Открываем ИП для грузоперевозок
Для формирования документов на регистрацию ИП вы можете воспользоваться бесплатным онлайн-сервисом непосредственно на нашем сайте. С его помощью вы сможете оформить пакет документов, соответствующий всем требованиям по заполнению и законодательству РФ.
Чтобы начать бизнес по перевозке грузов, нет необходимости регистрировать организацию. Вполне достаточно получить статус индивидуального предпринимателя. Узнайте, как открыть ИП для грузоперевозок и выбрать оптимальную налоговую систему.
Процедура оформления
Стать предпринимателем сегодня очень просто — это не потребует больших финансовых расходов и временных затрат. Процесс регистрации практически не зависит от выбранной сферы деятельности. Все происходит в несколько этапов.
Шаг 1. Подготовка
Прежде чем открыть ИП для деятельности по грузоперевозкам, нужно определить свой регистрирующий орган. Не каждая инспекция оформляет предпринимателей и фирмы. Чтобы не ошибиться с выбором, рекомендуем воспользоваться специальным сервисом ФНС.
Далее надо подобрать коды видов деятельности (ОКВЭД). Для услуг по грузоперевозкам подходит код 49.41. При желании можно добавить дополнительные коды.
Шаг 2. Оплата госпошлины
Сумма госпошлины за регистрацию ИП — 800 рублей. Чтобы сформировать квитанцию на оплату, можно воспользоваться сервисом налоговой службы.
Государство взимает плату за то, что специалисты ФНС рассматривают документы будущего предпринимателя. Однако платить пошлину нужно только в том случае, если они подаются в бумажном виде. Поэтому перед тем, как открыть ИП на услуги грузоперевозки, лучше определить конкретный способ регистрации:
- на бумаге — лично, через представителя, по почте или через МФЦ;
- в электронной форме с ЭЦП, своей или МФЦ (если центр взаимодействует с ФНС в электронной форме).
Шаг 3. Заявление на регистрацию ИП
Заявление подается по форме Р21001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Его заполнение не представляет большой сложности, нужно лишь внести все личные данные предпринимателя и выбранные ранее коды видов деятельности. Особое внимание следует уделить двум моментам:
- на последней странице заявления указать email — на него будут направлены документы после регистрации;
- расписываться в заявлении нельзя, подпись надо поставить либо в присутствии сотрудника ФНС, который принимает документы, либо у нотариуса. Второй вариант для тех, кто не может посетить налоговую лично.
Шаг 4. Поход к нотариусу
Если будущий предприниматель подает документы на регистрацию лично или направляет их в электронной форме с ЭЦП, то этот шаг можно пропустить.
Если документы подаются почтой или с представителем, подпись на форме Р21001 удостоверяется нотариусом.
Шаг 5. Формирование комплекта документов
Состав комплекта будет зависеть от того, каким образом будут поданы документы. Если лично в ФНС или МФЦ, то понадобится:
- заявление;
- квитанция об уплате госпошлины;
- паспорт будущего предпринимателя.
При направлении комплекта почтой понадобится еще и нотариально заверенная копия паспорта. Если документы будут направлены с представителем, то ко всему перечисленному нужно добавить нотариальную доверенность. Ее, как и копию паспорта, можно оформить у нотариуса в то же посещение, когда будет удостоверяться подпись на заявлении.
Шаг 6. Регистрация в ИФНС
Готовый пакет документов передается в ИФНС или МФЦ. На четвертый рабочий день после их приема налоговый орган направляет результат регистрации. Предприниматель получит его на адрес электронной почты. Вариантов может быть два:
- ИП зарегистрировали — тогда ему придет лист записи ЕГРИП;
- в регистрации отказано — тогда он получит обоснованное решение об отказе.
Причины отказа бывают разные, но обычно это связано с оформлением заявления или недочетами в иных документах. В таком случае можно будет в течение 3 месяцев подать на регистрацию повторно, исправив все ошибки. Уплачивать госпошлину еще раз не требуется. Но исправиться можно будет только один раз, за третью попытку регистрации вновь придется платить.
Итак, мы рассмотрели, что нужно обдумать и сделать для открытия ИП по грузоперевозкам. Теперь уделим внимание особо важному моменту — выбору налоговой системы. В идеале это надо сделать заранее. Налоговая нагрузка на разных режимах очень различается, и прибыль от бизнеса не в последнюю очередь будет зависеть от налогов. Но сначала надо определить, какие расходы потребует будущий бизнес.
Какие затраты предстоят в вашем бизнесе
Для грузоперевозок подходят несколько систем налогообложения, но какая из них более выгодна? Это надо просчитать исходя из условий бизнеса. Но прежде о том, какие основные статьи затрат ожидают при грузоперевозках. Вот их список:
- аренда авто;
- техобслуживание, ремонт;
- амортизация;
- бензин;
- расходы на страхование машин;
- зарплата водителям;
- налоги и страховые взносы.
В современных экономических условиях считается хорошим результатом, если отношение прибыли к выручке составляет 15-20%. Для расчета будем ориентироваться на нижний порог — 15%. То есть примем за данность, что доля расходов составит примерно 85% от выручки. Но эта цифра условна, ее точное значение будет зависеть от множества факторов.
В частности, перед тем как открыть ИП для грузоперевозок и выбрать налоговый режим, нужно понимать, на своей машине будет осуществляться работа или авто будет куплено, взято в аренду либо в лизинг. От этого во многом будут зависеть затраты.
Данные для расчета налоговой нагрузки
Предприниматель Никитин Иван Иванович из города Пушкино Московской области решил заняться услугами по перевозке грузов. У него 2 автомобиля и 1 наемный сотрудник. В таблице 1. показаны исходные данные для расчета налогов этого ИП на разных системах.
Таблица 1. Данные для расчета нагрузки ИП Никитина
Параметр | Значение (в месяц) | Значение (в год) |
---|---|---|
Выручка | 650 000 руб. | 7 800 000 руб. |
Общий размер расходов | 550 000 руб. | 6 600 000 руб. |
Прибыль ИП | 100 000 руб. | 1 200 000 руб. |
Количество машин | 2 | |
Взносы за работника | 10 000 руб. | 120 000 руб. |
Фиксированные взносы ИП за 2021 год | 40 874 руб. | |
Взносы с суммы дохода более 300 000 руб. | (7 800 000 — 300 000) х 1% = 75 000 руб. |
Выбор налогового режима
Режимов, доступных для ИП, существует несколько. По умолчанию применяется основная система, но она очень сложная и в большинстве случаев невыгодная. Поэтому предприниматели обычно выбирают один из специальных режимов. У каждого своего правила расчета налоговой базы и порядок учета взносов, уплаченных на страхование. Ниже отражены особенности, которые нужно учитывать при расчете.
УСН Доходы минус расходы
Условия применения УСН таковы:
- не более 100 работников;
- доход в год — не более 150 млн рублей;
- остаточная стоимость имущества — также не более 150 млн рублей.
Налоговая база при таком объекте обложения равна разнице между выручкой и затратами: 7 800 000 — 6 600 000 = 1 200 000 рублей. Страховые взносы учитываются в составе расходов.
Это полезно
УСН Доходы
Условия применения этого режима такие же, как описано выше. Налоговой базой является вся выручка ИП, расходы не учитываются. Из суммы налога можно вычесть страховые взносы, которые предприниматель уплатил за себя и за работника. Однако уменьшить налог можно не более, чем на 50%. В примере сумма вычета составит: 40 874 + 75 000 + 120 000 = 235 874 рубля.
Патент (ПСН)
Налог при ПСН равен стоимости патента и составляет 6% от потенциального дохода ИП по данному виду деятельности на конкретной территории. Значение этого дохода устанавливается муниципальной администрацией. Для определения размера платы за патент у ФНС есть специальный сервис.
Обратите внимание! С 2021 года предприниматели на ПСН могут уменьшать налог (стоимость патента) на сумму страховых взносов, уплаченных за себя и своих работников. Правила такие же, как для ИП на УСН с объектом «доходы».
Для ИП из примера на весь 2021 год патент на грузоперевозки будет стоить 69 240 рублей до вычета взносов. Поскольку ИП с работниками, то стоимость патента можно уменьшить за счет страховых отчислений на 50%. Поэтому к оплате будет 34 620 рублей.
Кроме описанных режимов существует еще один — НПД, что расшифровывается как налог на профессиональный доход. Но имеет ряд ограничений, например, максимальный доход — не более 2,4 млн рублей, запрет на привлечение работников. Поэтому для ИП из нашего примера он не подходит.
Сравнение систем налогообложения
В Таблице 2 мы свели суммы налогов для ИП по грузоперевозке на разных специальных режимах.
Таблица 2. Сравнение налоговой нагрузки на разных режимах
Налоговая база | Ставка | Сумма налога до вычета | Сумма вычета | Сумма налога к уплате | |
---|---|---|---|---|---|
УСН Доходы | 7 800 000 | 6% | 468 000 | 234 000* | 234 000 |
УСН Доходы – расходы | 1 200 000 | 15% | 180 000 | — | 180 000 |
Патент | 6% | 69 240 | 34 620* | 34 620 |
* К вычету можно принять не более 50% от налога, поскольку у ИП есть работники.
Наиболее выгодным вариантом в нашем примере является покупка патента. Но нужно учитывать, что его стоимость в других регионах может быть выше. Например, в Санкт-Петербурге патент для грузоперевозок на тех же условиях стоил бы 96 000 рублей.
Что касается УСН, то в данном случае более предпочтительным выглядит выбор объекта «Доходы — расходы». Но если предпринимателю удастся выстроить бизнес так, что доля расходов будет не более 70% от выручки, то станет целесообразным уплачивать налог по ставке 6% и не учитывать затраты.
Итак, мы рассмотрели, как открыть ИП по грузоперевозкам. А также разобрали подход к выбору налогового режима. И если в первом вопросе все довольно просто, то во втором много нюансов, от которых зависит решение. Единственный правильный способ — рассчитать налоговую нагрузку на каждом режиме для своего случая.
Налогообложение для грузоперевозок в 2021 году
На ЕНВД могли работать практически все грузоперевозчики малого и среднего бизнеса. А вот в связи с отменой вмененки выбор остался у всех разный. Для юрлиц доступна только дорогая платная трасса «УСН-2021». А вот предпринимателям дали зеленый свет на Патент — теперь он доступен независимо от маршрутов доставки в пределах РФ. Как сэкономить при переходе на упрощенку и не потерять Патент, расскажем в статье.
Что вы узнаете
Как рассчитать налоги по УСН
На упрощенке два варианта расчета налога:
- Доходы
- Доходы-Расходы
Выбрать можно только один вариант, а изменить — не чаще 1 раза в год.
Упрощенка с объектом Доходы-Расходы
С точки зрения элементарной математики вариант «Доходы-Расходы» выгоднее, когда расходы больше 60% от выручки. Но не все подряд затраты могут уменьшать налог. «Солярка подешевле по чужой заправочной карте» или «запчасти по себестоимости от приятеля» реальными расходами не станут, хоть деньги на них потрачены настоящие. По факту такой налог выбирают компании, где строгий бухгалтер следит за тем, чтоб по каждому истраченному литру топлива были:
- -заправок, от водителей, от диспетчера.
Выбор этого варианта означает ведение полноценного учета, т.к. иначе налог правильно не посчитать.
Но если требования НК учет усложняют, то современные учетные системы помогают упросить: распознавание первички по сканам, авторасчет налога, заполнение книги и декларации и многое другое.
Упрощенка с объектом Доходы
По-настоящему упрощенный режим с элементарным расчетом. Расходы подтверждать и проверять не нужно. Можно уменьшить сумму налога на фиксированные взносы ИП и взносы в зарплаты. Из обязательного в налоговом учете — только книга и декларация. Но и в этом случае рекомендуем учитывать в программе — это быстрее, проще и следить за изменениями закона не потребуется.
Понятная онлайн-бухгалтерия для упрощенки
На чем сэкономить при переходе на УСН
При переходе на УСН можно не учитывать в доходах:
- предоплату 2020 года за рейсы 2021 года;
- оплату в 2021 за перевозки 2020 года.
Позволить это могут лишь те, кто подтвердит факты. Например, актами сверки с покупателями, чеками ККТ с признаком аванс/кредит.
И, наоборот, в расходах можно увеличить на стоимость:
- топлива и запчастей на складе — в момент их расходования в 2021 году;
- услуги автосервисов, стоянок, полученные в 2021, но оплаченные заранее в 2020 году;
- остаточную стоимость вашего автомобиля, купленного не позже 5-10 лет назад (в зависимости от вида машины).
Экономия на расходах актуальна для объекта УСН Доходы-Расходы. Наличие документов, подтверждающих оплату и получение обязательно. Если в период вмененки нигде учет не вели, то будет достаточно только зафиксировать долги, стоимость складских остатков и машины на начало года, а учетная система сама сэкономит налоги на таких операциях.
Кому доступен Патент
Достаточно одного патента, если договор на перевозку заключен в субъекте РФ, где этот патент получен. Так разрешают поступать последние разъяснения ФНС в письме от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@.
Например, ИП, получивший в Москве патент на оказание автотранспортных услуг по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства, заключил в Москве с разными лицами договоры на перевозку грузов: по первому договору перевозка груза из Москвы в Санкт-Петербург, по второму договору перевозка груза из Московской области в Калугу, по третьему договору перевозка груза из Владимира в Ярославль. В указанном случае ИП не нужно получать дополнительные патенты.
Но в любой момент нужно быть готовым обосновать свое право на единственный патент. Как мы знаем, не всегда заказчик или диспетчер готовы оформить договор с нужным вам регионом.
Тут можно «подстраховаться»:
- Покупайте патент в основном регионе присутствия. Где зарегистрирован ИП или нанятые работники, где открыли офис с менеджерами или арендовали автостоянку.
- Пишите в договорах грузоперевозки место заключения — регион, где купили патент. Обычно оно указывается на первом листе договора, рядом с датой.
- Подчеркивайте в любых фактах деятельности привязку к территории патента. Например, укажите на сайте место деятельности — регион патента. Откройте расчетный счет в местном отделении банка, купите сим-карту в своей области. Храните местные чеки на бензин, СТО.
- Ведите книгу доходов по Патенту. Во-первых, этого требует закон. Во-вторых, вам будет проще контролировать свой учет.
Как доказать право на патент
Если налоговая однажды затребует пояснения, письменно объясните, почему используете один патент: «Оказываю услуги на территории субъекта, в котором получен патент. Договоры на грузоперевозки заключаю на территории этого региона, что соответствует правовой позиции, изложенной в Письмах Минфина от 11.10.19 № 03-11-11/78446, от 28.06.19 № 03-11-11/47410, от 14.06.19 № 03-11-11/43299, от 07.12.20 № 03-11-11/106476, от 26.11.20 № 03-11-11/103163, Письме ИФНС от 29 декабря 2020 г. № КВ-4-3/21782@ и судебной практике». Приложите письма, решение суда, несколько договоров на грузоперевозки с правильным местом оказания услуг.
К сожалению, Патент до сего дня был не самой популярной системой и прецедентов, судов и разъяснений крайне мало в юридической практике.
ИП по грузоперевозкам какую налоговую систему выбрать в 2021 году
Выбор грузоперевозок как вида коммерческой деятельности ИП требует тщательного изучения нюансов. До начала деятельности определяются панируемые объемы перевозок и условия, необходимые для постановки учета. От масштаба бизнеса зависит количество единиц техники, численность работников, система налогообложения. При оказании услуг ИП использует собственные транспортные средства или арендуемую технику.
Начало ведения деятельности
Физическое лицо имеет право осуществлять грузоперевозки после регистрации организационной формы ИП. Необходимо соблюсти определенную очередность действий:
- Оформление ИНН при отсутствии ранее присвоенного номера. ИНН предоставляет регистрирующий орган ИФНС на основании заявления лица. При открытии ИП и отсутствии ИНН номер присваивается в безусловном порядке, без заявления.
- Открытие ИП. Регистрация осуществляется на основании заявления формы Р21001. К заявлению прилагаются копия паспорта и свидетельства ИНН (при наличии), платежный документ об оплате госпошлины.
- Выбор оптимальной системы налогообложения. Для использования специального режима заявление на его применение представляют при открытии ИП. Лицо, не заявившее о применении специального режима, использует ОСНО.
Далее ИП необходимо зарегистрировать (при желании) печать, открыть расчетный счет в банке, получить письма с кодами статистики, номерами регистрации в фондах.
Коды, используемые при грузоперевозках
Планируемый вид деятельности ИП по грузоперевозкам необходимо обозначить в ИФНС. При наличии оформленного ИП с отсутствием в учетной карточке соответствующего ОКВЭД необходимо внести изменения. В регистрирующий орган представляется заявление формы Р24001 с дополнением перечня кодов ОКВЭД, указывающих на используемые виды коммерческой деятельности.
Верно выбранный код имеет значение при лицензировании. Для определения кода используется информация справочника ОКВЭД 2 (ОК 029-2014). Ранее утвержденный классификатор не действует. Преимущественный вид деятельности отмечается как основной код. При внесении изменений допускается смена основного вида.
ИП, планирующий занятие грузоперевозками, должен заявить о ведении деятельности в соответствии с используемыми в 2021 году ОКВЭД 49.41 или 49.42.
Код ОКВЭД | Характеристика | Дополнение |
49.41 | Деятельность автомобильного грузового транспорта, включая грузоперевозку специализированным или неспециализированным ТС и аренду грузового транспорта с водителем | Предусматривает перевозку всех видов грузов, в том числе опасных, специального назначения, контейнеров и других |
49.42 | Предоставление услуг по перевозкам грузов | Включает услуги при переезде, оказываемые юридическим или физическим лицам |
Путевой лист, обязательный при эксплуатации транспорта
Услуги ИП по грузоперевозкам сопровождаются выпиской документов, основным из которых является путевой лист. Документ выписывается водителю на срок от 1 дня до 1 месяца. На основании данных путевых листов рассчитываются расход топлива и других видов ГСМ, показатели оплаты труда водителей. Документ обязателен и в случае управления транспортом самим ИП. В учете традиционно применяются унифицированные формы 4-С, 4-П, ПГ-1.
На основании положений Приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152 предприятие имеет право применять самостоятельно разработанные бланки путевых листов. ИП может взять за образец унифицированную форму, видоизменив бланк под условия ведения деятельности. Основным условием применения собственных бланков является наличие обязательных реквизитов.
Информация путевого листа может быть дополнена сведениями о специфике грузоперевозки, заказчиках. Документ относится к формам первичного учета, подлежит хранению в ИП на протяжении 5 лет.
Иные обязательные документы по грузоперевозкам
В дополнение к путевому листу водитель должен иметь:
- Водительское удостоверение.
- Паспорт транспортного средства.
- Страховой полис об обязательной автогражданской и другой добровольной ответственности.
- Договор о трудоустройстве к ИП в качестве водителя-экспедитора. Допускается предъявление копии договора. При отсутствии договора необходимо иметь доверенность на право управления транспортом.
- Товарно-транспортная накладная (ТТН), если осуществляется перевозка грузов ИП или юридического лица. В документе отражаются реквизиты сторон, места отправки и приема груза, характеристика перевозимого товара, вес и другие дополнительные данные. Может служить основанием для оприходования груза.
- Транспортная накладная (ТН). Подтверждает правомочность грузоперевозки, содержит только транспортный раздел. Документ содержит особые отметки грузоотправителя.
- Поручение экспедитору, устанавливающее перечень услуг.
- Экспедиторская, складская расписка, доверенность на груз.
- Разрешение на транспортировку груза с особыми характеристиками – негабаритного, опасного товара.
В комплект водителя входят другие сопроводительные документы, определяемые видом перевозимого груза. При перевозке продуктов необходим санитарный паспорт, животных – ветеринарный паспорт, спиртосодержащей продукции – справка к ТТН и другие документы.
Формы налогообложения при грузоперевозках
ИП при осуществлении грузоперевозок имеет право выбрать один из разрешенных видов налогообложения. Применяются:
- Общеустановленная система. Имеет самый объемный документооборот, применяется при необходимости предъявления заказчику счетов-фактур с выделением НДС. Ставка основного налога НДФЛ составляет 13%. Отсутствуют ограничения по числу единиц транспорта, численности работников.
- Упрощенная система. Позволяет выбрать одну из 2 схем налогообложения, отличающихся ставками и необходимостью учета расходов. Применяется ставка 6 или 15%. Предусмотрены ограничения по выручке (150 млн рублей) и численности работников (100 человек). Ограничение по стоимости имущества на ИП не распространяется в связи с признанием его собственностью физлица. . Удобный режим для грузоперевозок, не требующих ведения большого числа первичной документации. Режим характеризуется вмененным доходом, сумма которого зависит от числа эксплуатируемых транспортных средств. Минусом системы является необходимость уплаты налога с момента постановки на учет в качестве плательщика ЕНВД и до дня снятия с учета. Имеет ограничения по числу ТС (20 транспортных единиц) и наемных работников (100 человек).
- ПСН. Применяется только ИП путем приобретения патента. Сумма платежа по ставке 6% зависит от предполагаемого дохода, установленного в регионе. Предприниматель самостоятельно выбирает период действия патента на срок от 1 до 12 месяцев в течение года. Имеет предельный лимит по выручке (60 млн рублей) и численности (15 человек). Количество транспортных средств не ограничено. Деятельность ведется на территории региона оформления патента.
Системы ЕНВД и ПСН используются, если в регионе применяются режимы по выбранному виду деятельности. Начиная с 2021 года специальный режим ЕНВД будет отменен.
По мнению Министра Финансов РФ, режим ЕНВД оказался не самым эффективным с точки зрения работы.
Министр Финансов РФ А.Г.Силуанов
Момент перехода на планируемую систему налогообложения определяется выбранным ИП режимом. Переход на УСН осуществляется при открытии ИП или с начала календарного года, использование ЕНВД допускается с любой даты. ОСНО применяется по умолчанию, режим может совмещаться по отдельным видам деятельности с ЕНВД, ПСН.
Санкции, налагаемые при нарушении требований перевозок
Статьями 12.3 и 12.31.1 КоАП предусмотрены санкции, налагаемые на ИП в форме административного штрафа.
Важно! При выявлении нарушений у ИП, попадающий под санкции ст. 12.31.1 КоАП, размер штрафа совпадает суммами, налагаемыми на юридических лиц.
Статья КоАП | Нарушение | Сумма штрафа |
П. 1 ст. 12.3 | Отсутствие у водителя документов на право управления ТС | 500 рублей (возможно предупреждение) |
П. 2 ст. 12.3 | Отсутствие у водителя путевого листа или документов ТТН | 500 рублей (или предупреждение) |
П. 2.1 ст. 12.3 | Перевозка грузов без права осуществления деятельности | 5 000 рублей на водителя |
Ошибки, допускаемые в учете грузоперевозок
Ошибка № 1. В учете ИП по грузоперевозкам часто требуется учет расходов. Документально подтвержденные и экономически оправданные расходы используются при расчете базы для налогообложения. Ошибочным является мнение, что списание затрат на топливо можно производить по фактическим расходам. При списании требуется учитывать нормы расходов и фактический пробег ТС. Если расход топлива превышает норму технической документации, необходимо учитывать данные контрольного пробега.
Ошибка № 2. ИП, использующий общую систему, часто не имеют договоров с компаниями, нуждающимися в НДС поставщика услуг. ИП продолжает выделять НДС. Ошибочная позиция. ИП, имеющее небольшие обороты по перевозкам, могут заявить об освобождении от налогообложения НДС.
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос № 1. Требуется ли ИП оформление лицензии на предоставление услуг грузоперевозок?
Лицензия, выдаваемая Министерством транспорта и связи, необходима при осуществлении перевозок за пределами страны или особо опасных грузов. В остальных случаях транспортировка производится без дополнительного разрешения.
Вопрос № 2. Необходимо ли указывать ОКВЭД по грузоперевозкам, если ИП планирует предоставлять грузовой транспорт в аренду?
Сдача автотранспорта в аренду у арендодателя не признается осуществлением грузоперевозок.
«Нужен ли договор на оказание транспортных услуг с самозанятым и выгодно ли стать грузоперевозчиком на НПД»
Чтобы понять, попадают ли грузоперевозки под самозанятость , нужно внимательно разобрать формулировки в законе.
Лицо , занимающееся грузоперевозками по закону считается перевозчиком. А перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель , который принимает на себя по договору обязательства по перевозке пассажиров или грузов и багажа. Так сказано в п. 13 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Теперь проверяем ограничения на применение налога на профессиональный доход в ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 Закона N 422-ФЗ. Согласно информации в законодательстве никаких ограничений по виду деятельности нет.
Однако следует помнить, что даже самозанятый ИП не может:
- Зарабатывать более 2 400 000 ₽ в год — если ваш годовой доход обычно превышает эту цифру, самозанятость оформлять не стоит. Как только вы достигнете максимально разрешенного дохода вам придется сняться с учета как самозанятому и стать ИП либо открыть ООО.
- Нанимать сотрудников — такая функция тоже доступна только организациями или индивидуальным предпринимателям.
Так может ли самозанятый заниматься грузоперевозками ? Да, может, но для этого ему придется стать индивидуальным предпринимателем с применением спецрежима «Налог на профессиональный доход».
Грузоперевозки — самозанятый или ИП
Когда лучше открыть ИП
Определиться, какой налоговый режим вам выгоднее помогут ограничения для самозанятых, которые мы описали выше. Если ваша предполагаемая прибыль в год будет выше 2 400 000 ₽, вам определенно лучше сразу открывать ИП без применения НПД. Также индивидуальным предпринимателям на других налоговых режимах доступен найм сотрудников. То есть если вы не хотите заниматься грузоперевозками самостоятельно, а планируете нанимать водителей — ИП на НПД точно не ваш вариант. Логичнее будет сразу выбирать подходящие под ваш бизнес условия для индивидуального предпринимателя.
Однако не стоит забывать о документах — чтобы официально работать самозанятым-водителем, вам необходимо будет подписывать с заказчиками договор на перевозку груза с самозанятыми. Основное, что следует учесть — договор ни в коем случае не должен быть трудовым . Это значит, что устроиться в компанию на постоянную основу и получать фиксированную заработную плату и работать в графике вам будет уже нельзя.
Когда выгодно быть самозанятым водителем
Может показаться, что вопрос в целом несущественный — зачем легализовать свою деятельность и платить налоги ? Давайте разберем, в чем реальная выгода от легальных частных перевозок на примере самозанятости.
Защищаете себя от рисков и форс-мажорных ситуаций на дороге. При любых неблагоприятных ситуациях вы сможете попросить защиты у государства или правоохранительных органов. Нелегальному перевозчику это будет сделать сложнее — могут возникнуть проблемы с законом и при банальной краже или аварии вам сложнее будет получить помощь государства или страховой компании. Более того, у вас возникнут дополнительные траты и проблемы.
Платите налоги только по факту работы, а за простой — ничего. Допустим, вы ударно перевозили грузы 5 месяцев в году, а на остальные 7 месяцев уехали отдыхать и жить на Гоа. Платить НПД вы будете только за те 5 месяцев, что отработали. При этом статус официального водителя-самозанятого у вас никто не отнимет даже за простой. Будучи ИП на других налоговых режимах вам придется оплачивать и время простоя — например, отчислять страховые взносы за год и покрывать стоимость патента.
Вы полностью контролируете свой график и работаете, когда вам удобно. Самозанятость позволяет вам работать на себя — значит, выходные и больничные абсолютно под вашим контролем.
Налоговая ставка ниже, чем у ИП. Самозанятые платят государству 4% от дохода за работу с физическими лицами и 6% от сотрудничества с юридическими лицами. На данный момент в России это самая низкая налоговая ставка на официальную работу в целом.
Отказаться от самозанятости можно в любое время и для этого даже не придется никуда ехать: оформление и снятие с учета проходит удаленно — например, через приложение «Мой налог». Никакой бумажной волокиты о многочасовых очередей в ФНС,
Ваш заработок становится выше, а клиентская база — больше. Став легальным водителем вы сможете работать с юрлицами и повышать стоимость услуг. Конкуренция на рынке грузоперевозок высокая, а большинство организаций предпочитает работу «в белую», поэтому им выгоднее работать легально.
Заказы при этом вы прикрепляете договором на перевозку груза с самозанятым — в нем нет ничего сложного. Давайте разберемся, как составлять такой договор.
Договор с самозанятым водителем грузового автомобиля — образец
Ранее мы выпускали статью о том, как составить классический договор ГПХ с самозанятым — « Договор с самозанятым: как оформить отношения с самозанятым юридическому лицу ». Здесь есть основная информация и общий образец. Как выглядит образец договора на оказание транспортных услуг самозанятым ? По факту он ничем не отличается от стандартного договора ГПХ. Единственное, что нужно учесть — это внимательно прописать все условия сделки:
- сроки доставки;
- стоимость вашей работы;
- дополнительные условия по вашим пожеланиям или требованиям заказчика.
Стоит помнить, что помимо договора с самозанятым водителем грузового автомобиля для транспортных перевозок существуют дополнительные документы.
Какие еще документы нужны самозанятым перевозчикам
Путевой лист. Водителям грузовых автомобилей необходим путевой лист. В нем будет информация о собственнике транспорта, отметка о исправности вышедшего в рейс ТС и о том, что водитель прошел обязательное медицинское обследование — то есть здоров и может управлять ТС.
Правила заполнения путевого листа изменились с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года по Приказу Минтранса России от 11.09.2020 № 368 .Оформлять путевой лист нужно при каждой поездке и по новым правилам указывать в нем:
- вид сообщения — городское, пригородное, междугороднее;
- вид перевозки — регулярные или по заказу — в случае с самозанятостью выбирать нужно «по заказу».
Товарно-транспортная накладная. Нужна при перевозке грузов от юридических лиц — товарно-материальных ценностей. Эти документы вам нужно будет запрашивать у заказчика перед поездкой.
Удостоверение, ПТС и страховка. Это стандартные документы для любых перевозок, они у вас обязательно должны быть.
За отсутствие любого из вышеперечисленных документов по закону положен штраф 500 ₽. — за их отсутствие положен штраф 500 ₽.
Какие правила для самозанятого водителя грузов нужно запомнить
❌ Грузоперевозками может заниматься только самозанятый водитель лично — нанимать третьих лиц нельзя. За нарушение закона может быть взыскан штраф и лишение статуса самозанятого.
✅ Можно использовать как свой, так и арендованный грузовой автомобиль — это не будет нарушением. Однако указать аренду, как часть расходов на заказ, самозанятый не сможет.
❌ По закону самозанятому нельзя принимать платежи за грузы в интересах третьих лиц. Для этого нужен кассовый аппарат именно продавца товаров. То есть принимать чужие деньги за чужие грузы самозанятому нельзя.
Как зарегистрировать самозанятость, не выходя из дома и начать больше зарабатывать в качестве грузоперевозчика
- Зарегистрируйте ИП на сайте Госуслуги .
- Скачайте мобильное приложение или войдите в браузерную версию сервиса « Мой налог » от Федеральной Налоговой Службы
- Либо зарегистрируйте самозанятость в онлайн-приложении вашего банка, если он предоставляет такую услугу.
Ещё вы можете зарегистрироваться в сервисе Самозанятые.рф — Кошелек. Мы официально сотрудничаем с ФНС — при регистрации вы можете встать на учет в качестве самозанятого, но при этом еще и использовать нашу систему для удобных расчетов и оформления документов с заказчиками через приложение Маркетплейсы.
Будьте внимательны при составлении документов, контролируйте свой ежегодный доход в качестве самозанятого и задавайте вопросы — поможем разобраться в тонкостях НПД.
Выгодно ли частникам (ИП, самозанятым) заниматься грузоперевозками?
Начнем с самого главного- ради чего все это затевается? Если не из идейных рассуждений о дороге, просторах и романтике жизни на колесах, а из желания извлечь прибыль, то нужно прежде всего понять, что грузоперевозки являются таким же видом предпринимательской деятельности, которая осуществляется на свой риск и направлена на систематическое получение прибыли.
Самое главное, о чем стоить задуматься в самом начале: какой можно ожидать доход? Даже опытные водители, у которых есть выход на стабильных клиентов, не могут точно сказать, когда их доходы покроют сумму, потраченную на приобретение транспорта. От форс-мажора в виде экономического кризиса или очередного постановления правительства не застрахован никто.
Условно все расходы можно разделить на несколько групп:
- Формально- юридические
- Эксплуатационные
- Непредвиденные и слабо прогнозируемые
К формальным расходам можно отнести: страховые взносы на ИП, обслуживание расчетного счета в банке, транспортный налог страхование транспортного средства, техосмотр, медицинская справа водителя, обслуживание технических средств слежения, оборудованных в машине, блок СКЗИ, карта водителя.
В целях экономии важно также иметь стоянку, на которой водитель- экспедитор может самостоятельно производить базовые ремонтные работы.
Кроме того, если нет постоянных гарантированных отгрузок с заводов с прозрачным планированием перевозок необходимо учитывать расходы на оплату электронного сервиса по поиску грузов.
К эксплуатационным расходам можно отнести расходы на топливо, охраняемые стоянки на трассе и расходы, неразрывно связанные с использованием автомобиля.
К непредвиденным расходам можем отнести внеплановый ремонт, штрафы, ДТП, криминал на дороге (хищение груза, шин и т. п.), и самое главное, риск повреждения или недостачи груза. Стоит напомнить, что ИП несёт ответственность по обязательствам всем своим имуществом, в том числе и тем, которое не используется для предпринимательской деятельности.
Так что же в итоге выгоднее: работать на транспортную компанию или самому искать заказы и крутить баранку?
В пользу наемной работы хочется отметить, что в обязанности коллег- диспетчеров и собственника входит обеспечение загрузки транспортного средства. ИП же чаще привязаны к сезонности перевозок и перебоям в производствах грузоотправителей.
Зачастую частникам сложно конкурировать с транспортными компаниями и предприятиями, которые держат автопарки для собственных нужд (например, для перевозки производимой продукции) , потому что вторые могут себе взять дешевую «обратку», для них это не основной бизнес и ставка за сторонний груз не столь принципиальна.
Резюмируя все доводы, хочется сказать, что предварительно нужно все взвесить, оценить долю обязательных формальных расходов, проанализировать стабильные загрузки по интересным направлениям перевозок, запастись деньгами на случай форс- мажора и, конечно, терпением, потому что практически все клиенты перешли на длительную постоплату (более 30 календарных дней), в связи с чем ясно, что очень быстро и много заработать уже не получится.