На курсах вынуждают нанять дополнительного репетитора

Как меняется рынок репетиторства в Москве

Об исследовании: автор — Петр Макеев, аспирант кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Результаты пока представлены в виде описательной статистики. В перспективе — аналитическая работа с данными.

Материал предоставлен РБК Тренды порталом IQ.HSE.RU.

Неформальное образование в симбиозе со школой

Рынок репетиторства во многом зависит от общей ситуации. В кризис спрос на частные уроки падает вслед за снижением платежеспособности семей. Школьники стараются готовиться к экзаменам самостоятельно.

Сейчас ситуация на рынке нестабильна. Из-за эпидемии коронавируса преподавание ушло в онлайн. Спрос на «дистанционку» существенно возрос, и даже пожилые педагоги стараются освоить цифровые технологии, чтобы не потерять клиентов. На фоне этого бума на рынок хлынули мошенники. Люди, потерявшие работу, выдают себя за педагогов и обещают за два месяца подготовить к ЕГЭ. Причем по ценам существенно ниже рыночных.

Еще один новый тренд в репетиторстве: стала популярна помощь школьникам с выполнением цифровых домашних заданий. Хотя многие родители работают из дома, свободного времени у них не прибавилось, а детям нужна помощь в освоении новых форматов.

Фактически неформальное образование живет в симбиозе с школой.

Дело не только в том, что нередко частные уроки ведут сами школьные учителя: учебные материалы часто включают лишь минимум — и надо добирать знания. Или ситуация обратная: материал слишком большой, сложный (а темп усвоения у каждого ученика свой) — и приходится его «разжевывать» с репетитором. Причем такие ситуации возникают даже в средней школе, а иногда и в начальной.

Частные педагоги ликвидируют пробелы, связанные и с неудачным преподаванием (или программой), и с плохой учебой. Обычно «репетируется» то, что изучается в школе. Танцы, музыка, шахматы, фотография — не репетиторство, это просто дополнительное образование.

Преподают люди с очень разной подготовкой: от студентов до профессоров вузов. Помогают повысить успеваемость, готовят к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам и дополнительным вступительным испытаниям (ДВИ) в университеты.

И спрос есть всегда. В конце концов, хорошие оценки нужны всем, в том числе, школьной администрации. Эффективность школ, директоров и учителей во многом оценивается по результатам ЕГЭ. От них зависят и рейтинги школ. А это вопрос не только чести, но и финансирования.

Инвестиции в баллы

Эффективность репетиторства — большой вопрос. Многое зависит от стартовых условий: мотивации и способностей ученика, подготовки и добросовестности педагога.

Надежные сайты с репетиторскими услугами чудес, конечно, не обещают. Как говорится на одном из них, даже самые опытные педагоги «не смогут сделать всю работу за вас».

Разные исследования показывают, что частные уроки не помогут слабым ученикам преуспеть на экзаменах. Зато отличники и хорошисты все же повышают свои шансы на высокие баллы. Известно также, что спецшколы лучше репетиторов готовят к ЕГЭ.

Частное преподавание относится к неформальному сектору экономики. Несмотря на законодательные инициативы, призванные вывести самозанятых из тени, большинство репетиторов не легализовались. Они невидимы для статистики, так что точно «обсчитать» рынок сложно. Есть лишь приблизительные оценки. В 2017 году он составлял в России около 30 млрд руб. Сейчас рынок частных уроков оценивается в более чем 100 млрд руб.

Число семей, оплачивающих услуги репетиторов, тоже приблизительно. По некоторым оценкам, пять лет назад с частными педагогами занимался каждый второй ученик. В 2017 году репетиторов нанимали менее четверти семей школьников.

Кто-то ищет преподавателей с помощью знакомых, а кто-то обращается на специальные сайты.

В исследовании рассмотрены шесть наиболее популярных онлайн-сервисов подбора репетиторов (Ассоциация репетиторов, Ваш репетитор, Профи, Виртуальная академия, Репетит-центр, Репетитор.ру), из баз которых было отобрано 180 тыс. анкет в Москве и Московской области.

Среди предметов были выбраны русский язык, математика и английский язык: их чаще всего преподают на каждом из сайтов, ЕГЭ по первым двум предметам сдают обязательно.

За что так дорого?

Сайты диверсифицированы по стоимости услуг: есть с дорогим сервисом («Ваш репетитор» и «Профи»), есть — с более демократичным («Ассоциация репетиторов»). Разнице в цене существенная.

Услуги репетиторов нацелились на кошельки

Во сколько обойдется подготовка школьника к ЕГЭ и ОГЭ

Каждый третий родитель школьника нанимает репетитора и тратит на это 3 тыс. руб. в неделю. По крайней мере, таковы данные опроса SuperJob. По подсчетам сервиса, активнее всего занимаются с преподавателями ученики 10-х и 11-х классов: почти половина респондентов заявили, что вынуждены покупать дополнительные уроки. Расходы у этой категории также несколько выше. Для столичного региона, как обнаружил “Ъ FM”, такие расценки не слишком релевантны. Сколько стоит подготовить московского школьника к экзаменам или просто подтянуть по нескольким предметам? Выяснял Григорий Колганов.

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ / купить фото

Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ / купить фото

Пандемия и дистанционное обучение подхлестнули спрос на репетиторов. Теперь на рынке активно развивается новый формат платной подписки на сервис с неограниченным количеством занятий со специалистами по разным предметам. Впрочем, в столичных школах отмечают, что после карантина не увидели большой разницы в качестве подготовки между теми, кто занимался с репетитором, и теми, кто был достаточно усидчив во время дистанционных уроков. Весна для родителей старшеклассников — традиционное время стресса и даже паники: по мере приближения ЕГЭ и ОГЭ кошельки пустеют, а неуверенность в будущем своего ребенка растет.

Как изучение иностранных языков уходит от частных преподавателей

По данным SuperJob, мамы и папы выпускников тратят на репетиторов в среднем по 3,5 тыс. руб. в неделю. Москвичка Елена, чья дочь в 2021 году оканчивает школу, смеется над этой цифрой: ее расходы примерно втрое больше, в месяц набегает примерно 40 тыс. руб. И переход на «удаленку» финансового облегчения не принес. «Мы платим за русский язык 2 тыс. в неделю, за литературу — 2 тыс. в неделю, за обществознание — 3 тыс. в неделю, за английский язык — 2 тыс. в неделю. Когда ввели карантин, мы, естественно, перешли на онлайн-режим. При этом у нас не было снижения стоимости, нам педагоги говорили: «Пожалуйста, приезжайте». Никто из них не был инициатором перехода на дистанционные уроки»,— рассказала Елена.

Зато несколько месяцев удаленного школьного обучения позволили многим родителям распробовать онлайн-услуги репетиторов. Это привело к взрывному росту спроса на этом рынке. Частный преподаватель английского языка Александра сейчас едва способна помочь всем желающим: «Учеников очень много. Стараюсь в свое расписание включить всех желающих, но я уже на грани, чтобы начать им отказывать. Те, кто хотели перейти с онлайна на оффлайн уже успокоились и занимаются по Skype.

Стоимость средняя — 1,2–1,5 тыс. руб./ч. Свои расценки я не меняла и мне этого хватает».

В премиальном сегменте расценки примерно в два раза выше, но и здесь со спросом нет проблем. Репетитор по физике, химии и математике, в том числе на английском, Максим Шабанов занимается с учениками только в очном формате, но интерес клиентов даже позволяет задуматься о пересмотре прайс-листа: «Если сравнивать спрос сейчас и два года назад, то он увеличился на 50%. 2020 год прошел неэффективно в плане обучения. Школы, долго перестраивались, произошла просадка и по информационному багажу, и по способности концентрироваться. Расценки пока не выросли, я планирую где-то с мая-июня поднять примерно от 20 до 50%».

Как учителя оценили последствия «дистанционки»

Тем, кто в средствах ограничен, отчаиваться не нужно, на рынке наметился любопытный тренд: традиционных преподавателей вытесняют сервисы подписки на эти услуги. За фиксированную плату пользователь, а вернее его чадо, получает неограниченный доступ к специалистам по разным предметам. Сооснователь платформы tutgood.com Артем Татулов рассказывает, что интерес к такому формату постоянно увеличивается: «Спрос после пандемии еще больше. Услуги мы активно продаем всего пять месяцев, и каждый месяц спрос растет примерно в два раза. Наш сервис в некотором роде дизраптит рынок частных репетиторов.

Мы, можно сказать, отбираем трафик у старого подхода.

Люди просто понимают, что наш вариант в технологическом плане является более современным решением, и потихонечку переходят».

По данным «Авито Услуги», в третьем квартале 2020 года спрос на репетиторов вырос на 20%. Как раз в это время юные россияне уже учились дистанционно. Но директор московской школы №109 Евгений Ямбург отмечает, что когда дети вернулись за парты, колоссального разрыва в качестве образования между теми, кто занимался с репетитором, и теми, кто просто был усидчив перед монитором, не наблюдалось: «Большой разницы я не заметил. Многие ребята управлялись и без всяких репетиторов. Если человек не знает методики подготовки учащихся, их психологии, то это напрасно потраченные деньги. В итоге школьники сдавали и ОГЭ, и ЕГЭ лучше, чем в предыдущие годы».

Окупятся ли расходы на репетиторов — вопрос, который мучает каждого родителя. Точного ответа нет, но, согласно исследованию все того же сервиса SuperJob, почти 40% россиян с высшим образованием не работают по специальности.

ЕГЭ заставляет нанимать репетитора

Многие одиннадцатиклассники находятся в легкой панике и уже размышляют, как же сдать единый государственный экзамен. Большинство из них приходит к выводу, что без дополнительной учебы ничего не получится, поэтому они заранее нанимают репетитора. И не одного, а сразу по всем предметам. Родители тратят деньги, а ученики — здоровье, не успевая заниматься и по основным предметам, и по тем, которые будут сдавать при поступлении в вуз.

Учителя знают меньше?

Кристина Бородина, ученица 11 класса, претендует на золотую медаль, но даже она не уверена в своих знаниях на сто процентов. Кристина думает, что школьная пятерка — это тройка по ЕГЭ, поэтому она и ее одноклассники вынуждены платить за дополнительные уроки.

— В школе есть проблемы с образованием, поэтому нужно нанимать репетиторов, — считает Кристина.

Будущая выпускница Октябрина Гончикова также уверена, что школьных занятий недостаточно. Объясняет это тем, что учителя не имеют такого большого опыта, как репетиторы, в подготовке к ЕГЭ.

— Репетиторство результативнее, — делает вывод Октябрина.

Кто хорошо учился, тот сдаст

Тем не менее в Министерстве образования не сомневаются: те, кто в течение 11 лет системно занимался в школе, обязательно сдадут единый государственный экзамен.

— Часто бывает так, что ученик прекрасно знает программу 10—11 классов, а за 6-й класс у него пробелы, — объясняет Лариса Шаманская, начальник отдела общего образования Министерства образования и науки Бурятии. — А ведь есть такие ребята, которые стабильно учатся на протяжении всех школьных лет. Правда, их немного.

Еще одна причина, по которой школьники платят репетиторам, — высокая планка для поступления в престижный вуз. Многие стремятся поступить в МГУ, МГИМО, Санкт-Петербургский университет. Но помогут ли в этом дополнительные занятия?

— Там же очень высокие требования, и сдавать на мехмат — это одна программа, прикладная математика — другая программа, — рассказывает Лариса Шаманская, — есть репетиторы, которые готовят пофакультетно в тот или иной вуз, учитывая все требования.

70 процентов учеников заранее знают, куда будут поступать, остальные 30 мечутся из одного вуза в другой и в итоге поступают в третий. Поэтому все зависит от того, в какой вуз собирается поступить школьник.

— Важно, чтобы дети не шарахались от репетитора к репетитору. В первую очередь, услуги должны быть легализованы. У человека обязательно должен быть сертификат эксперта, — предостерегает Шаманская. — Ведь сейчас работают целые группы мошенников и важно не попасться на их уловки.

«Это психологическая проблема родителей»

У учителей на этот счет свое мнение. Наталья Кинзерская, учитель русского языка и литературы школы №9, считает, что репетиторство — это не что иное, как психологическая проблема родителей.

— Они не верят в своих чад, — уверена женщина.

А репетитор хорош лишь тем, что отличается от надоевшего за много лет учителя. Его мнение становится более весомым, чем совет школьного педагога.

По статистике репетиторов нанимает около 70 процентов учеников.

Учитель обществознания и экономики школы №9 Виталий Иванов делит условно причины обращения среднестатистического ученика к репетиторам на проблемы школы и проблемы ученика.

— Проблемы школы — в нехватке высококвалифицированных кадров. Среднестатистический учитель не имеет возможности повышать свою квалификацию каждый год, соответственно, просто не знает нюансов, связанных с ЕГЭ, — говорит он.

В педагогических вузах подготовка по таким предметам, как методика преподавания обществознания, экономика и философия, крайне слабая, считает Иванов. Кроме того, нет анализа способностей и предпочтений ученика, рынка образовательных услуг высшей школы и рынка труда региона с перспективой на несколько лет вперед. Учитель вынужден ориентироваться на среднестатистического ученика, и в результате сильные и слабые ученики недополучают учительского внимания.

— Как следствие, выпускник вплоть до апреля не может определиться с выбором ЕГЭ, индивидуальная внеаудиторная работа ведется в лучшем случае в 11 классе, — рассказывает Виталий Викторович.

Проблемы среднестатистического ученика Иванов видит в инфантильности, стремлении переложить ответственность на другого, т.е. на репетитора, «который за деньги решит все проблемы». Расточительное отношение к собственному времени, неумение планировать собственную подготовку по предмету, и не только в 11 классе.

— Для решения этих проблем нужно применять форму ЕГЭ в системе начиная с 6 класса, — считает учитель.

Педагог уверен, что для школьника, который намерен поступать в вуз, важно не нанимать репетитора, а систематически работать над расширением словарного запаса, больше читать, «выбросить» телевизор, научиться планировать свое время. Взглянуть «со стороны» на самообразование по предмету, т.е. понять, что я не знаю, что я не умею и по какой причине это произошло. И не надо перекладывать вину на другого человека.

— Надо ответственно подходить к собственному образованию и брать от школы и учителя все, на что они способны, — говорит он.

Сколько стоят занятия с репетитором и от чего зависит цена?

Занятия с репетитором

Психологи советуют начинать серьёзную подготовку к школе примерно за год до поступления, а изучать английский можно и раньше, с 4–5 лет. В начальных классах репетитор тоже полезен: не все дети легко втягиваются в учёбу, у кого-то с первых дней не складываются отношения с математикой, а кто-то болел половину четверти и сильно отстал.

Цена вопроса

На стоимость занятий в первую очередь влияет опыт преподавателя. Так, уроки начинающего репетитора стоят от 400 рублей за час работы, а преподавателя с собственными методиками — от 1700 рублей.

Когда приглашать репетитора?

Тактика может быть разной. В начальной школе нет серьёзных экзаменов, поэтому родители чувствуют себя довольно расслабленно. Разве что хотят после четвёртого класса перевести ребёнка в школу, где занимаются по другой программе. Или перед итоговыми тестами вдруг обнаружатся существенные пробелы в знаниях.

Профи для любой задачи

Вера обратилась к Наталье Иосифовне, когда узнала, что её сына хотят оставить на второй год. Всего за 1,5 месяца занятий ребёнок полностью наверстал упущенное и даже выбился в хорошисты.

Другой подход — заниматься с репетитором все 4 года начальной школы. Его выбирают родители или очень слабых, или очень сильных учеников.

Ирина выбрала Надежду Викторовну для занятий с сыном ещё в первом классе. Регулярные уроки дали свои плоды: мальчик написал все ВПР на отлично и без проблем сдал вступительные тесты сразу в несколько математических и инженерных школ.

Ученики 5-9-х классов

В пятом классе нагрузка возрастает, появляются новые предметы, и родители не всегда могут помочь с домашними заданиями. При подготовке к ОГЭ помощь репетитора тем более пригодится, остаётся ли ваш ребёнок в родной школе или поступает в престижный лицей.

Цена вопроса

Ставка студента-старшекурсника — 400–700 рублей в час, а педагога с 10-летним стажем — не меньше 1700. Подготовка к ОГЭ — задача более сложная, но и здесь есть из кого выбрать: от 400 рублей в час за начинающего репетитора до 3000–4000 и больше за топового.

Чем дороже занятие — тем выше будет балл по ОГЭ?

Как показывает опыт, даже начинающий репетитор может хорошо подготовить к экзамену.

Сын Ольги готовился к поступлению в гимназию со Светланой, студенткой 4-го курса МГУ. 5 месяцев занятий помогли достичь поставленных целей: ребёнок сдал профильный тест по химии и набрал 30 из 32 баллов по ОГЭ.

Опытный педагог с высокой ставкой подойдёт, если у ученика серьёзные пробелы в знаниях или очень амбициозные цели.

В начале 9-го класса у сына Татьяны была по русскому языку тройка с натяжкой. Светлана Анатольевна, репетитор с 10-летним стажем, проработала с учеником школьную и внешкольную программы, разобрала пробные варианты ОГЭ. Кирилл сдал экзамен на четвёрку — до пятёрки не хватило всего нескольких баллов.

Старшие школьники

В старших классах с репетиторами занимается чуть ли не каждый второй ученик. ЕГЭ и ДВИ, олимпиады, дающие льготы при поступлении в вуз мечты, — неудивительно, что дополнительные занятия пользуются такой популярностью.

Цена вопроса

Ставка начинающего репетитора, который готовит к ЕГЭ по математике, доходит до 1000 рублей, а у опытного преподавателя из престижного вуза — до 4000–6000. Подготовка к математической олимпиаде или ДВИ обойдётся примерно в такую же сумму: от 500 рублей у молодого репетитора до 5000 у топового.

Как лучше готовиться к ЕГЭ: в мини-группе или индивидуально?

Мини-группы — отличный формат для подготовки к ЕГЭ. Ученики активнее включаются в работу, учатся отстаивать свою точку зрения, да и обходятся такие занятия примерно на 30% дешевле.

Карина готовилась к ЕГЭ по обществознанию с Натальей Александровной весь выпускной класс. Занятия проходили в мини-группе, и в начале каждого урока ученики разбирали ошибки друг друга в тестах. Методика оказалась эффективной: в начале года Карина делала до 9 ошибок в тестовой части, а в итоге сдала ЕГЭ на 96 баллов.

Конечно, работа в группе подойдёт не каждому ученику. Кто-то побоится лишний раз задать вопрос, а у кого-то накопилось слишком много пробелов.

Татьяна искала терпеливого, но требовательного репетитора для подготовки к ЕГЭ по биологии. Она сразу решила, что дочери нужны индивидуальные занятия — выпускнице не очень хорошо давалась учёба. Выбор пал на Татьяну Михайловну, которая нашла к ученице правильный подход. На уроках она объясняла темы до мельчайших подробностей, а на дом давала материалы для дополнительной проработки.

Студенты и взрослые

С окончанием школы занятия с репетиторами не прекращаются. Студентам требуется помощь с сопроматом, кто-то хочет освоить программирование или научиться играть на пианино во взрослом возрасте. Особенно популярен английский: тут и подготовка к международным экзаменам, и изучение языка для работы, и желание смотреть «Игру престолов» в оригинале.

Цена вопроса

Всё зависит от вашей цели и бюджета: освоить компьютерный язык можно с учащимся 3-го курса МФТИ за 500 рублей или с программистом Яндекса за 2700, заниматься вокалом — у преподавателя Гнесинки за 2000 или студентки той же академии за 600. «Натаскивание» к международному экзамену по английскому языку обойдётся в 3800, если вы будете готовиться с лингвистом из Оксфорда, и в 800 рублей за урок у студентки педагогического вуза.

С кем заниматься языком?

Многим кажется, что занятия с носителем языка эффективнее. Но если у ученика маленький словарный запас или хромает грамматика, больше пользы будет от русскоязычного педагога. И стоят такие занятия примерно в 1,5 раза дешевле, чем уроки с репетитором из США или Великобритании.

Когда Юрий впервые попал к Алексею Олеговичу, то с трудом объяснялся на языке жестов, а грамматика застыла на уровне 5–6-го класса. За 10 месяцев занятий Юрий преодолел языковой барьер, готов поддержать беседу с иностранцами и переписывается с англоязычными коллегами.

Носитель английского незаменим, если ваша цель — изучить разговорный язык и с головой окунуться в чужую языковую и культурную среду.

Ольга преподаёт английский в вузе и для занятий специально искала носителя языка. Роберт помог ученице уловить разницу между английской и американской лексикой, тонкости употребления синонимов. Главным преимуществом работы с носителем Ольга считает возможность задавать вопросы, ответы на которые не найти в учебниках.

7 главных ошибок репетиторов в работе с детьми

Друзья, родственники и ученики репетитора думают, что он гребёт деньги лопатой, почти ничего при этом не делая. Да, репетиторство — неплохой вариант дополнительного заработка для учителей и студентов, а кто-то делает эту профессию основной и работает «в две смены». Но даже у талантливого педагога что-то может пойти не так. Денег на руках остаётся не так уж и много, а вместе с ними исчезают время и энергия.

Читайте также  Приставы удерживают элементы с зп 55 %

Недавно я вспомнила, как 6-7 лет назад сидела в холодном автобусе после сорвавшегося занятия. Я приехала, а ребёнок, оказывается, уехал на турбазу, не предупредив меня. Пока я сжимала и разжимала немевшие пальцы ног, одногруппница написала мне, что по её объявлению вообще до сих пор никто не позвонил. Так что трудностей в работе репетитора навалом.

Что же мешает репетитору продуктивно работать, зарабатывать деньги и распоряжаться временем и силами? И что стоит делать, чтобы облегчить себе жизнь? Обзор ошибок и полезные советы пригодятся не только новичкам. Опытные репетиторы могут проверить, не вышло ли что-то из-под их контроля.

1. Едете к ученику на другой конец города

Вы потратите не только деньги на проезд или бензин, но и время. Даже если кажется, что 5-6 остановок — это не так много, всегда найдутся преграды на пути: сугробы, гололёд, лужи, ожидание транспорта, пробки, упавший «рог» троллейбуса или пробитая шина.

Если своё время и деньги на проезд готов тратить ученик, приглашайте его к себе. Не бойтесь испортить впечатление недоделанным ремонтом и сожителями, ведь ваши ученики тоже живут не во дворцах и делят жилплощадь с родственниками.

Если всё-таки не хотите приглашать к себе, попробуйте набрать учеников в шаговой доступности, чтобы тратить на дорогу в один конец не больше 15 минут. Как это сделать — в следующем пункте.

2. Размещаете рекламу только в одном месте

Когда я была студенткой, я размещала объявления на «Авито» и просила своих родственников и бывшую школьную учительницу давать «нуждающимся» мои контакты. Потом у меня появилась возможность (и потребность) набрать больше учеников, но они не появлялись. Я поняла, что не все люди целенаправленно заходят на «Авито», чтобы найти репетитора, некоторые родители не дружат с интернетом, а кто-то отдаёт предпочтение другим сайтам. Вот способы «раскрутки», которые помогли мне и моим знакомым-репетиторам:

  • Разместите объявление на нескольких площадках. Кроме того же «Авито» есть другие бесплатные сайты: «Из рук в руки», «Юла», Youdo.
  • Можете расклеить объявления по району, в котором живёте, этот способ обмена информацией до сих пор жив.
  • Распечатайте небольшие визитки на обычном принтере и раздайте друзьям, чтобы ваши контакты были под рукой. Если вы молодой преподаватель, попросите друзей передать визитки их родителям, они больше контактируют с вашими потенциальными клиентами.
  • Оставьте визитки в ближайших фитнес-клубах, детских садах, центрах детского развития, лингвистических клубах — только не забудьте спросить разрешения у администрации. В некоторых организациях на стенах висят доски с пластиковыми кармашками — там могут размещать объявления посетители. Я клала стопку визиток в такой кармашек в фитнес-клубе и в детском саду (у родителей могут быть и старшие дети).
  • Не стесняйтесь напоминать родителям ваших учеников, чтобы они рекомендовали вас другим родителям. Попросите близких сразу рассказать о вас знакомым, у которых есть дети. Или знакомым, которые общаются с другими родителями. Если им не нужны ваши услуги сейчас, то могут понадобиться позже.

3. Даёте ребёнку однообразные задания или долго висите на одной теме

Все уже наслышаны о клиповом мышлении нового поколения. Я заметила, что многие дети действительно становятся менее внимательными и менее бодрыми, когда мы выполняем длинное упражнение или посвящаем всё занятие одной теме.

Не ленитесь чуть дольше посидеть за подготовкой. Я, например, нарезаю дома карточки, которые иногда выглядят как тоненькая полоска. Ребёнок видит, что задание маленькие, и настраивается на то, что не потратит много времени и усилий. Работа над таким заданием не отталкивает. Иногда я распечатываю большое упражнение и подаю его порционно. На фото видно, как на листе из 14 пунктов осталось 7. Вторую карточку я предложу после выполнения первой или задам на дом.

Даже если у вас стоит задача полностью разобрать тему «Наклонение глагола», разбавьте её чем-нибудь другим: сделайте разбор предложения или достаньте из рукава карточку с простым орфографическим диктантом.

4. Позволяете детям манипулировать вами

Понять, врёт ребенок или говорит правду, бывает сложно. Если после десяти минут занятия он говорит или старается показать, что смертельно устал, –скорее всего, это не так. Просто он знает, что в этом случае вы отпустите его раньше на десять минут.

Вы может столкнуться с ребёнком, который совершенно не хочет с вами заниматься — его заставляют родители. Такие дети могут:

  • делать вид, что ничего не понимают (или специально не стараются понять);
  • постоянно отвлекаться на телефонные оповещения, походы в туалет и попить, отвлечённые разговоры;
  • переносить занятия, прикидываться больным (иногда без ведома родителей).

Я в этих случаях снижала нагрузку, даже если у ребёнка много пробелов, не показывала волнения или раздражения и говорила с родителями. Они лучше знают своих детей, и им не всё равно, куда уходят их деньги.

Обязательно решайте вопросы переноса занятий с родителями, а не только с ребёнком. Не стесняйтесь уточнять время в предпраздничные дни. Не стесняйтесь звонить за пару часов до занятия «непроверенным» клиентам.

5. Не знаете, помогают ли ребёнку ваши уроки

С вашей помощью и поддержкой на занятиях ребёнок может успешно справляться с заданиями, но продолжать приносить плохие отметки из школы. Он может стесняться рассказать вам или родителям, что не понял ваших объяснений. Поэтому периодически устраивайте проверочные работы по пройденному материалу.

Почему детям нужен не индивидуальный подход, а просто человечное отношение

Кроме того, дети могут бояться сказать о своих жалобах и предложениях или просто не находят слов. Быть может, им не нравится какой-то определённый формат заданий, может, они ждут от вас распечатанных схем, а не устных лекций или наоборот. Я делаю анкеты, которые ребёнок заполняет, когда я ухожу. В анкете я предлагаю готовые варианты ответов, чтобы помочь сформулировать мысли, и место для собственных предложений.

Нравятся ли вам методы, которые использует репетитор (форматы упражнений, помощь с домашней работой, сочетание письменных и устных заданий)?

  • Полностью удовлетворяют
  • Они эффективны, но я очень устаю
  • Они часто кажутся скучными, и я теряю внимание
  • Мне нужно разнообразие, хочется чаще менять форму работы
  • Мне нравится долго выполнять однообразные задания, чтобы лучше разобраться в теме
  • Если говорить конкретно, мне помогают задания…
  • Мне не помогают задания…

6. Отвечаете на слишком личные вопросы

Доверие и эмоциональная близость — это хорошо, но у ребёнка на всё есть свои ассоциации, которые могут сработать не в вашу пользу. Можно иногда поболтать с учеником, но оставаться больше слушателем. И точно не стоит отвечать на вопросы ребёнка о деньгах и делах сердечных.

7. Пытаетесь решить все жизненные проблемы ребёнка

Вам может показаться, что гиперактивность ребёнка связана с появлением младшего брата, а работящий отличник сегодня сделал три ошибки, потому что безответно влюблён. Вам хочется стать спасателем и до конца жизни получать благодарности от спасённых. Но есть много «но».

  • Вы видите этого ребёнка несколько раз в неделю, а то и меньше. У вас нет полной картины того, что происходит в его семье, в его классе, в его голове.
  • Вы изучали психологию, но вряд ли вас можно назвать квалифицированным и опытным психологом. И занятия по русскому языку или другому предмету — это не терапия.
  • Многим детям плевать на чистые порывы вашей души. Им не нужна помощь репетитора. Вы не сможете вытащить его из ямы, которую рыли не один год. Вы не решите проблему, а только растратите все свои силы.
Что можно сделать, если вы всё-таки хотите помочь?
  • Не ставьте однозначный диагноз.
  • Если вам кажется, что у ребёнка проблема, дайте ненавязчивые советы: распечатайте подходящую историю или притчу и придумайте к ней упражнения, посоветуйте интересные фильмы, песни, сериалы по теме.
  • Расскажите родителям о своих предположениях и опасениях.

Поделитесь в комментариях своими наблюдениями: какие ещё ошибки допускают репетиторы и учителя? Как вы справлялись с трудностями на работе?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]