ИП‑агент иностранной компании по разработке программного обеспечения, налогообложение
Есть иностранная компания, которая разрабатывает программное обеспечение. В России есть ИП, который представляет интересы этой компании и заключает договоры с клиентами-российскими юрлицами. ИП на упрощенке (6 %).
Из пришедших 100 рублей после 6% остальные 90 отправляются иностранной компании-исполнителю, 4 остается у ИП.
1. Возникает ли тут НДС?
2. Можно ли работать по агентскому договору, в оборот ИП показывать только 4% и с них платить налог?
3. Можно ли это ИП перевести на патент (разработка программного обеспечения)?
Ответ на вопрос №1
Исходя из представленной схемы взаимоотношений, между ИП, иностранной компанией и российскими клиентами, имеет место агентский договор (между ИП и иностранной компанией – разработчиком ПО), на основании которого, ИП является посредником (агентом), продающим программные продукты, принадлежащие иностранной компании (принципалу), на территории РФ российским покупателям (юридическим лицам).
При этом, ИП участвует в расчетах, заключая от своего имени с российскими покупателями (юридическими лицами) договоры на продажу ПО и получает от российских покупателей деньги, часть из которых, в виде своего агентского вознаграждения, оставляет себе, остальное – отправляет принципалу (иностранной компании).
В этом случае, российские посредники, в том числе, применяющие УСН, на основании п. 5 ст. 161 НК РФ, п. 10 ст. 174.2 НК РФ, признаются налоговыми агентами по НДС, которые обязаны удержать из доходов иностранной компании рассчитанную сумму НДС и перечислить ее в бюджет РФ. Кроме того, российский посредник обязан представить в налоговый орган по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, декларацию по НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ).
Разъяснения приведены в Письмах МФ РФ от 04.04.2019 N 03-07-08/23758, от 24.05.2019 N 03-07-08/37670, от 25.06.2019 N 03-07-08/46307.
С уважением, А. Грешкина
Ответ на вопрос №2
Выручкой (доходом) посредника всегда является только посредническое вознаграждение. Данный принцип исходит из самой сути посреднических отношений, сформированных гражданским законодательством (ст. 971 ГК РФ, ст. 990 ГК РФ, ст. 1005 ГК РФ).
Во всех случаях, одна сторона (поверенный, комиссионер, агент) выступает посредником и обязуется за вознаграждение выполнить определенные действия по поручению и за счет другой стороны (доверителя, комитента, принципала).
Данное правило действует и в отношении посредников, применяющих УСН, независимо от базы налогообложения «доходы» или «доходы минус расходы». Посредник (поверенный, комиссионер, агент), применяющий УСН, при определении налоговой базы учитывает в доходах только сумму своего вознаграждения (комиссионного, агентского).
Это следует из совокупности налоговых норм — пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ и п. 1 ст. 346.15 НК РФ, а также разъяснений официальных органов (Письма МФ РФ от 12.09.2019 N 03-01-15/70350, от 01.04.2019 N 03-11-06/2/22193, от 30.09.2013 N 03-11-06/2/40279, от 07.09.2010 N 03-07-11/378, ФНС РФ от 22.02.2017 N СД-4-3/3408@). Размер посреднического вознаграждения определяется условиями договора.
Соответственно, если посредник (агент) участвует в расчетах, то есть, при продаже ПО, принадлежащего иностранной компании (принципалу), деньги от покупателей поступают сначала на счет агента, то они не учитываются в доходах посредника, поскольку впоследствии, эти деньги агент направляет принципалу, независимо от того удерживает ли сразу посредник свое вознаграждение из поступивших от покупателей денег, либо вознаграждение агенту перечисляется принципалом отдельным платежом.
Следовательно, налогооблагаемым доходом ИП является только сумма его посреднического (агентского) вознаграждения.
Как открыть представительство иностранной компании в РФ?
Открытие и регистрация представительства иностранной компании в России
Представительство зарубежной фирмы — это одно из ее подразделений, обладающее следующими отличительными признаками:
- расположено вне места нахождения иностранного юридического лица (ИЮЛ);
- предназначено для представления интересов ИЮЛ и осуществления их защиты;
- не обладает полномочиями на осуществление коммерческой деятельности;
- не является юридическим лицом на территории РФ.
Процедуру открытия представительства зарубежной фирмы на российской территории регламентирует закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ об иностранных инвестициях в РФ. В п. 1 ст. 21 указанного закона определено следующее:
- для открытия представительства зарубежная фирма должна принять решение;
- госконтроль за открытием представительства ИЮЛ производится посредством его аккредитации;
- аккредитацию представительства ИЮЛ (кроме представительств иностранных кредитных организаций) производит Межрайонная ИФНС России № 47 по г. Москве (приказ ФНС России от 22.12.2014 № ММВ-7-14/668@);
- подтверждением факта аккредитации является документ о внесении записи в реестр аккредитованных филиалов и представительств ИЮЛ, ведение которого регламентировано порядком, утв. приказом ФНС от 26.12.2014 № ММВ-7-14/683@.
РАЗЪЯСНЕНИЯ от КонсультантПлюс:
Для регистрации (аккредитации) представительства или филиала иностранного юрлица (кроме некоммерческих или осуществляющих отдельные виды деятельности) подготовьте положение, соберите документы о регистрации иностранного юрлица, заполните на русском языке заявление по форме N № 15АФП.
Сведения заявления о численности иностранных работников филиала или представительства заверьте в. Узнайте нюансы регистрации (аккредитации) представительства или филиала иностранного юрлица, в Готовом решении от КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к К+ бесплатно.
Как налоговики борются за качество и достоверность информации в госреестре юрлиц, расскажут размещенные на нашем сайте сообщения:
- «Данные в ЕГРЮЛ станут достовернее»;
- «Запись о недостоверности данных ЕГРЮЛ отражается в выписке из реестра».
Закон № 160-ФЗ (п. 2 ст. 21) уточняет процедуру открытия представительства ИЮЛ по срокам и составу сообщаемых сведений следующим образом:
- ИЮЛ обязано представить заявление об аккредитации в течение 12 месяцев после принятия решения об открытии представительства;
- заявление об аккредитации включает в себя:
- заверенные ТПП РФ (Торгово-промышленной палатой РФ) сведения о численности иностранных граждан — работников представительства;
- документы для аккредитации.
К подаваемым для аккредитации иностранным документам предъявляются следующие требования:
- обязательное наличие на них подлинных отметок о консульской легализации (или заверение их апостилем) — если освобождение от этих процедур не предусмотрено международными соглашениями РФ;
- перевод их на русский язык должен быть заверен нотариально или в консульском загранучреждении и является действительным в течение 1 года с даты заверения.
После того как все необходимые действия по аккредитации представительства ИЮЛ произведены, потребуется осуществить еще ряд процедур:
- учетного характера (представительства встают на учет в органах госстатистики, налоговых и др.);
- организационного характера (представительства открывают счет в банке, при необходимости изготавливают печать и осуществляют иные организационные действия).
По завершении всех аккредитационно-организационно-учетных действий представительство ИЮЛ на законных основаниях начинает свою деятельность.
Нюансы открытия филиала иностранной фирмы (правовое положение, руководитель, положение о филиале)
Филиал ИЮЛ — это обособленное подразделение зарубежной компании, обладающее следующими отличительными признаками:
- расположено вне места нахождения ИЮЛ;
- осуществляет функции зарубежной фирмы частично или полностью (включая функции представительства);
- не является юридическим лицом на территории РФ.
Регистрация филиала иностранной компании в России происходит по алгоритму, аналогичному описанному в предыдущем разделе.
Порядок управления филиалом и в целом работа филиала регулируется специальным положением, требования к содержанию которого перечислены в ст. 22 закона № 160-ФЗ. В положении должны быть указаны:
- наименование ИЮЛ и его филиала;
- организационно-правовая форма ИЮЛ;
- местонахождение филиала на территории РФ;
- адрес места нахождения ИЮЛ в стране регистрации;
- цели создания, открытия и виды деятельности филиала;
- порядок управления филиалом.
Помимо указанных сведений в положение о филиале ИЮЛ могут включаться и иные аспекты, которые:
- отражают нюансы работы филиала;
- не противоречат российскому законодательству.
Руководство филиалом ИЮЛ осуществляется назначенным уполномоченным органом ИЮЛ руководителем (директором, генеральным директором и др.). Полномочия назначенного руководителя:
- должны подтверждаться выданной ИЮЛ доверенностью;
- могут быть передоверены другому лицу при соблюдении норм ст. 187 ГК РФ.
Многообразие применяемых в хозяйственной деятельности доверенностей изучайте с помощью подготовленных специалистами нашего сайта материалов:
- «Доверенность на получение ЭЦП для юридических лиц»;
- «Составляем доверенность на бухгалтера на право подписи»;
- «Доверенность на получение бланков строгой отчетности — образец»;
- «Доверенность на получение заработной платы – образец»;
- «Составляем доверенность в ФСС на сдачу отчетов – образец».
Итоги
Чтобы открыть в РФ представительство, зарубежной фирме необходимо принять решение и пройти аккредитацию, в результате которой сведения об открываемом подразделении попадут в специальный госреестр.
Кроме того, потребуется встать на налоговый учет, открыть расчетный счет в банке, назначить руководителя представительства и выдать ему доверенность, а также осуществить иные необходимые для начала деятельности представительства действия.
Как открыть ООО с иностранным учредителем в 2021 году
Учредителями ООО в РФ могут быть как российские, так и иностранные граждане и организации. Но для нерезидентов России есть ограничения по видам деятельности, и пакет регистрационных документов больше. Размер госпошлины, срок регистрации и процедура подачи документов одинаковы.
Иностранные граждане и организации могут быть учредителями российского ООО. Однако есть ряд ограничений для компаний с иностранным капиталом. Это касается, например, видов деятельности и применения УСН.
Также существуют некоторые особенности при найме в качестве руководителя гражданина иностранного государства. Такому управленцу обязательно нужно иметь разрешение на работу в РФ и законную регистрацию.
В остальном процесс регистрации ООО с иностранными инвестициями ничем не отличается: госпошлина 4000 рублей, срок регистрации 3 дня. Только иностранному учредителю понадобится немного больше документов, например, нотариальный перевод паспорта.
1. Требования и ограничения для иностранцев-учредителей ООО
Для иностранцев, желающих стать учредителями российского ООО, есть ряд требований и ограничений.
Особые требования к учредителям
- Зарубежная организация с единственным учредителем не может создать российское ООО с одним участником. Нужен еще как минимум один собственник.
- При создании страховой компании доля иностранных инвестиций не должна превышать 50%.
- Если доля иностранной организации в уставном капитале ООО более 49%, льготы для малого бизнеса не действуют.
- Учредители-нерезиденты РФ должны иметь в банке два счета: валютный и рублевой, на который будут перечисляться конвертируемые перечисления, например, дивиденды.
- Уставный капитал ООО с иностранными инвестициями должен измеряться в рублях.
Ограничения по видам деятельности
Компаниям с иностранным участием нельзя заниматься крупной издательской и телекоммуникационной деятельностью, работать в сфере обороны, а также изучения и добычи природных ископаемых. Существуют ограничения на деятельность с радиоактивными отходами и некоторыми направлениями страхования.
ООО с зарубежными учредителями запрещено покупать или арендовать портовые, приграничные земли и нельзя покупать сельскохозяйственные земли. Разрешена только аренда сельскохозяйственных земель, но при условии, что иностранные инвестиции составляют большую часть уставного взноса.
Налоговые особенности
Если доля зарубежного организации-учредителя в уставном капитале российского общества больше 25%, ООО не имеет право применять УСН. При этом размер доли иностранных учредителей физ. лиц никак не влияет на применение УСН.
Кроме этого налоговый кодекс предусматривает повышенную ставку налога на доходы от дивидендов, которые выплачиваются иностранным учредителям — 15%, тогда как для россиян 13%.
2. Документы для регистрации ООО с иностранцем-учредителем
Все регистрационные документы заполняются на русском языке и на основании нотариальных переводов, а не по оригиналам иностранных документов.
Инструкция по регистрации ООО с иностранным учредителем
Иностранные граждане и компании в 2021 году могут выступать в качестве учредителей ООО в России. Для этого нужно перевести все необходимые документы на русский язык, нотариально заверить переводы, оформить дополнительные бумаги, которые требуются только для иностранцев, и убедиться, что именно в вашей сфере ограничения для компаний с иностранным участием не станут препятствием для вашего бизнеса.
1. Ограничения для иностранцев-учредителей ООО
Процедура регистрации и порядок работы общества, в составе которого есть иностранные учредители, мало чем отличаются от требований к компаниям с российскими владельцами. Однако есть ряд ограничений.
Особые требования к учредителям
- Если в иностранной компании только один учредитель, такая компания не вправе быть единственным учредителем российского ООО,
- При учреждении страховых организаций, доля иностранного капитала не должна превышать 50 %,
- Если доля участия учредителя-иностранной компании свыше 49%, льготы для малого бизнеса не действуют.
Ограничения по видам деятельности
При создании ООО с долей иностранного капитала, зачастую требуются дополнительные документы. Например, для кредитных организаций нужно предоставить бухгалтерские документы за 3 года и заключение аудитора.
Некоторые виды деятельности для ООО с иностранным участием запрещены:
- Работа с радиоактивными отходами
- Аренда земельных участков в портовых и приграничных зонах
- Ведение крупного телекоммуникационного или издательского бизнеса
- Участие в оборонных предприятиях
- Добыча полезных ископаемых и разработка недр.
Налоговые особенности
По некоторым налогам ставка для юрлиц с иностранным капиталом выше, также есть ограничения по использованию специальных налоговых режимов:
- Иностранные юридические лица учредители российских ООО платят повышенную ставку налога на дивиденды в размере 15%;
- Если доля иностранной компании (впрочем как и российской) в уставном капитале больше 25%, такому ООО нельзя применять УСН;
- Если у организации иностранные учредители-физлица, то независимо от размера их доли ООО может работать на «упрощенке».
2. Документы для регистрации иностранца в качестве учредителя ООО
Общий список
- Заявление на регистрацию ООО по форме Р11001
- Решение или договор об учреждении ООО
- Устав
- Копия паспорта физлица
- Учредительные документы и копию свидетельства о регистрации для организации
Дополнительно для иностранных физлиц
- Оригинал удостоверения личности в стране гражданства
- Нотариально заверенный перевод удостоверения личности, при необходимости — апостиль
- Нотариально заверенный документ, подтверждающий постоянное проживание за пределами России
Дополнительно для иностранных компаний
- Выписка из торгового реестра (или его аналога) в стране регистрации компании
- Документ о присвоении ИНН или его аналога
- Перевод учредительных документов и свидетельства о регистрации
- Банковская выписка или справка о наличии счета
- Доверенность (если регистрацией на территории РФ занимается не руководитель компании)
Все документы нужно перевести на русский язык, заверить у аккредитованного в России нотариуса, а при необходимости также поставить апостиль в консульстве. Если названия или форма каких-то необходимых документов в РФ и стране регистрации иностранца не совпадают, подавайте документы, в которых содержится информация, нужная налоговой.
3. Ограничения для иностранцев-руководителей ООО
При назначении иностранца на должность руководителя ООО учтите следующие требования:
- Лицо должно легально и постоянно находиться на территории РФ (это подтверждает ВНЖ или разрешение на временное пребывание)
- Нужно иметь патент или разрешение на работу в России
Перед регистрацией нужно составить проект трудового договора, а после постановки компании на учет подписать полноценный контракт и получить разрешение на привлечение иностранных специалистов.
Может ли представитель иностранной фирмы зарегистрироваться как ИП?
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 марта 2021 г. № КВ-4-14/2725@ О постановке на учет иностранной компании
Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение по вопросу необходимости постановки на учет иностранной компании, сообщает следующее.
1. Из рассматриваемого обращения не представляется возможным определить поставщика услуг, их потребителя, а также какие именно услуги оказываются.
Вместе с тем, в случае, если иностранная организация оказывает российским лицам — поставщикам товаров услуги по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров в сети «Интернет», то необходимо руководствоваться следующим.
Иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющие расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранные организации — посредники, признаваемые налоговыми агентами в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 Кодекса, подлежат постановке на учет в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса.
При этом услугой в электронной форме в соответствии с пунктом 1 статьи 174.2 Кодекса, в том числе является услуга по размещению предложений о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет».
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации указанных услуг является территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, иностранной организации необходимо встать на учёт в налоговом органе Российской Федерации в том случае, если указанные услуги по размещению в сети «Интернет» предложений о приобретении (реализации) товаров оказываются покупателям-российским лицам (в рассматриваемом случае российским поставщикам товаров). Обязанность по постановке иностранной организации на учет корреспондирует с соответствующей обязанностью иностранной организации по уплате НДС в отношении оказываемых услуг в электронной форме на территории Российской Федерации, предусмотренной положениями статьи 174.2 Кодекса
2. Правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров определены Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
При это следует учитывать, что положения Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на иностранную организацию, предпринимателя, которые не зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и не имеют представительства на территории Российской Федерации.
3. Правомерность проведения операций может быть оценена только в ходе мероприятий валютного контроля на основании изучения документов и информации, являющихся основанием и подтверждающих проведение такой операции.
Из обращения не ясно, в какой валюте предполагается осуществлять расчеты, является ли интернет-платформа, через которую будут осуществляться платежи, организацией финансового рынка или платежи будут осуществляться без открытия банковского счета с использованием электронного средства платежа, предоставленного иностранным поставщиком платежных услуг, будет ли товар пересекать границу Российской Федерации и относится ли сделка к внешнеэкономической.
Вместе с тем считаем возможным сообщить следующее.
Положениями статьи 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон N 173-ФЗ) для резидентов установлена обязанность по репатриации валютной выручки при осуществлении внешнеторговой деятельности на свои счета в уполномоченных банках.
В соответствии с положениями статьи 14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14 Закона N 173-ФЗ.
Вместе с тем с 01.07.2021 года вступает в силу Федеральный закон от 30.12.2020 N 499-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 8 Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее — Закон N 499-ФЗ), которым устанавливается порядок осуществления резидентами операций с использованием электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг.
В том числе Законом N 499-ФЗ установлены ограничения на прием таких электронных средств платежа для переводов денежных средств без открытия банковского счета на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности (за исключением платежных карт, предоставленных в соответствии с правилами иностранной платежной системы) и для операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности.
Одновременно сообщается, что контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также за соответствием проводимых валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений относится к компетенции таможенных органов.
В.Г. Колесников Обзор документа
— должна ли иностранная компания встать на учет в российском налоговом органе, если она оказывает российским поставщикам продукции услуги по размещению в Интернете предложений о приобретении (реализации) товаров;