Можно ли провестипсихологическую диагностику ребенка по заявлению отца?

Можно ли провестипсихологическую диагностику ребенка по заявлению отца?

Можно ли провестипсихологическую диагностику ребенка по заявлению отца?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 сентября 2016 г. № 07-3765 О разъяснениях законодательства РФ в части применения норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей

В связи с участившимися обращениями региональных операторов государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее — государственный банк данных о детях), а также граждан Департамент направляет разъяснения законодательства Российской Федерации в части применения норм по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Относительно выявления безнадзорных и беспризорных детей.

Понятия «беспризорного и безнадзорного ребенка» определены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон № 120-ФЗ):

безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный — безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Понятие «ребенка, оставшегося без попечения родителей» определено Семейным кодексом Российской Федерации, а именно: защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства.

Нормы, установленные Федеральным законом № 120-ФЗ, не подразумевают утрату родительского попечения беспризорным или безнадзорным ребенком. Так, согласно статье 5 Федерального закона № 120-ФЗ в отношении безнадзорных или беспризорных несовершеннолетних органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу.

Порядок действий органов опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью действиями или бездействиями родителей или законных представителей установлен статьей 77 Семейного кодекса Российской Федерации. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка (к примеру, в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо под опеку (попечительство) и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Согласно пункту 8 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 г. № 101 (далее — Порядок), регистрация данных о ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в том числе при наличии акта органа опеки и попечительства об отобрании ребенка.

Учитывая изложенное, акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего является основанием для оказания социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, а не основанием для принятия в административном порядке органами опеки и попечительства решения об отнесении ребенка к категории оставшегося без попечения родителей, а также мер по устройству его на воспитание в семьи посторонних граждан.

В том случае, если родители (единственный родитель) ребенка не изменили своего отношения к содержанию, воспитанию и образованию ребенка после проведения индивидуальной профилактической работы, органы опеки и попечительства обращаются в суд с заявлением о лишении родительских прав либо о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителей (единственного родителя) совместно с ребенком более шести месяцев и уклонения от его воспитания и содержания. При этом акт выявления и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего не может являться единственным основанием для принятия судом решения о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителей (единственного родителя) совместно с ребенком более шести месяцев и уклонения от его воспитания и содержания, т.к. суду должны быть предоставлены материалы обо всем периоде.

Пунктом 8 Порядка предусмотрена регистрация данных о ребенке, как оставшемся без попечения родителей, в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе при наличии решения суда о признании причин неуважительными в случаях непроживания родителя(ей) совместно с ребенком более шести месяцев и уклонения от его воспитания и содержания.

2. Относительно детей, родители (единственный родитель) находятся на длительном лечении.

Пунктом 8 Порядка утвержден перечень документов, свидетельствующих об обстоятельствах утраты (отсутствия) над ребенком попечения его родителей (единственного родителя). Данный перечень не является закрытым в силу того, что статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации не предусмотрен закрытый перечень причин отсутствия родительского попечения.

В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации в случае болезни родителей защита прав и интересов детей возлагается на орган опеки и попечительства. Однако, законодательством Российской Федерации не установлен перечень заболеваний, при которых родители несовершеннолетнего не могут осуществлять свои права и нести обязанности.

В связи с этим орган опеки и попечительства не имеет возможности в административном порядке принять решение при наличии какого именно заболевания родители (единственный родитель) не могут осуществлять свои права и обязанности. Данный вопрос должен решаться в судебном порядке.

Так, законодательством Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если:

оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие), допускается ограничение родительских прав (статья 73 Семейного кодекса Российской Федерации);

гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан недееспособным (статья 29 Гражданского кодекса Российской Федерации);

в несудебном порядке получить документальное подтверждение факта отсутствия родительского попечения над ребенком не представляется возможным, то на основании подпункта 10 пункта 2 статьи 264 и статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, факт отсутствия родительского попечения над ребенком устанавливается судом.

Директор департаментаЕ.А. Сильянов

Обзор документа

Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от порядка выявления и учета безнадзорных и беспризорных детей.

При выявлении ребенка, оставшегося без попечения родителей, защищать его права и интересы обязаны органы опеки и попечительства. К случаям отсутствия родительского попечения относится в том числе непосредственная угроза жизни или здоровью ребенка действиями/бездействиями родителей. В такой ситуации органы опеки вправе отобрать ребенка.

При выявлении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних с ними/их родителями проводится индивидуальная профилактическая работа, им/их родителям оказывается социальная, психологическая и иная помощь. Данный случай не подразумевает утрату родительского попечения.

Однако если родители и после профилактической работы не изменили отношения к ребенку, то органы опеки вправе через суд потребовать лишить их родительских прав либо признать причины, по которым они не проживают совместно с ребенком более 6 месяцев и уклоняются от его воспитания, неуважительными. При этом акта выявления беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего недостаточно, чтобы суд признал такие причины неуважительными. Должны быть предоставлены материалы обо всем периоде.

Акт об отобрании ребенка, а также решение суда о признании неуважительными причин, по которым родители не живут совместно с ребенком более 6 месяцев, подтверждают факт утраты/отсутствия родительского попечения. Они необходимы при регистрации сведений о таком ребенке в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Болезнь и длительное лечение также могут являться причинами, по которым родители утрачивают попечение над детьми. Однако перечень заболеваний, при которых родители не могут осуществлять свои права и обязанности, не установлен. Таким образом, органы опеки и попечительства не вправе в административном порядке решать, какое именно заболевание мешает родителям осуществлять их права и обязанности. Данный вопрос следует решать в суде.

Вопросы и ответы

Первая встреча при плановом обращении за помощью к специалистам нашего Центра происходит с врачом-психиатром в консультативно-диагностическом отделении (КДО).

Далее:
— определяется круг специалистов-консультантов (невролога, медицинского генетика, медицинского психолога, логопеда, дефектолога),
— могут быть рекомендованы лечебно-коррекционные мероприятия в амбулаторных условиях,
— решается вопрос о целесообразности оказания помощи в стационарных условиях.

Возможно ли проведение консультации ребенка не в сопровождении родителей, а с взрослой сестрой?
В случае, если ребенку исполнилось 15 лет – возможно; если менее 15 лет — только с нотариально оформленной доверенностью родителя на старшую дочь.

Объем и возможности обследования, лечения и коррекции в стационаре, как правило, значительно больше того, что можно провести в амбулаторных условиях получения помощи.
Определенные диагностические и коррекционные мероприятия в нашем Центре действительно можно реализовать в рамках оказания платных услуг.

Подробнее с перечнем услуг, прейскурантом Вы можете ознакомиться здесь или уточнить по телефону:
8 (495) 44-55-495

Медицинское заключение для Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) можно получить в Центре им. Г.Е. Сухаревой, если Ваш ребенок нуждается:

  • в уточнении образовательного маршрута,
  • получении справки о необходимости занятий с логопедом, дефектологом, психологом в детском саду или школе,
  • оформлении щадящих условий сдачи экзаменов,
  • оформлении надомного (индивидуального) обучения.

Для прохождения ЦПМПК по образовательному маршруту необходим документ установленной формы – «Медицинское заключение» № 297.

В Центре им. Г.Е. Сухаревой «Медицинское заключение» по форме № 297 выдается после стационарного или амбулаторного обследования ребенка (подростка).

Действия законных представителей ребенка при желании оформить медицинское заключение:

1а. Записаться на амбулаторный комплексный прием «Обследование перед ЦПМПК» или на прием к детскому врачу–психиатру амбулаторной службы Центра. Записаться на прием.

1б. Сообщить о своем намерении лечащему врачу, если ребенок проходит обследование/лечение в стационаре Центра.

2. Написать заявление установленного образца (его выдает врач);

3. Предоставить написанную воспитателем или классным руководителем педагогическую характеристику (если ребенок посещает образовательное учреждение) с отражением в ней имеющихся навыков, особенностей речи, познавательной и коммуникативной сфер. Дополнительный материал от логопедов, психологов и дефектологов всегда приветствуется. Представляемые документы должны быть заверены печатями учреждений.

Далее лечащий/консультирующий врач направляет ребенка на обследование к другим специалистам. Логопед оценивает состояние устной речи, а также чтения и письма в случае школьного обучения ребенка. Дефектологи или психологи исследуют познавательную сферу ребенка (для детей 5 лет и старше требуется психометрическое тестирование с определением коэффициента интеллекта IQ), предпосылки интеллекта, описывают особенности его взаимодействия с экспериментатором.

По результатам обследования врач составляет подробную выписку из истории болезни или амбулаторной карты. Вместе с заявлением родителей и педагогической характеристикой выписка представляется на врачебной комиссии по образовательному маршруту нашего Центра. Комиссия анализирует документацию (ребенок при этом не осматривается) и составляет необходимый итоговый документ (медицинское заключение по форме приказа № 297), с которым можно осуществить самостоятельную запись на ЦПМПК.

Если стационарное или амбулаторное оформление формы № 297 вашей семье не подходит, то после амбулаторного обследования (описание выше) специалисты могут выдать заключение о состоянии психической сферы ребенка. В этом случае «Медицинское заключение» № 297 для прохождения ЦПМПК окончательно оформляет участковый психиатр психоневрологического диспансера (ПНД) района по месту прописки ребенка.

Многоканальный телефон ЦПМПК г.Москвы: (499) 322-34-30 Электронная запись на ЦПМПК

Согласно ст. 23 Закона РФ О ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ЕЕ ОКАЗАНИИ от 2 июля 1992 года N 3185-I: «Психиатрическое освидетельствование проводятся по просьбе или с согласия обследуемого (после наступления 15-летнего возраста)».
«Психиатрическое освидетельствование лица может быть проведено без его согласия в случаях, когда по имеющимся данным обследуемый совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства, которое обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи».

В соответствии с ФЗ N 3185-I от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» с 15-летнего возраста согласие на консультацию и лечение дает сам несовершеннолетний. Поэтому согласие родителей или наличие доверенности не требуется.

При этом присутствие (или хотя бы информирование) родителей является важным для формирования единого понимания происходящего и слаженной тактики в отношении проявлений расстройств и особенностей поведения подростка, взаимодействия родственников.

Договор на оказание платных медицинских услуг может быть подписан только с письменного согласия законных представителей несовершеннолетнего.

Если подростка в медицинской организации сопровождает другое лицо, не являющееся законным представителем, должна быть оформлена доверенность от имени законных представителей на представление интересов несовершеннолетней дочери для заключения договора об оказании платных медицинских услуг.

Медицинское заключение для Центральной психолого-медико-педагогической комиссии (ЦПМПК) можно получить в Центре им. Г.Е. Сухаревой, если Ваш ребенок нуждается:

  • в уточнении образовательного маршрута,
  • получении справки о необходимости занятий с логопедом, дефектологом, психологом в детском саду или школе,
  • оформлении щадящих условий сдачи экзаменов,
  • оформлении надомного (индивидуального) обучения.

Для прохождения ЦПМПК по образовательному маршруту необходим документ установленной формы – «Медицинское заключение» № 297.

В Центре им. Г.Е. Сухаревой «Медицинское заключение» по форме № 297 выдается после стационарного или амбулаторного обследования ребенка (подростка).

Действия законных представителей ребенка при желании оформить медицинское заключение:

1а. Записаться на амбулаторный комплексный прием «Обследование перед ЦПМПК» или на прием к детскому врачу–психиатру амбулаторной службы Центра. Записаться на прием.

1б. Сообщить о своем намерении лечащему врачу, если ребенок проходит обследование/лечение в стационаре Центра.

2. Написать заявление установленного образца (его выдает врач);

3. Предоставить написанную воспитателем или классным руководителем педагогическую характеристику (если ребенок посещает образовательное учреждение) с отражением в ней имеющихся навыков, особенностей речи, познавательной и коммуникативной сфер. Дополнительный материал от логопедов, психологов и дефектологов всегда приветствуется. Представляемые документы должны быть заверены печатями учреждений.

Далее лечащий/консультирующий врач направляет ребенка на обследование к другим специалистам. Логопед оценивает состояние устной речи, а также чтения и письма в случае школьного обучения ребенка. Дефектологи или психологи исследуют познавательную сферу ребенка (для детей 5 лет и старше требуется психометрическое тестирование с определением коэффициента интеллекта IQ), предпосылки интеллекта, описывают особенности его взаимодействия с экспериментатором.

По результатам обследования врач составляет подробную выписку из истории болезни или амбулаторной карты. Вместе с заявлением родителей и педагогической характеристикой выписка представляется на врачебной комиссии по образовательному маршруту нашего Центра. Комиссия анализирует документацию (ребенок при этом не осматривается) и составляет необходимый итоговый документ (медицинское заключение по форме приказа № 297), с которым можно осуществить самостоятельную запись на ЦПМПК.

Если стационарное или амбулаторное оформление формы № 297 вашей семье не подходит, то после амбулаторного обследования (описание выше) специалисты могут выдать заключение о состоянии психической сферы ребенка. В этом случае «Медицинское заключение» № 297 для прохождения ЦПМПК окончательно оформляет участковый психиатр психоневрологического диспансера (ПНД) района по месту прописки ребенка.

Многоканальный телефон ЦПМПК г.Москвы: (499) 322-34-30 Электронная запись на ЦПМПК.

Консультации специалистов консультативно-диагностического отделения Центра Сухаревой проводятся по предварительной записи.

Важно учесть, что значительная часть пациентов и посетителей нашего Центра имеют оформленную инвалидность, в связи с чем предусмотреть вариант консультации без записи «вне очереди» не представляется возможным.

Проведение консультации врача дистанционно с использованием видеосвязи регламентируется ФЗ № 242 от 27.07.2017 г. и Приказом МЗ РФ от 30 ноября 2017 г. N 965н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Согласно данным нормативно-правовым документам, для установления диагноза и назначения лечения первичное обращение пациента должно быть реализовано в форме очной консультации.
Применение телемедицинских технологий для коррекции лечения возможно только на повторном приеме (консультации): «..лечащим врачом может осуществляться коррекция ранее назначенного пациенту лечения, в том числе формирование рецептов на лекарственные препараты в форме электронного документа, при условии установления лечащим врачом диагноза и назначения лечения по данному обращению на очном приеме (осмотре, консультации)».

Задачи, которые можно решать при первичной консультации с использованием видеосвязи, весьма ограничены: «В случае обращения пациента без предварительного установления диагноза и назначения лечения на очном приеме (осмотре, консультации) медицинское заключение может содержать рекомендации пациенту или его законному представителю о необходимости проведения предварительных обследований в случае принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).»

Психологические экспертизы и исследования по гражданским делам, затрагивающим права и интересы ребенка

В Семейном кодексе существует целый комплекс проблем, связанных с правом на воспитание детей и защитой их интересов — ст. 24, 65, 66, 68 (споры, связанные с правом на воспитание детей), 73, 76 (ограничение родительских прав), 140 — 141 (усыновление ребенка). Все эти проблемы, и в первую очередь споры, связанные с правом на воспитание детей при раздельном проживании родителей (ст. 24, 65 СК РФ), являются объектом судебного психологического экспертного исследования.

При этом можно выделить два важных обстоятельства.

Во-первых, при проведении данного вида экспертизы важна не только актуальная, но и ретроспективная и прогностическая экспертная диагностика и оценка изучаемых явлений.

Во-вторых, и это главное, обсуждаемая разновидность экспертизы в гражданском процессе является не только диагностической, но и ситуационной. С позиций судебной экспертологии ее отнесение к классу диагностических экспертиз обусловлено установлением юридически значимых признаков отдельных исследуемых объектов, в качестве которых выступают психологические особенности участников спорного правоотношения (индивидуально-психологические особенности, уровень и особенности психического развития ребенка). В то же время судебная психологическая экспертиза является ситуационной, поскольку она носит комплексный характер, и для нее характерно установление комплекса психологических особенностей родителей и ребенка, их поведения, взаимоотношений, на основе анализа которых и слагается целостная психологическая картина семейной ситуации.

Основываясь на этих обстоятельствах, характеризующих судебно-психологическую экспертизу по спору раздельно проживающих родителей о месте жительства ребенка (детей), можно выделить три этапа экспертного исследования.

Этап I. Индивидуальная диагностика членов семьи.

Основными задачами, решаемыми на данном этапе экспертизы, являются:

  1. Экспертная диагностика индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (отца и матери или других фактических воспитателей). Правомерность выделения данной задачи обусловлена требованием ч. 3 ст. 65 СК РФ при судебном разрешении спора между родителями учитывать «нравственные и иные личные качества родителей».
  2. Экспертная диагностика индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенности и уровень психического развития ребенка. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» указывается, что к числу обстоятельств, которые необходимо устанавливать при рассмотрении подобных дел, относятся «возраст, особенности психического развития ребенка».

При диагностике психологических особенностей каждого из родителей в компетенцию эксперта-психолога входит определение их индивидуально-психологических особенностей. При психодиагностике ребенка к компетенции эксперта-психолога относится определение его индивидуально-психологических особенностей, уровня психического развития. Основой диагностики на первом этапе комплексного экспертного исследования является ретроспективный анализ особенностей психического развития каждого из участников процесса, а также актуальная психологическая оценка их личностных, эмоционально-волевых, мотивационных, интеллектуальных особенностей, когнитивных способностей. Необходимость ретроспективной диагностики определяется тем, что без анамнестических данных нельзя установить индивидуально-психологические особенности каждого из членов семьи.

Кроме того, необходимо учитывать, что, как правило, сложившаяся конфликтная ситуация в семье определяет высокий уровень эмоциональной напряженности каждого из ее членов, влияющий на их актуальное эмоциональное состояние и поведенческие проявления. Поэтому выявляемые, к примеру, в экспериментально-психологическом исследовании личностные особенности членов семьи могут отражать не их стабильные качества, а ситуационно обусловленные особенности. Для обоснованного прогноза особенностей психического развития ребенка и особенностей поведения каждого из родителей в будущем следует учитывать этот фактор, предполагая, что после судебного решения и завершения конфликта эмоциональное состояние ребенка и воспитывающего его родителя изменятся.

Этап 2. Ситуационная диагностика семейных отношений.

На данном этапе индивидуальная экспертная диагностика используется уже для анализа ситуации семейных взаимоотношений членов семьи в целом. Ситуационный анализ семейных отношений основывается на решении следующих основных задач психологического исследования:

  1. Экспертная диагностика взаимоотношения ребенка с отцом и ребенка с матерью (диагностика попарных взаимоотношений ребенка с каждым из родителей). Как следует из ч. 3 ст. 65 СК РФ, суд при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка должен учитывать «отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком».
  2. Экспертная диагностика отношения ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи. Постановка данной задачи определяется необходимостью при судебном разбирательстве выяснения «привязанности ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам» (ч. 3 ст. 65 СК РФ). Суду при определении привязанности ребенка к другим членам семьи не следует опираться только на объяснения сторон, в том числе и ребенка, без необходимой их оценки и проверки, в основу решения суда должны быть положены все доступные доказательства по делу. Известно, что нередко на ребенка перед его опросом оказывают давление родственники, учат его, что говорить на судебном разбирательстве, поэтому для установления не декларируемого, а истинного отношения ребенка к членам своей семьи необходимо решение данной экспертной задачи. Основой экспертной оценки семейных отношений, как и на первом этапе, является ретроспективная и актуальная их диагностика.
Читайте также  Должны ли мы перезаключить договор социального найма?

Этап 3. Прогностическая психологическая оценка психического развития ребенка.

Этот этап комплексного судебного психолого-психиатрического экспертного исследования является завершающим, на нем синтезируются данные первого и второго этапов экспертизы и вырабатывается комплексная психологическая прогностическая оценка психического развития ребенка.

На завершающем этапе экспертизы основным является решение следующих задач:

    Экспертная прогностическая диагностика особенностей психического развития ребенка с учетом индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей, особенностей их стиля воспитания, а также с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка, уровня и характера психического развития, его отношения к каждому из родителей.

Данное обстоятельство диктует необходимость при судебном разрешении спора между родителями учитывать мнение ребенка о месте его проживания, принимая во внимание особенности и уровень возрастного психического развития ребенка, а также влияние на его психическое состояние сложившейся конфликтной ситуации.

На третьем этапе психологическая оценка психического развития ребенка, опираясь на данные, полученные на первых двух этапах путем ретроспективной и актуальной диагностики, является уже полностью прогностической.

Гражданская Комиссия по Правам Человека

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ РАЗВОДАХ. БЛАГО ИЛИ ЗЛО?

Один из самых счастливых моментов в жизни – рождение ребенка. Можно ли предположить, что он станет началом жизненной драмы? Настоящее время дает невероятный ответ на этот вопрос.

Вчера беседовала с коллегами-юристами, узнала про одну своеобразную тенденцию. Начинается все просто – встречаются мужчина и женщина. Они не сдерживают своих чувств друг к другу, в результате чего появляются дети. Дальше у всех складывается по-разному, бывает, люди расстаются. Происходит это тоже по-всякому. Кто-то поддерживает хорошие отношения с бывшим любимым, а кого-то очень напрягает то, что дети живут с бывшим супругом, а он с ним должен видеться по расписанию, или бывший супруг регулярно появляется в доме и общается с ребенком. Что делать? Закон в таком случае говорит, что каждый из родителей имеет право общаться со своим ребенком.

Однако некоторым очень хочется забыть об ошибках молодости, забрать ребенка себе, а второго родителя вычеркнуть не только из своей жизни, но и жизни ребенка.

Вспоминается аргумент отца, нового русского, в суде, где он требовал отдать ребенка ему:
— Ваша честь, если вы кладете монетку в автомат, продающий кока-колу, и вам наливается стаканчик кока-колы, ведь содержимое этого стаканчика не является совместной собственностью вас и автомата? Так почему ребенок считается совместной собственностью меня и этой женщины?

Вот некоторые родителя думают точно также.

Законодательством предусмотрена такая мера, как «лишение родительских прав». В таком случае родитель, живущий с ребенком, не обязан давать родителю-лишенцу видеться со своим ребенком, и может со спокойной совестью слать его подальше. Однако, для лишения родительских прав нужны основания – родитель должен не выполнять свои обязанности по содержанию и воспитанию ребенка. А если родитель, не живущий с ребенком, дает деньги на его содержание, да еще и присылает их банковскими переводами, воспитывает ребенка, чему есть куча свидетелей – в выходные водит его по театрам, музеям, спортивным площадкам и т.д., привозит его к своим родственникам, то доказать неисполнение родительских обязанностей будет весьма затруднительно. А если выполняются обязанности – значит, есть и права. Поэтому, если есть доказательства исполнения родительский обязанностей – выписки о движениях на банковском счете, показания свидетелей, показания самого ребенка, если он старше десяти лет, то лишить другого родителя его прав тяжело. А вычеркнуть другого родителя из своей жизни очень хочется. Как же быть?

И тут кому-то пришла в голову такая идея – а если мы признаем другого родителя недееспособным? Крыша у него уехала, и все тут. Его – в психушку, нам ребенка, я достиг своей цели, тра-ля-ля. Но ведь человека не так-то просто признать недееспособным вследствие психического расстройства, скажете вы. Нормальному человеку такое не грозит, поэтому и нет оснований волноваться. А ежели он псих, так и правильно все делается.

А вот теперь я хочу рассказать некоторые подробности, которые не преподают в юридических вузах, а среди народа они передаются лишь шепотом. Не знаю, как вас, а меня всегда удивляла и настораживала неясность оснований, по которым человека признавали психом. В качестве примера – в советское время диссидентов (людей, протестующих против режима) помещали в психушку. Когда их отпустили после перестройки, мир увидел нормальных образованных людей, рассказавших много нового о себе и жизни. Кое-что на эту тему я изучала во время учебы в ВУЗе. И мучила преподавателя юридической психологии вопросами – а как можно проводить судебно-психологическую экспертизу, не беседуя с человеком, которого обследуют, т.е. делать заочную психологическую экспертизу?

Ведь криминалистика (наука о доказывании), в рамках которой мы изучали юридическую психологию, – вещь крайне точная. Она изучает какие следы оставляет преступник, и как можно их зафиксировать, чтобы это ни у кого не вызвало вопросов. Ведь речь идет о человеческой судьбе и свободе. Эксперт-криминалист несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний. Следы фиксируются очень тщательно и четко.

Например, если подпись на документе была подчищена лезвием, а поверх была вписана другая подпись, значит, эксперты выявляют следы подчищения (есть такие технологии). Они фотографируют крупномасштабно доказательство подделки документов – бумагу со снятым верхним слоем, следы первоначальной подписи, и сделанную поверх вторичную подпись. Любые следы, оставленные человеком в физической вселенной – слюна, перхоть, кровь, отпечатки обуви, отпечатки пальцев, упавшие волосы и т.д. – все должно быть точным образом зафиксировано, чтобы оно считалось доказательством. Таким образом, истинность доказательства гарантируется двумя способами – след должен быть в физической вселенной, он должен быть виден, и соблюдается процедура его фиксирования опять же в физической вселенной. Мнение не является доказательством, пусть даже это мнение эксперта, т.к. оно не базируется на вещественных доказательствах, которые можно предъявить суду.

И вот я сталкиваюсь с заочной судебно-психологической экспертизой. Психологи на основании своего мнения о поведении человека, которого они никогда(!) не видели, выносят вердикт о его поведении, и оно ложится в основу решения суда. Поэтому я мучила преподавателя юридической психологии вопросом — что за технология лежит в основе судебно-психологической экспертизы? Когда он был сильно мною замучен, то выдавил из себя, что психологические тесты базируются на выявлении поведения, отклоняющегося от нормального.

— А что такое нормальное? – не отставала я.
— Наиболее распространенное, — выдал военную тайну преподаватель.

Пока я осмысливала услышанное, преподаватель тихо растворился.

Наиболее распространенное? Ха! В годы гражданской войны наиболее распространенным было бить ближнего своего. В годы репрессий наиболее распространенным было писать доносы на своих ближних, после чего они исчезали в лагерях. Сейчас наиболее распространенным является… Пока вы это формулируете, я расскажу о
процедуре признания недееспособным, которой подвергают родителей своих детей те, кто хочет от них избавиться. Решение о недееспособности выносит суд, только на основании заключения врача-психиатра, т.к. судьи – это юристы, компетенцией которых является вынесение решения на основании доказательств.

И вот в суд поступает заключение врача-психиатра о душевном расстройстве человека. Мало кто знает, что решение о расстройстве психики выносится на основании субъективного мнения врача-психиатра, не базирующегося на доказательствах в виде анализов крови, мочи, результатов обследования тела и т.д. Этого достаточно для решения судьбы человека? Давайте посмотрим на факты.

В области семейных отношений признание недееспособным означает невозможность заключить брак. Уже имеющийся брак может быть расторгнут на основании одного лишь заявления супруга недееспособного человека. Недееспособный человек не может устроиться на работу. Его удел – только труд в психиатрических больницах, низкоквалифицированный и малооплачиваемый. Если у человека было имущество до признания его недееспособным, после признания его таковым он теряет право им распоряжаться. Ему назначают опекуна, который распоряжается всем его имуществом. И далеко не факт, что это будет родственник. Это может быть совершенно незнакомый ему человек, т.к. опекуна выбирают органы опеки и попечительства. И в дальнейшем недееспособный не имеет права ни заключать сделок, ни расторгать их, ни приобретать по собственной воле имущества, ни продавать его.

По сути, он не имеет права распоряжаться ничем, включая свою собственную способность к труду. Его удел – вести жизнь животного, которому хозяин определяет место для сна, дает кормушку, выводит гулять и иногда кидает косточку для игр.

Ну, скажете вы, а какое это имеет отношение к исполнению родительских обязанностей? Как выясняется, самое прямое. Когда возлюбленный становится бывшим, и хочется убрать его из своей жизни и жизни ребенка, а лишить его родительских прав нельзя, т.к. он исполняет родительские обязанности, можно через суд признать его недееспособным. Как?

Да очень просто. Помните военную тайну, выданную преподавателем? Экспертиза диагностирует отличие от нормального, т.е. наиболее распространенного поведения. Выводы экспертизы не подкрепляются существующими в физической вселенной доказательствами, это просто
мнения. Затем эти мнения поступают в суд, судья не имеет образования, необходимого для проверки выводов экспертизы, поэтому он с ними соглашается, и – человек по правовому статусу мало чем отличается от животного. Признанный недееспособным родитель ребенка не может работать, не может иметь семью, не может распоряжаться своим имуществом.

Что может послужить основаниями для признания его недееспособным — он много времени проводит в Интернете, играет в азартные игры, часто грустит или радуется, он религиозен, исполняет религиозные обряды, пьет много кофе и прочее, и прочее. Более подробная информация об основаниях стать пациентом врача-психиатра – на этом сайте.

И тенденция, о которой мне рассказали коллеги – это признание родителей своих детей недееспособными для того, чтобы запретить этому родителю общаться с ребенком.

Особенная охота идет на людей, имеющих религиозные верования. Ведь мы ведем речь об отклонениях от распространенного поведения, не так ли? Вот так самое счастливое в жизни событие – рождение ребенка – может стать причиной огромной жизненной драмы, если неверно выбрать будущего родителя.

Чтобы не делать ситуацию столь уж пугающей, могу подсказать один способ, как быстро и незаметно определить потенциал человека до того, как зайдет речь об общих детях. Если вы хотите узнать умонастроения собеседника, в том числе и скрываемые, спросите у него, как другие люди относятся к другим людям. Расскажите какую-нибудь историю, где кого-то обидели, и послушайте его мнение о произошедшем. Только не обманывайте себя, что это так ваш собеседник думает о других, а к вам он будет относиться иначе. Не заключайте самую дорогую в мире сделку – сделку с самим собой. Что собеседник думает о других людях, ровно также он отнесется и к вам. Если он считает обман, ложь и жестокость нормой жизни, именно так он на самом деле относится к другим людям. И вы не будете исключением. Поэтому решайте сами – стоит ли заведомо становится жертвой. Поняв сущность собеседника, не стоит рассказывать ему в глаза, что он чудовище. Вежливость и тактичность – это рубежи обороны, которые позволяют смотреть на армии, штурмующие чужие укрепления, и при этом спокойно пить чай. Услышав вещи, от которых ваша прическа встала дыбом, сдержитесь, спокойно закончите разговор, и сверните общение с этим человеком. Если он будет стремиться узнать причину, можно ответить: вы увидели, что вы с ним – просто разные люди. Как правило, при вежливом и спокойном, но волевом общении такие люди уходят сами. А вы получите возможность искать того человека, который не живет по законам социал-дарвинизма. Вы достойны любви и хорошего отношения!

Желаю Вам счастливой и успешной жизни!

Юлия Староселец,
юрист,
Уполномоченный Гражданской Комиссии по Правам
Человека Санкт-Петербурга

НУЖНО ЛИ СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЕЙ НА ПРОВЕДЕНИЕ ДИАГНОСТИКИ С РЕБЁНКОМ?

Многие родители беспокоятся относительно результатов тестирования, нередко не соглашаясь с ними и не учитывая рекомендации специалистов. Основные опасения родителей связаны с тем, что они недостаточно информированы о работе школьных служб, работе психолога при проведении диагностики, отсутствует представление о том, как проходит диагностика ребенка. Бывает и так, что не очень удачный опыт общения со специалистом вызвал нежелание обращаться к психологам вообще. Особенно родители переживают, если ребенку предлагают посещение коррекционных занятий.

Обратимся к основному закону в сфере образования, который закрепляет необходимость получения от родителей согласия на осуществление деятельности психолога.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) закрепляет за образовательными организациями право на:

  1. Организацию социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (ст.28 Закона).
  2. Оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации и т. д. (ст. 42 Закона).

Оказание психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

Таким образом, школа должна предложить родителям, дети которых учатся неудовлетворительно, нарушают правила поведения в школе, проявляют признаки агрессии, девиантного поведения, имеют психофизиологические особенности, являются детьми с ОВЗ, помощь школьного психолога. Такая помощь может включать в себя и тестирование, и коррекционно-развивающие занятия, и беседу и т. д.

Закон определяет, что психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Не следует путать проведение диагностики школьным психологом и диагностики, которая проводится в рамках ФГОС. Например, тестирование метапредментных навыков, или итоговое тестирование знаний по различным предметам. Тестирование знаний проводится со всеми детьми без исключения.

Психологическое тестирование и оказание психологической помощи обязательно должно осуществляться с согласия родителей обучающихся.

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей/законных представителей (п.3 ст.42 Закона). Чаще всего в школах раздают бланки, где родители ставят свою подпись и соглашаются/или не соглашаются на работу школьного психолога с их ребенком. Бланк согласия обычно содержит информацию о психологе, который проводит работу с детьми, видах деятельности, которые сопровождают образовательный процесс.

Если у ребенка возникли трудности в обучении или поведении, а у него нет согласия родителей на оказание ему помощи со стороны психолога, то родители могут обратиться за помощью в психологический центр. Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований для учащихся (психологических, психолого-педагогических), давать согласие на проведение таких обследований или отказаться от их проведения и участия в них ребенка (ст. 44 Закона). Родители имеют право обратиться с запросом к психологу и получить данные обследования. Также родители имеют право присутствовать при обследовании детей ПМПК, присутствовать при обсуждении результатов обследования, высказать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей. Нередко родители хотят присутствовать и при проведении диагностики школьным психологом — это не запрещено.

Если психолог провел диагностику или коррекционно-развивающую работу без согласия родителей, то это может считаться незаконным вмешательством в частную жизнь.

Родители и специалисты должны помнить, что работа школьного психолога должна соответствовать множеству нормативных положений о работе практического психолога в сфере образований. Например, был разработан профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования (Приказ Министерства труда и социального развития № 514-н 24.07.2015 об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»).

На основании данного стандарта следующая категория обучающихся имеет право на получение психологической помощи в образовательном учреждении:

  • лица с ограниченными возможностями здоровья;
  • несовершеннолетние, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации;
  • несовершеннолетние обучающиеся, признанные в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления.

Организацию социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ.

Еще одним видом тестирования, которое может проводиться в школе, является тестирование на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»).

Данное тестирование также проводится на основании информированного согласия родителей обучающихся в возрасте до 15 лет. Если обучающемуся уже есть 15 лет, то он самостоятельно и добровольно решает будет он проходит такое тестирование или нет.

Диагностика должна обеспечивать соблюдение конфиденциальности при проведении тестирования и хранении результатов тестирования.

Какое бы тестирование обучающегося не проходило в школе, необходимо помнить, что оно должно проводиться в интересах обучающегося и способствовать созданию оптимальных условий развития ребенка. Необходимым условием успешной работы всех школьных служб является контакт с родителями обучающегося и их доверие к проводимой в школе работе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector