде некоммерческого партнёрства, также должны раскрывать сведения о своей деятельности и домах в управлении согласно Стандарту раскрытия информации (ПП РФ №731). В противном случае они понесут ответственность как за нарушение Стандарта и лицензионных требований, предъявляемых к управляющим компаниям.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Задумались об открытии НКО? Расскажем как зарегистрировать, что учесть и как сдавать отчеты

Зачем вообще может понадобиться некоммерческая организация, что она из себя представляет, какие бывают НКО, в чем особенности учета и как сдать отчетность и ничего не забыть — рассказываем в сегодняшней статье.

Начнем с азов. Некоммерческими называются такие организации, которые не ставят своей целью извлечение прибыли, а если в ходе деятельности и получают ее, то не распределяют ее между своими участниками (членами), в отличие, например, от обществ с ограниченной ответственностью.

Информацию о регулировании деятельности НКО ищите в Гражданском кодексе и Федеральном законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. Кроме того существуют и другие законодательные акты по конкретным формам организаций.

Главное для НКО — общественно полезная деятельность, направленная на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, а также на развитие физической культуры и спорта, оздоровление населения, удовлетворение духовных потребностей, защита прав и свобод и т.д.

Форм НКО довольно много и они перечисляются в статье 50 главы 4 ГК РФ:

  • Потребительские кооперативы. Из самых известных — жилищные, жилищно-строительные, гаражные и кредитные. Первые два могут впоследствии преобразовываться в товарищество собственников недвижимости. Например, вы сначала строите дом, объединяясь в кооператив, а затем, становясь собственниками готового жилья, превращаетесь в ТСЖ.
  • Общественные организации. Это профсоюзы, политические партии и даже самодеятельность. Отдельные общественные организации могут объединяться в ассоциации (союзы) или преобразовываться в автономную некоммерческую организацию или фонд. Это объединение людей, которые сплотились благодаря общим интересам, стремлению к их защите и другим общим целям.
  • Общественное движение.
  • Ассоциации (союзы). К ним относится несколько подкатегорий — некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные палаты. По крайней мере с понятием СРО вы должны быть знакомы. Эти организации имеют существенное влияние в строительстве, иногда без членства в СРО невозможно осуществлять деятельность или получить госконтракт.
  • Товарищества собственников недвижимости. Это ТСЖ, СНТ, ОНТ (огородное некоммерческое товарищество). Очень распространенный тип НКО. Если вы живете в многоэтажке, владеете дачей или земельным участком, то скорее всего уже получали членство в таких организациях. ТСН необходимо для совместного владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в общей собственности или в общем пользовании.
  • Фонды . В том числе общественные и благотворительные. Согласно статье 123.17 ГК к ним относятся организации, не имеющая членства, учрежденные гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.
  • Учреждения. Причем не только государственные или муниципальные, но и частные. Создаются для осуществления управленческих, социально-культурных и иных аналогичных функций.
  • Автономные некоммерческие организации. Ее определение похоже на определение фонда, создается она в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.
  • Публично-правовые компании. Для них есть отдельный федеральный закон от 03.07.2016 № 236-ФЗ. Создается на основании федерального закона или указа Президента РФ, а также путем реорганизации госкорпорации (за некоторым исключением).
  • Государственные корпорации (вот уж неожиданность). Они учреждаются Российской Федерацией. Например ,это Роскосмос или Агентство страхования вкладов.
  • Далее следуют более специфические — казачьи общества, общины коренных малочисленных народов РФ, религиозных организаций, адвокатские палаты и образования, нотариальные палаты.

Глаза разбегаются, да? Список и правда внушительный, а учитывая, что существуют еще и подформы, то и вовсе можно запутаться. И тем не менее НКО сейчас очень много. Хотя бы те же ТСЖ, садовые некоммерческие товарищества, строительные кооперативы появляются как грибы после дождя.

Некоммерческие организации могут претендовать на получение грантов. Чтобы выделить только те, что имеют на это законное право, придумали реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО). Его еще летом опубликовало Минэкономразвития.

Чтобы учитывать гранты нужно составлять сметы и не забывать отчитываться о целевом использовании средств. Используйте для ведения учета 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации .

Однако многие, включенные в него организации вызывают вопросы. Собственно и сам механизм отнесения организаций к некоммерческим сомнителен. Например, некоторые образовательные учреждения зарабатывают такие суммы, что возникает подозрение — верно ли, что они созданы не для извлечения прибыли? Вот университет «Синергия» включен в реестр, а меж тем его выручка в прошлом году составила 4 миллиарда рублей.

Если вы интересуетесь господдержкой и в дальнейшем надеетесь получить помощь от Фонда президентских грантов, то учтите какие НКО получать их не могут :

  • государственные организации, государственно-общественные и общественно-государственные (да,они разные) организации;
  • потребительские кооперативы;
  • политические партии;
  • СРО;
  • объединения работодателей;
  • объединения кооперативов;
  • торгово-промышленные палаты;
  • ТСН;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • адвокатские образования;
  • микрофинансовые организации (как ни странно и они тоже НКО)

Остальные из числа претендентов не исключаются.

Но прежде, чем развивать бурную деятельность нужно зарегистрироваться.

Как зарегистрировать НКО

В отличие от обычных коммерческих организаций регистрацией НКО занимается Минюст за некоторым исключением. В его компетенцию не входит регистрация потребительских кооперативов и товариществ собственников недвижимости (ТСЖ, СНТ и другие), подавать по ним документы нужно в ФНС.

Очень важен этап предварительной подготовки — определение целей, составление устава, выбор названия.

Пошагово регистрация НКО выглядит так:

  1. Чтобы правильно выбрать форму НКО надо определиться для каких целей она создается, выбрать подходящие коды ОКВЭД.
  2. Установить юридический адрес, это местонахождение исполнительного органа, который, как и у ООО, может быть единоличным или коллегиальным. Минюст вправе проверить юрадрес некоммерческой организации. Заранее запаситесь гарантийным письмом от собственника, в нем указывается, что он владеет помещением на таких-то основаниях и готов предоставить адрес для размещения там НКО. Прикладывается копия правоустанавливающего документа.
  3. С названием есть одна особенность — в нем должна озвучиваться конкретная форма НКО и направление деятельности. Например: Благотворительный фонд помощи многодетным семьям «Звездочка» или Товарищество собственников жилья «Долгострой». Также может быть отражена привязка к конкретному региону (Региональная общественная организация «Пчеловоды Урала»). Не используйте в наименовании иностранные слова или слово «партия» (если конечно вы не собрались регистрировать именно политическую партию, что вряд ли). Для использования слов Москва или Россия и их производных потребуется специальное разрешение, так что по возможности и их избегайте.

Ахтунг! Проверяйте наименование в реестре, если такая организация уже зарегистрирована, вам откажут.

  1. Далее готовим устав. Он должен включать все основные сведения: наименование, местонахождение, порядок управления, порядок вступления и выхода учредителей, созыва собрания, источники имущества и правила распоряжения ими, порядок внесения изменений или ликвидации, а также другую информацию.
  2. Заполняем заявление на регистрацию. Форма такая же, как для ООО — Р11001. К заявлению необходимо приложить — в двух экземплярах решение (протокол) о создании, документ об уплате госпошлины, устав НКО в 3-х экземплярах. Можно добавить гарантийное письмо об адресе, о котором говорилось выше, но это не обязательный документ.
  3. Что касается госпошлины, то ее размер — 4000 рублей, как и при регистрации других компаний. Есть и некоторые исключения. К примеру для МФО пошлина всего 1500 рублей.
  4. Передаем документы в Минюст — ждем 14 дней. Потом, если все хорошо, документы из Министерства передаются ФНС и она вносит НКО в реестр ( еще 5 дней), ФНС сообщает Минюсту о внесении в реестр ( 1 день), а тот выдает свидетельство о регистрации ( 3 дня). Все сроки указаны в рабочих днях.

Религиозные организации могут подвергнуть религиоведческой экспертизе и процесс затянется, также более тщательную проверку проходят политические партии. При регистрации напрямую в ФНС ( допустим для товарищества собственников жилья) срок будет намного короче.

Отчетность НКО и особенности деятельности

Основная сложность в ведении учета в НКО — целевое финансирование ее деятельности. Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически также как в обычной организации. А вот поступление, например, от членов СНТ или ассоциации это уже членские взносы и особый порядок учета.

Для целей налогообложения НКО выбирают обычно систему налогообложения попроще — УСН. И отчетности тут минимум (декларация раз в год), и если выбрать режим «доходы», то нет заморочек по учету расходов (с точки зрения налогов, конечно).

Кроме того не забудьте, что за 2020 год бухгалтерская отчетность абсолютно для всех становится электронной, а еще только в электронном виде сдается декларация по НДС и сведения о трудовой деятельности сотрудников СЗВ-ТД (эти данные придется сдавать очень быстро — в течение одного дня после кадрового события).

Расходовать средства по собственному усмотрению нельзя. Есть устав и положения, которые регулируют — на какие цели идут все поступления. Для того, чтобы рассчитать необходимую сумму расходов, требуются сметы. Для получения грантов они также нужны.

Отчетность у НКО обычная, но кроме общепризнанных отчетов придется дополнительно сдавать специальные формы в Минюст. Перед этим надо зарегистрироваться на портале (ничего сложного).

Виды отчетов в Минюст:

  • ОН0001 — Отчет о деятельности некоммерческой организации и персональном составе ее руководящих органов
  • ОН0002 — Отчет о целях расходования некоммерческой организацией денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников
  • ОН0003 — Отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученных общественным объединением от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании

Из названий в общем понятно о чем отчеты. Вести учет можно в любой бухгалтерской программе, но лучше, если это будет специализированная, уже настроенная под нужды НКО, платформа. Такая есть у SCloud — 1С: Бухгалтерия некоммерческой организации. Она позволяет вести учет целевого финансирования, взносов, составлять сметы и знает как проводить основные средства именно в НКО (есть отличия от стандартного учета).

Хотите сразу начать работать правильно — подключайте 1С: Бухгалтерию НКО

В облачной 1С старт будет быстрым и легким, первые 14 дней — бесплатно!

Оставьте заявку на сайте или заполните форму ниже, и мы свяжемся с вами

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]