Можно ли отказаться от должности наблюдателя на выборах?

Статья 33. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ в часть 2 статьи 33 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Часть 3 изменена с 4 июня 2018 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 150-ФЗ

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

Информация об изменениях:

Часть 3.1 изменена с 31 июля 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 267-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

ГАРАНТ:

См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в территориальные избирательные комиссии при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ восьмого созыва, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8

См. Разъяснения порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, местных референдумов, голосование на которых состоится 17, 18 и 19 сентября 2021 года, утвержденные постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 г. N 13/110-8

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 29-ФЗ часть 4 статьи 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Часть 5 изменена с 31 июля 2020 г. — Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 267-ФЗ

Изменения применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31 июля 2020 г.

5. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 80.1 настоящего Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней — из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

6. Наблюдатель вправе:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 4 июня 2018 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 150-ФЗ

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 4 июня 2018 г. — Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 150-ФЗ

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

Можно ли отказаться от должности наблюдателя на выборах?

Статья 33. Наблюдатели

1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

3.1. Политическая партия, зарегистрированный кандидат, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня (первого дня) голосования (досрочного голосования) представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, в которую он направляется.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 15.02.2016 N 29-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Направление, указанное в части 3 настоящей статьи, должно быть представлено наблюдателем в избирательную комиссию, в которую он назначен, в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования), либо непосредственно в день голосования (досрочного голосования). В участковую избирательную комиссию направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном частью 3.1 настоящей статьи.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 29-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения ст. 33 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

5. Политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию не более двух наблюдателей (в случае принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 80.1 настоящего Федерального закона, о голосовании в течение нескольких дней — из расчета не более двух наблюдателей на каждый день голосования), которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий этих протоколов, не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 15.02.2016 N 29-ФЗ, от 04.06.2018 N 150-ФЗ, от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Наблюдатель вправе:

1) знакомиться со списком избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с реестром заявлений (устных обращений) о голосовании вне помещения для голосования;

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

3) наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;

4) присутствовать при голосовании вне помещения для голосования;

5) наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней;

(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) наблюдать за подсчетом голосов избирателей на расстоянии и в условиях, которые обеспечивали бы ему возможность видеть содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей;

7) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 32 настоящего Федерального закона;

8) обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия — к лицу, его замещающему;

9) знакомиться с протоколами избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов;

10) обжаловать решения и действия (бездействие) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд;

11) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующей избирательной комиссии;

12) осуществлять в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой избирательной комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой избирательной комиссии.

7. Наблюдатель не вправе:

1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;

2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня;

3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательный бюллетень;

4) совершать действия, нарушающие тайну голосования;

5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;

Паспорт или заменяющий его документ; направление на избирательный участок. Также пригодятся ручка, блокнот и калькулятор.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ РАБОТА НАБЛЮДАТЕЛЯ?

С момента начала работы участковой избирательной комиссии (далее – УИК) в день голосования. В день голосования рекомендуется прибыть в помещение для голосования за 20-30 минут до начала голосования, а в случае использования УИК технического средства подсчета голосов избирателей, — за 1 час до начала голосования. Наблюдатель вправе присутствовать в помещении для голосования до окончания подсчета голосов избирателей и получения сообщения из вышестоящей комиссии о приеме протокола УИК об итогах голосования, также он вправе присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей.

ПОЧЕМУ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ОПУСКАЕТ В КОИБ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ ДО НАЧАЛА ГОЛОСОВАНИЯ?

Это проводится в целях тестирования технического оборудования. КОИБ переключается в режим тестирования, и в сканер направляются бюллетени тестового комплекта. Затем сравниваются данные, сформированные КОИБ, и данные теста. Если они совпадают, КОИБ готов к использованию. Тестовые бюллетени изымаются. Устройство переводится в режим голосования.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК НЕ РАЗРЕШАЕТ НАБЛЮДАТЕЛЮ ВЕСТИ ФОТО- И (ИЛИ) ВИДЕОСЪЕМКУ С ВЫБРАННОГО ИМ МЕСТА. ПРАВ ЛИ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ?

Председатель прав. Он определит для Вас место, с которого будут видны места выдачи избирательных бюллетеней, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, ящики для голосования, техническое средство подсчета голосов избирателей (при его использовании). Председатель УИК также покажет место для проведения фото- и (или) видеосъемки, где она не будет нарушать тайну голосования и одновременно Вам будет обеспечен обзор помещения для голосования и размещенной в нем информации.

С КАКИМИ ДОКУМЕНТАМИ УИК МОЖНО ВИЗУАЛЬНО ОЗНАКОМИТЬСЯ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ?

КАК УЧИТЫВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ БЮЛЛЕТЕНЕЙ?

Движение избирательных бюллетеней отражается в соответствующих документах. Во-первых, это акт передачи бюллетеней в УИК из территориальной избирательной комиссии, затем – ведомость передачи избирательных бюллетеней членам УИК для выдачи их избирателям. По окончании голосования неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются. Количество бюллетеней, выданных избирателям в ходе голосования, учитывается по списку избирателей. Все эти данные отражаются в соответствующих строках протокола УИК и его увеличенной формы.

НА ОСНОВАНИИ КАКИХ ДОКУМЕНТОВ ВЫДАЕТСЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ?

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей на данном избирательном участке, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по месту нахождения, – по предъявлении специального заявления со специальным знаком (маркой). При получении бюллетеня в списке избирателей проставляется серия и номер паспорта избирателя или документа, заменяющего паспорт.

МОЖНО ЛИ ПО ПРОСЬБЕ ИЗБИРАТЕЛЯ ПОМОЧЬ ЕМУ РАСПИСАТЬСЯ В ПОЛУЧЕНИИ БЮЛЛЕТЕНЯ?

Нет. Наблюдатель не вправе расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательного бюллетеня, а также заполнять за него бюллетень.

ИЗБИРАТЕЛЬ ХОЧЕТ ПОЛУЧИТЬ БЮЛЛЕТЕНЬ ПОВТОРНО. ИМЕЕТ ЛИ ОН НА ЭТО ПРАВО?

Да, но только если он считает избирательный бюллетень испорченным. В этом случае испорченный бюллетень сразу погашается, в списке избирателей проставляется соответствующая отметка, а избирателю выдается другой бюллетень взамен испорченного.

В КАКОЙ ПЕРИОД МОЖНО ПОДАТЬ ЗАЯВЛЕНИЕ О ЖЕЛАНИИ ПРОГОЛОСОВАТЬ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?

Заявления (устные обращения) могут быть поданы в УИК в любое время в течение 10 дней до дня голосования (с 8 марта 2018 года), но не позднее чем за 6 часов до окончания времени голосования (14 час. 00 мин. 18 марта 2018 года). Заявление, поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).

КОГДА ПРЕДСЕДАТЕЛЬ УИК ДОЛЖЕН ОБЪЯВИТЬ О ВЫЕЗДЕ ЧЛЕНОВ КОМИССИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?

Председатель УИК обязан объявить о том, что члены УИК будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам УИК с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении.

ЧТО БЕРУТ С СОБОЙ ЧЛЕНЫ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ?

Выездная группа берет с собой реестр (либо заверенную выписку из него), содержащий необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования; заявления избирателей, а также бланки заявлений; бюллетени (общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5% число полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений (устных обращений), но не менее 2 избирательных бюллетеней); опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования; письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирательных бюллетеней.

НАБЛЮДАТЕЛЮ ОТКАЗАЛИ В ВЫЕЗДЕ ВМЕСТЕ С ГРУППОЙ ЧЛЕНОВ УИК ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ ВНЕ ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ. ПРАВОМОЧНО ЛИ ЭТО?

Каждый наблюдатель имеет право присутствовать при выездном голосовании. Наблюдателю могут отказать только в выезде в одном автомобиле с членами УИК, если в нем не будет хватать места для всех наблюдателей. В этом случае можно выехать по адресам самостоятельно, согласовав маршрут и время с председателем УИК.

КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ ИЗБИРАТЕЛЬ ОТКАЗАЛСЯ ВПУСТИТЬ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ В КВАРТИРУ?

Это его право как гражданина. О факте такого отказа сообщается председателю УИК.

НАБЛЮДАТЕЛЬ ХОТЕЛ ПОМОЧЬ ЧЛЕНАМ УИК РАССОРТИРОВАТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ БЮЛЛЕТЕНИ. ПОЧЕМУ ЕМУ НЕ ПОЗВОЛИЛИ ЭТОГО СДЕЛАТЬ?

Наблюдатель не имеет права принимать непосредственное участие в подсчете голосов избирателей, но он может наблюдать за его проведением.

КОГДА НАЧИНАЕТСЯ НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?

Непосредственный подсчет голосов избирателей начинается после погашения неиспользованных избирательных бюллетеней; работы со списком избирателей; вскрытия ящиков для голосования (сначала переносных, потом стационарных); сортировки избирательных бюллетеней по пачкам за каждого кандидата; внесения в строки протокола УИК об итогах голосования и его увеличенной формы соответствующих данных. После этого начинается непосредственный подсчет голосов избирателей в каждой пачке избирательных бюллетеней.

МОЖЕТ ЛИ НАБЛЮДАТЕЛЬ УЧАСТВОВАТЬ В ИТОГОВОМ ЗАСЕДАНИИ УИК?

Наблюдатель имеет право присутствовать на итоговом заседании УИК. Но наблюдатель не имеет права участвовать в принятии ею решений.

КАК ПОЛУЧИТЬ КОПИЮ ПРОТОКОЛА УИК?

После подписания членами УИК протокола об итогах голосования наблюдатель имеет право получить его заверенную копию. Рекомендуется сообщить о своем желании получить копию председателю, заместителю председателя или секретарю УИК. На копии ставится запись «Верно» или «Копия верна», подпись, фамилия и инициалы только лица, заверяющего копию (председателя, или заместителя председателя, или секретаря УИК), дата и время заверения, печать УИК.

Также Вам необходимо расписаться за получение заверенной копии протокола УИК об итогах голосования в соответствующем реестре, где указываются номер копии, дата и время ее выдачи.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАРУШЕН ХОД ГОЛОСОВАНИЯ ИЛИ ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ?

К факту нарушения надо привлечь внимание председателя УИК и потребовать пресечь нарушение или разъяснить ситуацию. Если реакции не последует, о нарушении следует сообщить представителю кандидата или иного субъекта, назначившего Вас наблюдателем, передав ему соответствующий акт или копию поданной в избирательную комиссию жалобы. Если нарушаются права наблюдателя, с жалобой можно обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.

Как мне быть, подскажите, пожалуйста!

Как мне быть, подскажите, пожалуйста! Я записался в наблюдатели на выборы 17-19 сентября, но там будут настаивать одеть так называемую маску, я её никогда не одевал, зная, что мне будет не хватать кислорода, знаю, что закона нет о масках, вижу, что не исполняют постановление правительства №417 от 2 апреля 2020 г., моё заболевание гипертония, которая в списке можно не одевать маску, справка всегда при ине на всякий случай, может сделать тест перед голосованием и иметь справку, что не болен этой заразой, все мы прекрасно знаем, что власть беспредельна и поручает полиции наказывать за неношение маски, хотя она Роспотребнадзором всего лишь РЕКОМЕНДОВАНА!

Ответы на вопрос:

Вам необходимо отказаться от участия в качестве наблюдателя.

Вот и представьте справку о том, что не больны и справку о том, что Вам противопоказано ношение маски, если к Вам у кого то возникнут вопросы.

Похожие вопросы

27.07 на моего ребёнка 17 лет был составлен протокол за нахождение в магазине без маски, одела маску она при них, в протоколе везде где сказали расписалась от испуга, родителей не приглашали, только позвонили по телефону для уточнения её данных, копию протокола на руки не дали. Документов у неё с собой не было, всё написали с её слов. Сегодня 07.09 позвонили с коммисии по делам несовершеннолетних, пригласили завтра на комиссию, для вынесения предупреждения. Что делать на комиссии? Как избежать предупреждения.

Я из города Комсамольска на Амуре. Подскажите как мне быть если рекомендуют одевать маску при входе в магазин, но я её одевать не хочу. Так как есть постановление о праве нарушения номер постановления 417

Девушка здравствуйте, меня зовут Евгений подскажите пожалуйста на меня напали двое порней и хотели побить так как я приехал с другого города. Но у них не получилось так как я начал обраняться, и один из них нанес мне ножевое ранение в легкое, дождались полицию и скорую помощь, увезли меня в больницу и ещё одного человека кто меня хотел побить. Мне рану врачи зашили и я отказался от гостепилизации и поехал домой а тот кто хотел меня побить остался в больнице. При допросе я пояснил следующее, что я притензии никому не имеют если они не будут иметь ко мне. А сегодня я узнаю у оперативников другое что дело на меня будет возбуждённо по факту. И я сейчас не знаю что мне в такой ситуации делать. Хотя я сам должен проходить по делу как потерпевший потому что у них был (нож) что значит холодное оружие а значит был умысел. А у меня ничего присебе не было. И я сейчас не знаю как мне быть в такой ситуации. Подскажите мне пожалуйста очень вас прошу.

Очень интересная ситуация у меня. Подскажите пожалуйста как ее разрешить. В декабре 2013 года сотрудник ГАИ выписал на мое имя постановление об административном правонарушении по статья 12.8 часть 1.. В феврале 2014 года я написал заявление в ГИБДД о том что утерял водительское удостоверение. Его приняли и вбили в базу что оно не действительно в связи с утерей. В марте 2014 года было вынесено решение суда и переквалифицирована статья 12.8 часть 1 на cт.12.27 ч.3 и с этого же момента оно вступило в законную силу. Теперь о главном. В начале ноября 2015 года перед тем как сделать сан. книжку, я решил узнать надо ли мне сдавать ПДД и проходить мед. осмотр. Соответственно я пошел в ГИБДД что бы это узнать. Рассказал мол ей всю ситуацию, так как думал что если надо проходить мед. осмотр то параллельно с сан книжкой он будет стоить гораздо дешевле. Она посмотрела меня по базе и ответила что ни чего не надо вам проходить, а только заплатить гос пошлину и получить по утере новое в/у, так как вы его утеряли до вступления судебного решения об лишении вас специального права. Вчера сделал сан книжку. Сегодня решил получить в/у, сходил заплатил гос. пошлину и поехал в ГИБДД. Оттаял в очереди и подхожу к окну в которое меня вызвали. Подал документы и жду. И тут у нас началась перепалка. Одним словом он отказал принимать мое заявление. Я пошел к начальнику. Он мне внятного ничего не пояснил. Что то полистал и сказал что позвонит. Что делать?

3 июля подавала заявление через госуслуги ответа до сих пор не получил как дальше быть.

Сегодня второй раз на госуслуги мне пришёл отказ о выплатах с 8 до 17 лет если Я считаюсь матерью одиночкой официально нигде не работаю числюсь по уходу за ребенком-инвалидом.

Будьте добры, подскажите пожалуйста, не так давно в сети гулял слух по поводу того, что налоговая будет отслеживать все поступления на карту и были названы какие-то определенные суммы, так вот вопрос в следующем, введён ли этот закон в силу? И какие суммы?

Я выхожу с отпуска в учреждение дополнит. Образ-я, с меня требуют ПЦР тест о том, что я не больна коронавирусом, за свой счет! Законно ли это!? Должна ли организация оплачивать этот тест, который стоит 2500 т. р.

Вирусу не дадут поработать на выборах

Роспотребнадзор рекомендует вакцинировать всех членов избиркомов и наблюдателей

Роспотребнадзор разработал новые рекомендации по соблюдению норм безопасности в предстоящий в сентябре единый день голосования (ЕДГ). О них глава ведомства Анна Попова рассказала в пятницу на заседании Центризбиркома (ЦИК). Новшеством по сравнению с прошлыми выборами является рекомендация вакцинировать всех, кто будет находиться на избирательном участке в течение рабочего дня: членов избирательных комиссий и наблюдателей. Госпожа Попова сообщила, что уже направила в партии письмо с рекомендацией организовать вакцинацию наблюдателей. В партиях говорят, что не против рекомендаций, но заставлять прививаться никого не будут.

Председатель ЦИК России Элла Памфилова (на переднем плане) и руководитель Роспотребнадзора Анна Попова (на заднем) намерены защитить наблюдателей и членов комиссий прививками

Председатель ЦИК России Элла Памфилова (на переднем плане) и руководитель Роспотребнадзора Анна Попова (на заднем) намерены защитить наблюдателей и членов комиссий прививками

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

Председатель ЦИК России Элла Памфилова (на переднем плане) и руководитель Роспотребнадзора Анна Попова (на заднем) намерены защитить наблюдателей и членов комиссий прививками

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ / купить фото

На заседании 16 июля глава ЦИКа Элла Памфилова сообщила главе Роспотребнадзора Анне Поповой, что комиссия старается делать все в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора. «Санитарно-эпидемиологическая безопасность наших граждан для нас — очевидный приоритет, именно поэтому мы приняли решение проводить голосование в три дня, 17, 18 и 19 сентября, чтобы развести потоки и минимизировать все возможные риски для наших уважаемых граждан»,— сказала госпожа Памфилова. Она отметила, что «накоплен уникальный положительный опыт» в организации многодневного голосования (было введено поправками весной 2020 года, применялось при принятии поправок к Конституции в июле и на ЕДГ в сентябре того же года). Госпожа Памфилова также сообщила, что направила письма руководителям регионов с просьбой посодействовать обеспечению равных возможностей для сбора подписей кандидатов, чтобы они могли делать это на свежем воздухе или в просторных помещениях.

По словам председателя ЦИКа, огромное значение комиссия придает вакцинации. «Понимаем, что процесс добровольный, но я не устаю повторять, как это важно для членов избирательных комиссий и их семей. Мы сами должны подавать пример»,— сказала госпожа Памфилова.

Элла Памфилова отметила, что все члены комиссии или вакцинированы, или переболели, а сама она даже уже ревакцинирована. Что касается аппарата ЦИКа, то антитела имеются у 74% сотрудников.

Госпожа Попова похвалила Эллу Памфилову за «трепетное отношение к заботе о здоровье людей». По ее словам, во время голосования по поправкам к Конституции и на ЕДГ в 2020 году «не было случаев инфицирования ни тех, кто работал в избирательных комиссиях, ни тех, кто приходил голосовать». Трехдневное голосование она назвала «находкой», которая помогает избежать инфицирования.

Сколько партий выдвинулось на выборы в Госдуму

Роспотребнадзор разработал ряд новых рекомендаций в рамках соглашения с ЦИКом, которое подписали Анна Попова и Элла Памфилова. По сравнению с аналогичными документами, принятыми перед голосованием в 2020 году, новой является рекомендация вакцинировать тех, кто будет находиться на участке в течение рабочего дня: членов избиркомов и наблюдателей. Госпожа Попова сообщила также, что направила обращения в политические партии с рекомендацией прививать наблюдателей. «Сегодня каких-то проблем с тем, чтобы сделать это сейчас, нет. А делать это нужно сейчас, чтобы к 19 сентября иммунизация была завершена,— заявила госпожа Попова.— Нам надо защитить и тех, кто будет находиться на избирательных участках, и тех, кто придет голосовать». И добавила, что рекомендации касаются в том числе международных наблюдателей, которые приедут на выборы в сентябре.

«Мы всегда выступаем за добровольную вакцинацию. Поэтому те наши члены комиссий и наблюдатели, которые посчитают целесообразным сделать прививку, пусть делают. Но никого обязывать и заставлять мы не будем»,— пояснил “Ъ” первый зампред ЦК КПРФ, депутат Госдумы Юрий Афонин. Он считает, что можно было бы организовать допуск наблюдателей по ПЦР-тестам, но они должны финансироваться за счет бюджета избирательной кампании, потому что «партии не хватит даже годового финансирования, чтобы сделать такие тесты 500 тыс. наблюдателей».

Председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов заявил “Ъ”, что не против рекомендаций, но принуждение, возможное отстранение от работы или отказ в допуске на выборы наблюдателя, который не сделал прививку, считает недопустимым: «Никто наблюдателей строить колоннами и вести на прививочные пункты не будет. Вакцинация — это исключительно добровольное дело каждого человека. В этом заключается наша принципиальная позиция. Мы ее высказывали задолго до начала массовой вакцинации, потому что предвидели, что все такой принудиловкой и закончится».

Почему трансляцию думских выборов увидят только избиркомы, кандидаты и наблюдатели

«Мы поддерживаем вакцинацию, потому что понимаем, насколько велика зараза,— сообщил “Ъ” депутат фракции ЛДПР в Госдуме Сергей Каргинов, курирующий в партии вопросы наблюдения за выборами.— У нас вся партия прививается. И своим активистам мы объясняем необходимость прививки. Разумные люди, кем бы они ни являлись — депутатами, наблюдателями, избирателями, естественно, это сделают».

Заместитель секретаря генсовета ЕР Сергей Перминов заявил “Ъ”, что партия внимательно относится к рекомендациям Роспотребнадзора: «Давайте дождемся следующей недели — партия сделает заявление по этому вопросу».

Читайте также  Получение накопительной части пенсии после смерти отца ребенка
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]