Обязательно ли устанавливать теплосчетчик?
Вопрос: На днях собрали жильцов и озвучили стоимость установки теплосчетчика — 267 тысяч рублей. Правильная ли эта цена и не предусмотрены ли какие-нибудь льготы? — Имеем ли мы право просить смету на работы по установке теплосчетчика?-
Ответ: Согласно Федеральному закону № 261 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации обеспечение энергосберегающих мероприятий — обязанность собственников многоквартирных домов, и расходы на проведение указанных мероприятий несут именно они. Законом предусмотрено, что управляющая организация должна довести до собственников на общем собрании поступившие предложения по установке приборов учета тепловой энергии, проектную стоимость работ и варианты оплаты собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. Сумму, которую должны будут заплатить жильцы каждой из квартир за общедомовый прибор учета тепла и его установку, рассчитывает управляющая организация по факту выполненных работ. После составления акта выполненных работ и сдачи прибора учета на коммерческий учет информация о его фактической стоимости должна быть доведена до собственников.
Вопрос: У нас провели собрание и сообщили, что за установку теплосчетчика жильцы будут платить в зависимости от квадратуры квартиры. Но ведь монтаж никак не связан с площадью. Я еще понимаю — брать за тепло в зависимости от квадратных метров, но не за установку же! Пять месяцев в году мы не пользуемся отоплением, будем ли мы платить за это время? И как будет рассчитываться стоимость установки для каждой квартиры — в зависимости от квадратных метров? Ее включат в квартплату или как? — Ответ: Согласно статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме и инженерные коммуникации. После сдачи на коммерческий учет теплосчетчик будет входить в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому его стоимость рассчитывается на квадратный метр общей площади помещений дома и распределяется между собственниками согласно площади их квартир. На общем собрании собственники помещений в многоквартирном доме принимают решение о том или ином варианте оплаты стоимости теплосчетчика и о включении суммы в счета-извещения на оплату отдельной строкой.
Расчеты за центральное отопление с поставщиком услуги производятся равными долями в течение всего года. В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ и с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением № 307 Правительства РФ 23 мая 2006 года, расчет с населением за коммунальные услуги, в том числе отопление, производится по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. В домах, оборудованных общедомовыми теплосчетчиками, плата за отопление должна определяться, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии за предыдущий год (пункт 2 приложения № 2 к Правилам. ). При отсутствии сведений об объемах потребления за предыдущий год размер платы за отопление определяется по нормативу потребления. Поэтому при оснащении дома общедомовым теплосчетчиком в течение года плата должна взиматься по нормативу, и раз в год должна производиться корректировка платы на фактический расход по показаниям прибора учета.
Установка общедомовых приборов учета
Ответ: Федеральный закон N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009г.
2. Кто несет обязанность по оборудованию многоквартирного дома ОДПУ?
Ответ: До 1 июля 2012 года обязанность обеспечивать оснащение домов приборами учета используемых ресурсов: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, возлагалась на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу Федерального закона «Об энергосбережении».
В случае неисполнения собственниками обязанности по установке ОДПУ в указанный срок, оборудовать многоквартирные дома ОДПУ должны организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям многоквартирного дома.
(Федеральный закон N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)
3. Кто должен оплачивать расходы на установку ОДПУ?
Ответ: В соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», собственники помещений (как жилых, так и нежилых) обязаны оплатить расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета.
Также согласно п. 38(1) Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…» В случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
4. Почему поставщик тепловых ресурсов не собирал собственников и сам решил установить ОДПУ?
Ответ: Установка произведена в соответствии с требованиями Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г. в принудительном порядке в многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выполнили обязанность по установке в своих домах общедомовых приборов учёта тепловой энергии и/или горячей воды в срок до 01.07.2012г. Принудительная установка не подразумевает проведение собраний собственников помещений в многоквартирных домах. При этом собственники помещений обязаны оплатить расходы компании- поставщика тепловых ресурсов на установку ОДПУ, при отказе от оплаты расходы будут взыскиваться в судебном порядке.
5. Как определяется стоимость ОДПУ, которым оборудован многоквартирный дом?
Ответ: Стоимость ОДПУ включает в себя расходы организации, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установку коллективного (общедомового) прибора учета (на основании счетов (сметы)). И зависит от целого ряда взаимосвязанных факторов:
— от диаметра сечения трубопровода, который в каждом доме различен,
— от различной в каждом конкретном случае комплектации приборов,
— от нюансов его установки.
Кроме того письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 9 апреля 2014 г. N 5792-МС/04 даны разъяснения, что при установке приборов учета без предоставления рассрочки расходы организаций на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов состоят, в том числе, из: стоимости прибора учета, расходов на разработку проектной документации на оборудование узла учета, его монтаж и пуско-наладочные работы.
6. Одинакова ли плата за ОДПУ для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах?
Ответ: В соответствии с п. 28. Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»: Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Таким образом, механизм расчета платы одинаков для собственников жилых и нежилых помещений и определен пропорционально площади помещения, находящегося в собственности.
7. Как определяется размер платы за ОДПУ на каждое помещение?
Ответ: В Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…»п.38(1) указано:
Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется пропорционально доли в праве общей собственности на общее имущество.
8. Обязательно ли вносить всю сумму сразу?
Ответ: Для собственников нежилых помещений — обязательно.
Для граждан — собственников помещений в многоквартирных домах законодательно предусмотрено право на рассрочку на срок, не превышающий 5 лет. Собственники жилых помещений могут оплачивать расходы указанных в ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организаций на установку этих приборов учета равными долями в течение 5 лет с даты установки ОДПУ, при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
9. Какова «цена» рассрочки?
Ответ: В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления.
(Статья 13 п.12 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.)
10. Могут ли потребители проконтролировать правильность предъявленных к оплате расходов за установку ОДПУ?
Ответ: Да, можно направить соответствующий запрос в ресурсоснабжающую компанию, которая самостоятельно (или с привлечением иной организации) выполнила работы по установке ОДПУ и предъявила счет на возмещение своих затрат.
При несогласии с указанным в счете размером расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета и (или) отнесенной на него долей расходов собственник помещения вправе обратиться в организацию, осуществившую установку такого прибора учета и выставившую счет, с разногласиями, а при неурегулировании разногласий вправе обжаловать выставленный счет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (п.38(1) раздела Ш Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491).
11. Каковы санкции за неоплату ОДПУ?
Ответ: Законодательно предусмотрено, во-первых, начисление пени на неоплаченную сумму, а также, в случае отказа Собственника от оплаты расходов в добровольном порядке, он будет обязан оплатить понесенные организациями, установившими ОДПУ, расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
12. Во всех ли многоквартирных домах будут установлены ОДПУ?
Ответ: Требования в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) (Статья 13. п.1. Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009г.).
13. Могут ли потребители отказаться от расчетов, проведенных исходя из ОДПУ?
Ответ: Нет. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов, начиная с месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (п.2 Ст.13. Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
14. Как узнать, где именно установлен ОДПУ для моего дома, и кто отвечает за предоставление доступа к ОДПУ, если я как собственник хочу его посмотреть?
Ответ: По данному вопросу можно обратиться в обслуживающую/управляющую многоквартирным домом организацию.
15. Получил счет на оплату расходов по установке ОДПУ, но квартиру планирую продать. Кто обязан оплатить расходы после купли-продажи?
Обязана ли УО установить общедомовые счётчики при прямых договорах
Сегодня рассказываем о судебном деле, в котором управляющая организация и РСО выясняли, кто при прямом договоре собственников с поставщиком ресурса был обязан установить в МКД общедомовой прибор учёта. Читайте обзор доводов суда по вопросу, должна ли УО нести материальную ответственность за отсутствие в доме ОДПУ.
При прямом договоре УО оплачивает только потреблённые на содержание общего имущества ресурсы
Между организацией, управляющей несколькими многоквартирными домами в Самаре, и поставщиком холодной воды был заключён договор ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. По условиям договора УО оплачивала сверхнормативные объёмы КР на СОИ, услуга ХВС предоставлялась собственникам по прямым договорам.
В домах, где отсутствовали ОДПУ холодной воды, РСО при расчётах применяла повышающий коэффициент: сначала 1,4, затем 1,5, поскольку управляющая организация не предоставила акты обследования МКД, подтверждающие отсутствие технической возможности установить общедомовые счётчики.
Управляющая организация не согласилась с расчётами, посчитав, что она не была обязана устанавливать ОДПУ. Следовательно, ей не могут выставлять завышенную из-за этого плату с использованием коэффициентов. РСО обратилась в суд с иском, требуя взыскать с неё свыше 100 тысяч рублей задолженности за КР на СОИ. Спор компаний перешёл в суд.
УО, отвечая на иск поставщика холодной воды, в свою защиту отметила, что обязанность установить ОДПУ лежит на ресурсоснабжающей компании как исполнителе коммунальной услуги по ХВС. Поэтому РСО не может рассчитывать плату с применением повышающих коэффициентов – приборы учёта отсутствуют по вине самого поставщика ресурса.
- Кто должен установить ОДПУ в доме и, соответственно, отвечает за его отсутствие?
- Имела ли право РСО применять повышающий коэффициент при расчёте платы за КР на СОИ?
РСО при расчётах вправе применять повышающие коэффициенты в отсутствие ОДПУ
В соответствии с п.п. 21 (1), 30 постановления Правительства РФ от 14.02.2012 № 124, РСО определяет объём ресурса, поставляемого управляющей организации в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, с учётом наличия или отсутствия ОДПУ и технической возможности его установить.
Так, согласно пп. «в» п. 21(1) ПП РФ № 124, если в доме не установлен общедомовой прибор учёта и отсутствует акт, который бы подтверждал отсутствие возможности монтажа ОДПУ, то в 2016 году РСО имеет право при расчётах объёма потреблённого ресурса применять повышающий коэффициент 1,4, а с 2017 года – 1,5. Коэффициент не используется с расчётного периода, в котором составлен акт о невозможности установить общедомовой счётчик.
Право РСО рассчитывать объём КР на СОИ с применением коэффициентов при отсутствии ОДПУ в доме также зафиксировано в пп. «ж» п. 22 ПП РФ № 124. Такой подход, как указал суд, соответствует нормам ч. 2 ст. 13 № 261-ФЗ, стимулируя покупателей коммунальных ресурсов устанавливать приборы учёта и вести расчёты согласно их показаниям.
ПП РФ № 354 и № 124 также содержат условия о праве РСО при расчётах с исполнителями коммунальных услуг применять повышающие коэффициенты, если УО/ТСЖ не предоставили акт обследования дома на предмет, подтверждающий отсутствия технической возможности установить ОДПУ.
Обоснованность применения поставщиком ресурсов повышающих коэффициентов подтвердил Верховный суд РФ в решении от 12.10.2016 № АКПИ16-779, отказавшись признать частично недействующими соответствующие нормы законодательства.
УО как ответственный за содержание общего имущества дома обязана устанавливать ОДПУ
Суд первой инстанции также признал несостоятельным довод управляющей организации о том, что обязанность установить ОДПУ в доме лежит не на ней, а на поставщике соответствующих коммунальных ресурсов. Как утверждала УО, она не должна нести материальную ответственность за бездействие РСО. Именно поставщик воды является исполнителем услуг по ХВС согласно прямым договорам и должен установить общедомовые счётчики.
Судья указал ответчику на то, что согласно пп. «к» п. 11 ПП РФ № 491, содержание общего имущества включает в себя установку и ввод в эксплуатацию ОДПУ, в том числе холодной воды, и их надлежащую эксплуатацию.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ и п. 2.4.2 Правил № 170, установка ОДПУ относится к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов и осуществляется за счёт средств соответствующего фонда.
При этом общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (пп. «ж» п. 10 ПП РФ № 491). Обязанность обеспечить выполнение таких требований возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества – управляющую домом организацию.
Суд сделал заключение, что УО в силу прямых указаний закона и договора управления была обязана организовать установку и ввод ОДПУ в эксплуатацию. В том числе компания могла обратиться в РСО и заключить с ней договор на проведение таких работ. Иск поставщика холодной воды был удовлетворён.
УО должна либо установить ОДПУ, либо составить акт об отсутствии технической возможности это сделать
Управляющая организация подала в суд апелляционную жалобу, ссылаясь на отсутствие у неё обязанности установить ОДПУ. Она указывала на то, что фактически повышающий коэффициент не может быть применён к управляющей организации без возможности перевыставить его собственникам. При прямых договорах расчёты с потребителями ведёт сама РСО.
Установка ОДПУ, по мнению УО, – её право, а не обязанность согласно пп. «е(2)» п. 32 ПП РФ № 354. При проведении капремонта УО не действует самостоятельно, в перечень обязательных работ установка ОДПУ не входит, а денежные средства из фонда капремонта не поступают в управляющую организацию.
РСО не может применять нормы пп. «ж» п.22 ПП РФ № 124, поскольку обязательным условием для этого является наличие у УО обязанности установить приборы учёта.
Однако апелляционный суд, проверив выводы суда первой инстанции, согласился с тем, что управляющая организация по договору управления и как исполнитель услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД обязана была своевременно установить ОДПУ холодной воды. Либо она должна была составить акт об отсутствии технической возможности провести такие работы. В обязанности РСО это не входит.
Суд оставил в силе решение суда первой инстанции о взыскании с управляющей организации суммы задолженности, образовавшейся после применения в расчётах повышающего коэффициента. Кассационный суд также подтвердил правоту коллег, а ВС РФ, куда управляющая организация обратилась с жалобой, отказался её рассматривать.
УО отвечает за установку и эксплуатацию общедомовых счётчиков даже при прямых договорах
Согласно ч. 9 ст. 11 № 261-ФЗ, собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности, в том числе – устанавливать приборы учёта. Об этом собственникам должны рассказать УО или ТСЖ (ч. 7 ст. 12 № 261-ФЗ).
- по решению ОСС,
- из собственных средств,
- по предписанию надзорного органа.
Если УО этого не сделает, то до 1 января 2021 года на основании ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ это сделает РСО, уже не советуясь с собственниками и управляющей домом организацией ни о месте установки ОДПУ, ни о стоимости работ.
Как показали выводы судов в деле № А55-35227/2017, ситуация не меняется даже при переходе собственников помещений на прямые договоры с РСО. В любом случае, управляющая домом организация обязана предпринимать действия по повышению энергоэффективности дома и отвечает за неустановку ОДПУ при наличии технической возможности.
Поэтому рекомендуем управляющим организациям, ещё не проводившим такую работу, вынести вопрос об установке общедомовых приборов учёта на общее собрание собственников, объяснив жителям МКД необходимость в проведении таких работ. УО имеет право заключить договор на монтаж общедомового счётчика с РСО, и последняя не имеет права отказаться (ч. 9 ст. 13 № 261-ФЗ, приказ Минэнерго РФ от 07.04.2010 № 149).
Если же в доме нет технической возможности установить ОДПУ, то управляющая организация должна в кратчайшие сроки составить соответствующий акт обследования и направить его в РСО. Ведь поставщик ресурсов имеет право в такой ситуации применять при начислениях повышающие коэффициенты, что может существенно сказаться на расходах УО на оплату КР на СОИ.
Как начать платить за отопление по квартирному счетчику?
– В квартире установлен счетчик на отопление, но управляющая компания ведет начисление по общедомовому счетчику. Как мне поступить в этой ситуации?
Отвечает генеральный директор управляющей и эксплуатирующей компании «Высота-сервис» Ксения Шанкина:
В России распространена практика, когда даже в случае полного оборудования многоквартирных домов счетчиками отопления часть из них непригодна к использованию по различным причинам: собственники не успели провести обязательную поверку или не поддерживают счетчики в исправном состоянии, а кто-то и вовсе демонтирует их.
К сожалению, многие управляющие компании в такой ситуации поступают одинаково: делают перерасчет платы за отопление, в результате чего каждый житель должен заплатить по некому усредненному показателю общедомового счетчика, не зависящему от объема потребленной тепловой энергии каждой отдельно взятой квартирой. Безусловно, это неправомерно.
В случае, если в здании установлен общедомовой счетчик учета тепла и при этом часть поквартирных счетчиков не установлена или не работает, УК должна вычитать данные исправных поквартирных счетчиков из значений общедомового прибора учета, а затем оставшееся значение делить на количество квартир, в которых счетчики не работают или не установлены.
Что делать, если в доме есть неисправные счетчики, а УК рассчитывает плату за отопление «в среднем»? Во-первых, необходимо выяснить в самой УК, почему они не придерживаются буквы закона. Если диалог не изменит ситуацию, необходимо обратиться в суд. В настоящее время в судебной системе уже существует прецедент, когда Конституционный суд РФ признал отказ начислять плату за отопление, исходя из показаний счетчика тепла в квартире, оборудованной исправным прибором учета, и обязал внести необходимые изменения в действующее законодательство.
Напомню, что в настоящее время, согласно последней версии документа «Правила предоставления коммунальных услуг», плата за тепло по счетчикам может начисляться, если не менее 50% жилых и нежилых помещений оборудованы приборами учета.
Отвечает руководитель отделения городской недвижимости компании «НДВ» Елена Мищенко:
За неимением полной информации, можно предположить, что Вы стали участником одного из трех сценариев.
1. Индивидуальный счетчик на отопление установлен не застройщиком и не управляющей компанией (УК), а в частном порядке. Во-первых, счетчик может быть не принят или не введен в эксплуатацию. В этом случае УК вправе игнорировать его показания. Проект монтажа счетчика должен быть согласован по техническим условиям на его установку. Если же процедура проведена корректно, но УК все равно рассчитывает расход теплоэнергии по общедомовому счетчику, то это уже можно оспорить. Сперва следует обратиться в саму УК с заявлением о требовании начислять оплату на основании показаний индивидуального счетчика. Если из УК следует отказ, следующая инстанция – Жилинспекция, затем – прокуратура. Ссылаться при всех обращениях можно на постановление Конституционного суда № 30-П от 10 июля 2018 года. Согласно тексту этого документа, жилец, в чьей квартире установлен индивидуальный прибор учета тепла, не обязан оплачивать общедомовой расход.
2. Индивидуальные счетчики на отопление установлены застройщиком, но не во всех помещениях многоквартирного дома (МКД). Нередки ситуации, когда все без исключения жилые квартиры в МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, а коммерческие помещения – нет. В этом случае УК также вправе пропорционально распределять показатели общедомового расхода тепла между собственниками квартир в МКД. Если именно Ваша квартира в этом случае оборудована счетчиком, порядок действий такой же, как описан выше.
3. Индивидуальные счетчики на отопление установлены во всех помещениях МКД, но УК все равно игнорирует их, начисляя произвольные показания. Возможно, Вы имеете дело с простым нежеланием УК рассчитывать расходы на отопление по индивидуальным приборам. Бывает, что УК до отопительного сезона производит предоплату за поставку тепла, а жильцы отключили радиаторы, если не живут в квартире — в этом случае возможен недобор денежных средств.
Тем не менее, в первую очередь Вам следует обратиться все в ту же УК с письменным требованием разъяснить порядок расчета тепловой энергии и возможности оплаты по индивидуальным счетчикам и получить разъяснение, по какой причине это невозможно и что нужно, чтобы устранить эту причину. Если ответ будет неудовлетворительным и отказ не будет мотивирован — можно подать иск в суд.
Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:
В настоящее время порядок исчисления платы за коммунальные услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Оно также устанавливает и другие правила в сфере предоставления коммунальных услуг. Размер платы за их потребление рассчитывается по формулам, которые закреплены этим Постановлением. Что касается исчисления платежей за отопление, здесь нужно отметить, что если в многоквартирном доме имеются индивидуальные приборы учета, помимо общедомовых, то применяются показания и тех, и других. Дело в том, что для этого предусмотрена особая формула, которая отличается от той, которая используется при наличии лишь общедомового счетчика.
Для того чтобы убедиться, действительно ли управляющая компания не обращает внимание на индивидуальные приборы учета, нужно подать ей заявление с просьбой подробно разъяснить, каким образом и на основании чего был произведен расчет платы. Если в итоге выяснится, что они не были учтены, то указанные действия управляющей организации можно обжаловать в судебном порядке, а также в административном (путем подачи жалоб в прокуратуру, Государственный жилищный надзор). При наличии нарушений компетентные органы примут меры по их пресечению и восстановлению прав заявителя.
Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:
До недавнего времени было так: если счетчики на отопление стоят не во всех квартирах в доме, то все платят по площади квартиры. Но этим летом справедливость восторжествовала, хотя и не до конца. Житель Подмосковья отстоял свое право в Конституционном суде, и суд принял решение о внесении изменений в закон. Однако изменения касаются только домов, введенных в эксплуатацию (построенных или после капремонта) после 1 января 2012 года и оборудованных в обязательном порядке счетчиками тепла. А все остальные дома платят как раньше либо по нормативам, либо по общему счетчику. Частные счетчики не учитываются ни в коем случае. Так что Вашу претензию надо адресовать не в ТСЖ, а мошенникам, установившим Вам счетчик под предлогом возможности его использования.
Текст подготовила Мария Гуреева
Не пропустите:
Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!
Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.
Счетчики и умные системы: как экономить на отоплении до 30%
Плата за тепло является наиболее затратной частью коммунальных расходов. На нее приходится почти половина коммунальных трат в платежках, в некоторых регионах она может занимать две трети от общих коммунальных расходов. На этом фоне актуальным становится вопрос сохранения тепла в квартирах и возможность сэкономить на этой услуге. Рассказываем, как снизить плату за тепло.
Сразу отметим, что решить вопрос рационального потребления тепла в многоквартирном доме можно только сообща с другими жильцами. Речь идет как об установке приборов учета, так и повышении класса энергоэффективности дома.
Перетопы и перерасчеты
Одна из причин больших сумм за отопление в платежке — это перетопы и потеря тепла. Каждый сталкивался с ситуацией, когда зимой температура в квартире достигает 27 градусов, хотя по санитарным нормам температура воздуха не должна быть ниже плюс 18–20 градусов. Часто большое количество энергии уходит на отапливание общих зон. По оценкам экспертов, перетопы составляют 15–20% от общего потребления тепла. В конечном счете все это ложится на плечи потребителя.
Чтобы не платить больше положенного в случае перетопов, можно потребовать перерасчет. Для этого нужно обратиться в управляющую компанию и написать заявление на перерасчет платы в связи с перетопом. Перерасчет можно потребовать, если батареи, наоборот, греют слабо и недотягивают до нормы либо происходят перебои с подачей тепла.
Если будут выявлены нарушения, то управляющую компанию обяжут произвести перерасчет и вернуть жителям разницу между поступившей оплатой и фактической стоимостью потребленного тепла. Также УК должна будет разобраться с неисправностями и починить коммуникации.
Пожаловаться на плохую работу отопительных систем в столице можно в департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы, Московскую объединенную энергетическую компанию (МОЭК) или Мосжилинспекцию.
Системы погодного регулирования
Решить проблему перетопов и снизить плату за тепло может помочь установка системы погодного регулирования или автоматизированных узлов управления системой отопления, отметила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Такое оборудование само следит за температурой на улице и в зависимости от этого выбирает нужный режим подачи тепла в квартирах. Проще говоря, система подстраивается под погоду и выбирает оптимальный нагрев батарей. Такой принцип позволяет не расходовать лишнюю энергию и, как следствие, экономить на коммуналке.
Само регулирующее оборудование устанавливается во внутренних инженерных системах дома — узлах учета тепловой энергии. Работу всей системы, как правило, контролирует вычислитель многоканального теплосчетчика, в котором есть функция автоматического контроля температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха.
Решение об установке системы умного отопления принимается на собрании собственников квартир. Они выбирают марку оборудования, сроки монтажа и стоимость обслуживания. После обращаются в управляющую организацию и вместе с ней заключают контракт с энергосервисной компанией, которая проводит работы.
Затраты на установку системы зависят от площади и серии дома. В среднем они окупаются в течение шести лет. При этом за сезон в доме экономится до 26% тепла, или до 8 руб. с 1 кв. м в месяц для каждого жителя. Специалисты отмечают, что эффект будет заметен, только если в доме исправно работает общедомовой прибор учета. По оценкам экспертов, пока автоматическое управление системой отопления установлено только в 4% многоквартирных домах.
Индивидуальные счетчики
Один из самых эффективных способов регулировать потребления тепла и платить за него меньше — это установка индивидуальных приборов тепла.
«В подавляющем большинстве, жильцы никак не могут контролировать объемы подачи тепла, которые регулируются нормативами. Очевидным выходом являются индивидуальные приборы учета тепла, которые позволяют не только контролировать объемы потребления тепла, но и снижать при необходимости. Экономия может доходить до 30%», — рассказал член Общественного совета при Минстрое России Рифат Гарипов.
Однако данный способ подходит далеко не всем. Установить счетчик можно, если в многоквартирном доме предусмотрена горизонтальная разводка системы отопления — когда стояки отопления размещены в подъезде, а к квартирам выводятся две трубы — прямая и обратная. Но она встречается лишь в новостройках.
Кроме того, перейти на отопление по индивидуальным приборам учета можно только одновременно всем домом. Данное решение принимается на общем собрании собственников. Поэтому придется объяснять соседям плюсы и договориться об установке индивидуальных счетчиков.
Повышение энергоэффективности дома
Куда сложнее ситуация обстоит со вторичным жилым фондом, где в домах вертикальная разводка системы, то есть тепло идет последовательно по всем квартирам. Это подавляющее большинство домов в стране. Посчитать, сколько конкретно в той или иной квартире потратили, невозможно. В данном случае снизить затраты на отопление можно за счет повышения энергоэффективности дома.
«Не секрет, что до 25% тепла, а соответственно, и расходов на него, может уходить через стены, двери и окна. Ответственность за их утепление несет управляющая компания. Как правило, в итоге затраты, понесенные жильцами на повышение энергоэффективности домов, компенсируются существенной экономией — до 15%», — отметил Рифат Гарипов.
Поэтому можно провести мероприятия по повышению энергоэффективности дома. Например, утеплить его с помощью инновационных панелей, которые не позволяют теплу просачиваться сквозь стены. Повысить энергоэффективность и снизить потребление тепла может замена старой котельной, которая отапливает дом, на современное оборудование.
Расчет потенциала энергоэффективности каждого дома проходит индивидуально. На сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ есть специальный калькулятор, который рассчитывает потенциал энергоэффективности в зависимости от проведения конкретных ремонтных работ.
Сегодня мероприятия по улучшению энергосбережения дома можно провести за счет господдержки в рамках программы капремонта. Например, дома, где при капитальном ремонте используются энергоэффективные технологии, смогут получить субсидии до 2 млн руб. Об этом заявил председатель совета Общественного совета при Минстрое Сергей Степашин.
Также на базе НП «ЖКХ Контроль» недавно был открыт Центр повышения энергоэффективности многоквартирных домов, добавила Светлана Разворотнева. Он создан, чтобы помогать жильцам многоэтажек при проведении мероприятий, которые связаны с модернизацией оборудования систем тепло- и водоснабжения в доме и снижением потребления энергоресурсов и, соответственно, платежей за коммуналку.
Специалисты центра проводят бесплатные консультации для жильцов по существующим возможностям повышения энергоэффективности, предоставляют юридическое сопровождение в случае возникновения конфликтов с управляющими и ресурсоснабжающими организациями по вопросам ресурсоснабжения и оказывают другие услуги на безвозмездной основе.
Помимо энергоэффективности дома, эксперты рекомендуют обращать внимание на теплоизоляцию самой квартиры, особенно окна и двери, через которые чаще всего проникает холод в помещения. В случае необходимости можно утеплить стены, полы, окна, двери и балкон, заменить старое отопительное оборудование на современные модели, многие из них включают функцию сбережения тепла. Это поможет сократить потери тепла и снизить плату за отопление. В некоторых случаях экономия может составлять 20%.